☀️ неподвижный годовой круг:
• 23 марта (10 марта)
• мчч. Кодра́та и с ним: Киприа́на, Дионисия, Ане́кта, Павла, Криске́нта, Дионисия, Виктори́на, Виктора, Ники́фора, Кла́вдия, Диодо́ра, Серафио́на (Серапио́на), Па́пия, Леонида, мцц. Харие́ссы, Нуне́хии, Васили́ссы, Ни́ки, Гали́, Галины, Феодо́ры и др. (258)
• мчч. Кодра́та Никомидийского, Сатори́на, Руфи́на и др. (III)
• прп. Анастасии Патрикии (567–568)
• прав. Павла Таганрогского (1879)
• сщмч. Димитрия (Легейдо) (1938)


☦️
Мученики Кодра́т и иже с ним: Киприа́н, Диони́сий, Ане́кт, Па́вел, Криске́нт, Диони́сий, Виктори́н, Ви́ктор, Ники́фор, Кла́вдий, Диодо́р, Серафио́н (Серапио́н), Па́пий, Леони́д, мученицы Харие́сса, Нуне́хия, Васили́сса, Ни́ка, Гали́, Гали́на, Феодо́ра.
Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан (в III ве­ке) од­на бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, по име­ни Ру­фи­на, бе­жа­ла из Ко­рин­фа в го­ры, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний. Там она ро­ди­ла сы­на Ко­дра­та и вско­ре по­сле ро­дов скон­ча­лась. Про­мыс­лом Бо­жи­им мла­де­нец остал­ся жить и был вскорм­лен чу­дес­ным об­ра­зом: на него опус­ка­лось об­ла­ко, пи­тав­шее его слад­кой ро­сой. Дет­ство и юно­ше­ские го­ды свя­то­го Ко­дра­та про­шли в пу­стыне. Бу­дучи уже взрос­лым, он од­на­жды по­встре­чал хри­сти­ан, ко­то­рые про­све­ти­ли его све­том ис­тин­ной ве­ры. Ко­драт вы­учил­ся гра­мо­те, а поз­же изу­чил вра­чеб­ное ис­кус­ство и до­стиг в нем боль­ших успе­хов. Но бо­лее все­го Ко­драт лю­бил пу­стын­ное без­мол­вие и боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дил в го­рах, пре­да­ва­ясь мо­лит­ве и бо­го­мыс­лию. Про­шло мно­го лет. В пу­сты­ню к свя­то­му ча­сто при­хо­ди­ли его дру­зья и по­сле­до­ва­те­ли, чтобы по­слу­шать его на­став­ле­ния. Сре­ди них бы­ли Ки­при­ан, Ди­о­ни­сий, Анект, Па­вел, Кри­с­кент и мно­гие дру­гие.
По при­ка­зу го­ни­те­ля хри­сти­ан нече­сти­во­го Де­кия (249–251) в Ко­ринф при­был во­е­на­чаль­ник Иа­сон. Свя­той Ко­драт был схва­чен вме­сте со сво­и­ми дру­зья­ми и бро­шен в тем­ни­цу. На до­про­сах Иа­сон ча­ще все­го об­ра­щал­ся к Ко­дра­ту как стар­ше­му по воз­рас­ту. Свя­той му­же­ствен­но за­щи­щал свою ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. То­гда его ста­ли ис­тя­зать. Свя­той Ко­драт, несмот­ря на нече­ло­ве­че­ские стра­да­ния, на­хо­дил в се­бе си­лы под­дер­жи­вать дру­гих, убеж­дая их не стра­шить­ся и твер­до сто­ять за ве­ру. Не до­бив­шись ни от ко­го от­ре­че­ния, Иа­сон при­ка­зал бро­сить му­че­ни­ков на рас­тер­за­ние зве­рям. Зве­ри же не тро­ну­ли их. Свя­тых при­вя­за­ли за но­ги к ко­лес­ни­цам и во­ло­чи­ли по го­ро­ду, мно­гие из тол­пы бро­са­ли в них кам­ни. На­ко­нец му­че­ни­ков при­су­ди­ли к усе­че­нию ме­чом. На ме­сте каз­ни свя­тые по­про­си­ли се­бе немно­го вре­ме­ни для мо­лит­вы, а по­том один за дру­гим ста­ли под­хо­дить к па­ла­чу, скло­няя го­ло­ву пе­ред за­не­сен­ным ме­чом.
