☀️ неподвижный годовой круг:
• 5 марта (или 4 марта в високос) (20 февраля)
• сщмч. Садо́ка Персидского, и с ним 128-ми мчч. (342–344)
• прп. Агафо́на Римского (682)
• прп. Льва Катанского (ок. 780)
• блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054)
• прп. Агафона Печерского (XIII–XIV)
• прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570)
• прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Гела́сия, Сергия, Варлаама, Саввы, Ко́нона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Само́на, Ионы, Давида, Корнилия, Ни́фонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Фео́фила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578)
• сщмч. Николая (Розова) (1938)


☦️
Священномученик Садо́к Персидский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Са­док, епи­скоп Пер­сид­ский, и с ним 128 му­че­ни­ков по­стра­да­ли в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II. Свя­той Са­док был пре­ем­ни­ком свя­щен­но­му­че­ни­ка Си­мео­на (па­мять 17 ап­ре­ля). Од­на­жды он уви­дел сон, в ко­то­ром свя­той Си­ме­он пре­ду­пре­ждал его о пред­сто­я­щей ему му­че­ни­че­ской смер­ти. Стоя в ве­ли­кой сла­ве на вер­шине лест­ни­цы, ка­сав­шей­ся небес, свя­ти­тель Си­ме­он ска­зал: «Взой­ди ко мне, Са­док, и не бой­ся – я вче­ра взо­шел, а ты взой­ди се­го­дня». Вско­ре царь Са­пор, воз­двиг­ший го­не­ние на хри­сти­ан, по­ве­лел взять свя­то­го Са­до­ка вме­сте с его кли­ром и паст­вой. Все­го бы­ло схва­че­но 128 че­ло­век, в их чис­ле 9 дев. Они бы­ли бро­ше­ны в тем­ни­цу, где в про­дол­же­ние пя­ти ме­ся­цев их же­сто­ко ис­тя­за­ли, при­нуж­дая от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры и по­кло­нить­ся солн­цу и ог­ню. Свя­тые му­че­ни­ки бес­тре­пет­но от­ве­ча­ли: «Мы – хри­сти­ане и по­кло­ня­ем­ся Еди­но­му Бо­гу». Они бы­ли осуж­де­ны на усе­че­ние ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/174

☦️
Преподобный Агафо́н Римский (папа Римский).
Пре­по­доб­ный Ага­фон, па­па Рим­ский, про­ис­хо­дил из бо­га­той се­мьи, от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей хри­сти­ан, дав­ших ему хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. По­сле их смер­ти свя­той Ага­фон раз­дал име­ние ни­щим и при­нял ино­че­ство. Доб­ро­де­тель­ная жизнь его не укры­лась от лю­дей. В 679 го­ду он был по­став­лен во гла­ве Рим­ской Церк­ви и не оста­вил ка­фед­ры до са­мой кон­чи­ны († 682).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/175

☦️
Преподобный Лев Катанский, епископ.
Свя­той Лев был епи­ско­пом в го­ро­де Ка­тане, в Си­ци­лии. Он сла­вил­ся доб­ро­той и ми­ло­сер­ди­ем, хри­сти­ан­ской лю­бо­вью к ни­щим и стран­ни­кам. Гос­подь удо­сто­ил его да­ра вра­че­ва­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней и чу­до­тво­ре­ний. Во вре­ме­на епи­скоп­ства свя­то­го Льва в Ка­та­нах жил ча­ро­дей Или­о­дор, ко­то­рый по­ра­жал на­род лож­ны­ми чу­де­са­ми. Он преж­де был хри­сти­а­ни­ном, но по­том тай­но от­верг­ся Спа­си­те­ля и сде­лал­ся слу­жи­те­лем диа­во­ла. Свя­ти­тель Лев ча­сто убеж­дал Или­о­до­ра от­стать от злых дел и об­ра­тить­ся к Бо­гу, но на­прас­но. Од­на­жды Или­о­дор до­шел до та­кой дер­зо­сти, что, вой­дя в храм, где епи­скоп со­вер­шал бо­го­слу­же­ние, сво­им волх­во­ва­ни­ем про­из­вел там смя­те­ние и со­блазн, пы­та­ясь устро­ить бес­чин­ства. Ви­дя на­род, бес­ну­ю­щий­ся по кол­дов­ско­му вну­ше­нию, свя­той Лев по­нял, что вре­мя крот­ких уве­ще­ва­ний про­шло. Он спо­кой­но вы­шел из ал­та­ря и, об­вя­зав шею ча­ро­дея сво­им омо­фо­ром, вы­вел его из хра­ма на пло­щадь. Там он за­ста­вил Или­о­до­ра при­знать­ся во всех зло­де­я­ни­ях, при­ка­зал раз­ве­сти ко­стер и без ко­ле­ба­ний всту­пил вме­сте с ча­ро­де­ем в огонь, удер­жи­вая его омо­фо­ром. Так они сто­я­ли в огне, по­ка Или­о­дор не сго­рел, а свя­ти­тель Лев си­лой Бо­жи­ей остал­ся невре­дим. Это чу­до еще при жиз­ни про­сла­ви­ло пре­по­доб­но­го Льва. Ко­гда пре­по­доб­ный скон­чал­ся, при его гро­бе по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние кро­во­то­чи­вая жен­щи­на. Те­ло свя­то­го бы­ло по­ло­же­но в хра­ме свя­той му­че­ни­цы Лу­кии, со­здан­ном им са­мим, а впо­след­ствии мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь свя­ти­те­ля Мар­ти­на Ми­ло­сти­во­го, епи­ско­па Тур­ско­го (па­мять 12 ок­тяб­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/173

