☀️ неподвижный годовой круг:
• 2 апреля (20 марта)
• мц. Фоти́ны (Светланы), мчч. Виктора (Фоти́на), Иоси́и, Севастиа́на, мцц. Анато́лии, Фото́, Фоти́ды, Параскевы, Кириа́кии, Домни́ны (ок. 66)
• мцц. Александры, Клавдии, Евфра́сии, Матро́ны, Иулиа́нии, Евфи́мии, Феодо́сии (Феодо́ры) (310)
• прпп. Иоанна, Сергия, Патри́кия и др. (во обители св. Са́ввы убиенных) (796)
• свт. Никиты Аполлониадского (ок. 813–820)
• прп. Евфроси́на Синозерского, Новгородского (1612)
• сщмч. Владимира (Пиксанова) (1918)
• сщмч. Василия (Соколова) (1938)


☦️
Мученица Фоти́на (Светла́на), ее сыновья мученики Ви́ктор (Фоти́н) и Иоси́я, мученицы Анато́лия, Фото́, Фоти́да, Параске́ва, Кириа́кия, Домни́на и мученик Севастиа́н.
Свя­тая му­че­ни­ца Фо­ти­на бы­ла той са­мой са­ма­рян­кой, с ко­то­рой бе­се­до­вал Спа­си­тель у ко­лод­ца Иа­ко­вле­ва (Ин.4:5-42). Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Неро­на (54–68), про­явив­ше­го чрез­вы­чай­ную же­сто­кость в борь­бе с хри­сти­ан­ством, свя­тая Фо­ти­на жи­ла в Кар­фа­гене со сво­им млад­шим сы­ном Иоси­ей и там без­бо­яз­нен­но про­по­ве­до­ва­ла Еван­ге­лие. Ее стар­ший сын Вик­тор храб­ро сра­жал­ся в рим­ских вой­сках про­тив вар­ва­ров и за свои за­слу­ги был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­род Ат­та­лию (Ма­лая Азия).
Гра­до­на­чаль­ник Ат­та­лии Се­ва­сти­ан при встре­че со свя­тым Вик­то­ром ска­зал ему: «Я знаю до­сто­вер­но, что ты, твоя мать и твой брат – по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Хри­ста. Но я по-дру­же­ски со­ве­тую те­бе – под­чи­нись во­ле им­пе­ра­то­ра, за это бу­дешь по­лу­чать иму­ще­ство хри­сти­ан, ко­то­рых ты до­ста­вишь нам. Тво­им же ма­те­ри и бра­ту я на­пи­шу, чтобы они не про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста от­кры­то. Пусть тай­но ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру». Свя­той Вик­тор от­ве­тил: «Я сам хо­чу быть про­по­вед­ни­ком хри­сти­ан­ства, как мои мать и брат». На это Се­ва­сти­ан от­ве­тил: «О Вик­тор, все мы хо­ро­шо зна­ем, ка­кие бед­ствия ожи­да­ют за это те­бя, мать и бра­та тво­е­го». По­сле этих слов Се­ва­сти­ан вдруг по­чув­ство­вал острую боль в гла­зах, из­ме­нил­ся в ли­це и оне­мел.
Три дня про­ле­жал он сле­пой, не про­из­но­ся ни сло­ва. На чет­вер­тый день неожи­дан­но он гром­ко про­из­нес: «Толь­ко ве­ра хри­сти­ан ис­тин­на, нет дру­гой ис­тин­ной ве­ры!» На­хо­див­ше­му­ся ря­дом свя­то­му Вик­то­ру Се­ва­сти­ан ска­зал: «Ме­ня при­зы­ва­ет Хри­стос». Вско­ре он кре­стил­ся и тот­час же про­зрел. Слу­ги свя­то­го Се­ва­сти­а­на, сви­де­те­ли чу­да, кре­сти­лись по при­ме­ру сво­е­го гос­по­ди­на.