Осталь­ные уче­ни­ки свя­то­го Ко­дра­та так­же по­стра­да­ли за Хри­ста: Ди­о­ни­сий (дру­гой) был за­ко­лот но­жом; Вик­то­рин, Вик­тор и Ни­ки­фор бы­ли за­жи­во раз­дроб­ле­ны в огром­ной ка­мен­ной сту­пе; Клав­дию от­ру­би­ли ру­ки и но­ги; Ди­о­дор сам бро­сил­ся в при­го­тов­лен­ный для него ко­стер; Се­ра­фи­он был обез­глав­лен; Па­пия и Лео­ни­да уто­пи­ли в мо­ре. Под­ра­жая муж­чи­нам, на му­ки за Хри­ста доб­ро­воль­но по­шли и мно­гие свя­тые же­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/228

☦️
Мученики Кодра́т Никомидийский, Сатори́н, Руфи́н и прочие.
Свя­тые му­че­ни­ки Ко­драт Ни­ко­ми­дий­ский, Са­то­рин, Ру­фин и про­чие по­стра­да­ли во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Де­кия (249–251) и его пре­ем­ни­ка Ва­ле­ри­а­на (253–259).
Свя­той Ко­драт про­ис­хо­дил из знат­ной се­мьи. Об­ла­дая зна­чи­тель­ным бо­гат­ством, свя­той не жа­лел средств на по­мощь бра­тьям-хри­сти­а­нам, то­мив­шим­ся в за­клю­че­нии за ве­ру.
Ко­гда в Ни­ко­ми­дию при­был по­слан­ник нече­сти­во­го Де­кия про­кон­сул Пе­рен­ний, то свя­той Ко­драт доб­ро­воль­но пред­стал пред ним, чтобы сво­ей са­мо­от­вер­жен­ной ре­ши­мо­стью укре­пить му­же­ство за­клю­чен­ных со­бра­тьев. Вна­ча­ле Пе­рен­ний ста­рал­ся от­вра­тить Ко­дра­та от Хри­ста, обе­щая ему на­гра­ды и по­че­сти. За­тем, уви­дев тщет­ность сво­их по­пы­ток, он вверг свя­то­го в тем­ни­цу и по­ве­лел по­ло­жить его спи­ной на мел­кие гвоз­ди и при­да­вить боль­шим кам­нем.
От­пра­вив­шись в Ни­кею, про­кон­сул при­ка­зал ве­сти за со­бой всех за­клю­чен­ных хри­сти­ан, в том чис­ле и свя­то­го Ко­дра­та. По при­бы­тии в го­род свя­той Ко­драт по­про­сил, чтобы их от­ве­ли в язы­че­ский храм. Как толь­ко ему раз­вя­за­ли ру­ки и но­ги, он устре­мил­ся к идо­лам и стал опро­ки­ды­вать и раз­би­вать их. По при­ка­зу про­кон­су­ла Ко­дра­та пре­да­ли ис­тя­за­ни­ям. Пре­тер­пе­вая страш­ные му­ки, свя­той пре­бы­вал тверд ду­хом и сво­им по­дви­гом укреп­лял дру­гих му­че­ни­ков, ко­то­рым жгли ра­ны го­ря­щи­ми све­ча­ми.
Во вре­мя стра­да­ний му­че­ни­ков вне­зап­но осе­ни­ло свет­лое об­ла­ко, а языч­ни­ки ока­за­лись в со­вер­шен­ной тьме. В на­сту­пив­шем мол­ча­нии бы­ло слыш­но ти­хое пе­ние Ан­ге­лов, сла­вя­щих Бо­га. Мно­гие из при­сут­ство­вав­ших тут же ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми. Пе­рен­ний, при­пи­сав чу­до дей­ствию вол­шеб­ства, по­ве­лел от­ве­сти в тем­ни­цу но­вых из­бран­ни­ков Бо­жи­их.
Из Ни­кеи му­че­ни­ки от­пра­ви­лись вслед за про­кон­су­лом в Апа­мею, за­тем в Ке­са­рию, Апол­ло­нию и Гел­лес­понт, где их вся­че­ски му­чи­ли, до­би­ва­ясь от­ре­че­ния.
