☀️ неподвижный годовой круг:
• 16 марта (3 марта)
• мчч. Евтро́пия, Клеони́ка, Василиска (ок. 308)
• прп. Пиа́мы девы (337)
• свв. Зино́на и Зои́ла (?)
• прмц. Марфы (Ковровой), мч. Михаила (Строева) (1938)
• икон Божией Матери: Волоколамская (1572)


☦️
Мученик Евтро́пий Амасийский.
Свя­тые му­че­ни­ки Ев­тро­пий, Клео­ник и Ва­си­лиск по­стра­да­ли в го­ро­де Ама­сии Пон­тий­ской (Ма­лая Азия) око­ло 308 го­да.
Бра­тья Ев­тро­пий и Клео­ник и пле­мян­ник свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля) Ва­си­лиск бы­ли дру­зья­ми. По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го Фе­о­до­ра они на­хо­ди­лись в за­клю­че­нии и сво­ей про­по­ве­дью при­ве­ли к хри­сти­ан­ской ве­ре мно­гих языч­ни­ков, быв­ших с ни­ми в тем­ни­це.
Ко­гда ис­тя­зав­ший свя­то­го Фе­о­до­ра Пуб­лий бес­слав­но по­гиб, по­ра­жен­ный Бо­жи­им гне­вом, пра­ви­те­лем Ама­сии Пон­тий­ской был на­зна­чен Ас­кли­пи­о­дот, не усту­пав­ший в же­сто­ко­сти сво­е­му пред­ше­ствен­ни­ку. Узнав, что дру­зья му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на все еще на­хо­дят­ся в тем­ни­це, пра­ви­тель ве­лел при­ве­сти их к се­бе. Пе­ред но­вым пра­ви­те­лем свя­тые Ев­тро­пий, Клео­ник и Ва­си­лиск так же твер­до ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста. Они бы­ли бес­по­щад­но из­би­ты, так что те­ла их пре­вра­ти­лись в сплош­ную ра­ну. Во вре­мя пы­ток свя­той Ев­тро­пий гром­ко мо­лил­ся Спа­си­те­лю: «Даждь, Гос­по­ди, нам тер­пе­ния со­вер­шен­но­го в ра­нах сих ра­ди вен­ца му­че­ни­че­ско­го, и при­и­ди на по­мощь к нам, яко­же к ра­бу Тво­е­му Фе­о­до­ру при­шел еси». В от­вет на моль­бу свя­то­го му­че­ни­кам явил­ся Сам Гос­подь с Ан­ге­ла­ми и с ни­ми свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон, ска­зав­ший им: «Се на по­мощь ва­шу Спа­си­тель при­и­де, да из­вест­ны бу­де­те о веч­ной жиз­ни».
Во­и­ны и мно­гие из сто­яв­ших по­бли­зо­сти лю­дей так­же спо­до­би­лись ви­деть Спа­си­те­ля. Они ста­ли про­сить Ас­кли­пи­о­до­та пре­кра­тить пыт­ки. Уви­дев, что на­род вол­ну­ет­ся и го­тов уве­ро­вать в Ис­тин­но­го Бо­га, пра­ви­тель ве­лел уве­сти му­че­ни­ков. По­том пра­ви­тель при­гла­сил свя­то­го Ев­тро­пия к се­бе на обед и пред­ло­жил ему пуб­лич­но при­не­сти жерт­вы язы­че­ским бо­гам, а в ду­ше оста­вать­ся хри­сти­а­ни­ном.
Но Ев­тро­пий от­верг это пред­ло­же­ние. На сле­ду­ю­щий день му­че­ни­ков при­ве­ли в язы­че­ский храм, чтобы на­силь­но за­ста­вить их при­не­сти жерт­вы. То­гда Ев­тро­пий стал про­сить Спа­си­те­ля: «Гос­по­ди, бу­ди с на­ми, а все язы­че­ское бес­но­ва­ние ис­тре­би. Даждь, да на ме­сте сем хри­сти­ане Бес­кров­ные Жерт­вы при­не­сут Те­бе, Ис­тин­но­му Бо­гу». Толь­ко про­зву­ча­ло по­след­нее сло­во мо­лит­вы, как на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, ста­ли ру­шить­ся сте­ны хра­ма, а с ни­ми раз­би­лось и изо­бра­же­ние бо­ги­ни Ар­те­ми­ды. Все бро­си­лись из хра­ма, чтобы не по­гиб­нуть сре­ди раз­ва­лин. Сре­ди шу­ма зем­ле­тря­се­ния раз­дал­ся свы­ше глас: «Мо­лит­ва ва­ша услы­ша­на, и на этом ме­сте бу­дет дом для мо­лит­вы хри­сти­ан».
