☀️ неподвижный годовой круг:
• 4 февраля (22 января)
• ап. от 70-ти Тимофея Ефесского (ок. 96)
• прмч. Анаста́сия Пе́рсянина (628)
• сщмчч. Мануи́ла, Георгия, Петра, Леонтия (Лео́на), Сиония, Гавриила, Иоанна, Лео́нта, Паро́да, и мчч. 377-ми (ок. 817)
• прмч. Анастасия Печерского, диакона (XII)
• прп. Макария Жабынского (1623)
• сщмчч. Иоанна (Успенского), Евфимия (Тихонравова) (1938)


☦️
Апостол от 70-ти Тимофе́й Ефесский, епископ.
Свя­той апо­стол Ти­мо­фей про­ис­хо­дил из ли­ка­он­ско­го го­ро­да Ли­ст­ры в Ма­лой Азии. Он был об­ра­щен ко Хри­сту в 52 го­ду свя­тым апо­сто­лом Пав­лом († ок. 67; па­мять 29 июня). Ко­гда апо­сто­лы Па­вел и Вар­на­ва по­се­ти­ли впер­вые ли­ка­он­ские го­ро­да, апо­стол Па­вел в Ли­ст­ре ис­це­лил хро­мо­го от рож­де­ния, и мно­гие жи­те­ли го­ро­да уве­ро­ва­ли во Хри­ста, сре­ди них были и бу­ду­щий апо­стол, юно­ша Ти­мо­фей, его мать Ев­ни­ка и баб­ка Ло­и­да (Деян.14:6-12; 2Тим.1:5). Се­ме­на ве­ры, по­се­ян­ные апо­сто­лом Пав­лом в ду­ше свя­то­го Ти­мо­фея, при­нес­ли обиль­ный плод. Он стал рев­ност­ным уче­ни­ком апо­сто­ла, а впо­след­ствии его неот­луч­ным спут­ни­ком и со­труд­ни­ком в про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Апо­стол Па­вел лю­бил свя­то­го Ти­мо­фея и на­зы­вал его в По­сла­ни­ях сво­им воз­люб­лен­ным сы­ном, с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­ная его вер­ность и пре­дан­ность. Он пи­сал Ти­мо­фею: «Ты по­сле­до­вал мне в уче­нии, жи­тии, рас­по­ло­же­нии, ве­ре, ве­ли­ко­ду­шии, люб­ви, тер­пе­нии, в го­не­ни­ях, стра­да­ни­ях…» (2Тим.3:10-11). В 65 го­ду апо­стол Па­вел ру­ко­по­ло­жил апо­сто­ла Ти­мо­фея во епи­ско­па Ефес­ской Церк­ви, ко­то­рой свя­той Ти­мо­фей управ­лял 15 лет. Свя­той апо­стол Па­вел, на­хо­дясь в Ри­ме в тем­ни­це и зная, что ему пред­сто­ит му­че­ни­че­ский по­двиг, вы­звал к се­бе вер­но­го уче­ни­ка и дру­га апо­сто­ла Ти­мо­фея на по­след­нее сви­да­ние (2Тим.4:9).
Свя­той Ти­мо­фей за­кон­чил жизнь му­че­ни­че­ски. В Ефе­се языч­ни­ки со­вер­ша­ли празд­ник в честь идо­лов и но­си­ли их по го­ро­ду, со­про­вож­дая нече­сти­вы­ми об­ря­да­ми и пес­ня­ми. Свя­той епи­скоп Ти­мо­фей, рев­нуя о Сла­ве Бо­жи­ей, ста­рал­ся оста­нав­ли­вать и вра­зум­лять ослеп­лен­ных идо­ло­по­клон­ством лю­дей, про­по­ве­дуя им ис­тин­ную ве­ру во Хри­ста. Языч­ни­ки в озлоб­ле­нии бро­си­лись на свя­то­го апо­сто­ла, би­ли его, вла­чи­ли по зем­ле и, на­ко­нец, по­би­ли кам­ня­ми. Му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста свя­той апо­стол Ти­мо­фей вос­при­нял в 80-м го­ду. В IV ве­ке свя­тые мо­щи апо­сто­ла Ти­мо­фея бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ца­рь­град и по­ло­же­ны в хра­ме Свя­тых Апо­сто­лов. Свя­тая Цер­ковь чтит свя­то­го Ти­мо­фея в чис­ле 70-ти апо­сто­лов.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/28
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/74

☦️
Преподобномученик Анаста́сий Пе́рсянин.
Преподобномученик Анаста́сий ро­дил­ся в Пер­сии. Отец его Вав был ма­гом, зна­ме­ни­тым учи­те­лем ча­ро­дей­ства, ко­то­рый обу­чил и сы­на сво­е­го. Ана­ста­сий, слу­жа во­и­ном у пер­сид­ско­го ца­ря Хоз­роя, услы­шал о Жи­во­тво­ря­щем Кре­сте Гос­под­нем, мол­ва о сла­ве и мо­гу­ще­стве ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лась по всей Пер­сии. Крест­ное дре­во изум­ля­ло необыч­ны­ми чу­де­са­ми, так что мно­гие го­во­ри­ли: «Бог Хри­сти­ан­ский при­шел в Пер­сию».
Про­слы­шав об этом, юно­ша стал рас­спра­ши­вать о зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, и его серд­ца кос­ну­лась бла­го­дать Бо­жия, а в ду­ше за­теп­лил­ся огонь ве­ры. Ко­гда он был по­слан на вой­ну в Гре­цию, то, дой­дя до г. Хал­ки­до­на, остал­ся жить у пер­са-хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый на­ста­вил его в ис­тин­ной ве­ре. При­дя в Иеру­са­лим, он при­нял Кре­ще­ние и по­сту­пил в мо­на­стырь, где под­ви­зал­ся, укра­шая се­бя сми­рен­но­муд­ри­ем, кро­то­стью и тру­до­лю­би­ем. По­сле се­ми лет пре­бы­ва­ния в мо­на­сты­ре, в ка­нун празд­ни­ка Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, ему бы­ло от­кры­то, что его ожи­да­ет му­че­ни­че­ская кон­чи­на за Хри­ста.
При­дя в Ке­са­рию, св. Ана­ста­сий был схва­чен во­и­на­ми, при­няв­ши­ми его за ла­зут­чи­ка. На су­де пе­ред ха­ном Мар­за­ва­ном он ис­по­ве­до­вал се­бя хри­сти­а­ни­ном, за что был за­ко­ван в же­лез­ные це­пи и от­ве­ден на ка­ме­но­тес­ные ра­бо­ты. Ви­дя, что нель­зя по­ко­ле­бать му­че­ни­ка, его пре­да­ли же­сто­ким му­че­ни­ям вме­сте с 70 уз­ни­ка­ми, сре­ди ко­то­рых бы­ло мно­го хри­сти­ан. Все они бы­ли уду­ше­ны на бе­ре­гу ре­ки. Го­ло­ву св. Ана­ста­сия от­ре­за­ли и при­нес­ли ца­рю, а те­ло бро­си­ли псам, но ни один не при­кос­нул­ся к нему. Инок, по­слан­ный из Иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря, где под­ви­зал­ся св. Ана­ста­сий, под­ку­пил стра­жу и по­хо­ро­нил му­че­ни­ка. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­то­го по­сле­до­ва­ла в 628 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/75

☦️
Священномученики Мануи́л, епископ, Гео́ргий, епископ, Петр, епископ, Лео́нтий (Лео́н), епископ, Сио́ний, пресвитер, Гаврии́л, пресвитер, Иоа́нн, пресвитер, Лео́нт, пресвитер, Паро́д, пресвитер.
Священномученики Мануи́л, Гео́ргий, Петр, Лео́нтий (Лео́н), епископы, Сио́ний, Гаврии́л, Иоа́нн, Лео́нт, Паро́д, пресвитеры, и прочие 377 мучеников с ними. Сии свя­тые му­че­ни­ки про­ис­хо­ди­ли из раз­ных об­ла­стей Рим­ской им­пе­рии и жи­ли в Адри­а­но­по­ле при им­пе­ра­то­ре Льве Ар­мя­нине. В то вре­мя бол­гар­ский царь Крум опу­сто­шил Фра­кию и Ма­ке­до­нию и по­до­шел к са­мо­му Кон­стан­ти­но­по­лю, за­тем по­сле трех­ме­сяч­ной оса­ды овла­дел Адри­а­но­по­лем и взял в плен всех его жи­те­лей, уцелев­ших от из­би­е­ния, до со­ро­ка ты­сяч че­ло­век; в чис­ле них был и мест­ный епи­скоп, ко­то­ро­го языч­ник царь при­ка­зал стрем­глав бро­сить на зем­лю и рас­топ­тать.
Крум по­гиб злой смер­тью; пре­ем­ник его Ду­кум умер вско­ре по­сле него, и над бол­га­ра­ми во­ца­рил­ся Ди­ценг, вла­сти­тель гроз­ный и бес­че­ло­веч­ный. Он при­ка­зал рас­пи­лить на­двое епи­ско­па Адри­а­но­поль­ско­го Ма­ну­и­ла и от­ру­бить до плеч ру­ки свя­ти­те­ля, по­сле че­го свя­щен­ные его остан­ки бро­ше­ны бы­ли на съе­де­ние псам. Гнев Бо­жий по­ра­зил из­вер­га сле­по­той, и вско­ре Ди­ценг был убит сво­и­ми под­дан­ны­ми. Ему на­сле­до­вал Мур­та­гон, ко­то­рый стал же­сто­ко пре­сле­до­вать хри­сти­ан, не по­ви­но­вав­ших­ся его по­ве­ле­нию – от­речь­ся от Хри­ста; вер­ных ра­бов Хри­сто­вых он то­мил в тем­ни­це, ис­тя­зал пыт­ка­ми и пре­да­вал смер­ти в бес­че­ло­веч­ных му­че­ни­ях. Свя­тых епи­ско­пов Ге­ор­гия Де­вельт­ско­го и Пет­ра, утвер­ждав­ших свою паст­ву в Хри­сто­вой ве­ре, му­чи­тель пре­дал же­сто­чай­шим па­лоч­ным уда­рам и по­том от­сек ме­чом чест­ные их гла­вы; той же каз­ни вме­сте со свя­ти­те­ля­ми под­верг­лись семь хри­сти­ан; усе­че­ны ме­чом и хри­сти­ан­ские во­е­во­ды Иоанн и Леонт; свя­то­му Леон­тию-скоп­цу, епи­ско­пу Ни­кей­ско­му, языч­ни­ки прон­зи­ли чре­во ме­чом; от ме­ча же при­я­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну Гав­ри­ил и Си­о­ний; Па­род, бла­го­го­вей­ней­ший пре­сви­тер, по­бит кам­ня­ми.
Мно­го и дру­гих вер­ных ра­бов Хри­сто­вых бы­ло из­би­то и за­клю­че­но в тем­ни­цы в это вре­мя. И не толь­ко сви­ре­пый Мур­та­гон, но и его пре­ем­ни­ки на бол­гар­ском пре­сто­ле же­сто­ко пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан, ко­то­рые раз­лич­ны­ми ис­тя­за­ни­я­ми и му­чи­тель­ной смер­тью стя­жа­ли се­бе веч­ное цар­ство.

☦️
Преподобномученик Анаста́сий Печерский, диакон.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­ста­сий, диа­кон Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах в XII ве­ке. Иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский на­зы­ва­ет его бра­том пре­по­доб­но­го Ти­та пре­сви­те­ра († не ра­нее 1190; па­мять 27 фев­ра­ля/12 мар­та). В ру­ко­пис­ных свят­цах он на­зы­ва­ет­ся диа­ко­ном. В служ­бе Со­бо­ру от­цов Ближ­них пе­щер о пре­по­доб­но­му­че­ни­ке Ана­ста­сии го­во­рит­ся, что он имел та­кое дерз­но­ве­ние к Бо­гу, что по­лу­чал всё про­си­мое.

☦️
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах.
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах. Под­ви­зал­ся в на­ча­ле XVII ве­ка, из­брав для ино­че­ских по­дви­гов ра­зо­рен­ную в то вре­мя ли­тов­ца­ми Жа­бын­скую пу­стынь. Про­во­дя дни и но­чи в непре­стан­ных тру­дах и за­бо­тах по вос­ста­нов­ле­нию оби­те­ли, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­брал в ско­ром вре­ме­ни бра­тию и ос­но­вал мо­на­стырь, где стал игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в непре­рыв­ной борь­бе с ис­ку­ше­ни­я­ми от диа­во­ла и пло­ти, пре­по­доб­ный по­да­вал бра­тии при­мер для под­ра­жа­ния. В кон­це жиз­ни, при­няв схи­му, ста­рец все­це­ло по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу, про­во­дя вре­мя в ум­ной мо­лит­ве и ду­хов­ных по­дви­гах.
Гос­подь бла­го­сло­вил ве­ли­кие тру­ды и по­дви­ги сво­е­го угод­ни­ка, про­сла­вив его при жиз­ни и по­сле смер­ти да­ром чу­до­тво­ре­ния. Од­на­жды ста­рец, бу­дучи в ле­су, по­мо­лив­шись, уда­рил по­со­хом по зем­ле, и тотчас же на этом ме­сте за­бил ис­точ­ник во­ды.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий на 84 го­ду жиз­ни в 1623 г. и был по­гре­бен вбли­зи мо­на­стыр­ско­го хра­ма. Мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний со­вер­ши­лось от мо­щей свя­то­го.

У одной женщины опасно заболел мальчик. У него образовалась водянка головы: голова мальчика сделалась огромной по размеру; стала какой-то прозрачной, страшной. Горько плакала мать, когда врачи отказались помочь больному; по совету некоторых благочестивых жителей города Белева она отправилась пешком в Жабынскую пустынь. Горячо молилась несчастная женщина преподобному Макарию в церкви и на кладезе, где он подвизался. С надеждой после того она возвратилась домой. Пришла – и вдруг ее встречает сын вполне здоровым: водянка исчезла и голова приняла обычный здоровый вид; ему стало лучше в то самое время, когда его мать молила о помощи преподобного. Мать сначала была поражена до испуга, затем поспешила вместе с мальчиком в Жабынскую пустынь, чтобы на этот раз уже со слезами радости и словами благодарности поклониться преподобному.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-zhabynskij

☦️
Священномученик Иоа́нн Успенский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 30 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле Боль­шие Со­ли Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Успен­ско­го. Иван Алек­сан­дро­вич окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1890 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а уже в пе­ри­од на­чав­ших­ся по­сле боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции го­не­ний — в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в Вве­ден­ской церк­ви в се­ле Вве­ден­ском Ки­не­шем­ско­го рай­о­на Ива­нов­ской об­ла­сти.
По­сле на­ча­ла в 1937 го­ду бес­по­щад­ных го­не­ний вла­сти аре­сто­ва­ли по­чти всех свя­щен­ни­ков, мно­гих цер­ков­ных ста­рост, чле­нов цер­ков­ных два­дца­ток и наи­бо­лее ак­тив­ных ми­рян. 1 но­яб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Ки­неш­ме свя­щен­ник Иоанн Успен­ский, трое ми­рян и свя­щен­ник из се­ла Пеш­ко­во; в си­лу то­го, что они бы­ли друг с дру­гом зна­ко­мы, со­труд­ни­ки НКВД ре­ши­ли объ­еди­нить их де­ла в од­но де­ло.
В тот же день на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые про­дол­жа­лись непре­рыв­но в те­че­ние несколь­ких дней.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­пов­ско-ку­лац­кой груп­пы, рас­ска­жи­те след­ствию о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от от­ца Иоан­на.
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­пов­ско-ку­лац­кой груп­пы я не яв­лял­ся, контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствию до­сто­вер­но из­вест­но, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ным к су­ще­ству­ю­ще­му строю, сре­ди сво­е­го окру­же­ния ве­ли си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти. След­ствие тре­бу­ет дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил.
— Вы по­ка­зы­ва­е­те ложь, след­ствие име­ет до­ста­точ­но фак­тов, под­твер­жден­ных сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, о том, что вы про­во­ди­ли ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. По­ка­зы­вай­те прав­ду!
— По­вто­ряю, что ни­где и ни­ко­гда ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.
— По­па Ни­ко­лая Ле­бе­де­ва вы зна­е­те?
— Да, Ле­бе­де­ва я знаю хо­ро­шо, по­след­ний слу­жит в Успен­ской церк­ви се­ла Пеш­ко­во.
— А быв­ше­го ку­ла­ка Пет­ра Пис­ку­но­ва вы так­же хо­ро­шо зна­е­те?
— Пис­ку­но­ва я так­же знаю хо­ро­шо, по­след­ний был цер­ков­ным ста­ро­стой в Вве­ден­ской церк­ви по ав­густ ме­сяц.
— Рас­ска­жи­те, что вам из­вест­но об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции Ни­ко­лая Ле­бе­де­ва и Пет­ра Пис­ку­но­ва.
— Об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции Ле­бе­де­ва и Пис­ку­но­ва мне не из­вест­но.
— Вы по­ка­зы­ва­е­те ложь, след­ствие пре­ду­пре­жда­ет, ва­ше за­пи­ра­тель­ство ни к че­му не при­ве­дет. Пред­ла­га­ем рас­ска­зать по­дроб­но о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— По­вто­ряю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не про­во­дил и ви­нов­ным в этом се­бя не при­знаю.
— Вам за­чи­ты­ва­ет­ся вы­держ­ка из по­ка­за­ний сви­де­те­ля о ва­шей ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де. Эти по­ка­за­ния вы под­твер­жда­е­те?
— За­чи­тан­ную вы­держ­ку из по­ка­за­ний сви­де­те­ля я от­ри­цаю.
— Зна­чит, вы не хо­ти­те по­ка­зы­вать прав­ду о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти?
— Я по­ка­зы­ваю толь­ко прав­ду, дру­гих по­ка­за­ний дать не мо­гу, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил.
— След­ствию из­вест­но, что в ав­гу­сте се­го го­да в цер­ков­ной сто­рож­ке Вве­ден­ской церк­ви ва­ми бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но ан­ти­со­вет­ское сбо­ри­ще цер­ков­ни­ков, на ко­то­ром вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ни­ще­те и го­ло­де в СССР. Дай­те об этом по­ка­за­ния.
— В ав­гу­сте се­го го­да в цер­ков­ной сто­рож­ке Вве­ден­ской церк­ви ни­ка­ко­го сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков ор­га­ни­зо­ва­но не бы­ло и контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не про­во­дил.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет кон­крет­ны­ми фак­та­ми о том, что вы, бу­дучи зна­ко­мы с по­пом Успен­ской церк­ви Ни­ко­ла­ем Ле­бе­де­вым и быв­шим ку­ла­ком Пис­ку­но­вым, име­ли меж­ду со­бою тес­ную связь, пе­ри­о­ди­че­ски встре­ча­лись и друг дру­га по­се­ща­ли, сов­мест­но устра­и­ва­ли ан­ти­со­вет­ские сбо­ри­ща, на ко­то­рые при­вле­ка­ли кол­хоз­ни­ков и сре­ди по­след­них ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— С ука­зан­ны­ми вы­ше ли­ца­ми я дей­стви­тель­но зна­ком, меж­ду со­бою мы име­ли близ­кую связь и пе­ри­о­ди­че­ски встре­ча­лись и друг дру­га по­се­ща­ли, но неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ не устра­и­ва­ли, кол­хоз­ни­ков не при­вле­ка­ли и сре­ди по­след­них контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не ве­ли.
— Несмот­ря на ряд име­ю­щих­ся фак­тов, под­твер­жден­ных сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, о том, что вы яв­ля­лись ак­тив­ным участ­ни­ком неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ цер­ков­ни­ков, устра­и­ва­е­мых в до­ме по­па Ле­бе­де­ва и в цер­ков­ной сто­рож­ке, вы до сих пор не хо­ти­те при­знать­ся в этом. На од­ном из та­ких сбо­рищ в ав­гу­сте се­го го­да в при­сут­ствии по­па Ле­бе­де­ва вы ве­ли ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Это вы под­твер­жда­е­те?
— Я под­твер­ждаю толь­ко то, что в ав­гу­сте се­го го­да в до­ме Ле­бе­де­ва я дей­стви­тель­но был, ак­тив­ным же участ­ни­ком неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ я не яв­лял­ся и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не про­во­дил.
— Вы лже­те, в ав­гу­сте се­го го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник по­сле цер­ков­ной служ­бы, так­же в цер­ков­ной сто­рож­ке, ва­ми бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но пья­ное сбо­ри­ще цер­ков­ни­ков, на ко­то­ром вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи и ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. По­ка­зы­вай­те прав­ду!
— За­яв­ляю, что в ав­гу­сте се­го го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник в цер­ков­ной сто­рож­ке пья­но­го сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков мною ор­га­ни­зо­ва­но не бы­ло, про­во­ка­ци­он­ных слу­хов я не рас­про­стра­нял и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел.
— Вы на­ме­ре­ны по­ка­зы­вать прав­ду?
— Да, я по­ка­зы­ваю толь­ко прав­ду, дру­гих ка­ких-ли­бо по­ка­за­ний дать не мо­гу, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел.
8 но­яб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла всех об­ви­ня­е­мых по это­му де­лу к рас­стре­лу, а от­ца Иоан­на — к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Но со­труд­ни­ки НКВД не бы­ли удо­вле­тво­ре­ны та­ким ис­хо­дом де­ла, и в тюрь­ме про­тив свя­щен­ни­ка бы­ло на­ча­то но­вое след­ствие. Свя­щен­ник был об­ви­нен в том, что, на­хо­дясь в ка­ме­ре, вел сре­ди за­клю­чен­ных ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Лже­сви­де­те­ля­ми вы­сту­пи­ли на­хо­див­ши­е­ся в ка­ме­ре осве­до­ми­те­ли. Бу­дучи до­про­шен, отец Иоанн ви­нов­ным се­бя не при­знал. 3 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Успен­ский был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 4 фев­ра­ля 1938 го­да, и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Евфи́мий Тихонравов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­фи­мий ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1881 го­да в го­ро­де Шуе Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. По неко­то­рым сви­де­тель­ствам, его отец, Сер­гей Ти­хо­нра­вов, был свя­щен­ни­ком. Ев­фи­мий Сер­ге­е­вич окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. Же­нив­шись на Та­тьяне Алек­сан­дровне Спе­ран­ской, до­че­ри пса­лом­щи­ка Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма се­ла До­ро­ни­но, он в 1904 го­ду пе­ре­ехал жить в это се­ло. С это­го вре­ме­ни он стал слу­жить по­но­ма­рем в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме и, как мно­гие цер­ков­но­слу­жи­те­ли то­го вре­ме­ни, за­ра­ба­ты­вал на жизнь кре­стьян­ским тру­дом. У Ев­фи­мия Сер­ге­е­ви­ча и Та­тья­ны Алек­сан­дров­ны ро­ди­лось трое де­тей.
В 1917 го­ду в Рос­сии уста­но­ви­лась без­бож­ная власть, ко­то­рая сра­зу же на­ча­ла го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Мест­ные вла­сти в До­ро­ни­но бы­ли жест­ко, непри­ми­ри­мо на­стро­е­ны к Церк­ви и при­гро­зи­ли слу­жив­ше­му здесь свя­щен­ни­ку, что ес­ли он не пе­ре­станет слу­жить, то все его иму­ще­ство бу­дет кон­фис­ко­ва­но. У него бы­ла боль­шая се­мья, де­ти, и ра­ди них свя­щен­ник оста­вил храм. Епар­хи­аль­ный ар­хи­ерей на­пра­вил в До­ро­ни­но дру­го­го свя­щен­ни­ка, но и он про­слу­жил здесь недол­го, так как вла­сти и к нему при­сту­пи­ли с угро­за­ми. При­ход сно­ва остал­ся без свя­щен­ни­ка, и Ев­фи­мий Сер­ге­е­вич, со­бо­лез­нуя остав­шим­ся без пас­ты­ря ве­ру­ю­щим, по­дал про­ше­ние ар­хи­ерею о ру­ко­по­ло­же­нии в сан свя­щен­ни­ка. Здо­ро­вья он был от рож­де­ния сла­бо­го, и неко­то­рые из род­ствен­ни­ков от­го­ва­ри­ва­ли его: «Та­кое вре­мя, все от­ка­зы­ва­ют­ся, пря­чут­ся, а ты хо­чешь ру­ко­по­ла­гать­ся!» Но он был ре­ши­те­лен в сво­ем на­ме­ре­нии, и в 1933 го­ду его ру­ко­по­ло­жи­ли к Пре­об­ра­жен­ско­му хра­му в се­ле До­ро­ни­но. Же­на свя­щен­ни­ка са­ма пек­ла просфо­ры до­ма, но в 1935 го­ду она тя­же­ло за­бо­ле­ла, ослеп­ла и в том же го­ду умер­ла. Вме­сто Та­тья­ны Алек­сан­дров­ны от­цу Ев­фи­мию ста­ла по­мо­гать его млад­шая дочь, Ан­то­ни­на; она пек­ла просфо­ры и то­пи­ла в хра­ме пе­чи, дру­гие де­ти еще рань­ше уеха­ли из се­ла и жи­ли от­дель­но.
Мно­гие жи­те­ли се­ла, бу­дучи крайне враж­деб­но на­стро­е­ны к Церк­ви, тре­бо­ва­ли за­кры­тия хра­ма. Ко­гда отец Ев­фи­мий про­хо­дил по ули­це, то ему вслед ча­сто нес­лись ру­га­тель­ства и смех. В 1935 го­ду отец Ев­фи­мий не смог упла­тить на­зна­чен­ных ему вла­стя­ми на­ло­гов. За неупла­ту его иму­ще­ство бы­ло кон­фис­ко­ва­но, а храм за­крыт. По­сле за­кры­тия хра­ма без­бож­ни­ки ста­ли его разо­рять, вы­но­ся ико­ны и уни­что­жая их. Один из та­ких без­бож­ни­ков, вы­тас­ки­вая ико­ны, бро­сал их на зем­лю и с оже­сто­че­ни­ем одер­жи­мо­го топ­тал. Впо­след­ствии он от­мо­ро­зил ру­ки и ступ­ни ног и ли­шил­ся воз­мож­но­сти дви­гать­ся; у его сы­на, ко­то­рый ро­дил­ся вско­ре по­сле ко­щун­ства, ру­ки и но­ги бы­ли от рож­де­ния ка­леч­ны­ми. Мест­ные вла­сти устро­и­ли в хра­ме сна­ча­ла склад для зер­на, за­тем — ко­нюш­ню, а по­сле пре­вра­ти­ли по­ме­ще­ние хра­ма в склад для удоб­ре­ний и этим по­чти раз­ру­ши­ли зда­ние.
По­сле за­кры­тия хра­ма отец Ев­фи­мий еще неко­то­рое вре­мя про­жил в се­ле, со­вер­шая по прось­бе ве­ру­ю­щих тре­бы. Жить ста­но­ви­лось ему все труд­нее, и он пе­ре­ехал в Ива­но­во, где устро­ил­ся ра­бо­тать сто­ро­жем в од­ном из ле­чеб­ных учре­жде­ний, но так же как и рань­ше со­вер­шал тре­бы по прось­бам ве­ру­ю­щих. По­се­лил­ся он в так на­зы­ва­е­мом ра­бо­чем по­сел­ке, где сни­мал убо­гий угол, лишь бы пе­ре­но­че­вать. Ком­на­ты здесь сда­ва­лись всем, кто ни про­сил­ся; лю­ди, со­вер­шен­но друг дру­гу незна­ко­мые, спа­ли в од­ной ком­на­те на по­лу. Через неко­то­рое вре­мя узна­ли, что отец Ев­фи­мий — свя­щен­ник, и в раз­гар са­мых сви­ре­пых го­не­ний на Цер­ковь до­нес­ли, что в до­ме «неле­галь­но» про­жи­ва­ет свя­щен­ник. 1 ян­ва­ря 1938 го­да отец Ев­фи­мий был аре­сто­ван и за­клю­чен в ива­нов­скую тюрь­му. Через несколь­ко дней он был до­про­шен.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник неле­галь­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы за­штат­но­го ду­хо­вен­ства, про­во­див­шей ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди сво­е­го окру­же­ния. При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Не при­знаю се­бя ви­нов­ным, так как ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел и чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной под­поль­ной ор­га­ни­за­ции за­штат­но­го ду­хо­вен­ства не со­сто­ял, — от­ве­тил отец Ев­фи­мий.
По­сле это­го бы­ли до­про­ше­ны лже­сви­де­те­ли, и в первую оче­редь хо­зяй­ка квар­ти­ры, где сни­мал угол свя­щен­ник. Она по­ка­за­ла: «Ти­хо­нра­вов си­сте­ма­ти­че­ски на про­тя­же­нии все­го 1937 го­да в мо­ем при­сут­ствии до­пус­кал контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские вы­па­ды по адре­су со­вет­ской вла­сти… В сен­тяб­ре 1937 го­да, вы­ра­жая недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью, за­явил: “Жить ста­ло невоз­мож­но, нас, слу­жи­те­лей… об­ла­га­ют непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми… Это де­ла­ют с це­лью уни­что­же­ния ре­ли­гии и нас, ду­хо­вен­ства”. При­по­ми­наю ряд слу­ча­ев, ко­гда Ти­хо­нра­вов в мо­ем при­сут­ствии рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы экс­плу­а­та­ции за­клю­чен­ных в со­вет­ских тюрь­мах и конц­ла­ге­рях».
Дру­гой лже­сви­де­тель ска­зал: «В но­яб­ре 1937 го­да в бе­се­де со мной о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет он го­во­рил: “Те­перь про­ис­хо­дит под­го­тов­ка к вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет, но что это за вы­бо­ры, ко­гда на­зна­ча­ют сво­их кан­ди­да­тов? Это всё те же вы­бо­ры, что бы­ли рань­ше; кто им не очень люб, то­го они уби­ра­ют ку­да сле­ду­ет, по­сы­ла­ют стро­ить ка­на­лы, а по­том эти­ми ка­на­ла­ми и хва­ста­ют­ся. А что, са­ми они эти ка­на­лы вы­стро­и­ли? Ведь это сде­ла­но ру­ка­ми за­клю­чен­ных. Это ра­бо­та не луч­ше еги­пет­ской ка­тор­ги”».
3 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ев­фи­мия к рас­стре­лу. На сле­ду­ю­щий день по­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра сле­до­ва­тель вновь до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— Вам предъ­яв­ля­ет­ся об­ви­не­ние в том, что вы на про­тя­же­нии дли­тель­но­го пе­ри­о­да вре­ме­ни сре­ди сво­е­го окру­же­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, так как ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­лом, что вы в сен­тяб­ре 1937 го­да до­пус­ка­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские вы­па­ды о Со­вет­ском Со­ю­зе, кол­хо­зах и по­ло­же­нии кол­хоз­ни­ков. При­зна­е­те вы это?
— Нет, не при­знаю и све­де­ния, ко­то­ры­ми след­ствие рас­по­ла­га­ет, я счи­таю лож­ны­ми.
В тот же день, 4 фев­ра­ля 1938 го­да, ко­гда про­из­ве­ден был этот до­прос, свя­щен­ник Ев­фи­мий Ти­хо­нра­вов был рас­стре­лян в го­ро­де Ива­но­ве и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.


Жития
Писание