⏳ 2021.11.07 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 20я по Пятидесятнице (глас 3й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
7 ноября (25 октября)
• прав. Тави́фы Иоппийской (I)
• мч. Анаста́сия Аквилейского (III)
• мчч. Маркиа́на, Марти́рия (ок. 355)
• прпп. Мартирия, Мартирия затворника, Печерских (XIII–XIV)
• исп. Матроны (Власовой) (1963)


☦️
Праведная Тави́фа Иоппийская
Свя­тая пра­вед­ная Та­вифа (I), жен­щи­на доб­ро­де­тель­ная и ми­ло­серд­ная, при­над­ле­жа­ла к хри­сти­ан­ской об­щине в Иоп­пии. Слу­чи­лось так, что она, тя­же­ло за­болев, умер­ла. В то вре­мя неда­ле­ко от Иоп­пии, в Лид­де, про­по­ве­до­вал свя­той апо­стол Петр. К нему бы­ли по­сла­ны гон­цы с убе­ди­тель­ной прось­бой о по­мо­щи. Ко­гда апо­стол при­шел в Иоп­пию, пра­вед­ная Та­вифа бы­ла уже мерт­ва. Пре­кло­нив ко­ле­на, пер­во­вер­хов­ный апо­стол со­тво­рил го­ря­чую мо­лит­ву ко Гос­по­ду. За­тем по­до­шел к од­ру и воз­звал: «Та­вифа, встань!» Она под­ня­лась со­вер­шен­но здо­ро­вой (Деян.9:36).

☦️
Мученик Анаста́сий Аквилейский, Салонский.
Свя­той му­че­ник Ана­ста­сий жил в III ве­ке в го­ро­де Ак­ви­лее (Се­вер­ная Ита­лия). За мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность в го­ро­де Са­лоне (Дал­ма­ция) он был схва­чен и при­ве­ден к су­дье. От­важ­но и без ко­ле­ба­ний ис­по­ве­дал му­че­ник Ана­ста­сий Хри­ста Ис­тин­ным Бо­гом и Твор­цом всей тва­ри. Ре­ше­ни­ем су­да он был при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни. Те­ло свя­то­го Ана­ста­сия языч­ни­ки бро­си­ли в мо­ре. Пра­вед­ная хри­сти­ан­ка, бо­га­тая мат­ро­на Ас­ка­ло­пия об­ре­ла те­ло му­че­ни­ка Ана­ста­сия и с по­че­стя­ми по­греб­ла в сво­ей до­маш­ней церк­ви. Мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка озна­ме­но­ва­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Примечания:
Св. Анастасий был валяльщик сукон. Явившись из Аквилеи (гор. в сев. Италии) в Салону, приморский город в Далмации, он исповедал Христа, за что и претерпел мученическую кончину в царствование Диоклетиана (284–305).
Эта благочестивая женщина (богатая матрона Асклепсия) обещала награду тому, кто извлечет святые мощи. Когда святые мощи были найдены африканцами, слуги госпожи принудили африканцев отдать мощи только тем, что хотели донести на них начальникам. Африканцы при этом взяли часть мощей, думают, главу, и отправили ее в Африку.