Ко­гда кон­чи­лось зем­ле­тря­се­ние, ед­ва опом­нив­ший­ся от стра­ха пра­ви­тель Ас­кли­пи­о­дот ве­лел врыть в зем­лю вы­со­кие де­ре­вян­ные ко­лья, при­вя­зать к ним му­че­ни­ков и по­ли­вать ки­пя­щей смо­лой. Свя­тые ста­ли мо­лить­ся Бо­гу, а Ев­тро­пий вос­клик­нул, об­ра­ща­ясь к му­чи­те­лям: «Да об­ра­тит Гос­подь де­ло ва­ше про­тив вас!» И смо­ла ста­ла об­те­кать те­ла му­че­ни­ков, как во­да мра­мор, и об­жи­гать му­чи­те­лей. Ви­дев­шие это при­шли в ужас, а пра­ви­тель в оже­сто­че­нии при­ка­зал рвать те­ла свя­тых же­лез­ны­ми крю­чья­ми и уязв­лять их ра­ны гор­чи­цей, сме­шан­ной с со­лью и ук­су­сом. Свя­тые и эти му­ки пе­ре­нес­ли с уди­ви­тель­ной твер­до­стью.
По­след­нюю ночь пе­ред каз­нью му­че­ни­ки про­ве­ли в мо­лит­ве, и сно­ва Гос­подь явил­ся им и укреп­лял их.
Утром 3 мар­та свя­тые Ев­тро­пий и Клео­ник бы­ли рас­пя­ты, а Ва­си­лиск остав­лен в за­то­че­нии.

Свя­той Ва­си­лиск в тем­ни­це го­то­вил­ся к пред­сто­яв­ше­му му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Во сне ему явил­ся Гос­подь, обе­щав­ший му­че­ни­ку Свою по­мощь, и пред­ска­зал ему му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Ко­ма­нах. Свя­той Ва­си­лиск про­сил тем­нич­ных стра­жей от­пу­стить его в род­ное се­ле­ние про­стить­ся с род­ны­ми. Его от­пу­сти­ли, так как по­чи­та­ли за свя­тость жиз­ни и со­вер­ша­е­мые чу­де­са. При­дя до­мой, свя­той Ва­си­лиск со­об­щил род­ным, что ви­дит­ся с ни­ми в по­след­ний раз, и убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру.
Ко­гда Агрип­па узнал, что свя­той Ва­си­лиск от­пу­щен к род­ным, то при­шел в ярость. Же­сто­ко на­ка­зав тем­нич­ных стра­жей, он по­слал за му­че­ни­ком от­ряд во­и­нов во гла­ве с же­сто­ким ма­ги­стри­а­ном (по­мощ­ник пра­ви­те­ля). Встре­тив воз­вра­щав­ше­го­ся свя­то­го Ва­си­лис­ка, ма­ги­стри­ан на­дел на него тя­же­лые око­вы, а но­ги обул в мед­ные са­по­ги с вби­ты­ми в по­дош­вы гвоз­дя­ми, и от­пра­вил в Ко­ма­ны.
Дой­дя до од­но­го се­ле­ния, в зной­ный пол­день пут­ни­ки оста­но­ви­лись в до­ме жен­щи­ны Тро­я­ны. Во­и­ны по­шли в дом от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щей, а свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка при­вя­за­ли к су­хо­му де­ре­ву. Стоя в тяж­ких око­вах под рас­ка­лен­ным солн­цем, свя­той мо­лил­ся Бо­гу. Вне­зап­но по­слы­шал­ся Го­лос свы­ше: «Не бой­ся, Я с то­бою». Зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. Ма­ги­стри­ан, во­и­ны и Тро­я­на, ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.
Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку. Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду, 22 мая. Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря) пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес: «Зав­тра бу­дем вме­сте». О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/207

☦️
Преподобная Пиа́ма Александрийская, дева.
