29 ноября 2021
⏳ 2021.11.29 (пн)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 24я по Пятидесятнице (глас 6й)
• понедельник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 29 ноября (16 ноября)
• (Рождественский пост)
• ап. Матфея (60)
• прав. Фулвиа́на Ефиопского (Матфея) (I)
• сщмч. Феодора (Колерова), мчч. Ана́нии (Бойкова), Михаила (Болдакова) (1929)
• сщмчч. Иоанна (Цветкова), Николая (Троицкого), Виктора (Воронова), Василия (Соколова), Макария (Соловьева), Михаила (Абрамова), прмч. Пантелеи́мона (Аржаных) (1937)
• мч. Димитрия (Спиридонова) (1938)
• прмч. Филуме́на Святогробца (Хасаписа) (1979)
☦️
Апостол Матфе́й (Леви́й), евангелист, брат ап. Иа́кова Алфеева.
Был апостолом из двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прощения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1007
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/13
☦️
Святитель Фулвиа́н (в Крещении Матфе́й), епископ Эфиопский, князь.
В Мирменах, в Эфиопии жил князь одного племени по имени Фульвиан. Жена и сын его были одержимы бесами. Когда в Мирмены прибыл апостол и Евангелист Матфей, с чудесным жезлом, врученным ему Ангелом Господним, он по повелению Божию водрузил жезл около церкви. Жезл тотчас же вырос в большое дерево с прекрасными плодами, а из корня его истекал чистый и прекрасный источник. Первыми получили исцеление от этого источника жена и сын Фульвиана, которые здесь же и приняли крещение.
Сначала князь обрадовался исцелению жены и сына, но потом, приписывая чудодейственную силу дерева и источника волхвованию св. апостола Матфея, воздвиг на него гонение. Чтобы взять апостола, укрывшегося в одной церкви, Фульвиан дважды посылал своих воинов. Но первые воины не могли взять апостола, потому что их объял мрак, и они едва смогли благополучно вернуться обратно. Разгневанный Фульвиан отправил других воинов, но эти были озарены таким небесным светом, что не могли видеть св. апостола, и возвратились к Фульвиану ни с чем. После этого сам Фульвиан со множеством воинов отправился взять св. апостола Матфея, но был поражен слепотой, от которой по молитве св. Матфея был избавлен. Но избавившись от слепоты телесной, Фульвиан не прозрел очами духовными и, считая чудеса апостола волшебством, задумал хитростью погубить его.
Пригласив апостола в свои палаты он приказал воинам крепко прибить его к земле и, обложив дровами, хворостом и облив смолою, зажечь. Но огонь не вредил св. апостолу. Тогда Фульвиан приказал принести 12 золотых идолов и расставить вокруг костра. Пламя устремилось на идолов, и они расплавились, как воск. Видя это, Фульвиан хотел с честью вывести св. апостола из пламени, но он уже предал свой дух Богу. После этого Фульвиан положил тело св. апостола на богатый одр, покрыл его драгоценными одеждами, но еще не вполне уверенный в чудотворной силе апостола, приказал положить его тело в железный гроб, запаянный оловом, и ввергнуть в море. При этом Фульвиан произнес такой обет: «Если Тот, Кто сохранил Матфея невредимым от огня, не допустит погибнуть в море, то воистину Он есть Единый Бог, и мы поклонимся Ему, отринем всех богов наших, не могших даже себя сохранить от огня». В ту же ночь св. апостол Матфей явился епископу Мирменскому Платону и сказал: «Утром иди на морской берег и там возьми мощи мои». Когда Фульвиан узнал об этом, то с вельможами своими явился на берег и громко исповедал Бога христианского. После этого Фульвиан просил св. апостола Матфея простить ему соделанные им прегрешения, а также искренно желал принять св. крещение. Когда же оглашенный Фульвиан вошел в воду, и епископ Платон, возложив на главу его руку, хотел назвать его по имени, то послышался голос свыше: «Не Фульвианом, а Матфеем назови!»
