☀️ неподвижный годовой круг:
• 23 февраля (10 февраля)
• сщмч. Харала́мпия Магнезийского, мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202), прав. Галины (III)
• мцц. дев Енна́фы, Валентины, Па́влы (308)
• блгв. кн. Анны Новгородской (XI)
• прп. Прохора Печерского (1107)
• прп. Ло́нгина Коряжемского (1540)
• сщмч. Константина (Верецкого) (1918)
• сщмчч. Петра (Грудинского), Валериа́на (Новицкого) (1930)
• иконы Божией Матери «Огневидная»


☦️
Священномученик Харала́мпий, епископ Магнезийский, мученики Порфи́рий и Вапто́с и три же­ны му­че­ни­цы.
Праведная Гали́на.


Свя­щен­но­му­че­ник Ха­ра­лам­пий, епи­скоп Маг­не­зий­ский, му­че­ни­ки Пор­фи­рий и Вап­тос и три же­ны му­че­ни­цы по­стра­да­ли в 202 го­ду. Свя­той Ха­ра­лам­пий, епи­скоп фес­са­лий­ско­го го­ро­да Маг­не­зии (се­ве­ро-во­сточ­ная об­ласть Гре­ции), успеш­но рас­про­стра­нял ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. Весть о его про­по­ве­ди до­шла до пра­ви­те­ля об­ла­сти Лу­ки­а­на и во­е­на­чаль­ни­ка Лу­кия, по рас­по­ря­же­нию ко­то­ро­го свя­той был схва­чен и при­ве­ден на суд, где твер­до ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам. Несмот­ря на пре­клон­ный воз­раст епи­ско­па (ему бы­ло уже 113 лет), его под­верг­ли чу­до­вищ­ным ис­тя­за­ни­ям: тер­за­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­чья­ми, по­ка не со­дра­ли всю ко­жу с го­ло­вы до ног. Свя­той при этом об­ра­щал­ся к му­чи­те­лям: «Бла­го­да­рю вас, бра­тия, вы об­но­ви­ли дух мой!»
Ви­дя тер­пе­ние стар­ца и пол­ное его незло­бие, два во­и­на – Пор­фи­рий и Вап­тос от­кры­то ис­по­ве­да­ли Хри­ста, за что тот­час же бы­ли усе­че­ны ме­чом. При­сут­ство­вав­шие при стра­да­ни­ях епи­ско­па Ха­ра­лам­пия три жен­щи­ны так­же ста­ли про­слав­лять Хри­ста и немед­лен­но бы­ли за­му­че­ны.
Раз­гне­ван­ный Лу­кий сам схва­тил ору­дия пы­ток и стал тер­зать свя­щен­но­му­че­ни­ка, но вне­зап­но у него, как от­се­чен­ные ме­чом, от­ня­лись ру­ки. При­шед­ший к ме­сту каз­ни пра­ви­тель плю­нул в ли­цо свя­то­го, и тот­час го­ло­ва его ока­за­лась по­вер­ну­той на­зад. То­гда Лу­кий стал умо­лять свя­то­го о по­ща­де, и по его мо­лит­ве оба му­чи­те­ля тут же по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. При этом мно­же­ство сви­де­те­лей уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Сре­ди них был и Лу­кий, ко­то­рый при­пал к но­гам свя­то­го стар­ца, про­ся про­ще­ния.
Лу­ки­ан до­нес о слу­чив­шем­ся им­пе­ра­то­ру Сеп­ти­мию Се­ве­ру (193–211), на­хо­див­ше­му­ся в это вре­мя в Ан­тио­хии Пи­си­дий­ской (за­пад­ная часть Ма­лой Азии), и тот рас­по­ря­дил­ся при­ве­сти свя­то­го Ха­ра­лам­пия к се­бе, что бы­ло ис­пол­не­но с неви­дан­ной же­сто­ко­стью: свя­щен­но­му­че­ни­ка вла­чи­ли, при­вя­зав ве­рев­ку к бо­ро­де.
Им­пе­ра­тор при­ка­зал му­чить епи­ско­па еще силь­нее, и его ста­ли па­лить ог­нем. Но Си­ла Бо­жия по­мо­га­ла свя­то­му, и он остал­ся невре­дим. Кро­ме то­го, по его мо­лит­ве ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са: вос­крес умер­ший юно­ша, ис­це­лил­ся бес­но­ва­тый, му­чи­мый бе­сом 35 лет, так что на­род во мно­же­стве стал ис­по­ве­до­вать Хри­ста Спа­си­те­ля. Во Хри­ста уве­ро­ва­ла да­же дочь им­пе­ра­то­ра Га­ли­на, два­жды со­кру­шив­шая идо­лов в язы­че­ском хра­ме. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра свя­ти­те­ля би­ли кам­ня­ми по устам, хо­те­ли под­жечь бо­ро­ду, из ко­то­рой вы­шло пла­мя, опа­лив­шее му­чи­те­лей. Пол­ные зло­бы, Сеп­ти­мий Се­вер и его вель­мо­жа Кри­сп воз­двиг­ли ху­лу на Гос­по­да, глум­ли­во при­зы­вая Его сой­ти на зем­лю, по­хва­ля­ясь сво­ей си­лой и вла­стью. Во гне­ве Гос­подь по­ко­ле­бал зем­лю, ве­ли­кий страх на­пал на всех, оба же нече­стив­ца по­вис­ли в воз­ду­хе, свя­зан­ные неви­ди­мы­ми уза­ми, и лишь по мо­лит­ве свя­ти­те­ля бы­ли воз­вра­ще­ны вниз. Устра­шен­ный им­пе­ра­тор по­ко­ле­бал­ся бы­ло в сво­ем нече­стии, но вско­ре опять впал в за­блуж­де­ние и при­ка­зал му­чить свя­то­го, на­ко­нец, осу­дил его на усе­че­ние ме­чом. Во вре­мя сво­ей по­след­ней мо­лит­вы свя­той удо­сто­ил­ся ви­деть Са­мо­го Спа­си­те­ля и про­сил Его да­ро­вать то­му ме­сту, где бу­дут по­чи­вать его мо­щи, мир, пло­до­ро­дие, а лю­дям – про­ще­ние гре­хов и спа­се­ние. Гос­подь обе­щал ис­пол­нить про­ше­ние и вос­шел на небе­са, уно­ся с Со­бой ду­шу свя­щен­но­му­че­ни­ка Ха­ра­лам­пия, ко­то­рый при­нял, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, мир­ную кон­чи­ну до каз­ни. Дочь им­пе­ра­то­ра – бла­жен­ная Га­ли­на по­греб­ла те­ло му­че­ни­ка с ве­ли­кой че­стью.

Прдробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/141

☦️
Мученицы Енна́фа, Валенти́на и Па́вла.