☦️
Мученики Маркиа́н и Марти́рий.
Свя­тые му­че­ни­ки Мар­ки­ан и Мар­ти­рий слу­жи­ли в Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре. Мар­ки­ан был чте­цом, а Мар­ти­рий ипо­ди­а­ко­ном; оба они нес­ли так­же по­слу­ша­ние в ка­че­стве но­та­ри­ев, то есть сек­ре­та­рей, пат­ри­ар­ха Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка (па­мять 6 но­яб­ря). Ере­ти­ки-ари­ане из­гна­ли и тай­но каз­ни­ли пра­вед­но­го пат­ри­ар­ха Пав­ла, а ка­фед­ра его бы­ла пе­ре­да­на ере­ти­ку Ма­ке­до­нию. Ере­ти­ки пы­та­лись при­влечь свя­тых Мар­ки­а­на и Мар­ти­рия на свою сто­ро­ну ле­стью, пред­ла­га­ли зо­ло­то, обе­ща­ли ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры. Но все уси­лия ари­ан бы­ли тщет­ны.
То­гда нече­стив­цы угро­жа­ли опо­ро­чить их пе­ред им­пе­ра­то­ром, за­пу­ги­ва­ли пыт­ка­ми и смер­тью. Но свя­тые твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Пра­во­сла­вие, за­ве­щан­ное от­ца­ми Церк­ви. Мар­ки­ан и Мар­ти­рий бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Пе­ред смер­тью му­че­ни­ки воз­нес­ли ко Гос­по­ду го­ря­чую мо­лит­ву: «Гос­по­ди Бо­же, со­здав­ший неви­ди­мо серд­ца на­ши, устро­я­ю­щий все де­ла на­ши, при­и­ми с ми­ром ду­ши ра­бов Тво­их, ибо мы умерщ­вля­ем­ся за Те­бя и вме­ни­лись как ов­цы за­ко­ле­ния (Пс.32,15, 43,23). Мы ра­ду­ем­ся, что та­кой смер­тью ис­хо­дим из сей жиз­ни ра­ди Тво­е­го Име­ни. Спо­до­би же нас быть при­част­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни у Те­бя, Ис­точ­ни­ка жиз­ни». По­сле мо­лит­вы му­че­ни­ки с ти­хой ра­до­стью пре­кло­ни­ли гла­ву под меч нече­сти­вых († око­ло 355 го­да). Свя­тые те­ла их бы­ли бла­го­го­вей­но по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Позд­нее по ука­за­нию свя­то­го епи­ско­па Иоан­на Зла­то­уста мо­щи свя­тых му­че­ни­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ную цер­ковь. От мно­гих неду­гов ис­це­ля­лись здесь ве­ру­ю­щие по мо­лит­вам свя­тых, во сла­ву Еди­ной Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/932

☦️
Преподобный Марти́рий Печерский, диакон.
Под­ви­зал­ся св. Мар­ти­рий в XIV в. в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли. Уго­див Бо­гу ве­ли­кой чи­сто­той и стро­гой пост­ни­че­ской жиз­нью, про­слав­лен был да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни сво­ей. Его свя­тое имя вспо­ми­на­ет­ся в 7-й пес­ни ка­но­на пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер. Здесь про­слав­ля­ют­ся его тру­до­лю­бие, пра­вед­ность и сер­деч­ная чи­сто­та, а так­же дар из­гна­ния бе­сов и ис­це­ле­ния неду­гов. «В диа­ко­нах све­ти­ло, и в тру­до­лю­бив­цех об­ра­зе, Мар­ти­рие, чи­сто­ты ра­чи­те­лю, дар име­вый про­го­ня­ти от че­ло­век лу­ка­выя ду­хи и немо­щи це­ли­ти». Па­мять его со­вер­ша­ет­ся осо­бо 25 ок­тяб­ря/7 но­яб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства его с св. мч. Мар­ти­ри­ем († 355 г.), так­же 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря и во 2-ю Не­де­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Преподобный Марти́рий Печерский, затворник.
В «Пол­ном хри­сти­ан­ском ме­ся­це­сло­ве» (Ки­ев, 1875 г.) под 25-м чис­лом ок­тяб­ря ска­за­но: «Пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия диа­ко­на и пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия, за­твор­ни­ка Пе­чер­ско­го». Но и о вто­ром пре­по­доб­ном Мар­ти­рии не со­хра­ни­лось ни­ка­ких све­де­ний. Оба стя­жа­ли нетле­ние и по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах в Ки­е­ве. Па­мять прп. Мар­ти­рия за­твор­ни­ка со­вер­ша­ет­ся 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми Даль­них пе­щер, а 25 ок­тяб­ря/7 но­яб­ря па­мять его по­ло­же­на ра­ди те­зо­име­нит­ства его с св. му­че­ни­ком Мар­ти­ри­ем.