Слу­хи о про­ис­шед­шем до­шли до Неро­на, и он при­ка­зал при­ве­сти хри­сти­ан к нему на суд в Рим. То­гда Сам Гос­подь явил­ся ис­по­вед­ни­кам и ска­зал: «Я бу­ду с ва­ми, и Нерон бу­дет по­беж­ден, и все, кто слу­жит ему». Свя­то­му Вик­то­ру Гос­подь воз­ве­стил: «С это­го дня имя те­бе бу­дет Фо­тин – «Све­то­зар­ный», ибо мно­гие, про­све­щен­ные то­бой, об­ра­тят­ся ко Мне». Свя­то­го Се­ва­сти­а­на Гос­подь обод­рил: «Бла­жен, кто со­вер­шит свой по­двиг до кон­ца». Свя­тая Фо­ти­на, из­ве­щен­ная Спа­си­те­лем о пред­сто­я­щих стра­да­ни­ях, в со­про­вож­де­нии несколь­ких хри­сти­ан от­пра­ви­лась из Кар­фа­ге­на в Рим и при­со­еди­ни­лась к ис­по­вед­ни­кам.
В Ри­ме им­пе­ра­тор при­ка­зал при­ве­сти к се­бе свя­тых и спро­сил их, дей­стви­тель­но ли они ве­ру­ют во Хри­ста. Все ис­по­вед­ни­ки ре­ши­тель­но от­ка­за­лись от­речь­ся от Спа­си­те­ля. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал раз­дро­бить на на­ко­вальне ки­сти рук свя­тых му­че­ни­ков. Но во вре­мя ис­тя­за­ния ис­по­вед­ни­ки не чув­ство­ва­ли бо­ли, а ру­ки му­че­ни­цы Фо­ти­ны оста­лись невре­ди­мы. Нерон при­ка­зал свя­тых Се­ва­сти­а­на, Фо­ти­на и Иосию осле­пить и за­клю­чить в тем­ни­цу, а свя­тую Фо­ти­ну с пя­тью ее сест­ра­ми – Ана­то­ли­ей, Фо­то, Фо­ти­дой, Па­рас­ке­вой и Ки­ри­а­ки­ей – от­пра­вить в им­пе­ра­тор­ский дво­рец под над­зор до­че­ри Неро­на Дом­ни­ны. Но свя­тая Фо­ти­на об­ра­ти­ла ко Хри­сту Дом­ни­ну и всех ее ра­бынь, ко­то­рые при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Об­ра­ти­ла она ко Хри­сту и волх­ва, ко­то­рый при­нес отрав­лен­ное пи­тье, чтобы умерт­вить ис­по­вед­ниц.
Про­шло три го­да, и Нерон по­слал в тем­ни­цу за од­ним из сво­их слуг, на­хо­див­ших­ся в за­клю­че­нии. По­слан­ные со­об­щи­ли ему что свя­тые Се­ва­сти­ан, Фо­тин и Иосия, ко­то­рые бы­ли ослеп­ле­ны, ста­ли со­вер­шен­но здо­ро­вы, и их по­сто­ян­но по­се­ща­ют лю­ди, ко­то­рые слу­ша­ют их про­по­ведь; са­ма тем­ни­ца пре­вра­ти­лась в свет­лое и бла­го­ухан­ное ме­сто, где про­слав­ля­ет­ся Бог. То­гда Нерон при­ка­зал рас­пять свя­тых вниз го­ло­вой и в те­че­ние трех дней бить их по об­на­жен­но­му те­лу рем­ня­ми. На чет­вер­тый день им­пе­ра­тор по­слал слуг по­смот­реть, жи­вы ли му­че­ни­ки. Но, при­дя на ме­сто пы­ток, по­слан­ные тут же ослеп­ли. В это вре­мя Ан­гел Гос­по­день осво­бо­дил му­че­ни­ков и ис­це­лил их. Свя­тые сжа­ли­лись над ослеп­ши­ми слу­га­ми и сво­и­ми мо­лит­ва­ми к Гос­по­ду воз­вра­ти­ли им зре­ние. Про­зрев­шие уве­ро­ва­ли во Хри­ста и вско­ре кре­сти­лись.