Пре­по­доб­ная Пиа­ма под­ви­за­лась неда­ле­ко от Алек­сан­дрии. В до­ме сво­ей ма­те­ри свя­тая жи­ла, как в за­тво­ре: ни с кем не ви­де­лась, пи­щу при­ни­ма­ла через день, по­сле мо­лит­вы пря­ла лен. Свя­тая Пиа­ма спо­до­би­лась по­лу­чить дар про­зре­ния. Ко­гда жи­те­ли со­сед­не­го, бо­лее мно­го­люд­но­го се­ле­ния, ослеп­лен­ные алч­но­стью, бы­ли го­то­вы ис­тре­бить од­но­сель­чан свя­той де­вы, чтобы во вре­мя раз­ли­ва Ни­ла рас­пре­де­лить во­ду толь­ко на сво­их по­лях, свя­тая Пиа­ма ду­хом узна­ла об этом зло­дей­ском на­ме­ре­нии и объ­яви­ла о нем ста­рей­ши­нам се­ла. Ис­пу­ган­ные ста­рей­ши­ны упа­ли в но­ги свя­той, умо­ляя ее пой­ти к со­се­дям и удер­жать их от пре­ступ­ле­ния. Пре­по­доб­ная Пиа­ма не по­шла на встре­чу, так как дав­но от­ка­за­лась от об­ще­ния с людь­ми. Всю ночь свя­тая про­ве­ла в мо­лит­ве, а на­ут­ро во­ору­жен­ные жи­те­ли со­сед­ней об­щи­ны, на­прав­ляв­ши­е­ся к се­ле­нию свя­той де­вы, вне­зап­но оста­но­ви­лись и не мог­ли дви­нуть­ся даль­ше. Гос­подь от­крыл несчаст­ным, что удер­жи­ва­ет их мо­лит­ва свя­той Пи­а­мы. Лю­ди опом­ни­лись и рас­ка­я­лись в сво­ем зло­умыш­ле­нии. Они от­пра­ви­ли в се­ло по­слов с прось­бой о ми­ре и го­во­ри­ли: «Бла­го­да­ри­те Бо­га, Ко­то­рый по мо­лит­вам де­вы Пи­а­мы из­ба­вил вас». Свя­тая мир­но ото­шла ко Гос­по­ду в 337 го­ду.

☦️
Преподобные Зино́н и Зои́л.
Вре­мя и ме­сто жиз­ни неиз­вест­ны. Их па­мять вклю­че­на в ви­зан­тий­ские стиш­ные си­нак­са­ри, где упо­ми­на­ет­ся, что они скон­ча­лись в ми­ре (Paris. Coislin. 223, 1301 г.). Из стиш­ных си­нак­са­рей па­мять Зи­но­на и Зо­и­ла и по­свя­щен­ное им дву­сти­шие («Жиз­ни от­ре­ше­ние Зи­но­ну и Зо­и­лу жизнь бысть луч­шая па­че ви­ны») бы­ли пе­ре­не­се­ны в гре­че­ские пе­чат­ные Ми­неи (Ве­не­ция, 1596) и в «Си­нак­са­рист» прп. Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца. При пе­ре­во­де ви­зан­тий­ских си­нак­са­рей на сла­вян­ский язык па­мять и дву­сти­шие бы­ли вне­се­ны в стиш­ные Про­ло­ги (напр., ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.), а из них пе­ре­не­се­ны в Ве­ли­кие Ми­неи Че­тии (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Стб. 64) и в совре­мен­ный ка­лен­дарь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

☦️
Преподобномученица Ма́рфа Коврова, послушница.
Мар­фа Сте­па­нов­на Ков­ро­ва ро­ди­лась в 1887 го­ду в се­ле Га­лы­ги­но Ко­ро­бов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и про­ис­хо­ди­ла из кре­стьян­ской се­мьи. Ре­шив по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Бо­гу, она ста­ла по­слуш­ни­цей Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в де­ревне Евле­во Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. В этом мо­на­сты­ре бу­ду­щая му­че­ни­ца про­жи­ла вплоть до его за­кры­тия.
26 фев­ра­ля 1938 го­да по­слуш­ни­цу Мар­фу аре­сто­ва­ли. Она бы­ла об­ви­не­на в «ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции», и 9 мар­та 1938 го­да Трой­ка при УНКВД СССР по Мос­ков­ской об­ла­сти вы­нес­ла окон­ча­тель­ный при­го­вор — выс­шая ме­ра на­ка­за­ния, рас­стрел. Мар­фа Сте­па­нов­на Ков­ро­ва бы­ла рас­стре­ля­на 16 мар­та 1938 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне.

☦️
Мученик Михаи́л Строев.
Му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 6 сен­тяб­ря 1876 го­да в го­ро­де Вос­кре­сен­ске Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Сте­па­на Стро­е­ва — быв­ше­го кре­пост­но­го жи­во­пис­ца, при­пи­сан­но­го к Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­му мо­на­сты­рю. Все де­ды и пра­де­ды Сте­па­на Стро­е­ва бы­ли жи­во­пис­ца­ми. Остав­шись де­вя­ти лет без от­ца, Ми­ха­ил с две­на­дца­ти лет стал по­мо­гать сво­е­му де­ду-ху­дож­ни­ку, ко­то­рый и стал его пер­вым учи­те­лем жи­во­пи­си. В 1902 го­ду Ми­ха­ил Сте­па­но­вич же­нил­ся на Анне Гри­горь­евне Гри­горь­е­вой, ра­бот­ни­це тек­стиль­ной фаб­ри­ки. В 1904 го­ду он по­сту­пил на ве­чер­ние кур­сы Стро­га­нов­ско­го учи­ли­ща. В 1909 го­ду Ми­ха­ил Сте­па­но­вич ос­но­вал пер­вое в уез­де Доб­ро­воль­ное по­жар­ное об­ще­ство, по­жиз­нен­ным чле­ном ко­то­ро­го он впо­след­ствии стал.
В 1916 го­ду Ми­ха­ил Сте­па­но­вич был при­зван в Аст­ра­хан­ский за­пас­ной полк, рас­по­ла­гав­ший­ся в го­ро­де Мор­шан­ске Там­бов­ской гу­бер­нии. Вер­нув­шись по­сле окон­ча­ния вой­ны до­мой, он был на­зна­чен на­чаль­ни­ком Вос­кре­сен­ской уезд­ной по­жар­ной охра­ны и во вре­мя сво­ей служ­бы окон­чил гу­берн­ские по­жар­ные кур­сы. Впо­след­ствии по со­сто­я­нию здо­ро­вья и воз­рас­ту он был пе­ре­ве­ден на долж­ность на­чаль­ни­ка доб­ро­воль­ной фаб­рич­ной по­жар­ной ко­ман­ды. С ран­них лет при­вык­нув к тру­ду, он и сво­их де­тей на­став­лял тру­дить­ся, ча­сто на­по­ми­ная им из­вест­ную по­сло­ви­цу: «Труд кор­мит — а лень пор­тит». Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, он во вре­ме­на го­не­ний от без­бож­ной со­вет­ской вла­сти был ста­ро­стой Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Тро­иц­ком, без­ро­пот­но неся это тя­же­лое и опас­ное по тем вре­ме­нам по­слу­ша­ние.
В трид­ца­тых го­дах пред­се­да­тель мест­но­го сель­со­ве­та про­дал под да­чу неко­е­му со­вет­ско­му про­фес­со­ру по­ме­ще­ние шко­лы, а шко­ле пред­ло­жил пе­ре­брать­ся в де­ре­вян­ное — по­стро­ен­ное бо­лее трех­сот лет на­зад и по­то­му счи­тав­ше­е­ся да­же и во вре­ме­на без­бо­жия ар­хи­тек­тур­ным па­мят­ни­ком — зда­ние церк­ви. Ве­ру­ю­щие вос­про­ти­ви­лись это­му и по­про­си­ли Ми­ха­и­ла Сте­па­но­ви­ча, чтобы он об­ра­тил­ся к вла­стям с жа­ло­бой. Де­ло бы­ло разо­бра­но, и вла­сти обя­за­ли пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та рас­торг­нуть до­го­вор о про­да­же зда­ния шко­лы как неза­кон­ный, и та­ким об­ра­зом де­ти оста­лись в преж­нем зда­нии, а у ве­ру­ю­щих в це­ло­сти был со­хра­нен храм для служ­бы. Од­на­ко на­сту­пив­шие поз­же го­не­ния 1937 го­да не по­ща­ди­ли ни­ко­го. В но­яб­ре 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны оба свя­щен­ни­ка Тро­иц­ко­го хра­ма — Алек­сандр Маш­ков и Иоанн Ор­лов, диа­кон Петр Тро­иц­кий и ста­ро­ста хра­ма Ми­ха­ил Стро­ев и за­клю­че­ны в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
— По­ка­за­ни­я­ми об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва вы ули­ча­е­тесь как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су! — по­тре­бо­вал от Ми­ха­и­ла Сте­па­но­ви­ча сле­до­ва­тель.