☦️
Благоверный князь Яросла́в Мудрый.
Яро­слав I, в Кре­ще­нии Ге­ор­гий (Юрий), Вла­ди­ми­ро­вич, Муд­рый (ок. 978–989 – 1054), бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ки­ев­ский. Па­мять 4 мар­та (20 фев­ра­ля) в день кон­чи­ны.
По раз­ным дан­ным ро­дил­ся меж­ду 978 и 989 го­да­ми, был вто­рым сы­ном рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра от по­лоц­кой княж­ны Ро­г­не­ды. По неко­то­рым све­де­ни­ям, в дет­стве он стра­дал от па­ра­ли­ча ног, ко­то­рый про­шёл в 988 го­ду, но оста­лась хро­мо­та.
Еще при сво­ей жиз­ни про­из­ве­дя пер­вый раз­дел зе­мель меж­ду сы­но­вья­ми, свя­той Вла­ди­мир по­са­дил де­вя­ти­лет­не­го Яро­сла­ва в Ро­сто­ве. В 1011 го­ду, ко­гда Яро­слав кре­стил Вол­гу, язы­че­ские жи­те­ли уро­чи­ща Мед­ве­жий угол вы­пу­сти­ли про­тив него «Свя­тую Мед­ве­ди­цу», но князь, во­ору­жен­ный се­ки­рой, одо­лел зве­ря.
В 1012 го­ду, по смер­ти стар­ше­го сы­на Вы­ше­сла­ва, свя­той Вла­ди­мир пе­ре­вел Яро­сла­ва на кня­же­ние в Нов­го­род, ми­но­вав стар­ше­го, Свя­то­пол­ка, ко­то­рый был то­гда под гне­вом от­ца. Став кня­зем Нов­го­род­ским, Яро­слав хо­тел по­рвать за­ви­си­мость от Ки­е­ва и стать неза­ви­си­мым го­су­да­рем об­шир­ной Нов­го­род­ской об­ла­сти. Он от­ка­зал­ся в 1014 го­ду пла­тить от­цу еже­год­ную дань в 2000 гри­вен, как де­ла­ли все по­сад­ни­ки нов­го­род­ские. Его же­ла­ние сов­па­да­ло и со стрем­ле­ни­ем нов­го­род­цев, ко­то­рые тя­го­ти­лись на­ла­га­е­мой на них да­нью.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-jaroslav-mudryj

