☀️ неподвижный годовой круг:
• 13 апреля (31 марта)
• сщмч. Ипа́тия Гангрского (ок. 326)
• прп. Аполло́ния Египетского (IV)
• сщмчч. А́вды Персидского, Вениамина (418–424)
• прп. Ипатия Руфианского (ок. 446)
• прп. Ипатия Печерского (XIV)
• свт. Ионы Московского (1461)
• прп. Филарета (Данилевского) (1841) 📚
• свт. Иннокентия (Вениаминова) Московского (1879) 📚
• сщмч. Иоанна (Блюмовича) (1938)


☦️
Священномученик Ипа́тий Гангрский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий, епи­скоп Ган­гр­ский, был епи­ско­пом го­ро­да Ган­гры в Па­фла­го­нии (Ма­лая Азия). В 325 го­ду он при­ни­мал уча­стие в I Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее, на ко­то­ром бы­ла пре­да­на ана­фе­ме ересь Ария.
Ко­гда в 326 го­ду свя­ти­тель Ипа­тий воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ган­гры, в пу­стын­ном ме­сте на него на­па­ли по­сле­до­ва­те­ли рас­коль­ни­ков Но­ва­та и Фе­ли­цис­си­ма. Ере­ти­ки из­ра­ни­ли его ме­ча­ми и ко­лья­ми и сбро­си­ли с вы­со­ко­го бе­ре­га в бо­ло­то. По­доб­но пер­во­му­че­ни­ку ар­хи­ди­а­ко­ну Сте­фа­ну, свя­ти­тель Ипа­тий мо­лил­ся за уби­вав­ших его. Од­на жен­щи­на-ари­ан­ка уда­ри­ла свя­ти­те­ля кам­нем по го­ло­ве, и он скон­чал­ся. Убий­цы скры­ли те­ло му­че­ни­ка в пе­ще­ре, где его об­на­ру­жил кре­стья­нин, хра­нив­ший там со­ло­му. Опо­знав те­ло епи­ско­па, он по­спе­шил со­об­щить об этом в го­род, и жи­те­ли Гангр с че­стью по­греб­ли мо­щи сво­е­го лю­би­мо­го ар­хи­пас­ты­ря.
По­сле смер­ти мо­щи свя­ти­те­ля Ипа­тия про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми, в осо­бен­но­сти из­гна­ни­ем бе­сов и ис­це­ле­ни­ем бо­лез­ней.
С дав­них пор свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий осо­бо чтил­ся в Рус­ской зем­ле. Так, в 1330 го­ду в Ко­стро­ме был по­стро­ен Ипа­тьев­ский мо­на­стырь, на ме­сте яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем и пред­сто­я­щи­ми свя­ты­ми – апо­сто­лом Филип­пом и свя­щен­но­му­че­ни­ком Ипа­ти­ем, епи­ско­пом Ган­гр­ским. Этот мо­на­стырь впо­след­ствии за­ни­мал зна­чи­тель­ное ме­сто в ду­хов­ной и об­ще­ствен­ной жиз­ни на­ше­го на­ро­да, осо­бен­но в го­ды Смут­но­го вре­ме­ни. Древ­ней­шие спис­ки жи­тия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ипа­тия бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в рус­ской пись­мен­но­сти, и один из них во­шел в со­став Че­ти­их Ми­ней мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия (1542–1564). В этом жи­тии со­хра­ни­лась за­пись о яв­ле­нии Спа­си­те­ля свя­ти­те­лю Ипа­тию на­ка­нуне му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. По­чи­та­е­мо­му свя­то­му со­став­ля­лись мо­лит­вы, по­хваль­ные сло­ва и по­уче­ния в день его па­мя­ти. Бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля Ипа­тия вы­ра­зи­лось и в ли­тур­ги­че­ском твор­че­стве рус­ских ав­то­ров. В XIX ве­ке бы­ла на­пи­са­на но­вая служ­ба свя­щен­но­му­че­ни­ку Ипа­тию, от­ли­ча­ю­ща­я­ся от служ­бы, на­пи­сан­ной пре­по­доб­ным Иоси­фом Сту­ди­том, со­дер­жа­щей­ся в мар­тов­ской Ми­нее.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/291

☦️
Преподобный Аполло́ний Египетский, Фиваидский, пустынник.
Пре­по­доб­ный Апол­ло­ний был сы­ном бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Аиси и Ама­ни. По од­ной вер­сии, у него был стар­ший брат, мо­нах, умер­ший до его рож­де­ния, ко­то­рый яв­лял­ся ему во сне; по дру­гим дан­ным, его ро­ди­те­ли бы­ли без­дет­ны­ми до рож­де­ния Апол­ло­ния.
Пят­на­дца­ти­лет­ним юно­шей он уда­лил­ся во внут­рен­нюю Фива­ид­скую пу­сты­ню, Ниж­ний Еги­пет, вме­сте со сво­им род­ствен­ни­ком Абибом. По­сле 14 лет от­шель­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­ный Апол­ло­ний спо­до­бил­ся Бо­же­ствен­но­го От­кро­ве­ния:
«Апол­ло­ний, чрез те­бя Я по­губ­лю пре­муд­рость пре­муд­рых в Егип­те и ра­зум ра­зум­ных от­верг­ну. Ты нис­про­верг­нешь тех, кто слы­вет муд­ре­ца­ми Ва­ви­лон­ски­ми, и вся­кое идо­ло­слу­же­ние. Сту­пай в ме­ста на­се­лен­ные: от те­бя про­изой­дет Мне на­род, во­ис­ти­ну и во всей пол­но­те рев­ну­ю­щий о бла­ге».