— За­яв­ляю, что я участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы не яв­ля­юсь.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва. Под­твер­жда­е­те ли вы их?
— По­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва я от­ри­цаю.
— Зна­е­те ли вы граж­дан Ива­на Ива­но­ви­ча Ор­ло­ва, Пет­ра Ива­но­ви­ча Тро­иц­ко­го и ка­кие у вас с ни­ми вза­и­мо­от­но­ше­ния?
— Свя­щен­ни­ка Ива­на Ива­но­ви­ча Ор­ло­ва и диа­ко­на Пет­ра Ива­но­ви­ча Тро­иц­ко­го я знаю хо­ро­шо, и вза­и­мо­от­но­ше­ния у ме­ня с ни­ми хо­ро­шие.
— По­се­ща­е­те ли вы их квар­ти­ры и хо­дят ли они к вам? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— По дол­гу служ­бы Ор­ло­ва и Тро­иц­ко­го я по­се­щал, а так­же и они ко мне хо­дят.
27 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ми­ха­и­ла Сте­па­но­ви­ча к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен ра­бо­тать на ла­гер­ную сви­но­фер­му в Си­би­ри.
Ми­ха­ил Сте­па­но­вич Стро­ев скон­чал­ся в за­клю­че­нии в Сус­лов­ском от­де­ле­нии Си­б­ла­га 16 мар­та 1938 го­да (через 3,5 месяца) и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Волоколамская.
Во­ло­ко­лам­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри — спи­сок с Вла­ди­мир­ской ико­ны Мос­ков­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра. Ико­на бы­ла при­ве­зе­на из Зве­ни­го­ро­да в Успен­ский мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го 2 мар­та 1572 го­да, на 2-й неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста и тор­же­ствен­но встре­че­на игу­ме­ном Лео­ни­дом (1563–1566; 1568–1573) со всей мо­на­стыр­ской бра­ти­ей.
От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ее яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние на по­лях свя­ти­те­лей Ки­при­а­на (спра­ва) и Ге­рон­тия (сле­ва), мит­ро­по­ли­тов Мос­ков­ских.
С име­нем мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на свя­за­но пер­вое при­бы­тие древ­ней Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву в 1395 го­ду, а при мит­ро­по­ли­те Ге­рон­тии в 1480 го­ду вла­ди­мир­ская свя­ты­ня окон­ча­тель­но ста­ла мос­ков­ской.
В 1588 го­ду Во­ло­ко­лам­ской иконе бы­ла по­свя­ще­на на­дврат­ная цер­ковь юж­ных во­рот Иоси­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря в честь Сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (па­мять 26 ав­гу­ста).
В кон­це XVII ве­ка, ко­гда в Москве на Ста­рой Бас­ман­ной был воз­ве­ден од­но­имен­ный храм, на­дврат­ную цер­ковь Иоси­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря освя­ти­ли во имя свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Во­ло­ко­лам­ская ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в мест­ный ряд ико­но­ста­са но­вой со­бор­ной Успен­ской церк­ви Иоси­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря.
В оби­ход­ни­ке Иоси­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря 1578 го­да эта ико­на от­ме­че­на как чу­до­твор­ная.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-volokolamskaja

☦️
Икона Богородицы «Знамение» Златоустовская.
