☀️ неподвижный годовой круг:
• 2 февраля (20 января)
• мчч. И́нны, Пи́нны, Ри́ммы (I–II)
• мчч. Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия, Васили́да (303)
• прп. Евфи́мия Великого (473)
• прп. Лаврентия Печерского, затворника (XIII–XIV)
• прп. Евфимия Печерского, схимника (XIV)
• прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465)
• исп. Евфимия (Кереселидзе) (1944)
• сщмч. Павла (Добромыслова) (1940)


☦️
Мученики И́нна, Пи́нна и Ри́мма.
Свя­тые му­че­ни­ки Ин­на, Пин­на и Рим­ма – ро­дом сла­вяне, из се­вер­ной Ски­фии, уче­ни­ки свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Они учи­ли о име­ни Хри­сто­вом и кре­сти­ли мно­гих вар­ва­ров, об­ра­тив их к пра­вой ве­ре. За это бы­ли схва­че­ны мест­ным кня­зем, ко­то­рый хо­тел бы­ло обо­льстить их раз­лич­ны­ми со­блаз­на­ми и лест­ны­ми обе­ща­ни­я­ми, но они не скло­ни­лись на пред­ло­жен­ные им по­че­сти и за свою твер­дость ве­ры во Хри­ста бы­ли би­ты без по­ща­ды. В то вре­мя сто­я­ла су­ро­вая зи­ма и ре­ки за­мерз­ли на­столь­ко, что их мог­ли пе­ре­хо­дить по льду не толь­ко лю­ди, но и ко­ни с во­за­ми. Князь при­ка­зал по­ста­вить в лед боль­шие брев­на и при­вя­зать к ним свя­тых, по­сте­пен­но опус­кая их в сту­де­ную во­ду. Ко­гда лед до­шел до шеи свя­тых, они, из­му­чен­ные страш­ной сту­жей, пре­да­ли Гос­по­ду свои бла­жен­ные ду­ши.
В древ­нем сла­вян­ском ме­ся­це­сло­ве по­вест­ву­ет­ся, что неко­то­рые хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли то­гда те­ла их, но по­том епи­скоп Гед­ца вы­нул их из мо­ги­лы и, взяв на пле­чи свои, по­ло­жил в сво­ей церк­ви. Спу­стя семь лет по­сле кон­чи­ны сво­ей свя­тые му­че­ни­ки яви­лись том же епи­ско­пу и по­ве­ле­ли ему пе­ре­не­сти мо­щи их в ме­стеч­ко, на­зы­ва­е­мое Аликс, в су­хое при­ста­ни­ще. (Аликс есть ны­неш­няя Алуш­та, на­хо­дя­ща­я­ся на бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря, на се­ве­ро-во­сток от Ял­ты. «Су­хое при­ста­ни­ще» озна­ча­ет мор­скую при­стань).

☦️
Мученики Васс, Евсе́вий, Евти́хий и Васили́д.
Свя­тые му­че­ни­ки Васс, Ев­се­вий, Ев­ти­хий и Ва­си­лид бы­ли при­двор­ны­ми им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Им при­шлось стать сви­де­те­ля­ми стра­да­ний Ни­ко­ми­дий­ско­го епи­ско­па Фе­о­пемп­та (па­мять 5 ян­ва­ря) за ве­ру во Хри­ста, и они, са­ми уве­ро­вав, при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. За это бы­ли под­верг­ну­ты му­че­ни­ям и пре­да­ны смер­ти. <..> По­стра­да­ли свя­тые му­че­ни­ки в 303 го­ду.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/68

☦️
Преподобный Евфи́мий Великий, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Ве­ли­кий про­ис­хо­дил из го­ро­да Ме­ли­ти­ны в Ар­ме­нии, близ ре­ки Ев­фрат. Ро­ди­те­ли его, Па­вел и Ди­о­ни­сия, знат­ные лю­ди, бы­ли бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми. Дол­гое вре­мя они не име­ли де­тей и, на­ко­нец, по усерд­ным мо­лит­вам, у них ро­дил­ся сын, по­яв­ле­нию на свет ко­то­ро­го пред­ше­ство­ва­ло Бо­же­ствен­ное ви­де­ние, пред­ве­щав­шее мла­ден­цу ве­ли­кое бу­ду­щее.
Отец пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия вско­ре умер, и мать, ис­пол­няя обет по­свя­тить сы­на Бо­гу, от­да­ла его на вос­пи­та­ние сво­е­му бра­ту, пре­сви­те­ру Ев­док­сию. Тот пред­ста­вил от­ро­ка епи­ско­пу Ме­ли­тин­ской церк­ви От­рию, ко­то­рый с лю­бо­вью при­нял на се­бя за­бо­ты о нем. Ви­дя его доб­рое по­ве­де­ние, епи­скоп вско­ре по­ста­вил его чте­цом. За­тем свя­той Ев­фи­мий при­нял мо­на­ше­ство и был по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра. Од­новре­мен­но ему бы­ло по­ру­че­но управ­ле­ние все­ми го­род­ски­ми мо­на­сты­ря­ми. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ча­сто по­се­щал мо­на­стырь свя­то­го По­ли­евк­та, а в дни Ве­ли­ко­го по­ста уда­лял­ся в пу­сты­ню. Долж­ность упра­ви­те­ля мо­на­сты­рей тя­го­ти­ла по­движ­ни­ка, ис­кав­ше­го без­мол­вия, и он на 30-м го­ду сво­ей жиз­ни тай­но ушел из го­ро­да и на­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где, по­кло­нив­шись свя­тым ме­стам, уда­лил­ся в Фа­ран­скую Лав­ру. Там, най­дя вне мо­на­сты­ря уеди­нен­ную пу­стую хи­жи­ну, по­се­лил­ся в ней, до­бы­вая про­пи­та­ние пле­те­ни­ем кор­зин. Непо­да­ле­ку под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Фео­к­тист. Оба име­ли од­но стрем­ле­ние к Бо­гу, од­ну во­лю, од­ну цель. Обыч­но по­сле празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния они уда­ля­лись в Ку­тил­лий­скую пу­сты­ню (неда­ле­ко от Иери­хо­на). Од­на­жды же оста­лись там, из­брав в го­рах труд­но­про­хо­ди­мое ме­сто, и по­се­ли­лись в пе­ще­ре. Ско­ро, од­на­ко, Гос­подь от­крыл их уеди­не­ние для поль­зы мно­гих лю­дей: пас­ту­хи, пе­ре­го­няя свои ста­да, на­шли их пе­ще­ру и рас­ска­за­ли в се­ле­нии. К от­шель­ни­кам на­ча­ли сте­кать­ся лю­ди, ис­кав­шие ду­хов­ной поль­зы. По­сте­пен­но воз­ник­ло мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие, несколь­ко ино­ков при­шло из Фа­ран­ской оби­те­ли, сре­ди них Ма­рин и Лу­ка. Управ­лять воз­ник­шим мо­на­сты­рем пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­ру­чил сво­е­му дру­гу Фео­к­ти­сту, а сам стал ду­хов­ни­ком бра­тии. Он на­став­лял свою бра­тию: «Знай­те, что же­ла­ю­щим про­во­дить ино­че­скую жизнь сле­ду­ет не иметь сво­ей во­ли, все­гда на­хо­дить­ся в по­слу­ша­нии и сми­ре­нии, а в уме иметь па­мять смерт­ную, бо­ять­ся Су­да и ог­ня веч­но­го и же­лать Цар­ства Небес­но­го».
Юным ино­кам пре­по­доб­ный за­по­ве­до­вал с внут­рен­ним бо­го­мыс­ли­ем со­еди­нять те­лес­ный труд. «Ес­ли ми­ряне, – го­во­рил он, – мно­го тру­дят­ся, чтобы про­кор­мить се­бя и свою се­мью и, кро­ме то­го, да­ют ми­ло­сты­ню и при­но­сят жерт­вы Бо­гу, тем бо­лее мы, ино­ки, долж­ны тру­дить­ся, чтобы из­бе­жать празд­но­сти и не кор­мить­ся чу­жи­ми тру­да­ми». Ав­ва тре­бо­вал, чтобы ино­ки хра­ни­ли мол­ча­ние в церк­ви во вре­мя бо­го­слу­же­ния и на тра­пе­зе. Мо­ло­дым ино­кам, же­лав­шим по­стить­ся бо­лее дру­гих бра­тий, он не поз­во­лял сле­до­вать сво­ей во­ле, но на­став­лял их вку­шать об­щую пи­щу на тра­пе­зе с воз­дер­жа­ни­ем, не пре­сы­ща­ясь.
В те го­ды пре­по­доб­ный Ев­фи­мий об­ра­тил и кре­стил мно­гих ара­бов, сре­ди ко­то­рых был во­е­на­чаль­ник Ас­пе­вет с сы­ном Те­ре­во­ном, ко­то­ро­го пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ис­це­лил от бо­лез­ни. Ас­пе­вет по­лу­чил в Кре­ще­нии имя Петр и впо­след­ствии был епи­ско­пом сре­ди ара­бов.
Сла­ва о чу­де­сах, со­вер­ша­е­мых пре­по­доб­ным Ев­фи­ми­ем, быст­ро рас­про­стра­ня­лась. Ото­всю­ду ста­ли сте­кать­ся лю­ди, при­во­дя с со­бою боль­ных, по­лу­чав­ших ис­це­ле­ние. Бу­дучи не в си­лах сно­сить люд­скую мол­ву и сла­ву, пре­по­доб­ный тай­но ушел из мо­на­сты­ря, взяв с со­бой толь­ко бли­жай­ше­го уче­ни­ка До­ме­ти­а­на. Он уда­лил­ся в пу­сты­ню Ру­ва и по­се­лил­ся на вы­со­кой го­ре Мар­да, око­ло Мерт­во­го мо­ря. В по­ис­ках уеди­не­ния пре­по­доб­ный углу­бил­ся в пу­сты­ню Зиф и по­се­лил­ся в пе­ще­ре, в ко­то­рой неко­гда скры­вал­ся свя­той царь Да­вид от пре­сле­до­ва­ний ца­ря Са­у­ла. Там пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ос­но­вал мо­на­стырь, а в са­мой пе­ще­ре Да­ви­до­вой устро­ил цер­ковь. В то вре­мя пре­по­доб­ный Ев­фи­мий от­вра­тил мно­гих ино­ков-пу­стын­ни­ков от ма­ни­хей­ской ере­си, тво­рил чу­де­са, ис­це­лял боль­ных и одер­жи­мых бе­са­ми.
При­хо­див­шие к свя­то­му по­се­ти­те­ли на­ру­ша­ли по­кой пу­стын­ни­ка, лю­бив­ше­го без­мол­вие, и он ре­шил вер­нуть­ся в остав­лен­ный им мо­на­стырь свя­то­го Фео­к­ти­ста. По до­ро­ге пре­по­доб­ный об­лю­бо­вал уеди­нен­ное ме­сто на го­ре и оста­но­вил­ся на нем. Там впо­след­ствии бы­ло по­гре­бе­но его свя­тое те­ло.