В бес­силь­ной яро­сти Нерон при­ка­зал со­драть ко­жу со свя­той Фо­ти­ны и бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец. Му­че­ни­кам Се­ва­сти­а­ну, Фо­ти­ну и Иосии от­сек­ли го­ле­ни, бро­си­ли со­ба­кам, за­тем с них со­дра­ли ко­жу. Страш­ные му­ки пре­тер­пе­ли и сест­ры свя­той Фо­ти­ны. Нерон при­ка­зал от­ре­зать им сос­цы, а за­тем со­драть ко­жу. Изощ­рен­ный в же­сто­ко­стях им­пе­ра­тор уго­то­вал же­сто­чай­шую казнь свя­той Фо­ти­де: ее при­вя­за­ли за но­ги к вер­ши­нам двух скло­нен­ных де­ре­вьев, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Осталь­ных им­пе­ра­тор при­ка­зал обез­гла­вить. Свя­тую Фо­ти­ну вы­та­щи­ли из ко­лод­ца и за­клю­чи­ли в тем­ни­цу на 20 дней.
По­сле это­го Нерон при­звал ее к се­бе и спро­сил, по­ко­рит­ся ли она те­перь и при­не­сет ли жерт­вы идо­лам. Свя­тая Фо­ти­на плю­ну­ла им­пе­ра­то­ру в ли­цо и, по­сме­яв­шись над ним, ска­за­ла: «Нече­сти­вей­ший сле­пец, за­блуд­ший и безум­ный че­ло­век! Неуже­ли ты счи­та­ешь ме­ня столь нера­зум­ной, чтобы я со­гла­си­лась от­речь­ся от Вла­ды­ки мо­е­го Хри­ста и при­нес­ла жерт­ву по­доб­ным те­бе сле­пым идо­лам?!»
Услы­шав та­кие сло­ва, Нерон сно­ва ве­лел бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец, где она пре­да­ла дух свой Гос­по­ду († ок. 66).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/257

☦️
Мученицы Алекса́ндра, Кла́вдия, Евфра́сия, Матро́на, Иулиа́ния, Евфи́мия, Феодо́сия (Феодо́ра).
Свя­тые му­че­ни­цы-де­вы Алек­сандра, Клав­дия, Ев­фра­сия, Мат­ро­на, Иули­а­ния, Ев­фи­мия и Фе­о­до­сия бы­ли схва­че­ны в го­ро­де Ами­се (на бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря) во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305–311). На до­про­се они ис­по­ве­да­ли свою ве­ру и бы­ли за это под­верг­ну­ты же­сто­ким му­кам. Их раз­де­ли и би­ли пал­ка­ми, от­ре­за­ли сос­цы, по­сле че­го, по­ве­сив, стро­га­ли по те­лу за­ост­рен­ны­ми крю­ка­ми. На­ко­нец свя­тые де­вы бы­ли со­жже­ны за­жи­во в рас­ка­лен­ной пе­чи († 310).

☦️
Преподобные Иоа́нн, Се́ргий, Патри́кий и прочие, в обители святого Саввы убиенные.
В VIII ве­ке окрест­но­сти Иеру­са­ли­ма под­вер­га­лись ча­стым на­па­де­ни­ям са­ра­цин. Был раз­ру­шен и при­шел в за­пу­сте­ние мо­на­стырь свя­то­го Ха­ри­то­на. Два­жды са­ра­ци­ны пы­та­лись раз­гра­бить Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го, но Про­мы­сел Бо­жий хра­нил оби­тель. Лавр­ские ино­ки мог­ли укрыть­ся от вар­вар­ских на­бе­гов в Иеру­са­ли­ме, но они ре­ши­ли не по­ки­дать то­го ме­ста, где спа­са­лись мно­го лет.
В кон­це Ве­ли­ко­го по­ста на неде­ле пе­ред Верб­ным вос­кре­се­ньем, 13 мар­та, са­ра­ци­ны во­рва­лись в мо­на­стырь и по­тре­бо­ва­ли от­дать им все цен­но­сти. По­лу­чив от мо­на­хов от­вет, что в мо­на­сты­ре нет ни­че­го, кро­ме скуд­ных за­па­сов пи­щи и вет­хой одеж­ды, са­ра­ци­ны ста­ли стре­лять в на­сель­ни­ков из лу­ков. Три­на­дцать че­ло­век бы­ло уби­то и мно­гие ра­не­ны, пы­ла­ли мо­на­ше­ские кел­лии. Са­ра­ци­ны на­ме­ре­ва­лись под­жечь и мо­на­стыр­скую цер­ковь, но, уви­дев вда­ли мно­же­ство лю­дей, ре­ши­ли, что это вой­ска, по­слан­ные из Иеру­са­ли­ма. Са­ра­ци­ны по­спе­ши­ли уда­лить­ся, уно­ся с со­бой то немно­гое, что им уда­лось на­гра­бить. По­сле бег­ства вра­га отец Фо­ма, ис­кус­ный врач, стал ока­зы­вать по­мощь остав­шим­ся в жи­вых.
В Ве­ли­кий Чет­верг 20 мар­та са­ра­ци­ны в еще боль­шем ко­ли­че­стве вновь на­па­ли на Лав­ру и ста­ли ис­треб­лять ино­ков. Остав­ши­е­ся в жи­вых бы­ли со­гна­ны в цер­ковь, чтобы под пыт­кой узнать от них, где спря­та­ны со­кро­ви­ща. Оби­тель бы­ла окру­же­на, чтобы ни­кто не мог спа­стись бег­ством. Вар­ва­ры схва­ти­ли свя­то­го Иоан­на, со­всем еще юно­го ино­ка, быв­ше­го по­пе­чи­те­лем стран­ни­ков. Его же­сто­ко пы­та­ли, за­тем пе­ре­ре­за­ли на но­гах и ру­ках су­хо­жи­лия и ста­щи­ли за но­ги по кам­ням с го­ры, со­драв ко­жу со спи­ны му­че­ни­ка.
Хра­ни­тель цер­ков­ных со­су­дов, пре­по­доб­ный Сер­гий, скрыл свя­щен­ную утварь и пы­тал­ся бе­жать, но был схва­чен и обез­глав­лен. Несколь­ким мо­на­хам все-та­ки уда­лось скрыть­ся вне оби­те­ли, в пе­ще­ре, но это за­ме­тил на­хо­див­ший­ся на го­ре страж и при­ка­зал всем вый­ти. Внут­ри пе­ще­ры пре­по­доб­ный Пат­ри­кий ше­по­том ска­зал бра­ти­ям, быв­шим с ним в пе­ще­ре: «Не бой­тесь, я один за вас вый­ду и умру, вы же си­ди­те и мол­чи­те». Са­ра­цин спро­сил, есть ли еще кто-ни­будь в пе­ще­ре, и пре­по­доб­ный от­ве­тил, что он был один. Его от­ве­ли в Лавр­скую цер­ковь, где остав­ши­е­ся в жи­вых ожи­да­ли сво­ей уча­сти. Са­ра­ци­ны по­тре­бо­ва­ли с них вы­куп в 4000 злат­ниц и свя­щен­ные со­су­ды. Мо­на­хи не мог­ли дать та­ко­го вы­ку­па. То­гда их пе­ре­ве­ли в пе­ще­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы, на­хо­див­шу­ю­ся в огра­де мо­на­сты­ря, и пе­ред вхо­дом в пе­ще­ру раз­ве­ли ко­стер, в ко­то­рый под­бра­сы­ва­ли на­воз, чтобы за­клю­чен­ные за­дох­ну­лись от ядо­ви­то­го ды­ма. В пе­ще­ре по­гиб­ло во­сем­на­дцать че­ло­век, в том чис­ле и пре­по­доб­ные Иоанн и Пат­ри­кий. Остав­ших­ся в жи­вых са­ра­ци­ны про­дол­жа­ли ис­тя­зать, од­на­ко, ни­че­го не до­бив­шись от них, по­ки­ну­ли мо­на­стырь.
Позд­но но­чью в Ве­ли­кую Пят­ни­цу скры­вав­ши­е­ся в го­рах мо­на­хи вер­ну­лись в Лав­ру, от­нес­ли те­ла уби­ен­ных пре­по­доб­ных от­цов в цер­ковь и в пе­ча­ли по­греб­ли их там.
Вар­ва­ры, гра­бив­шие Лав­ру, бы­ли на­ка­за­ны Бо­гом. Они ста­ли жерт­вой вне­зап­ной бо­лез­ни, и все до од­но­го по­гиб­ли, а те­ла их ста­ли до­бы­чей ди­ких зве­рей.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/256

☦️
Святитель Ники́та Исповедник, Аполлониадский, архиепископ.
Свя­той Ни­ки­та Ис­по­вед­ник, ар­хи­епи­скоп Апол­ло­ни­ад­ский, от­ли­чал­ся глу­бо­ким зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, был бла­го­че­сти­вым и ми­ло­серд­ным че­ло­ве­ком. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820) он твер­до сто­ял за по­чи­та­ние свя­тых икон, был со­слан и скон­чал­ся в за­то­че­нии.

☦️
Преподобный Евфроси́н Синозерский, Новгородский.
Пре­по­доб­ный Ев­фро­син Си­но­зер­ский, в ми­ру Еф­рем, ро­дил­ся в Ка­ре­лии близ Ла­дож­ско­го озе­ра. В юные го­ды он жил при Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре, за­тем пе­ре­се­лил­ся в Нов­го­род Ве­ли­кий. Про­жив там дли­тель­ное вре­мя, свя­той ушел в од­ну из Нов­го­род­ских об­ла­стей – в Бе­жец­кую пя­ти­ну. Он стал при­чет­ни­ком в се­ле До­лос­ском в 20 вер­стах от го­ро­да Устюж­ны Же­ле­зо­поль­ской. По­стри­же­ние пре­по­доб­ный при­нял в Успен­ском Тих­вин­ском мо­на­сты­ре. В 1600 го­ду он на­чал пу­стын­но­жи­тель­ство в ди­ких бо­ло­тах на бе­ре­гу Си­ни­чье­го озе­ра. По­ста­вив крест и вы­ко­пав пе­ще­ру, пре­по­доб­ный про­жил здесь два го­да, пи­та­ясь толь­ко ди­ки­ми рас­те­ни­я­ми. Неча­ян­но его на­шли окрест­ные жи­те­ли, ко­то­рые ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми, а неко­то­рые оста­ва­лись при нем жить. В 1612 го­ду, ко­гда поль­ские от­ря­ды гра­би­ли Рос­сию, в его пу­сты­ни спа­са­лось от раз­боя мно­же­ство лю­дей. Од­на­жды пре­по­доб­ный Ев­фро­син пред­ска­зал, что по­ля­ки идут в пу­стынь, и со­ве­то­вал всем бе­жать. Мно­гие не по­ве­ри­ли ему. «По­че­му же ты не ухо­дишь от это­го свя­то­го ме­ста?» – спра­ши­ва­ли они. Ста­рец от­ве­чал: «Я при­шел сю­да уме­реть ра­ди Хри­ста». Кто по­слу­шал­ся свя­то­го и ушел из оби­те­ли, спас­лись, а те, кто оста­лись, все по­гиб­ли же­сто­кой смер­тью. Сре­ди на­сель­ни­ков оби­те­ли был и инок Иона. Устра­шен­ный про­зре­ни­ем пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на, он хо­тел бе­жать вме­сте с про­чи­ми. Но пре­по­доб­ный Ев­фро­син удер­жал его, вос­пла­ме­нив в ино­ке рев­ность к до­му Бо­жию и го­тов­ность пре­бы­вать в оби­те­ли до смер­ти. «Брат Иона, – го­во­рил пре­по­доб­ный, – за­чем до­пус­кать в ду­шу страх ма­ло­ду­шия? Ко­гда на­ста­ет брань, то­гда-то и нуж­но по­ка­зать му­же­ство. Мы да­ли обет жить и уме­реть в пу­сты­ни. На­до быть вер­ным сло­ву, дан­но­му пред Гос­по­дом. В та­ком слу­чае смерть вво­дит в по­кой. Дру­гое де­ло – мир­ские лю­ди: они не свя­за­ны сло­вом, и им нуж­но бе­речь се­бя для де­тей».
