☀️ неподвижный годовой круг:
• 4 января (22 декабря)
• (Рождественский пост)
• (предпразднство Рождества Христова)
• вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304)
• мч. Хрисого́на, мц. Феодо́тии, мчч. Ево́да, Евтихиа́на и иных (ок. 304)
• сщмчч. Димитрия (Киранова), Феодора (Поройкова) (1938)
• прп. Ники́фора Прокаженного (1964)


☦️
Великомученица Анастаси́я Узорешительница, Римляныня, Иллирийская.
Мученик Хрисого́н, мученица Феодо́тия, мученики Ево́д, Евтихиа́н.

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ана­ста­сия Узо­ре­ши­тель­ни­ца († ок. 304) по­стра­да­ла во вре­мя прав­ле­ния рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Ро­ди­лась в Ри­ме, в се­мье се­на­то­ра Пре­тек­ста­та. Отец был языч­ник, мать Фав­ста – тай­ная хри­сти­ан­ка, ко­то­рая по­ру­чи­ла вос­пи­та­ние ма­лень­кой де­воч­ки из­вест­но­му сво­ей уче­но­стью свя­то­му Хри­со­го­ну († ок. 304 г.; па­мять 22 де­каб­ря). Хри­со­гон учил Ана­ста­сию Свя­щен­но­му Пи­са­нию и ис­пол­не­нию За­ко­на Бо­жия. По окон­ча­нии уче­ния об Ана­ста­сии го­во­ри­ли как о муд­рой и пре­крас­ной де­ве. По­сле смер­ти ма­те­ри, не счи­та­ясь с же­ла­ни­ем до­че­ри, отец вы­дал ее за­муж за языч­ни­ка Пом­плия. Чтобы не на­ру­шить обет дев­ства и из­бе­жать су­пру­же­ско­го ло­жа, Ана­ста­сия по­сто­ян­но ссы­ла­лась на неиз­ле­чи­мую бо­лезнь и со­хра­ня­ла чи­сто­ту.
В тем­ни­цах Ри­ма в то вре­мя на­хо­ди­лось мно­го за­клю­чен­ных хри­сти­ан. В ни­щен­ской одеж­де свя­тая тай­но по­се­ща­ла уз­ни­ков, – умы­ва­ла и кор­ми­ла боль­ных, неспо­соб­ных дви­гать­ся, пе­ре­вя­зы­ва­ла ра­ны, уте­ша­ла всех, кто нуж­дал­ся в этом. Ее учи­тель и на­став­ник два го­да то­мил­ся в за­клю­че­нии. Встре­ча­ясь с ним, она на­зи­да­лась его дол­го­тер­пе­ни­ем и пре­дан­но­стью Спа­си­те­лю. Муж свя­той Ана­ста­сии, Пом­плий, узнав об этом, же­сто­ко из­бил ее, по­ме­стил в от­дель­ной ком­на­те и у две­рей по­ста­вил стра­жу. Свя­тая скор­бе­ла, что ли­ши­лась воз­мож­но­сти по­мо­гать хри­сти­а­нам. По­сле смер­ти от­ца Ана­ста­сии Пом­плий, чтобы за­вла­деть бо­га­тым на­след­ством, по­сто­ян­но ис­тя­зал же­ну. Свя­тая пи­са­ла сво­е­му учи­те­лю: «Муж мой… то­мит ме­ня как про­тив­ни­цу его язы­че­ской ве­ры в столь тяж­ком за­клю­че­нии, что мне ни­че­го не оста­ет­ся, как толь­ко, пре­дав дух Гос­по­ду, упасть мерт­вою». В от­вет­ном пись­ме свя­той Хри­со­гон уте­шал му­че­ни­цу: «Све­ту все­гда пред­ше­ству­ет тьма, и по­сле бо­лез­ни ча­сто воз­вра­ща­ет­ся здо­ро­вье, и по­сле смер­ти обе­ща­на нам жизнь». И пред­ска­зал ско­рую смерть ее му­жа. Через неко­то­рое вре­мя Пом­плия на­зна­чи­ли по­слом к пер­сид­ско­му ца­рю. По до­ро­ге в Пер­сию он уто­нул во вре­мя вне­зап­но на­чав­шей­ся бу­ри.
Те­перь свя­тая вновь мог­ла по­се­щать то­мив­ших­ся в тем­ни­цах хри­сти­ан, по­лу­чен­ное на­след­ство она упо­треб­ля­ла на одеж­ду, пи­щу и ле­кар­ства для боль­ных. Свя­то­го Хри­со­го­на от­пра­ви­ли в Ак­ви­лею (го­род в Верх­ней Ита­лии) на суд к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, – Ана­ста­сия по­сле­до­ва­ла за сво­им учи­те­лем. Те­ло свя­то­го Хри­со­го­на по­сле его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны по Бо­же­ствен­но­му от­кро­ве­нию бы­ло со­кры­то пре­сви­те­ром Зо­и­лом. Через 30 дней по­сле смер­ти свя­той Хри­со­гон явил­ся Зо­и­лу и пред­ска­зал о близ­кой кон­чине трех юных хри­сти­а­нок, жив­ших неда­ле­ко, – Ага­пии, Хи­о­нии и Ири­ны († 304; па­мять 16 ап­ре­ля). И по­ве­лел по­слать к ним свя­тую Ана­ста­сию. Та­кое ви­де­ние бы­ло и свя­той Ана­ста­сии. Она по­шла к пре­сви­те­ру, по­мо­ли­лась у мо­щей свя­то­го Хри­со­го­на, за­тем в ду­хов­ной бе­се­де укре­пи­ла му­же­ство трех дев пе­ред пред­сто­я­щи­ми им пыт­ка­ми. По­сле кон­чи­ны му­че­ниц она са­ма по­хо­ро­ни­ла их те­ла.
Свя­тая Ана­ста­сия ста­ла стран­ство­вать, чтобы вез­де, где толь­ко мож­но, слу­жить хри­сти­а­нам, за­клю­чен­ным в тем­ни­цах. Так она по­лу­чи­ла дар вра­че­ва­ния. Тру­да­ми и сло­ва­ми уте­ше­ния свя­тая Ана­ста­сия об­лег­ча­ла за­клю­че­ние мно­гих лю­дей, по­пе­че­ни­ем о те­лах и ду­шах страж­ду­щих раз­ре­ша­ла их от уз от­ча­я­ния, стра­ха и бес­по­мощ­но­сти, по­это­му и на­зва­на Узо­ре­ши­тель­ни­цей. В Ма­ке­до­нии свя­тая по­зна­ко­ми­лась с мо­ло­дой вдо­вой-хри­сти­ан­кой Фе­о­до­ти­ей, ко­то­рая по­мо­га­ла ей в бла­го­че­сти­вых тру­дах.
Ста­ло из­вест­но, что Ана­ста­сия – хри­сти­ан­ка, ее взя­ли под стра­жу и от­ве­ли к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну. Рас­спро­сив Ана­ста­сию, Дио­кли­ти­ан узнал, что она все свои сред­ства ис­тра­ти­ла на по­мощь нуж­да­ю­щим­ся, а зо­ло­тые, се­реб­ря­ные и мед­ные ста­ту­эт­ки пе­ре­ли­ла на день­ги и кор­ми­ла мно­гих го­лод­ных, оде­ва­ла на­гих, по­мо­га­ла немощ­ным. Им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ве­сти свя­тую к вер­хов­но­му жре­цу Уль­пи­а­ну, чтобы тот скло­нил ее к жерт­ве язы­че­ским бо­гам или пре­дал же­сто­кой каз­ни. Жрец пред­ло­жил свя­той Ана­ста­сии сде­лать вы­бор меж­ду бо­га­ты­ми да­ра­ми и ору­ди­я­ми пыт­ки, по­ло­жен­ны­ми с двух сто­рон око­ло нее. Свя­тая, не ко­леб­лясь, ука­за­ла на ору­дия пыт­ки: «Ок­ру­жен­ная эти­ми пред­ме­та­ми, я ста­ну пре­крас­нее и угод­нее во­жде­лен­но­му Же­ни­ху мо­е­му – Хри­сту…» Преж­де, чем под­верг­нуть свя­тую Ана­ста­сию пыт­кам, Уль­пи­ан ре­шил осквер­нить ее. Но, как толь­ко при­кос­нул­ся к ней, ослеп, страш­ная боль сжа­ла ему го­ло­ву, и через неко­то­рое вре­мя он скон­чал­ся. Свя­тая Ана­ста­сия ока­за­лась на сво­бо­де и вме­сте с Фе­о­до­ти­ей про­дол­жа­ла слу­жить уз­ни­кам. Вско­ре свя­тая Фе­о­до­тия и три ее сы­на бы­ли пре­да­ны му­че­ни­че­ской смер­ти ан­фи­па­том (на­чаль­ни­ком об­ла­сти) Ни­ки­ти­ем в их род­ном го­ро­де Ни­кее († ок. 304; па­мять 29 июля и 22 де­каб­ря). Свя­тую Ана­ста­сию вто­рич­но за­клю­чи­ли в тем­ни­цу и 60 дней ис­тя­за­ли го­ло­дом. Каж­дую ночь му­че­ни­це яв­ля­лась свя­тая Фе­о­до­тия, одоб­ря­ла и укреп­ля­ла в тер­пе­нии. Ви­дя, что го­лод не при­чи­нил свя­той вре­да, иге­мон Ил­ли­рии при­ка­зал уто­пить ее вме­сте с осуж­ден­ны­ми пре­ступ­ни­ка­ми, сре­ди ко­то­рых был и го­ни­мый за ве­ру хри­сти­ан Ев­ти­хи­ан († ок. 304; па­мять 22 де­каб­ря). Во­и­ны по­са­ди­ли уз­ни­ков на ко­рабль и вы­шли в от­кры­тое мо­ре. Да­ле­ко от бе­ре­га они пе­ре­се­ли в лод­ку, а в ко­раб­ле сде­ла­ли несколь­ко про­бо­ин, чтобы он за­то­нул. Суд­но ста­ло по­гру­жать­ся в во­ду, но уз­ни­ки уви­де­ли му­че­ни­цу Фе­о­до­тию, управ­ляв­шую па­ру­са­ми и на­прав­ляв­шую ко­рабль к бе­ре­гу. 120 че­ло­век, по­ра­жен­ные чу­дом, уве­ро­ва­ли во Хри­ста – свя­тые Ана­ста­сия и Ев­ти­хи­ан кре­сти­ли их. Узнав о слу­чив­шем­ся, иге­мон при­ка­зал каз­нить всех но­во­кре­ще­ных. Свя­тую Ана­ста­сию рас­тя­ну­ли над ко­стром меж­ду че­тырь­мя стол­ба­ми. Так окон­чи­ла свой му­че­ни­че­ский по­двиг свя­тая Ана­ста­сия Узо­ре­ши­тель­ни­ца.
Те­ло свя­той оста­лось нев­ре­ди­мым, – по­хо­ро­ни­ла его бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка Апол­ли­на­рия. По окон­ча­нии го­не­ний она по­стро­и­ла над гро­бом свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ана­ста­сии цер­ковь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1128

☦️
Священномученик Дими́трий Киранов, Ялтинский, пресвитер.
Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ки­ра­нов ро­дил­ся в 1879 го­ду в Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. К то­му вре­ме­ни род бол­гар­ских свя­щен­ни­ков Ки­ра­но­вых на­счи­ты­вал уже бо­лее 300 лет. По­сле рус­ско-ту­рец­кой вой­ны отец бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка свя­щен­ник Ми­ха­ил Сте­фа­но­вич Ки­ра­нов ор­га­ни­зо­вал пе­ре­се­ле­ние вось­ми­сот се­мей в Юж­ную Рос­сию. 167 се­мей пе­ре­се­ли­лись в Бес­са­ра­бию, где ос­но­ва­ли се­ло Гла­ван в Ак­кер­ман­ском уез­де. Три сы­на от­ца Ми­ха­и­ла Ки­ра­но­ва — Дмит­рий, Сте­фан и Вик­тор — так­же ста­ли свя­щен­ни­ка­ми, про­дол­жив тра­ди­ции сво­е­го ро­да.
Дмит­рий окон­чил Та­ври­че­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, по­сле обу­че­ния 4 го­да про­слу­жил пса­лом­щи­ком, и в 1904 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во иерея. Слу­жить он стал в се­ле Ива­нов­ка Ме­ли­то­поль­ско­го уез­да Та­ври­че­ской гу­бер­нии в Иоан­но-Бо­го­слов­ской церк­ви. За­тем был пе­ре­ве­ден в дру­гой храм, Воз­не­сен­ский, а с 1913 го­да слу­жил в Иоан­но-Зла­то­устов­ском со­бо­ре го­ро­да Ял­ты. Вез­де отец Ди­мит­рий сов­ме­щал свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние с пре­по­да­ва­ни­ем в цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах. Он был не толь­ко очень ак­тив­ным пас­ты­рем, но и ода­рен­ным про­по­вед­ни­ком, на его про­по­ве­ди в храм все­гда со­би­ра­лось мно­же­ство лю­дей.
В Ял­те отец Ди­мит­рий встре­тил ре­во­лю­ци­он­ные со­бы­тия. В 1923 го­ду в со­про­вож­де­нии аген­та ГПУ в го­род при­бы­ли об­нов­лен­цы: про­то­и­е­рей Сер­гий Ба­же­нов и об­нов­лен­че­ский «ар­хи­епи­скоп» Алек­сандр Вве­ден­ский. Они по­тре­бо­ва­ли, чтобы им был от­дан со­бор Алек­сандра Нев­ско­го, а в слу­чае от­ка­за гро­зи­ли ка­рой все­му го­род­ско­му ду­хо­вен­ству. На­сто­я­тель ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся пе­ре­да­вать храм. Его и еще пя­те­рых свя­щен­ни­ков тут же за­бра­ли в ГПУ, в их чис­ле был и отец Ди­мит­рий Ки­ра­нов, ко­то­ро­го при аре­сте об­ви­ни­ли в по­ми­но­ве­нии Пат­ри­ар­ха за бо­го­слу­же­ни­ем и в по­сыл­ке ему при­вет­ствия в свя­зи со вступ­ле­ни­ем в ру­ко­вод­ство Цер­ко­вью. Всех аре­сто­ван­ных от­пра­ви­ли в Сим­фе­ро­поль­скую тюрь­му. По­сле до­про­сов свя­щен­ни­кам бы­ло пред­пи­са­но по­ки­нуть пре­де­лы Кры­ма и Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии сро­ком на год.
Через год отец Ди­мит­рий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и вер­нул­ся к слу­же­нию в со­бо­ре Иоан­на Зла­то­уста в Ял­те. Вла­сти по­сто­ян­но при­тес­ня­ли свя­щен­ни­ка, пы­та­ясь за­ста­вить его от­ка­зать­ся от рев­ност­но­го слу­же­ния Церк­ви. В 1929 го­ду был аре­сто­ван и от­прав­лен в ссыл­ку един­ствен­ный сын от­ца Ди­мит­рия Лев Ки­ра­нов, ко­то­ро­му бы­ло 19 лет. А са­мо­го от­ца Ди­мит­рия под­верг­ли штра­фу на сум­му 2 ты­ся­чи руб­лей. В 1930 го­ду свя­щен­ни­ка при­го­во­ри­ли к 5 ме­ся­цам при­ну­ди­тель­ных ра­бот; в том же го­ду он был оштра­фо­ван ми­ли­ци­ей за «до­пу­ще­ние к бо­го­слу­же­нию по­сто­рон­не­го со­бо­ру ял­тин­ско­го свя­щен­ни­ка».
