☀️ неподвижный годовой круг:
• 10 февраля (28 января)
• прп. Ефрема Сирина (373–379) 📚
• прп. Палла́дия Антиохийского (Сирийского) (IV)
• прп. Исаака Сирина, Ниневийского (VII) 📚
• прп. Ефрема Новоторжского (1053)
• прп. Ефрема Печерского, Переяславского (ок. 1098)
• прп. Феодосия Тотемского (1568)
• исп. Феодора (Богоявленского) (1933)
• сщмчч. Игнатия (Садковского) Скопинского 📚, Владимира (Пищулина), прмч. Варфоломея (Ратных), мц. Ольги (Евдокимовой) (1938)
• исп. Леонтия Михайловского (Стасевича) (1972)
• иконы Божией Матери То́темская-Суморинская


☦️
Преподобный Ефре́м Сирин, Едесский, иеродиакон.
Пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин, учи­тель по­ка­я­ния, ро­дил­ся в на­ча­ле IV ве­ка (год его рож­де­ния точ­но неиз­ве­стен) в го­ро­де Ни­зи­бии (Ме­со­по­та­мии) в хри­сти­ан­ской се­мье бед­ных зем­ле­дель­цев. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в бла­го­че­стии. Но, от­ли­ча­ясь с дет­ства вспыль­чи­вым, раз­дра­жи­тель­ным ха­рак­те­ром, он в юно­сти ча­сто ссо­рил­ся, со­вер­шал необ­ду­ман­ные по­ступ­ки, да­же со­мне­вал­ся в Про­мыс­ле Бо­жи­ем, по­ка не по­лу­чил от Гос­по­да вра­зум­ле­ние, на­пра­вив­шее его на путь по­ка­я­ния и спа­се­ния. Од­на­жды его неспра­вед­ли­во об­ви­ни­ли в кра­же овец и по­са­ди­ли в тем­ни­цу. В ней он услы­шал во сне го­лос, при­зы­вав­ший его к по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию жиз­ни. Он был оправ­дан и осво­бож­ден.
В Еф­ре­ме про­бу­ди­лось глу­бо­кое по­ка­я­ние. Юно­ша уда­лил­ся в окрест­ные го­ры и стал от­шель­ни­ком. Та­кой род хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства был вве­ден в Ни­зи­бии уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го еги­пет­ским пу­стын­ни­ком Ев­ге­ни­ем.
Сре­ди от­шель­ни­ков осо­бен­но вы­де­лял­ся зна­ме­ни­тый ас­кет, про­по­вед­ник хри­сти­ан­ства и об­ли­чи­тель ари­ан епи­скоп Ни­зи­бий­ской Церк­ви свя­той Иа­ков (па­мять 13 ян­ва­ря). Пре­по­доб­ный Еф­рем стал од­ним из его уче­ни­ков. Под бла­го­дат­ным ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля пре­по­доб­ный Еф­рем стя­жал хри­сти­ан­скую кро­тость, сми­ре­ние, по­кор­ность Про­мыс­лу Бо­жию, да­ю­щую си­лу без­ро­пот­но пе­ре­но­сить раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Свя­ти­тель Иа­ков знал вы­со­кие до­сто­ин­ства сво­е­го уче­ни­ка и ис­поль­зо­вал их на бла­го Церк­ви – по­ру­чал ему чи­тать про­по­ве­ди, обу­чать де­тей в учи­ли­ще, взял его с со­бой на I Все­лен­ский Со­бор в Ни­кее (325 г.). Пре­по­доб­ный Еф­рем 14 лет был в по­слу­ша­нии у свя­ти­те­ля Иа­ко­ва до его кон­чи­ны.
По­сле взя­тия Ни­зи­бии пер­са­ми в 363 го­ду пре­по­доб­ный Еф­рем по­ки­нул пу­сты­ню и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре близ го­ро­да Едес­сы. Здесь он уви­дел мно­го ве­ли­ких по­движ­ни­ков, про­во­див­ших жизнь в мо­лит­вах и псал­мо­пе­нии. Пе­ще­ры бы­ли их един­ствен­ным убе­жи­щем, пи­та­лись они од­ни­ми рас­те­ни­я­ми. Осо­бен­но он сбли­зил­ся с по­движ­ни­ком Иули­а­ном (па­мять 18 ок­тяб­ря), ко­то­рый был с ним од­но­го по­ка­ян­но­го ду­ха. Пре­по­доб­ный Еф­рем со­че­тал с по­движ­ни­че­ски­ми тру­да­ми непре­стан­ное изу­че­ние Сло­ва Бо­жия, по­чер­пая в нем для сво­ей ду­ши уми­ле­ние и муд­рость. Гос­подь дал ему дар учи­тель­ства, к нему на­ча­ли при­хо­дить лю­ди, ждав­шие услы­шать его на­став­ле­ния, ко­то­рые осо­бен­но дей­ство­ва­ли на ду­ши по­то­му, что он на­чи­нал их с об­ли­че­ний се­бя. Пре­по­доб­ный и уст­но, и пись­мен­но учил всех по­ка­я­нию, ве­ре и бла­го­че­стию, об­ли­чал ари­ан­скую ересь, вол­но­вав­шую то­гда хри­сти­ан­ское об­ще­ство. Языч­ни­ки, слу­шая про­по­ве­ди пре­по­доб­но­го, об­ра­ща­лись в хри­сти­ан­ство.
Нема­ло по­тру­дил­ся он и в ис­тол­ко­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния – объ­яс­не­нии Пя­ти­кни­жия Мо­и­сея. Им на­пи­са­но мно­го мо­литв и пес­но­пе­ний, обо­га­тив­ших цер­ков­ное Бо­го­слу­же­ние. Из­вест­ны мо­лит­вы к Пре­свя­той Тро­и­це, Сы­ну Бо­жию, Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Он на­пи­сал для сво­ей Церк­ви пес­но­пе­ния на дни дву­на­де­ся­тых Гос­под­них празд­ни­ков (Рож­де­ство Хри­сто­во, Кре­ще­ние), Вос­кре­се­ние, по­гре­баль­ные пес­но­пе­ния. Его по­ка­ян­ная мо­лит­ва «Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го…» чи­та­ет­ся Ве­ли­ким по­стом и при­зы­ва­ет хри­сти­ан к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию. Цер­ковь с древ­них вре­мен вы­со­ко це­ни­ла тру­ды пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма: его тво­ре­ния чи­та­лись в неко­то­рых церк­вах на со­бра­ни­ях вер­ных по­сле Свя­щен­но­го Пи­са­ния. И ныне по Уста­ву Церк­ви неко­то­рые его по­уче­ния по­ло­же­но чи­тать в дни по­ста. Меж­ду про­ро­ка­ми свя­той Да­вид, по пре­иму­ще­ству, псал­мо­пе­вец; меж­ду свя­ты­ми от­ца­ми Церк­ви пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин – по пре­иму­ще­ству мо­лит­вен­ник. Ду­хов­ная опыт­ность сде­ла­ла его на­став­ни­ком ино­ков и по­мощ­ни­ком едес­ских пас­ты­рей. Пре­по­доб­ный Еф­рем пи­сал по-си­рий­ски, но его тво­ре­ния очень ра­но бы­ли пе­ре­ве­де­ны на гре­че­ский и ар­мян­ский язы­ки, а с гре­че­ско­го – на ла­тин­ский и сла­вян­ский.
В мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го встре­ча­ют­ся цель­ные кар­ти­ны жиз­ни си­рий­ских по­движ­ни­ков, глав­ное ме­сто в ко­то­рой за­ни­ма­ла мо­лит­ва и за­тем труд на об­щую брат­скую поль­зу, по­слу­ша­ния. Воз­зре­ния на смысл жиз­ни у всех си­рий­ских ас­ке­тов бы­ли оди­на­ко­вы. Ко­неч­ной це­лью сво­их по­дви­гов ино­ки счи­та­ли Бо­го­об­ще­ние и все­ле­ние Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти в ду­шу по­движ­ни­ка, на­сто­я­щая жизнь бы­ла для них вре­ме­нем пла­ча, по­ста и тру­дов.
«Ес­ли Сын Бо­жий в те­бе, то и цар­ство Его в те­бе. Вот Цар­ство Бо­жие – внут­ри те­бя, греш­ник. Вой­ди в са­мо­го се­бя, ищи усерд­нее и без тру­да най­дешь его. Вне те­бя – смерть, и дверь к ней – грех. Вой­ди в се­бя, пре­бы­вай в серд­це сво­ем, ибо там – Бог». Непре­стан­ное ду­хов­ное трез­ве­ние, раз­ви­тие бла­га в ду­ше че­ло­ве­ка да­ет ему воз­мож­ность вос­при­нять труд как бла­жен­ство, и са­мо­при­нуж­де­ние как свя­тость. Воз­да­я­ние пред­на­чи­на­ет­ся в зем­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, под­го­тав­ли­ва­ет­ся сте­пе­нью ее ду­хов­но­го усо­вер­ше­ния. Кто на зем­ле взрас­тил се­бе кры­лья, го­во­рит пре­по­доб­ный Еф­рем, тот там вос­па­ря­ет в гор­няя; кто здесь очи­стит ум свой – тот там узрит сла­ву Бо­жию; в ка­кой ме­ре каж­дый воз­лю­бит Бо­га – в той ме­ре на­сы­тит­ся лю­бо­вью Его. Че­ло­век, очи­стив­ший се­бя и стя­жав­ший бла­го­дать Ду­ха Свя­то­го еще здесь, на зем­ле, пред­вку­ша­ет Цар­ство Небес­ное. Стя­жать жизнь веч­ную, по уче­нию пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма, не зна­чит пе­рей­ти из од­ной об­ла­сти бы­тия в дру­гую, а зна­чит об­ре­сти «небес­ное» ду­хов­ное со­сто­я­ние. Веч­ная жизнь не да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку од­но­сто­рон­ним про­из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им, но, как зер­но, по­сте­пен­но про­из­рас­та­ет в нем чрез по­двиг, тру­ды и бо­ре­ния.
За­лог обо­же­ния в нас – Кре­ще­ние Хри­сто­во, глав­ный дви­га­тель жиз­ни хри­сти­ан­ской – по­ка­я­ние. Пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин был ве­ли­кий учи­тель по­ка­я­ния. Про­ще­ние гре­хов в та­ин­стве По­ка­я­ния, по его уче­нию, это не внеш­нее оправ­да­ние, не за­бве­ние гре­хов, а пол­ное уни­что­же­ние их. Сле­зы по­ка­я­ния смы­ва­ют и сжи­га­ют грех. И еще – они жи­во­тво­рят, пре­об­ра­жа­ют гре­хов­ное есте­ство, да­ют си­лу «хо­дить пу­тем за­по­ве­дей Гос­под­них», укреп­ля­ясь упо­ва­ни­ем на Бо­га. В ог­нен­ной ку­пе­ли По­ка­я­ния, пи­сал пре­по­доб­ный, «сам се­бя пе­ре­плав­ля­ешь ты, греш­ник, сам се­бя вос­кре­ша­ешь из мерт­вых».
Пре­по­доб­ный Еф­рем, по сво­е­му сми­ре­нию счи­тая се­бя ни­же и ху­же всех, в кон­це сво­ей жиз­ни от­пра­вил­ся в Еги­пет, чтобы уви­деть по­дви­ги ве­ли­ких пу­стын­ни­ков. Он был при­нят там как же­лан­ный гость и сам по­лу­чил боль­шое уте­ше­ние от об­ще­ния с ни­ми. На воз­врат­ном пу­ти он по­се­тил в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (па­мять 1 ян­ва­ря), ко­то­рый по­же­лал по­свя­тить его во пре­сви­те­ра, но пре­по­доб­ный счел се­бя недо­стой­ным иерей­ства и по на­сто­я­нию свя­ти­те­ля при­нял лишь сан диа­ко­на, в ко­то­ром пре­бы­вал до смер­ти. Впо­след­ствии свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий при­гла­шал пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма на ка­фед­ру епи­ско­па, но свя­той пред­ста­вил­ся юро­ди­вым, чтобы от­кло­нить от се­бя эту честь, по сми­ре­нию счи­тая се­бя недо­стой­ным ее.
По воз­вра­ще­нии в свою Едес­скую пу­стынь пре­по­доб­ный Еф­рем хо­тел ко­нец жиз­ни про­ве­сти в уеди­не­нии. Но Про­мысл Бо­жий еще раз вы­звал его на слу­же­ние ближ­ним. Жи­те­ли Едес­сы стра­да­ли от сви­реп­ство­вав­ше­го го­ло­да. Силь­ным сло­вом пре­по­доб­ный по­бу­дил бо­га­тых ока­зы­вать по­мощь неиму­щим. На при­но­ше­ния ве­ру­ю­щих он по­стро­ил бо­га­дель­ню для ни­щих и боль­ных. За­тем пре­по­доб­ный уда­лил­ся в пе­ще­ру под Едес­сой, где и остал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/95

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/
• О Воскресении, смерти и сатане
• О Церкви
• Юлиановский цикл
• Творения
• О Церкви
• О рае
• Поучительные слова к египетским монахам
• Слова о молитве
• Надгробные песнопения
• О Воскресении, смерти и сатане
• Молитвы ко Пресвятой Богородице
• Молитвы на разные случаи
• Слезные моления
• Молитва прп. Ефрема Сирина
• Юлиановский цикл
• Книга Бытия
• Книга Исход
• Книга Левит
• Книга Чисел
• На книгу Второзаконие
• На слова: «вонми себе…»
• На слова: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих»
• На слова: «Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое»
• На слова: «И се, вся суетство
• и крушение духа»
• Книга пророка Исаии
• На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни
• Книга пророка Иеремии
• На слова Иеремии: «Горе нам, яко согрешихом»
• На некоторые места «Плача Иеремии»
• Книга пророка Иезекииля
• Книга пророка Даниила
• Книга пророка Осии
• Книга пророка Иоиля
• Книга пророка Амоса
• Книга пророка Авдия
• На слова из книги пророка Ионы «Востани и иди в Ниневию град великий…»
• Книга пророка Михея
• Книга пророка Захарии
• Книга пророка Малахии
• Четвероевангелие
• На слова: «Два будета на селе…» (Мф.24:40)
• На слова: «И сия рек, гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон»
• На слова, сказанные Господом: «В мире скорбни будете» (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным
• Послание к Римлянам
• Первое послание к Коринфянам
• Второе послание к Коринфянам
• Послание к Галатам
• Послание к Ефесянам
• Послание к Филиппийцам
• Послание к Колоссянам
• Первое послание к Фессалоникийцам
• Второе послание к Фессалоникийцам
• Первое послание к Тимофею
• Второе послание к Тимофею
• Послание к Титу
• Послание к евреям
• Толкования святого Ефрема Сирина на апокрифические послания Коринфян к апостолу Павлу и апостола Павла к Коринфянам
• «Псалтирь прп. Ефрема Сирина»
• Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина
• Собрание сочинений
• ТСО (изд. МДА, 1849–1852)

☦️
Преподобный Палла́дий Антиохийский (Сирийский), пустынник.
Пре­по­доб­ный Пал­ла­дий пу­стын­ник под­ви­зал­ся в од­ной гор­ной пе­ще­ре близ Ан­тио­хии Си­рий­ской. За свою по­движ­ни­че­скую жизнь он по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды воз­ле его пе­ще­ры был най­ден уби­тый раз­бой­ни­ка­ми ку­пец. На­род об­ви­нил в убий­стве свя­то­го Пал­ла­дия, но по мо­лит­ве свя­то­го мерт­вый вос­крес и на­звал сво­их убийц. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в кон­це IV ве­ка, оста­вив по­сле се­бя несколь­ко на­зи­да­тель­ных со­чи­не­ний.

☦️
Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ.
Пре­по­доб­ный Иса­ак Си­рин, епи­скоп Ни­не­вий­ский, жил в VII ве­ке. Вме­сте со сво­им бра­том по­сту­пил в мо­на­стырь Мар Мат­фея. Уче­ность и вы­со­кий по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни вы­де­ля­ли бра­тьев, и им пред­ла­га­ли на­чаль­ство­ва­ние над мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Иса­ак, не же­лая это­го и стре­мясь к без­мол­вию, ушел из мо­на­сты­ря в за­твор. Брат его не раз убеж­дал его вер­нуть­ся в оби­тель, но пре­по­доб­ный не со­гла­шал­ся. Од­на­ко, ко­гда сла­ва о свя­той жиз­ни пре­по­доб­но­го Иса­а­ка рас­про­стра­ни­лась по­всю­ду, он был воз­ве­ден на епи­скоп­скую ка­фед­ру го­ро­да Ни­не­вии. Ви­дя гру­бые нра­вы жи­те­лей это­го го­ро­да, пре­по­доб­ный чув­ство­вал, что не в си­лах ис­пра­вить их, и, кро­ме то­го, тос­ко­вал по ти­шине от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Всё это тя­го­ти­ло свя­то­го му­жа, и он, оста­вив епи­скоп­ство, уда­лил­ся в скит­скую пу­сты­ню. Здесь он жил до са­мой смер­ти, до­стиг­нув вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства.
По­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Иса­а­ка Си­ри­на с на­ча­ла VIII до на­ча­ла XVIII ве­ка в Ев­ро­пе ни­че­го не бы­ло из­вест­но о нем, кро­ме его име­ни и со­чи­не­ний. Толь­ко в 1719 го­ду в Ри­ме бы­ло опуб­ли­ко­ва­но жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­но­го, со­став­лен­ное ано­ним­ным ав­то­ром ара­бом. В 1896 го­ду све­де­ния о пре­по­доб­ном Иса­а­ке еще рас­ши­ри­лись. Фран­цуз­ский уче­ный-со­те­рио­лог аб­бат Chabot опуб­ли­ко­вал тво­ре­ние си­рий­ско­го ис­то­ри­ка VIII ве­ка Иез­уде­ны, епи­ско­па Ба­с­ры, где на­хо­дят­ся све­де­ния о пре­по­доб­ном Иса­а­ке Си­рине.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/325

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/
• Молитвы
• Воспламенение ума в духовной пустыни
• Слова подвижнические
• Три мистических трактата, не вошедшие в греческий перевод первого собрания
• О божественных тайнах и о духовной жизни
• О знании. Избранные главы
• Азбука духовная
• Преподобный Исаак Сирин (изборник)
• Призывай непрестанно Бога. По творениям преподобного Исаака Сирина
• Путь в жизнь вечную
• Симфония по творениям преп. Исаака Сирина
• Сотницы
• Подвижнические наставления
• Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина
• ТСО (Собрание сочинений)

☦️
Преподобный Ефре́м Новоторжский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Еф­рем Но­во­торж­ский, ос­но­ва­тель Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря в го­ро­де Торж­ке, был ро­дом из Вен­грии. Вме­сте со сво­и­ми бра­тья­ми, свя­ты­м Мо­и­се­ем Уг­ри­ном (па­мять 26 июля) и свя­тым Ге­ор­ги­ем, он по­ки­нул ро­ди­ну, воз­мож­но, по при­чине пре­сле­до­ва­ния пра­во­слав­ных. При­дя на Русь, бра­тья по­сту­пи­ли на служ­бу к Ро­стов­ско­му кня­зю свя­то­му Бо­ри­су, сы­ну рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. В 1015 го­ду на ре­ке Аль­те вме­сте со свя­тым кня­зем Бо­ри­сом по­гиб и брат Еф­ре­ма Ге­ор­гий. Убий­цы от­ре­за­ли ему го­ло­ву, чтобы снять зо­ло­тую грив­ну, ко­то­рую он но­сил на шее. Мо­и­сею уда­лось спа­стись бег­ством, и он по­сту­пил в чис­ло мо­на­хов Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Еф­рем, на­хо­див­ший­ся в это вре­мя, оче­вид­но, в Ро­сто­ве, при­быв на ме­сто убий­ства, на­шел го­ло­ву бра­та и взял ее с со­бой. Оста­вив служ­бу при кня­же­ском дво­ре, пре­по­доб­ный Еф­рем уда­лил­ся на ре­ку Твер­цу с тем, чтобы там ве­сти уеди­нен­ную ино­че­скую жизнь. По­сле то­го, как воз­ле него по­се­ли­лось несколь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, он в 1038 го­ду по­стро­ил мо­на­стырь в честь свя­тых кня­зей стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Бра­тия из­бра­ли его сво­им на­сто­я­те­лем. Близ мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку от тор­го­во­го пу­ти к Нов­го­ро­ду, был устро­ен стран­но­при­им­ный дом, где бес­плат­но со­дер­жа­лись бед­ные и стран­ни­ки. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Еф­рем в глу­бо­кой ста­ро­сти, его те­ло бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре, а в гроб, со­глас­но его за­ве­ща­нию, бы­ла по­ло­же­на го­ло­ва его бра­та, свя­то­го Ге­ор­гия. Мо­щи пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма бы­ли об­ре­те­ны в 1572 го­ду.

☦️
Преподобный Ефре́м Печерский, Переяславский, епископ.
Преподобный Ефре́м про­ис­хо­дил из бла­го­род­но­го, знат­но­го ро­да и управ­лял хо­зяй­ством при дво­ре ве­ли­ко­го кня­зя ки­ев­ско­го Изя­с­ла­ва Яро­сла­ви­ча. Тя­го­тясь шум­ной и су­ет­ли­вой жиз­нью, в 1056 г. по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го († 1073 г.) был по­стри­жен в мо­на­ше­ство в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, за что диа­вол воз­двиг на мо­на­стырь го­не­ния. Пре­по­доб­ный Еф­рем усерд­но под­ра­жал доб­ро­де­те­лям сво­е­го на­став­ни­ка – пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. По его бла­го­сло­ве­нию он от­пра­вил­ся по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам Гре­ции. В Кон­стан­ти­но­по­ле свя­той спи­сал Сту­дий­ский устав, ко­то­рый был вве­ден в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли. В 1072 г. пре­по­доб­ный Еф­рем был ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Пе­ре­я­с­лав­ско­го. Он по­стро­ил в го­ро­де пер­вые ка­мен­ные хра­мы. В 1091 г. свя­той участ­во­вал в от­кры­тии и пе­ре­не­се­нии мо­щей пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия († 1074 г.). Бла­жен­ная кон­чи­на пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма по­сле­до­ва­ла в 1098 г., те­ло бы­ло по­гре­бе­но в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/96

☦️
Преподобный Феодо́сий Тотемский (Суморин), игумен.
Преподобный Феодо́сий ро­дил­ся в Во­лог­де око­ло 1530 г. и был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, по на­сто­я­нию ро­ди­те­лей свя­той всту­пил в брак и имел дочь, но се­мей­ная жизнь не от­вле­ка­ла свя­то­го от де­я­тель­ной люб­ви к Бо­гу. Он усерд­но по­се­щал цер­ковь, мно­го мо­лил­ся до­ма, осо­бен­но но­чью. По смер­ти ро­ди­те­лей и су­пру­ги, от­дав все свое со­сто­я­ние род­ствен­ни­кам на вос­пи­та­ние до­че­ри, Фе­о­до­сий уда­лил­ся в Во­ло­год­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ди­мит­рия При­луц­ко­го и, при­няв здесь по­стриг, сми­рен­но нес все нелег­кие мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния: ко­лол дро­ва, пек хле­бы, мо­лол му­ку, ис­пол­няя все с усер­ди­ем.
От­пра­вив­шись по по­ру­че­нию игу­ме­на оби­те­ли в Тотьму смот­реть за мо­на­стыр­ски­ми соле­вар­ня­ми, он за­бот­ли­во от­но­сил­ся к ра­бо­чим и был к ним кро­ток и ми­ло­стив. Управ­ле­ние его бы­ло та­ко­во, что ни­ко­гда преж­де соле­вар­ни не при­но­си­ли столь­ко до­хо­да, как при нем. По­сле то­го, как жи­те­ли Тотьмы ста­ли пе­ре­се­лять­ся на но­вое ме­сто, пре­по­доб­ный по­же­лал ос­но­вать в этих ме­стах мо­на­стырь. На­се­ле­ние Тотьмы и окрест­ных де­ре­вень, знав­шее и лю­бив­шее пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия еще на вар­ни­цах, услы­шав об этом, при­хо­ди­ло к нему и при­но­си­ло все необ­хо­ди­мое для жиз­ни. В 1554 г., по­лу­чив цар­скую несу­ди­мую гра­мо­ту и в бла­го­сло­ве­ние от При­луц­ко­го мо­на­сты­ря ико­ну Бо­го­ма­те­ри (из­вест­ную те­перь под име­нем Су­мо­рин­ской чу­до­твор­ной), пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий при­сту­пил к устро­е­нию мо­на­сты­ря и в те­че­ние од­но­го го­да при по­мо­щи со­сед­них жи­те­лей по­ста­вил де­ре­вян­ную цер­ковь, тра­пе­зу, кел­лии и дру­гие необ­хо­ди­мые по­строй­ки.
Сам по­лу­чив­ший в юно­сти хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, свя­той стре­мил­ся к ду­хов­но­му про­све­ще­нию бра­тии и со вре­ме­нем со­брал в оби­те­ли об­шир­ную биб­лио­те­ку. Ста­ра­ни­ем пре­по­доб­но­го бы­ла вос­ста­нов­ле­на и за­пу­стев­шая Еф­ре­мо­ва пу­стынь в том же То­тем­ском окру­ге. Бу­дучи на­сто­я­те­лем те­перь уже двух оби­те­лей, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий по­сто­ян­но на­хо­дил­ся в мо­лит­ве и тру­дах, яв­ляя при­мер бра­тии. Про­ви­дя ско­рую кон­чи­ну, свя­той оста­вил ду­хов­ное за­ве­ща­ние, в ко­то­ром, в част­но­сти, на­стой­чи­во под­чер­ки­вал необ­хо­ди­мость цер­ков­ной мо­лит­вы за всех усоп­ших, и мир­но по­чил 28 ян­ва­ря 1568 г. Из­вест­но око­ло 150 по­смерт­ных чу­дес пре­по­доб­но­го.

2 сен­тяб­ря 1796 г. при пе­ре­строй­ке хра­ма бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го, ко­то­рые ныне по­чи­ва­ют в соборе Рождества Христова г. Тотьмы:
https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%A2%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B0)

☦️
Исповедник Фео́дор Богоявленский, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 26 фев­ра­ля 1881 го­да в се­ле Се­сла­ви­но Яро­слав­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла Бо­го­яв­лен­ско­го и его су­пру­ги Ека­те­ри­ны. В 1904 го­ду он окон­чил Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и 21 ян­ва­ря 1905 го­да был на­зна­чен учи­те­лем в Обол­тин­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. 24 ок­тяб­ря 1905 го­да Фе­дор Пав­ло­вич пе­ре­шел в зем­скую шко­лу. 20 де­каб­ря 1907 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле По­кров­ское в Жа­рах Да­ни­лов­ско­го уез­да.
В два­дца­тых го­дах отец Фе­о­дор слу­жил на­сто­я­те­лем в хра­ме в се­ле Осе­не­во Гав­ри­лов-Ям­ско­го рай­о­на. В на­ча­ле фев­ра­ля 1930 го­да до се­ла до­шли слу­хи, что мно­гие свя­щен­ни­ки это­го рай­о­на аре­сто­ва­ны и вы­сла­ны, а все иму­ще­ство их кон­фис­ко­ва­но. Бе­се­дуя об этом с диа­ко­ном хра­ма Сер­ги­ем Уру­сов­ским, отец Фе­о­дор пред­ло­жил от­слу­жить служ­бу в бли­жай­шую суб­бо­ту, 8 фев­ра­ля, так как это день па­мя­ти его по­чив­шей род­ствен­ни­цы, а мо­жет стать­ся, что уже боль­ше и не при­дет­ся слу­жить.
7 фев­ра­ля 1930 го­да в се­ло при­бы­ла из го­ро­да бри­га­да для ор­га­ни­за­ции кол­хо­за. Со­сто­я­лось со­бра­ние жи­те­лей се­ла, был при­нят устав кол­хо­за, груп­па бед­но­ты под­ня­ла во­прос о вы­се­ле­нии ку­ла­ков за пре­де­лы рай­о­на.
8 фев­ра­ля со­сто­я­лось бо­го­слу­же­ние, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло бо­лее со­ро­ка при­хо­жан. По­сле утре­ни они ис­по­ве­до­ва­лись, но во вре­мя ли­тур­гии при­шло еще боль­ше на­ро­ду, так как день был ба­зар­ный, мно­гие кре­стьяне съе­ха­лись из со­сед­них де­ре­вень, до всех до­шел слух, что цер­ковь мо­гут за­крыть, и мно­гие при­ча­ща­лись; неко­то­рые не успе­ли ис­по­ве­дать­ся, и отец Фе­о­дор при­шед­шим во вре­мя ли­тур­гии пред­ло­жил при­го­то­вить­ся к ис­по­ве­ди и при­ча­стию на сле­ду­ю­щий день, в вос­кре­се­нье.
По­сле ли­тур­гии отец Фе­о­дор, по по­ка­за­ни­ям сви­де­те­лей, буд­то бы ска­зал: «На­ста­ло вре­мя нам с ва­ми про­стить­ся, нас всех и вас со­вет­ская власть вы­се­лит и уго­нит неиз­вест­но ку­да. При­ча­сти­тесь в по­след­ний раз, пра­во­слав­ные, и будь­те го­то­вы ко все­му».
10 фев­ра­ля свя­щен­ник Фе­о­дор Бо­го­яв­лен­ский, диа­кон Сер­гий Уру­сов­ский и чет­ве­ро при­хо­жан бы­ли аре­сто­ва­ны. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, отец Фе­о­дор ска­зал: «Из аре­сто­ван­ных со мною кре­стьян я знаю всех как при­хо­жан. 8 фев­ра­ля, в суб­бо­ту, в церк­ви со­вер­ша­лось бо­го­слу­же­ние. Утре­ня бы­ла без зво­на на ко­ло­кольне. При­сут­ство­ва­ло око­ло со­ро­ка че­ло­век. Во вре­мя обед­ни сколь­ко со­бра­лось на­ро­ду, не мо­гу ска­зать. За служ­бой ве­ру­ю­щие по­да­ли се­бе мысль при­ча­стить­ся. Сре­ди кре­стьян хо­ди­ли слу­хи о том, что ско­ро за­кро­ют цер­ковь и ду­хо­вен­ство вы­шлют, по­это­му я и пред­по­ла­гаю, что мыс­ли об ис­по­ве­ди и при­ча­стии вы­зва­ны вли­я­ни­ем этих слу­хов. Ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я се­бя не при­знаю».
16 мар­та 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Фе­о­до­ра и дру­гих, аре­сто­ван­ных с ним, к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край. Отец Фе­о­дор был со­слан в го­род Тотьму Во­ло­год­ской об­ла­сти, где и умер от вос­па­ле­ния лег­ких 10 фев­ра­ля 1933 го­да.

☦️
Священномученик Игна́тий (Садковский), Скопинский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Иг­на­тий ро­дил­ся 21 ок­тяб­ря 1887 го­да в Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гея Мак­си­мо­ви­ча Сад­ков­ско­го, слу­жив­ше­го в Ге­ор­ги­ев­ской на Вспо­лье церк­ви, и в кре­ще­нии на­ре­чен был, как и его отец, Сер­ге­ем. Впо­след­ствии свя­щен­ник Сер­гей Мак­си­мо­вич Сад­ков­ский был пе­ре­ве­ден в Пет­ро­пав­лов­ский храм на Но­вой Бас­ман­ной ули­це, а за­тем, уже бу­дучи в сане про­то­и­е­рея, в Со­фий­скую цер­ковь на Лу­бян­ке.
В 1901 го­ду Сер­гей окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1907-м — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. В ака­де­мии он с усер­ди­ем при­нял­ся за изу­че­ние тво­ре­ний свя­ти­те­ля Иг­на­тия (Брян­ча­ни­но­ва). Изу­че­ние тру­дов бла­го­дат­но­го и опыт­но­го в ду­хов­ной жиз­ни свя­ти­те­ля, ча­стые по­езд­ки в Зо­си­мо­ву пу­стынь, в ко­то­рой в то вре­мя жи­ли ду­хо­нос­ные стар­цы и по­движ­ни­ки, вос­пи­та­ние, по­лу­чен­ное в бла­го­че­сти­вой се­мье, соб­ствен­ное устрем­ле­ние к бла­го­че­стию и по­че­сти выс­ше­го зва­ния Хри­сто­ва при­ве­ли Сер­гия к ре­ше­нию при­нять мо­на­ше­ство.
11 де­каб­ря 1910 го­да он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иг­на­тий. Свя­щен­но­и­нок, со­вер­шав­ший об­ряд, по­сле по­стри­га на­пи­сал ему на­став­ле­ние, ко­то­рое но­во­по­стри­жен­ный со­хра­нил в серд­це сво­ем на всю жизнь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ignatij-sadkovskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkovskij/v-poiskah-zhivogo-boga/
• В поисках Живого Бога (Преосвященный Игнатий Брянчанинов и его аскетическое мировоззрение)

☦️
Священномученик Влади́мир Пищулин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 6 июня 1889 го­да в го­ро­де Ко­стро­ме в се­мье чи­нов­ни­ка Фе­до­ра Пи­щу­ли­на, слу­жив­ше­го в окруж­ном су­де. Окон­чив в 1908 го­ду Ви­теб­скую гим­на­зию, Вла­ди­мир ре­шил по­сле­до­вать за­ня­ти­ям сво­е­го от­ца и по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Од­на­ко за­ня­тие юрис­пру­ден­ци­ей при­шлось ему не по ду­ше, и он пе­ре­вел­ся на ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский фа­куль­тет Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Окон­чив его в 1914 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та фило­ло­ги­че­ских на­ук, он по­лу­чил долж­ность до­цен­та Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та и пре­по­да­вал ло­ги­ку, пси­хо­ло­гию и ли­те­ра­ту­ру.
По­сле фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 го­да Вла­ди­мир Фе­до­ро­вич пе­ре­ехал в Ви­тебск и, всту­пив в ка­дет­скую пар­тию, стал сек­ре­та­рем Ви­теб­ско­го от­де­ле­ния пар­тии. По­сле Ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та он вер­нул­ся в Пет­ро­град.
24 де­каб­ря 1919 го­да Вла­ди­мир Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 1 ян­ва­ря 1920 го­да — во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­ко­ла­ев­ско­го хра­ма на Мо­хо­вой ули­це при До­ме сле­пых; за­тем он слу­жил в Ка­зан­ском со­бо­ре и в хра­ме свя­тых пра­вед­ных За­ха­рии и Ели­са­ве­ты, в ко­то­ром на­сто­я­те­лем был в то вре­мя бу­ду­щий ру­ко­во­ди­тель об­нов­лен­цев про­то­и­е­рей Алек­сандр Вве­ден­ский. В 1921 го­ду отец Вла­ди­мир стал чле­ном фило­соф­ско­го об­ще­ства и ас­си­стен­том ка­фед­ры хри­сти­ан­ской пе­да­го­ги­ки Пет­ро­град­ско­го Бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та.
В 1922 го­ду отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван по де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей, но по хо­да­тай­ству про­то­и­е­рея Алек­сандра Вве­ден­ско­го вско­ре осво­бож­ден. 5 сен­тяб­ря 1922 го­да отец Вла­ди­мир сно­ва был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и 26 сен­тяб­ря то­го же го­да при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Орен­бург; здесь он пе­ре­шел к об­нов­лен­цам.
Вер­нув­шись в Пет­ро­град, свя­щен­ник Вла­ди­мир Пи­щу­лин 9 де­каб­ря 1924 го­да был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. 8 мар­та 1925 го­да в Ка­зан­ском со­бо­ре Пет­ро­гра­да об­нов­лен­че­ские ар­хи­ереи хи­ро­то­ни­са­ли его во епи­ско­па Ох­тен­ско­го, ви­ка­рия Пет­ро­град­ской епар­хии, и в том же го­ду он был на­зна­чен епи­ско­пом Псков­ским, но от на­зна­че­ния от­ка­зал­ся и ушел на по­кой.
14 ав­гу­ста 1926 го­да он при­нес по­ка­я­ние, и епи­ско­пом Ям­бург­ским, ви­ка­ри­ем Пет­ро­град­ской епар­хии Алек­си­ем (Си­ман­ским) был при­нят в об­ще­ние с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, с остав­ле­ни­ем в сане свя­щен­ни­ка.
6 ап­ре­ля 1928 го­да отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что он со­сто­ял чле­ном неле­галь­но­го ре­ли­ги­оз­но­го круж­ка, и за­клю­чен в тюрь­му в Пет­ро­гра­де. 8 ок­тяб­ря 1928 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла его к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. По окон­ча­нии ссыл­ки он пе­ре­ехал в Крым и по­се­лил­ся у род­ствен­ни­ков в Сим­фе­ро­по­ле, устро­ив­шись ра­бо­тать в биб­лио­те­ку. Отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван 5 июля 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в Сим­фе­ро­по­ле.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы до по­след­не­го вре­ме­ни сто­и­те на враж­деб­ных по­зи­ци­ях по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти. При­зна­е­те ли вы это? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Вра­гом со­вет­ской вла­сти я не яв­ля­юсь, хо­тя по неко­то­рым во­про­сам по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти я стою на рез­ко от­ри­ца­тель­ных по­зи­ци­ях, то есть я яв­ля­юсь про­тив­ни­ком ан­ти­хри­сти­ан­ской по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти, а рав­но и ма­те­ри­а­лиз­ма, как от­ри­ца­ю­ще­го идею ре­ли­гии, — от­ве­тил отец Вла­ди­мир.
10 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Пи­щу­лин был рас­стре­лян 10 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле под Сим­фе­ро­по­лем.

☦️
Преподобномученик Варфоломе́й (Ратных), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Вар­фо­ло­мей (Рат­ных) ро­дил­ся в 1894 го­ду в се­ле Мат­рен­ки Ки­ев­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1913 го­ду он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в один из мо­на­сты­рей Ки­ев­ской епар­хии. Через два го­да его при­зва­ли в ар­мию и от­пра­ви­ли на Ру­мын­ский фронт, где он во­е­вал до окон­ча­ния вой­ны в 1918 го­ду. Вер­нув­шись из ар­мии, он сно­ва по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь и через неко­то­рое вре­мя был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Вар­фо­ло­мей и ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха.
С 1927 по 1934 год иеро­мо­нах Вар­фо­ло­мей слу­жил в од­ном из хра­мов го­ро­да Пе­ре­я­с­ла­ва. В 1936 го­ду он был аре­сто­ван и неко­то­рое вре­мя со­дер­жал­ся под след­стви­ем, но за­тем был осво­бож­ден. В том же го­ду он пе­ре­ехал в го­род Фе­о­до­сию в Кры­му и по­се­лил­ся в до­ме сво­е­го даль­не­го род­ствен­ни­ка. Здесь он жил за­мкну­то, по­чти ни с кем не об­щал­ся, ве­дя пе­ре­пис­ку лишь со сво­и­ми ду­хов­ны­ми детьми.
В од­ном из пи­сем отец Вар­фо­ло­мей пи­сал: «Итак, Ва­ше бо­го­лю­бие, Гос­подь гла­го­лет: возь­ми крест свой и гря­ди по Мне! Что та­кое крест и но­ше­ние его и из че­го он со­став­ля­ет­ся у каж­до­го? Крест мно­го­со­став­ный и раз­но­род­ный: зо­ло­той, се­реб­ря­ный, мед­ный, же­лез­ный и де­ре­вян­ный, — но мы из­бра­ли се­бе крест же­лез­ный, то есть тер­пе­ние и упо­ва­ние на Бо­га. Ве­ру­ем Ему, что Он упо­ва­ю­щих на Него не по­сра­мит, но по­даст нам дол­го­тер­пе­ние со из­бав­ле­ни­ем к про­слав­ле­нию Свя­то­го Име­ни Сво­е­го. Так и Вы воз­ло­жи­те все упо­ва­ние на Бо­га, и Той тя пре­пи­та­ет и спа­сет ду­шу твою. Про­слав­ляй Гос­по­да и тво­ри за­по­ве­ди Его и спа­сешь­ся… Не бой­ся ни­че­го: ку­да бы Вас ни по­гна­ли, вез­де Гос­подь и лю­ди Его. Аще име­ешь ум — ура­зу­ме­ешь. От жиз­ни на­шей совре­мен­ной сколь­ко стра­да­ют, сколь­ко сле­зы про­ли­ва­ют. И да­же кто не хри­сти­а­нин. Нас же, хри­сти­ан, ли­ша­ют все­го — жиз­ни, но не бой­ся, ма­лое ста­до, ибо Гос­подь бла­го­во­лил дать нам Цар­ство Небес­ное!.. Пре­тер­пев­ший до кон­ца той спа­сет­ся. Ра­дуй­тесь о Гос­по­де…»
13 июля 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли иеро­мо­на­ха Вар­фо­ло­мея. На до­про­се его спра­ши­ва­ли и об этом пись­ме, най­ден­ном ими во вре­мя обыс­ка, упре­кая в том, что он в пись­ме воз­во­дит кле­ве­ту на со­вет­скую власть. Отец Вар­фо­ло­мей не со­гла­сил­ся с тем, что в пись­ме со­дер­жит­ся кле­ве­та на власть, за­явив, что все на­пи­сан­ное есть су­щая прав­да и ни­че­го бо­лее.
10 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вар­фо­ло­мея к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Вар­фо­ло­мей (Рат­ных) был рас­стре­лян 10 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Мученица Ольга Евдокимова.
Му­че­ни­ца Оль­га (Оль­га Ва­си­льев­на Ев­до­ки­мо­ва) ро­ди­лась 11 июля 1896 го­да в се­ле Но­во-Рож­де­ствен­ское Ра­мен­ской во­ло­сти Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Отец Оль­ги ра­бо­тал лес­ни­ком в име­нии по­ме­щи­ка Ильи­на. Оль­га окон­чи­ла сель­скую шко­лу и вы­шла за­муж за кре­стья­ни­на Пет­ра Мат­ве­е­ви­ча Ев­до­ки­мо­ва; во вре­мя вой­ны 1905 го­да он был при­зван в ар­мию, по­сле вой­ны стал ра­бо­тать на фаб­ри­ке в Ра­мен­ском, а с 1914 го­да страж­ни­ком в се­ле Мих­не­во; он умер в 1921 го­ду, и Оль­га оста­лась с дву­мя детьми. Она с дет­ства бы­ла при­хо­жан­кой хра­ма Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Но­во-Рож­де­ствен­ском и при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие во всех со­бы­ти­ях, ко­то­рые ка­са­лись хра­ма.
По­сле то­го как храм в 1937 го­ду был за­крыт, Оль­га Ва­си­льев­на бы­ла 4 сен­тяб­ря 1937 го­да аре­сто­ва­на вме­сте со свя­щен­ни­ка­ми, пса­лом­щи­ком и ста­ро­стой хра­ма, за­клю­че­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­ше­на.
— Дай­те по­дроб­ные по­ка­за­ния о ва­ших свя­зях с цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми при­хо­да.
— Моя связь с цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми вы­ра­жа­лась на поч­ве ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний и цер­ков­ных об­ря­дов, то есть я ак­тив­но по­се­ща­ла цер­ковь, при­ни­ма­ла у се­бя на квар­ти­ре свя­щен­ни­ков и счи­таю цер­ков­но­слу­жи­те­лей сво­и­ми ду­хов­ны­ми на­став­ни­ка­ми, с ка­ко­вы­ми свя­зи до сих пор не те­ряю.
— Дай­те по­дроб­ные по­ка­за­ния о ва­ших контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­кри­ках по адре­су пред­ста­ви­те­лей со­вет­ской вла­сти в тол­пе цер­ков­ни­ков.
— Я го­во­ри­ла, что цер­ковь не нуж­но да­вать за­кры­вать, а нуж­но вы­брать че­ло­ве­ка и по­слать с хо­да­тай­ством в Моск­ву, чтобы цер­ковь оста­вить за на­ми. Кро­ме то­го, го­во­ри­ла, что вот, го­во­рят, сво­бо­да, а тут опять нас при­тес­ня­ют, а при­тес­ня­ет нас, ве­ру­ю­щих, на­ша сель­ская власть.
— Кто под­учил вас вы­рвать у цер­ков­ной ста­ро­сты клю­чи и пе­ре­дать их Ко­пей­ки­ной, при­гро­зив ей клю­чи от церк­ви пред­ста­ви­те­лям вла­сти не да­вать?
— Клю­чи у цер­ков­ной ста­ро­сты я не вы­ры­ва­ла, а толь­ко ска­за­ла, что клю­чи здесь ни при чем, — по­ве­сят пе­чать или за­кро­ют дру­гим зам­ком, и на­ши клю­чи оста­нут­ся ни при чем.
— Кто вну­шал вам стать на путь от­кры­той ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции с при­зы­вом борь­бы про­тив со­вет­ской вла­сти от­но­си­тель­но ре­ше­ний со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства за­крыть цер­ковь?
— Это мне ни­кто не вну­шал, я са­ма со­зна­тель­но ста­ла на этот враж­деб­ный путь, по­то­му что со­вет­ское пра­ви­тель­ство невер­но по­сту­пи­ло, за­крыв цер­ковь в на­шем се­ле.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Оль­гу Ва­си­льев­ну к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Оль­га Ва­си­льев­на Ев­до­ки­мо­ва скон­ча­лась в за­клю­че­нии 10 фев­ра­ля 1938 го­да (через несколько месяцев) и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Исповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит.
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Леон­тий ро­дил­ся 20 мар­та 1884 го­да в по­са­де Тар­но­град Бел­го­рай­ско­го уез­да Люб­лин­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье Фо­мы и Ека­те­ри­ны Ста­се­ви­чей и в кре­ще­нии был на­ре­чен Львом. У ро­ди­те­лей он был един­ствен­ным ре­бен­ком, и ро­дил­ся, ко­гда от­цу бы­ло со­рок че­ты­ре го­да, а ма­те­ри трид­цать два. Дет­ство Лев про­вел до­ма, ра­бо­тая вме­сте с ро­ди­те­ля­ми в кре­стьян­ском хо­зяй­стве. Он вспо­ми­нал впо­след­ствии, что ро­ди­тель­ский дом ча­сто по­се­ща­ли стран­ни­ки, ко­то­рых отец при­гла­шал но­че­вать. В бла­го­дар­ность за предо­став­лен­ный при­ют они пе­ли ду­хов­ные сти­хи, по­вест­ву­ю­щие о свя­тых угод­ни­ках Бо­жи­их, о Свя­той зем­ле и свя­тых оби­те­лях, сти­хи, ко­то­рые зва­ли про­стую ду­шу слу­ша­те­ля к выс­ше­му ду­хов­но­му по­дви­гу.
Окон­чив двух­класс­ное учи­ли­ще и че­ты­рех­класс­ную про­гим­на­зию в се­ле За­мо­стье, Лев по­сту­пил ра­бо­тать пи­са­рем в Тар­но-град­ский суд; в это вре­мя ему ис­пол­ни­лось пят­на­дцать лет. Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, по­лу­чен­ное в бла­го­че­сти­вой се­мье, зло ми­ра и стра­да­ния лю­дей от это­го зла — то, что он уви­дел, при­сут­ствуя на за­се­да­ни­ях су­да, — все вме­сте скло­ни­ло его к луч­ше­му вы­бо­ру — слу­же­нию цер­ков­но­му. Окон­чив Холм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Лев Фо­мич в 1910 го­ду по­сту­пил в Яб­ло­чин­ский Онуф­ри­ев­ский мо­на­стырь.
Ис­то­рия этой оби­те­ли пред­став­ля­ет со­бой од­ну из слав­ней­ших стра­ниц цер­ков­ной ис­то­рии. Это был един­ствен­ный мо­на­стырь в за­пад­но­рус­ских зем­лях, ко­то­рый не при­нял ни ка­то­ли­циз­ма, ни унии. Он со­хра­нил у се­бя древ­ние свя­ты­ни, та­кие как чу­до­твор­ная ико­на пре­по­доб­но­го Онуф­рия Ве­ли­ко­го. Мо­на­стырь из­дав­на сла­вил­ся как мис­си­о­нер­ский центр пра­во­сла­вия. На пре­столь­ный празд­ник, па­мять пре­по­доб­но­го Онуф­рия, в оби­тель схо­ди­лось до две­на­дца­ти ты­сяч че­ло­век. Для то­го, чтобы вме­стить та­кое чис­ло лю­дей, в 1908 го­ду был по­стро­ен храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­сто­я­щий по­чти из од­но­го ал­та­ря. Две­ри хра­ма вы­хо­ди­ли на боль­шую по­ля­ну пе­ред хра­мом; во вре­мя бо­го­слу­же­ния они от­кры­ва­лись, и хра­мом ста­но­ви­лась вся окру­жа­ю­щая мест­ность.
В 1912 го­ду на­сто­я­тель мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Се­ра­фим (Ост­ро­умов) по­стриг по­слуш­ни­ка Льва в ман­тию с име­нем Леон­тий, в честь Леон­тия, свя­ти­те­ля Ро­стов­ско­го, и в том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. В 1913 го­ду иеро­ди­а­кон Леон­тий был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-leontij-stasevich-mihajlovskij

☦️
Икона Богородицы То́темская-Суморинская
Го­род Тотьма на­хо­дит­ся в Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Не­да­ле­ко от не­го в XVI ве­ке под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, про­зван­ный, по ме­сту сво­их по­дви­гов, То­тем­ским. Жи­те­ли г. Тотьмы от­но­си­лись с бла­го­го­ве­ни­ем к это­му свя­то­му стар­цу и по­мо­га­ли ему сво­и­ми сред­ства­ми. Ко­гда прп. Фе­о­до­сий ре­шил по­ст­ро­ить мо­на­стырь, они на­пи­са­ли к ца­рю Ио­ан­ну Гроз­но­му че­ло­бит­ную о том, что­бы стар­цу Фе­о­до­сию бы­ло раз­ре­ше­но по­ст­ро­ить мо­на­стырь в их го­ро­де. Прось­ба их бы­ла удо­вле­тво­ре­на: Ро­стов­ский ар­хи­епи­скоп Ни­кандр в 1554-м го­ду вы­дал пре­по­доб­но­му Фе­о­до­сию гра­мо­ту на по­ст­ро­е­ние хра­ма и все по­треб­ное для освя­ще­ния его. В то же вре­мя игу­мен Спа­со-При­луц­ко­го мо­на­сты­ря бла­го­сло­вил прп. Фе­о­до­сия ико­ной Бо­го­ма­те­ри на успеш­ное устрой­ство но­вой оби­те­ли. С этой ико­ной св. ста­рец и явил­ся в Тотьму.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-totemskaja-sumorinskaja


Жития
Писание