22 сентября 2021
⏳ 2021.09.22 (ср)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 14я по Пятидесятнице (глас 4й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 22 сентября (9 сентября)
• (попразднство Рождества Пресвятой Богородицы)
• правв. Богоотец Иоаки́ма и Анны
• мчч. Харито́на и Стра́тора (Стратони́ка) (III)
• прп. Феофана, исповедника и постника (ок. 300)
• мч. Севериа́на Севастийского (320)
• Воспоминание III Вселенского Собора (431)
• блж. Никиты Константинопольского (XII)
• прп. Иосифа Волоцкого (Волоколамского) (1515) 📚
• прп. Онуфрия Воронского (1789)
• обре́тение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского (1896)
• сщмчч. Григория (Гаряева), Александра (Ипатова) (1918)
• сщмчч. Захарии (Лобова) Воронежского, Сергия (Уклонского), Иосифа (Архарова), Алексия (Успенского), Димитрия (Троицкого), мч. Василия (Шикалова) (1937)
• прмч. Андрони́ка (Сурикова) (1938)
• сщмч. Александра (Виноградова) (1942)
• Собор Глинских святых: прпп. Василия (Кишкина) (1831), Филарета (Данилевского), (1841), Феодота (Левченко) (1859), Макария (Шарова) (1864), Марти́рия (Кириченко) (1865), Евфимия (Любимченко) (1866), Досифея (Колченкова) (1874), Илиодо́ра (Голованицкого) (1879), Иннокентия (Степанова) (1888), Луки (Швеца) (1894), Архиппа (Шестакова) (1896), Иоанни́кия (Гомолко) (1912), Серафима (Амелина) (1958), Андрони́ка (Лукаша) (1974), Серафима (Романцова) (1976), Зиновия (в схиме Серафи́ма) (Мажуги) Тетрицкаройского (1985)
☦️
Праведные Иоаки́м и Анна.
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Cпаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери – из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды во время большого праздника дары, которые взял праведный Иоаким в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией.
Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с Дочерью.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/761
☦️
Мучеников Харитона и Стра́тора (Стратони́ка) Никомидийского.
Святые мученики Селевк, Стратоник, Кронид, Леонтий и Серапион пострадали за христианскую веру в III веке. Святой Селевк происходил из Галатии, Стратоник – из Никомидии Вифинской, Кронид, Леонтий и Серапион – из Египта. За исповедание веры во Христа после жестоких истязаний святые мученики были зверски умерщвлены. Святым Крониду, Леонтию и Серапиону связали руки и ноги и бросили в море. Их тела волнами вынесло на сушу, где христиане предали их погребению.
Святой Селевк пострадал в Галатии, где после многих мучений был брошен с супругой на съедение зверям.
Святого Стратоника по приказу вифинского правителя после пыток привязали к двум пригнутым стволам дерева. Тело его было разорвано на две части. (Память его празднуется также 9 сентября.)
☦️
Преподобный Феофа́н исповедник, постник.
Преподобный Феофан, исповедник и постник, родился в семье язычников. В юношестве Феофан уверовал во Христа, крестился и тайно от родителей язычников ушел на гору Давис к старцу-отшельнику, который подвизался там в течение 75 лет. Подвижник научил отрока чтению священных книг и правилам иноческого жития. Через пять лет старец умер, и святой Феофан провел в одиночестве в его пещере 58 лет. Затем он сошел с горы и стал проповедовать веру Христову среди язычников и многих обратил в христианство. По приказанию римских императоров Карла (282–283) и его сыновей Нумериана и Карина (283–284) святой Феофан был схвачен и подвергнут истязаниям. Святой исповедник мужественно перенес страдания и был отпущен живым. Возвратившись на гору, святой Феофан прожил там еще 17 лет и мирно скончался (около 300 г.).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/766
☦️
Мученик Севериа́н Севастийский.
Святой мученик Севериан († 320) пострадал за Христа в Севастии Армянской от правителя Лисия во время гонения на христиан императора Ликиния (307–324). Еще до своего мученического подвига святой Севериан проявил искреннее сострадание к 40 воинам-христианам, пострадавшим за исповедание Имени Христа. Он посещал узников в темнице, укрепляя их дух, призывая к мужеству и стойкости. Через полгода после страдальческой кончины мучеников на озере Севастийском (память 9 марта) Севериан был также привлечен к суду за исповедание христианской веры и подвергнут жестоким истязаниям. Глубоко преданный Воле Божией, святой Севериан во время мучений призывал Господа, испрашивая у Него крепости переносить страдания и до конца пройти свой мученический подвиг. После изощренных истязаний, несломленный в своей вере, святой мученик был повешен с камнем на шее вниз головой на городской стене и так преставился. Тело его было перенесено севастийскими христианами к его дому, куда стекались местные жители проситься с ним и просить его святых молитв. При этом воскрес умерший, но еще не погребенный слуга святого Севериана, который, встав со смертного одра, пришел проводить в последний путь своего хозяина. Он прожил потом еще 15 лет, никуда не отлучаясь от места погребения святого мученика.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/762
☦️
III Вселенский Собор.
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в городе Ефесе императором Феодосием II Младшим.
…
События, предшествовавшие Собору:
Собор был созван против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею (подробнее см. Несторианство).
Определенное время это учение распространялось только как частное мнение в кружке людей, занимавшихся богословскими вопросами, и потому оно не встречало опровержений и осуждений со стороны Церкви. Но Несторий, став в 428 году архиепископом Константинополя, затеял сделать это учение общецерковным. Активная проповедь нового учения привела к волнениям в Константинополе. Нестория стали обвинять в ереси Павла Самосатского, так как было понятно, что речь идет не только о названии Девы Марии Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Несторий стал преследовать своих противников и даже осудил их на Константинопольском соборе 429 г., но тем только увеличил число своих врагов, которых и без того было много по случаю предпринятого им исправления нравов клира. Скоро слух об этих спорах проник и в другие церкви, и здесь начались рассуждения.
В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие, оно было осуждено в 430 году на Римском и Александрийском соборах.
Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых церквей и утверждения православного учения император Феодосий II решился созвать Вселенский Собор. Несторий, чью сторону в то время занимал Феодосий, сам просил созыва Вселенского Собора, находясь в убеждении, что его учение, как правильное, восторжествует.
…
Решения Собора:
На Соборе было изложено восемь правил. Из них, кроме осуждения несторианской ереси, важно – полное запрещение не только составлять новый, но даже дополнять или сокращать, хотя бы одним словом, Символ, изложенный на двух первых Вселенских Соборах.
Вместе с заблуждениями Нестория была осуждена и появившаяся на западе пелагианская ересь. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на Поместном Соборе в Карфагене и только было подтверждено Третьим Вселенским Собором.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iii-vselenskij-sobor
☦️
Блаженный Никита Константинопольский, хартуларий.
Блаженный Никита жил в Константинополе и занимал должность хартулария (письмоводителя). Называют его «сокровенным» потому, что, живя в миру, среди городской суеты, тайными подвигами благочестия достиг духовного совершенства и был великим угодником Божиим. Его святая жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий священник и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, и диакон очень скорбел, что они не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем его совесть грехе. Тот подал ему письмо и велел отдать его первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Святой Софии Премудрости Божией. Им оказался святой Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает его силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон перед церковными дверями, святой Никита сказал: «Господи, открой нам двери милости Твоей», – и двери храма сами собой открылись. Оставив диакона на пороге, святой Никита стал молиться, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, святой Никита снова помолился и опять перед ними отверзлись двери. В храме стало светло, и из алтаря вышло два ряда священников, среди которых диакон Созонт узнал своего умершего друга. Святой Никита тихо сказал: «Отче пресвитер, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду, которую вы имеете между собой». Тотчас священник и диакон Созонт поклонились друг другу, с любовью обнялись и примирились. Священник ушел обратно, и двери сами собой затворились. Блаженный Никита сказал диакону: «Брат Созонт, спаси душу свою для себя и для моей пользы. Отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святых молитв и его упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть». После этих слов блаженный Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к своему старцу-духовнику, диакон со слезами благодарил его за то, что по его молитвам великий сокровенный угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/763
☦️
Преподобный Ио́сиф Волоцкий (Волоколамский), игумен.
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439–1440 годы. Прадед Иосифа – Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа, у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.
В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (кондак 4).
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) и святой Макарий († 1563), архиепископ Вассиан Ростовский († 1515), епископы Симеон Суздальский († 1515), Досифей Крутицкий († 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители казанские Гурий († 1563) и Герман († 1567), святитель Варсонофий, епископ Тверской († 1576).
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского Устава.
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году – к общерусским.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-volockij-volokolamskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/
• Просветитель
• Послания Иосифа Волоцкого
• Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон
• Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся
☦️
Преподобный Ону́фрий Воронский.
Преподобный Онуфрий Воронский прославился святостью своей жизни и иноческими подвигами во славу Господа Бога. Скончался он в 1789 году.
Его прославление было совершено Румынской Православной Церковью, а 21 августа 2007 года его имя было внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви.
☦️
Обре́тение и перенесение мощей свт. Феодо́сия, архиепископа Черниговского (1896)
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников – иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.