По принятии крещения св. Фульвиан с именем Матфея тщательно старался подражать делам соименному ему апостола. Он скоро отказался от власти и горячо предался делам благотворительности и пламенной молитве при храме Божием, а епископ Платон сподобил его священнического сана. Через 3 года по принятии иерейского сана Фульвиан, с христианским именем Матфей, по внушению соименного ему апостола, принял сан епископа и служил на месте почившего Платона. В новом сане св. Матфей немало потрудился. Он скончался уже в преклонных летах.
☦️
Священномученик Феодор Колеров, пресвитер, мученики Анания Бойков и Михаил Болдаков.
…
Феодор Ксенофонтович Колеров родился в 1882 году в селе Семеновском Тверской губернии в семье священника Ксенофонта Захарьевича и его жены Елизаветы Ивановны. В 1905 году Феодор окончил Тверскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника села Ключевого Тверской губернии. В 1911 году он был переведен в село Столбово, а через год стал настоятелем в только что отстроенном Преображенском храме в городе Кимрах Тверской губернии. Своим ревностным служением о. Феодор быстро привлек к себе сердца верующих. Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом; и в трудных случаях люди шли к нему за советами. Когда о. Феодор проходил по городу, то многие стремились поговорить с ним, останавливали его, и он, не жалея времени, старался разрешить возникшие вопросы. Всех своих прихожан он хорошо знал; знал, кто какой имеет душевный или телесный недуг. Бывало, жены запойных пьяниц, когда случалась беда, спешили позвать о. Феодора, чтобы он поговорил с мужьями и как-то отвлек их от пагубной привычки. Священник никогда не отказывал, и зачастую его беседа с пьяницей, а более того, совместная молитва, удерживали человека от запоя. Когда началась Первая мировая война, священник и его жена, Анна Михайловна, возглавили в городе общество помощи фронту – шили для армии одежду и отправляли на фронт посылки. На Пасху и на великие праздники о. Феодор непременно обходил дома всех своих прихожан, обходил и после того, как советская власть стала это запрещать и преследовать. Художественно одаренный человек, ценитель хорошего духовного пения, он приглашал в Преображенскую церковь известных певцов. У него были дружеские отношения с певицей Неждановой и актером Головановым. Артисты исполняли духовные песнопения; эти концерты имели не только просветительское значение, но и благотворительное. В Москве был голод. Многие известные артисты были лишены всяких средств к существованию и голодали. После духовных концертов и пения на службах прихожане приносили им, что у кого было из продуктов. Так о. Феодор помог певцам пережить голодное время.
Советские власти сразу отметили незаурядного священника и его высокий авторитет среди горожан. В начале сентября 1919 года секретный отдел губернской ЧК разослал по всем уездным городам телеграммы об аресте в качестве заложников всех сколько-нибудь выдающихся жителей. Уездный комитет кимрских большевиков постановил «выделить одиннадцать товарищей… в качестве руководителей и каждому дать одного коммуниста и по два красноармейца. Начать с 12 часов ночи». Среди других заложников был арестован и о. Феодор. Его обвинили в том, что он «организовал духовный концерт без всяких разрешений на то советских органов». Отец Феодор вскоре был освобожден, но власти не прекращали преследований: отобрали всю мебель, затем наложили контрибуцию, по которой он был обязан выплатить крупную сумму денег, в противном случае угрожали арестом.
(Примечание: Хотя это и не относится к жизнеописанию мученика, но возможно нелишне будет привести полный список заложников и те обоснования, по которым в те годы арестовывали (а часто и расстреливали): «Куликов Петр – …способен организовать во всякое время что хотите против сов. власти. Шонин Владимир – торговец… примазавшийся к сов. власти. Столяров Семен – кадет, могущий быть организатором. Сахаров Анатолий – определенно личность не выявлена, ибо очень хитрый, но самый вредный для советской власти контрреволюционер. Смирнов Василий – крупный буржуй. Сын был организатором восстания дезертиров… Столяров Иван – …председатель союза кооператоров, способный организатор. Стогов – …примазавшийся к сов. власти, председатель Кимрского волостного исполкома». Нелепые эти формулировки далеко не безобидны. Из народной среды изымались люди самостоятельные, твердых убеждений, непреклонной нравственности, духовные лидеры; подрубались корни народа.)
…
29 ноября 1929 г. в утренних газетах было опубликовано, что священник Феодор Колеров, староста Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков расстреляны. Однако о. Феодор был еще жив, и вечером этого дня ему дали свидание с женой и сыном. Священник вышел к ним худой, изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. Он знал, что его скоро убьют, знал, что Господь примет его страдания и жертву, знал, что вскоре предстоит встреча с Господом, и, уже как человек не от мира сего, положив руку на голову сына, мирно беседовал с Анной Михайловной. Когда свидание закончилось и стража отвела о. Феодора в камеру, он написал на обороте фотографии жены имена детей. И подписал: «До свидания общего».
А затем, когда стража пришла вести на расстрел, на первой странице канонника вывел: «29/XI – 11 ч. ночи».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-kolerov
☦️
Священномученик Иоа́нн Цветков, пресвитер.
При беспощадных гонениях на Русскую Православную Церковь в советской России все меньше оставалось священников, рукоположенных в дореволюционное время, и архиереи стали рукополагать в сан священника благочестивых мирян, дабы паства не осталась без духовного руководства и таинств, и не были закрыты храмы.
Из таких пастырей был священномученик Иоанн. Он родился 17 марта 1878 года в городе Торжке Тверской губернии в семье огородника Степана Цветкова. В Торжке Иван Степанович окончил двухклассное образцовое училище при гимназии. Женился, но жена вскоре оставила его, а детей у них не было. В начале двадцатых годов он был рукоположен в сан священника.
В 1929 году о. Иоанн, как и многие священники в те годы, был арестован, обвинен в невыполнении государственных поставок сельхозпродукции и приговорен к трем годам ссылки. После возвращения из ссылки он был назначен служить в храм села Перхова Удомльского района Тверской области и здесь встретил кровавое гонение 1937 года.
17 ноября 1937 года местные власти в лице председателя и секретаря Перховского сельсовета, а также председателя местного колхоза написали по требованию НКВД характеристику-жалобу на священника. Они писали, что о. Иоанн затягивает службы и продолжительно проповедует, часто обращается к прихожанам с призывом, чтобы они вели себя благолепно, не ходили по храму и не разговаривали во время богослужения, что он призывал верующих родителей, чтобы те обязательно водили детей в храм, и чтобы все, и взрослые, и дети, носили кресты и никогда их не снимали и в большие праздники и в воскресные дни посещали церковь. «Все эти действия Цветкова, – писалось в заключении характеристики священника, – были направлены на подрыв колхозов и свержение советской власти. Дальнейшая работа Цветкова, как врага народа, не допустима. Цветков должен быть изолирован от масс как враг народа, опасный элемент».
Через несколько дней после того, как представители местных властей дали подобную характеристику священнику, о. Иоанн был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. И в тот же день состоялся допрос.
– Следствие располагает данными, что вы ведете антисоветскую агитацию среди населения, – сказал следователь.
– Я никогда среди населения антисоветской агитации не вел, – ответил о. Иоанн.
– Вы говорили в церкви верующим, что советская власть существовать будет недолго. Откуда вы имеете такие данные?
– Я никогда и нигде этого не говорил.
– Следствие от вас требует чистосердечных признаний, поэтому скажите, для какой цели вы запугивали верующих наказанием от Бога?
– Я хорошо знаю, что за каждое антисоветское высказывание меня потянут, куда следует, поэтому я не мог в церкви верующим что-либо подобное говорить. Другое дело наедине, но и этого я также не делал.
– Какую цель вы преследовали, когда колхозникам во время сенокоса говорили, чтобы они не выходили на работу, а шли в церковь молиться Богу?
– Я только приглашал тех колхозников, которые не заняты на работах, но основную силу колхоза я не приглашал и с работы не срывал.
– Вы говорили верующим, что если они не будут посещать церковь, то в случае их смерти вы не будете их отпевать?
– Таких слов я не говорил.
– Вы признаете себя виновным в антисоветской контрреволюционной агитации?
– Не признаю.
27 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Иоанн Цветков был расстрелян 29 ноября 1937 года.
☦️
Священномученик Николай Троицкий, пресвитер.
Священномученик Николай родился 23 июля 1887 года в Тверской губернии в селе Покров, где служил в храме его отец, протоиерей Иоанн Троицкий. По окончании Духовной семинарии Николай Иванович был рукоположен в сан священника ко храму села Покров недалеко от города Удомля. Здесь он прослужил до гонений конца двадцатых — начала тридцатых годов.
В 1930 году власти арестовали священника за то, что он не смог уплатить налог, и приговорили к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и пяти годам ссылки. Когда о. Николай в 1932 году вернулся из заключения в Тверь, святой архиепископ Фаддей благословил его служить в храме села Верескунова Удомльского района. Там благочестивый священник прослужил до кровавого гонения 1937 года. 20 ноября 1937 года НКВД арестовал о. Николая, и он был заключен в тюрьму города Бежецка.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-troickij
☦️
Священномученик Ви́ктор Воронов, пресвитер.
Священномученик Виктор (Виктор Иванович Воронов) родился 10 марта 1889 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1923 году он был рукоположен в сан священника к одному из городских храмов. Во время гонения на Православную Церковь в конце двадцатых годов священник был арестован и приговорен к пяти годам заключения за неуплату налога. Отец Виктор подал обжалование, и в силу того, что он был беден до чрезвычайности и в действительности не обладал никаким имуществом, приговор отменили.
В 1930 году он стал служить в храме села Заборовья Есеновского района, куда переехал вместе с женой, Александрой Федоровной, и двумя сыновьями, пяти и трех лет. В 1936 году власти снова арестовали священника и обвинили в том, что он ведет записи рождений и смертей прихожан. На этот раз о. Виктор был приговорен к штрафу. 15 ноября 1937 года власти снова арестовали его, и он был заключен в тюрьму Вышнего Волочка.
На следующий день после ареста следователь допросил священника.
– Когда вы прибыли в Есеновский район? – спросил он.
– В Есеновский район я прибыл в 1930 году, – ответил священник.
– С какого времени вы служите священником?
– Священником я служу с 1923 года по день своего ареста.
– Следствие располагает материалами, что вы вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя.
– Контрреволюционную агитацию против существующего строя я не вел и виновным себя не признаю.
– Следствие располагает материалами, что в 1937 году вы пытались устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать откровенные показания.
– Антисоветской демонстрации я не пытался устроить и виновным себя в этом не признаю.
– Следствие располагает материалами и свидетельскими показаниями о вашей попытке устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать правдивые показания.
– Я вторично утверждаю, что попытки с моей стороны устроить антисоветскую демонстрацию не было.
– Следствие располагает материалами, что вы распускали провокационные слухи о скорой войне и гибели советской власти.
– Провокационных слухов о войне и гибели советской власти я не распускал и виновным себя в этом не признаю.
– Следствие располагает данными, что вы без разрешения сельсовета ходите по домам и совершаете обряды. Признаетесь в этом?
– Я считаю, что для совершения обрядов в домах верующих разрешения местного сельсовета не требуется.
27 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Воронов был расстрелян 29 ноября 1937 года.
☦️
Священномученик Васи́лий Соколов, пресвитер.
Василий Александрович Соколов родился 5 мая 1880 года в деревне Чёрный Ручей Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье псаломщика. После рукоположения во иерея служил в храмах Тверской епархии. В 1930 году арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и «контрреволюционной деятельности» и приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря. В 1935 году арестован за неуплату налогов и приговорен к 2 годам ИТЛ. Вернувшись из заключения, служил в Преображенском храме в селе Спас-Ульстим Удомельского района Калининской области. 20 ноября 1937 года отца Василия арестовали по обвинению во «враждебном отношении к советской власти… антисоветской агитации, направленной на срыв работ в колхозе». Священник Василий Соколов виновным себя не признал. Расстрелян 29 ноября по постановлению тройки УНКВД по Калининской области от 27 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
☦️
Священномученик Макарий Соловьев, пресвитер.
Макарий Арсеньевич Соловьев родился в деревне Скорнево Максатихинского района Тверской области в 1876 году. О периоде его жизни от рождения до первого ареста практически ничего не известно, мы знаем только, что он избрал духовный путь и был рукоположен в сан священника.
16 августа 1930 года власти арестовывают отца Макария в селе Дмитриевском Лихославльского района Тверской области. Обвинения на процессах над священнослужителями в те годы часто сводились к статье 58-10 УК «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти». Не были оригинальными и следователи, ведущие дело священника Соловьева. Процесс длился меньше месяца, и 10 сентября обвиняемого приговаривают к ссылке на 3 года.
13 ноября 1937 года последовал второй арест, ставший для отца Макария последним. Через 14 дней, 27 ноября, тройкой УНКВД по Калининской области по обвинению в «антисоветской агитации» он был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 29 ноября 1937 года иерей Макарий Соловьев сподобился мученического венца.
☦️
Священномученик Михаил Абрамов, пресвитер.
Михаил Иванович Абрамов родился 1 ноября 1885 г. (по другим документам 3 ноября 1885 г.) в деревне Роговая, Дурновской волости, Пронского уезда, Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1897 г. он поступил в Скопинское духовное училище, которое окончил в 1901 г. по 2-му разряду. Михаил Абрамов продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой в 1907 году был определен к церкви Покрова Божией Матери г. Пронска в качестве псаломщика и законоучителя в церковно-приходской школе. В 1908 году указом правящего архиерея — епископа Рязанского и Зарайского Михаил Иванович определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священники.
…
После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям (лишение избирательных прав, непомерные налоги и пр.). В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК по которой отбывал 1 год лишения свободы в Тульском исправдоме с 14.01.1929 по 14.01.1930 гг. По освобождении из заключения его принял правящий архиерей, который дал ему новое назначение. С 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов служит священником храма Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище, что на Дубненском устье.
В 1934 году произошел его второй арест и трехлетняя ссылка по ст. 58-10 УК (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений и т.д.). В начале 1937 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородице.
В Тверском центре документации новейшей истории хранится Дело № 6916, заведенное Кимрским районным Управлением НКВД по Калининской области на Абрамова Михаила Ивановича. Оперативный приказ НКВД СССР №00447 от 30.07.1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» требовал: «Следствие проводится быстро и в упрощенном порядке».
Дела в те времена рассматривались на самом деле быстро и упрощенно: дело отца Михаила было начато 13 ноября и окончено 21 ноября 1937 года. 13 ноября сотрудники Кимрского райотдела Управления НКВД по Калининской области получили ордер на производство обыска и ареста Абрамова Михаила Ивановича. В тот же день в присутствии понятых был произведен обыск и арест. Конфисковывать и изымать у протоиерея Михаила было нечего, и сотрудники изъяли только паспорт. Арестованного в тот же день доставили в Кимрское районное отделение НКВД.
Первый и последний допрос состоялся на следующий день — 14 ноября 1937 года, день рождения отца Михаила. Вел допрос и заполнял протокол сержант госбезопасности. Судя по материалам дела, на момент допроса следствие не располагало никакими данными об антисоветской деятельности протоиерея Михаила. Новые материалы в деле появились позже. В справке, выданной Александровским сельсоветом 20 ноября, утверждалось: «Абрамов, враждебно настроенный к Советской власти, систематически занимался среди отсталой части колхозников, единоличников в Александровском сельсовете антисоветской агитацией против колхозного строительства».
Следователь нашел трех свидетелей обвинения, которые были допрошены 19 и 20 ноября, а 21 ноября, в день тезоименитства батюшки (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных), уже было подписано обвинительное заключение: «АБРАМОВ, вернувшись из ссылки в 1937 году, враждебно настроенный к советской власти, состоя на службе священником в чине протоиерея Городищенской церкви, одновременно занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета. Распространял провокационные слухи о голоде колхозников, рекомендовал колхозникам выписываться из колхоза – внушал повстанческие намерения, о войне на Советский Союз, о приходе к власти фашистов. Восхвалял расстрелянных врагов народа Троцкистов. Клеветал на Героев Советского Союза и новую Конституцию и высказывал террористические намерения против руководителей советской власти. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но полностью изобличается свидетельскими показаниями».
Тройка УНКВД Калининской области 27 ноября постановила: Абрамова Михаила Ивановича – РАССТРЕЛЯТЬ. Постановление было приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД КО 29 ноября 1937 г. Протоиерей Михаил погребен в безвестной могиле.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-abramov
☦️
Преподобномученик Пантелеи́мон (Аржаных), игумен.
Преподобномученик Пантелеймон родился 29 июня 1872 года в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Тимофея Аржаных и в крещении был наречен Павлом. Хозяйство семьи Аржаных было бедным, и, чтобы поддержать хоть какое-то благосостояние, отцу приходилось много работать. С двенадцатилетнего возраста Павел помогал отцу: был пастухом в деревне, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Когда удавалось, он отправлялся молиться в Оптину Пустынь. В 1894 году Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером.
В 1898 году Павел был уволен из армии. Он поступил фельдшером в Житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской фельдшерской школе. Окончив школу, Павел Тимофеевич вернулся в родную деревню. Полгода он прожил дома, раздумывая над тем, каким ему путем идти дальше, тем более что и возраст уже был таков, когда серьезных ошибок можно и нужно было избегать. Семьи у него не было, а житейского опыта, сложившегося из наблюдений окружающей жизни во время службы в армии и работы фельдшером в губернской больнице, было достаточно. Вспомнились тогда посещения и молитвы в Оптиной Пустыни. Строгая жизнь в монастыре не пугала: за четыре года армейской службы он привык к дисциплине.
В 1900 году Павел Тимофеевич направился в Оптину и пробыл там послушником около семи лет, после чего настоятель монастыря, архимандрит Ксенофонт, постриг его в мантию с именем Пантелеимон в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика. 15 марта 1909 года епископ Калужский и Боровский Вениамин (Муратовский) рукоположил монаха Пантелеимона во иеродиакона. В 1911 году иеродиакон Пантелеимон был рукоположен во иеромонаха. В монастыре он нес послушание фельдшера в монастырской больнице.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-panteleimon-arzhanyh
☦️
Мученик Дими́трий Спиридонов.
Димитрий Спиридонович Спиридонов родился в 1871 году. Еще в Таврической духовной семинарии он выделялся среди товарищей замечательными способностями, дававшими основание его родителям возложить на него большие надежды, и, в известном смысле, он их оправдал. В семинарии он духовно сблизился с протоиереем Николаем Мезенцевым, и эти отношения со временем переросли в большую дружбу, сохранившуюся до их мученической кончины. Образование Димитрий Спиридонович продолжил на казенный счет в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую окончил с успехом.
Во время учебы он регулярно помогал младшему брату Елеазару: высылал необходимые книги, давал советы, оказывал нравственную поддержку. Димитрий Спиридонович отличался большой религиозностью. Смирение и кротость его рождали ту изумительную, лишенную всякой мнительности деликатность, которой многие удивлялись. Он не позволял себе ни одного не то чтобы грубого или дерзкого поступка, но и слова, даже в тех случаях, когда очевидно требовалось прибегнуть к строгому внушению. Возвышенное состояние ума, погруженного в высокие предметы богословских наук, молитвенная устраненность от повседневных забот подвигли его продолжить научные занятия в Московском университете вольнослушателем.
По возвращении в Крым Димитрий Спиридонович преподавал в Таврической духовной семинарии. Его научная деятельность получила высокую оценку, и по рекомендации Арсения Ивановича Маркевича — выдающегося историка, этнографа, археолога и краеведа Крыма — 13 декабря 1907 года Спиридонов был принят в Таврическую ученую архивную комиссию, которая занималась вопросами истории и культуры. В ТУАК входили лучшие ученые и краеведы не только Крыма, но и других регионов империи. 28 ноября 1908 года Димитрий Спиридонович сделал блестящий доклад «К вопросу о мученичестве св. Климента, папы Римского в Крыму».
С 1913-го по 1916 год он провел в Греции, занимаясь научной работой.
…
Примерно в это время Спиридонов венчался с Анисией Ивановной. Брак оказался счастливым, но детей у них так и не появилось.
С 1918-го по 1922 год Димитрий Спиридонович учительствовал в Евпатории, а с 1919 года был секретарем совета греческого общества и председателем церковной двадцатки греческого храма пророка Илии, в котором настоятелем был его брат иерей Елеазар. 6 августа 1922 года Димитрий Спиридонович был избран товарищем председателя ТУАК.