Свя­то­го Ко­дра­та за­вя­за­ли в ме­шок, на­пол­нен­ный ядо­ви­ты­ми га­да­ми, и бро­си­ли на ночь в глу­бо­кий ров. На дру­гое утро все в изум­ле­нии уви­де­ли, что му­че­ник цел и невре­дим. Ко­гда его ста­ли бес­по­щад­но из­би­вать, два бла­го­род­ных му­жа, Са­то­рин и Ру­фин, про­ник­лись со­стра­да­ни­ем к му­че­ни­ку. Это бы­ло за­ме­че­но, и Са­то­рин и Ру­фин бы­ли обез­глав­ле­ны.
Пе­рен­ний под­вер­гал му­че­ни­ка всё бо­лее же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам, но не мог сло­мить его дух. Свя­той те­рял си­лы и ед­ва мог пе­ре­дви­гать­ся. В по­след­ний раз про­кон­сул пред­ло­жил му­че­ни­ку от­речь­ся от Хри­ста. Со­брав­шись с си­ла­ми, свя­той твер­до от­ве­тил: «Я с мла­ден­че­ства при­знаю од­но­го толь­ко Бо­га – Хри­ста и дру­го­го не знаю». Про­кон­сул ве­лел раз­жечь ко­стер, рас­ка­лить же­лез­ную ре­шет­ку и бро­сить на нее му­че­ни­ка. Осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, свя­той Ко­драт опу­стил­ся на рас­ка­лен­ное ло­же и, по­ле­жав на нем, слов­но на мяг­кой по­сте­ли, невре­ди­мым вы­шел из пла­ме­ни. В бес­силь­ной зло­бе про­кон­сул ве­лел обез­гла­вить свя­то­го Ко­дра­та.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/229

☦️
Преподобная Анастаси́я Патрикия, Александрийская, пустынница.
Пре­по­доб­ная Ана­ста­сия жи­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле и про­ис­хо­ди­ла из ари­сто­кра­ти­че­ской се­мьи. Бла­го­че­сти­вая пат­ри­ци­ан­ка бы­ла для мно­гих об­раз­цом доб­ро­де­те­ли и поль­зо­ва­лась боль­шим ува­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на (527–565). Ра­но ов­до­вев, Ана­ста­сия ре­ши­ла уй­ти из ми­ра и спа­сать свою ду­шу вда­ли от сто­лич­ной су­е­ты. Она тай­но по­ки­ну­ла Кон­стан­ти­но­поль и от­пра­ви­лась в Алек­сан­дрию. Неда­ле­ко от го­ро­да она ос­но­ва­ла неболь­шой мо­на­стырь и це­ли­ком по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.
Через несколь­ко лет им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан ов­до­вел и ре­шил разыс­кать Ана­ста­сию, чтобы же­нить­ся на ней. Узнав об этом, бла­жен­ная Ана­ста­сия немед­лен­но на­пра­ви­лась в да­ле­кий скит к ав­ве Да­ни­и­лу (па­мять 18 мар­та) за по­мо­щью. Чтобы спа­сти Ана­ста­сию, ста­рец об­лек ее в муж­скую мо­на­ше­скую одеж­ду и на­звал Ана­ста­си­ем-ев­ну­хом. По­се­лив ее в од­ной из са­мых от­да­лен­ных пе­щер, ста­рец дал ей мо­лит­вен­ное пра­ви­ло и по­ве­лел ни­ко­гда не вы­хо­дить из пе­ще­ры и ни­ко­го у се­бя не при­ни­мать. Толь­ко один инок знал это ме­сто: он имел по­слу­ша­ние раз в неде­лю при­но­сить к пе­ще­ре неболь­шой хлеб и кув­шин во­ды, остав­ляя их у вхо­да. В та­ком стро­гом за­тво­ре пре­по­доб­ная Ана­ста­сия про­жи­ла два­дцать во­семь лет. Все счи­та­ли, что в пе­ще­ре под­ви­за­ет­ся ев­нух Ана­ста­сий.