По вну­ше­нию свы­ше во вре­ме­на Юли­а­на От­ступ­ни­ка пре­по­доб­ный пе­ре­шел в ближ­нюю пу­сты­ню и близ Ер­мо­по­ля ос­но­вал оби­тель, в ко­то­рой по­сте­пен­но со­бра­лось око­ло пя­ти­сот ино­ков. Бра­тия мо­на­сты­ря до вку­ше­ния пи­щи при­ча­ща­лась Свя­тых Та­ин, за­тем до ве­че­ра по­уча­лась в Свя­щен­ном Пи­са­нии, а по­сле за­ка­та солн­ца, вку­сив пи­щи, од­ни уда­ля­лись в пу­сты­ню, «пре­да­ва­ясь во мра­ке но­чи бо­го­мыс­лию и раз­мыш­ле­нию о сло­ве Бо­жи­ем», дру­гие оста­ва­лись в оби­те­ли. Ча­сто ино­ки это­го мо­на­сты­ря вку­ша­ли пи­щу один раз в день. Апол­ло­ний по­ри­цал тех, кто при­дер­жи­вал­ся су­ро­вых форм ас­ке­зы: не стриг во­лос или но­сил вери­ги, – ви­дя в этом про­яв­ле­ние тще­сла­вия. При этом сам пре­по­доб­ный был стро­гим пост­ни­ком, вку­шал ва­ре­ную пи­щу толь­ко по вос­кре­се­ньям, а в осталь­ные дни пи­тал­ся толь­ко ди­ки­ми рас­те­ни­я­ми.
Од­на­жды од­но­го из ино­ков на­силь­но ре­кру­ти­ро­ва­ли на во­ен­ную служ­бу и за­пер­ли в тем­ни­це. Апол­ло­ний вме­сте с дру­ги­ми мо­на­ха­ми по­се­тил его в за­клю­че­нии, уте­шил и по­со­ве­то­вал со­хра­нять твер­дость. Сот­ник, узнав про это, силь­но раз­гне­вал­ся и за­клю­чил пре­по­доб­но­го со спут­ни­ка­ми в тюрь­му, при­ста­вив мно­го­чис­лен­ную стра­жу. Од­на­ко в пол­ночь явил­ся Ан­гел Гос­по­день, от­верз две­ри тем­ни­цы, и мо­на­хи бес­пре­пят­ствен­но по­ки­ну­ли ее.
В окрест­но­стях мо­на­сты­ря бы­ло рас­по­ло­же­но око­ло де­ся­ти язы­че­ских по­се­ле­ний. Од­на­жды пре­по­доб­ный ока­зал­ся сви­де­те­лем язы­че­ско­го ри­ту­а­ла: жре­цы в со­про­вож­де­нии тол­пы об­но­си­ли идо­ла по окрест­ным се­ле­ни­ям, «неистов­ствуя на­по­до­бие вак­ха­нок». По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го участ­ни­ки идо­ло­слу­же­ния оста­но­ви­лись и не смог­ли да­лее про­дол­жить ше­ствие. Узнав о при­чине слу­чив­ше­го­ся, мно­гие по­сле­до­ва­ли за Апол­ло­ни­ем, а идол был со­жжен. По­сле это­го слу­чая мно­гие языч­ни­ки ста­ли хри­сти­а­на­ми, а неко­то­рые да­же оста­лись в мо­на­сты­ре. Ско­ро в окрест­но­стях оби­те­ли по­чти не оста­лось языч­ни­ков.
Ко­гда меж­ду дву­мя де­рев­ня­ми близ оби­те­ли по­шли раз­до­ры из-за гра­ниц, пре­по­доб­но­му уда­лось об­ра­тить в Хри­сто­ву ве­ру раз­бой­ни­ка, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, был за­чин­щи­ком ссо­ры, и вос­ста­но­вить мир. В дру­гом слу­чае Апол­ло­ний су­мел предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие меж­ду хри­сти­ан­ской и язы­че­ской де­рев­ня­ми, на­ка­зав пред­во­ди­те­ля языч­ни­ков страш­ной смер­тью. Ко­гда в Фива­и­де слу­чил­ся го­лод, Апол­ло­ний снаб­жал про­дук­та­ми жи­те­лей окрест­но­стей.
Ве­ро­ят­но, пре­по­доб­ный Апол­ло­ний скон­чал­ся око­ло 395 го­да в весь­ма пре­клон­ном воз­расте.
Све­де­ния о свя­том пре­по­доб­ном Апол­ло­нии бы­ли за­пи­са­ны в «Ис­то­рии мо­на­хов», ав­тор ко­то­рой вме­сте со сво­и­ми спут­ни­ка­ми по­се­тил пре­по­доб­но­го неза­дол­го до его кон­чи­ны и про­жил в его мо­на­сты­ре око­ло неде­ли. Све­де­ния о нем так­же во­шли так­же в «Цер­ков­ную ис­то­рию» Со­зо­ме­на, ко­то­рый на­зы­ва­ет ав­то­ром жи­тия пре­по­доб­но­го пред­сто­я­те­ля Алек­сан­дрий­ской Церк­ви Ти­мо­фея. В Копт­ской Церк­ви со­хра­ни­лись древ­ние сви­де­тель­ства об Апол­ло­нии в опи­са­нии пу­те­ше­ствия ав­вы Пав­ла из Ан­ти­нои по еги­пет­ским мо­на­сты­рям , а так­же в ара­бо-яко­вит­ском си­нак­са­ре. Этот си­нак­сарь под 5 эм­ши­ра (30 ян­ва­ря) на­зы­ва­ет Апол­ло­ния «рав­но­ан­гель­ским». Копт­ская Цер­ковь так­же со­вер­ша­ет его па­мять 25 па­о­пе (22 ок­тяб­ря).
Рас­коп­ки на ме­сте ос­но­ван­но­го пре­по­доб­ным Апол­ло­ни­ем мо­на­сты­ря Ба­у­ит от­кры­ли ико­но­гра­фию пре­по­доб­но­го, ко­то­рый ча­сто изо­бра­жа­ет­ся вме­сте с Фибом – воз­мож­но, по­след­ний од­но ли­цо с Абибом, род­ствен­ни­ком и спо­движ­ни­ком Апол­ло­ния.
Пра­во­слав­ные ка­лен­да­ри Во­сточ­ной Рим­ской им­пе­рии ука­зы­ва­ют его па­мять 31 мар­та. Гре­ко­языч­ное жи­тие пред­став­ля­ет со­бой пе­ре­ра­бот­ку по­вест­во­ва­ния о пре­по­доб­ном из «Ис­то­рии мо­на­хов». Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Апол­ло­ния во­шло в спис­ки нестиш­но­го Про­ло­га 2-й ре­дак­ции, со­став­лен­ной на Ру­си не позд­нее кон­ца XII ве­ка, и по­ме­ще­но в Ве­ли­ких Ми­не­ях Че­тьих. По­чи­та­ние свя­то­го Апол­ло­ния так­же су­ще­ству­ет и в ри­мо-ка­то­ли­циз­ме, где его па­мять со­вер­ша­ет­ся 25 ян­ва­ря.

☦️
Священномученик А́вда Персидский, епископ.
Свя­ти­тель Ав­да был епи­ско­пом в Пер­сии. За раз­ру­ше­ние хра­ма ог­не­по­клон­ни­ков он был при­ве­ден на суд к пер­сид­ско­му ца­рю Из­де­гер­ду I (401–402), ко­то­рый по­ве­лел вос­ста­но­вить храм. Ко­гда епи­скоп Ав­да от­ка­зал­ся, царь ве­лел во­и­нам раз­ру­шить все хри­сти­ан­ские хра­мы, пре­сле­до­вать хри­сти­ан и пре­да­вать их на му­че­ния. Пер­вым му­че­ни­ком стал свя­той Ав­да, ко­то­рый по­сле дол­гих ис­тя­за­ний был обез­глав­лен. Через трид­цать дней бы­ли каз­не­ны и дру­гие му­че­ни­ки. В их чис­ле на­хо­дил­ся диа­кон Ве­ни­а­мин, пре­тер­пев­ший осо­бен­но страш­ные ис­тя­за­ния.

Свя­щен­но­му­че­ни­ки скон­ча­лись в 418 или 424 гг. в древ­нем пер­сид­ском го­ро­де Сузе.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/294

☦️
Священномученик Вениами́н Персидский, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин Пер­сид­ский († ок. 418–424) об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­же­ство пер­сов-языч­ни­ков и за рев­ность к еван­гель­ской про­по­ве­ди по­стра­дал вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми в Пер­сии.
Во вре­мя го­не­ний ша­хан-ша­ха Из­ди­гер­да I (399–421), ко­то­рые на­ча­лись каз­нью еп. Ав­ды, Ве­ни­а­мин в те­че­ние двух лет пре­бы­вал в за­клю­че­нии. Ви­зан­тий­ский по­сол, при­быв­ший к пер­сид­ско­му дво­ру, про­сил осво­бо­дить его. Сын Изи­гер­да Ва­ра­хран V (421–438) со­гла­сил­ся на это при усло­вии, что Ве­ни­а­мин даст обе­ща­ние боль­ше не про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ство. По­сол по­ру­чил­ся за него, и Ве­ни­а­ми­на от­пу­сти­ли на сво­бо­ду, од­на­ко он про­дол­жал об­ра­щать языч­ни­ков в ис­тин­ную ве­ру. Через год свя­то­го сно­ва схва­ти­ли и при­ве­ли в г. Сузы. Он об­ли­чил язы­че­ские за­блуж­де­ния пе­ред ша­хан-ша­хом и был под­верг­нут же­сто­чай­шим ис­тя­за­ни­ям: под ног­ти стра­даль­ца во­ткну­ли 20 ост­рых спиц, а за­тем пронзили колом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/899

☦️
Преподобный Ипа́тий Руфианский, игумен.
Ро­дил­ся во Фри­гии (Ма­лая Азия) в се­мье адво­ка­та и по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Од­на­жды, ко­гда ему бы­ло во­сем­на­дцать лет, отец на­ка­зал его, по­сле че­го юно­ша по­ки­нул дом и ушел во Фра­кию (Бал­ка­ны). Там он неко­то­рое вре­мя пас скот, а за­тем по­се­лил­ся у пре­сви­те­ра, ко­то­рый обу­чил его пе­нию псал­мов. Вско­ре из­бран­ник Бо­жий при­нял по­стриг в од­ном из мо­на­сты­рей.
Бо­рясь про­тив ис­ку­ше­ния пло­ти, свя­той по­движ­ник про­вел пять­де­сят дней в стро­жай­шем по­сте, а за­тем, по бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля оби­те­ли, вы­пил во вре­мя ве­чер­ни в при­сут­ствии бра­тии ви­но с хле­бом и ис­це­лил­ся от стра­сти.
В по­ис­ках но­во­го ме­ста для по­дви­гов пре­по­доб­ный Ипа­тий по­се­лил­ся с дву­мя дру­ги­ми ино­ка­ми в за­бро­шен­ной Ру­фи­ан­ской оби­те­ли вбли­зи Хал­ки­до­на (Ма­лая Азия). Мо­на­стырь был вос­ста­нов­лен и вско­ре во­круг свя­то­го по­движ­ни­ка со­бра­лось мно­го ино­ков, оби­тель сно­ва ста­ла ду­хов­но про­цве­тать.
В воз­расте со­ро­ка лет пре­по­доб­ный Ипа­тий был из­бран игу­ме­ном и в те­че­ние со­ро­ка лет управ­лял оби­те­лью. Мно­гие ино­ки, под­ра­жая сво­е­му на­став­ни­ку, до­стиг­ли вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. За свою стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и са­мо­от­вер­жен­ную лю­бовь к ближ­ним свя­той Ипа­тий удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ний и ис­це­ле­ний. По его свя­тым мо­лит­вам умно­жал­ся хлеб в оби­те­ли и ис­це­ля­лись мно­гие бес­но­ва­тые, сле­пые, ис­сох­шие и кро­во­то­чи­вые, при­хо­див­шие в мо­на­стырь.
Пре­по­доб­ный Ипа­тий пре­ста­вил­ся око­ло 446 го­да, в воз­расте вось­ми­де­ся­ти лет. На­ка­нуне смер­ти он пред­ска­зал гря­ду­щие бе­ды: опу­сто­ши­тель­ный град, зем­ле­тря­се­ние и на­па­де­ние Атил­лы на Фра­кию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/292

☦️
Преподобный Ипа́тий Печерский, целебник.
Это бы­ло тяж­кое для Ру­си вре­мя, ко­гда по­сле на­ше­ствия пол­чищ ха­на Ба­тыя 1240 го­да «древ­ний Ки­ев ис­чез на ве­ка, ибо сия неко­гда зна­ме­ни­тая сто­ли­ца, мать гра­дов Рос­сий­ских, в че­тыр­на­дца­том и пят­на­дца­том ве­ке пред­став­ля­ла еще раз­ва­ли­ны». Так пи­сал ав­тор «Ис­то­рии Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» Н.М. Ка­рам­зин. Под­верг­лась же­сто­ко­му раз­ру­ше­нию и свя­тая Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель. Ди­кие ор­ды за­во­е­ва­те­лей не по­ща­ди­ли ни ка­мен­ных мо­на­стыр­ских стен, ни церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Пе­чер­ской, ни лю­дей. Ко­го уби­ли, ко­го уве­ли в плен. «Весь мо­на­стырь со все­ми укра­ше­ни­я­ми и ка­мен­ны­ми сте­на­ми до ос­но­ва­ния ис­ко­ре­ни­ша и раз­ме­та­ша». Но свет, о ко­то­ром про­ро­че­ство­вал до­шед­ший до этих мест свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный, воз­си­ял уже на Ки­ев­ских го­рах, и его нель­зя бы­ло по­га­сить. По сло­вам «Си­ноп­си­са» Ин­но­кен­тия Ги­зе­ля, «Ес­ли от зло­че­сти­во­го Ба­тыя и в ко­неч­ное ра­зо­ре­ние свя­тая оби­тель Пе­чер­ская при­шла, и небу по­доб­ная цер­ковь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы чрез мно­гие ле­та пре­бы­ва­ла в за­пу­сте­нии, но в неко­ем при­де­ле, уцелев­шем от по­га­ных, Бо­же­ствен­ныя служ­бы стра­ха ра­ди со­вер­ша­лись втайне. Чер­но­риз­цы же по ле­сам и вер­те­пам ски­та­лись…» Имен­но в это вре­мя пре­по­доб­ный Ипа­тий Це­леб­ник непре­стан­но тру­дил­ся в по­слу­ша­нии мо­на­стыр­ском, днем уха­жи­вая за боль­ны­ми, а но­ча­ми пре­бы­вая в мо­лит­ве и ма­ло ко­гда при­ни­мая сна. Вку­шал он толь­ко хлеб и во­ду, и то в неболь­шом ко­ли­че­стве.
При усерд­ном слу­же­нии от­цам в их бо­лез­нях спо­до­бил­ся пре­по­доб­ный Ипа­тий бла­го­дат­но­го да­ра ис­це­лять бо­лез­ни. Стра­дав­шие от раз­ных неду­гов по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние, при­бе­гая к мо­лит­вен­но­му за­ступ­ни­че­ству свя­то­го Ипа­тия. На нем ис­пол­ни­лись сло­ва пре­по­доб­но­го Пи­ме­на Мно­го­бо­лез­нен­но­го: “Рав­ную на­гра­ду бу­дут иметь бо­ля­щий и слу­жа­щий то­му”. Нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ипа­тия, вра­ча и це­леб­ни­ка, по­чи­ва­ют в Фе­о­до­си­е­вых (Даль­них) пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры. Па­мять его чтит­ся 13 ап­ре­ля, а так­же во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста (с Со­бо­ром всех пре­по­доб­ных Ки­е­во-Пе­чер­ских) и 28 ав­гу­ста (с Со­бо­ром пре­по­доб­ных Ки­е­во-Пе­чер­ских, по­чи­ва­ю­щих в Даль­них пе­ще­рах).

☦️
Святитель Ио́на Московский и всея Руси, митрополит.
Свя­ти­тель Иона (память еще 9 и 28 июня), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в го­ро­де Га­ли­че в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. От­ца бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля зва­ли Фе­о­до­ром. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте юно­ша при­нял по­стриг в од­ном из га­лич­ских мо­на­сты­рей, от­ку­да пе­ре­шел в мос­ков­ский Си­мо­нов мо­на­стырь, где мно­го лет ис­пол­нял раз­лич­ные по­слу­ша­ния. Од­на­жды свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (па­мять 9 июня и 15 июля), по­се­тил Си­мо­нов мо­на­стырь и по­сле мо­леб­на, пре­по­дав бла­го­сло­ве­ние ар­хи­манд­ри­ту и бра­тии, по­же­лал бла­го­сло­вить ино­ков, ис­пол­няв­ших по­слу­ша­ние на мо­на­стыр­ских ра­бо­тах. Ко­гда он при­шел в пе­кар­ню, то уви­дел уснув­ше­го от мно­гих тру­дов ино­ка Иону, пра­вая ру­ка утом­лен­но­го ино­ка бы­ла со­гну­та в бла­го­слов­ля­ю­щем же­сте. Свя­ти­тель Фо­тий про­сил не бу­дить его, бла­го­сло­вил спя­ще­го ино­ка и про­ро­че­ски пред­ска­зал при­сут­ство­вав­шим, что этот мо­нах бу­дет ве­ли­ким свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви и мно­гих на­ста­вит на путь спа­се­ния.
Пред­ска­за­ние свя­ти­те­ля ис­пол­ни­лось. Через несколь­ко лет свя­ти­тель Иона был по­став­лен епи­ско­пом Ря­за­ни и Му­ро­ма.
В 1431 го­ду скон­чал­ся свя­ти­тель Фо­тий. Через пять лет по­сле его смер­ти за доб­ро­де­тель­ную и свя­тую жизнь мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским был из­бран свя­ти­тель Иона. Ко­гда но­во­из­бран­ный мит­ро­по­лит от­пра­вил­ся к пат­ри­ар­ху Иоси­фу II (1416–1439) в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы при­нять по­став­ле­ние на мит­ро­по­лию, то ока­за­лось, что неза­дол­го до то­го зло­муд­рен­ный Ис­и­дор, по про­ис­хож­де­нию бол­га­рин, уже был по­свя­щен на рус­скую мит­ро­по­лию. Недол­го про­быв в Ки­е­ве и Москве, Ис­и­дор от­пра­вил­ся на Фло­рен­тий­ский со­бор (1438), где при­нял унию. Со­бор рус­ских ар­хи­ере­ев и ду­хо­вен­ства низ­ло­жил мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра, и тот вы­нуж­ден был тай­но бе­жать в Рим (где умер в 1462 го­ду). На Все­рос­сий­скую мит­ро­по­лию еди­но­душ­но был из­бран свя­ти­тель Иона. По­свя­ще­ние его по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III (1445–1450) впер­вые со­вер­ше­но рус­ски­ми ар­хи­ере­я­ми в Москве. 15 де­каб­ря 1448 го­да свя­ти­тель Иона всту­пил на мит­ро­по­лию и с ар­хи­пас­тыр­ской рев­но­стью стал утвер­ждать бла­го­че­стие сре­ди па­со­мых, сло­вом и де­лом укреп­ляя пра­во­слав­ную ве­ру в стране. И при сво­ем вы­со­ком сане он по-преж­не­му не остав­лял лич­ных мо­на­ше­ских по­дви­гов. За тру­ды на бла­го Церк­ви Хри­сто­вой свя­ти­тель Иона удо­сто­ил­ся от Бо­га бла­го­дат­но­го да­ра чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. В 1451 го­ду та­та­ры неожи­дан­но под­сту­пи­ли к Москве, со­жгли окрест­но­сти и го­то­ви­лись к на­па­де­нию на го­род. Мит­ро­по­лит Иона с кли­ром со­вер­шал крест­ный ход по сте­нам го­ро­да, со сле­за­ми мо­ля Бо­га о спа­се­нии гра­да и лю­дей. Уви­дев пре­ста­ре­ло­го мо­на­ха Ан­то­ния, ино­ка Чу­до­ва мо­на­сты­ря, ко­то­рый от­ли­чал­ся доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, свя­ти­тель Иона ска­зал: «Сын и брат мой Ан­то­ний! По­мо­лись ми­ло­сти­во­му Бо­гу и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це об из­бав­ле­нии го­ро­да и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан». Сми­рен­ный Ан­то­ний от­ве­тил: «Ве­ли­кий свя­ти­тель! Бла­го­да­рим Бо­га и Пре­чи­стую Его Ма­терь: услы­ша­ла Она мо­лит­вы твои и умо­ли­ла Сы­на Сво­е­го, го­род и все пра­во­слав­ные хри­сти­ане бу­дут спа­се­ны по тво­им мо­лит­вам. Вра­ги ско­ро бу­дут по­беж­де­ны. Толь­ко мне од­но­му суж­де­но от Гос­по­да быть уби­то­му вра­га­ми». Ед­ва ста­рец ска­зал это, как вра­же­ская стре­ла прон­зи­ла его.
Пред­ска­за­ние стар­ца Ан­то­ния сбы­лось: 2 июля, в празд­ник По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ря­дах та­тар про­изо­шло смя­те­ние, и они в неве­до­мом стра­хе и ужа­се об­ра­ти­лись в бег­ство. Свя­ти­тель Иона вско­ре по­стро­ил на сво­ем дво­ре храм в честь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в па­мять из­бав­ле­ния Моск­вы от вра­гов.
Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля Ио­ны по­сле­до­ва­ла в 1461 го­ду. При гро­бе свя­ти­те­ля ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.
В 1472 го­ду мо­щи свя­то­го мит­ро­по­ли­та Ио­ны бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и по­ло­же­ны в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля (празд­но­ва­ние пе­ре­не­се­ния свя­тых мо­щей со­вер­ша­ет­ся 27 мая). Со­бор Рус­ской Церк­ви 1547 го­да уста­но­вил празд­но­вать свя­ти­те­лю Ионе, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, осо­бую па­мять. В 1596 го­ду пат­ри­арх Иов уста­но­вил празд­но­ва­ние свя­ти­те­лю Ионе в со­бо­ре дру­гих Мос­ков­ских свя­ти­те­лей, 5 ок­тяб­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/295

☦️
Преподобный Филаре́т (Данилевский), Глинский, игумен.
(память также 22 сентября)
Вы­со­ко­пре­по­доб­ный по ти­ту­лу и жиз­ни, муж силь­ный сло­вом и де­лом, отец Фила­рет, в ми­ре Фо­ма Да­нилев­ский, совре­мен­ни­ка­ми на­зы­вал­ся «свя­тым стар­цем, од­ним из луч­ших на­сто­я­те­лей сво­е­го вре­ме­ни, ко­е­го ува­жа­ли не толь­ко про­стые мо­на­хи, но и са­мые иерар­хи».
Он ро­дил­ся в 1777 го­ду, вос­пи­ты­вал­ся в до­ме бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей; юно­шей по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру, где усер­ди­ем и чест­но­стью за­слу­жил об­щее ува­же­ние. Там Фо­ма поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми на­чаль­ни­ка Даль­них пе­щер иеро­мо­на­ха Три­фил­лия и иеро­мо­на­ха Ан­то­ния, впо­след­ствии Ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го. Же­лая иметь бо­лее удоб­ства бес­пре­пят­ствен­но слу­жить Бо­гу, он в 1802 го­ду пе­ре­шел в Со­фро­ни­е­ву пу­стынь (Кур­ской епар­хии) под ру­ко­вод­ство ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия, дру­га из­вест­но­го стар­ца Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го. Как зна­то­ка пе­ния, отец Фе­о­до­сий на­зна­чил Фо­му управ­лять пев­чи­ми и в том же го­ду по­стриг в ман­тию с име­нем Фила­ре­та. Ви­дя в но­вопо­стри­жен­ном из­бран­ни­ка Бо­жия, отец Фе­о­до­сий ввел его в близ­кое ду­хов­ное об­ще­ние с со­бою, ука­зы­вал сво­е­му уче­ни­ку все пу­ти к очи­ще­нию ума от по­мыс­лов и к тво­ре­нию непре­стан­ной мо­лит­вы. Се­я­ние бла­го­че­сти­во­го ав­вы па­ло на доб­рую зем­лю и при­нес­ло сто­рич­ный плод. На дру­гой год отец Фила­рет, в сане иеро­ди­а­ко­на, по­став­лен был устав­щи­ком, в ка­ко­вой долж­но­сти нема­ло при­шлось ему пе­ре­не­сти скор­бей от лю­би­те­лей ско­ро­го Бо­го­слу­же­ния. В 1806 го­ду, он воз­ве­ден в сан иеро­мо­на­ха, с на­зна­че­ни­ем бла­го­чин­ным мо­на­сты­ря. Неко­то­рое вре­мя о. Фила­рет жил в са­ду, в от­дель­ной ке­лье. Тут, вда­ли от вся­кой су­е­ты, изу­чал он тво­ре­ния свя­тых отец, де­я­тель­но про­хо­дя все сту­пе­ни ду­хов­но­го вос­хож­де­ния, кои тре­бо­ва­ли от по­движ­ни­ка по­сто­ян­но­го бде­ния, по­ста и мо­лит­вы. Про­свет­лен­ный бла­го­да­тию свы­ше, о. Фила­рет при­об­рел дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния и опы­та, так, что стар­цы ста­ли при­бе­гать к нему за раз­ре­ше­ни­ем сво­их недо­уме­ний. За та­кую жизнь иеро­мо­нах Фила­рет нема­ло по­тер­пел стра­хо­ва­ний от за­вист­ни­ка на­ше­го спа­се­ния и пе­ре­нес раз­лич­ные оскорб­ле­ния от небла­го­на­ме­рен­ных лю­дей. По­сле пят­на­дца­ти­лет­них уси­лен­ных по­дви­гов в Со­фро­ни­е­вой пу­сты­ни отец Фила­рет, по из­бра­нию Глин­ско­го брат­ства, на­зна­чен был на долж­ность на­сто­я­те­ля Глин­ской пу­сты­ни, ку­да при­был 6 июня 1817 го­да. При встре­че его бра­ти­ею слу­чи­лось зна­ме­на­тель­ное про­ис­ше­ствие. Ко­гда отец Фила­рет вы­шел из по­воз­ки, в нее вле­тел рой пчел и усел­ся на его ме­сте. Ви­дя это, бра­тия и сам Фила­рет по­чли сие доб­рым пред­зна­ме­но­ва­ни­ем. Дру­гое пред­зна­ме­но­ва­ние — ви­де­ние од­но­го ино­ка. На­ка­нуне при­бы­тия от­ца Фила­ре­та, он ви­дел боль­шой вос­хо­дя­щий к небу столб, иду­щий от Со­фро­ни­е­вой к Глин­ской пу­сты­ни.
Глин­ская пу­стынь то­гда бы­ла в са­мом жал­ком со­сто­я­нии. Ря­дом стро­гих и бла­го­ра­зум­ных мер но­вый на­сто­я­тель быст­ро воз­вы­сил нрав­ствен­ное со­сто­я­ние Глин­ско­го брат­ства. Глав­ным об­ра­зом он об­ра­щал вни­ма­ние на вновь по­сту­пив­ших. Ибо доб­рое на­ча­ло име­ет ве­ли­кое зна­че­ние на всю по­сле­ду­ю­щую жизнь в мо­на­сты­ре. От но­во­на­чаль­ных о. Фила­рет тре­бо­вал пол­но­го от­се­че­ния сво­ей во­ли и под­чи­не­ния ру­ко­во­дя­щим. Без это­го невоз­мож­но ис­прав­ле­ние стра­стей, по­ро­ков и ху­дых на­вы­ков. Опыт­ный ста­рец знал на ка­кой ни­ве и что на­до се­ять и что ис­треб­лять. Вся­кое тер­ние гор­до­сти ис­тор­гал он си­лою без­услов­но­го по­слу­ша­ния, са­мо­лю­бие — от­се­че­ни­ем во­ли; вы­со­ко­умие — сми­ре­ни­ем; вся­кую ху­дую на­клон­ность и ми­ра се­го при­выч­ки — муд­ры­ми на­став­ле­ни­я­ми; все сор­ное и непо­треб­ное на­учал по­па­лять хра­не­ни­ем уст, тру­да­ми, по­стом и мо­лит­вою.