☦️
Исповедница Матро́на (Власова), инокиня.
Мат­ро­на Вла­со­ва ро­ди­лась в 1889 го­ду в се­ле Пу­зо Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии, в кре­стьян­ской се­мье. Ше­сти­лет­ней она оста­лась си­ро­той и бы­ла от­да­на на вос­пи­та­ние в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­стырь. У от­ро­ко­ви­цы об­на­ру­жи­лись спо­соб­но­сти к ри­со­ва­нию, и жи­во­пись ста­ла ее по­слу­ша­ни­ем. Так в по­слу­ша­нии и мо­лит­ве ино­ки­ня Мат­ро­на про­жи­ла в оби­те­ли до са­мо­го ее за­кры­тия в 1927 го­ду.
По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря ино­ки­ня Мат­ро­на вме­сте с тре­мя ди­ве­ев­ски­ми сест­ра­ми по­се­ли­лась в се­ле Ку­зя­то­ве Ар­да­тов­ско­го рай­о­на. Сест­ры при­слу­жи­ва­ли в церк­ви, за­ра­ба­ты­ва­ли ру­ко­де­ли­ем, ве­ли жизнь тихую и мир­ную, но и это вы­зы­ва­ло недо­воль­ство мест­ной вла­сти. Их аре­сто­ва­ли в ап­ре­ле 1933 го­да по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. 21 мая 1933 го­да ино­ки­ня Мат­ро­на бы­ла при­го­во­ре­на к трем го­дам за­клю­че­ния в Дмит­ров­ском ла­ге­ре Мос­ков­ской об­ла­сти.
По­сле от­бы­тия сро­ка за­клю­че­ния она устро­и­лась при церк­ви в се­ле Вери­ги­но Горь­ков­ской об­ла­сти и ис­пол­ня­ла обя­зан­но­сти пев­чей, сто­ро­жа и убор­щи­цы хра­ма. 10 но­яб­ря 1937 го­да ма­туш­ку аре­сто­ва­ли во вто­рой раз, об­ви­ни­ли в при­над­леж­но­сти к «контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-фа­шист­ской ор­га­ни­за­ции» и при­го­во­ри­ли к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в Кар­лаг, где она ра­бо­та­ла в боль­ни­це убор­щи­цей. На­чаль­ство от­ме­ча­ло ее доб­ро­со­вест­ную ра­бо­ту и скром­ное по­ве­де­ние. По­сле осво­бож­де­ния ино­ки­ня Мат­ро­на по­се­ли­лась в се­ле Вы­езд­ном близ Ар­за­ма­са. Глав­ным за­ня­ти­ем ее по-преж­не­му бы­ло слу­же­ние в церк­ви.
19 ок­тяб­ря 1949 го­да ее вновь аре­сто­ва­ли по ма­те­ри­а­лам ста­ро­го де­ла 1937 го­да. Вла­сти об­ви­ни­ли мать Мат­ро­ну в про­ве­де­нии «вра­же­ской ра­бо­ты», пы­та­лись за­ста­вить ого­во­рить свя­щен­ни­ка церк­ви се­ла Вери­ги­но. Но уси­лия сле­до­ва­те­лей ни к че­му не при­ве­ли. В де­ле да­же име­ет­ся справ­ка о том, что «лиц, ском­про­ме­ти­ро­ван­ных по­ка­за­ни­я­ми аре­сто­ван­ной Вла­со­вой М. Г., в след­ствен­ном де­ле не име­ет­ся».
Мать Мат­ро­ну от­пра­ви­ли в ссыл­ку в се­ло Ка­мен­ка Лу­гов­ско­го рай­о­на Джам­буль­ской об­ла­сти Ка­зах­ской ССР. Ее брат в 1954 го­ду на­пи­сал хо­да­тай­ство о по­ми­ло­ва­нии сест­ры. По­след­ние го­ды жиз­ни ино­ки­ня Мат­ро­на про­жи­ва­ла у бра­та в род­ном се­ле Пу­зо. Од­но­сель­чане вспо­ми­на­ют, что ма­туш­ка бы­ла очень сми­рен­ной, ти­хо­го нра­ва. Боль­шую часть дня она мо­ли­лась. Храм был за­крыт, и служ­бы ди­ве­ев­ски­ми сест­ра­ми «пра­ви­лись» по до­мам, несмот­ря на мно­гие за­пре­ще­ния и пре­сле­до­ва­ния.
Ино­ки­ня Мат­ро­на мир­но скон­ча­лась 7 но­яб­ря 1963 го­да. Ее по­хо­ро­ни­ли на сель­ском клад­би­ще сле­ва от мо­гил му­че­ниц Ев­до­кии, Да­рии, Да­рии и Ма­рии.

Жития
Писание