27 января
☀️ неподвижный годовой круг:
• 27 января (14 января)
• (отдание праздника Богоявления)
• равноап. Нины, просветительницы Грузии (335)
• прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV)
• прп. отец, в Синае и Раифе избиенных: прмчч. Исаии, Саввы, Моисея, Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, До́мна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсе́вия, Илии и иных с ними (IV–V)
• прп. Феоду́ла (V)
• прп. Стефана Вифинского (Халкидонского) (VIII)
• прмчч. Раифских: Антония (Чиркова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Петра (Тупицына) (1930)
• исп. Иоанна (Кевролетина) (1961)
☦️
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии.
Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.
Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклитианом (284–305 гг.).
В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли Крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мероя), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя св. апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.
Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору там в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.
С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и после разных событий попал в Грузию.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/53
☦️
Преподобный Ио́сиф Аналитин, Раифский.
Преподобный Иосиф, строгий подвижник, достиг высокого совершенства в духовной жизни, так что во время молитвы его осеняло пламя. Предсказав время своей кончины ученику своему Геласию, он мирно скончался в IV веке, до избиения отцов Синайских.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/podvizhniki-blagochestija-protsvetavshie-na-sinajskoj-gore-i-v-ee-okrestnostjah/1_8
☦️
Преподобномученики Иса́ия, Са́вва, Моисе́й и Моисе́й, Иереми́я, Павел, игумен, Ада́м, Се́ргий, Домн, Прокл, Ипа́тий, Исаа́к, Макарий, Марк, Вениами́н, Евсе́вий, Илия.
Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные, подвизались в обителях и пещерах горы Синайской, где были даны Богом через Моисея десять заповедей, и близкой к ней пустыни Раифы (на берегу Красного моря) и пострадали от сарацин и влеммиан, кочевых арабских племен. Первое избиение произошло около 312 года. Оно было описано Аммонием, египетским иноком, очевидцем гибели 40 святых отцов Синайских. В это же время арабы избили 39 отцов в Раифе. Вторичное избиение совершено через сто лет и описано также очевидцем, чудом избежавшим гибели, преподобным Нилом Постником (память 12 ноября).
Синайские и раифские подвижники проводили особо строгую жизнь – всю неделю они пребывали в келлиях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой. Многие из пустынников прославились даром чудотворения – старцы Моисей, Иосиф и другие. По именам в службе преподобным отцам упоминаются Исаия, Савва, Моисей, ученик его Моисей, Иеремия, Павел, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий и Илия.
…
Подробнее (первое и второе избиение):
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/51
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/52
☦️
Преподобный Феоду́л Синайский, иеромонах.
Преподобный Феодул был сыном преподобного Нила Постника (память 12 ноября), описавшего избиение святых отцов в Раифе в V веке. Еще в отроческие годы преподобный Феодул удалился вместе со своим отцом на Синайскую гору, оставив мир. Во время нападения варваров на пустынников преподобный попал в руки разбойников, которые решили принести юношу в жертву утренней заре, которую почитали вместо Бога. Но Господь спас отрока по усердной молитве отца его, преподобного Нила: варвары проспали время появления утренней зари и, отказавшись от жертвоприношения, захватили юношу с собой. Проданный разбойниками в город Елузу, преподобный Феодул был выкуплен местным епископом, в доме которого и был обретен благодарным отцом. Посвященные епископом в пресвитеров, преподобные Феодул и Нил вернулись на Синайскую гору, где и служили Господу до конца жизни. Нетленные останки их были перенесены в Царьград при императоре Иустине Младшем (565–578) и положены в церкви во имя святых апостолов в Орфанотрофии.
☦️
Преподобный Стефа́н Вифинский (Халкидонский).
Преподобный Стефан жил в VIII веке. Подражая жизни великих подвижников, он обошел много обителей в Палестине, посетил также пустыни великих отцов – преподобных Евфимия Великого (память 20 января), Саввы Освященного (память 5 декабря) и Феодосия Великого (память 11 января); в каждой обители святой подвизался, собственным опытом ознакомляясь с ее уставом. После того преподобный пришел в Константинополь, при императоре Льве Исавре, и принят был святым патриархом Германом; у него он и жил некоторое время, поучаясь в духовной жизни, и со своей стороны являясь благополезным советником святителю. Приняв монашество, преподобный Стефан основал свою обитель в Вифинии, при горе Оксии, близ Халкидона. В обители, которая носила название «Хинолаккской» («При гусином пруду»), собралось много иноков.