…
В начале января 1938 года особый сектор Крымского областного комитета ВКП(б) принял решение об ужесточении борьбы с религией.
20 января 1938 года Димитрий Спиридонович был арестован, а вместе с ним — вся церковная двадцатка. Примерно в это же время в Евпатории были арестованы около пятидесяти греков, имевших отношение к Ильинскому храму.
«Дело» против греков формировалось вокруг наиболее представительного члена церковной двадцатки Ильинского храма — Константина Ивановича Попандопуло, так как он был знаком с греческим консулом в Москве. Д.С.Спиридонов, К.И.Спиридонова, К.И.Попандопуло, И.П.Памбуков и еще 26 человек были обвинены по ст. 58, п. 6-10-11 УК РСФСР. В обвинительном заключении следователь Ханжин писал: «Произведенное расследование установило, что проходящие по данному делу лица являются участниками контрреволюционной греческо-националистической организации, существовавшей в городе Евпатории и ликвидированной в 1937 году.
Данная контрреволюционная организация была создана в 1922 году по заданию разведки Попандопуло К.И. Всего в состав контрреволюционной организации входил 51 человек. Спиридонов Д.С. писал от всей контрреволюционной организации контрреволюционные клеветнические сведения о жизни в СССР, которые направлял в греческое консульство, поддерживал связь с уже осужденным протоиереем Мезенцевым».
Решением тройки от 5 ноября 1938 года под председательством капитана Якушева и при участии секретаря КрымОК ВКП(б) Сеит-Ягьева, младшего лейтенанта Г.Б.Малыхина Д.С.Спиридонов был приговорен к высшей мере наказания, несмотря на то, что он категорически отверг все обвинения и виновным себя не признал. Его расстреляли 29 ноября 1938 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-spiridonov
☦️
Преподобномученик Филуме́н Святогробец (Хасапис), архимандрит.
В миру Софоклис Хасапис, родился 15 октября 1913 года в столице Кипра Никосии.
В 1927 году поступил в число насельников монастыря Ставровуни вместе со своим братом Александром. В 1934 году братья приехали в Иерусалим и поступили в гимназию Иерусалимской Православной Церкви. В 1937 году они приняли там же монашеский постриг с именами Филумен и Елпидий. 5 сентября 1937 года монах Филумен был рукоположен во иеродиакона. Иеромонах Елпидий впоследствии был приглашен в Александрийскую Православную Церковь.
После окончания семинарии в 1939 году святой Филумен нес различные послушания в патриархии, несколько лет подвизался в Лавре святого Саввы. 1 ноября 1944 года был рукоположен в иеромонаха. Был настоятелем различных греческих храмов и монастырей во Святой Земле – в Иерусалиме, Яффе, Рамалле.
8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии.
29 ноября 1979 года был убит религиозными фанатиками.
Незадолго до убийства отца Филумена группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, фанатики ушли.
В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Однако убийства кроткого священнослужителя им было недостаточно, они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия.
30 ноября 1983 года блаженнейший патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Гроб его был с предосторожностями извлечен из могилы на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион. Останки отца Филумена были почти полностью нетленными. Они были обмыты, обернуты новым покровом и положены в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, где пребывали несколько месяцев, а затем были перезахоронены в новом гробе на сионском кладбище. 8 января 1985 года мощи святого Филумена были вновь извлечены из гроба и положены в раке в Троицком храме на Сионе.
29 августа 2008 года, накануне дня освящения достроенного храма святой Фотинии Самарянки греческого монастыря над Колодцем Иакова в Самарии, мощи торжественно были перенесены в Сихем.
29 ноября 2009 года патриарх Феофил III при огромном стечении паломников совершил в храме святой Фотинии Самарянки в Сихеме Божественную литургию, по окончании которой был совершен крестный ход в преднесении ковчега с каплями крови святого. Перед началом молитвенной процессии патриарх Феофил зачитал решение Священного Синода Иерусалимской Церкви о прославлении в лике святых новомученика Филумена. В своем слове патриарх отметил, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.