По­сле это­го свя­той об­лек­ся в схи­му и всю ночь про­вел в мо­лит­ве. На сле­ду­ю­щий день, 20 мар­та, на оби­тель на­па­ли по­ля­ки. Пре­по­доб­ный в схим­ни­че­ском оде­я­нии вы­шел из кел­лии и стал у во­дру­жен­но­го им кре­ста. Вра­ги бро­си­лись к нему: «Ста­рец, от­дай нам име­ние мо­на­сты­ря». «Все име­ние это­го мо­на­сты­ря и мое – в церк­ви Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы», – от­ве­тил пре­по­доб­ный, ра­зу­мея то некра­до­мое бо­гат­ство, ко­то­рое для ве­ру­ю­щих со­кры­то в Бо­ге. Не по­няв­шие его за­хват­чи­ки бро­си­лись к хра­му, а один из них вы­нул меч и уда­рил пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на в шею. Шея бы­ла пе­ре­руб­ле­на до по­ло­ви­ны, и свя­той ста­рец пал на зем­лю мерт­вым. Ко­гда по­ля­ки, озлоб­лен­ные тем, что ни­че­го не на­шли в церк­ви, вер­ну­лись, убий­ца пре­по­доб­но­го, не до­воль­ству­ясь тем, что свя­той был уже без­ды­ха­нен, про­бил ему го­ло­ву бо­е­вым то­по­ром. По­гиб и инок Иона. Вме­сте с пре­по­доб­ным в оби­те­ли остал­ся так­же один бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин, Иоанн Су­ма. Ко­гда во­рва­лись вра­ги, он на­хо­дил­ся в кел­лии пре­по­доб­но­го. Несмот­ря на тя­же­лые ра­ны, по­лу­чен­ные от ино­зем­ных за­хват­чи­ков, Иоанн остал­ся жив. По ухо­де по­ля­ков он при­шел в се­бя и рас­ска­зал вер­нув­ше­му­ся сы­ну о том, что про­изо­шло. От них и узна­ли окрест­ные жи­те­ли о раз­гро­ме оби­те­ли и стра­даль­че­ской кон­чине пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на. Те­ло пре­по­доб­но­го бы­ло с че­стью по­гре­бе­но 28 мар­та. В тот же день по­греб­ли ино­ка Иону и всех, кто по­гиб от ме­ча. Спу­стя 34 го­да по кон­чине свя­то­го в его оби­те­ли был воз­ве­ден стро­и­те­лем Мо­и­се­ем но­вый храм во имя Пре­свя­той Тро­и­цы и ко­ло­коль­ня с пе­ре­хо­да­ми. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Ма­ка­рия 25 мар­та 1655 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Си­но­зер­ско­го бы­ли пе­ре­не­се­ны стро­и­те­лем Ионой под ко­ло­коль­ню.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfrosin-sinozerskij-novgorodskij

☦️
Священномученик Влади́мир Пиксанов, пресвитер.
Но­во­му­че­ник иерей Вла­ди­мир про­ис­хо­дил из ро­да Пик­са­но­вых, несколь­ко по­ко­ле­ний ко­то­ро­го по­свя­ти­ли свою жизнь слу­же­нию Бо­гу.
Его пра­дед, Филипп Ар­хан­гель­ский, был дьяч­ком в се­ле Пик­са­нов­ка Куз­нец­ко­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии. В 1790 го­ду у него ро­дил­ся сын, на­ре­чен­ный во Свя­том Кре­ще­нии Ер­ми­лом.
В 1799 го­ду, по­сле при­ве­де­ния гра­ниц епар­хий Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви к гра­ни­цам гу­бер­ний Рос­сий­ской Им­пе­рии, бы­ла об­ра­зо­ва­на Са­ра­тов­ская епар­хия, к ко­то­рой ото­шли уез­ды Са­ра­тов­ской и рас­фор­ми­ро­ван­ной Пен­зен­ской гу­бер­ний. В Пен­зе бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на се­ми­на­рия, на­зы­вав­ша­я­ся, в со­от­вет­ствии с на­зва­ни­ем епар­хии, Са­ра­тов­ской (в 1803 го­ду епар­хия и се­ми­на­рия бы­ли пе­ре­име­но­ва­ны в Пен­зен­ские). В на­ча­ле XIX ве­ка в этой се­ми­на­рии обу­чал­ся и Ер­мил Филип­по­вич, по­лу­чив­ший в се­ми­на­рии по на­зва­нию се­ла фа­ми­лию Пик­са­нов, за­кре­пив­шу­ю­ся за его по­том­ка­ми.
В 1818 го­ду Ер­мил Пик­са­нов уво­лил­ся из бо­го­слов­ско­го клас­са Пен­зен­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. Епи­скоп Пен­зен­ский и Са­ра­тов­ский Афа­на­сий (Кор­ча­нов; †1825) на­шел не окон­чив­ше­го пол­ный курс се­ми­на­рии вос­пи­тан­ни­ка до­стой­ным к по­свя­ще­нию в сан, и по ру­ко­по­ло­же­нии на­зна­чил его свя­щен­ни­ком в се­ло Чер­кас­ское Воль­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии.
В 1853 го­ду он был пе­ре­ве­ден в се­ло Ку­ри­лов­ку то­го же уез­да, в 1860 го­ду по соб­ствен­но­му же­ла­нию и ста­ро­сти про­то­и­е­рей Ер­мил был уво­лен за штат. Жил он до сво­ей кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей в 1874 го­ду, в се­ле Спас­ском то­го же уез­да у сво­е­го сы­на, свя­щен­ни­ка Ти­мо­фея Пик­са­но­ва.
За­ме­ча­тель­на бы­ла смерть это­го пас­ты­ря. На­ка­нуне дня сво­ей кон­чи­ны он по­про­сил свою невест­ку сшить из при­го­тов­лен­но­го по­лот­на но­вое бе­лье. В са­мый же день смер­ти по­слал в бли­жай­шее се­ло за свя­щен­ни­ком, ко­то­рый успел со­вер­шить со­бо­ро­ва­ние. По окон­ча­нии та­ин­ства отец Ер­мил при­ка­зал уго­стить ба­тюш­ку, и по­ка тот пил чай, уеди­нил­ся в ка­би­не­те, чи­тая мо­лит­вы. Пе­ред кон­чи­ной по­до­шел к нему сын свя­щен­ник, и, ви­дя от­ца уми­ра­ю­щим, за­пла­кал. «Что пла­чешь? – ска­зал ему отец Ер­мил, – чи­тай-ка ско­рее от­ход­ную». Сын стал чи­тать от­ход­ную, и не до­чи­тал ее до кон­ца, как отец скон­чал­ся.
За два го­да до это­го, 10 июля 1872 го­да, в се­мье свя­щен­ни­ка Ти­мо­фея Пик­са­но­ва ро­дил­ся сын, на­ре­чен­ный во Свя­том Кре­ще­нии Вла­ди­ми­ром, в честь свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Ве­ро­ят­но, маль­чик был сви­де­те­лем пра­вед­ной кон­чи­ны сво­е­го де­да, и, ко­неч­но, слы­шал о нем рас­ска­зы сво­е­го от­ца. Мно­гие осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра от­ца Вла­ди­ми­ра сфор­ми­ро­ва­лись под непо­сред­ствен­ным вли­я­ни­ем тех черт, свой­ствен­ных от­цу Ер­ми­лу, ко­то­рые тот су­мел вос­пи­тать в сво­ем сыне.
При­дя в воз­раст, Вла­ди­мир Ти­мо­фе­е­вич при­нял ре­ше­ние пой­ти по сто­пам сво­их пред­ков. В 1892 го­ду он окон­чил курс Са­ра­тов­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии и 16 июля то­го же го­да по­лу­чил на­зна­че­ние на пса­лом­щи­че­скую ва­кан­сию в се­ло Алек­се­ев­ку Хва­лын­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии «с обя­за­тель­ством по­мо­гать при­ход­ско­му свя­щен­ни­ку в со­бе­се­до­ва­ни­ях с рас­коль­ни­ка­ми». Од­новре­мен­но он учи­тель­ство­вал в мест­ной шко­ле гра­мо­ты.
Про­бле­ма ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла бы­ла в се­ле весь­ма ак­ту­аль­на. Так, из­вест­но, что ко­гда два го­да спу­стя про­ез­дом в Алек­се­ев­ке был свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский (†1908), он свою про­по­ведь по­сле со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии адре­со­вал по пре­иму­ще­ству ста­ро­об­ряд­цам-бес­по­пов­цам, со­шед­шим­ся по­смот­реть на «ни­ко­ни­ан­ско­го по­па», о ко­то­ром они столь­ко слы­ша­ли. Свя­той Иоанн уве­ще­вал рас­коль­ни­чав­ших жи­те­лей се­ла, при­шед­ших вме­сте с пра­во­слав­ны­ми на Бо­го­слу­же­ние, оста­вить свое упор­ство, не бро­дить как ов­цы без пас­ты­ря, но сме­ло и без­бо­яз­нен­но ид­ти вслед за цер­ков­ны­ми пас­ты­ря­ми, мо­гу­щи­ми при­ве­сти их к жиз­ни веч­ной. И, по сви­де­тель­ству оче­вид­цев, сло­во пра­вед­ни­ка не бы­ло бес­плод­но.
Су­пру­га Вла­ди­ми­ра Ти­мо­фе­е­ви­ча, Ан­на Пет­ров­на, бы­ла на пять лет млад­ше сво­е­го му­жа. Она ро­ди­лась в 1877 го­ду в свя­щен­ни­че­ской се­мье, окон­чи­ла курс в Са­ра­тов­ском епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-piksanov

☦️
Священномученик Васи́лий Соколов, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­ле Са­бу­ро­во Сер­ги­ев­ской во­ло­сти Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ни­ко­лая Со­ко­ло­ва. В 1896 го­ду Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Успен­ском со­бо­ре го­ро­да Дмит­ро­ва. В 1920 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к это­му со­бо­ру. В 1926 го­ду диа­кон Ва­си­лий был на­граж­ден двой­ным ора­рем, в 1927-м – воз­ве­ден в сан про­то­ди­а­ко­на. С 1932 го­да он стал слу­жить в Ка­зан­ском хра­ме в се­ле Под­ли­пи­чье Дмит­ров­ско­го рай­о­на.
24 но­яб­ря 1937 го­да сле­до­ва­те­ли до­про­си­ли сви­де­те­лей, ко­то­рые по­ка­за­ли, что про­то­ди­а­кон Ва­си­лий го­во­рил: «Неуже­ли кон­сти­ту­ция не для Церк­ви? Несмот­ря ни на что, боль­ше­ви­ки за­кры­ва­ют хра­мы, устра­и­ва­ют го­не­ния на ве­ру­ю­щих. И ко­гда толь­ко нас Гос­подь из­ба­вит от этих боль­ше­ви­ков?! Ведь уже жи­вем ти­ше во­ды, ни­же тра­вы, а все-та­ки нам не да­ют жить спо­кой­но. Ско­рей бы при­шел ко­нец со­вет­ской вла­сти». Так­же он буд­то бы го­во­рил: «Я на вы­бор­ное со­бра­ние пой­ду, толь­ко ес­ли при­ка­жет граж­дан­ская власть, а так ни за что не пой­ду, да и хо­дить нам ту­да неза­чем – все рав­но нас не вы­бе­рут».
27 но­яб­ря про­то­ди­а­кон Ва­си­лий был аре­сто­ван, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и до­про­шен.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность, ис­поль­зуя ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти сре­ди на­се­ле­ния я не вел, и я это от­ри­цаю, – ска­зал про­то­ди­а­кон.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность?
– Ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­ди­а­ко­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Про­то­ди­а­кон Ва­си­лий Со­ко­лов скон­чал­ся в ла­ге­ре 2 ап­ре­ля 1938 го­да (через 4 месяца) и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание