☀️ неподвижный годовой круг:
• 24 января (11 января)
• (попразднство Богоявления)
• прп. Феодо́сия Антиохийского (ок. 412)
• прп. Феодосия Великого (529)
• прп. Михаила Клопского (ок. 1453–1456)
• сщмчч. Николая (Мациевского), Феодора (Антипина), Владимира (Фокина) (1919)
• исп. Владимира (Хираско) (1932)
• иконы Божией Матери «Елецкая» (1060)


☦️
Преподобный Феодо́сий Антиохийский.
Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Ан­тио­хий­ский с юных лет оста­вил бо­га­тый дом сво­их знат­ных ро­ди­те­лей и всту­пил на тес­ный и скорб­ный путь по­движ­ни­че­ства, по­се­лив­шись в ма­лой кел­лии на бе­ре­гу Ис­ско­го за­ли­ва, в окрест­но­стях го­ро­да Росс. Свое те­ло свя­той утруж­дал по­кло­на­ми и ле­жа­ни­ем на го­лой зем­ле, но­сил вла­ся­ни­цу и тя­же­лые же­лез­ные вери­ги. Во­ло­сы его от­рос­ли так, что по­кры­ва­ли но­ги. Непре­рыв­ны­ми по­дви­га­ми по­ста и мо­лит­вы он по­бе­дил плот­ские и ду­хов­ные стра­сти, усми­рял гнев­ли­вость, про­го­нял нечи­стые по­мыс­лы; он мно­го тру­дил­ся, воз­де­лы­вая ого­род и за­ни­ма­ясь пле­те­ни­ем ве­ре­вок. На сво­ей ро­дине пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ос­но­вал мо­на­стырь (Ску­пель). Он при­ви­вал ино­кам лю­бовь к те­лес­но­му тру­ду и к ду­хов­ным по­дви­гам. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий с осо­бой по­пе­чи­тель­но­стью от­но­сил­ся к стран­ни­кам. Вы­со­кая жизнь свя­то­го бы­ла из­вест­на и да­ле­ко за пре­де­ла­ми мо­на­сты­ря. Его зна­ли и хри­сти­ане, и языч­ни­ки. Мо­ре­пла­ва­те­ли в ча­сы опас­но­сти при­зы­ва­ли на по­мощь Бо­га «Фе­о­до­си­е­ва». Слу­ча­лось, что от од­но­го име­ни пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия укро­ща­лись мор­ские вол­ны. Его бо­я­лись и чти­ли раз­бой­ни­ки и про­си­ли его мо­литв. Ухо­дя от люд­ской сла­вы, свя­той по­се­лил­ся близ се­ле­ния Ма­ра­тон, ос­но­вав здесь Ма­ра­тон­скую ки­но­вию. В ней ве­ли­кий по­движ­ник и окон­чил мир­но дни сво­ей Бо­го­угод­ной жиз­ни († ок. 412).

☦️
Преподобный Феодо́сий Великий, Киновиарх.
Преподобный Феодо́сий ро­дом из Кап­па­до­кии. Вос­пи­тан ро­ди­те­ля­ми в глу­бо­ком бла­го­че­стии. Стре­мясь к от­шель­ни­че­ской жиз­ни, по­се­лил­ся в Па­ле­стине в пу­стын­ной пе­ще­ре, в ко­то­рой, по пре­да­нию, но­че­ва­ли три волх­ва, при­шед­шие по­кло­нить­ся ро­див­ше­му­ся Спа­си­те­лю ми­ра. В ней он про­жил 30 лет в ве­ли­ком воз­дер­жа­нии и непре­стан­ной мо­лит­ве.
К по­движ­ни­ку по­сте­пен­но на­ча­ли сте­кать­ся же­лав­шие жить под его ру­ко­вод­ством. Ко­гда цер­ковь уже не вме­ща­ла со­брав­ших­ся ино­ков, свя­ти­тель по­сле мо­лит­вы, взяв ка­ди­ло с хо­лод­ны­ми уг­ля­ми, по­шел по пу­стыне. На од­ном ме­сте уг­ли вне­зап­но раз­го­ре­лись и вос­ку­рил­ся фими­ам. Тут пре­по­доб­ный и ос­но­вал пер­вый об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, или Лав­ру. В мо­на­сты­ре св. Фе­о­до­сий устро­ил стран­но­при­им­ные до­ма, от­дель­ные боль­ни­цы для ино­ков и ми­рян, убе­жи­ща для пре­ста­ре­лых. По его мо­лит­ве мно­го раз яв­ля­лось чу­до умно­же­ния хле­бов, необ­хо­ди­мых для пи­та­ния со­брав­ших­ся к оби­те­ли ни­щих.
Ко­гда воз­ник­ла ересь Ев­ти­хия, пра­во­слав­ные бы­ли го­ни­мы от им­пе­ра­то­ра Ана­ста­сия (491–518). Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий сна­ча­ла на­пи­сал по­сла­ние им­пе­ра­то­ру, за­тем по­шел в Иеру­са­лим и в Ве­ли­кой церк­ви воз­гла­сил во все­услы­ша­ние: «Кто не по­чи­та­ет че­ты­ре Все­лен­ских Со­бо­ра, да бу­дет ана­фе­ма». За этот по­сту­пок его со­дер­жа­ли в за­то­че­нии. Еще при жиз­ни спо­до­бил­ся да­ра ис­це­ле­ния и дру­гих чу­дес. Мир­но скон­чал­ся в воз­расте 105 лет (529 г).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/41

☦️
Преподобный Михаил Клопский, Новгородский, Христа ради юродивый.
Преподобный Михаил Клопский про­ис­хо­дил из бо­яр­ско­го ро­да, был род­ствен­ни­ком ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389 г.) Он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди, по­ки­нул Моск­ву и в ру­би­ще при­шел в Клоп­ский мо­на­стырь близ Нов­го­ро­да, где ни­кто не знал, кто он. Об име­ни бла­жен­но­го узна­ли неско­ро. Млад­ший сын Ди­мит­рия Дон­ско­го, князь Кон­стан­тин Ди­мит­ри­е­вич, в 1419 г. ли­шен был сво­е­го уде­ла и по­ехал в Нов­го­род, где его пом­ни­ли с 1408 го­да как ве­ли­ко­кня­же­ско­го на­мест­ни­ка и те­перь при­ня­ли с лю­бо­вью. Ко­гда бла­жен­ный Ми­ха­ил чи­тал на тра­пе­зе кни­гу Иова, то князь, услы­шав го­лос чте­ца, по­до­шел к нему бли­же, всмот­рел­ся, узнал и по­кло­нил­ся ему, ска­зав: «Это Ми­ха­ил, сын Мак­си­мо­в, кня­же­ско­го ро­да».
Пре­по­доб­ный Ми­ха­ил был при­ме­ром для бра­тии во всех ино­че­ских по­дви­гах. 44 го­да про­жил он в Клоп­ском мо­на­сты­ре, из­ну­ряя те­ло свое в тру­дах, бде­ни­ях и раз­лич­ных ли­ше­ни­ях. И Гос­подь Бог, ве­дая серд­це че­ло­ве­че­ское, не вос­хо­тел, чтобы ве­ли­кий по­движ­ник оста­вал­ся по­та­ен­ным, и ско­ро явил сла­ву его пред людь­ми, со­об­щая ему и дар про­ро­че­ско­го пред­ви­де­ния, и си­лу тво­рить чу­де­са.
В то вре­мя в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де и его окрест­но­стях на­ста­ла за­су­ха. До­ждя не бы­ло три го­да. Пе­ре­сох­ли не толь­ко ру­чьи, но и ре­ки. И на ме­сте, где пре­по­доб­ный на пес­ке на­пи­сал: «„Ча­шу спа­се­ния при­му и имя Гос­подне при­зо­ву“ (Пс.115:4). На сем ме­сте бу­дет ис­точ­ник во­ды неис­чер­па­е­мый», – по­шла во­да клю­чом. При на­ступ­ле­нии го­ло­да, хо­тя хлеб­ные за­па­сы в оби­те­ли не мог­ли быть ве­ли­ки, но по на­сто­я­нию бла­жен­но­го, кор­ми­ли всех, при этом хлеб в жит­ни­цах не убы­вал, сколь­ко бы его ни бра­ли. Свя­той об­ли­чал по­ро­ки лю­дей, не стра­шась силь­ных ми­ра се­го. Пред­ска­зал рож­де­ние 22 ян­ва­ря 1440 г. ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505 г.) и взя­тие им Нов­го­ро­да, об­ли­чал кня­зя Ди­мит­рия Ше­мя­ку за его зло­дей­ства и, ко­гда уве­ща­ния его ока­за­лись на­прас­ны­ми, пред­ска­зал ему смерть. Мно­гие про­ро­че­ства бу­ду­ще­го, от­но­ся­щи­е­ся и к от­дель­ным ли­цам, и к судь­бе воль­но­го Нов­го­ро­да, все впо­след­ствии сбы­лись.
Пред­чув­ствуя свое близ­кое от­ше­ствие, бла­жен­ный Ми­ха­ил пе­ре­стал хо­дить на обыч­ное свое ме­сто в церк­ви и во вре­мя бо­го­слу­же­ния сто­ял близ мо­ги­лы недав­но скон­чав­ше­го­ся игу­ме­на Фе­о­до­сия. Бла­жен­ный Ми­ха­ил пре­ста­вил­ся 11 ян­ва­ря ок. 1453–1456 гг.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/43

☦️
Священномученики Николай Мациевский и Фео́дор Антипин, пресвитеры.

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 18 сен­тяб­ря 1868 го­да в де­ревне Верх­ний Шак­шер Пен­теж­ской во­ло­сти Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ан­ти­пи­на. В 1887 го­ду он окон­чил курс Бла­го­ве­щен­ской учи­тель­ской се­ми­на­рии и стал пре­по­да­вать в шко­лах Охан­ско­го уез­да. 10 мар­та 1896 го­да Фе­дор Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к церк­ви се­ла Сы­л­ви­но-Тро­иц­кое Перм­ско­го уез­да, а 9 мая 1903 го­да – во свя­щен­ни­ка к той же церк­ви; 11 мар­та 1908 го­да он был на­зна­чен ее на­сто­я­те­лем. С 1906 го­да отец Фе­о­дор нес по­слу­ша­ние за­ко­но­учи­те­ля в Сте­фа­нов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в де­ревне Жебре­евой и в со­сед­них с ней де­рев­нях. В 1909 го­ду отец Фе­о­дор был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го хра­ма в се­ле Юм Чер­дын­ско­го уез­да. С 1910 по 1914 год он ис­пол­нял долж­ность бла­го­чин­но­го 2-го окру­га Чер­дын­ско­го уез­да. В 1914 го­ду отец Фе­о­дор по рас­по­ря­же­нию епи­ско­па Перм­ско­го и Со­ли­кам­ско­го Ан­д­ро­ни­ка (Ни­коль­ско­го) был на­зна­чен чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 12 ян­ва­ря 1872 го­да в се­мье дво­ря­ни­на Ар­ту­ра Ма­ци­ев­ско­го. В 1891 го­ду Ни­ко­лай окон­чил пер­вый курс Ка­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и по­лу­чил ди­плом учи­те­ля, да­вав­ший ему пра­во пре­по­да­вать в на­чаль­ной шко­ле. В том же го­ду он сдал эк­за­мен на пса­лом­щи­ка и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком Сер­ги­ев­ской церк­ви се­ла Сун­гу­ро­ва Ка­зан­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии. 21 сен­тяб­ря 1897 го­да пса­лом­щик Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. 30 ав­гу­ста 1902 го­да он пе­ре­шел слу­жить в Перм­скую епар­хию и 15 сен­тяб­ря то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Го­лу­бят­ской церк­ви Перм­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим Го­лу­бят­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой. В 1907 го­ду отец Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден слу­жить в Оси­по­во-Клю­чев­скую цер­ковь Осин­ско­го уез­да, а в 1911 го­ду – в Пет­ро­пав­лов­скую цер­ковь се­ла Опа­чев­ско­го то­го же уез­да. В 1916 го­ду он был на­зна­чен в Хри­сто­рож­де­ствен­ский храм в се­ле Юм Чер­дын­ско­го уез­да.
Свя­щен­ни­ки Фе­о­дор Ан­ти­пин и Ни­ко­лай Ма­ци­ев­ский бы­ли рас­стре­ля­ны 24 ян­ва­ря 1919 го­да при­шед­ши­ми к вла­сти без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми.

☦️
Священномученик Влади́мир Фокин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Фо­кин в 1895 го­ду слу­жил пса­лом­щи­ком в Бе­ло­яр­ской Ильин­ской церк­ви, в 1908-м — диа­ко­ном в се­ле Со­лгон­ское, в 1915 го­ду — свя­щен­ни­ком в се­ле Но­во-Елов­ское Ачин­ско­го уез­да Крас­но­яр­ско­го края. Он был рев­ност­ным пас­ты­рем и сер­деч­ным, от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком, по­че­му и поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем сре­ди сво­их при­хо­жан и всех его знав­ших. 24 ян­ва­ря 1919 го­да он был схва­чен крас­ны­ми пар­ти­за­на­ми из от­ря­да Ще­тин­ки­на и рас­стре­лян в по­лу­то­ра ки­ло­мет­рах от де­рев­ни Ло­доч­ная. На те­ле его, кро­ме ог­не­стрель­ных ран, ока­за­лось три шты­ко­вых. Вви­ду то­го, что эти ме­ста бы­ли за­хва­че­ны боль­ше­ви­ка­ми, те­ло свя­щен­ни­ка бы­ло вы­ве­зе­но тай­но но­чью из се­ла Но­во-Елов­ское и пе­ре­ве­зе­но в го­род Ачинск, ко­то­рый в это вре­мя был за­нят вой­ска­ми Бе­лой ар­мии, где и бы­ло со­вер­ше­но от­пе­ва­ние за­му­чен­но­го пас­ты­ря. Отец Вла­ди­мир был по­гре­бен у Ка­зан­ско­го хра­ма в Ачин­ске. В его по­гре­бе­нии участ­во­ва­ло по­чти все на­се­ле­ние го­ро­да.

☦️
Исповедник Влади́мир Хираско, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 11 ян­ва­ря 1874 го­да в го­ро­де Пет­ров­ске Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Гри­го­рия Хи­рас­ко. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Вла­ди­мир Гри­горь­е­вич ра­бо­тал учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах. В 1899 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Воз­не­се­ния Гос­под­ня в се­ле Омель­но Игу­мен­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии. Здесь он про­слу­жил во­семь лет, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Ге­ор­ги­ев­скую цер­ковь в се­ло Юре­ви­чи то­го же уез­да. В 1911 го­ду отец Вла­ди­мир был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» в Мин­ске. Храм был по­стро­ен при учи­ли­ще сле­пых. В Мин­ске отец Вла­ди­мир пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в муж­ской и жен­ской гим­на­зи­ях. Кро­ме то­го, он был чле­ном Мин­ско­го епар­хи­аль­но­го по­пе­чи­тель­ства о бед­ных ду­хов­но­го зва­ния. Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1919 го­ду отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван, но вско­ре осво­бож­ден. Вто­рич­но про­то­и­е­рей Вла­ди­мир был аре­сто­ван 29 де­каб­ря 1925 го­да по об­ви­не­нию в свя­зи с Поль­ским Ге­не­раль­ным кон­суль­ством.
При­хо­жане, ста­ра­ясь под­дер­жать свя­щен­ни­ка, пи­са­ли ему в тюрь­му: «Вы­со­ко­ува­жа­е­мый отец наш ду­хов­ный Вла­ди­мир! По­здрав­ля­ем Вас с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва!.. на­шлись и та­кие лю­ди, ко­то­рые по­счи­та­ли Вас пре­ступ­ни­ком и уже аре­сто­ва­ли Вас и по­са­ди­ли в тюрь­му за ту свя­тую прав­ду, ко­то­рой ве­лел сле­до­вать Сам Иисус Хри­стос. Ра­зу­ме­ет­ся, это уже дав­но из­вест­но, что ложь прав­ду ди­ко нена­ви­дит. Так по­сту­пал в Виф­ле­е­ме Ирод, из­бив­ший че­тыр­на­дцать ты­сяч мла­ден­цев для то­го, чтобы уни­что­жить прав­ду, а прав­да оста­лась жить, и бу­дет жить. Так и те­перь по­сту­па­ют со­сто­я­щие во вла­сти ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные без­бож­ни­ки… Они счи­та­ют Иису­са Хри­ста пре­ступ­ни­ком, идут по сто­пам Иро­да, Иуды-пре­да­те­ля и всех тех раз­бой­ни­ков, ко­то­рые уби­ва­ли Хри­ста… До­ро­гой, ми­лый наш пас­тырь! В се­го­дняш­ний тор­же­ствен­ный день Рож­де­ства Хри­сто­ва мы не в со­сто­я­нии Вас ви­деть… как нам боль­но, как обид­но, как неволь­но сле­зы льют­ся из на­ших глаз за Ва­ше неза­слу­жен­ное стра­да­ние…»
«До­ро­гой отец Вла­ди­мир! По­здрав­ля­ем Вас с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва! Дай Бог Вам все­го луч­ше­го. Где Бог – там лю­бовь, а где лю­бовь – там сча­стье и ра­дость во­ве­ки. Ми­лый наш ба­тюш­ка, Вас му­ча­ют за ве­ру хри­сти­ан­скую. Мы не мо­жем ни спать, ни есть по слу­чаю Ва­ше­го му­че­ния…»
Сле­до­ва­те­ли, най­дя эти пись­ма, по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка, чтобы он на­звал име­на пи­сав­ших, но отец Вла­ди­мир ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся. В мар­те 1926 го­да он был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки, ко­то­рую был от­прав­лен от­бы­вать в го­род Орел. Вес­ной 1929 го­да он вер­нул­ся в Минск и стал слу­жить в той же церк­ви. Вско­ре в га­зе­те «Ра­бо­чий» по­яви­лась ста­тья, в ко­то­рой отец Вла­ди­мир об­ви­нял­ся в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
26 мар­та 1929 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван. Да­вая по­ка­за­ния на след­ствии, он ска­зал: «В го­род Минск из Ор­ла я воз­вра­тил­ся во втор­ник 12 мар­та… в пер­вый раз бо­го­слу­же­ние со­вер­шил в суб­бо­ту 17 мар­та. Ни­ка­ких встреч и при­вет­ствий ни­кто мне не устра­и­вал. Я же сам об­ра­тил­ся с при­вет­стви­ем к сво­им при­хо­жа­нам, в ко­то­ром го­во­рил, что с ра­до­стью встре­ча­юсь с ни­ми и бла­го­да­рю Бо­га за то, что неиз­беж­ные в жиз­ни каж­до­го че­ло­ве­ка го­ре­сти и тя­го­ты ве­ра в Бо­га по­мог­ла мне пе­ре­не­сти и что эта ве­ра мо­жет об­лег­чить тя­го­ты жиз­ни каж­до­го из хри­сти­ан, и по­то­му сле­ду­ет быть твер­дым в ве­ре. На дру­гой день, в вос­кре­се­нье, мною бы­ла про­из­не­се­на про­по­ведь на те­му о все­про­ще­нии… эта те­ма бы­ла из­бра­на по­то­му, что тот вос­крес­ный день но­сит на­зва­ние “Про­ще­но­го вос­кре­се­нья”… В сре­ду на пер­вой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста пе­ред при­ча­ще­ни­ем я го­во­рил при­част­ни­кам на те­му: “По­мя­ни мя, Гос­по­ди, во Цар­ствии Тво­ем”, при­зы­вая ве­ру­ю­щих лю­дей доб­рой жиз­нью дать воз­мож­ность Гос­по­ду вспом­нить из их жиз­ни хоть что-ни­будь доб­рое… В двух по­след­них мо­их ре­чах, про­из­не­сен­ных мною 24 мар­та, ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских или контр­ре­во­лю­ци­он­ных ло­зун­гов не бы­ло. В пер­вой из них про­во­ди­лась мысль о том, что тор­же­ство пра­во­сла­вия за­клю­ча­ет­ся в доб­рой хри­сти­ан­ской жиз­ни… во вто­рой ре­чи, ска­зан­ной на пас­сии, то есть служ­бе, по­свя­щен­ной вос­по­ми­на­нию стра­да­ний Хри­ста, я го­во­рил о том, что вся­ко­го ро­да стра­да­ния и ли­ше­ния в жиз­ни нуж­но пе­ре­но­сить без­ро­пот­но по при­ме­ру Хри­ста. За­кан­чи­вая свои по­ка­за­ния по по­во­ду от­ме­чен­ных в кор­ре­спон­ден­ции га­зе­ты “Ра­бо­чий” фак­тов, яко­бы сви­де­тель­ству­ю­щих о мо­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, я, соб­ствен­но го­во­ря, ду­маю, что ни­ка­ких фак­тов в этой кор­ре­спон­ден­ции не име­ет­ся…»
В 1929 го­ду про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хи­рас­ко был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния. Из за­клю­че­ния свя­щен­ник осво­бо­дил­ся в 1932 го­ду тя­же­ло боль­ным и через несколь­ко ме­ся­цев скон­чал­ся.

☦️
Икона Богородицы Елецкая.
Об этой иконе из­вест­но лишь то, что на­хо­ди­лась она в го­ро­де Ель­це Ор­лов­ской гу­бер­нии. Кро­ме то­го, ле­то­пи­си за­фик­си­ро­ва­ли год её яв­ле­ния — 1060, то есть тот же, что и у Елец­кой-Чер­ни­гов­ской. Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что Елец­кая ико­на яв­ля­ет­ся позд­ним спис­ком (ко­пи­ей) с Елец­кой-Чер­ни­гов­ской. По­ми­мо по­яс­но­го изо­бра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри су­ще­ству­ют ещё один вид Елец­кой ико­ны — ро­сто­вой. На этой иконе изо­бра­же­но яв­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной Та­мер­ла­ну пе­ред его по­хо­дом на Моск­ву, быв­шее в 1395 го­ду в го­ро­де Ель­це.
От­ды­ха­ю­ще­му в шат­ре на го­ре Ар­га­мачь Та­мер­ла­ну яви­лась в ви­де­нии гроз­ная Све­то­нос­ная Де­ва с сон­мом свя­тых. В тот же день, 26 ав­гу­ста, жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли чу­до­твор­ную Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­ли­лись пред ней о спа­се­нии от страш­но­го на­ше­ствия. Устра­шен­ный ви­де­ни­ем, Та­мер­лан вос­клик­нул: «Итак, мы не одо­ле­ем зем­ли рус­ской!» — и по­вер­нул с ор­дой на­зад.
В па­мять об этом чу­дес­ном со­бы­тии на­пи­са­на ико­на Елец­кая и уста­нов­ле­но мест­но­чти­мое празд­но­ва­ние — 8 сен­тяб­ря (26 ав­гу­ста по ста­ро­му сти­лю). День об­ще­цер­ков­но­го празд­но­ва­ния: 24 ян­ва­ря (11 ян­ва­ря по ста­ро­му сти­лю).

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-eleckaja


Жития
Писание