Святой подвижник провидел свою кончину, и некоторые из братии удостоились видеть его славное отшествие со Ангелами в Горние селения.
☦️
Преподобномучеников Раифских: Антония (Чиркова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова) и Петра (Тупицына)
…
Преподобномученик Антоний (Чирков) (1868–1930), в миру Чирков Антон Иванович, родился в 1868 году[1] в г. Чистополе Казанской губернии, в семье мещан.
В 1883-1887 гг. служил в армии.
В 1890 г. поступил в Раифский монастырь, где 23 марта 1908 г. был пострижен в монашество, после 1917 г. рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха.
После закрытия монастыря в 1928 г. поселился в деревне Бело-Безводной, занимался столярным делом.
23 января 1930 г. был арестован и препровожден в Казань. Арест происходил утром, в 6 часов утра. К нему неожиданно вломилось несколько чекистов и стали производить обыск, однако ничего, кроме духовной литературы и облачений, не нашли.
Арестованные проходили по групповому «делу Раифских монахов. Казань, 1930 г.» О. Антоний не признал себя виновным в предъявленных обвинениях.
20 февраля 1930 г. был осужден тройкой при ПП ОГПУ Татарской АССР и приговорен к расстрелу.
7 апреля 1930 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, был расстрелян с другими раифскими мучениками.
В 1996 г. Антоний был причислен к лику местночтимых святых Казанской епархии.
…
Преподобномученик Варлаам (в миру Похилюк Виктор Семенович) родился в 1870 году, в селе Парпуровцы Винницкого уезда Подольской губернии. Из крестьянской семьи, окончил церковноприходскую школу. В ноябре 1900 г. зачислен в число послушников кишинёвского архиерейского дома, 19 ноября того же года епископом Кишинёвским и Хотинским Иаковом (Пятницким) пострижен в монашество с именем в честь Варлаама, мученика Антиохийского. 16 августа 1904 г. рукоположен во иеродиакона. 23 сентября того же года переведен в ярославский архиерейский дом, 26 апреля 1907 г. зачислен в братию симбирского архиерейского дома, со 2 июня исполнял должность казначея. 18 мая 1907 г. рукоположен во иеромонаха. 16 декабря 1910 г. причислен к братии казанского архиерейского дома, 31 января 1911 г. назначен экономом.
В 1912 г. по собственной просьбе зачислен в братию Раифского в честь Грузинской иконы Божией Матери мужского монастыря, служил в приписанном к монастырю храме в селе Васильеве, с января по октябрь 1917 г. — в селе Помары, затем вернулся в Раифский монастырь. В 1922 г. в числе 25 монашествующих и 18 послушников Варлаам подписал постановление братии о непризнании живоцерковников. После закрытия Раифского монастыря Варлаам в 1928 г. был арестован, через 4 дня освобожден, по решению крестьянского схода вошел в клир приходской церкви, действовавшей в упраздненной обители. В январе 1930 г. ГПУ спланировало акцию по аресту иноков, живших близ упраздненного Раифского монастыря и влиявших на настроения крестьян, которые протестовали против закрытия монастыря и коллективизации. Иноки, в их числе Варлаам, были арестованы после богослужения 27 января 1930 г., в день престольного праздника — преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, и препровождены в казанскую тюрьму ОГПУ. Монахам было предъявлено обвинение в «зверском умерщвлении красноармейцев в 1918 г.» (имела место расправа местных крестьян над напавшими на Раифский монастырь красноармейцами, в которой насельники монастыря не принимали участия), в «антисоветской агитации против проводимых мероприятий правительства… в области переустройства сельского хозяйства», а также в том, что «с корыстной целью удержали монастырское имущество». Варлаам виновным себя не признал. Расстрелян вместе с 4 иеромонахами, 1 послушником и 2 мирянами по приговору тройки ГПУ ТАССР от 20 февраля 1930 г.
…
Иов (Протопопов) (1880-1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии). В миру Протопопов Иван Андреевич, родился в 1880 году в Одессе. В 1907 году принял монашество. До 1917 года жил в Киеве.
С октября 1917 года — келейник епископа Амвросия (Гудко), иеродиакон. Разделял все тяготы и невзгоды жизни Владыки, был с ним неотлучно во время гонений, арестов и мученической кончины, после которой насельник Иов оставался в Свияжском монастыре до его закрытия.
Арестовывался дважды в июле и августе 1918 года вместе с Владыкой Амвросием (Гудко). Во время ареста Владыки в г. Свияжске в июле 1918 г. о. Иов упросил чекистов арестовать его вместе с епископом, дабы служить Владыке и в заключении.
После освобождения Владыки из-под стражи они временно поселились в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Однако вскоре, несмотря на уговоры, Владыка Амвросий вернулся в Свияжск, где был сразу же арестован. Когда по приказу Троцкого 8 августа 1918 г. арестовали епископа Амвросия, тогда же арестовали и иеродиакона Иова.
Их вместе вывезли из Свияжска на станцию Тюрлема Московско-Казанской железной дороги. Там, из штаба 5-й армии, стоявшего в вагонах поезда Троцкого, владыку Амвросия вывели в поле и убили, а келейника отпустили, запретив ему следовать за своим любимым епископом. Через несколько часов о. Иов нашел на поле тело умученного Владыки Амвросия. Он похоронил Владыку на месте его мученической кончины и в продолжении 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не трогал того места, где покоилось на небольшой глубине тело новомученика. В 1930 г. земля отошла к колхозу, и в дальнейшем не удалось установить судьбу безвестной могилы владыки Амвросия.
С августа 1918 — иеродиакон, затем иеромонах Раифской пустыни. После закрытия монастыря в июне 1928 года служил в деревне Таганаш до декабря 1929 г., после чего поселился в деревне Бело-Безводная.
23 января 1930 года был арестован вместе с монахами бывшей Раифской обители. Проходил по групповому «делу Раифских монахов. Казань, 1930г.». Виновным себя не признал. 20 февраля 1930 г. был осужден тройкой при ПП ОГПУ Татарской АССР и приговорен к расстрелу. 7 апреля 1930 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, был расстрелян с другими раифскими мучениками.
…
Иосиф (Гаврилов) (1888-1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии). В миру Гаврилов Иван Илларионович, родился 16 октября 1888 года в благочестивой крестьянской семье. Прожил послушником в Раифской обители 12 лет до пострижения в мантию.
Позже, в 1930 г. на допросе он свидетельствовал, что «в монастырь его заставили поступить религиозные убеждения». Вначале он был послушником в гостинице и на пчельнике, а в 1910 г. был взят на военную службу библиотекарем Офицерского собрания. В 1914 г. был демобилизован и, прожив в монастыре 2-3 месяца, вновь был взят на войну — кашеваром. «Во время революции, — показывал будущий новомученик, — я был на фронте, и относился к перевороту, зная, что хорошего ничего не будет».
В 1917 г. он вернулся в обитель, но в 1918 и в начале 1919 был взят в рабочий батальон по разгрузке вагонов. С 1919 г. до самого ареста уже больше не покидал монастыря.
4 января 1920 г. был пострижен в мантию благочинным монастырей Казанской епархии игуменом Феодосием (Лузгиным) , будущим архимандритом и настоятелем Раифской пустыни. В том же году принял сан иеродиакона. В июне 1928 г. Раифская пустынь была закрыта.
После закрытия монастыря крестьяне окрестных с Раифой сел организовали общину, куда вошло семеро из 30-ти бывших насельников монастыря, среди которых был и о. Иосиф. Приходской церковью стала Раифская церковь обители. О. Иосиф был избран настоятелем приходской церкви, хотя в монастыре были иеромонахи много старше по хиротонии. Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. К инокам приходили крестьяне со всей Татарии, из Чувашии и Марии. Большинство Раифских монахов не переставало совершать Таинства, исповедовать, крестить, отпевать и даже служить Литургию (иной раз в приходской церкви, иной раз — у себя дома). Такая ситуация не могла устроить власть…
23 января 1930 г. в д. Бело-Безводной состоялись первые аресты: были арестованы все проживавшие в ней на поселении монахи и несколько церковников, всего 19 человек. Однако, власти не добились желаемого результата, о чем с сожалением свидетельствовало обвинительное заключение: «задержание всех этих лиц не произвело того впечатления, которое оно должно было произвести среди монашествующих, так как не прошло и четырех дней, как в Раифе собрались монашествующие в числе 25 человек, которые 27-го января после богослужения и были задержаны».
27 января 1930 г. в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на месте разгромленной в 1928 г. обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря, а также прибывшие еще накануне, ко всенощной, из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. Состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная и, вместе с тем, торжественная была в тот день служба. Служили провидчески в красных облачениях. В последний раз причащались братия Святых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отец в Синае и Раифе избиенных. Пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические и исповеднические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань .
Выяснив, что монахи, даже лишенные возможности жить в родной обители, продолжают оказывать значительное влияние на крестьян, отвергавших всякую антирелигиозную пропаганду и не спешивших вступать в колхозы, власти решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против мероприятий советской власти, в убийстве семи красноармейцев в 1918 году (хотя никто из Раифских монахов не принимал в этом участия и вины их не было никакой) и сокрытии монастырского имущества.
Арестованные проходили по групповому «делу Раифских монахов. Казань, 1930 г.» Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили о.Иосифа. На допросе он свидетельствовал: «Ни в каких политических партиях не состоял и не состою. К советской власти я отношусь как к власти, данной от Бога, но власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому — не Божья власть, а сатаническая. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию и т.д., т.е. исполняет сатаническую волю… И лучше умереть с верой, чем без веры. Я являюсь настоящим верующим, и вера меня спасала в боях, и надеюсь, что в дальнейшем вера меня спасет от смерти. Я твердо верую в Воскресение Христа и Его Второе Пришествие. Против налогов я не шел, так как в Писании сказано: «Кесарево — кесарю, а Богово — Богу». Виновным себя признать не могу. Никакой антисоветской агитации не вел и не веду».
20 февраля 1930 года был осужден тройкой при ПП ОГПУ Татарской АССР, приговорен к расстрелу. 7 апреля 1930 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, был расстрелян.
…
Сергий (Гуськов) (1875-1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии).
Память 14 января (в день памяти преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных).
В миру Гуськов Павел Иванович, родился в 1875 году в благочестивой крестьянской семье. Брат монахини Варвары (Гуськовой Веры). Окончив сельскую школу, Павел помогал отцу по хозяйству и мечтал о монашестве.
1 мая 1898 года поступил в Раифскую пустынь послушником.
18 июня 1906 года принял постриг.
В 1909 году рукоположен в сан иеродиакона.
15 апреля 1910 года рукоположен в сан иеромонаха.
Указом Духовной Консистории от 12 февраля 1914 г. о.Сергий был утвержден в должности ризничего.
В сентябре 1918 г. по ходатайству братии временно исполняющим обязанности настоятеля был утвержден о.Сергий, которому пришлось руководить монастырской жизнью в тяжелейший для святой обители период. Службы проходили в разграбленных храмах, стены которых снаружи были изрыты шрапнелью, а изнутри осквернены дерзкими руками безбожников, уже в 1918 г. содравших серебряные оклады с икон. Монастырское хозяйство было разграблено почти полностью, и только ризница, благодаря о.Сергию, была сокрыта от кощунников и сохранена почти в целости. Даже после июля 1920 г., когда настоятелем пустыни стал архимандрит Феодосий (Лузгин), о.Сергий несколько раз исполнял обязанности настоятеля (в период отъездов о. Феодосия)
После закрытия монастыря (в июне 1928 г.) крестьяне окрестных с Раифой сел организовали общину, куда вошло семеро из 30-ти бывших насельников монастыря. Приходской церковью стала Раифская церковь обители. О.Сергий поселился в д. Бело-Безводная. Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. К инокам приходили крестьяне со всей Татарии, из Чувашии и Марии. Большинство Раифских монахов не переставало совершать Таинства, исповедовать, крестить, отпевать и даже служить Литургию (иной раз в приходской церкви, иной раз — у себя дома).
В мае 1929 г. в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД и КазРИКа о судьбе Раифской пустыни и бывших ее насельников. Вскоре последовали первые аресты под предлогом того, что многие из монахов прятали от изъятия церковную утварь, которая принадлежит государству. Нашлись и те, кто указал на о.Сергия и его сестру, монахиню Варвару. В результате обысков ГПУ изъяло у о.Сергия церковные облачения, а у других насельников и крестьян кресты, церковные сосуды и облачения. О.Сергий был арестован и допрошен. Он свидетельствовал: «Чашу (для Св.Причастия) не отдал еще и потому, что по религиозным соображениям я ее отдать лично не могу».
20 декабря 1929 г. о.Сергий был неожиданно для него освобожден под подписку о невыезде. Это была продуманная властью акция с целью успокоить возмущение крестьян по причине ареста о.Сергия и заодно выяснить отношение к этому других Раифских монахов. Один сельский активист докладывал по поводу ареста о.Сергия:
«Когда он (о.Сергий) сидел, в церкви была распространена провокация, что Сергия в ГПУ били и потом расстреляли. Верующие распустили эти разговоры по деревне, и многие крестьяне возмущались жестокостью власти, до тех пор, пока Сергия не выпустили. Эта провокация — дело рук монахов»
Справиться с влиянием монашества на крестьян власти не смогли и решили организовать крупномасштабную акцию.
23 января 1930 г. в д. Бело-Безводной состоялись первые аресты: были арестованы все проживавшие в ней на поселении монахи и несколько церковников, всего 19 человек. Арестованный вместе с сестрой, монахиней Варварой, о.Сергий был препровожден в Казань и допрошен.
Выяснив, что монахи, даже лишенные возможности жить в родной обители, продолжают оказывать значительное влияние на крестьян, отвергавших всякую антирелигиозную пропаганду и не спешивших вступать в колхозы, власти решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против мероприятий сов. власти, в убийстве семи красноармейцев в 1918 году (хотя никто из Раифских монахов не принимал в этом участия и вины их не было никакой) и сокрытии монастырского имущества.
20 февраля 1930 года вместе с другими иноками был осужден тройкой при ПП ОГПУ Татарской АССР, приговорен к расстрелу.
Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили о.Сергия. После расстрела пятерых мучеников (5 апреля) о.Сергия терзали еще несколько месяцев. Как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, его допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки, добиваясь от него «признания», где спрятана монастырская ризница, но так ничего и не узнали от него.
10 августа 1930 года был расстрелян. Рассказывали, что когда о.Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, т.е. на расстрел, то, прежде крепкий, о.Сергий не мог самостоятельно двигаться и его волокли под руки два конвоира.
…
Тупицын Петр (1906-1930), послушник, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии).
Родился в 1906 году в доброй крестьянской семье. Окончив сельскую школу, и будучи уже в юном возрасте глубоко религиозным, ушел скитаться по святым местам, желая найти тихую обитель для уединенной монашеской жизни. Был Петр в разных монастырях, но почти повсюду находил их либо закрытыми, либо в разоренном состоянии и под угрозой закрытия. Посетил он и Саровский монастырь и часто слышал, что есть-де под Казанью Раифская пустынь, которая не закрыта, и которую очень поддерживают крестьяне окрестных сел.
Поступил послушником в Раифскую пустынь, где прослужил до ее закрытия в июне 1928 года.
После закрытия монастыря в основном проживал в д. Бело-Безводная недалеко от Раифской пустыни, совершая паломнические странствия на день-два, и готовился к принятию монашества. Отсюда Петр ходил в Казань, а позже — около 1,5 лет прожил в д. Чурилино, добывая себе хлеб разными работами или Христовым именем. В начале Филиппова поста 1929 г. Петр вернулся в д. Бело-Безводная. С этого времени он часто посещал бывшую обитель.
Арестован в 1930 году либо 23 января в д.Бело-Безводной, либо 27 января в Раифе, после богослужения в Раифской церкви в престольный праздник — память преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.
Проходил по групповому «делу Раифских монахов. Казань, 1930г.».
Своей готовностью пострадать за Христа, открытым исповеданием православной веры двадцатитрехлетний послушник изумил даже следователей. На допросе он сказал:
«Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение — не новость. Его нужно было ждать, т.к. об этом предсказано в Священном Писании. Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью»
20 февраля 1930 г. был осужден тройкой при ПП ОГПУ Татарской АССР и приговорен к расстрелу.
7 апреля 1930 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, был расстрелян с другими раифскими мучениками.
☦️
Исповедник Иоа́нн (Кевролетин), иеросхимонах.
Преподобноисповедник Иоанн родился 23 мая 1875 года в деревне Кулаково Троицкого уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Афанасия Кевролетина. Образование получил дома. В 1894 году он поступил послушником в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь в Ирбитском уезде Пермской губернии.
Монастырь был основан в 1878 году и находился в ста десяти верстах от Ирбита и в шестидесяти верстах от Алапаевска на берегу реки Кыртомки. Когда-то здесь были дремучие леса и непроходимые болота. Основателем обители был инок Адриан (в миру Андрей Медведев). Выходец из пермских крестьян, он некоторое время подвизался на Афоне, где принял иноческий постриг, а затем вернулся на родину и стал подвизаться в пермских лесах. Через некоторое время к нему присоединился другой подвижник – Тимофей Шеин, отставной солдат из Тульской губернии. Их трудами и возникла обитель; в 1891 году она получила от Святейшего Синода официальное признание. В монастыре было два храма, и оба в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В начале ХХ века в монастыре было около восьмидесяти человек братии. Условия жизни здесь были довольно суровыми. До двенадцати часов дня ничего не вкушали, и сама трапеза состояла из простых и грубых продуктов, хлеб подавался только ржаной. Послушание Ивана в обители заключалось в выделке кож.
Он подвизался здесь шесть лет, находясь в послушании у основателя обители отца Адриана, но по смерти его в 1902 году перешел в Верхотурский Николаевский монастырь. Здесь он нес послушание маляра и плотника. Вскоре настоятелем монастыря был назначен иеромонах Ксенофонт (Медведев), возведенный впоследствии в сан архимандрита. При нем в монастыре был сооружен величественный Крестовоздвиженский собор, в котором была помещена главная святыня обители – мощи святого праведного Симеона Верхотурского.
20 декабря 1907 года послушник Иоанн был пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, память которого празднуется в этот день. В 1909 году монах Игнатий был рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году, в день освящения нового собора, – во иеромонаха.
В 1925 году Верхотурский монастырь был безбожниками закрыт; монахи частью остались жить в городе, а частью разошлись по окрестным селам и служили в приходских храмах. Отца Игнатия еще до закрытия монастыря часто посылали служить в разные храмы, где не было на тот момент священника. С 1919 по 1922 год отец Игнатий служил в храме в селе Сербишна Невьянского района. В 1922 году в течение девяти месяцев он служил в Казанском храме в заводе Касли, с конца 1922 года стал служить в храме в Верхне-Исетском заводе, с 1923 по 1924 год – в храме во имя преподобного Сергия на заимке Исток. В 1924 году он вернулся в Верхотурье и служил до 1925 года в одном из монастырских храмов.
В те годы любой из священников мог быть подвергнут неожиданному аресту, и отец Игнатий, зная это, старался уклоняться, насколько это было возможно, от встречи с сотрудниками ОГПУ. Однажды они пришли в дом его духовной дочери в то время, когда он там находился; девушка спрятала отца Игнатия в подполе, а сама настолько смело и находчиво отвечала пришедшим, что полностью отвела их подозрения, что священник находится в доме, и они ушли, не произведя обыска.
Впервые иеромонах Игнатий был арестован в 1925 году и заключен в тюрьму ОГПУ, где провел около месяца. Из тюрьмы его выпустили глубоким вечером, и он сразу пошел к знакомым монахиням и стал стучаться, но, чтобы не быть услышанным посторонними, в ответ на их вопрошания ничего не отвечал. Было поздно, они не знали, кто стучит, и не открывали ему. Тогда отец Игнатий сказал жалобным голосом: «Теща меня на улицу выгнала, и здесь не пускают». Его сразу узнали по голосу и по тому, что и раньше он тюрьму называл «тещей», и впустили.
С 1925 по 1927 год отец Игнатий служил в храме в селе Дымково, в 1927 году он был переведен в храм в заводе Николо-Павдинск, а затем в Ирбит. В 1928 году его перевели в храм в городе Долматово, где он прослужил два месяца, а затем в село Кислово. С 1929 по 1931 год он служил в храме в селе Федоровка, а затем – в селе Сербишна, где и был арестован.
В 1931 году ОГПУ поставило своей целью уничтожение всех монашеских общин на Урале. Аресты были произведены в начале 1932 года. Всего по делу только братии Верхотурского монастыря было арестовано сто сорок человек, и среди них отец Игнатий; он был арестован 28 марта 1932 года. На вопрос следователя, состоял ли иеромонах Игнатий в контрреволюционной организации, он ответил: «Я действительно состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря в 1925 году продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева). К последнему я ездил летом 1930 года за получением совета, как к настоятелю. Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположен установкам и мероприятиям советской власти, иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; быть монахом – значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество было важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…»
Завершая следствие, следователь в последний раз вызвал на допрос отца Игнатия и спросил, не хочет ли он раскаяться перед советской властью, на что отец Игнатий ответил: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаяться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду».
7 сентября 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Игнатия к трем годам ссылки в Западную Сибирь, и он вместе с группой священнослужителей и монахов был отправлен этапом в Нарымский край, где часть пути им пришлось пройти пешком. В ссылке отец Игнатий заболел цингой, от которой ему помогла вылечиться его духовная дочь, приехавшая ухаживать за ним и привезшая со своей пасеки мед.
Возвращаясь домой по окончании срока ссылки, отец Игнатий оказался в одном вагоне с уголовниками. Чтобы не привлекать к себе внимания, он стал принимать участие в разговорах, и даже вертел в руках папиросу, изображая, что собирается закурить, и таким образом благополучно доехал до Екатеринбурга. Но здесь силы оставили его, он едва добрался до квартиры духовной дочери и на ее пороге упал. В Екатеринбурге, как и во многих других крупных городах, ему было жить запрещено, и он поселился в маленьком ветхом домике на окраине Верхотурья. Место было глухое, и отца Игнатия стали беспокоить здесь хулиганы; но некий раб Божий по имени Михаил, который работал зубным врачом и был пострижен в монашество, дал денег на покупку нового дома, расположенного неподалеку от Верхотурского монастыря, так что отсюда хорошо был виден величественный Крестовоздвиженский собор. Сюда отец Игнатий и переехал вместе с помогавшими ему по хозяйству келейницами, схимонахиней Евдокией и монахиней Симеонией.
Наступил новый период в жизни подвижника, когда он стал скрываться от мира за внешней формой юродства. Одеваться стал в светскую одежду, иногда и в женскую, так что бывало, что его не узнавали и хорошо его знавшие. Некоторое время он пас на окраине города коз и был любимцем всех окрестных мальчишек, которые тесным кружком собирались вокруг него, с упоением слушая его рассказы.
У отца Игнатия оставалось много духовных детей, и он, навещая их, совершал в их домах Таинства. Когда состояние здоровья не позволяло покидать дом, он принимал духовных детей у себя в келлии. Здесь отец Игнатий вместе со своими келейницами вычитывал весь богослужебный круг.
…
Об этом периоде жизни подвижника сохранились воспоминания людей, его знавших. Один из священников рассказывал: «У меня в памяти отец Игнатий остался человеком находчивым, неунывающим… Он слегка юродствовал, искал повода, чтобы его осудили, посмеялись над ним. Однажды пришел в Ивановскую церковь на Пасху, в середине службы заходит и говорит: “Проспал я службу, только что пришел”. Удивились, конечно, посмеялись. Дома у себя тоже чудил: в женский халат оденется, на голове скуфейка, как у звездочета, набок надета, по сторонам два пучка волос торчат, шея голая – это он вышел умываться. Келейницам его большое терпение требовалось, чтобы его причуды выносить. Они только начнут что-нибудь варить – он выйдет на кухню, кастрюли перевернет или огонь водой зальет, а потом быстро к себе в келейку, в одеяло завернется и лежит тихонько. Любил своих чад называть “страшилищами”. Службы совершал в крохотной своей келлии. Про кровать свою говорил, что кто на нее ляжет, тот получит исцеление. И я, действительно, это на себе испытал».
Духовная дочь отца Игнатия рассказывала: «Я жила в Верхотурье, работала в швейной мастерской, а к отцу Игнатию ходила благословляться. На работе у меня не ладилось, машина ломалась, ничего не получалось. Отец Игнатий надо мною посмеивался: “Ну вот, шила да порола, шила да порола”. Но однажды сказал: “Ты праведному Симеону молишься? А ведь он был портной. Вот и проси, чтобы он тебе помог. Своими словами проси”. Я стала молиться и просить праведного Симеона о помощи. И стало лучше получаться в работе, сложные заказы стали давать, лучше тех получалось, кто раньше меня начал работать. Но огорчений всегда было много. Бывало, бегу с работы к батюшке – и, пока бегу, на душе посветлеет, прихожу: “Благословите, батюшка! Сейчас сколько хотела вам рассказать, да все забылось”. А он: “А ты рассказала, я слышал – вот про это и про это”. И правда я об этом думала, когда к нему шла.
Как-то велел мне поленницу складывать. Я складывала, складывала – вот готова поленница, а он подошел, палочкой толкнул – и она рассыпалась. Мне обидно, а батюшка меня же и ругает: “Вот какая бестолочь, поленницу сложить не можешь”. В другой раз я в огороде грядки копала, борозды делала, а он стоит рядом и ругает: “Какая же ты бестолковая, землю копать не умеешь. Положи-ка палку – видишь, неровно!” Я ровняю, ровняю, он опять: “Ты видишь – там дыра, там дыра”. Я обиделась, ушла. Потом вернулась: “Батюшка, простите, благословите!” Он, радостный, сияющий, благословил меня, и я – как на крыльях весь день.
…
Однажды оделся странником, пришел к одним матушкам, стучит, просит милостыню, а они говорят: “Нет ничего!” А он все стучит, стучит по железке. Они говорят: “Какой нищий! Надо посмотреть, не утащит ли чего!” Подошли поближе и узнали – это же отец Игнатий. “Батюшка, заходи!” А он: “А! Узнали, так заходи! Да не пойду я!” – И ушел».
Жительница Верхотурья рассказывала: «Один раз дали ему в мороз валенки. Он их стал надевать и говорит: “А что, в чужих-то тепло”. Женщина сказала, смутившись: “Простите, батюшка, и вправду чужие”.
Приехал он как-то в одно село и пришел в избу к знакомым. Хозяйка стала его кормить: подала хлеб и похлебку, а пироги утаила. И принялся он есть да приговаривать: “Сами-то пироги едят, а меня похлебкой кормят”.
…
Батюшка учил нас молиться со вниманием. К посещению службы церковной он сам относился строго и нас тому же учил. Однажды мы во время службы собрались огород копать, пришли благословиться, а он: “А на службу кто пойдет?”».
В последние годы отец Игнатий тяжело болел и незадолго до смерти был пострижен в схиму с именем Иоанн. Духовная дочь его рассказывала: «Я сижу в уголочке, плачу и прошу Царицу Небесную, чтобы взяла нашего батюшку к Себе. А он говорит: “Смотрите, она молится, чтобы я умер”. Он любил пошутить. Как-то пришли женщины и спрашивают: “Тяжело лежать, батюшка?” А он и говорит: “Так не буду лежать, меня дрова колоть заставят”.
В день его смерти пришло много народу и спрашивают: “Батюшка, читать канон на исход души?” А он говорит: “Рано еще”. Через некоторое время я начала читать, а он говорит: “Не так надо читать”. И сам прочитал полторы страницы, а потом уже не было сил читать, и читали другие».
Иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) скончался 27 января 1961 года. Летом 1993 года были обретены его мощи и перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-kevroletin