Гос­подь от­крыл бла­жен­ной день ее кон­чи­ны. Узнав о близ­кой смер­ти, она на­пи­са­ла об этом ав­ве Да­ни­и­лу несколь­ко слов на че­реп­ке и по­ло­жи­ла его у вхо­да в пе­ще­ру. Ста­рец вско­ре при­шел и при­нес все необ­хо­ди­мое для ее по­гре­бе­ния. Он на­шел свя­тую по­движ­ни­цу уже при смер­ти, ис­по­ве­дал и при­ча­стил Свя­тых Та­ин. По прось­бе ав­вы бла­жен­ная Ана­ста­сия бла­го­сло­ви­ла его и со­про­вож­дав­ше­го его ино­ка. Со сло­ва­ми: «Гос­по­ди, в ру­ки Твои пре­даю дух мой», – свя­тая ти­хо скон­ча­лась († ок. 567–568).
Ко­гда бы­ла го­то­ва мо­ги­ла, ста­рец дал уче­ни­ку свою ря­су и ве­лел одеть усоп­ше­го бра­та. Оде­вая ря­су, инок по­нял, что пе­ред ним жен­щи­на, од­на­ко не по­смел ни­че­го ска­зать. Ко­гда же, по­хо­ро­нив пре­по­доб­ную, они воз­вра­ща­лись в свою оби­тель, уче­ник спро­сил ав­ву, знал ли он, что мни­мый брат – жен­щи­на, и ста­рец по­ве­дал мо­ло­до­му мо­на­ху ис­то­рию свя­той Ана­ста­сии. Позд­нее рас­сказ стар­ца был за­пи­сан и по­лу­чил ши­ро­кую из­вест­ность.
Мо­щи пре­по­доб­ной Ана­ста­сии в 1200 го­ду бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны неда­ле­ко от хра­ма Свя­той Со­фии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/230

☦️
Праведный Па́вел Таганрогский.
Пра­вед­ный Па­вел Та­ган­рог­ский ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1792 го­да в се­мье дво­ря­ни­на Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии Кроле­вец­ко­го уез­да Пав­ла Стож­ко­ва. При кре­ще­нии на­зван в честь св. Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка. Ро­ди­те­ли хо­те­ли обес­пе­чить сво­е­му сы­ну об­ра­зо­ва­ние и хо­ро­шее об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние, юно­ша же стре­мил­ся ко спа­се­нию и бо­го­угод­ной жиз­ни в мо­лит­ве и стран­ни­че­стве по свя­тым ме­стам. В 25 лет, сле­дуя сло­вам Гос­по­да: «…вся, ели­ка има­ши, про­даждь и раз­дай ни­щим: и име­ти има­ши со­кро­ви­ще на Небе­си» (Лк.18:22), бла­жен­ный Па­вел раз­дал до­став­шу­ю­ся ему часть име­ния, от­пу­стил на во­лю кре­стьян и, взяв бла­го­сло­ве­ние от­ца, от­пра­вил­ся в за­вет­ное стран­ство­ва­ние по свя­тым оби­те­лям, дабы под их кро­вом най­ти упо­ко­е­ние сво­ей ду­ше.
Око­ло де­ся­ти лет про­дли­лась его стран­ни­че­ская жизнь, а за­тем он по­се­лил­ся в при­мор­ском го­ро­де Та­ган­ро­ге, где, за­быв свое дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние, го­во­рил на про­сто­на­род­ном ма­ло­рос­сий­ском на­ре­чии, жил в зем­лян­ке. Тя­же­лы­ми ра­бо­та­ми в пор­ту и неустан­ной мо­лит­вой он очи­стил ду­шу и те­ло от все­го страст­но­го и гре­хов­но­го, на нем яв­но по­чи­ла бла­го­дать Бо­жия, и он мно­гим све­тил сво­ей пра­вед­ной жиз­нью, и неволь­но лю­ди, под впе­чат­ле­ни­ем его ре­чей и дел, глуб­же вду­мы­ва­лись в смысл жиз­ни и вспо­ми­на­ли о Небес­ном Оте­че­стве. Они ста­ли ид­ти к нему за со­ве­та­ми и уте­ше­ни­ем.
При­дя в пре­клон­ные ле­та, он оста­вил тя­же­лые тру­ды в пор­ту и по­се­лил­ся в ма­лень­ком до­ме, мо­лясь непре­стан­но Бо­гу и слу­жа лю­дям. Каж­дый день с пер­вым уда­ром цер­ков­но­го ко­ло­ко­ла он от­прав­лял­ся в со­бор, мо­лил­ся за Ли­тур­ги­ей, по­прав­лял лам­па­ды, для че­го но­сил с со­бою ма­лень­кую ска­ме­еч­ку, а на пле­чах бе­лое по­ло­тен­це, ко­то­рым вы­ти­рал свя­тые ико­ны. Из хра­ма бла­жен­ный Па­вел, по обык­но­ве­нию, шел по ба­за­ру. Уве­шан­ный дву­мя бе­лы­ми хол­що­вы­ми сум­ка­ми, с пал­кой в ру­ках, он об­хо­дил всех тор­гу­ю­щих с обыч­ны­ми сво­и­ми на­став­ле­ни­я­ми и уте­ше­ни­я­ми. Тор­гов­цы по­да­ва­ли ему ми­ло­сты­ню, но от неко­то­рых он не при­ни­мал ни­ка­ких по­да­я­ний и да­же от­го­нял та­ких от се­бя пал­кою. Но­чи же, как и преж­де, про­во­дил в усерд­ной, с ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ем, мо­лит­ве. Иису­со­ва мо­лит­ва ни­ко­гда не схо­ди­ла с его уст; учил он и всех при­хо­дя­щих к нему тво­рить эту мо­лит­ву и без нее ни­ко­гда ни­ко­го не впус­кал к се­бе в ке­лью. Па­вел Пав­ло­вич лю­бил хра­мы и ча­сто жерт­во­вал на них ико­ны, лам­па­ды, све­чи, елей и про­чее. Он учил быть вер­ны­ми в ма­лом, при­ви­вал лю­бовь к свя­тыне цер­ков­ной и пе­ре­но­сил это бла­го­го­вей­ное от­но­ше­ние на пред­ме­ты, освя­ща­ю­щие жизнь че­ло­ве­ка в ми­ру: просфо­ры, ла­дан, све­чи.
Про­стой на­род на­шел в бла­жен­ном ве­ли­ко­го в доб­ро­де­те­лях свя­то­го стар­ца. Утвер­див­шись в непо­роч­ной жиз­ни, по за­ко­ну Гос­под­ню, бла­жен­ный Па­вел был как бы све­тиль­ни­ком на зем­ле, си­я­ю­щим доб­ры­ми де­ла­ми. Он по­лу­чил от Гос­по­да дар ис­це­ле­ния и про­зор­ли­во­сти. И лю­ди шли к нему со сво­и­ми скор­бя­ми, бе­да­ми и во­про­са­ми. Мно­гие при­хо­ди­ли к бла­жен­но­му и мо­ли­ли его доз­во­лить остать­ся у него, дабы ис­пол­ни­лись на них сло­ва псал­мо­пев­ца: «С пре­по­доб­ным пре­по­до­бен бу­де­ши, и с му­жем непо­вин­ным непо­ви­нен бу­де­ши: и со из­бран­ным из­бран бу­де­ши» (Пс.17:26-27). И неко­то­рых он остав­лял по­жить у се­бя как бы на по­слу­ша­нии.
При­не­ся в жерт­ву Бо­гу свои име­ния, бла­жен­ный Па­вел ча­сто жерт­во­вал ра­ди Хри­ста пло­да­ми дво­рян­ско­го вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ван­но­сти, и под ли­чи­ной на­пуск­ной гру­бо­сти ис­кус­но скры­вал воз­вы­шен­ную и бла­го­род­ную свою ду­шу. Слу­чит­ся прий­ти к бла­жен­но­му Пав­лу ка­ко­му-ни­будь по­се­ти­те­лю, име­ю­ще­му нерас­ка­ян­ные гре­хи, — бла­жен­ный, не сму­щая при­шед­ше­го гру­бым от­кро­ве­ни­ем его тайн, при­твор­но об­ру­ши­ва­ет­ся на ко­го-ни­будь из сво­их по­слуш­ни­ков: ру­га­ет, бра­нит, гро­зит пал­кой, при этом на­зы­вая гре­хи по­се­ти­те­ля, дабы по­двиг­нуть то­го к по­ка­я­нию. По­слуш­ник же крот­ко тер­пит и толь­ко по­вто­ря­ет: «Про­сти­те, ба­тюш­ка, ви­но­ват».