Бла­жен­ный Фео­к­тист с бра­ти­ей вы­шел на­встре­чу пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию и мо­лил его вер­нуть­ся в мо­на­стырь, но пре­по­доб­ный не со­гла­сил­ся. Од­на­ко он обе­щал при­хо­дить в оби­тель по вос­крес­ным дням на об­щее бо­го­слу­же­ние.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий не хо­тел ни иметь ко­го-ли­бо по­бли­зо­сти, ни устра­и­вать ки­но­вию или Лав­ру, но Гос­подь в ви­де­нии по­ве­лел ему не от­го­нять при­хо­дя­щих к нему ра­ди спа­се­ния ду­ши. Через неко­то­рое вре­мя око­ло него опять со­бра­лись бра­тия, и он устро­ил Лав­ру по об­раз­цу Фа­ран­ской Лав­ры. В 429 го­ду, ко­гда пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию бы­ло 52 го­да, Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Юве­на­лий освя­тил Лавр­скую цер­ковь и по­ста­вил оби­те­ли пре­сви­те­ров и диа­ко­нов.
Лав­ра вна­ча­ле бы­ла бед­на, но пре­по­доб­ный твер­до упо­вал на Бо­га, мо­гу­ще­го нис­по­слать лю­дям всё необ­хо­ди­мое. Од­на­жды в Лав­ру при­шло око­ло 400 че­ло­век пут­ни­ков – ар­мян из Иеру­са­ли­ма, ко­то­рые бы­ли го­лод­ны. Уви­дев это, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий при­звал эко­но­ма и ве­лел ему на­кор­мить стран­ни­ков. Эко­ном от­ве­тил, что в мо­на­сты­ре нет та­ко­го ко­ли­че­ства пи­щи. Пре­по­доб­ный, од­на­ко же, на­ста­и­вал. При­дя в по­ме­ще­ние для хра­не­ния хле­ба, эко­ном на­шел в нем мно­же­ство хле­бов. То же про­изо­шло с ви­ном и еле­ем. Пут­ни­ки ели во сла­ву Бо­жию, на­сы­ти­лись, и по­сле это­го остал­ся еще трех­ме­сяч­ный за­пас пи­щи для бра­тии. Так Гос­подь со­тво­рил чу­до по ве­ре свя­то­го Ев­фи­мия.
Од­на­жды один из ино­ков от­ка­зал­ся ис­пол­нить на­зна­чен­ное ему по­слу­ша­ние. Несмот­ря на то, что пре­по­доб­ный, при­звав его, убеж­дал по­ви­но­вать­ся, инок упор­ство­вал. То­гда пре­по­доб­ный гром­ко вос­клик­нул: «Уви­дишь, что бы­ва­ет на­гра­дой за непо­ви­но­ве­ние!» Инок упал на зем­лю в при­пад­ке бес­но­ва­ния. Бра­тия ста­ла про­сить за него ав­ву, и то­гда пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ис­це­лил непо­кор­но­го, ко­то­рый, при­дя в се­бя, про­сил про­ще­ния и обе­щал ис­пра­вить­ся. «По­слу­ша­ние, – ска­зал свя­той Ев­фи­мий, – ве­ли­кая доб­ро­де­тель. Гос­подь лю­бит по­слу­ша­ние боль­ше жерт­вы, а непо­слу­ша­ние при­во­дит к смер­ти».
Два бра­та в оби­те­ли свя­то­го Ев­фи­мия тя­го­ти­лись су­ро­вым об­ра­зом жиз­ни и за­ду­ма­ли бе­жать. Про­ви­дя ду­хом их на­ме­ре­ние, пре­по­доб­ный при­звал их и дол­го убеж­дал оста­вить па­губ­ное на­ме­ре­ние. Он го­во­рил: «Не сле­ду­ет слу­шать мыс­лей, все­ля­ю­щих пе­чаль и нена­висть к ме­сту, в ко­то­ром жи­вем, и вну­ша­ю­щих же­ла­ние пе­рей­ти на дру­гое ме­сто. Пусть инок не ду­ма­ет, что, пе­рей­дя в дру­гое ме­сто, он до­стигнет че­го-ли­бо хо­ро­ше­го, так как доб­рое де­ло до­сти­га­ет­ся не ме­стом, а твер­дой во­лей и ве­рою. И де­ре­во, ко­то­рое пе­ре­са­жи­ва­ют ча­сто на дру­гое ме­сто, не при­но­сит пло­дов».
В 431 го­ду в Ефе­се со­сто­ял­ся III Все­лен­ский Со­бор, на­прав­лен­ный про­тив ере­си Несто­рия. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ра­до­вал­ся утвер­жде­нию пра­во­сла­вия и скор­бел об ар­хи­епи­ско­пе Ан­тио­хий­ском Иоанне, ко­то­рый, бу­дучи пра­во­слав­ным, за­щи­щал Несто­рия.
В 451 го­ду в Хал­ки­доне со­сто­ял­ся IV Все­лен­ский Со­бор про­тив ере­си Ди­о­ско­ра, ко­то­рый, в про­ти­во­по­лож­ность Несто­рию, утвер­ждал, что в Гос­по­де Иису­се Хри­сте од­но лишь есте­ство – Бо­же­ское, по­гло­тив­шее в во­пло­ще­нии есте­ство че­ло­ве­че­ское (так на­зы­ва­е­мая ересь мо­но­фи­зи­тов).
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий при­нял ис­по­ве­да­ние Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра и при­знал его пра­во­слав­ным. Весть об этом быст­ро рас­про­стра­ни­лась сре­ди ино­ков и пу­стын­ни­ков, и мно­гие из них, ра­нее непра­во ве­ро­вав­шие, по при­ме­ру свя­то­го Ев­фи­мия при­ня­ли ис­по­ве­да­ние Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра.
За свою по­движ­ни­че­скую жизнь и твер­дое ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ной ве­ры свя­той Ев­фи­мий по­лу­чил на­име­но­ва­ние Ве­ли­ко­го. Тя­го­тясь об­ще­ни­ем с ми­ром, свя­той ав­ва уда­лил­ся на вре­мя во внут­рен­нюю пу­сты­ню. По­сле его воз­вра­ще­ния в Лав­ру неко­то­рые из бра­тии ви­де­ли, что, ко­гда он со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, огонь схо­дил с небес и окру­жал свя­то­го. Сам же пре­по­доб­ный от­крыл несколь­ким ино­кам, что ча­сто ви­дел Ан­ге­ла, со­вер­ша­ю­ще­го вме­сте с ним свя­тую ли­тур­гию. Пре­по­доб­ный имел дар про­зор­ли­во­сти, ви­дел внут­рен­ние дви­же­ния ду­ха и узна­вал че­ло­ве­че­ские по­мыш­ле­ния. Ко­гда ино­ки при­ча­ща­лись Свя­тых Тайн, пре­по­доб­но­му бы­ло от­кры­то – кто при­сту­па­ет до­стой­но, а кто во осуж­де­ние се­бе.
Ко­гда пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию бы­ло 82 го­да, к нему при­шел бла­жен­ный Сав­ва (бу­ду­щий Сав­ва Освя­щен­ный, па­мять 5 де­каб­ря), то­гда еще юно­ша. Ста­рец при­нял его с лю­бо­вью и по­слал в мо­на­стырь к пре­по­доб­но­му Фео­к­ти­сту. Он пред­ска­зал, что инок Сав­ва про­си­я­ет в ино­че­ском жи­тии.
Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 90 лет, его спо­движ­ник и друг пре­по­доб­ный Фео­к­тист тя­же­ло за­бо­лел. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­шел на­ве­стить дру­га и остал­ся в мо­на­сты­ре, про­стил­ся с ним, при­сут­ство­вал при кон­чине. Пре­дав те­ло по­гре­бе­нию, он воз­вра­тил­ся в Лав­ру.
Вре­мя пре­став­ле­ния бы­ло от­кры­то пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию по осо­бой ми­ло­сти Бо­жи­ей. В день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, 17 ян­ва­ря, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий бла­го­сло­вил со­вер­шить все­нощ­ное бде­ние и, со­звав пре­сви­те­ров к ал­та­рю, ска­зал им, что боль­ше уже не со­вер­шит с ни­ми ни од­но­го бде­ния, по­то­му что Гос­подь при­зы­ва­ет его от вре­мен­ной жиз­ни. Все ис­пол­ни­лись ве­ли­кой пе­ча­ли, а пре­по­доб­ный по­ве­лел бра­тии утром со­брать­ся у него. Он стал по­учать бра­тию: «Ес­ли лю­би­те ме­ня, со­блю­дай­те мои за­по­ве­ди, при­об­ре­тай­те лю­бовь, ко­то­рая есть со­юз со­вер­шен­ства. Ни­ка­кая доб­ро­де­тель невоз­мож­на без люб­ви и сми­ре­ния. Сам Гос­подь ра­ди люб­ви к нам сми­рил­ся и стал че­ло­ве­ком, как и мы. Мы долж­ны по­это­му непре­стан­но вос­сы­лать Ему хва­лы, осо­бен­но мы, от­рек­ши­е­ся от мя­теж­но­го ми­ра. Цер­ков­ных служб ни­ко­гда не остав­ляй­те, пре­да­ния и уста­вы мо­на­стыр­ские тща­тель­но со­хра­няй­те. Ес­ли кто из бра­тии бо­рет­ся с нечи­сты­ми по­мыс­ла­ми, – непре­стан­но на­став­ляй­те, по­учай­те, чтобы дья­вол не увлек бра­та в па­де­ние.
При­со­еди­няю так­же и дру­гую за­по­ведь: пусть во­ро­та оби­те­ли ни­ко­гда не бу­дут за­пер­ты для стран­ни­ков и всё, что име­е­те, пред­ла­гай­те нуж­да­ю­щим­ся, бед­ству­ю­щим же в на­па­стях по си­ле по­мо­гай­те». За­тем, дав на­став­ле­ния от­но­си­тель­но ру­ко­вод­ства бра­ти­ей, пре­по­доб­ный обе­щал пре­бы­вать ду­хом со все­ми, же­ла­ю­щи­ми нести по­дви­ги в его оби­те­ли до скон­ча­ния ве­ка.
От­пу­стив всех, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий оста­вил око­ло се­бя од­но­го уче­ни­ка До­ме­ти­а­на и, про­быв с ним внут­ри ал­та­ря 3 дня, скон­чал­ся 20 ян­ва­ря в 473 го­ду в воз­расте 97-ми лет.
На по­гре­бе­ние свя­то­го ав­вы немед­лен­но стек­лись во мно­же­стве ино­ки мо­на­сты­рей и пу­стынь, сре­ди ко­то­рых был свя­той Ге­ра­сим. При­был так­же пат­ри­арх Ана­ста­сий с кли­ром, нит­рий­ские ино­ки Мар­ти­рий и Илия, ко­то­рые впо­след­ствии бы­ли Иеру­са­лим­ски­ми пат­ри­ар­ха­ми, о чем им пред­ска­зы­вал пре­по­доб­ный Ев­фи­мий.
Бла­жен­ный До­ме­ти­ан не от­хо­дил от гро­ба учи­те­ля 6 су­ток. На 7-й день он уви­дел сво­е­го ав­ву, ра­дост­но воз­ве­стив­ше­го лю­би­мо­му уче­ни­ку: «Гря­ди, ча­до, к уго­то­ван­но­му те­бе по­кою, ибо я умо­лил Вла­ды­ку Хри­ста, чтобы ты был со мною». По­ве­дав бра­тии о ви­де­нии, свя­той До­ме­ти­ан при­шел в цер­ковь и в ра­до­сти пре­дал дух свой Гос­по­ду. Он был по­гре­бен ря­дом со свя­тым Ев­фи­ми­ем. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го на­хо­ди­лись в его мо­на­сты­ре в Па­ле­стине, в XII ве­ке их ви­дел рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/67

☦️
Преподобный Лавре́нтий Печерский, затворник.
Преподобный Лавре́нтий под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в ХIII–ХIV вв. Нес труд­ный по­двиг за­твор­ни­че­ства, упраж­ня­ясь в по­сте, мо­лит­ве и бо­го­мыс­лии. Мо­щи пре­по­доб­но­го Лав­рен­тия по­чи­ва­ют в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах.

☦️
Преподобный Евфи́мий Печерский.
Иерос­хи­мо­нах, под­ви­зал­ся в XIV ве­ке в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Он на­ло­жил на се­бя обет без­мол­вия, от­кры­вая уста толь­ко для бо­го­слу­же­ния и мо­лит­вы. Так­же ни­ка­кой пи­щи, при­го­тов­ля­е­мой на огне, свя­той не вку­шал, а до­воль­ство­вал­ся тра­ва­ми.
По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов мир­но скон­чал­ся и был по­гре­бен в Даль­ней, Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

☦️
Преподобный Евфи́мий Сянжемский, Вологодский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий и его уче­ник пре­по­доб­ный Ха­ри­тон под­ви­за­лись на ре­ке Сян­же­ме в кон­це XV – на­ча­ле XVI в. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий при­шел в Спа­со­ка­мен­ный мо­на­стырь из Во­ло­ко­лам­ских пре­де­лов. Дол­гое вре­мя он про­хо­дил по­слу­ша­ния в мо­на­сты­ре, а за­тем по­се­лил­ся на во­сточ­ном бе­ре­гу Ку­бен­ско­го озе­ра близ устья ре­ки Ку­шты. Там, сре­ди непро­хо­ди­мых бо­лот и дре­му­чей ча­щи, свя­той по­стро­ил неболь­шую кел­лию, в ко­то­рой под­ви­зал­ся в пол­ном оди­но­че­стве. Через неко­то­рое вре­мя к нему при­шел пре­по­доб­ный Алек­сандр Кушт­ский († 1439; па­мять 9 июня), оста­вив­ший, как и он, Ка­мен­ный мо­на­стырь и по­се­лив­ший­ся пер­во­на­чаль­но на ре­ке Сян­же­ме. Пре­по­доб­ный Алек­сандр упро­сил пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия об­ме­нять­ся кел­ли­я­ми, так как ис­кал ме­ста со­вер­шен­но без­молв­но­го.
Пе­рей­дя на ре­ку Сян­же­му, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий не стал от­ка­зы­вать мест­ным жи­те­лям в ду­хов­ных бе­се­дах и на­став­ле­ни­ях. Ту­да к нему при­шел и пре­по­доб­ный Ха­ри­тон.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­стро­ил цер­ковь в честь Воз­не­се­ния Хри­сто­ва и устро­ил при ней мо­на­стырь. В Ро­сто­ве при свя­ти­те­ле ар­хи­епи­ско­пе Ди­о­ни­сии (1418–1425) он по­лу­чил раз­ре­ше­ние на стро­и­тель­ство и, оче­вид­но, то­гда же по­лу­чил сан свя­щен­ни­ка и был по­став­лен игу­ме­ном устро­ен­ной оби­те­ли.
Оба пре­по­доб­ных бы­ли при­ме­ром для бра­тии и в мо­лит­ве, и во всех стро­и­тель­ных и хо­зяй­ствен­ных ра­бо­тах. Они до­воль­ство­ва­лись та­кой пи­щей и одеж­дой, ко­то­рую да­же бра­тия счи­та­ли негод­ной. В хра­ме пре­по­доб­ный Ев­фи­мий сто­ял со стра­хом и тре­пе­том, и бра­тия ча­сто ви­де­ли на его ли­це сле­зы уми­ле­ния. За­ни­ма­ясь ру­ко­де­ли­ем, пре­по­доб­ный все­гда пел псал­мы. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ев­фи­мий око­ло 1465 го­да, день кон­чи­ны неиз­ве­стен.
Его пре­ем­ни­ком по игу­мен­ству стал его лю­би­мый уче­ник – пре­по­доб­ный Ха­ри­тон. Бо­лее 40 лет он про­дол­жал тру­ды в оби­те­ли и скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 11 ап­ре­ля 1509 го­да. Оба пре­по­доб­ных бы­ли по­гре­бе­ны в Воз­не­сен­ской церк­ви.

☦️
Исповедник Евфи́мий (Кереселидзе), игумен.
Ро­дил­ся в де­ревне Са­ме­ли, рай­он Ра­ча в 1865 го­ду у бла­го­че­сти­вых су­пру­гов Со­ло­мо­на и Мар­ты Ке­ре­се­лид­зе.
При рож­де­нии его на­зва­ли Ев­ста­том. По­сле окон­ча­ния цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы пят­на­дца­ти­лет­ний Ев­стат от­пра­вил­ся в Ку­та­и­си, по­том в Тби­ли­си в по­ис­ках ра­бо­ты.
Вме­сте с ещё од­ним бла­го­че­сти­вым юно­шей Ев­стат ор­га­ни­зо­вал в Тби­ли­си нечто вро­де бо­го­слов­ско­го книж­но­го клу­ба. Глав­ной це­лью их на­чи­на­ния бы­ло стрем­ле­ние луч­ше по­нять древ­ние цер­ков­ные рас­пе­вы и рас­про­стра­не­ние зна­ний об этой древ­ней цер­ков­ной тра­ди­ции сре­ди ши­ро­кой пуб­ли­ки, а так­же укреп­ле­ние пра­во­слав­ной ве­ры сре­ди гру­зин­ско­го на­ро­да.
В 1890-х го­дах при ак­тив­ной по­мо­щи пра­вед­но­го Илии кру­жок при­об­рёл пе­чат­ные стан­ки. В по­сле­ду­ю­щие 25 лет чле­ны круж­ка с рев­но­стью из­да­ва­ли бо­го­слов­ские тек­сты и бес­плат­но рас­про­стра­ня­ли их в на­ро­де. Через неко­то­рое вре­мя Ев­стат ре­шил при­нять тя­же­лое бре­мя мо­на­ше­ства, к ко­то­ро­му он го­то­вил се­бя с юно­сти. Его ду­хов­ный отец пре­по­доб­ный Алек­сий (Шу­ша­ния) одоб­рил его ре­ше­ние.
В 1912 го­ду по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Име­ре­тин­ско­го Ге­ор­гия (Ала­да­шви­ли) Ев­стат на­чал под­ви­зать­ся в ка­че­стве по­слуш­ни­ка в мо­на­сты­ре Ге­ла­ти.
23 де­каб­ря 1912 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство игу­ме­ном Ан­фи­мом с име­нем Ев­фи­мий – в честь свя­то­го Ев­фи­мия Афон­ско­го.
В мае 1913 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, в 1917 го­ду – в свя­щен­ни­че­ский сан тем же епи­ско­пом Ге­ор­ги­ем.
В 1921 го­ду ком­му­ни­сты за­хва­ти­ли власть в Ку­та­и­си. Они по­счи­та­ли пре­по­доб­но­го небла­го­на­деж­ным и аре­сто­ва­ли его. Осво­бож­дён за недо­ста­точ­но­стью улик. В это без­бож­ное вре­мя для кли­ри­ков и мо­на­хов мо­на­сты­ря Ге­ла­ти каж­дый день про­хо­дил в ожи­да­нии по­ру­га­ния и при­тес­не­ний. Но, несмот­ря ни на что, стой­кий отец Ев­фи­мий про­дол­жал свои тру­ды по со­би­ра­нию древ­них пес­но­пе­ний. Им бы­ло най­де­но свы­ше сот­ни древ­них пес­но­пе­ний для по­сле­ду­ю­щей пуб­ли­ка­ции в за­пад­ной нот­ной тран­скрип­ции.
В 1924 го­ду ком­му­ни­сты раз­ру­ши­ли со­бор ца­ря Да­ви­да Стро­и­те­ля в Ку­та­и­си, рас­стре­ля­ли мит­ро­по­ли­та Ку­та­ис­ско­го На­за­рия и слу­жив­ших с ним кли­ри­ков – пре­сле­до­ва­ния ве­ру­ю­щих уже­сто­чи­лись.
Отец Ев­фи­мий ре­шил по­ки­нуть мо­на­стырь Ге­ла­ти и, взяв с со­бой ру­ко­пи­си, с ко­то­ры­ми он ра­бо­тал, от­пра­вил­ся в бо­лее без­опас­ное ме­сто. То­гда на до­ро­ге, вед­шей из Ку­та­и­си в Тби­ли­си, бы­ли уби­ты ты­ся­чи пу­те­ше­ствен­ни­ков, но отец Ев­фи­мий успеш­но до­брал­ся до Мц­хе­ты и при­вёз це­лую по­воз­ку ру­ко­пи­сей. Ма­ну­скрип­ты бы­ли по­ме­ще­ны на хра­не­ние в со­бор Све­ти­ц­хо­ве­ли, а отец Ев­фи­мий на­зна­чен на­сто­я­те­лем это­го хра­ма. В это смут­ное вре­мя отец Ев­фи­мий про­дол­жал свою ра­бо­ту (по изу­че­нию древ­них ру­ко­пи­сей и пе­ре­во­ду пес­но­пе­ний с древ­ней невмен­ной но­та­ции в совре­мен­ную нот­ную). При этом пре­по­доб­ный нёс слу­же­ние ду­хов­ни­ка мо­на­хинь мо­на­сты­ря Сам­тав­ро, рас­по­ло­жен­но­го неда­ле­ко от Све­ти­ц­хо­ве­ли.
В 1929 го­ду отец Ев­фи­мий был пе­ре­ве­ден в мо­на­стырь Зе­да­зе­ни за пре­де­ла­ми Мц­хе­ты. Он пе­ре­вез древ­ние ру­ко­пи­си в свой но­вый дом, вло­жил их в ме­тал­ли­че­ские фу­тля­ры и за­ко­пал в зем­лю. Шесть лет спу­стя, в но­яб­ре 1935 го­да, он пе­ре­дал трид­цать че­ты­ре сбор­ни­ка, вклю­ча­ю­щие 5532 пес­но­пе­ния и несколь­ко бо­го­слов­ских ру­ко­пи­сей, в Гру­зин­ский на­цио­наль­ный му­зей.
Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны жизнь в гру­зин­ских мо­на­сты­рях бы­ла осо­бен­но труд­ной. Од­на­жды на­сто­я­тель мо­на­сты­ря Зе­да­зе­ни ар­хи­манд­рит Ми­ха­ил (Ман­дария), от­пра­вив­ший­ся в Са­гу­ра­мо за про­ви­зи­ей для мо­на­сты­ря, не успел вер­нуть­ся до на­ступ­ле­ния ко­мен­дант­ско­го ча­са и был за­стре­лен ком­му­ни­ста­ми. Немно­го поз­же мо­ло­до­го мо­на­ха мо­на­сты­ря, Пар­фе­ния (Арт­си­а­у­ри), аре­сто­ва­ли по лож­но­му об­ви­не­нию, а ста­рец Сав­ва (Пу­ла­ри­а­ни) пре­ста­вил­ся. Так отец Ев­фи­мий остал­ся един­ствен­ным мо­на­хом в мо­на­сты­ре. Его ду­хов­ные де­ти, мо­на­хи­ни мо­на­сты­ря Сам­тав­ро, за­бо­ти­лись о нём, уже ста­ри­ке.
Зи­мой 1944 го­да мо­на­хи­ня Зо­иль (Два­ли­шви­ли) и несколь­ко се­стер на­пра­ви­лись в Зе­да­зе­ни, чтобы на­ве­стить стар­ца. Они на­шли его ле­жа­щим в из­не­мо­же­нии на кро­ва­ти. Спу­стя неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный пре­дал свою ду­шу в ру­ки Гос­по­да.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий был мо­на­хом-ас­ке­том и уче­ным, ко­то­рый непре­стан­но мо­лил­ся, с са­мой юно­сти был об­раз­цом це­ло­муд­рия, сми­ре­ния и тер­пе­ния. Древ­няя шко­ла гру­зин­ских рас­пе­вов во мно­гом со­хра­ни­лась бла­го­да­ря бес­страш­ным тру­дам игу­ме­на Ев­фи­мия.
Отец Ев­фи­мий был по­хо­ро­нен во дво­ре мо­на­сты­ря Зе­да­зе­ни, неда­ле­ко от ал­та­ря. Часть его бо­га­той биб­лио­те­ки бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Сам­тав­ро. Неко­то­рые из ру­ко­пи­сей, соб­ствен­но­руч­но им на­пи­сан­ные, – пе­ре­вод древ­них на­пе­вов в но­то­ли­ней­ную но­та­цию, до сих пор на­хо­дят­ся там.

☦️
Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 17 июня 1877 го­да в се­ле По­ля­ны Ря­зан­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Гри­горь­е­ви­ча Доб­ро­мыс­ло­ва. По окон­ча­нии Ря­зан­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Па­вел в 1891 го­ду по­сту­пил в Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а в 1897 го­ду — в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. В 1901 го­ду Па­вел Ни­ко­ла­е­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и же­нил­ся на Клав­дии Алек­се­евне Шу­ва­ло­вой, до­че­ри управ­ля­ю­ще­го име­ни­ем по­ме­щи­ка Сал­ты­ко­ва; впо­след­ствии у них ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей.
1 ок­тяб­ря 1901 го­да епи­скоп Ря­зан­ский и За­рай­ский По­ли­евкт (Пяс­ков­ский) ру­ко­по­ло­жил Пав­ла Ни­ко­ла­е­ви­ча во свя­щен­ни­ка к Ста­ро-Ям­ской Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в го­ро­де Ря­за­ни.

С 1902-го по 1906 год отец Па­вел со­сто­ял пре­по­да­ва­те­лем Ря­зан­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща. С 1906-го по 1910 год он был чле­ном Ря­зан­ско­го епар­хи­аль­но­го мис­си­о­нер­ско­го ко­ми­те­та. С 1910-го по 1912 год отец Па­вел ис­пол­нял обя­зан­но­сти за­ко­но­учи­те­ля в Ря­зан­ской муж­ской част­ной гим­на­зии. С 1911-го по 1914 год был за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ря­зан­ской Ма­ри­ин­ской жен­ской гим­на­зии. В 1912 го­ду свя­щен­ник был чле­ном Ря­зан­ско­го от­де­ле­ния Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та. В 1913 го­ду отец Па­вел был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
В 1914 го­ду отец Па­вел был на­зна­чен свя­щен­ни­ком к Скор­бя­щен­ской церк­ви в бо­га­дельне име­ни Му­ром­це­вой в Ря­за­ни.
В 1918 го­ду во вре­мя на­чав­ших­ся от без­бож­ной вла­сти го­не­ний он был аре­сто­ван и неко­то­рое вре­мя со­дер­жал­ся в од­ной из мос­ков­ских тю­рем в ка­че­стве за­лож­ни­ка как свя­щен­но­слу­жи­тель, поль­зу­ю­щий­ся боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди на­се­ле­ния. В 1923 го­ду отец Па­вел был опре­де­лен в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь в Ря­за­ни и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В мар­те 1924 го­да ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский Бо­рис (Со­ко­лов) на­зна­чил про­то­и­е­рея Пав­ла на долж­ность Ря­зан­ско­го уезд­но­го бла­го­чин­но­го. Бу­дучи прин­ци­пи­аль­ным про­тив­ни­ком об­нов­лен­цев, отец Па­вел по по­ру­че­нию вла­ды­ки на­пи­сал ис­то­рию об­нов­лен­че­ско­го дви­же­ния в Ря­зан­ской епар­хии.

В сво­их пись­мах ар­хи­епи­ско­пу отец Па­вел пи­сал: «Для ха­рак­те­ри­сти­ки то­го, чем за­ни­ма­ют­ся ря­зан­ские об­нов­лен­цы и ка­ки­ми сред­ства­ми они стре­мят­ся со­здать се­бе власть и упро­чить ее:
Иду по Ря­за­ни. Оста­нав­ли­ва­ют ме­ня два ми­ли­цей­ских. “Ска­жи, где на­хо­дит­ся цер­ков­ное управ­ле­ние?” От­ве­чаю: “Та­ко­го я не знаю” — “Как та­кое?” — “Очень про­сто. У нас нет цер­ков­но­го управ­ле­ния. У нас есть ар­хи­епи­скоп и епи­скоп. Их мы и зна­ем. А цер­ков­но­го управ­ле­ния у нас ни­ка­ко­го нет”. — “Что вы го­во­ри­те? У нас есть бу­ма­га из цер­ков­но­го управ­ле­ния, а вы го­во­ри­те, что та­ко­го нет”. — “Ин­те­рес­но, — го­во­рю, — раз­ре­ши­те по­смот­реть, то­гда, мо­жет быть, что-ни­будь и ска­жу вам”.
По­ка­зы­ва­ют. Про­то­кол Ря­зан­ско­го гу­бис­пол­ко­ма. Слу­ша­ли за­яв­ле­ние от та­ко­го-то чис­ла, за та­ким-то но­ме­ром, с прось­бой рас­торг­нуть до­го­вор ре­ли­ги­оз­ных об­щин Ка­зан­ской и Тро­иц­кой церк­вей го­ро­да Са­со­ва за укло­не­ние их в ти­хо­нов­щи­ну.
Я за­ин­те­ре­со­вал­ся. Чи­таю да­лее. По­ста­но­ви­ли: прось­бу Ря­зан­ско­го цер­ков­но­го управ­ле­ния о рас­тор­же­нии до­го­во­ра от­кло­нить.
Ря­зан­ский гу­бис­пол­ком ока­зал­ся на вы­со­те по­ло­же­ния и при­нял спра­вед­ли­вое ре­ше­ние. За­хо­те­лось мне, чтобы РЦУ со­кра­ти­ло свою “энер­гию” и уме­ри­ло свой пыл к “до­но­сам”. Я ре­шил по­мочь ми­ли­ци­о­не­рам и ука­зал им адрес на со­бор. Там те­перь в сто­рож­ке жи­вет Иван Тро­ян­ский.
Вот к ка­ким сред­ствам при­бе­га­ют об­нов­лен­цы. До сих пор не мо­гут по­нять, что ре­ли­гия и ве­ра не со­зда­ют­ся пал­кой. На “свое” Успе­ние в со­бо­ре слу­жи­ли два “ар­хи­ерея” — Ми­ха­ил и Иван, а тре­тий — Алек­сей По­кров­ский сто­ял на кли­ро­се и пел. Ведь неко­му петь-то, на­ро­ду бы­ло в церк­ви 30 че­ло­век лю­бо­пыт­ству­ю­щих…
Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство, Ми­ло­сти­вей­ший Вла­ды­ко Бо­рис!

Недав­но по­лу­чил пись­мо из Му­ро­ма. От­ту­да со­об­ща­ют: “Но­во­го вла­ды­ку (Алек­сея По­кров­ско­го) не при­ни­ма­ют ни в один храм”. Это­го, ко­неч­но, нуж­но бы­ло ожи­дать. При­ез­жал он и в Ря­зань. Слу­жил в ка­фед­раль­ном со­бо­ре. На­ро­ду бы­ло очень и очень ма­ло. Го­во­рил про­по­ведь с вы­па­да­ми на Свя­тей­ше­го. Сре­ди при­сут­ству­ю­щих в хра­ме бы­ли вы­ра­же­ны ему рез­кие и гром­кие про­те­сты и воз­ра­же­ния. Го­во­рят, на­сколь­ко вер­но, не мо­гу утвер­ждать, что По­кров­ский пе­ре­во­дит­ся в Са­со­во. Гар­мо­нист от­ко­ман­ди­ро­ван для ис­пол­не­ния ка­ких-то ре­дак­ци­он­ных ра­бот. При­е­хал в Ря­зань Иван Тро­ян­ский. Слу­чай­но я встре­тил­ся с ним на ули­це и раз­го­ва­ри­вал. Мною за­дан был во­прос: что же, он окон­ча­тель­но сю­да при­е­хал на ме­сто Ми­ха­и­ла? В от­вет по­лу­чил неопре­де­лен­ное: “Да так, по­управ­лять”. Я на это за­ме­тил: “Да кем управ­лять-то? Паст­вы-то у вас нет”. А он от­ве­ча­ет: “А вы дай­те нам”. На что я воз­ра­зил: “Ес­ли у вас ис­ти­на и все хо­ро­шо, на­род сам к вам пой­дет. У нас на­си­лия нет. Ве­ру­ю­щие сво­бод­но дер­жат­ся угод­но­го им ве­ро­ис­по­ве­да­ния”. — “Ну, пло­ха та шко­ла, — го­во­рит Тро­ян­ский, — где школь­ни­ки за­прав­ля­ют, а не учи­те­ля”. На это я воз­ра­зил: “Ну, вы са­ми се­бя сво­и­ми сло­ва­ми по­би­ва­е­те. Пло­ха ва­ша шко­ла, пло­хи ва­ши учи­те­ля, ес­ли не уме­е­те управ­лять сво­и­ми па­со­мы­ми. Ес­ли они не идут к вам, то чув­ству­ют ва­шу гниль”. На этом раз­го­вор кон­чил­ся.

Мною была послана Вам ис­то­ри­че­ская за­пис­ка об об­нов­лен­че­ском рас­ко­ле в Ря­за­ни и Ря­зан­ском уез­де. По­лу­чи­ли ли Вы ее? Я спра­ши­ваю об этом потому, что Вы ни ра­зу не об­мол­ви­лись о ней. По­се­му у меня и вкра­лось со­мне­ние. Это во-пер­вых. А во-вто­рых, в ней, хо­тя и крат­ко, я пи­сал о по­яв­ле­нии в Ря­за­ни древ­леа­по­столь­ской груп­пы. При­чем мною бы­ло от­ме­че­но по­до­зри­тель­ное ее по­яв­ле­ние, а так­же бы­ло и об­ра­ще­но вни­ма­ние на ини­ци­а­то­ров этой груп­пы, как на лиц, име­ю­щих тес­ную и близ­кую связь с ЧК и ГПУ.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-dobromyslov-rjazanskij


Жития
Писание