Све­де­ния об этих трех му­че­ни­цах очень скуд­ны. Из­вест­но, что они по­стра­да­ли за ве­ру Хри­сто­ву в Па­ле­стине в 308 г. при Мак­си­ми­ане II Га­ле­рии (308–313 гг.) от об­ласт­но­го пра­ви­те­ля Фир­ми­ли­а­на. Свя­тая Ен­на­фа бы­ла из окрест­но­стей Га­зы, свя­тая Ва­лен­ти­на – из Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, а свя­тая Пав­ла – из окрест­но­стей Ке­са­рии. Ва­лен­ти­ну при­ве­ли в язы­че­ский храм для при­не­се­ния жерт­вы. Она бро­си­ла ка­мень на жерт­вен­ник и об­ра­ти­лась спи­ной к пы­ла­ю­ще­му на нем ог­ню. За это ее, из­бив, обез­гла­ви­ли. По­доб­ные му­че­ния пре­тер­пе­ли Ен­на­фа и Пав­ла.
Спер­ва на суд к Фир­ми­ли­а­ну бы­ла при­ве­де­на свя­тая Ен­на­фа. На до­про­се она му­же­ствен­но объ­яви­ла се­бя хри­сти­ан­кой, и за это по по­ве­ле­нию пра­ви­те­ля ее под­верг­ли спер­ва же­сто­ким по­бо­ям, а по­том при­ве­си­ли к стол­бу и ста­ли стро­гать те­ло ее.
По­сле се­го бы­ла при­ве­де­на к Фир­ми­ли­а­ну свя­тая Ва­лен­ти­на. Ее об­ви­ня­ли в непо­чи­та­нии язы­че­ских бо­гов, и пра­ви­тель при­ка­зал ей при­не­сти жерт­ву идо­лам. С этой це­лью ее по­ве­ли в язы­че­ский храм, сто­яв­ший непо­да­ле­ку от су­ди­ли­ща. Но ко­гда свя­тая бы­ла при­ве­де­на в храм, то вме­сто то­го, чтобы при­не­сти жерт­ву идо­лам, она сме­ло бро­си­ла на жерт­вен­ник ка­мень и об­ра­ти­лась к пы­лав­ше­му на нем ог­ню спи­ной. То­гда Фир­ми­ли­ан при­шел в ярость и по­ве­лел нещад­но бить ее по реб­рам, а за­тем при­го­во­рил ее, а с нею и свя­тую Ен­на­фу к усе­че­нию ме­чом.
По­сле всех бы­ла при­ве­де­на на му­че­ния свя­тая Пав­ла. По при­ка­за­нию пра­ви­те­ля ее под­верг­ли мно­го­раз­лич­ным му­че­ни­ям, но при со­дей­ствии бла­го­да­ти Хри­сто­вой она пе­ре­но­си­ла свои стра­да­ния с ве­ли­ким му­же­ством, и му­чи­тель по­ве­лел от­сечь ей го­ло­ву ме­чом. Пе­ред каз­нью она воз­нес­ла бла­го­да­ре­ние Бо­гу и, по­кло­нив­шись при­сут­ство­вав­шим на каз­ни хри­сти­а­нам, скло­ни­ла под меч свою го­ло­ву и так пре­да­ла дух свой Бо­гу.

☦️
Благоверная княгиня А́нна Новгородская.
Свя­тая Ан­на Нов­го­род­ская (до Кре­ще­ния Ин­ги­гер­да) бы­ла стар­шей до­че­рью швед­ско­го ко­ро­ля свя­то­го Оло­фа Шет­ко­нун­га (994–1022 г.), про­зван­но­го «все­хри­сти­ан­ней­шим ко­ро­лем». В 1008 г. ко­роль, его се­мья и дру­жи­на при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Ин­ги­гер­да по­лу­чи­ла ис­клю­чи­тель­ное для жен­щи­ны то­го вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ние: изу­чи­ла Свя­щен­ное Пи­са­ние, ли­те­ра­ту­ру, ис­то­рию. Она бы­ла ис­тин­ной до­че­рью Скан­ди­на­вии эпо­хи ви­кин­гов и по­то­му с ран­них лет поль­зо­ва­лась боль­шой сво­бо­дой, участ­во­ва­ла в об­ще­ствен­ной жиз­ни сво­ей ро­ди­ны, пу­те­ше­ство­ва­ла, при­ни­ма­ла го­стей, хо­ро­шо вла­де­ла ору­жи­ем. Ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки осо­бо от­ме­ча­ют ее ум, сме­лость, боль­шое вли­я­ние на окру­жа­ю­щих.
В 1017 г. Ин­ги­гер­да по во­ле от­ца вы­шла за­муж за то­го, «кто был до­сто­ин его друж­бы» – ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Яро­сла­ва Муд­ро­го (1019–1054). В ка­че­стве при­да­но­го она при­нес­ла Рус­ской зем­ле го­род Аль­дей­га­борг (Ста­рая Ла­до­га). Пра­во­сла­вие Ин­ги­гер­да при­ня­ла с име­нем Ири­на. Став ве­ли­кой кня­ги­ней, она все си­лы ду­ши и серд­ца, все бла­го­дат­ные да­ры свои от­да­ла но­вой ро­дине, бу­дучи вер­ной по­мощ­ни­цей и со­вет­чи­цей му­жа в его де­лах. Од­на­жды, ко­гда воз­му­ти­лась на­ем­ная нор­веж­ская стра­жа и про­си­ла ве­ли­кую кня­ги­ню быть по­сред­ни­цей меж­ду ни­ми и Яро­сла­вом, она со­гла­си­лась, но пре­ду­пре­ди­ла, что бу­дет за­щи­щать ин­те­ре­сы му­жа. Ко­гда про­тив ве­ли­ко­го кня­зя вы­сту­пил с ра­тью его брат Мсти­слав Тму­то­ра­кан­ский, Ири­на пред­ло­жи­ла ре­шить спор во­ен­ным по­един­ком с ней, но Мсти­слав от­ве­тил, что с жен­щи­на­ми он бо­роть­ся не при­вык – и усту­пил бра­ту.
Боль­шое вли­я­ние ока­за­ла Ири­на на доб­рые от­но­ше­ния с се­вер­ны­ми стра­на­ми Ев­ро­пы. Она при­юти­ла в Ки­е­ве из­гнан­ных сы­но­вей ан­глий­ско­го ко­ро­ля Эд­мун­да, Эдви­на и Эду­ар­да, а так­же прин­ца Маг­ну­са Нор­веж­ско­го. Он не вер­нул­ся на ро­ди­ну до тех пор, по­ка ве­ли­кая кня­ги­ня не убе­ди­лась, что нор­веж­цы от­да­дут ему от­чий пре­стол и его пра­ва бу­дут ува­жать. Рус­ское го­су­дар­ство в то вре­мя иг­ра­ло зна­чи­тель­ную роль в жиз­ни Ев­ро­пы, его ав­то­ри­тет и вли­я­ние бы­ли как ни­ко­гда вы­со­ки – и в этом нема­лая за­слу­га ве­ли­кой кня­ги­ни.