Семья:
Отец — св. рав­но­ап. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич (ок. 960–1015), вел. кн. Ки­ев­ский
Мать — Ро­г­не­да Ро­гво­ло­дов­на, в Кре­ще­нии Ана­ста­сия, кн. По­лоц­кая
Же­на — прп. Ин­ги­гер­да Ола­фов­на, в Кре­ще­нии Ири­на, в ино­че­стве Ан­на, бл­гв. прин­цес­са Швед­ская
Де­ти:
— Илья († 1020), кн. Нов­го­род­ский 1015–1020
— св. бл­гв. Вла­ди­мир (1020–1052), кн. Нов­го­род­ский 1043–1052
— Изя­с­лав (1024–1078)
— Свя­то­слав (1027–1076), кн. Чер­ни­гов­ский
— Все­во­лод (1030–1093)
— Вя­че­слав (1036–1057), кн. Смо­лен­ский
— Игорь (1036–1060), кн. Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский
— Ан­на, ко­роле­ва Фран­цуз­ская, же­на Ген­ри­ха I Ка­пе­та
— Ана­ста­сия, ко­роле­ва Вен­гер­ская, же­на Ан­дрея I
— Ели­за­ве­та, ко­роле­ва Нор­веж­ская, же­на Га­раль­да Сме­ло­го

☦️
Преподобный Агафо́н Печерский.
Пре­по­доб­ный Ага­фон под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в ХIII–ХIV вв. Он был ве­ли­ким пост­ни­ком, ис­це­лял боль­ных воз­ло­же­ни­ем на них ру­ки, имел дар про­ро­че­ства и пред­ска­зал вре­мя сво­ей смер­ти. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Даль­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

☦️
Преподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий Пско­во-Пе­чер­ский (1501–1570) ро­дил­ся в Пско­ве в бо­яр­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, Сте­фан и Ма­рия, вос­пи­ты­ва­ли сы­на в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем. Уже в ран­нем воз­расте мать за­ме­ти­ла у от­ро­ка Кор­ни­лия осо­бен­ную склон­ность к ду­хов­ной жиз­ни, на­учи­ла его мо­лит­ве и при­ви­ла лю­бовь к стран­ни­кам. Чтобы дать сы­ну об­ра­зо­ва­ние, ро­ди­те­ли от­да­ли его в Псков­ский Ми­рож­ский мо­на­стырь. В мо­на­стыр­ских сте­нах от­ро­ков вос­пи­ты­ва­ли в по­слу­ша­нии, обу­ча­ли чте­нию и пись­му, ис­кус­ству кни­го­пи­са­ния и пи­са­нию икон. В мо­на­сты­ре со­став­ля­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись ле­то­пи­си, жи­тия свя­тых, бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. В Ми­рож­ской оби­те­ли юный Кор­ни­лий под­ви­за­ет­ся под на­ча­лом стар­ца, со­вер­шая по­дви­ги мо­лит­вы и тру­да, де­лал све­чи. С осо­бен­ным тща­ни­ем при­го­тов­лял­ся он к пи­са­нию икон, со­блю­дая пе­ред этим пост, мо­лил­ся Пре­свя­той Вла­ды­чи­це о бла­го­сло­вении его на труд. Во вре­мя ра­бо­ты над ико­ной хра­нил соб­ствен­ную чи­сто­ту, тво­ря в ду­ше непре­стан­ную мо­лит­ву.
За­кон­чив обу­че­ние, свя­той Кор­ни­лий вер­нул­ся в ро­ди­тель­ский дом. Пре­бы­ва­ние в свя­той оби­те­ли еще бо­лее утвер­ди­ло его при­зва­ние к ино­че­ской жиз­ни.
Од­на­жды го­су­да­рев дьяк Ми­сюрь Му­не­хин, че­ло­век про­све­щен­ный и бла­го­че­сти­вый, друг се­мьи свя­то­го Кор­ни­лия, со­брал­ся ехать в за­те­рян­ную сре­ди ле­сов ма­лень­кую Пе­чер­скую оби­тель и взял с со­бою юно­го Кор­ни­лия. Кра­со­та при­ро­ды, ти­хая мо­на­стыр­ская служ­ба в пе­щер­ной церк­ви пре­ис­пол­ни­ли серд­це юно­ши ду­хов­ной ра­до­сти и бла­го­го­ве­ни­ем. Ни­ко­гда и ни­где еще он так го­ря­чо не мо­лил­ся. Эта по­езд­ка ока­за­ла боль­шое воз­дей­ствие на его по­сле­ду­ю­щую жизнь.
Вско­ре он на­все­гда ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма и при­нял по­стриг в Пско­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Там пре­по­доб­ный Кор­ни­лий вел стро­гую жизнь: в убо­гой ке­ллии спал на дос­ках, все свое вре­мя по­свя­щал по­лез­но­му тру­ду и мо­лит­ве.
В 1529 го­ду пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, слу­жив­ший об­раз­цом бо­го­угод­ной жиз­ни, был из­бран игу­ме­ном.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kornilij-pskovo-pecherskij