В 1848 го­ду в Москве рас­про­стра­ни­лась хо­ле­ра. В это вре­мя под­верг­ся этой страш­ной бо­лез­ни за­моск­во­рец­кий ку­пец, ше­сти­де­ся­ти­лет­ний ста­рец Иро­ди­он Во­ро­бьев, при­хо­жа­нин Ека­те­ри­нин­ской церк­ви на Ор­дын­ке. Ко­гда он ле­жал в бо­лез­ни, ему пред­ста­ви­лось в сно­ви­де­нии, что он на­хо­дит­ся в Зла­то­устов­ской оби­те­ли воз­ле па­пер­ти, и буд­то бы мо­нах с по­слуш­ни­ком го­то­вят­ся что-то освя­щать. За­тем он уви­дел на стене об­раз «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри и по­до­шел к нему при­ло­жить­ся. На иконе Бо­гом­ла­де­нец улы­бал­ся, а Бо­го­ма­терь, про­из­не­ся имя Иро­ди­о­на, да­ла ему из Сво­их рук хру­сталь­ный со­суд для пе­ре­да­чи по­слуш­ни­ку. Про­бу­див­шись от сна, Иро­ди­он по­чув­ство­вал об­лег­че­ние от сво­их стра­да­ний и вско­ре со­вер­шен­но вы­здо­ро­вел от опас­но­го неду­га. 17 фев­ра­ля он от­пра­вил­ся в Зла­то­устов­ский мо­на­стырь к ве­черне. В этом мо­на­сты­ре он не был уже лет трид­цать. Уви­дев здесь над ар­кой па­пер­ти Тро­иц­ко­го хра­ма ико­ну «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри, Иро­ди­он при­знал в ней ту са­мую, ко­то­рую он ви­дел во сне. По прось­бе ис­це­лен­но­го, об­раз этот 3 мар­та снят был с ар­ки и вне­сен в Тро­иц­кую цер­ковь. Пе­ред ико­ной со­вер­ше­но бы­ло мо­леб­ствие с во­до­освя­ще­ни­ем и чте­ни­ем ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­це. За­тем ее по­ме­сти­ли на ана­лое в при­де­ле свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия Ир­кут­ско­го.
Бла­го­дар­ный ку­пец укра­сил об­раз дра­го­цен­ной ри­зой, а од­на жен­щи­на, по­лу­чив­шая у ико­ны ис­це­ле­ние, сде­ла­ла спи­сок с нее и по­ста­ви­ла в той же Тро­иц­кой церк­ви, где на­хо­ди­лась и под­лин­ная чу­до­твор­ная ико­на, пе­ре­не­сен­ная в 1865 го­ду в со­бор­ную мо­на­стыр­скую цер­ковь во имя св. Иоан­на Зла­то­уста.
В мо­на­стыр­ской ле­то­пи­си под 1848 го­дом опи­са­но во­семь чу­дес­ных ис­це­ле­ний от этой ико­ны. Вот од­но из них. Же­на ге­не­рал-май­о­ра Ека­те­ри­на Алек­сан­дров­на Кап­ля несколь­ко лет стра­да­ла нерв­ным рас­слаб­ле­ни­ем, со­еди­нен­ным с уси­лен­ны­ми сер­деч­ны­ми при­пад­ка­ми и невы­но­си­мы­ми бо­ля­ми в жи­во­те. Она от стра­да­ния по­чти не мог­ла го­во­рить, и луч­шие вра­чи от­ка­зы­ва­лись ле­чить ее. Боль­ная то­гда ре­ши­лась об­ра­тить­ся с го­ря­чей моль­бой к Пре­чи­стой Вла­ды­чи­це. Она от­пра­ви­лась в Зла­то­устов­ский мо­на­стырь и здесь от­слу­жи­ла пе­ред ико­ной «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри мо­ле­бен. Ко­гда недуж­ная с ве­рой при­ло­жи­лась к об­ра­зу, то вне­зап­но по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние. Воз­вра­тив­шись до­мой, она на­ча­ла по­прав­лять­ся и ско­ро вы­здо­ро­ве­ла.
Ико­на Зла­то­устов­ская на­пи­са­на на ли­по­вой дос­ке и име­ет 12 верш­ков в вы­ши­ну и 10 в ши­ри­ну. По сто­ро­нам Бо­го­ма­те­ри на­хо­дят­ся изо­бра­же­ния св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и Иоан­на, ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Еже­днев­но в Зла­то­устов­ском мо­на­сты­ре со­вер­ша­ют­ся мо­леб­ные пе­ния пе­ред ико­ной «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри: по­сле ран­ней ли­тур­гии в Тро­иц­ком хра­ме, а по­сле позд­ней — в со­бор­ной Зла­то­устов­ской церк­ви. Каж­дую пят­ни­цу в этой оби­те­ли пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной чи­та­ет­ся так­же ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Празд­не­ство в честь это­го об­ра­за со­вер­ша­ет­ся еще 3 мар­та в вос­по­ми­на­ние пе­ре­не­се­ния его в Тро­иц­кую цер­ковь.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-zlatoustovskaja


Жития
Писание