Вла­сти по­пы­та­лись за­крыть ча­сов­ню свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, при­над­ле­жа­щую со­бо­ру, овла­деть ее иму­ще­ством и по­том лик­ви­ди­ро­вать, но отец Ди­мит­рий за­крыл ча­сов­ню. Ко­гда боль­ше­ви­ки уви­де­ли, что ча­сов­ня за­пер­та, и вой­ти в нее ни­как нель­зя, они вы­нес­ли по­ста­нов­ле­ние, что отец Ди­мит­рий дол­жен упла­тить 1113 руб­лей — сум­му, в ко­то­рую бы­ло оце­не­но убран­ство ча­сов­ни. При­хо­жане от­ца Ди­мит­рия быст­ро со­бра­ли нуж­ную сум­му, но вла­сти не успо­ко­и­лись и вско­ре свя­щен­ник был аре­сто­ван со­труд­ни­ка­ми ОГПУ по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Так­же его об­ви­ни­ли в «неза­кон­ном сбо­ре де­нег сре­ди ве­ру­ю­щих». При­го­во­ри­ли от­ца Ди­мит­рия к 3 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан.
Из ссыл­ки свя­щен­ник вер­нул­ся в 1935 го­ду, и хо­тя был уже очень бо­лен, он вновь про­дол­жил свое слу­же­ние. Бу­дучи на­сто­я­те­лем Алек­сан­дро-Нев­ско­го со­бо­ра в Ял­те, про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ки­ра­нов со­здал фонд ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи аре­сто­ван­ным цер­ков­но­слу­жи­те­лям, чле­нам об­щи­ны и их род­ствен­ни­кам.
Вско­ре он был вновь аре­сто­ван. Это был 1937 год, ко­гда аре­сты про­ис­хо­ди­ли в мас­со­вом по­ряд­ке. На­сто­я­те­ля Алек­сан­дро-Нев­ско­го со­бо­ра об­ви­ни­ли как «ру­ко­во­ди­те­ля контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки цер­ков­ни­ков». Осо­бой ста­тьей об­ви­не­ния бы­ло «ока­за­ние по­мо­щи за­клю­чен­ным цер­ков­ни­кам». Свя­щен­но­му­че­ни­ка при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства. Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ки­ра­нов был рас­стре­лян в Сим­фе­ро­поль­ской тюрь­ме 4 ян­ва­ря 1938 го­да.

☦️
Священномученик Фео́дор Поройков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Ми­мош­ня Уг­лич­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Ко­гда при­шло вре­мя по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние, Фе­дор Ни­ко­ла­е­вич по­сту­пил в Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но про­учил­ся он там толь­ко два кур­са, а в на­ча­ле XX ве­ка же­нил­ся и при­нял свя­щен­ный сан.
Пер­во­на­чаль­ное ме­сто слу­же­ния от­ца Фе­о­до­ра неиз­вест­но. К 1930 го­ду он уже был в сане про­то­и­е­рея и слу­жил в Яро­слав­ской об­ла­сти. В пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции и рас­ку­ла­чи­ва­ния отец Фе­о­дор был аре­сто­ван, осуж­ден (при­го­вор — 3 го­да ИТЛ и 1 год ссыл­ки) и до 1934 го­да на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии.
В 1934 го­ду про­то­и­е­рей Фе­о­дор на­чал слу­жить в церк­ви се­ла Во­щаж­ни­ко­во Бо­ри­со­глеб­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти и был в долж­но­сти бла­го­чин­но­го 5-го окру­га. В 1934 го­ду в се­ле, в ко­то­ром бы­ло несколь­ко церк­вей, остал­ся один храм. Отец Фе­о­дор де­лал все воз­мож­ное, чтобы со­хра­нить этот по­след­ний храм, предот­вра­тить его за­кры­тие. Ко­гда в 1936 го­ду был сде­ла­на оче­ред­ная по­пыт­ка за­крыть храм, отец Фе­о­дор от име­ни при­ход­ско­го со­ве­та на­пи­сал за­яв­ле­ние-про­тест про­тив за­кры­тия церк­ви, ко­то­рое под­пи­са­ли ве­ру­ю­щие и от­пра­ви­ли в Моск­ву. Храм уда­лось от­сто­ять, но сво­и­ми дей­стви­я­ми свя­щен­ник на­влек на се­бя ре­прес­сии НКВД.
10 ок­тяб­ря 1936 го­да про­то­и­е­рей Фе­о­дор По­рой­ков был аре­сто­ван. Все воз­двиг­ну­тые на него об­ви­не­ния отец Фе­о­дор от­верг, не на­звал да­же адре­са сво­их род­ных. 16 ян­ва­ря 1937 го­да он был осуж­ден Спец­кол­ле­ги­ей Яро­слав­ско­го об­ласт­но­го су­да за «ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию» и при­го­во­рен к 5 го­дам ИТЛ. Ме­стом за­клю­че­ния для свя­щен­ни­ка стал Ку­лой­лаг, где про­то­и­е­рей Фе­о­дор и скон­чал­ся 4 ян­ва­ря 1938 го­да.

☦️
Преподобный Ники́фор (Джанакакис), Прокаженный, монах.
Бу­ду­щий пре­по­доб­ный Никифор (в ми­ру Ни­ко­лай Дза­на­ка­кис) ро­дил­ся в кре­стьян­ской се­мье в се­ле Си­ри­ка­ри в за­пад­ной ча­сти Кри­та. В 13 лет ро­ди­те­ли от­да­ли его на обу­че­ние ци­рюль­ни­ку, жив­ше­му в го­ро­де Ха­нья. То­гда у него об­на­ру­жи­лись пер­вые при­зна­ки про­ка­зы.
В то вре­мя кри­тяне ссы­ла­ли про­ка­жен­ных на по­лу­ост­ров Спи­на­лон­га, по­это­му, ко­гда в 16 лет его бо­лезнь ста­ла за­мет­ной, Ни­ко­лай уехал в Алек­сан­дрию, где про­дол­жал ра­бо­тать ци­рюль­ни­ком. Ко­гда про­ка­за ста­ла рас­про­стра­нять­ся на ли­цо и ру­ки, один иерей по­со­ве­то­вал Ни­ко­лаю от­пра­вить­ся на ост­ров Хиос, где был леп­ро­зо­рий, устро­ен­ный прп. Ан­фи­мом (Вай­я­но­сом). Ни­ко­лай при­был на Хиос в 1914 го­да в воз­расте 24 лет. Там для Ни­ко­лая от­кры­лось по­ле де­я­тель­но­сти для со­вер­шен­ство­ва­ния доб­ро­де­те­лей. Прп. Ан­фим по­стриг его в ино­ки с име­нем Ни­ки­фор. Он вы­пол­нял ра­бо­ты в са­дах и ого­ро­дах и был пер­вым пев­чим в хра­ме. Впо­след­ствии из-за бо­лез­ни Ни­ки­фор по­те­рял зре­ние.
За без­гра­нич­ное тер­пе­ние и лю­бовь к ближ­ним Гос­подь на­де­лил Ни­ки­фо­ра да­ром про­ро­че­ства и уте­ше­ния страж­ду­щих. Ко­гда 4 ян­ва­ря 1964 го­да он скон­чал­ся, от его мо­щей ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, про­ис­хо­див­шие по мо­лит­ве свя­то­го, бы­ли за­пи­са­ны уче­ни­ком пре­по­доб­но­го от­цом Евме­ни­ем.


Жития
Писание