☦️
Преподобномученики Валаамские Тит, Ти́хон, Гела́сий, Се́ргий, Варлаа́м, Са́вва, Ко́нон, Сильве́стр, Киприа́н, Пи́мен, Иоа́нн, Само́н, Ио́на, Дави́д, Корни́лий, Ни́фонт, Афана́сий, Серапио́н, Варлаа́м, Афана́сий, Анто́ний, Лука́, Лео́нтий, Фома́, Диони́сий, Фили́пп, Игна́тий, Васи́лий, Пахо́мий, Васи́лий, Фео́фил, Иоа́нн, Фео́дор и Иоа́нн.

В те­че­ние сво­ей мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии Ва­ла­ам­ская оби­тель, на­хо­див­ша­я­ся близ гра­ни­цы вла­де­ний Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да со Шве­ци­ей, неод­но­крат­но разо­ря­лась шве­да­ми. При ко­ро­ле Гу­ста­ве Ва­за (1523–1560 гг.) в Шве­ции бы­ла про­ве­де­на Ре­фор­ма­ция. Во вре­ме­на прав­ле­ния его сы­на Иоан­на III во­ен­ный от­ряд из но­во­об­ра­щён­ных лю­те­ран – ко­то­рые, по сло­вам свя­то­го Иг­на­тия (Брян­ча­ни­но­ва), «пы­ла­ли ещё фа­на­ти­че­ским при­стра­сти­ем к сво­ей лишь ро­див­шей­ся ве­ре» – пре­сле­дуя пра­во­слав­ных ка­рел, по льду пе­ре­шел с ма­те­ри­ка на ост­ров и на­пал на мо­на­стырь. 20 фев­ра­ля 1578 го­да 18 до­сто­бла­жен­ных стар­цев и 16 по­слуш­ни­ков бы­ли му­че­ни­че­ски ис­треб­ле­ны за твёр­дость в пра­во­слав­ной ве­ре. Их име­на с по­ме­той «по­би­ты от немец на Ва­ла­а­ме стар­цев и слуг» бы­ли вне­се­ны в си­но­дик, ока­зав­ший­ся впо­след­ствии в Ва­си­льев­ском мо­на­сты­ре: свя­щен­но­и­нок Тит, схи­мо­нах Ти­хон, инок Ге­ла­сий, инок Се­ргий, инок Вар­ла­ам, инок Сав­ва, инок Ко­нон, инок Силь­вестр, инок Ки­при­ан, инок Пи­мен, инок Иоанн, инок Са­мон, инок Иона, инок Да­вид, инок Кор­ни­лий, инок Ни­фонт, инок Афа­на­сий, инок Се­ра­пи­он, инок Вар­ла­ам, по­слуш­ни­ки Афа­на­сий, Ан­то­ний, Лу­ка, Леон­тий, Фо­ма, Ди­о­ни­сий, Филипп, Иг­на­тий, Ва­си­лий, Па­хо­мий, Ва­си­лий, Фе­о­фил, Иоанн, Фе­о­дор, Иоанн. На­па­де­ния шве­дов про­дол­жа­лись. На Ва­ла­а­ме нет кам­ня, ко­то­рый не был за­пе­чат­лён кро­вью по­движ­ни­че­скою.
В XIX ве­ке один из ва­ла­ам­ских ино­ков близ пу­сты­ни игу­ме­на На­за­рия спо­до­бил­ся ви­де­ния неве­до­мых чер­но­риз­цев: «они ше­ство­ва­ли в два ря­да из за­ли­той сол­неч­ным све­том зе­лё­ной ро­щи и пе­ли древним зна­мен­ным рас­пе­вом по­гре­баль­ные мо­лит­во­сло­вия. Шли они, сло­жив ру­ки на гру­ди, об­ра­зом же бы­ли пре­свет­лы и очи име­ли кро­то­сти неска­зан­ной. Толь­ко ко­гда ше­ствие при­бли­зи­лось к мо­на­ху, он уви­дел, что все чер­но­риз­цы обрыз­га­ны кро­вью и по­кры­ты ра­на­ми. Там, где про­шли они, тра­ва ока­за­лась не по­мя­той. Они ис­чез­ли так же, как и яви­лись, в зе­лё­ной ча­ще, при­чём ти­хие от­го­лос­ки по­гре­баль­но­го на­пе­ва дол­го но­си­лись в воз­ду­хе».
С бла­го­сло­ве­ния игу­ме­на Да­мас­ки­на в день му­че­ни­че­ства 34 ино­ков, 20 фев­ра­ля (4 мар­та н. ст.) в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли еже­год­но со­вер­ша­лась Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия «о веч­ном по­кое их», с ко­то­рой пе­лась и со­бор­ная па­ни­хи­да.