Вре­мя кня­же­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го и Ири­ны – пе­ри­од выс­ше­го подъ­ема Ки­ев­ской Ру­си. Яро­слав за­мыс­лил устро­ить столь­ный Ки­ев как «град Бо­жий» – зем­ное от­ра­же­ние Небес­но­го Иеру­са­ли­ма (Откр.2:10). Цен­тром Ки­е­ва стал храм Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. Вход в град Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей осу­ществ­лял­ся через Зо­ло­тые Во­ро­та, над ко­то­ры­ми был воз­двиг­нут храм Бла­го­ве­ще­ния. Недав­ние языч­ни­ки глу­бо­ко по­чи­та­ли Пре­свя­тую Де­ву как Храм Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. По­это­му хра­мо­вым празд­ни­ком в Ки­ев­ском со­бо­ре свя­той Со­фии стал день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
В 1046 г. гре­че­ская ца­рев­на Ан­на, вы­хо­дя за­муж за сы­на Яро­сла­ва и Ири­ны Все­во­ло­да, при­нес­ла в Ки­ев чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии (Пу­те­во­ди­тель­ни­цы) – бла­го­сло­ве­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Рус­ско­му го­су­дар­ству. Ду­хов­ное зна­че­ние это­го об­ра­за для хри­сти­ан­ской Ру­си вы­ра­жа­ют сло­ва ака­фи­ста Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це: «Ра­дуй­ся, Цар­ствия неру­ши­мая сте­но!» Эта ико­на по­лу­чи­ла впо­след­ствии имя «Смо­лен­ской».
В 1051 г. при­шел в Ки­ев с Афо­на пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ский – ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Через него Бо­жия Ма­терь бла­го­сло­ви­ла Ки­ев как Свой тре­тий Все­лен­ский Жре­бий.
Яро­слав Муд­рый стре­мил­ся сде­лать Русь ор­га­нич­ной ча­стью все­лен­ско­го хри­сти­ан­ства. Хра­мы стро­и­лись по всей Рус­ской зем­ле. Гре­че­ские пев­цы на­учи­ли рус­ских пра­во­слав­но­му цер­ков­но­му пе­нию. При Яро­сла­ве был со­став­лен пер­вый на Ру­си свод за­ко­нов «Рус­ская Прав­да», по­яви­лась «Корм­чая» – пе­ре­вод ви­зан­тий­ско­го Но­мо­ка­но­на. Яро­слав со­брал кни­ги и ру­ко­пи­си, ко­то­рые пе­ре­во­ди­лись с гре­че­ско­го на сла­вян­ский. Для рас­про­стра­не­ния гра­мот­но­сти он по­ве­лел ду­хо­вен­ству обу­чать де­тей, а в Нов­го­ро­де устро­ил учи­ли­ще.
В крат­чай­ший срок ки­ев­ские книж­ни­ки осво­и­ли гро­мад­ные ли­те­ра­тур­ные бо­гат­ства Ви­зан­тии. Столь же стре­ми­тель­но про­ис­хо­ди­ло усво­е­ние об­раз­цов ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ства – ар­хи­тек­ту­ры, жи­во­пи­си.
Не ме­нее важ­ным для судь­бы Ру­си ста­ло вхож­де­ние в Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ское на­след­ство. «Ле­тит бо ныне сло­вень­ско пле­мя», – так про­ро­че­ски ука­зал свя­той Ки­рилл рост зна­че­ния сла­вян­ских на­ро­дов. Из Бол­га­рии, имев­шей бо­га­тей­шую хри­сти­ан­скую ли­те­ра­ту­ру, Русь по­лу­чи­ла огром­ное ко­ли­че­ство книг, а глав­ное – бо­го­слу­жеб­ные кни­ги на близ­ком и по­нят­ном язы­ке.
Ве­ли­ко­му кня­зю ча­сто при­хо­ди­лось бы­вать в да­ле­ких по­хо­дах и по­езд­ках, во вре­мя ко­то­рых Ири­на оста­ва­лась в Ки­е­ве, управ­ляя де­ла­ми.
Уже при жиз­ни Ири­на про­сла­ви­лась сво­ей доб­ро­де­те­лью и бла­го­че­сти­ем. Свя­ти­тель Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский († 1053 г., па­мять 21 ок­тяб­ря) в сво­ем зна­ме­ни­том «Сло­ве о за­коне и бла­го­да­ти» пи­шет, об­ра­ща­ясь к уже по­кой­но­му свя­то­му Вла­ди­ми­ру († 1015г., па­мять 15 июля) – кре­сти­те­лю Ру­си: «Взгля­ни на сно­ху твою Ири­ну, взгля­ни на вну­ков и пра­вну­ков тво­их, как они жи­вут, как Бог их хра­нит, как они со­блю­да­ют ве­ру, ко­то­рую ты им за­ве­щал, как они вос­хва­ля­ют Имя Хри­сто­во!»
Ири­на ста­ла ма­те­рью се­ме­рых сы­но­вей и трех до­че­рей. Осо­бен­но из­вест­ны ее сы­но­вья: свя­той бла­го­вер­ный князь Вла­ди­мир Нов­го­род­ский († 1042 г., па­мять 4 ок­тяб­ря), ве­ли­кий князь Изя­с­лав Ки­ев­ский, Свя­то­слав Чер­ни­гов­ский, Все­во­лод Пе­ре­я­с­лав­ский (отец Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха).
До­че­ри Ири­ны, как и их отец, мать и бра­тья вос­пи­ты­ва­лись в ат­мо­сфе­ре «книж­но­сти». Ле­то­пи­сец со­об­ща­ет, что Яро­слав «на­се­ях книж­ны­ми сло­ве­сы» серд­ца близ­ких ему лю­дей. Ве­ли­кая кня­ги­ня на­учи­ла де­тей род­но­му язы­ку, и они пре­крас­но по­ни­ма­ли скан­ди­нав­ские са­ги, ко­то­рые рас­пе­ва­ли при дво­ре кня­зя ва­ряж­ские во­и­ны. До­че­ри Ири­ны и Яро­сла­ва ста­ли ко­роле­ва­ми: Ан­на – фран­цуз­ской, Ма­рия – вен­гер­ской, Ели­за­ве­та – нор­веж­ской. Из­вест­но, что ве­ли­кая кня­ги­ня ос­но­ва­ла в Ки­е­ве мо­на­стырь во имя сво­ей по­кро­ви­тель­ни­цы – свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны и, по обы­чаю то­го вре­ме­ни, долж­на бы­ла не толь­ко за­бо­тить­ся о нем, но и управ­лять им. В 1045 го­ду она на­пра­ви­лась в Нов­го­род к сы­ну Вла­ди­ми­ру на за­клад­ку со­бо­ра во имя Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В Нов­го­ро­де ве­ли­кая кня­ги­ня Ири­на при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­на. Это был пер­вый по­стриг в ве­ли­ко­кня­же­ском до­ме; с него на­ча­лась тра­ди­ция по­стри­же­ния рус­ских кня­зей и кня­гинь по­сле ис­пол­не­ния ими дол­га пра­ви­те­лей на­ро­да. Здесь же, в Нов­го­ро­де, свя­тая кня­ги­ня Ан­на скон­ча­лась 10 (23) фев­ра­ля 1051 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в Со­фий­ском со­бо­ре. Вско­ре ря­дом с ней упо­ко­и­лось и те­ло ее сы­на – Нов­го­род­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

По­чи­та­ние свя­той Ан­ны и сы­на ее свя­то­го Вла­ди­ми­ра бы­ло уста­нов­ле­но по­сле зна­ме­ния, быв­ше­го Нов­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу свя­ти­те­лю Ев­фи­мию († 1458 г., па­мять 11 (24) мар­та) в 1439 го­ду. В свя­зи с этим зна­ме­ни­ем бы­ла уста­нов­ле­на со­бор­ная па­мять Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей, по­гре­бен­ных в со­бо­ре Свя­той Со­фии.
Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га и пре­по­доб­ная Ан­на Нов­го­род­ская, сто­я­щие в ос­но­ва­нии рус­ской жен­ской свя­то­сти, рас­кры­ва­ют два пу­ти слу­же­ния: ду­хов­но­го и зем­но­го ма­те­рин­ства. Оба эти пу­ти на­хо­дят­ся под бла­го­при­ят­ным по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Пер­вая же­на – Ева (жизнь) – на­зва­на в Биб­лии «ма­те­рью всех жи­ву­щих» (Быт.3:20), но она на­зва­на так уже по­сле гре­хо­па­де­ния. Свя­тые от­цы го­во­рят, что столь слав­ное на­зва­ние – про­ро­че­ство о вто­рой Еве – Пре­свя­той Де­ве, ко­то­рая рож­да­ет Са­му Жизнь – Твор­ца и Спа­си­те­ля ми­ра – и де­ла­ет­ся «Ма­те­рью всех жи­ву­щих». В тайне Ее Ма­те­рин­ства за­клю­че­на пол­но­та Бо­же­ствен­ной люб­ви, в Ее ли­це жен­щи­на бы­ла воз­ве­ли­че­на пред всем ми­ром – ви­ди­мым и неви­ди­мым.
Хри­сти­ан­ство вы­со­ко це­нит жен­щи­ну как мать. Ма­те­рин­ство пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­че­скую лю­бовь, при­об­ща­ет че­ло­ве­ка к тайне рож­де­ния жиз­ни, со­здан­ной для веч­но­сти, для ра­до­сти и кра­сот. Жен­щи­на-мать яв­ля­ет­ся хра­ни­тель­ни­цей се­мьи и се­мей­но­го оча­га. От ее мяг­ко­сти, за­бот­ли­во­сти, тер­пе­ния, спо­соб­но­сти жерт­вен­но слу­жить за­ви­сит внут­рен­ний мир и устой­чи­вость се­мьи. На жен­щине ле­жит вы­со­чай­шая за­да­ча – вос­пи­та­ние но­вых граж­дан Цар­ства Небес­но­го. Та­кой ма­те­рью бы­ла ве­ли­кая кня­ги­ня Ири­на.
Зна­ме­на­тель­но ду­хов­ное пре­ем­ство свя­тых Оль­ги и Ан­ны: свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га стро­ит храм Свя­той Со­фии в Ки­е­ве – глав­ный храм Ки­ев­ской Ру­си; свя­тая Ан­на Нов­го­род­ская участ­ву­ет в за­клад­ке и стро­и­тель­ство Хра­ма Свя­той Со­фии в Нов­го­ро­де. Пре­по­доб­ная Ан­на ста­ла хра­ни­тель­ни­цей хра­ма Свя­той Со­фии в Нов­го­ро­де, здесь на­хо­ди­лись от­кры­ты­ми для по­кло­не­ния ее свя­тые мо­щи. Так свя­тая Оль­га и пре­по­доб­ная Ан­на утвер­жда­ют ду­хов­ную вер­ти­каль Древ­ней Ру­си, со­еди­няя два ее глав­ных ду­хов­ных цен­тра: Ки­ев и Нов­го­род.
Пре­по­доб­ная Ан­на Нов­го­род­ская по­ло­жи­ла на­ча­ло со­еди­не­нию двух пу­тей свя­то­сти – свя­тых бла­го­вер­ных кня­гинь (ца­риц) и пре­по­доб­ных, т.е. де­я­тель­но­го слу­же­ния ми­ру и мо­лит­вен­но­го со­зер­ца­ния, мо­на­ше­ско­го по­дви­га.
Древ­не­рус­ский се­мей­ный быт был ос­но­ван на стро­гом бла­го­че­стии, ис­пол­не­нии еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния, Псал­ти­ри, жи­тий свя­тых, хож­де­нии в храм. Се­мья – это преж­де все­го до­маш­няя цер­ковь. Ду­хов­ным иде­а­лом ве­ру­ю­щих рус­ских лю­дей был об­раз мо­на­ха-по­движ­ни­ка. И мно­гие рус­ские лю­ди же­ла­ли мо­на­ше­ства, как увен­ча­ния жиз­нен­но­го пу­ти.
Бла­го­вер­ные кня­ги­ни Ру­си, ов­до­вев, не вы­хо­ди­ли за­муж во вто­рой раз, хо­тя Цер­ковь не за­пре­ща­ла вто­рой брак. Мо­на­ше­ский по­стриг – об­ру­че­ние Небес­но­му Же­ни­ху – стал пу­тем, ко­то­рый наи­бо­лее со­от­вет­ство­вал иде­а­лу жиз­ни вдо­вы. По­это­му по­стриг вдов в кня­же­ской и бо­яр­ской сре­де стал по­чти пра­ви­лом. Цер­ковь укра­ша­ла мо­на­ше­ским чи­ном за­вер­шен­ный по­двиг су­пру­же­ской жиз­ни. Рус­ско­му на­ро­ду кня­ги­ни-ино­ки­ни яв­ля­ли при­мер до­стой­но­го за­вер­ше­ния еди­но­бра­чия.
Осо­бен­ность пу­ти пре­по­доб­ной Ан­ны рас­кры­ва­ет­ся в ее про­ис­хож­де­нии. Дочь ино­го на­ро­да тру­дит­ся над со­зи­да­ни­ем Свя­той Ру­си, вста­ет вме­сте со свя­той Оль­гой в ос­но­ва­нии ле­стви­цы рус­ской жен­ской свя­то­сти. Пре­по­доб­ная Ан­на усво­я­ет чу­жих как сво­их, не де­лая раз­ли­чия, со­зи­дая един­ство ро­да че­ло­ве­че­ско­го. «Свя­той ца­ри­цей Ири­ной» на­зы­ва­ли ее в се­вер­ных стра­нах – сре­ди свя­тых жен этих на­ро­дов она воз­си­я­ла пер­вой и ста­ла небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цей и мо­лит­вен­ни­цей за них. Так имя Ири­на («мир»), по­лу­чен­ное Ин­ги­гер­дой в пра­во­сла­вии, ока­зы­ва­ет­ся глу­бо­ким вы­ра­же­ни­ем ее ду­хов­но­го де­ла­ния.
В об­ра­зе пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской мы ви­дим ис­то­ки мно­гих ос­нов­ных на­прав­ле­ний ду­хов­но­го труж­де­ния рус­ских жен­щин. По­да­ва­е­мая ею бла­го­дат­ная по­мощь осо­бен­но дей­ствен­на сей­час. В пре­по­доб­ной яр­ко про­яви­лось твор­че­ское на­ча­ло че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, и по­то­му она име­ет воз­мож­ность по­мочь в вы­бо­ре пу­ти. Вся ее жизнь бы­ла слу­же­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри, ода­рив­шей свя­тую бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми и счаст­ли­вым ма­те­рин­ством. По­это­му так мно­го зна­чит пред­ста­тель­ство пре­по­доб­ной Ан­ны пе­ред Пре­чи­стой.
Дру­гое имя, дан­ное ей при по­стри­ге – Ан­на («бла­го­дать») – ука­зы­ва­ет на един­ствен­ную си­лу, ко­то­рая по­мо­га­ет че­ло­ве­ку до­стичь свя­то­сти – бла­го­дать Бо­жию.

В 1991 г. го­род­ской му­зей воз­вра­тил Церк­ви мо­щи пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской вме­с­те с дру­гой ве­ли­чай­шей свя­ты­ней пра­во­сла­вия – чу­до­твор­ной ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние».
Во вре­ме­на гроз­ных опас­но­стей для сво­е­го гра­да нов­го­род­цы об­ра­ща­лись к Бо­жи­ей Ма­те­ри, взы­вая о По­мо­щи, за­щи­те, пре­кра­ще­нии меж­до­усо­бий – и по­сле об­щих мо­литв Ма­терь Гос­по­да ограж­да­ла свой воз­люб­лен­ный град от бе­ды. По­сле дол­гих де­ся­ти­ле­тий мы име­ем воз­мож­ность мо­лить­ся пред Пре­чи­стым об­ра­зом «Необо­ри­мой Сте­ны», «со­про­тив­ных опол­че­ния низ­ла­га­ю­щей».
А вме­сте с ним воз­вра­ти­лась к ча­дам сво­им Небес­ная По­кро­ви­тель­ни­ца Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да – мо­щи пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской от­кры­то пре­бы­ва­ют в Нов­го­род­ском хра­ме свя­то­го апо­сто­ла Филип­па, да­руя бла­го­дат­ную по­мощь и ра­дость ду­хов­ную в на­ши смут­ные вре­ме­на.
Бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на Нов­го­род­ская, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, да­ла ис­тин­ное хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние сво­им де­тям, от­ли­чав­шим­ся креп­кой ве­рой в Бо­га, тру­до­лю­би­ем, прав­ди­во­стью и уче­но­стью. Сын ее Изяслав стал впо­след­ствии ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским, а до­че­ри – ко­роле­ва­ми за­пад­но­ев­ро­пей­ских го­су­дарств. Са­ма же кня­ги­ня, оста­вив мир, ушла в мо­на­стырь, где и окон­чи­ла свои дни в стро­гом по­слу­ша­нии и мо­лит­ве в 1056 го­ду.

☦️
Преподобный Про́хор Печерский, Лебедник.
Жил этот Бо­жий угод­ник в кня­же­ние Свя­то­пол­ка, ко­то­рый весь­ма при­тес­нял ки­ев­лян. Гос­подь по­пустил то­гда по­лов­цам на­пасть на рус­скую зем­лю. На Ру­си на­стал го­лод и оску­де­ние. В это вре­мя (XI в.) к игу­ме­ну Пе­чер­ско­му Иоан­ну при­шел из Смо­лен­ска ми­ря­нин, воз­же­лав­ший при­нять ино­че­ство. Же­ла­ние его был ис­пол­не­но, и он был на­ре­чен Про­хо­ром. Впо­след­ствии его на­зва­ли «ле­бед­ни­ком», так как он все­гда вме­сто хле­ба пи­тал­ся ле­бе­дой. Не пил он ни­че­го, кро­ме во­ды, не вку­шал да­же ово­щей. Но Гос­подь пре­тво­рял для него го­речь хле­ба, при­го­тов­лен­но­го из ле­бе­ды, в при­ят­ное услаж­де­ние, и свя­той угод­ник Бо­жий про­во­дил свою жизнь не в пе­ча­ли, а в ве­ли­кой ра­до­сти, непре­стан­но сла­во­сло­вя Гос­по­да.
И вот в то вре­мя, ко­гда на Ру­си на­стал ве­ли­кий го­лод, Гос­подь, же­лая про­сла­вить Сво­е­го угод­ни­ка и по­дать лю­дям спа­се­ние от бед­ствия, по­слал в этот год осо­бен­ный уро­жай ле­бе­ды. Св. Про­хор удво­ил свои тру­ды по со­би­ра­нию ле­бе­ды, стал при­го­тов­лять из нее хлеб в боль­шом ко­ли­че­стве и раз­да­вать его нуж­да­ю­щим­ся. Хлеб этот ока­зал­ся очень вкус­ным. Мно­гим он ка­зал­ся вкус­нее да­же пше­нич­но­го хле­ба. Но та­ким хлеб ока­зы­вал­ся толь­ко то­гда, ко­гда бра­ли его по бла­го­сло­ве­нию Про­хо­ра; в про­тив­ном слу­чае он ока­зы­вал­ся чер­ным и горь­ким.
Св. Про­хор ока­зы­вал бла­го­де­я­ние не толь­ко го­ло­да­ю­щим. Ко­гда од­но вре­мя на Ру­си не ста­ло со­ли, то Про­хор, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, и те­перь по­мог нуж­да­ю­щим­ся. Он со­брал со всех ке­ллий зо­лу и стал да­ром раз­да­вать ее – она ока­за­лась чи­стой со­лью. Но враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го, диа­вол, вло­жил за­висть к пре­по­доб­но­му Про­хо­ру в серд­ца про­дав­цов со­ли; они об­ра­ти­лись с жа­ло­бой на пре­по­доб­но­го к ве­ли­ко­му кня­зю Свя­то­пол­ку, го­во­ря, что этот мо­нах под­ры­ва­ет их бла­го­со­сто­я­ние. Свя­то­полк успо­ко­ил их и обе­щал «обо­брать мо­на­ха» в их и свою поль­зу. По его при­ка­зу у св. Про­хо­ра бы­ла от­ня­та вся соль. Но ко­гда ее при­вез­ли к кня­зю, то она ока­за­лась чи­стой зо­лой. На­род, ви­дя это, про­сла­вил Бо­га, див­но­го в чу­де­сах Сво­их, и во­ору­жил­ся про­тив кня­зя. По­след­ний ис­пу­гал­ся и по­спе­шил при­ми­рить­ся с пре­по­доб­ным Про­хо­ром, ис­про­сив у него про­ще­ние. Зо­ла, вы­бро­шен­ная им, через три дня сно­ва об­ра­ти­лась в соль.
По­сле это­го Свя­то­полк под­пал под бла­го­де­тель­ное вли­я­ние пре­по­доб­но­го Про­хо­ра. Он дал свя­то­му сло­во ни­ко­му не де­лать на­си­лия и за­тем за­клю­чил с ним та­кое усло­вие: «Ес­ли я умру рань­ше те­бя, то ты по­хо­ро­ни ме­ня сво­и­ми ру­ка­ми, дабы я ви­дел твое незло­бие. Ес­ли же ты пре­ста­вишь­ся рань­ше ме­ня, то я сам по­ло­жу те­бя в гроб и сне­су те­бя на сво­их пле­чах в пе­ще­ру, дабы Гос­подь про­стил мой грех пред то­бою». Вско­ре по­сле это­го свя­той за­бо­лел; Свя­то­полк же в это вре­мя был в по­хо­де на по­лов­цев. Пре­по­доб­ный по­слал ска­зать ему, чтобы он по­спе­шил к нему ис­пол­нить свое обе­ща­ние, ина­че его по­ход бу­дет неуда­чен. Свя­то­полк по­спе­шил на зов св. Про­хо­ра. По­лу­чив от свя­то­го на­став­ле­ние в ве­ре, бла­го­сло­ве­ние и про­ще­ние, Свя­то­полк сам пе­ре­нес по­том его гроб в пе­ще­ру и по­хо­ро­нил его там. За­тем он вер­нул­ся к вой­ску; по­ход был весь­ма удач­ный. По­лов­цы бы­ли раз­би­ты наго­ло­ву и в ужа­се бе­жа­ли с по­ля сра­же­ния. С тех пор Свя­то­полк, ку­да бы ни от­прав­лял­ся, на вой­ну или на охо­ту, все­гда за­хо­дил за бла­го­сло­ве­ни­ем в Пе­чер­ский мо­на­стырь, бла­го­го­вей­но по­кло­нял­ся чу­до­твор­ной Пе­чер­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри и пред гроб­ни­ца­ми Пе­чер­ских угод­ни­ков и толь­ко то­гда пред­при­ни­мал за­ду­ман­ное де­ло. Счаст­ли­во по­сле се­го шло кня­же­ние Свя­то­пол­ка, ко­то­рый сам был сви­де­те­лем чу­дес угод­ни­ка Бо­жия Про­хо­ра.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Про­хор 10 фев­ра­ля 1107 го­да и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/142

☦️
Преподобный Ло́нгин Коряжемский, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Лон­гин Ко­ря­жем­ский пер­во­на­чаль­но под­ви­зал­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Пав­ла Об­нор­ско­го, за­тем жил в Бо­ри­со­глеб­ском Соль­вы­че­год­ском мо­на­сты­ре. От­ту­да он со сво­им дру­гом Си­мо­ном уда­лил­ся вверх по Вы­че­где к устью ре­ки Ко­ря­жем­ки. Здесь, в глу­хой мест­но­сти, в 10 вер­стах от Соль­вы­че­год­ска, по­движ­ни­ки по­стро­и­ли кел­лию и ча­сов­ню. Ко­гда к ним со­бра­лись бра­тия, они воз­двиг­ли храм во имя свя­то­го Ни­ко­лая, устро­и­ли оби­тель (1535), в ко­то­рой пре­по­доб­ный был игу­ме­ном. Близ церк­ви на­хо­дил­ся ко­ло­дец, вы­ко­пан­ный са­мим пре­по­доб­ным. По­сле кон­чи­ны свя­то­го в 1540 го­ду те­ло его бы­ло по­гре­бе­но, по за­ве­ща­нию, при вхо­де в храм, а спу­стя 16 лет бы­ло по­ло­же­но в са­мом хра­ме. Па­мять пре­по­доб­но­го Лон­ги­на со­вер­ша­ет­ся по осо­бой служ­бе, с крат­ким жиз­не­опи­са­ни­ем, со­став­лен­ной в дав­нее вре­мя.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-longin-korjazhemskij

☦️
Священномученик Константин Верецкий, пресвитер.
Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич Ве­рец­кий ро­дил­ся 3 июня (21 мая по ста­ро­му сти­лю) 1874 го­да в се­ле Пет­ров­ском Ба­хмут­ско­го уез­да Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1892 го­ду окон­чил курс в Ека­те­ри­но­слав­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, и с 1898 по 1911 го­ды пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в раз­лич­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях Но­во­мос­ков­ско­го и Пав­ло­град­ско­го уез­дов Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии.
В но­яб­ре 1911 го­да ру­ко­по­ло­жен во иерея и опре­де­лен к Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви се­ла Ейское укреп­ле­ние. В 1913 го­ду пе­ре­ве­ден тре­тьим свя­щен­ни­ком во Всех­свят­скую цер­ковь г. Ро­сто­ва-на До­ну. Пас­тырь был лю­бим на­ро­дом, к не­му при­хо­ди­ли за уте­ше­ни­ем и за по­мо­щью, и он ни­ко­му не от­ка­зы­вал.
С на­ча­ла Граж­дан­ской вой­ны свя­щен­ник Кон­стан­тин при­зы­вал паст­ву к ми­ру и пре­ду­пре­ждал о страш­ной тра­ге­дии, к ко­то­рой мо­жет при­ве­сти бра­то­у­бийствен­ная вой­на. Он уве­ще­вал лю­дей дер­жать­ся тра­ди­ций и хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру.
23 фев­ра­ля 1918 го­да сол­да­ты аре­сто­ва­ли от­ца Кон­стан­ти­на. Свя­щен­ник про­явил твер­дость и му­же­ство, не став мо­лить о по­ща­де. Про­пу­стив его во вре­мя ше­ствия по ули­це впе­ред, сол­да­ты да­ли залп по му­че­ни­ку, а за­тем здесь же бро­си­ли его те­ло.
По­хо­ро­ни­ли свя­щен­ни­ка воз­ле Всех­свят­ско­го хра­ма. Доб­рая па­мять об от­це Кон­стан­ти­не и его по­чи­та­ние в на­ро­де бы­ли столь ве­ли­ки, что уже в мае 1918 го­да бы­ло при­ня­то ре­ше­ние по­стро­ить на ме­сте его му­че­ни­че­ской ги­бе­ли па­мят­ник-ча­сов­ню. Храм, в ко­то­ром слу­жил отец Кон­стан­тин, был раз­ру­шен в го­ды хру­щев­ских го­не­ний на Цер­ковь, од­на­ко, па­мять об уби­ен­ном свя­щен­ни­ке со­хра­ни­лась в на­ро­де. Во Всех­свят­ском хра­ме еже­год­но в день ги­бе­ли от­ца Кон­стан­ти­на со­вер­ша­ют­ся по­ми­наль­ные бо­го­слу­же­ния и па­мят­ные ме­ро­при­я­тия, по­свя­щен­ные его жиз­ни и му­че­ни­че­ской кон­чи­не.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-konstantin-vereckij

☦️
Священномученик Петр Грудинский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Глу­с­ке Мин­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­о­фи­ла Гру­дин­ско­го. Петр Фе­о­фи­ло­вич по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в го­род­ском учи­ли­ще и за­тем ра­бо­тал в во­лост­ном прав­ле­нии и в стра­хо­вом ве­дом­стве. В 1905 го­ду Петр Фе­о­фи­ло­вич на гу­берн­ском со­бра­нии был из­бран де­пу­та­том от кре­стьян во 2-ю Го­судар­ствен­ную Ду­му.
В 1921 го­ду, в то вре­мя ко­гда уже на­ча­лись го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь, Петр Фе­о­фи­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му свя­ти­те­ля Ни­ко­лая чу­до­твор­ца в се­ле Тим­ко­ви­чи Ко­пыль­ско­го рай­о­на Мин­ской об­ла­сти. Здесь он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста, снис­кав ува­же­ние и лю­бовь при­хо­жан.
13 ян­ва­ря 1930 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло от­ца Пет­ра и он был за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Слуц­ке. Его об­ви­ня­ли в том, что он «имел связь с быв­ши­ми чи­нов­ни­ка­ми и через них про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию». В то вре­мя, ко­гда свя­щен­ник был под аре­стом, без­бож­ни­ки-ак­ти­ви­сты в Тим­ко­ви­чах про­ве­ли со­бра­ние, на ко­то­ром по­ста­но­ви­ли: «Лик­ви­ди­ро­вать на­равне со все­ми ку­ла­ка­ми и по­па Гру­дин­ско­го за его ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность».
Су­пру­га свя­щен­ни­ка пи­са­ла ему в тюрь­му: «Про­шу те­бя… ес­ли ты жа­ле­ешь ме­ня, от­ка­жись от сво­их ни­че­го ни­ко­му не да­ю­щих убеж­де­ний. Я те­бя неод­но­крат­но про­си­ла об этом и рань­ше. За эти во­семь лет, вспом­ни, сколь­ко, чуть ли не еже­днев­но, бы­ло скан­да­лов меж­ду на­ми на поч­ве ре­ли­гии! Для те­бя я кри­ви­ла ду­шой, на­де­ва­ла мас­ку в си­лу при­вя­зан­но­сти к те­бе. Те­перь же нет уже сил, я уста­ла тер­петь из-за то­го, во что не ве­рю. И я в по­след­ний раз спра­ши­ваю те­бя: ко­го ты пред­по­чи­та­ешь — ме­ня ли, су­ще­ству­ю­щую, — сво­ей, как ты го­во­ришь, идее?! Ес­ли со­гла­сишь­ся со мной, я по­еду с то­бой хоть на край све­та, не бо­ясь нуж­ды. Но при мыс­ли про­дол­жать быть по­па­дьей я вся со­дро­га­юсь — не мо­гу. От­веть мне, как быть?»
«До­ро­гая Ироч­ка, — пи­сал из тюрь­мы отец Петр в от­вет на это пись­мо, — твое пись­мо оша­ра­ши­ло ме­ня бо­лее аре­ста, и толь­ко со­зна­ние, что оно про­дик­то­ва­но го­рем и нуж­дою, несколь­ко успо­ко­и­ло ме­ня. Вот уже ско­ро два­дцать че­ты­ре го­да, как мы жи­вем вме­сте, и ты, род­ная, име­ла воз­мож­ность убе­дить­ся, что я все­гда ста­рал­ся быть чест­ным и спра­вед­ли­вым, что я ни­ко­гда на сдел­ки со сво­ей со­ве­стью не шел. Ты хо­ро­шо зна­ешь, что я вра­гом со­вет­ской вла­сти ни­ко­гда не был… и пре­ступ­ни­ком се­бя ни в ка­кой ме­ре не счи­таю. По­се­му осо­бен­но бес­по­ко­ить­ся нече­го. Ес­ли же судь­бе угод­но по­слать мне ис­пы­та­ние, то по­ко­рить­ся ему так или ина­че нуж­но. Я ни­ко­гда не стес­нял сво­ей со­ве­сти, — за­чем же ты, поль­зу­ясь тя­же­лы­ми об­сто­я­тель­ства­ми, тол­ка­ешь ме­ня на бес­чест­ный по­сту­пок, зная мою ре­ли­ги­оз­ность, не на­пуск­ную, а внут­рен­нюю?! От­речь­ся от ве­ры во Хри­ста, Ко­то­рый со­став­ля­ет смысл всей мо­ей жиз­ни, от Ко­то­ро­го я ви­дел столь­ко бла­го­де­я­ний, и оста­вить Его в то вре­мя, ко­гда я при­бли­жа­юсь к мо­ги­ле?! Я не мо­гу, и не сде­лаю это­го да­же ра­ди те­бя, ко­то­рую все­гда лю­бил и люб­лю. До­ро­гая моя, возь­ми се­бя в ру­ки и не да­вай хо­ду чер­ным мыс­лям… При­шли мне гре­бень, он в теп­лом под­ряс­ни­ке. Сам я здо­ров, чув­ствую се­бя хо­ро­шо и толь­ко ча­сто ду­маю про те­бя, что те­бе так труд­но. Креп­ко об­ни­маю те­бя, це­лую и мо­люсь, чтобы Гос­подь под­кре­пил те­бя, со­хра­нил от зла».
23 фев­ра­ля 1930 го­да свя­щен­ник Петр Гру­дин­ский был при­го­во­рен к рас­стре­лу и вско­ре рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Валериа́н Новицкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­ле­ри­ан ро­дил­ся в 1897 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Но­виц­ко­го, слу­жив­ше­го в Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Те­ля­до­ви­чи Мин­ской гу­бер­нии. Ва­ле­ри­ан Ва­си­лье­вич окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но за­вер­шить об­ра­зо­ва­ние он не успел, так как по­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков се­ми­на­рия в 1918 го­ду бы­ла за­кры­та.
В 1921 го­ду Ва­ле­ри­ан Ва­си­лье­вич по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Бе­ло­рус­ско­го го­судар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, но здесь он про­учил­ся недол­го. В 1923 го­ду умер его отец, и он при­нял ре­ше­ние по­свя­тить се­бя слу­же­нию Гос­по­ду и по­сту­пить свя­щен­ни­ком на ме­сто от­ца. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Те­ля­до­ви­чи.
По вос­по­ми­на­ни­ям жи­те­лей, отец Ва­ле­ри­ан был доб­рым и вни­ма­тель­ным че­ло­ве­ком, рев­ност­ным свя­щен­ни­ком и пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком. За вре­мя его слу­же­ния нема­ло лю­дей вер­ну­лось в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Ко­гда на­ча­лась рек­ви­зи­ция кре­стьян­ских хо­зяйств и со­зда­ние кол­хо­зов, а вме­сте с этим уси­ли­лась без­бож­ная про­па­ган­да, отец Ва­ле­ри­ан за­явил, что он про­тив со­зда­ния в со­сед­ней де­ревне Лот­вин ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных круж­ков, и ска­зал, что не бу­дет от­пе­вать тех кре­стьян, ко­то­рые вой­дут в круж­ки, так как в них разыг­ры­ва­ют­ся ан­ти­цер­ков­ные спек­так­ли.
Опи­сы­вая в пись­ме к род­ствен­ни­кам, жив­шим в За­пад­ной Бе­ло­рус­сии, вхо­див­шей то­гда в со­став Поль­ши, про­ис­хо­дя­щее на ро­дине, отец Ва­ле­ри­ан пи­сал: «…с каж­дым днем ста­но­вит­ся все ху­же, в на­шем се­ле хо­тят сде­лать кол­лек­тив, а так как жи­те­ли не осо­бен­но хо­тят это­го, то пред­ла­га­ют убрать­ся вон. Так или ина­че, но все-та­ки сде­ла­ют кол­лек­тив… У ме­ня нет мыс­ли бро­сать свя­щен­ство, но стра­шит близ­кое бу­ду­щее — го­лод для де­тей. По­чти в каж­дой де­ревне мо­е­го при­хо­да ор­га­ни­зу­ют­ся кол­лек­ти­вы. В них ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да за­ни­ма­ет од­но из глав­ных мест. Та­ким об­ра­зом, ко­ли­че­ствен­но при­ход со­кра­ща­ет­ся, а на­ло­ги на нас с каж­дым днем рас­тут. Вла­сти на­ме­ре­ва­лись за­брать цер­ковь под ссып­ку зер­на, но лю­ди от­сто­я­ли! Име­е­те ли вы, мои до­ро­гие, хо­тя бы смут­ное пред­став­ле­ние о том, что де­ла­ет­ся у нас?! Стра­шен день бу­ду­щий, но с Бо­жьей по­мо­щью на­де­ем­ся вый­ти из ни­ще­ты и го­ло­да от са­на не от­ка­зав­шись. Вво­дит­ся пя­ти­днев­ка: че­ты­ре дня ра­бо­чих, пя­тый — празд­нич­ный. Наш мит­ро­по­лит Мел­хи­се­дек вы­ехал в Крас­но­ярск. Об­нов­лен­че­ство у нас не при­ви­лось. На­ми управ­ля­ет вла­ды­ка Ни­ко­лай Слуц­кий, он недав­но от нерв­ных по­тря­се­ний со­вер­шен­но оглох. В Мин­ске за­ня­ли ка­фед­раль­ный со­бор, жен­ский мо­на­стырь. Ес­ли у нас цер­ковь зай­мут под клуб, при­дет­ся мо­ги­лу па­пы сров­нять с зем­лей, крест и огра­ду снять, чтобы не бы­ло из­лиш­них по­ру­га­ний».
Отец Ва­ле­ри­ан был аре­сто­ван 14 ян­ва­ря 1930 го­да и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Слуц­ка. Его об­ви­ня­ли в том, что он вел аги­та­цию про­тив кол­хо­зов. В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии свя­щен­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал.
Су­пру­га свя­щен­ни­ка До­ми­ни­ка Иг­на­тьев­на по­еха­ла на­ве­стить му­жа в тюрь­му, но сви­да­ния ей не да­ли, ей уда­лось лишь по­лу­чить от му­жа за­пис­ку: «Мне для со­хра­не­ния жиз­ни пред­ло­жи­ли от­речь­ся от Бо­га и от свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Я от­ка­зал­ся. Как ты спра­вишь­ся од­на с дет­ка­ми?»
В от­вет она на­пи­са­ла ему: «Не от­ре­кай­ся ни от Бо­га, ни от свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Мне по­мо­жет Гос­подь».
23 фев­ра­ля 1930 го­да отец Ва­ле­ри­ан был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Один из па­ла­чей рас­ска­зал впо­след­ствии, как ему при­шлось ве­сти тро­их при­го­во­рен­ных к рас­стре­лу в лес. Двое из них бы­ли свя­щен­ни­ка­ми, и один из них отец Ва­ле­ри­ан. Пе­ред рас­стре­лом свя­щен­ни­кам еще раз пред­ло­жи­ли от­ка­зать­ся от ве­ры в Бо­га и от са­на. По­сле то­го, как они от­верг­ли это пред­ло­же­ние, им при­ка­за­ли соб­ствен­но­руч­но вы­рыть се­бе мо­ги­лу, а за­тем рас­стре­ля­ли.

☦️
Икона Богородицы «Огневидная».
От­но­си­тель­но вре­ме­ни и ме­ста яв­ле­ния «Огневидной» ико­ны Бо­го­ма­те­ри ни­ка­ких ска­за­ний не со­хра­ни­лось. Бо­жия Ма­терь на этой иконе изо­бра­жа­ет­ся од­на, без Мла­ден­ца Иису­са. Лик Ее об­ра­щен в пра­вую сто­ро­ну. Одеж­да на Пре­свя­той Де­ве крас­но­го цве­та, и это по­слу­жи­ло по­во­дом к на­име­но­ва­нию сей ико­ны Ог­не­вид­ной.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-ognevidnaja


Жития
Писание