Та­ким об­ра­зом, ма­ло-по­ма­лу, пе­ре­хо­дя от лег­ко­го к бо­лее труд­но­му, он со вся­кой кро­то­стью и тер­пе­ни­ем очи­щал сор­ную ни­ву сер­дец и удоб­рял ее, на­зи­да­тель­ным уче­ни­ем бо­го­муд­рых от­цов св. Церк­ви. Гос­подь же Иисус Хри­стос, хо­тя­щий всем спа­сти­ся и в ра­зум ис­ти­ны при­и­ти, бла­го­слов­ляя тру­ды его, воз­ра­щал на ни­ве сей бла­го­да­тию Сво­ею бла­го­че­стие и доб­ро­де­те­ли.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-filaret-danilevskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinskij/
• До и после пострига
• О должности духовника, служащего инокиням

☦️
Святитель Инноке́нтий Московский (Вениаминов), митрополит.
Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий (память также 6 октября), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (в ми­ру Иван Ев­се­е­вич По­пов-Ве­ни­а­ми­нов), ро­дил­ся 26 ав­гу­ста 1797 г. в се­ле Ан­гин­ском Ир­кут­ской епар­хии в се­мье по­но­ма­ря. Маль­чик ра­но усво­ил гра­мо­ту и с 7 лет уже чи­тал Апо­стол в церк­ви. В 1806 г. его от­да­ли в Ир­кут­скую се­ми­на­рию. Здесь, как луч­ше­му вос­пи­тан­ни­ку, юно­ше да­ли фа­ми­лию Ве­ни­а­ми­нов в честь по­чив­ше­го Ир­кут­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ве­ни­а­ми­на († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­на к Бла­го­ве­щен­ской церк­ви Ир­кут­ска, а 18 мая 1821 г. – во свя­щен­ни­ка.
С 1823 г. на­ча­лось мис­си­о­нер­ское слу­же­ние бу­ду­ще­го апо­сто­ла Аме­ри­ки и Си­би­ри. 45 лет от­дал свя­ти­тель Ин­но­кен­тий де­лу про­све­ще­ния на­ро­дов Кам­чат­ки, Але­ут­ских ост­ро­вов, Се­вер­ной Аме­ри­ки, Яку­тии, Ха­ба­ров­ско­го края, со­вер­шая свой апо­столь­ский по­двиг в су­ро­вых усло­ви­ях, с боль­ши­ми опас­но­стя­ми для жиз­ни. Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий кре­стил де­сят­ки ты­сяч лю­дей, стро­ил хра­мы, при ко­то­рых ос­но­вы­вал шко­лы и сам обу­чал в них ос­но­вам хри­сти­ан­ской жиз­ни. Мно­го по­мо­га­ло ему в тру­дах зна­ние раз­лич­ных ре­ме­сел и ис­кусств.
Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий был за­ме­ча­тель­ным про­по­вед­ни­ком. Со­вер­шая ли­тур­гии, мо­леб­ны и все­нощ­ные бде­ния, он неиз­мен­но на­став­лял паст­ву. Во вре­мя мно­го­чис­лен­ных по­ез­док свя­ти­тель Ин­но­кен­тий изу­чал язык, быт и нра­вы на­ро­дов, сре­ди ко­то­рых про­по­ве­до­вал. Его тру­ды по гео­гра­фии, эт­но­гра­фии и язы­ко­зна­нию по­лу­чи­ли ми­ро­вую из­вест­ность. Он со­ста­вил ал­фа­вит и грам­ма­ти­ку але­ут­ско-ли­сьев­ско­го язы­ка и пе­ре­вел на него Ка­те­хи­зис, Еван­ге­лие и мно­гие мо­лит­вы. Од­но из луч­ших его про­из­ве­де­ний, «Ука­за­ние пу­ти в Цар­ство Небес­ное» (1833 г.), пе­ре­ве­де­но на раз­ные язы­ки ма­лых на­ро­дов Си­би­ри и вы­дер­жа­ло бо­лее 40 из­да­ний. Бла­го­да­ря тру­дам свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия в 1859 г. впер­вые услы­ша­ли Сло­во Бо­жие и бо­го­слу­же­ние на сво­ем род­ном язы­ке яку­ты.
29 но­яб­ря 1840 г. мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет со­вер­шил по­стри­же­ние от­ца Иоан­на в мо­на­ше­ство с име­нем Ин­но­кен­тий, в честь свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия Ир­кут­ско­го. 15 де­каб­ря ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Кам­чат­ско­го, Ку­риль­ско­го и Але­ут­ско­го. 21 ап­ре­ля 1850 г. епи­скоп Ин­но­кен­тий был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па.
Про­мыс­лом Бо­жи­им 5 ян­ва­ря 1868 г. свя­ти­тель Ин­но­кен­тий стал пре­ем­ни­ком мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та на ка­фед­ре мос­ков­ских пер­во­и­е­рар­хов. Через Свя­тей­ший Си­нод мит­ро­по­лит Ин­но­кен­тий за­кре­пил ве­ко­вой мис­си­о­нер­ский опыт Рус­ской Церк­ви (еще в 1839 г. он пред­ло­жил про­ект улуч­ше­ния ор­га­ни­за­ции мис­си­о­нер­ско­го слу­же­ния). По­пе­че­ни­ем мит­ро­по­ли­та Ин­но­кен­тия бы­ло со­зда­но Мис­си­о­нер­ское об­ще­ство, мос­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь пре­об­ра­зо­ван в мис­си­о­нер­ский, в 1870 г. учре­жде­на Япон­ская Пра­во­слав­ная Ду­хов­ная Мис­сия во гла­ве с ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ла­ем Ка­сат­ки­ным (впо­след­ствии свя­ти­тель Ни­ко­лай Япон­ский, па­мять 3/16 фев­ра­ля), ко­то­ро­му свя­ти­тель Ин­но­кен­тий пе­ре­дал мно­гое из сво­е­го ду­хов­но­го опы­та. Весь­ма пло­до­твор­но бы­ло и управ­ле­ние свя­ти­те­лем Ин­но­кен­ти­ем Мос­ков­ской епар­хи­ей. Его ста­ра­ни­я­ми по­стро­е­на цер­ковь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии.
Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 31 мар­та 1879 г., в Ве­ли­кую суб­бо­ту, и по­гре­бен в Свя­то-Ду­хов­ском хра­ме Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. 6 ок­тяб­ря 1977 г. Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью свя­ти­тель Ин­но­кен­тий про­слав­лен в ли­ке свя­тых. Па­мять его уста­нов­ле­но со­вер­шать два­жды в год: 31 мар­та/13 ап­ре­ля – в день его бла­жен­ной кон­чи­ны и 23 сен­тяб­ря/6 ок­тяб­ря – в день про­слав­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-innokentij-veniaminov

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/
• Автобиографическая записка
• Записка о детском воспитании
• Святое Евангелие от Матфея на алеутском языке
• Речь по наречении во Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня
• Слово второе во Святый Великий пяток
• Слово первое на Великий пяток
• Слово при вступлении в управление московскою паствою, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года
• Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу
• Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру
• Поучения постникам или говельщикам
• Указание пути в Цаpcтво Небеcное
• Письма. Том I
• Письма. Том II
• Письма. Том III
• Духовное Завещание
• Молитвы иерея
• Творения Иннокентия митрополита Московского. Книга первая
• Творения Иннокентия митрополита Московского. Книга вторая
• Творения Иннокентия митрополита Московского. Книга третья

☦️
Священномученик Иоа́нн Блюмович, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1888 го­ду в Вар­ша­ве в се­мье ра­бо­че­го Алек­сандра Блю­мо­ви­ча. В 1918 го­ду Иван Алек­сан­дро­вич пе­ре­ехал с же­ной в Моск­ву. Вско­ре он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. С 1926-го по 1929 год он слу­жил свя­щен­ни­ком в го­ро­де Кри­вой Рог на Укра­ине, а с 1929 го­да – в хра­ме в го­ро­де Оре­хо­ве За­по­рож­ской об­ла­сти. С 1935 го­да он стал слу­жить в По­кров­ском хра­ме в го­ро­де Су­да­ке в Кры­му.
Отец Иоанн был аре­сто­ван 29 июля 1937 го­да и пре­про­вож­ден сна­ча­ла в тюрь­му в Фе­о­до­сии, а за­тем в тюрь­му в Сим­фе­ро­по­ле. Его арест был осу­ществ­лен в рам­ках борь­бы без­бож­но­го го­су­дар­ства с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Но, аре­сто­вав, на­до бы­ло арест обос­но­вать, и на­чаль­ник Су­дак­ско­го от­де­ла НКВД стал до­тош­но рас­спра­ши­вать от­ца Иоан­на о его зна­ко­мых и род­ствен­ни­ках. Не по­до­зре­вая дур­но­го, отец Иоанн рас­ска­зал, с кем зна­ком и кто его род­ствен­ни­ки. На­чаль­ни­ка НКВД ин­те­ре­со­ва­ли в ос­нов­ном зна­ком­ства, имев­шие от­но­ше­ние к до­му от­ды­ха Ми­ни­стер­ства обо­ро­ны. Вы­зван­ные на до­прос сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что свя­щен­ник ча­сто об­щал­ся с ра­бо­чи­ми до­ма от­ды­ха, го­во­рил им о ве­ре в Бо­га, и это при­ве­ло к то­му, что мно­гие из них кре­сти­лись. Вы­яс­нив, что сын свя­щен­ни­ка про­жи­ва­ет в Поль­ше, на­чаль­ник Су­дак­ско­го от­де­ла еще бо­лее утвер­дил­ся в на­ме­ре­нии предъ­явить свя­щен­ни­ку об­ви­не­ние в шпи­о­на­же. Но отец Иоанн это об­ви­не­ние ка­те­го­ри­че­ски от­верг.
9 ок­тяб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли мест­но­го му­зы­кан­та, ра­бо­тав­ше­го пи­а­ни­стом в са­на­то­ри­ях Су­да­ка, и угро­за­ми при­ну­ди­ли его под­пи­сать, что свя­щен­ник По­кров­ской церк­ви Иоанн Блю­мо­вич за­ни­ма­ет­ся шпи­он­ской де­я­тель­но­стью и за­вер­бо­вал его в фа­шист­ско-шпи­он­скую ор­га­ни­за­цию, дей­ству­ю­щую в ин­те­ре­сах Гер­ма­нии, по­сколь­ку сам пи­а­нист был по на­цио­наль­но­сти нем­цем.
Меж­ду свя­щен­ни­ком и лже­сви­де­те­лем бы­ла устро­е­на оч­ная став­ка, на ко­то­рой лже­сви­де­тель, за­явил, что под­твер­жда­ет, что «он Блю­мо­ви­чем был за­вер­бо­ван в контр­ре­во­лю­ци­он­ную фа­шист­скую шпи­он­скую ор­га­ни­за­цию, бу­дучи у него на квар­ти­ре в кон­це мар­та 1937 го­да».
– Вы при­зна­е­те, что вы его за­вер­бо­ва­ли в шпи­он­скую фа­шист­скую ор­га­ни­за­цию? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил отец Иоанн.
10 фев­ра­ля 1938 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 14 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Блю­мо­вич был рас­стре­лян 13 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на окра­ине Сим­фе­ро­по­ля.


Жития
Писание