Си­лою бла­го­да­ти Бо­жи­ей бла­жен­ный яс­но ви­дел и ду­шу че­ло­ве­ка, и его бу­ду­щее. Сво­е­му ду­хов­ни­ку, иеро­мо­на­ху Да­ми­а­ну, он пред­ска­зал: «Ты бу­дешь ве­лы­кый че­ло­век, та­кий, шо бо­лы­ний буть не мо­же», – и про­ро­че­ские сло­ва эти дей­стви­тель­но ис­пол­ни­лись в жиз­ни от­ца Да­ми­а­на: в 1897 го­ду он по­став­лен был пат­ри­ар­хом Свя­то­го Гра­да Иеру­са­ли­ма.
При­бли­жа­ясь к кон­цу сво­ей зем­ной жиз­ни, бла­жен­ный все бо­лее осла­бе­вал те­лес­ны­ми си­ла­ми, но свя­тая ду­ша его по­преж­не­му пла­ме­не­ла лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним. Как и дру­гим ве­ли­ким угод­ни­кам Бо­жи­им, Гос­подь от­крыл ему день и час его кон­чи­ны. На­ка­нуне он ве­лел на­пи­сать пись­мо сво­им близ­ким с прось­бой быть на его по­хо­ро­нах.
Скон­чал­ся 10 мар­та 1879 го­да. Ве­че­ром он сде­лал­ся крайне слаб и, при­об­щив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Тайн от сво­е­го ду­хов­ни­ка от­ца Да­ми­а­на, пре­дал свою пра­вед­ную ду­шу Бо­гу. В мо­мент кон­чи­ны все пред­сто­я­щие ви­де­ли, что ли­цо угод­ни­ка Бо­жия про­си­я­ло ве­ли­кой ра­до­стью, с бла­го­дат­ной го­ло­вы его по все­му те­лу до са­мых ног про­шла как бы жел­то­ва­тая тень, и по­сле это­го те­ло сде­ла­лось бе­лое, по­доб­но сне­гу. Все, ви­дев­шие это зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей над бла­жен­ным Пав­лом, уми­ли­лись серд­цем и про­сла­ви­ли Бо­га за та­кую Его ми­лость.
Мест­ное про­слав­ле­ние свя­то­го со­вер­ши­лось в вос­кре­се­нье 20 июня 1999 го­да в го­ро­де Та­ган­ро­ге. Бо­лее де­ся­ти ты­сяч ве­ру­ю­щих Ро­стов­ской об­ла­сти и юга Рос­сии при­е­ха­ли по­кло­нить­ся бла­жен­но­му Пав­лу в день его ка­но­ни­за­ции. По­оче­ред­но несо­мый все­ми свя­щен­ни­ка­ми Ро­стов­ской епар­хии, ков­чег со свя­ты­ми мо­ща­ми был тор­же­ствен­но пе­ре­не­сён из Все­х­свят­ской церк­ви на ста­ром клад­би­ще в Свя­то-Ни­коль­ский храм г. Та­ган­ро­га, где ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским и Но­во­чер­кас­ским Пан­те­ле­и­мо­ном бы­ло за­чи­та­но ар­хи­ерей­ское опре­де­ле­ние о ка­но­ни­за­ции свя­то­го бла­жен­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го и со­вер­ше­на Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия, по­сле ко­то­рой мно­же­ство ве­ру­ю­щих при­ло­жи­лись к мо­щам свя­то­го. Про­слав­ле­ние озна­ме­но­ва­лось многочис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей бы­ло пред­ска­за­но пре­по­доб­ным неза­дол­го до от­ше­ствия ко Гос­по­ду, ко­гда ста­рец на­пе­вал: «По­нес­ли Пав­ла на мо­ги­лу, а с мо­ги­лы – да в со­бор» (в те го­ды Свя­то-Ни­коль­ский храм имел ста­тус со­бо­ра).

☦️
Священномученик Дими́трий Легейдо, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 26 ок­тяб­ря 1880 го­да в се­ле Боль­шие Со­ро­чин­цы Пол­тав­ской гу­бер­нии в се­мье ка­за­ка Кон­стан­ти­на Ле­гей­до. Успеш­но за­ни­ма­ясь тор­гов­лей, Кон­стан­тин Ле­гей­до при­умно­жал зем­ное иму­ще­ство. Но Дмит­рия не при­вле­ка­ла тор­гов­ля, и он, как ку­пец, ищу­щий дра­го­цен­ной жем­чу­жи­ны, вы­брал сво­им по­при­щем слу­же­ние Бо­гу. В 1904 го­ду Дмит­рий окон­чил Ти­флис­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Ни­ны Став­ро­поль­ской гу­бер­нии, а за­тем — во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме в ста­ни­це Небер­джа­ев­ской непо­да­ле­ку от Крым­ска Ку­бан­ской об­ла­сти. В 1918 го­ду Ку­бань ста­ла аре­ной оже­сто­чен­ных бо­ев граж­дан­ской вой­ны, раз­вя­зан­ной боль­ше­ви­ка­ми про­тив рус­ско­го на­ро­да и на­ро­дов Рос­сии. В 1918 го­ду, во вре­мя пре­бы­ва­ния в ста­ни­це Небер­джа­ев­ской бе­лых, был аре­сто­ван и осуж­ден на смерть один из крас­но­гвар­дей­цев; ко­гда его уже по­ве­ли на пло­щадь, чтобы каз­нить, отец Ди­мит­рий всту­пил­ся за него и спас ему жизнь. При вла­сти бе­лых свя­щен­ник ре­гу­ляр­но пе­ре­да­вал про­дук­ты за­клю­чен­ным крас­но­гвар­дей­цам.
В ав­гу­сте 1931 го­да отец Ди­мит­рий был на­зна­чен слу­жить в Воз­не­сен­скую цер­ковь в го­ро­де Ге­лен­джи­ке Крас­но­дар­ско­го края. Сво­ей ак­тив­ной пас­тыр­ской де­я­тель­но­стью и про­по­ве­дя­ми он вско­ре при­влек вни­ма­ние ОГПУ, и о нем ста­ли со­би­рать­ся со­от­вет­ству­ю­щие све­де­ния. 21 ап­ре­ля 1932 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской ре­ли­ги­оз­ной де­я­тель­но­сти, ко­то­рую он на­прав­лял про­тив ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. В мае 1932 го­да со­труд­ни­ки ОГПУ до­про­си­ли мест­ных жи­те­лей, по­сле че­го бы­ли устро­е­ны оч­ные став­ки сви­де­те­лей со свя­щен­ни­ком.
«Не бы­ло бы кол­хо­зов, не бы­ло бы тех му­че­ний, ка­кие есть; над на­ро­дом из­де­ва­ют­ся, но ско­ро бу­дет Суд, ко­то­рый по­тря­сет мир… — за­явил свя­щен­ник, как утвер­ждал на оч­ной став­ке сви­де­тель. — Слу­жи­те­ли Хри­ста пе­ре­но­сят боль­шие му­че­ния и из­де­ва­тель­ства, но ско­ро бу­дет Суд, ко­то­рый бу­дет су­дить мир…»
Вы­слу­шав его по­ка­за­ния, отец Ди­мит­рий ска­зал: «Раз­го­во­ра в та­ком ду­хе не бы­ло. О про­слав­ле­нии Хри­ста раз­го­во­ра не от­ри­цаю, но что не бы­ло бы кол­хо­зов, не бы­ло бы му­че­ний, и что ком­му­ни­сты по­сла­ны за гре­хи, я не го­во­рил. Раз­го­во­ра о том, что слу­жи­те­ли Хри­ста пе­ре­но­сят боль­шие му­че­ния, не бы­ло, но не от­ри­цаю, что мог быть раз­го­вор, что мы под­вер­га­ем­ся на­смеш­кам».
По­сле оч­ных ста­вок сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил свя­щен­ни­ка, и отец Ди­мит­рий ска­зал: «Ви­нов­ность свою в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я от­ри­цаю, хо­тя и не от­ри­цаю, что вре­ме­на­ми неудо­воль­ствия с мо­ей сто­ро­ны бы­ли. Боль­шей ча­стью эти неудо­воль­ствия сво­ди­лись к ма­те­ри­аль­ным во­про­сам. Предъ­яв­лен­ные мне сви­де­тель­ские по­ка­за­ния я ча­стич­но при­знаю — в част­но­сти, раз­го­вор о про­слав­ле­нии Хри­ста, о том, что чем боль­ше гре­шат лю­ди, тем стро­же бу­дут на­ка­зы­вать­ся. Но часть раз­го­во­ров бы­ла непра­виль­но по­ня­та. Пред­на­ме­рен­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции про­тив вла­сти я не вел, и о том, что нуж­но вы­хо­дить из кол­хо­зов, что ком­му­ни­сты бу­дут сто­ять пе­ред Страш­ным Су­дом, я не го­во­рил».
Об­ласт­ное на­чаль­ство ОГПУ по­тре­бо­ва­ло от мест­ных со­труд­ни­ков до­про­сить еще ряд сви­де­те­лей, чтобы до­ка­зать на­ли­чие контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции. По­сле до­про­сов мест­ные со­труд­ни­ки ОГПУ на­пи­са­ли: «Пре­про­вож­дая до­пол­ни­тель­ный след­ствен­ный ма­те­ри­ал и справ­ку по де­лу Ле­гей­до, со­об­ща­ем, что вы­явить на­ли­чие ан­ти­со­вет­ской груп­пи­ров­ки пу­тем до­про­сов пред­ла­га­е­мых ва­ми лиц не уда­лось.
Все до­про­шен­ные, по су­ще­ству, яв­ля­ют­ся дрях­лы­ми ста­ри­ка­ми и ста­ру­ха­ми и цен­ных дан­ных в про­цес­се до­про­са не да­ли».
Од­на из до­пол­ни­тель­но до­про­шен­ных сви­де­тель­ниц по­ка­за­ла: «Бы­ли слу­чаи, ко­гда я де­ли­лась с ним сво­им го­рем, как на­при­мер, у ме­ня за­брал фин­ин­спек­тор… бу­фет, стол, зер­ка­ло и дру­гие до­маш­ние ве­щи… Отец Ди­мит­рий, уте­шая ме­ня, ска­зал: “Не от­ча­и­вай­тесь, мо­ли­тесь и тер­пи­те, все это зем­ное, нуж­но ду­мать боль­ше о за­гроб­ной жиз­ни”.
В то вре­мя, ко­гда на празд­ни­ках я у него встре­ча­ла при­хо­жан, то обыч­но те пи­ли чай, пе­ли и ве­ли раз­го­во­ры… о внут­рен­ней жиз­ни каж­до­го».
28 но­яб­ря 1932 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Ди­мит­рия к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, и он был со­слан в Чим­кент, где ему при­шлось ра­бо­тать ин­кас­са­то­ром-сче­то­во­дом.
11 сен­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, и он был за­клю­чен в чим­кент­скую тюрь­му. 14 сен­тяб­ря отец Ди­мит­рий был до­про­шен и на во­прос сле­до­ва­те­ля, участ­во­вал ли он в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и при­зна­ет ли се­бя ви­нов­ным, от­ве­тил, что в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не участ­во­вал и ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет.
19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь, и 21 ян­ва­ря 1938 го­да он при­был с ал­ма-атин­ским эта­пом в 10-е от­де­ле­ние Бам­ла­га.
13 мар­та на­чаль­ник 1-й ко­лон­ны, к ко­то­рой был при­пи­сан отец Ди­мит­рий, и по­мощ­ни­ки по тру­ду и куль­тур­но-вос­пи­та­тель­ной ра­бо­те со­ста­ви­ли на свя­щен­ни­ка ха­рак­те­ри­сти­ку, в ко­то­рой на­пи­са­ли, что со дня сво­е­го при­бы­тия в ла­герь тот не вы­хо­дил на ра­бо­ту, яв­ля­ет­ся злост­ным от­каз­чи­ком и вос­пи­та­нию не под­да­ет­ся.
15 мар­та был до­про­шен лже­сви­де­тель, ко­то­рый так­же по­ка­зал, что отец Ди­мит­рий был злост­ным от­каз­чи­ком от ра­бо­ты и вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Са­мо­го свя­щен­ни­ка при этом ни ра­зу не до­про­си­ли. 31 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к рас­стре­лу, но рас­стре­лять его уже не мог­ли — 23 мар­та 1938 го­да свя­щен­ник Ди­мит­рий Ле­гей­до скон­чал­ся и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание