☀️ неподвижный годовой круг:
9 января (27 декабря)
• (попразднство Рождества Христова)
• (Святки)
• ап. от 70-ти первомч. и архидиакона Стефа́на (34)
• свт. Фео́дора I Константинопольского (ок. 686)
• прп. Феодора Начертанного (ок. 840)
• прп. Вонифа́тия Феофановского (1871) 📚
• сщмч. Тихона (Никанорова) Воронежского (1919)
• мц. Антонины Брянских (1937)


☦️
Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон.
Свя­той Сте­фан про­ис­хо­дил из ев­ре­ев, жив­ших за гра­ни­цей, т.е. вне Свя­той Зем­ли. Та­кие евреи на­зы­ва­лись эл­ли­ни­ста­ми, так как в них чув­ство­ва­лось вли­я­ние гре­че­ской куль­ту­ры, до­ми­ни­ро­вав­шей в Рим­ской им­пе­рии. По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов Цер­ковь ста­ла быст­ро рас­ти, и воз­ник­ла необ­хо­ди­мость за­бо­тить­ся о си­ро­тах, вдо­вах и бед­ных во­об­ще, при­няв­ших Кре­ще­ние. Апо­сто­лы пред­ло­жи­ли хри­сти­а­нам вы­де­лить семь до­стой­ных му­жей для опе­ки нуж­да­ю­щих­ся. По­свя­тив этих семь че­ло­век в диа­ко­ны (что зна­чит по­мощ­ни­ки, слу­жи­те­ли), апо­сто­лы сде­ла­ли их сво­и­ми бли­жай­ши­ми по­мощ­ни­ка­ми. Сре­ди диа­ко­нов вы­де­лял­ся сво­ей креп­кой ве­рой и да­ром сло­ва мо­ло­дой Сте­фан, на­зы­ва­е­мый ар­хи­ди­а­ко­ном, т.е. пер­вым диа­ко­ном. В ско­ром вре­ме­ни диа­ко­ны, кро­ме по­мо­щи бед­ным, ста­ли при­ни­мать бли­жай­шее уча­стие в мо­лит­вах и бо­го­слу­же­ни­ях.
Сте­фан про­по­ве­до­вал в Иеру­са­ли­ме сло­во Бо­жие, под­креп­ляя ис­тин­ность сво­их слов зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Успех его был очень боль­шой, и это воз­бу­ди­ло про­тив него нена­висть рев­ни­те­лей за­ко­на Мо­и­сея – фа­ри­се­ев. Они схва­ти­ли его и по­влек­ли в си­нед­ри­он – выс­шее су­ди­ли­ще у ев­ре­ев. Здесь фа­ри­сеи пред­ста­ви­ли лож­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые утвер­жда­ли, что он в сво­их про­по­ве­дях оскорб­ля­ет Бо­га и про­ро­ка Мо­и­сея. В свое оправ­да­ние свя­той Сте­фан из­ло­жил пе­ред си­нед­ри­о­ном ис­то­рию ев­рей­ско­го на­ро­да, по­ка­зы­вая на яр­ких при­ме­рах, как евреи все­гда про­ти­ви­лись Бо­гу и уби­ва­ли по­слан­ных Им про­ро­ков. Чле­ны си­нед­ри­о­на слу­шая его, все бо­лее раз­го­ра­лись гне­вом.
В это вре­мя Сте­фан уви­дел, как над ним рас­кры­лось Небо, и он вос­клик­нул: «Я ви­жу небе­са от­вер­стые и Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го, сто­я­ще­го одес­ную Бо­га» (Деян.7:56). Услы­шав это, чле­ны си­нед­ри­о­на при­шли в ве­ли­кую ярость. За­ты­кая свои уши, они бро­си­лись на Сте­фа­на и по­влек­ли его за го­род. Здесь, как за­кон по­веле­вал, сви­де­те­ли, пер­вые об­ви­нив­шие Сте­фа­на, пер­вы­ми ста­ли по­би­вать его кам­ня­ми. При этом при­сут­ство­вал юно­ша, име­нем Савл, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но сте­речь одеж­ды по­би­ва­ю­щих кам­ня­ми. Он одоб­рял уби­е­ние Сте­фа­на. Па­дая под гра­дом кам­ней, Сте­фан вос­клик­нул: «Гос­по­ди Иису­се! Не вме­ни им гре­ха се­го и при­ми дух мой». Со­бы­тие это и речь Сте­фа­на в си­нед­ри­оне опи­сал еван­ге­лист Лу­ка в кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов, гла­вы 6-8.
Так ар­хи­ди­а­кон Сте­фан стал пер­вым му­че­ни­ком за Хри­ста в 34 го­ду по­сле Р.X. По­сле это­го на­ча­лось в Иеру­са­ли­ме пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, от ко­то­ро­го они вы­нуж­де­ны бы­ли бе­жать в раз­ные ча­сти Свя­той Зем­ли и в со­сед­ние стра­ны. Так хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла рас­про­стра­нять­ся в раз­ных ча­стях Рим­ской им­пе­рии. Кровь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на не про­ли­лась да­ром. В ско­ром вре­ме­ни Савл, одоб­ряв­ший это убий­ство, уве­ро­вал, кре­стил­ся и стал зна­ме­ни­тым Пав­лом – од­ним из са­мых успеш­ных про­по­вед­ни­ков Еван­ге­лия. Мно­го лет спу­стя Па­вел, по­се­тив Иеру­са­лим, был то­же схва­чен разъ­ярен­ной тол­пой иуде­ев, хо­тев­ших по­бить его кам­ня­ми. В сво­ей бе­се­де с ни­ми он вспом­нил о невин­ной смер­ти Сте­фа­на и о сво­ем уча­стии в ней (Деян.22).

2/15 августа – Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана.
Пе­ре­не­се­ние из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль мо­щей свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на бы­ло око­ло 428 го­да. По­сле то­го, как свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан был по­бит иуде­я­ми кам­ня­ми, свя­тое те­ло его бро­си­ли без по­гре­бе­ния на съе­де­ние зве­рям и пти­цам. Од­на­ко на вто­рую ночь зна­ме­ни­тый иудей­ский за­ко­но­учи­тель Га­ма­ли­ил, на­чав­ший скло­нять­ся к ве­ре в Иису­са Хри­ста как в Мес­сию и за­щи­тив­ший апо­сто­лов в си­нед­ри­оне (Деян.5:34-40), по­слал пре­дан­ных ему лю­дей взять те­ло пер­во­му­че­ни­ка. Га­ма­ли­ил пре­дал его по­гре­бе­нию на сво­ей зем­ле, в пе­ще­ре, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Ко­гда скон­чал­ся тай­ный уче­ник Гос­по­да, Ни­ко­дим, при­хо­див­ший к Нему но­чью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Га­ма­ли­ил так­же по­хо­ро­нил его близ гро­ба ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. За­тем и сам Га­ма­ли­ил, при­няв­ший Свя­тое Кре­ще­ние вме­сте со сво­им сы­ном Ави­вом, был по­гре­бен при гро­бе пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на и свя­то­го Ни­ко­ди­ма. В 415 го­ду мо­щи свя­тых бы­ли чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­те­ны и тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Иеру­са­лим ар­хи­епи­ско­пом Иоан­ном вме­сте с епи­ско­па­ми Елев­фе­ри­ем Се­ва­стий­ским и Елев­фе­ри­ем Иери­хон­ским. С то­го вре­ме­ни от мо­щей на­ча­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния.
Впо­след­ствии, при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450), мо­щи свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на бы­ли пе­ре­ве­зе­ны из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в церк­ви в честь свя­то­го диа­ко­на Лав­рен­тия, а по со­зда­нии хра­ма в честь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на пе­ре­не­се­ны ту­да 2 ав­гу­ста. Дес­ни­ца пер­во­му­че­ни­ка хра­нит­ся в Се­ра­пи­о­но­вой па­ла­те Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1143

☦️
Святитель Фео́дор I Константинопольский, архиепископ.
Свя­ти­тель Фе­о­дор, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, уро­же­нец Кон­стан­ти­но­по­ля, вел бла­го­че­сти­вую жизнь, был воз­ве­ден в сан пре­сви­те­ра и слу­жил в со­бо­ре Свя­той Со­фии, где был так­же со­су­до­хра­ни­те­лем. В 676 го­ду он был из­бран Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, но через два го­да по кле­ве­те был низ­ло­жен. Од­на­ко ис­ти­на вос­тор­же­ство­ва­ла, и свя­той Фе­о­дор в 683 го­ду был вновь воз­ве­ден на Пат­ри­ар­ший пре­стол и до са­мой сво­ей кон­чи­ны управ­лял Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью. Скон­чал­ся ок. 686 го­да.

☦️
Преподобный Фео́дор Начертанный, Константинопольский.
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор ис­по­вед­ник и брат его ис­по­вед­ник Фе­о­фан На­чер­тан­ные ро­ди­лись в Иеру­са­ли­ме от ро­ди­те­лей-хри­сти­ан. Стар­шим был Фе­о­дор. Он с ран­не­го дет­ства из­бе­гал дет­ских за­бав и лю­бил по­се­щать цер­ков­ные служ­бы. Вме­сте с млад­шим бра­том Фе­о­фа­ном (па­мять 24 ок­тяб­ря) он был от­дан на обу­че­ние пре­сви­те­ру в Лав­ре свя­то­го Сав­вы. Оба бра­та при­ня­ли ино­че­ство; свя­той Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан пре­сви­те­ра.
Ко­гда им­пе­ра­тор-ико­но­бо­рец Лев 5 Ар­мя­нин (813–820), из­гнав бла­го­че­сти­во­го ца­ря Ми­ха­и­ла I Ран­га­ва (811–813), стал по­кро­ви­тель­ство­вать ико­но­бор­че­ской ере­си, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский по­слал обо­их бра­тьев в Кон­стан­ти­но­поль для за­щи­ты пра­во­сла­вия. При­быв в ви­зан­тий­скую сто­ли­цу, свя­тые ис­по­вед­ни­ки сме­ло вы­сту­па­ли в за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния. В сло­вес­ном со­стя­за­нии Лев 5 был по­срам­лен. Он при­ка­зал нещад­но бить обо­их бра­тьев, а по­том со­слал их в за­то­че­ние и стро­го за­пре­тил по­мо­гать им в чем-ли­бо.
При сле­ду­ю­щих им­пе­ра­то­рах, Ми­ха­и­ле II (820–829) и осо­бен­но при яром ико­но­бор­це Фе­о­фи­ле (829–842), обо­их бра­тьев вер­ну­ли из ссыл­ки и опять уго­ва­ри­ва­ли при­со­еди­нить­ся к ико­но­бор­че­ской ере­си, но они всё так же твер­до и му­же­ствен­но пре­тер­пе­ли все му­че­ния и сно­ва бы­ли из­гна­ны. Но немно­го спу­стя их вы­зва­ли опять. На этот раз их под­верг­ли же­сто­ко­му из­би­е­нию, и, на­ко­нец, над ни­ми бы­ло со­вер­ше­но неви­дан­ное ис­тя­за­ние. Рас­ка­лен­ны­ми иг­ла­ми на их ли­ца на­нес­ли яко­бы по­зо­ря­щие их над­пи­си – 12 сти­хо­твор­ных строк, в ко­то­рых о свя­тых ис­по­вед­ни­ках го­во­ри­лось как о «со­су­дах суе­вер­но­го за­блуж­де­ния». От­сю­да утвер­див­ше­е­ся за свя­ты­ми бра­тья­ми на­име­но­ва­ние На­чер­тан­ных. Пе­ред пыт­кой свя­то­го Фе­о­до­ра го­род­ской епарх про­сил один лишь раз при­ча­стить­ся вме­сте с ико­но­бор­ца­ми, – за это им обе­ща­ли сво­бо­ду. Но свя­той му­че­ник от­ве­тил: «Это всё рав­но, как бы вы ска­за­ли: «Мы толь­ко от­ру­бим те­бе го­ло­ву, а по­том иди, ку­да хо­чешь». По­сле пыт­ки свя­тых бра­тьев за­то­чи­ли в ме­стеч­ке Апа­мее, где свя­той Фе­о­дор скон­чал­ся ок. 840 го­да. Свя­той Фе­о­фан до­жил до окон­ча­ния ико­но­бор­че­ской ере­си и скон­чал­ся в сане епи­ско­па Ни­кей­ско­го. Пре­по­доб­ный Фе­о­фан был ав­то­ром мно­гих со­чи­не­ний в за­щи­ту Пра­во­сла­вия. Мо­щи пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра бы­ли пе­ре­не­се­ны в Хал­ки­дон, где от них со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1144

☦️
Преподобный Вонифа́тий Феофановский, Киевский, игумен.
Пре­по­доб­ный Во­ни­фа­тий Фе­о­фа­нов­ский ро­дил­ся в 1785 го­ду в се­ле Ми­хай­лов­ка Хер­сон­ской гу­бер­нии в се­мье ве­ру­ю­щих хри­сти­ан Фе­о­до­ра и Ма­рии Ви­но­град­ских. При кре­ще­нии ему бы­ло да­но имя Да­ми­ан.
В два­дца­ти­лет­нем воз­расте Да­ми­ан дал обет Бо­гу по­свя­тить се­бя мо­на­ше­ской жиз­ни, но из-за по­слу­ша­ния ма­те­ри он все же со­гла­сил­ся же­нить­ся. По­сле свадь­бы Да­ми­ан убе­дил свою же­ну хра­нить це­ло­муд­рие, и они жи­ли как брат с сест­рой. В 1811 го­ду бу­ду­щий по­движ­ник по­сту­пил на во­ен­ную служ­бу и при­нял уча­стие в Оте­че­ствен­ной войне 1812 го­да. В ар­мии Да­ми­ан про­слу­жил 25 лет, а по­сле вы­хо­да в от­став­ку вер­нул­ся на ро­ди­ну, где стал до­воль­но успеш­но ве­сти до­маш­нее хо­зяй­ство.
Но мыс­ли о мо­на­ше­стве не остав­ля­ли его, и через несколь­ко лет он ре­шил все же вы­пол­нить свой обет. С со­гла­сия же­ны, он оста­вил ей по­ло­ви­ну име­ния, а дру­гую часть по­жерт­во­вал церк­ви и неиму­щим, по­сле че­го от­пра­вил­ся в Ки­ев.
Сна­ча­ла Да­ми­ан, вме­сте со сво­им на­став­ни­ком юро­ди­вым Иоан­ном Бо­сым, кор­мил ни­щих и да­вал при­ют пу­те­ше­ствен­ни­кам. Для это­го они сни­ма­ли по­ме­ще­ния в двух­этаж­ном цо­ко­ле под Ан­дре­ев­ской цер­ко­вью. В 1849 го­ду Да­ми­ан был при­пи­сан к Ржи­щев­ско­му мо­на­сты­рю, но по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­сто­я­те­ля он остал­ся в го­ро­де про­дол­жать опе­кать­ся пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми.
Через два го­да он был при­нят на по­слу­ша­ние в Ки­ев­ский Ми­хай­лов­ский Зла­то­вер­хий мо­на­стырь, где нес по­слу­ша­ние го­сти­нич­но­го. В 1854 го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Во­ни­фа­тий и по­лу­чил обя­зан­ность при­смат­ри­вать за мо­ща­ми свя­тых угод­ни­ков. Вско­ре Во­ни­фа­тий был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1860 го­ду — во свя­щен­ни­ка.
В 1861 го­ду в Ки­ев в па­лом­ни­че­ство при­бы­ли зем­ля­ки свя­то­го, и про­си­ли его вер­нуть­ся до­мой, чтобы ос­но­вать там скит. Пре­по­доб­ный об­ра­тил­ся к на­сто­я­те­лю Зла­то­вер­хо­го мо­на­сты­ря с прось­бой от­пу­стить его на ро­ди­ну, но вме­сто это­го он был на­зна­чен ос­но­ва­те­лем и устро­и­те­лем ски­та в мест­но­сти Фе­о­фа­ния под Ки­е­вом (ныне Пан­те­ле­и­мо­нов­ский жен­ский мо­на­стырь).
При от­це Во­ни­фа­тие в ски­ту бы­ло вве­де­но еже­днев­ное бо­го­слу­же­ние и неусып­ное чте­ние Псал­ти­ри, воз­ве­ден храм в честь Всех Свя­тых, а так­же мо­на­ше­ские ке­льи и го­сти­ни­ца. Ста­ра­ни­я­ми свя­то­го к ски­ту бы­ла под­ве­де­на пи­тье­вая во­да от бли­жай­ше­го ис­точ­ни­ка, а над са­мим ис­точ­ни­ком бы­ла по­стро­е­на ча­со­вень­ка.
На­сель­ни­ки оби­те­ли ви­де­ли в сво­ем на­сто­я­те­ле об­раз­цо­во­го мо­на­ха, це­ли­ком от­дан­но­го Бо­гу и Церк­ви. Его жизнь пред­став­ля­ла непре­рыв­ный мо­лит­вен­ный по­двиг. Кро­ме уста­нов­лен­но­го пра­ви­ла, он еже­днев­но чи­тал два ака­фи­ста — Иису­су Хри­сту и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, а так­же каж­дую неде­лю про­чи­ты­вал два Еван­ге­лия. По его по­дви­гам Бог дал пре­по­доб­но­му дар про­зор­ли­во­сти.
За год до бла­жен­ной кон­чи­ны свя­той ощу­тил силь­ное ис­то­ще­ние сил, но не от­ча­и­вал­ся. Он не мог по­се­щать бо­го­слу­же­ния в хра­ме, но каж­дый день слу­шал его со сво­ей ке­льи, ограж­ден­ной от церк­ви лишь де­ре­вян­ной сте­ной. Он не остав­лял свое мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, но не имея воз­мож­но­сти сто­ять, со­вер­шал его упав на ко­ле­ни. За ме­сяц до смер­ти он окон­ча­тель­но слег. 9 ян­ва­ря 1871 го­да пре­по­доб­ный Во­ни­фа­тий, при­ча­стив­шись Свя­тых Тайн, ото­шел ко Гос­по­ду. Угод­ни­ка Бо­жия по­хо­ро­ни­ли у ал­тар­ной сте­ны Все­х­свят­ско­го хра­ма, но в ре­зуль­та­те пе­ре­строй­ки в со­вет­ское вре­мя его мо­ги­ла не со­хра­ни­лась.

Творения преподобного Вонифатия:
https://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feofanievskij/otvety-na-voprosy-ot-raznyh-lits/
• Ответы на вопросы от разных лиц

☦️
Священномученик Ти́хон (Никаноров), Воронежский, архиепископ.
Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (в ми­ру Ва­си­лий Ни­ка­но­ров) ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1855 го­да в се­мье Вар­со­но­фия Ни­ка­но­ро­ва в се­ле Ки­рю­га Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Уже в дет­стве про­яви­лась его склон­ность к со­зер­ца­тель­ной, уеди­нен­ной, мо­лит­вен­ной жиз­ни. Пер­во­на­чаль­ное ре­ли­ги­оз­ное и свет­ское об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил до­ма, за­тем по­сту­пил в Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по­сле ее окон­ча­ния в 1877 го­ду — в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. 1 ав­гу­ста 1881 го­да Ва­си­лий Вар­со­но­фье­вич был на­зна­чен по­мощ­ни­ком смот­ри­те­ля Бе­ло­зер­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. На этом по­при­ще про­яви­лись его несо­мнен­ные ду­хов­ные да­ро­ва­ния, ор­га­ни­за­тор­ский та­лант и глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ное от­но­ше­ние к де­лу и лю­дям. По­это­му в 1884 го­ду его утвер­ди­ли ин­спек­то­ром Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии.
15 июня 1884 го­да Ва­си­лий, ре­шив окон­ча­тель­но по­свя­тить свою жизнь Бо­гу, при­нял мо­на­ше­ство. По­стри­жен он был в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре с на­ре­че­ни­ем име­ни Ти­хон. 10 июля 1884 го­да его ру­ко­по­ло­жи­ли во иеро­мо­на­ха. Его мо­на­ше­ские по­дви­ги, а так­же са­мо­от­вер­жен­ные тру­ды на сте­зе ду­хов­но­го про­све­ще­ния Гос­подь не оста­вил со­кры­ты­ми. 6 де­каб­ря 1888 го­да ему бы­ло по­жа­ло­ва­но игу­мен­ство, а с 25 де­каб­ря 1890 го­да игу­мен Ти­хон (Ни­ка­но­ров) ста­но­вит­ся рек­то­ром Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та и по­ру­че­ни­ем на­сто­я­тель­ства.
2 фев­ра­ля 1892 го­да ар­хи­манд­рит Ти­хон Вы­со­чай­шим ука­зом хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Мо­жай­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии. 20 ав­гу­ста 1899 го­да вла­ды­ка Ти­хон был на­зна­чен епи­ско­пом По­лоц­ким и Ви­теб­ским, 4 июня 1902 го­да — Пен­зен­ским и Са­ран­ским. В Пен­зе в го­ды его прав­ле­ния от­кры­ты бы­ли Об­ще­ство вспо­мо­ще­ство­ва­ния уча­щим и уча­щим­ся в цер­ков­ных шко­лах епар­хии (1902), Цер­ков­но-пев­че­ское об­ще­ство (1902), пен­зен­ский Ко­ми­тет пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства (1904).
Но вот в Рос­сии на­сту­пи­ли го­ды ис­пы­та­ний, по­пущен­ные за охла­жде­ние в ве­ре и оску­де­ние Пра­во­сла­вия. Бо­го­бор­че­ство про­ник­ло и в ду­хов­ную сре­ду. В 1906 го­ду вла­ды­ка Ти­хон был необос­но­ван­но об­ви­нен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти пен­зен­ско­го гу­бер­на­то­ра в «укры­ва­тель­стве ре­во­лю­ци­о­не­ров» за то, что за­сту­пил­ся за свою паст­ву и не сме­стил свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ко­то­рых оши­боч­но, как вы­яс­ни­лось впо­след­ствии, при­зна­ва­ли небла­го­на­деж­ны­ми. Ко­гда во вре­мя бес­по­ряд­ков в Пен­зен­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии был убит рек­тор, вла­сти за­кры­ли се­ми­на­рию. 25 июля 1907 го­да епи­скоп Ти­хон уво­лил­ся на по­кой. Но не мо­жет че­ло­век сам сой­ти с то­го бла­го­сло­вен­но­го кре­ста, с ко­то­ро­го Гос­подь дол­жен воз­не­сти его ду­шу, по неиз­ре­чен­ной ми­ло­сти, пря­мо в Небе­са. Уже 31 июля 1907 го­да вла­ды­ка Ти­хон (Ни­ка­но­ров) стал управ­ля­ю­щим Мос­ков­ско­го Вос­кре­сен­ско­го Но­во-Иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря. По­стро­ен­ный как ду­хов­ный па­мят­ник свя­тым ме­стам, свя­зан­ным с зем­ной жиз­нью Спа­си­те­ля, Его вос­хож­де­ни­ем на Гол­го­фу и все­слав­ным Вос­кре­се­ни­ем, этот мо­на­стырь на­стра­и­вал ду­ши на­сель­ни­ков на по­сто­ян­ную па­мять и о спа­си­тель­ных Стра­стях Гос­под­них, и о жи­во­нос­но­сти Кре­ста, без ко­то­ро­го невоз­мож­но вой­ти в Цар­ствие Небес­ное. Та­ки­ми бла­го­дат­ны­ми по­мыс­ла­ми на­пи­ты­ва­лась и чут­кая ду­ша бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка.
23 июня 1912 го­да вла­ды­ка Ти­хон был на­зна­чен епи­ско­пом Ка­луж­ским и Бо­ров­ским. Ка­луж­скую епар­хию он воз­глав­лял ме­нее го­да. 13 мая 1913 го­да по­сле­до­вал его пе­ре­вод в Во­ро­неж с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­епи­ско­па.
Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) при­был в Во­ро­неж 4 июня 1913 го­да. О его пре­бы­ва­нии на во­ро­неж­ской ка­фед­ре со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния ке­лей­ни­ка, про­то­и­е­рея Иоан­на Жи­тя­е­ва. По его сви­де­тель­ству, вла­ды­ка Ти­хон «был ти­хим, крот­ким, сми­рен­ным ар­хи­пас­ты­рем, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной доб­ро­той и был боль­шим мо­лит­вен­ни­ком. Его ча­сто мож­но бы­ло ви­деть в со­бо­ре на утрен­нем пра­ви­ле, ко­то­рое на­чи­на­лось в че­ты­ре ча­са утра. Вла­ды­ка лю­бил устав­ную служ­бу, ча­сто чи­тал и пел на кли­ро­се. При нем в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту 1918 го­да в Во­ро­не­же был освя­щен храм свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, по­стро­ен­ный в честь 900-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, и в том же го­ду был от­крыт Свя­то-Се­ра­фи­мов­ский храм. За семь лет сво­е­го ар­хи­пас­тыр­ства ар­хи­епи­скоп Ти­хон яв­лял­ся от­цом сво­ей паст­вы: к нему мог­ли прий­ти лю­ди со сво­и­ми нуж­да­ми и ду­шев­ной скор­бью от­кры­то и без­бо­яз­нен­но. Про­сто­та, лас­ко­вость и ду­шев­ность в об­ра­ще­нии бы­ли от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми его ду­хов­но­го об­ли­ка. Ни­кто ни­ко­гда не ви­дел Вла­ды­ку раз­дра­жен­ным или раз­гне­ван­ным, мно­гим бы­ло яс­но, что су­гу­бая бла­го­дать Бо­жия по­чи­ва­ет на Во­ро­неж­ском ар­хи­пас­ты­ре».
Прео­свя­щен­но­му Ти­хо­ну вы­па­ло в по­след­ний раз в ис­то­рии Рос­сии встре­чать при­быв­ше­го в Во­ро­неж 6 де­каб­ря 1914 го­да им­пе­ра­то­ра. Бу­ду­щие цар­ствен­ные му­че­ни­ки — Го­су­дарь им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II, его су­пру­га им­пе­ра­три­ца Алек­сандра Фе­о­до­ров­на, ве­ли­кие княж­ны Оль­га и Та­ти­а­на — по­се­ти­ли Мит­ро­фа­нов мо­на­стырь, где с бла­го­го­ве­ни­ем мо­ли­лись Во­ро­неж­ско­му свя­ти­те­лю, объ­е­ха­ли гос­пи­та­ли для ра­не­ных во­и­нов, уте­шая сол­дат по­дар­ка­ми и ми­лу­ю­щим сло­вом. Вла­ды­ка Ти­хон был удо­сто­ен вни­ма­ния и пре­по­доб­но­му­че­ни­цы ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны.
Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) на­чал под­го­тов­ку к про­слав­ле­нию свя­ти­те­ля Ан­то­ния (Смир­ниц­ко­го). Он бла­го­сло­вил ар­хи­манд­ри­та Мит­ро­фа­но­ва мо­на­сты­ря Алек­сандра (Кре­ме­нец­ко­го) со­би­рать све­де­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли у гроб­ни­цы это­го ду­хо­нос­но­го Во­ро­неж­ско­го иерар­ха. В 1914 го­ду в при­сут­ствии ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на был вскрыт склеп, и Вла­ды­ка сви­де­тель­ство­вал о чу­дес­ном нетле­нии мо­щей свя­ти­те­ля Ан­то­ния. В 1915 го­ду свя­ти­тель Ти­хон го­во­рил ве­ли­кой кня­гине Ели­са­ве­те Фе­о­до­ровне, что свя­ти­тель Ан­то­ний уже на­ка­нуне сво­е­го про­слав­ле­ния. Пе­ред ре­во­лю­ци­ей ар­хи­епи­скоп Ти­хон по­слал в Си­нод хо­да­тай­ство об этом про­слав­ле­нии, но по­сле­ду­ю­щие тра­ги­че­ские со­бы­тия в ис­то­рии на­шей стра­ны не поз­во­ли­ли со­вер­шить­ся ка­но­ни­за­ции в то вре­мя.
Свя­щен­но­му­че­ни­ку Ти­хо­ну (Ни­ка­но­ро­ву) при­шлось од­но­му из пер­вых столк­нуть­ся с го­не­ни­я­ми но­вой вла­сти на Цер­ковь. Так, 8 июня 1917 го­да пра­вед­ный ар­хи­пас­тырь за непод­чи­не­ние вла­сти был аре­сто­ван и в со­про­вож­де­нии сол­дат от­прав­лен в Пет­ро­град. Ар­хи­епи­скоп Ти­хон по­жа­ло­вал­ся в Си­нод, что вла­сти вме­ши­ва­ют­ся «в де­ла епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния и в гру­бой фор­ме пред­пи­сы­ва­ли» ему уволь­нять с при­хо­да од­них свя­щен­ни­ков и на­зна­чать дру­гих, без вся­ких на то ос­но­ва­ний. Си­нод 14 июня за­явил, что в дей­стви­ях ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на нет ни­че­го про­ти­во­за­кон­но­го, «пред­ше­ству­ю­щая де­я­тель­ность прео­свя­щен­но­го сви­де­тель­ству­ет о его без­уко­риз­нен­ной за­ко­но­мер­но­сти в де­лах епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния». Ар­хи­епи­скоп Ти­хон, за­ступ­ник за паст­ву, вер­нул­ся в Во­ро­неж и вновь всту­пил в управ­ле­ние епар­хи­ей. Несмот­ря на но­вые про­те­сты вла­стей, пре­дан­ный цер­ков­ным ка­но­нам ис­по­вед­ник оста­вал­ся на сво­ем по­сту.
В 1917-1918 го­дах ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) участ­во­вал в ра­бо­те По­мест­но­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и из­бра­нии свя­то­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. 12 ап­ре­ля 1918 го­да он был на­граж­ден пра­вом но­ше­ния кре­ста на кло­бу­ке.
3 фев­ра­ля 1919 го­да бо­го­бор­цы за­ста­ви­ли ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на при­сут­ство­вать при ко­щун­ствен­ном вскры­тии мо­щей свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. Хри­стов ис­по­вед­ник дал до­стой­ные от­ве­ты на все во­про­сы свя­то­тат­цев.
В ок­тяб­ре 1919 го­да, ко­гда Во­ро­неж был за­нят бе­лой ар­ми­ей, ар­хи­епи­скоп Ти­хон слу­жил мно­го­чис­лен­ные па­ни­хи­ды по жерт­вам боль­ше­вист­ско­го тер­ро­ра. Воз­мож­но­стью по­ки­нуть Во­ро­неж вме­сте с ар­ми­ей Шкур­ко и уй­ти на юг, а за­тем за гра­ни­цу бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник не вос­поль­зо­вал­ся. Он остал­ся в Мит­ро­фа­но­вом мо­на­сты­ре, чтобы раз­де­лить участь сво­ей паст­вы, уже сто­я­щей у под­но­жия гол­гоф­ско­го кре­ста.
…Со­глас­но устой­чи­во­му пре­да­нию, на тре­тий день Рож­де­ства Хри­сто­ва, 9 ян­ва­ря 1920 го­да (27 де­каб­ря 1919 го­да по ста­ро­му сти­лю), во вре­мя со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) был по­ве­шен на Цар­ских вра­тах Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра. (Дру­гие ис­точ­ни­ки да­той его кон­чи­ны ука­зы­ва­ют 27 фев­ра­ля 1920 го­да.) По све­де­ни­ям епи­ско­па Сер­гия (Пет­ро­ва), от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние вы­со­ко­чти­мо­го иерар­ха бы­ло со­вер­ше­но епи­ско­пом Остро­гож­ским Вла­ди­ми­ром (Шим­ко­ви­чем) в со­слу­же­нии с епи­ско­пом Но­во­хопер­ским Мо­де­стом (Ни­ки­ти­ным) 2 мар­та 1920 го­да. Вер­ный во­ин Хри­стов по­гре­бен был в скле­пе Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра.
В ав­гу­сте 1956 го­да, по­сле вар­вар­ско­го раз­ру­ше­ния ком­му­ни­ста­ми со­бо­ра и Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, свя­тые мо­щи ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны на го­род­ском Ко­мин­тер­нов­ском клад­би­ще, а в 1993 го­ду пе­ре­не­се­ны во вновь со­здан­ный некро­поль Алек­се­ев­ско­го Ака­то­ва мо­на­сты­ря.

☦️
Мученица Антони́на Брянских.
Ан­то­ни­на Ар­се­ньев­на Брян­ских ро­ди­лась в 1891 го­ду в Ир­кут­ске в се­мье ме­щан. 17 но­яб­ря 1937 го­да она бы­ла аре­сто­ва­на в Ар­хан­гель­ске за то, что «участ­во­ва­ла в тай­ных бо­го­слу­же­ни­ях».
29 де­каб­ря 1937 го­да Ан­то­ни­на Ар­се­ньев­на по об­ви­не­нию «контр­ре­во­лю­ци­он­ная аги­та­ция, ак­тив­ная участ­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки цер­ков­ни­ков» бы­ла при­го­во­ре­на ОСО трой­ки при УНКВД к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния.
Му­че­ни­ца Ан­то­ни­на (Брян­ских) бы­ла рас­стре­ля­на 9 ян­ва­ря 1938 го­да.


Жития
Писание