☀️ неподвижный годовой круг:
• 30 января (17 января)
• прп. Антония Великого (356) 📚
• прп. Антония Дымского (1224)
• прп. Антония Черноезерского (XVI)
• сщмч. Виктора Европейцева (1931)
• сщмч. Павла Успенского (1938)


☦️
Преподобный Анто́ний Великий, Египетский.
Ан­то­ний Ве­ли­кий ро­дил­ся в Егип­те око­ло 250 го­да от бла­го­род­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Во­сем­на­дца­ти лет он ли­шил­ся сво­их ро­ди­те­лей и остал­ся один с сест­рой, ко­то­рая бы­ла на его по­пе­че­нии. Од­на­жды он шел в цер­ковь и раз­мыш­лял о свя­тых апо­сто­лах, как они оста­ви­ли все, чтобы ид­ти за Гос­по­дом. Вхо­дит в храм и слы­шит еван­гель­ские сло­ва: «Ес­ли хо­чешь быть со­вер­шен­ным, иди, про­дай име­ние твое и раз­дай ни­щим, и бу­дешь иметь со­кро­ви­ще на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф.19:21). Эти сло­ва по­ра­зи­ли Ан­то­ния, как бы ска­за­ны бы­ли Гос­по­дом лич­но ему. Вско­ре по­сле это­го Ан­то­ний от­ка­зал­ся от на­след­ства по­сле ро­ди­те­лей в поль­зу бед­ных жи­те­лей сво­е­го се­ле­ния, но недо­уме­вал, на ко­го он оста­вит сест­ру. Оза­бо­чен­ный этой мыс­лью, он в дру­гой раз вхо­дит в храм и слы­шит там опять как бы к нему об­ра­щен­ные сло­ва Спа­си­те­ля: «Не за­боть­ся о зав­траш­нем дне: зав­траш­ний день сам бу­дет за­бо­тить­ся о се­бе; до­воль­но для каж­до­го дня сво­ей за­бо­ты» (Мф.6:34). Ан­то­ний по­ру­чил сест­ру из­вест­ным ему хри­сти­ан­ским дев­ственни­цам и оста­вил го­род и дом, чтобы жить уеди­нен­но и слу­жить од­но­му Гос­по­ду.
Уда­ле­ние пре­по­доб­но­го Ан­то­ния от ми­ра со­вер­ши­лось не вдруг, а по­сте­пен­но. Сна­ча­ла он пре­бы­вал близ го­ро­да у од­но­го бла­го­че­сти­во­го стар­ца, жив­ше­го уеди­нен­но и ста­рал­ся во всем под­ра­жать ему. По­се­щал и дру­гих от­шель­ни­ков, жив­ших в окрест­но­стях го­ро­да, и поль­зо­вал­ся их со­ве­та­ми. Уже в это вре­мя он так про­сла­вил­ся сво­и­ми по­дви­га­ми, что его зва­ли «дру­гом Бо­жи­им». За­тем он ре­ша­ет­ся уй­ти даль­ше. Зо­вет стар­ца с со­бой, и ко­гда тот от­ка­зал­ся, про­ща­ет­ся с ним и по­се­ля­ет­ся в од­ной из от­да­лен­ных пе­щер. Один из дру­зей его по вре­ме­нам при­но­сил ему пи­щу. На­ко­нец свя­той Ан­то­ний уда­ля­ет­ся со­всем из оби­та­е­мых мест, пе­ре­хо­дит ре­ку Нил и по­се­ля­ет­ся в раз­ва­ли­нах во­ин­ско­го укреп­ле­ния. Он при­нес с со­бой хле­ба на шесть ме­ся­цев, а по­сле по­лу­чал его от дру­зей сво­их толь­ко два ра­за в год через от­вер­стие в кров­ле.
Нель­зя изо­бра­зить, сколь­ко ис­ку­ше­ний и борь­бы вы­нес этот ве­ли­кий по­движ­ник. Он стра­дал от го­ло­да и жаж­ды, от хо­ло­да и зноя. Но са­мое страш­ное ис­ку­ше­ние пу­стын­ни­ка, по сло­ву са­мо­го Ан­то­ния, – в серд­це: это тос­ка по ми­ру и вол­не­ние по­мыс­лов. Ко все­му это­му при­со­еди­ни­лись пре­льще­ния и ужа­сы от де­мо­нов. Ино­гда свя­той по­движ­ник из­не­мо­гал, го­тов был впасть в уны­ние. То­гда или Сам Гос­подь яв­лял­ся, или по­сы­лал Ан­ге­ла для его обод­ре­ния. «Где ты был, бла­гий Иису­се? По­че­му вна­ча­ле не при­шел пре­кра­тить мои стра­да­ния?» – воз­звал Ан­то­ний, ко­гда Гос­подь по­сле од­но­го тяж­ко­го ис­ку­ше­ния явил­ся ему. «Я был здесь, – ска­зал ему Гос­подь, – и ждал, по­ка не уви­жу тво­е­го по­дви­га».
Од­на­жды сре­ди ужас­ной борь­бы с по­мыс­ла­ми Ан­то­ний воз­звал: «Гос­по­ди, я хо­чу спа­стись, а по­мыс­лы не да­ют мне». Вдруг он ви­дит: кто-то по­хо­жий на него си­дит и ра­бо­та­ет, по­том встал и на­чал мо­лить­ся, за­тем опять сел за ра­бо­ту. «Де­лай так и спа­сешь­ся», – ска­зал ему Ан­гел Гос­по­день.
Уже два­дцать лет жил Ан­то­ний в сво­ем уеди­не­нии, ко­гда неко­то­рые из дру­зей его, узнав об его ме­сто­пре­бы­ва­нии, при­шли, чтобы по­се­лить­ся во­круг него. Дол­го они сту­ча­ли к нему и про­си­ли его вый­ти к ним из сво­е­го доб­ро­воль­но­го за­клю­че­ния; на­ко­нец ре­ши­лись уже вы­ло­мать две­ри, как Ан­то­ний от­во­рил их и вы­шел. Они уди­ви­лись, не най­дя в нем сле­дов из­ну­ре­ния, хо­тя он под­вер­гал се­бя ве­ли­чай­шим ли­ше­ни­ям. Небес­ный мир цар­ство­вал в его ду­ше и от­ра­жал­ся на ли­це. Спо­кой­ный, сдер­жан­ный, ко всем оди­на­ко­во при­вет­ли­вый, ста­рец ско­ро сде­лал­ся от­цом и на­став­ни­ком мно­гих. Пу­сты­ня ожи­ви­лась: в го­рах кру­гом яви­лись оби­те­ли ино­ков; мно­же­ство лю­дей пе­ло, чи­та­ло, по­сти­лось, мо­ли­лось, тру­ди­лось, слу­жи­ло бед­ным. Свя­той Ан­то­ний не да­вал сво­им уче­ни­кам ка­ких-ли­бо опре­де­лен­ных пра­вил для мо­на­ше­ской жиз­ни. Он за­бо­тил­ся толь­ко о том, чтобы уко­ре­нить в них бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние, вну­шал им пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей, мо­лит­ву, от­ре­ше­ние от все­го зем­но­го, неусып­ный труд.
Но свя­той Ан­то­ний в са­мой пу­стыне тя­го­тил­ся мно­го­люд­ством и ис­кал но­во­го уеди­не­ния. «Ку­да ты хо­чешь бе­жать?» – был го­лос с неба, ко­гда он на бе­ре­гу Ни­ла до­жи­дал­ся лод­ки, чтобы уда­лить­ся от лю­дей. «В Верх­нюю Фива­и­ду», – от­ве­чал Ан­то­ний. Но тот же го­лос воз­ра­зил ему: «По­плы­вешь ли ты вверх – в Фива­и­ду, или вниз – в Бу­ко­лию, те­бе не бу­дет по­коя ни там, ни здесь. Иди во внут­рен­нюю пу­сты­ню». Так на­зы­ва­лась пу­сты­ня, ле­жав­шая близ бе­ре­гов Крас­но­го мо­ря. Ту­да и по­шел Ан­то­ний вслед за про­хо­див­ши­ми са­ра­ци­на­ми.
Через три дня пу­ти на­шел он ди­кую вы­со­кую го­ру с клю­чом во­ды и немно­ги­ми паль­ма­ми в до­лине. На этой го­ре он и по­се­лил­ся. Здесь он об­ра­бо­тал неболь­шое по­ле, так что те­перь ни­ко­му не нуж­но бы­ло при­хо­дить к нему и при­но­сить хле­ба. По вре­ме­нам он по­се­щал бра­тию. Вер­блюд нес на се­бе хлеб и во­ду для под­дер­жа­ния сил его во вре­мя этих тяж­ких пу­те­ше­ствий по пу­стыне. Впро­чем, по­чи­та­те­ли свя­то­го Ан­то­ния от­кры­ли и по­след­нее его уеди­не­ние. Во мно­же­стве ста­ли при­хо­дить к нему ис­кав­шие его мо­литв и на­став­ле­ний. При­во­ди­ли к нему бо­ля­щих; он мо­лил­ся о них и ис­це­лял их.
Свя­той Ан­то­ний уже око­ло се­ми­де­ся­ти лет жил в пу­стыне. Про­тив во­ли на­чал сму­щать его гор­де­ли­вый по­мы­сел, что здесь он стар­ше всех. Он про­сил Бо­га уда­лить от него этот по­мы­сел и по­лу­чил от­кро­ве­ние, что один от­шель­ник го­раз­до ра­нее его по­се­лил­ся в пу­стыне и бо­лее его слу­жит Гос­по­ду. Ан­то­ний встал ра­но утром и от­пра­вил­ся ис­кать это­го неиз­вест­но­го ми­ру по­движ­ни­ка. Про­хо­дил це­лый день и не встре­тил ни­ко­го, кро­ме пу­стын­ных зве­рей. Пе­ред ним рас­сти­ла­лось необо­зри­мое про­стран­ство, но он не те­рял сво­ей на­деж­ды. Ра­но утром он сно­ва по­шел. Пе­ред его гла­за­ми мельк­ну­ла вол­чи­ца, бе­жав­шая к ру­чью. Свя­той Ан­то­ний по­до­шел к это­му ру­чью и уви­дел близ него пе­ще­ру. При зву­ке его ша­гов дверь в пе­ще­ру креп­ко за­мкну­лась. Свя­той Ан­то­ний до по­лу­дня взы­вал через дверь к неиз­вест­но­му по­движ­ни­ку и про­сил по­ка­зать ему свое ли­цо. На­ко­нец, дверь от­во­ри­лась и на­встре­чу ему вы­шел глу­бо­кий ста­рец, со­вер­шен­но убе­лен­ный се­ди­на­ми. Это был свя­той Па­вел Фивей­ский. Он уже око­ло де­вя­но­ста лет жил в пу­стыне.
По­сле брат­ско­го лоб­за­ния Па­вел спро­сил Ан­то­ния: «В ка­ком по­ло­же­нии род че­ло­ве­че­ский? Ка­кое прав­ле­ние в ми­ре? Оста­ют­ся ли еще идо­ло­по­клон­ни­ки?» Пре­кра­ще­ние го­не­ний и тор­же­ство хри­сти­ан­ства в Рим­ской им­пе­рии бы­ло для него ра­дост­ной но­во­стью, а по­яв­ле­ние ари­ан­ства – горь­кой. По­ка стар­цы бе­се­до­ва­ли, спу­стил­ся к ним во­рон и по­ло­жил хлеб. «Щедр и ми­ло­стив Гос­подь, – вос­клик­нул Па­вел. – Вот сколь­ко лет каж­дый день я по­лу­чаю от Него пол­хле­ба, а ныне ра­ди тво­е­го при­ше­ствия по­слал Он це­лый хлеб».
На сле­ду­ю­щее утро Па­вел от­крыл о се­бе Ан­то­нию, что ско­ро отой­дет из ми­ра; по­это­му он про­сил Ан­то­ния при­не­сти к нему ман­тию епи­ско­па Афа­на­сия, чтобы при­крыть ею его остан­ки. Ан­то­ний по­спе­шил ис­пол­нить же­ла­ние свя­то­го стар­ца. Он воз­вра­тил­ся в свою пу­сты­ню в силь­ном вол­не­нии и на во­про­сы бра­тьев-мо­на­хов мог ска­зать толь­ко: «Греш­ный, я счи­тал се­бя еще мо­на­хом! Я ви­дел Илию, я ви­дел Иоан­на, я ви­дел Пав­ла в раю». На об­рат­ном пу­ти к свя­то­му Пав­лу он ви­дел его воз­но­ся­ще­гося на небо сре­ди сон­ма Ан­ге­лов, про­ро­ков и апо­сто­лов.
«За­чем, Па­вел, не до­ждал­ся ты ме­ня? – вос­клик­нул Ан­то­ний. – Так позд­но я узнал те­бя и так ра­но ты ухо­дишь!» Од­на­ко, ко­гда во­шел в пе­ще­ру Пав­ла, он на­шел его без­молв­но и недви­жи­мо сто­я­щим на ко­ле­нях. Ан­то­ний так­же встал на ко­ле­ни и на­чал мо­лить­ся. Уже по­сле несколь­ких ча­сов мо­лит­вы убе­дил­ся он, что Па­вел по­то­му не дви­жет­ся, что мертв. Он бла­го­го­вей­но омыл его те­ло и за­вер­нул в ман­тию свя­ти­те­ля Афа­на­сия. Вдруг яви­лись два льва и сво­и­ми ког­тя­ми вы­ры­ли до­воль­но глу­бо­кую мо­ги­лу, где Ан­то­ний и по­хо­ро­нил свя­то­го по­движ­ни­ка.
Пре­по­доб­ный Ан­то­ний скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти (106 лет, в 356 г.) и за свои по­дви­ги за­слу­жил на­име­но­ва­ние Ве­ли­ко­го.
Пре­по­доб­ный Ан­то­ний ос­но­вал от­шель­ни­че­ское мо­на­ше­ство. Несколь­ко от­шель­ни­ков, на­хо­дясь под ру­ко­вод­ством од­но­го на­став­ни­ка – ав­вы, жи­ли от­дель­но друг от дру­га в хи­жи­нах или пе­ще­рах (ски­тах) и пре­да­ва­лись мо­лит­ве, по­сту и тру­дам. Несколь­ко ски­тов, со­еди­нен­ных под вла­стью од­но­го ав­вы, на­зы­ва­лись Лав­рой. Но еще при жиз­ни Ан­то­ния Ве­ли­ко­го по­явил­ся дру­гой род ино­че­ской жиз­ни. По­движ­ни­ки со­би­ра­лись в од­ну об­щи­ну, нес­ли сов­мест­ные тру­ды, каж­дый по сво­ей си­ле и спо­соб­но­стям, раз­де­ля­ли об­щую тра­пе­зу, под­чи­ня­лись од­ним пра­ви­лам. Та­кие об­щи­ны на­зы­ва­лись ки­но­ви­я­ми, или мо­на­сты­ря­ми. Ав­вы этих об­щин ста­ли на­зы­вать­ся ар­хи­манд­ри­та­ми. Ос­но­ва­те­лем об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ства по­чи­та­ет­ся пре­по­доб­ный Па­хо­мий Ве­ли­кий.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/61

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Velikij/
Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония
Изречения св. Антония Великого и сказания о нем (Добротолюбие, Том 1)
Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе (Добротолюбие, Том 1)
О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах (Добротолюбие, Том 1)
Объяснение некоторых изречений св. Антония Великого (Добротолюбие, Том 1)
Поучения
Устав отшельнической жизни (Добротолюбие, Том 1)
Письма
Послания братиям, обитающим повсюду
Слово о суете мира и воскресении мертвых

☦️
Преподобный Анто́ний Дымский.
Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Дым­ский ро­дил­ся в Нов­го­ро­де око­ло 1157 го­да. В Ху­тын­ском мо­на­сты­ре он при­нял по­стри­же­ние и в той же оби­те­ли, по кон­чине пре­по­доб­но­го Ваpла­а­ма в 1192 го­ду, стал игу­ме­ном. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он тай­но уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и по­се­лил­ся на бе­ре­гу Дым­но­го (или Дым­ско­го) озе­ра, в 15 вер­стах от го­ро­да Тих­ви­на. Пре­по­доб­ный об­рек се­бя на тя­же­лые по­дви­ги. Для боль­ше­го из­ну­ре­ния сво­ей пло­ти он по­сто­ян­но но­сил на го­ло­ве же­лез­ную шля­пу. По­сте­пен­но во­круг него со­бра­лась бра­тия. С об­ще­го со­гла­сия и ис­про­сив­ши бла­го­сло­ве­ния ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го Ис­айи они по­ста­ви­ли цер­ковь во имя Ан­то­ния Ве­ли­ко­го с при­де­лом По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний про­жил в мо­на­сты­ре до кон­ца жиз­ни и пре­ста­вил­ся 24 июня 1224 го­да. Он был по­гре­бен в со­здан­ной им церк­ви. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния об­ре­те­ны нетлен­ны­ми в 1330 го­ду, но в 1409 го­ду по слу­чаю на­ше­ствия та­тар ра­ка с мо­ща­ми бы­ла опу­ще­на в зем­лю. Па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния чтит­ся 17 ян­ва­ря, ве­ро­ят­но, в день об­ре­те­ния мо­щей.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-antonij-dymskij

☦️
Преподобный Анто́ний Черноезерский.
Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Чер­но­е­зер­ский ос­но­вал Бо­го­ро­диц­кий мо­на­стырь на Чер­ном озе­ре в Нов­го­род­ских вла­де­ни­ях, непо­да­ле­ку от го­ро­да Че­ре­пов­ца. Мо­на­стырь был рас­по­ло­жен на ост­ро­ве у Щир­ско­го по­го­ста. Два ра­за мо­на­стырь пре­тер­пел пол­ное ра­зо­ре­ние: в 1581 го­ду – от ли­тов­цев и в 1682 го­ду – от шве­дов. В 1764 го­ду оби­тель бы­ла упразд­не­на.
Святые мощи его покоятся в церкви упраздненной обители, ныне приходской. Сведения о житии его не сохранились.

☦️
Священномученик Ви́ктор Европейцев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ма­лый Азясь Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ан­дрея Ев­ро­пей­це­ва. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и с 1906 го­да слу­жил в хра­ме свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на в се­ле Хлы­стов­ка Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да. Здесь он про­слу­жил до кон­ца 1929 го­да, поль­зу­ясь сре­ди при­хо­жан боль­шим ав­то­ри­те­том, что ска­за­лось впо­след­ствии на его уча­сти и пред­опре­де­ли­ло му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
В но­яб­ре 1929 го­да в дом свя­щен­ни­ка яви­лись пред­ста­ви­те­ли сель­со­ве­та и ОГПУ и за­яви­ли, чтобы се­мья свя­щен­ни­ка по­ки­ну­ла се­ло, и, хо­тя су­пру­га свя­щен­ни­ка бы­ла в это вре­мя боль­на и ле­жа­ла в по­сте­ли с вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой, при­шед­шие бы­ли неумо­ли­мы. Ото­брав то, что с их точ­ки зре­ния пред­став­ля­ло ка­кую-то цен­ность, все осталь­ное они из­ло­ма­ли и изо­рва­ли, все свои дей­ствия со­про­вож­дая угро­за­ми и бра­нью.
В 1929 го­ду мест­ные вла­сти, ис­пол­няя рас­по­ря­же­ние ком­му­ни­сти­че­ско­го пра­ви­тель­ства о со­зда­нии го­судар­ствен­ных кол­лек­ти­вов, ор­га­ни­зо­ва­ли в се­ле Хлы­стов­ка кол­хоз, при­чем вы­бо­ры его ру­ко­вод­ства бы­ли по­на­ча­лу вполне сво­бод­ны­ми, и кре­стьяне из­бра­ли из сво­ей сре­ды наи­бо­лее хо­зяй­ствен­ных кре­стьян. Это вла­стям не по­нра­ви­лось, и в на­ча­ле 1930 го­да кол­хоз был рас­пу­щен и стал со­зда­вать­ся за­но­во, при­чем все хо­зяй­ствен­ные кре­стьяне бы­ли за­пи­са­ны в ли­шен­цы, в кол­хоз не при­ни­ма­лись, а их иму­ще­ство от­би­ра­лось в об­щую соб­ствен­ность.
В де­каб­ре 1929 го­да, спу­стя ме­сяц по­сле пре­столь­но­го празд­ни­ка свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на, мест­ны­ми вла­стя­ми был за­крыт в се­ле храм, и отец Вик­тор пе­ре­ехал в Крас­но­сло­бодск.
От­ня­тие иму­ще­ства, за­кры­тие хра­ма — все это вы­зва­ло воз­му­ще­ние у кре­стьян, ко­то­рое до­стиг­ло пре­де­ла, ко­гда кре­стьяне ока­за­лись ли­шен­ны­ми бо­го­слу­же­ния на Ве­ли­кий пост и Пас­ху. В ап­ре­ле 1930 го­да, неза­дол­го до Пас­хи, кре­стьяне со­зва­ли со­бра­ние, в ко­то­ром участ­во­ва­ло око­ло ста че­ло­век, в ос­нов­ном жен­щи­ны, и при­ня­ли ре­ше­ние до­бить­ся от вла­стей раз­ре­ше­ния на на­зна­че­ние в храм свя­щен­ни­ка. За­тем все со­брав­ши­е­ся при­шли к сель­со­ве­ту и по­тре­бо­ва­ли от его пред­се­да­те­ля, чтобы и она при­со­еди­ни­лась к хо­да­тай­ству на­се­ле­ния пе­ред об­ласт­ным на­чаль­ством об от­кры­тии хра­ма, что та ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась сде­лать. Из тол­пы, как за­яви­ла пред­се­да­тель впо­след­ствии, по­слы­ша­лись кри­ки: «Да­вай, про­кля­тая ком­му­нист­ка, нам по­па, ес­ли не дашь, разо­рвем!»
Кри­ки и воз­му­ще­ние ни к че­му, од­на­ко, не при­ве­ли, и через неко­то­рое вре­мя все разо­шлись. Вла­сти все же раз­ре­ши­ли от­цу Вик­то­ру слу­жить в хра­ме, и на Пас­ху со­сто­я­лось бо­го­слу­же­ние, и еще по­сле Пас­хи он слу­жил, и все в хра­ме мо­ли­лись три дня.
21 но­яб­ря 1930 го­да мест­ный упол­но­мо­чен­ный ОГПУ, со­брав неко­то­рые све­де­ния о кре­стья­нах-ли­шен­цах и о свя­щен­ни­ке от мест­ных ком­му­ни­сти­че­ских ак­ти­ви­стов, ис­про­сил раз­ре­ше­ния у сво­е­го на­чаль­ства на про­ве­де­ние аре­стов. На сле­ду­ю­щий день отец Вик­тор, ше­сте­ро кре­стьян и две мо­на­хи­ни бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Са­ран­ске.
Через день сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. Вы­слу­шав предъ­яв­лен­ные об­ви­не­ния, отец Вик­тор за­явил, что ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции он не про­во­дил, что все его вни­ма­ние и си­лы от­да­ва­лись чи­сто ду­хов­ным во­про­сам и, ко­гда в се­ле про­во­ди­лись ка­кие-ли­бо со­бра­ния, он о них со­вер­шен­но не знал.
5 де­каб­ря, предъ­явив свя­щен­ни­ку об­ви­не­ние в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, сле­до­ва­тель сно­ва его до­про­сил. «В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, ко­то­рую я про­во­дил через ку­ла­ков и мо­на­шек, — от­ве­тил свя­щен­ник, — я ви­нов­ным се­бя не при­знаю, так как во все вре­мя мо­ей служ­бы в се­ле Хлы­стов­ке свя­щен­ни­ком я все вре­мя был увле­чен ре­ли­ги­ей. Ес­ли про­хо­ди­ли ка­кие кам­па­нии, то я на них не об­ра­щал вни­ма­ния, а так­же ни­ка­кой аги­та­ции не вел; на­ло­жен­ные на ме­ня раз­лич­ные на­ло­ги вы­пла­чи­вал ак­ку­рат­но… Во вре­мя за­кры­тия церк­ви, а так­же и при от­кры­тии ее, я в се­ле Хлы­стов­ке не был… а так­же не участ­во­вал ни в ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции… Во вре­мя Пас­хи 20 ап­ре­ля 1930 го­да ме­ня при­гла­си­ло кре­стьян­ство се­ла Хлы­стов­ки от­слу­жить обед­ню, на что я со­гла­сил­ся, а по­сле обед­ни хо­дил по до­мам и слу­жил мо­леб­ны…»
10 ян­ва­ря 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вик­тор Ев­ро­пей­цев был рас­стре­лян 30 ян­ва­ря 1931 го­да в Са­ран­ской тюрь­ме и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Павел Успенский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел (Па­вел Ни­ки­тич Успен­ский) ро­дил­ся 21 ян­ва­ря 1874 го­да в се­ле Ро­ма­но­во Пе­ре­слав­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ки­ты Успен­ско­го. Окон­чив Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он вер­нул­ся в род­ное се­ло и стал при­слу­жи­вать ал­тар­ни­ком в хра­ме, где его отец был на­сто­я­те­лем. 22 мая 1897 го­да Па­вел Ни­ки­тич был ру­ко­по­ло­жен к это­му хра­му свя­щен­ни­ком. Впо­след­ствии, уже во вре­ме­на го­не­ний на Цер­ковь, он был пе­ре­ве­ден слу­жить в храм в се­ле Ваш­ка Пет­ров­ско­го рай­о­на, а с 30 сен­тяб­ря 1936 го­да стал слу­жить в хра­ме в се­ле Со­ло­ми­ди­но Пе­ре­слав­ско­го рай­о­на.
Отец Па­вел был еще на сво­бо­де, ко­гда трой­ка НКВД 14 ок­тяб­ря 1937 го­да при­го­во­ри­ла его к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван и на дру­гой день до­про­шен.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник ан­ти­со­вет­ской цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— Участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции я не со­сто­ял и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы при­ни­ма­ли уча­стие в ан­ти­со­вет­ских сбо­ри­щах. Вы это под­твер­жда­е­те?
— Нет, не под­твер­ждаю.
— След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди кре­стьян-кол­хоз­ни­ков рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о войне и скло­ня­ли кол­хоз­ни­ков к вы­хо­ду из кол­хо­зов. Вы это под­твер­жда­е­те?
— Нет, не под­твер­ждаю.
19 ок­тяб­ря был до­про­шен член цер­ков­но­го со­ве­та, ко­то­рый под­пи­сал про­то­кол с по­ка­за­ни­я­ми, под­ска­зан­ны­ми сле­до­ва­те­лем: «Я слы­шал два ра­за, что поп Успен­ский в 1937 го­ду в церк­ви в боль­шие празд­ни­ки при боль­шом сбо­ре ве­ру­ю­щих го­во­рил про­по­ве­ди, в ко­то­рых при­зы­вал хри­сти­ан бо­роть­ся с со­вет­ской вла­стью, так как со­вет­ская власть без­за­кон­но угне­та­ет ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство, на­силь­но за­кры­ва­ет хра­мы и са­жа­ет со­вер­шен­но невин­ных хри­сти­ан. Успен­ский го­во­рил, что кол­хо­зы, ор­га­ни­зо­ван­ные ком­му­ни­ста­ми, есть при­знак ра­зо­ре­ния кре­стьян, при­чем Успен­ский все­гда при этом при­во­дил при­ме­ры оши­бок кол­хоз­ных ру­ко­во­ди­те­лей и все­гда при этом под­чер­ки­вал, что на­ста­ло ан­ти­хри­сти­ан­ское вре­мя, ко­то­рое пе­ре­му­тит кре­стьян, а по­это­му нуж­но сей­час же по­ка­ять­ся Бо­гу и вы­хо­дить из кол­хо­зов».
Свя­щен­ник Па­вел Успен­ский был при­го­во­рен к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь. Он умер через три с по­ло­ви­ной ме­ся­ца по­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра, 30 ян­ва­ря 1938 го­да, и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание