23 января
☀️ неподвижный годовой круг:
• 23 января (10 января)
• (попразднство Богоявления)
• блж. Феосе́вии (Фео́звы) (385)
• свт. Григория Нисского (после 394) 📚
• прп. Маркиа́на Константинопольского (V)
• прп. Дометиа́на Мелитинского (601)
• прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429)
• прп. Макария Писемского (XIV)
• прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882)
• свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894) 📚
• сщмч. Зиновия (Сутормина) (1920)
• сщмч. Петра (Успенского) (1930)
• сщмч. Анатолия (Грисюка) Одесского (1938) 📚
☦️
Блаженная Феосе́вия (Фео́зва), диакониса.
Блаженная Феозва диакониса была родной сестрой святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского. Она была девственницей и служила Святой Церкви диакониссой, ухаживала за больными, раздавала пищу странникам, воспитывала сирот и готовила женщин ко Святому Крещению. Когда брат ее, святой Григорий Нисский, был в изгнании три года, святая Феозва находилась при нем и разделяла все невзгоды скитальческой жизни. Скончалась святая Феозва в 385 году, святитель Григорий Богослов почтил память ее похвальным словом.
☦️
Святитель Григо́рий Нисский, епископ.
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий был твердым ревнителем православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый «Шестоднев». В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился святым местам.
В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе по инициативе святого Григория был дополнен Никейский Символ веры.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова.
В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/37
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/
• Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг.
• Опровержение Евномия
• Большое огласительное слово
• Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)
• Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому
• К Авлавию о том, что не «три Бога»
• К эллинам. На основании общих понятий
• К Симпликию, о вере
• Слово о Святом Духе против македонян духоборцеК
• Слово против Ария и Савеллия
• О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной
• Против учения о судьбе
• О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию
• Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё
• Религиозные скитания русской интеллигенции нашего времени 0
• Об устроении человека
• О Шестодневе
• О жизни Моисея Законодателя
• О надписании псалмов
• Точное истолкование Екклезиаста Соломонова
• Изъяснение Песни песней Соломона
• О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию
• Толкование на Псалом 6-й
• Беседы о молитве Господней
• На слова Писания: «а блудяй, во свое тело согрешает» (1Кор.6:18)
• О Блаженствах
• О девстве
• Послание о жизни преподобной Макрины
• К Армонию о том, что значит звание «христианин»
• К Олимпию о совершенстве
• О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве
• Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму
• Слово на день Светов, в который крестился наш Господь
• Слова на Святую Пасх
• Слово на Вознесение Господа Иисуса Христа
• Слово о Святом Духе
• Похвальное слово святому первомученику Стефану
• Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)
• Похвальное слово святым сорока мученикам (первое)
• Похвальное слово святым сорока мученикам (второе)
• Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их
• Слово о жизни святого Григория Чудотворца
• Слово на день памяти Василия Великого, родного брата
• Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему
• Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому
• О нищелюбии и благотворительности
• О нищелюбии, слово второе
• Против отлагающих крещение
• Против ростовщиков
• Против тяготящихся церковными наказаниями
• Слово На Рождество Господа нашего Иисуса Христа, и на избиение младенцев в Вифлееме от Ирода
• Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную
• На свое рукоположение
• Письма
• ТСО (Собрание сочинений)
• On the Baptism of Christ
• On the Making of Man
• On the Soul and the Resurrection
• The Letters
☦️
Преподобный Маркиа́н Константинопольский, пресвитер.
Преподобный Маркиан, пресвитер и эконом Великой церкви (в Константинополе), родился в Риме и в юности получил начальное образование в Константинополе. После смерти родителей преподобный Маркиан употребил богатое наследство на строение, обновление и украшение храмов. Так, он построил церковь во имя святой мученицы Анастасии, богато украсив ее, и перенес в нее святые мощи мученицы. Построил также церковь святой мученицы Ирины. Нравственная чистота, строгая подвижническая жизнь обратили на него внимание патриарха, который рукоположил преподобного Маркиана во пресвитера и поставил экономом Великой (патриаршей) церкви в Константинополе.
Преподобный Маркиан раздавал из своего имения щедрую милостыню, а сам отличался нестяжательностью, отказывая себе во всем. Согласно заповеди Спасителя, он не имел двух одежд, так что нечем было заменить промокшую от непогоды одежду.
Получив дар чудотворения, преподобный Маркиан исцелял больных, изгонял бесов. Скончался святой Маркиан в 472–474 гг. и был погребен в монастыре святого Иоанна Предтечи в Константинополе.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/39
☦️
Преподобный Дометиа́н Мелитинский, епископ.
Преподобный Дометиан, епископ Мелитинский, родился и жил в VI веке, при императоре Иустине Младшем. Был женат, но вскоре овдовел, принял монашество и проводил строгую и святую жизнь. В тридцатилетнем возрасте был избран во епископа города Мелитины (Великая Армения). Мудрый и ревностный в вопросах веры, сильный в слове и деле, святой Дометиан скоро стяжал славу доброго и ревностного пастыря. Он не раз выполнял государственные поручения в Персии для устранения столкновений с греками. Любимый всеми, преподобный Дометиан часто получал богатые дары, которые раздавал на содержание неимущих. Еще при жизни и после смерти, последовавшей в 601 году, святитель Дометиан был прославлен от Бога чудесами.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-3/10_3
☦️
Преподобный Павел Комельский (Обнорский).
Преподобный Павел Комельский, славный ученик преподобного Сергия Радонежского, родился в Москве в 1317 году. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии). Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца. С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл пятнадцать лет в затворе. Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского (память 20 июля) и, наконец, остановился в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии, «не дая покоя телу, за еже получити будущий покой». Затем он перешел на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. Дни его проходили в бдении и молитве. Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Широко распространилась молва об отшельнике, и к нему стали приходить желавшие его духовного руководства. Несмотря на любовь к уединенной жизни, преподобный никогда и никому не отказывал в духовном утешении и наставлении. Здесь его посетил преподобный Сергий Нуромский, который, также ища уединения, по благословению своего наставника, преподобного Сергия, проводил свою подвижническую жизнь в тех местах.
По благословению преподобного Сергия и с согласия митрополита Фотия в 1414 году преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление новой обителью своему ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келлии на горе, оставаясь при этом чутким и добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи. Преставился преподобный Павел 112 лет от роду. Последние слова его были: «Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития».
Житие святого написано около 1546 года, а прославление совершилось в 1547 году.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/40
☦️
Преподобный Макарий Писемский.
10 января, в день памяти преподобного Павла Обнорского, или Комельского, честно празднуется память одного из друзей и собеседников его – преподобного Макария Писемского. Не сохранилось известий, когда началось знакомство обоих отшельников. Древнее же предание говорит, что преподобный Павел обрел преподобного Макария во время странствований своих по монастырям прежде поселения в Комельском лесу, на реке Обноре, то есть до 1414 года. Предание называет родиной преподобного Макария село Данилово, расположенное по левому берегу речки Письмы, верстах в двенадцати от пустыни, откуда берет свое происхождение дворянское семейство Писемских, почитающее преподобного Макария в числе своих родичей. Первоначальное научение иночеству преподобный Макарий получил от преподобного Сергия в славной его обители, а отсюда по любви к уединению возвратился на родину и поселился в густом лесу близ речки Письмы. Это место сохранило наименование Старой Макариевой пустыни. Когда к отшельнику стал собираться народ и нашлись многие, пожелавшие поселиться возле него, преподобный Макарий устроил небольшую обитель в расстоянии версты от уединенной своей келлии и поставил деревянную церковь во имя Преображения Господня. Возле этой церкви преподобный и был впоследствии погребен.
По устроении собственной обители преподобный Павел не забыл о своем друге; со своей стороны, и преподобный Макарий устроенную им на Письме пустынь не почитал чужою обители Павловой. Единомыслие в разумении человеческой жизни и пользы уединения и безмолвия сближало обоих отшельников, почему в основание устроенных им обителей положены были, вероятно, общие начала монастырского жития. Но разную судьбу имели обители духовных друзей: обитель Обнорская сделалась многолюдной, а Писемская обитель оставалась небольшой пустынью. Однако связь между ними не прерывалась. Грамоты царей Иоанна Грозного (1566 г.) и Михаила Феодоровича (1625 г.) называют Макариеву пустынь в Шачебальском стану приписною к Павло-Обнорскому монастырю.
В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года упоминается образ преподобного Макария и преподобного Павла – значит, местное почитание подвижника в то время уже началось. О самом монастыре в описи говорится: «Да Павлова же монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке Писме, а в пустыни церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом преподобного Павла, Обнорского чудотворца, верхи шатровые. Да в том же приделе гробница прп. Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине висит крест».
При гробе прп. Макария совершилось такое чудо. В конце XVIII столетия сгорела церковь, под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного, и на том месте, где находился этот сруб, не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла; все это место покрыто было необыкновенной росой. После пожара один любопытный зритель захотел вскрыть надгробие и посмотреть, что там находится. За это он был наказан слепотой.
В настоящее время мощи преподобного покоятся под спудом. На гробнице находится икона преподобного Макария; под пеленою лежит его посох. От 1750 года хранится молитва преподобному.
☦️
Преподобный Анти́па Валаамский (Афонский).
Иеросхимонах Антипа родился в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда в 1816 году. Родители его были люди православные и весьма благочестивые. Жили они в большой бедности. Отец его, Георгий Константинович Лукиан, служил дьяконом в убогой церкви села Калаподешти; мать его, Екатерина Афанасьевна, впоследствии поступила в женский монастырь и с именем Елисавета скончалась в схиме. Долго у Лукианов не было детей; наконец по молитвам жены у них родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипы.
Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим: мать родила его без болезни; затем до конца жизни осеняла его чудная благодать Божия. Еще в детстве, когда он пас овец своего отца в глухом лесу, где водилось множество ядовитых змей, брал он их живых без малейшего вреда в свои руки и тем приводил в ужас сторонних зрителей. Раз он пошел в огород к своему соседу, семейному человеку, у них зашел разговор о змеях, тогда мальчик уверял, что он не боится змей и даже берет их на руки живых; сосед не верил ему и даже смеялся над ним, как вдруг, по смотрению Божию, очутилась в том самом огороде одна змея, которую мальчик без боязни взял на свои руки; сосед же, испугавшись, закричал на всю мочь и пустился бежать. Так Бог хранил от юности сего отрока.
Одаренный от Бога высокими духовными дарованиями, в отрочестве о. Антипа был как бы лишен обыкновенных, естественных способностей: от природы он был очень простоват и крайне непонятлив. Эта двойственность о. Антипы производила соответствующее впечатление на его сверстников. Иногда они, поражаемые проявлением в нем чего-то дивного, необычайного, падали пред ним со страхом на колени и называли его своим владыкой; иногда же – ругали и били его за его простоватые выходки.
Долго, не смотря на самое усердное прилежание, не мог о. Антипа научиться грамоте. Видя его неспособность, учителя даже советовали ему лучше оставить школу и обучаться какому-либо ремеслу. О. Антипа горько плакал. «Нет, – говорил он, – мое единственное желание научиться читать; я до смерти буду заниматься только чтением Божественных книг». Усердие, труд и молитва, наконец, победили, и священные книги для о. Антипы стали единственным всегдашним источником духовного назидания и самых сладостных утешений.
Еще о. Антипа ходил учиться в школу, как скончался его отец, и все их семейство осталось без опоры. Его, как старшего, как будущего кормильца, отдала мать в обучение переплетному мастерству. Мужественно претерпев все тяжкие невзгоды в чужом доме у жестокого хозяина, беззащитный сирота с помощью Божией быстро достиг звания переплетного мастера и, возвратясь на родину и обзаведясь собственным хозяйством, еще юношей сделался опорой и единственной отрадой вдовствующей своей матери и всей семьи.
Полное довольство царило в семействе Лукиана, но сердце молодого хозяина не находило утешений в земном. Часто вдали от всех, обливаясь слезами, недоумевая, где обрести покой души, мысленно взывал он к Богу: «Скажи мне, Господи, путь в он же пойду, яко к Тебе взях душу мою!» (Пс.142:8). В одну из таких уединенных мысленных бесед с самим собой, на двадцатом году своей жизни, внезапно о. Антипа был озарен дивным, неизъяснимым светом. Свет этот наполнил сердце его невыразимой радостью, из очей его потоками полились неудержимые, сладостные слезы – тогда, как бы ощутив в этом свете высшее Божественное звание, о. Антипа в ответ на зов Божий в радости воскликнул: «Господи, я буду монахом!»
Но Господь промыслительно попускал на него и разнообразные бесовские искушения. Бесы являлись ему в виде черных эфиопов и черных собак, но при знамении креста они мгновенно, сверкнув молнией, исчезали. Иногда принимали они на себя и другие многоразличные отвратительные образы, производили ужасный треск и шум, наводили невыразимый страх на душу подвижника. Пред наступлением бесовских искушений в воздухе нередко слышался глас, предварявший о. Антипу и взывавший к нему: «Готовься! Будет искушение!»
Кроме искушений от бесов, много скорбей и поношений в разное время претерпел о. Антипа и от враждовавших на него людей за его прямоту и неудержимую ревность к благочестию. Так «десными и шуйими» возводился он по степеням лествицы совершенства.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-antipa-valaamskij-afonskij
☦️
Святитель Феофа́н Затворник, Вышенский, епископ.
Святитель Феофан Затворник Вышенский, епископ Тамбовский. В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. – ректор СПДА.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его – «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Канонизирован в 1988 г. как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feofan-zatvornik
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/
• Душа и ангел
• «Востани спяй»
• Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов
• Как надобно молиться
• Краткое учение о Богопочитании
• Мысли на каждый день [1887] года
• Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество
• Наставление о преспеянии в христианской жизни
• Наставления в духовной жизни
• Начертание христианского нравоучения
• О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха
• Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
• Пять поучений о пути ко спасению
• Созерцание и Размышление
• Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
• Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
• Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения
• Псалтирь прп. Ефрема Сирина
• Толкование на книгу св. Ермы
• Богоугодная жизнь вообще
• Два слова о святом Таинстве Крещения
• Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской
• Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• Сборник проповедей «Небесный Покров над нами»
• Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни»
• Сборник слов «Внутренняя жизнь»
• Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам
• Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него
• Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни
• Сборник слов на разные случаи
• Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще
• Слова к Тамбовской пастве 1859–1860 гг. святитель Феофан Затворник
• Слова к Тамбовской пастве 1861–1863 гг.
• Три слова о несении креста
• Четыре слова о молитве
• Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником
• О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников
• По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе
• Евангельская история
• Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова
• Толкование на второе послание к Коринфянам
• Толкование на второе послание к Тимофею
• Толкование на второе послание к Фессалоникийцам
• Толкование на первое послание к Коринфянам
• Толкование на первое послание к Тимофею
• Толкование на первое послание к Фессалоникийцам
• Толкование на послание апостола Павла к Евреям
• Толкование на послание к Галатам
• Толкование на послание к Евреям
• Толкование на послание к Ефесянам
• Толкование на послание к Колоссянам
• Толкование на послание к Титу
• Толкование на послание к Филимону
• Толкование на послание к Филиппийцам
• Толкование послания апостола Павла к римлянам
• Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую
• Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем
• Письма о духовной жизни
• Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии
• Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни
• Письма
• Древние иноческие уставы (перевод)
• Древний патерик (перевод)
• Избранные песнопения из Октоиха (перевод)
• Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении» (перевод)
• Болезнь и смерть
• Внутренняя жизнь. Избранные поучения
• Господь послал к тебе нуждающегося
• О непрестанной молитве
• Простые истины сердца
• Рукописи из кельи
• Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского
• On prayer
☦️
Священномученик Зино́вий Сутормин, пресвитер.
Священномученик Зиновий (Зиновий Евстафьевич Сутормин) до принятия священнического сана служил фельдшером в Сибирском казачьем войске. В 1901 году он был рукоположен во диакона к Воскресенскому храму в городе Семипалатинске, а в 1911 году — во священника ко храму в селе Верхуба Змеиногорского уезда Томской губернии и назначен настоятелем. При отце Зиновии была начата постройка нового каменного храма во имя святителя и чудотворца Николая, который был завершен и освящен в 1913 году.
В 1912 году скончалась супруга отца Зиновия, оставив на его попечении пятерых детей. В 1919 году священник, служивший в селе Георгиевка, попросил правящего архиерея перевести его на другой, более богатый приход, ввиду многочисленности своей семьи. Архиерей предложил священнику самому отыскать желающего поменяться приходами. Священник предложил поменяться отцу Зиновию, и тот дал на это свое согласие, завершая добрым делом немногие оставшиеся дни своей земной жизни.
В январе 1920 года отец Зиновий приехал вместе с младшими детьми погостить к своему старшему сыну в село Шемонаиху вблизи города Усть-Каменогорска. 23 января 1920 года село было занято отрядом красноармейцев, после чего сразу же начались обыски и аресты. Вместе с другими жителями села был арестован и отец Зиновий. Все арестованные вместе со священником были приговорены к смерти и вывезены за село. Отцу Зиновию отрубили топором голову и погребли в общей безвестной могиле неподалеку от села Шемонаиха.
☦️
Священномученик Петр Успенский, пресвитер.
Священномученик Петр родился в 1863 году в селе Меньшие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского. В 1884 году Петр Николаевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в течение десяти лет работал учителем в школах сел Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии.
В 1894 году Петр Николаевич был рукоположен во священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково Михайловского уезда, а в 1903 году был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда; возведен в сан протоиерея и в 1914 году назначен благочинным.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-uspenskij
☦️
Священномученик Анато́лий (Грисюк), Одесский, митрополит.
Священномученик Анатолий родился 19 августа 1880 года в городе Кременце Волынской губернии в семье бухгалтера Кременецкого уездного казначейства Григория Грисюка и в крещении наречен был Андреем. Первоначальное образование Андрей получил в Кременецком духовном училище. В 1894 году он поступил в Волынскую Духовную семинарию, которую окончил в 1900 году и в тот же год поступил в Киевскую Духовную академию. 6 августа 1903 года Андрей Григорьевич был пострижен в Киево-Печерской Лавре в монашество с наречением ему имени Анатолий, 15 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1904 года — во иеромонаха. По окончании в 1904 году академии в числе первых студентов, иеромонах Анатолий был оставлен на год профессорским стипендиатом для подготовки к занятию вакантной кафедры общей церковной истории. 16 августа 1905 года он был определен на кафедру общей церковной истории в звании исполняющего должность доцента.
В 1905-1906 годах иеромонах Анатолий находился в командировке при Русском Археологическом Институте в Константинополе, занимаясь научными исследованиями. От природы одаренный большими способностями, прекрасно знающий классические и некоторые восточные языки, всегда усердный и ревностный в исполнении своих обязанностей и на редкость трудолюбивый, иеромонах Анатолий скоро овладел предметом своей специальности и, благодаря лингвистическим познаниям, получил возможность работать с рукописями, написанными на древних языках. Любовью к истории и ее первоисточникам, неутомимым стремлением докопаться до каждой хронологической даты молодой иеромонах напоминал знаменитого историка Санкт-Петербургской Духовной академии Василия Васильевича Болотова, воспроизводя в своих ученых трудах почти все научно-исследовательские приемы этого известного ученого. Архиепископ Антоний (Храповицкий) писал об ученой деятельности иеромонаха Анатолия: «Иеромонах Анатолий по церковной истории — талантливый, и хотя еще очень молодой, но широко осведомленный преподаватель. Он становится хозяином не только в истории событий церковной жизни, но и вообще в богословии, то есть в Священном Писании и патрологии. Обладая прекрасно выработанным, точным и метким языком, он успевает в продолжение одной лекции изложить множество событий, дать несколько сильных характеристик, пояснить сущность самого отвлеченного предмета, например богословских споров IV века. Держась строго православного учения, отец Анатолий, однако, обладает мыслью смелой и не подчиняется литературным пособиям, но распоряжается ими, как установившийся уже ученый».
4 августа 1911 года иеромонах Анатолий был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века». По отзывам рецензентов, этот труд, касаясь мало разработанной в церковно-исторической науке области, отличается неоспоримыми достоинствами. Чтобы собрать исторические сведения о подвижниках и киновиях Сирии на протяжении почти четырех веков, автору пришлось употребить огромные усилия на поиск и изучение документов.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-grisjuk
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisyuk/
• Проповедь, сказанная в день памяти святителя Иоанна Златоуста в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года
• Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века
• Профессор Константин Димитриевич Попов (некролог)
• Памяти профессора В.В. Болотова
• Слово при погребении профессора Киевской Духовной Академии К.Д. Попова