☦️
Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 27 но­яб­ря 1877 го­да в се­ле Жда­но­во Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ро­зо­ва. Все три сы­на от­ца Ва­си­лия ста­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, двое из них бы­ли диа­ко­на­ми — из­вест­ный пат­ри­ар­ший ар­хи­ди­а­кон Кон­стан­тин Ро­зов и диа­кон Ми­ха­ил Ро­зов, при­няв­ший сан в трид­ца­тых го­дах и слу­жив­ший в од­ном из хра­мов в го­ро­де Ора­ниен­ба­у­ме.
Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Ни­ко­лай по­лу­чил в Ала­тыр­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1898 го­ду он окон­чил Сим­бир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка де­ви­це Оль­ге, вы­пуск­ни­це епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща в Сим­бир­ске. Впо­след­ствии она ста­ла ему вер­ной по­мощ­ни­цей, раз­де­лив с ним тя­го­ты го­не­ний и ссы­лок. В 1898 го­ду Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Ан­нен­ко­во Сим­бир­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим двух цер­ков­но­при­ход­ских школ и пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия в зем­ской шко­ле. В 1900 го­ду он был на­зна­чен мис­си­о­не­ром 4-го окру­га Сим­бир­ско­го уез­да. 14 де­каб­ря 1904 го­да диа­кон Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Ба­рыш­ская Сло­бо­да Ала­тыр­ско­го уез­да; здесь он был за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим двух цер­ков­но­при­ход­ских школ — в се­лах Ба­рыш­ская Сло­бо­да и Оль­хов­ка.
В 1906 го­ду отец Ни­ко­лай пе­ре­ехал в Санкт-Пе­тер­бург и по­сту­пил в Ду­хов­ную ака­де­мию. Окон­чив ака­де­мию в 1910 го­ду со зва­ни­ем кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, он стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в Еле­нин­ском ин­сти­ту­те.
Всю свою жизнь отец Ни­ко­лай был прин­ци­пи­аль­ным про­тив­ни­ком пьян­ства, близ­ким он го­во­рил, что это от­то­го, что он глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ет при­стра­стие к ви­ну от­ца и стар­ше­го бра­та. Ни до­ма, ко­гда при­хо­ди­ли к свя­щен­ни­ку го­сти, ни в го­стях при от­це Ни­ко­лае ни­ко­гда за тра­пе­зой не по­да­ва­ли ви­на. Жи­вя в Санкт-Пе­тер­бур­ге, он был де­я­тель­ным участ­ни­ком Алек­сан­дро-Нев­ско­го об­ще­ства трез­во­сти.
В 1908 го­ду Об­ще­ство вы­пу­сти­ло на­прав­лен­ную про­тив пьян­ства бро­шю­ру, на­пи­сан­ную от­цом Ни­ко­ла­ем, в ко­то­рой он, в част­но­сти, пи­сал: «Кро­ме ка­зен­ных вин­ных ла­вок те­перь в каж­дом се­ле­нии тор­гу­ет несколь­ко част­ных шин­ков, и мо­гу­чие вол­ны вод­ки про­ка­ты­ва­ют­ся по об­шир­ной рав­нине Рос­сии, ни­где не встре­чая пре­град сво­е­му раз­ру­ши­тель­но­му дей­ствию. Ка­тят­ся вол­ны, за­хле­сты­ва­ют го­ро­да, се­ла и де­рев­ни; гибнет, за­хле­бы­ва­ясь в мо­ре вод­ки, рус­ский на­род. Уже­ли мы бу­дем еще и еще доб­ро­воль­но нести гнет это­го зло­го ге­ния на­шей Ро­ди­ны? Уже­ли мы бу­дем про­дол­жать пить, по­хме­лять­ся и без­об­ра­зить, а в про­ме­жут­ках меж­ду по­хме­льем и пьян­ством, ко­гда те­ло устанет от обиль­ных уго­ще­ний на пья­ном пи­ру го­ре-бо­га­ты­ря, мы бу­дем спать тя­же­лым, кош­мар­ным, пья­ным сном?..»
В 1918 го­ду отец Ни­ко­лай стал слу­жить в хра­ме в се­ле Гри­го­ро­ве непо­да­ле­ку от Ала­ты­ря, где слу­жил до 1922 го­да, а за­тем пе­ре­ехал в се­ло Ко­но­клей­ки в Мор­до­вию. В те го­ды в глу­хих де­рев­нях еще со­хра­ня­лось бла­го­че­стие, а нече­стие, ес­ли и про­яв­ля­лось сре­ди про­сто­го на­ро­да, то бы­ло еще без­злоб­ным. Од­на­жды отец Ни­ко­лай шел с сы­ном по се­лу. Сто­я­щая на ули­це груп­па мо­ло­де­жи, уви­дев свя­щен­ни­ка, ста­ла гром­ко скан­ди­ро­вать: «У по­па-то ру­ка­ва-то — ба­тюш­ки!» На что отец Ни­ко­лай тут же от­ве­тил: «У во­рот-то ду­ра­ков-то — ма­туш­ки!» Услы­шав от­вет свя­щен­ни­ка, мо­ло­дежь одоб­ри­тель­но за­гу­де­ла. В это вре­мя еще устра­и­ва­лись крест­ные хо­ды во всех тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бо­ва­лась по­мощь Бо­жия, — во вре­мя за­су­хи, при па­де­же ско­та, ко­гда вы­го­ня­ли пер­вый раз по­сле зи­мы скот на паст­би­ще. И ве­ра на­ро­да не по­срам­ля­ла про­ся­щих.
С 1925 по 1931 год отец Ни­ко­лай слу­жил в неболь­шом де­ре­вян­ном хра­ме в се­ле Куп­чи­но неда­ле­ко от Пет­ро­гра­да. В это вре­мя он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1932 го­ду ста­ро­ста гре­че­ской, что на Ли­гов­ском про­спек­те, церк­ви Кол­хи­тис при­гла­сил от­ца Ни­ко­лая стать в ней на­сто­я­те­лем, и тот дал со­гла­сие. При­хо­жан-гре­ков в то вре­мя оста­ва­лось все­го несколь­ко се­мей, но цер­ковь счи­та­лась по­соль­ской: ино­гда сю­да при­ез­жал по­сол Гре­ции и по на­цио­наль­ным празд­ни­кам вы­ве­ши­вал­ся гре­че­ский флаг. Боль­шое вни­ма­ние в хра­ме уде­ля­лось пе­нию. Здесь был про­фес­сио­наль­ный хор под управ­ле­ни­ем А.П. Рож­де­ствен­ско­го, в нем пе­ли мно­гие опер­ные пев­цы, но ха­рак­тер пе­ния был ско­рее свет­ский, неже­ли цер­ков­ный. Один из ал­та­рей был в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая чу­до­твор­ца, это ме­сто в хра­ме про­то­и­е­рей Ни­ко­лай на­зы­вал «рус­ским угол­ком», но вско­ре этот ал­тарь ста­ро­ста упразд­нил без со­гла­сия на то на­сто­я­те­ля. Отец Ни­ко­лай хо­тел бо­го­слу­же­ние в хра­ме сде­лать бо­лее устав­ным, но и здесь по­тер­пел неуда­чу и в 1932 го­ду вы­нуж­ден был пе­рей­ти в Ни­коль­ский храм на Ох­тен­ском клад­би­ще. В 1935 го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был на­граж­ден мит­рой.
В 1935 го­ду вла­сти про­из­ве­ли ши­ро­кие аре­сты сре­ди ду­хо­вен­ства го­ро­да, кос­нув­ши­е­ся и Ни­коль­ско­го хра­ма. 19 мар­та 1935 го­да был аре­сто­ван и отец Ни­ко­лай Ро­зов.

28 мар­та 1935 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние НКВД по­ста­но­ви­ло вы­слать от­ца Ни­ко­лая как со­ци­аль­но опас­ный эле­мент на пять лет в Уфу, а вме­сте с ним и его же­ну.

12 де­каб­ря 1937 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му. В тот же день он был до­про­шен.

13 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ро­зов был рас­стре­лян 5 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-rozov-petrogradskij


Жития
Писание