В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: всё свободное от занятий время он отдавал молитве, богомыслию и чтению Священного Писания.
…
По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).
…
Недолго святитель Феодосий окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 6 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование, которое стяжал святитель Феодосий, засвидетельствовано его подвижнической жизнью и сокровенной помощью всем, возносившим ему молитвы.
…
Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.
«Еще до прославления свт. Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. “Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил иеромонах. “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”». – Иеромонах Серафим (Роуз) «Душа после смерти»
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-chernigovskij
☦️
Священномученик Григо́рий Гаряев, пресвитер
Священномученик Григорий Симеонович Гаряев родился 29 января 1878 года в селе Пянтег Чердынского уезда в семье священника. В 1900 году окончил Пермскую Духовную семинарию. Служил в Спасской церкви города Соликамска Пермской губернии. Расстрелян красноармейцами 21 сентября 1918 года во время массовых репрессий против духовенства в Пермской губернии.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Ипатов, диакон.
Диакон Александр Ипатов служил в Спасской церкви города Соликамска. Он был расстрелян красноармейцами в ходе массовых репрессий в Пермском крае 21 сентября 1918 года.
☦️
Священномученик Заха́рия (Лобов), архиепископ Воронежский.
Архиепископ Захария (Лобов Захар Петрович) родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника, не принадлежавшего к дворянскому сословию. Избрав духовную стезю, он окончил духовное училище в Павловске и духовную семинарию в Новочеркасске (1888).
С сентября 1888 году отец Захария служил в Новочеркасском кафедральном соборе, стал протоиереем и ключарем храма. В его семье было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний принял монашеский постриг под именем Антония и в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском. Правнук Захарии, Олег Николаевич Лобов, в начале 1990-х годов жил в Новочеркасске.
5 октября 1923 года овдовевший З.П. Лобов, после принятия монашеского чина с сохранением прежнего имени, хиротонисан епископами Аксайским Митрофаном (Гриневым; † после 1917) и Иннокентием во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии (его предшественник, владыка Николай (Орлов; †1922) скончался в царицынской тюрьме). В 1924 году Захария арестован и приговорен ростовскими чекистами к двухлетней ссылке на Соловки. После него Нижнечирская кафедра больше никем не занималась. На Соловках в тот момент находилось больше епископов, чем на свободе.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-zaharija-lobov
☦️
Священномученик Се́ргий Уклонский, пресвитер.
5 мая 1864 года в семье священника церкви села Тесово Михаила Уклонского родился будущий священномученик, протоиерей Сергий Михайлович Уклонский (1864–1937).
Он окончил Вифанскую Духовную семинарию. В 1888 году был рукоположен во священника к церкви села Рассудово Подольского уезда. В начале ХХ века служил в Покровской церкви села Куликово Дмитровского уезда. В 1921 году епископ Дмитровский священномученик Серафим (Звездинский) возвел священника Сергия Уклонского в сан протоиерея и назначил благочинным 8-го округа. После ареста епископа Серафима и захвата церковной власти обновленцами о.Сергий сделал все зависящее от него как благочинного для противостояния давлению живоцерковников. За неявку на совещание благочинных, созванное по распоряжению обновленческого Московского епархиального управления, 6 марта 1923 года протоиерей Сергий Уклонский был уволен от должности благочинного, с занесением в формуляр. Он созвал собрание духовенства 8-го округа, на котором была принята резолюция о «неприятии обновленческих изменений и обновленца благочинного». Обновленческое епархиальное управление 17 апреля того же года постановило «поставить на вид неуместное и незакономерное действие протоиерея Уклонского… и предупредить, что если он будет продолжать самостоятельное исправление обязанностей благочинного, то он будет отставлен от места».
В 1924 году о.Сергий перешел в церковь села Чернеево Дмитровского уезда. В начале 1930-х гг. вынужден уехать в Тверскую губернию. Служил в селе Алешенка близ Бологого, затем в селе Новое (переименовано в Свердлово) на Волге. 29 января 1931 года в возрасте 67 лет был судим по ст.61 УК РСФСР за неуплату налога и приговорен к году принудительных работ. В то же время скончался, после ссылки, его сын. К 1937 году о.Сергий выглядел «выстаревшимся человеком с комичными жестами и ужимками». 26 февраля 1937 года он был переведен в церковь села Мшенцы (Васильевский мох) Корытновского сельсовета Бологовского района Тверской (Калининской) области. Священник увещевал прихожан молиться Богу, исповедоваться, поститься, крестить детей; ходил по домам крестьян, беседовал о вере, крестил. На его службу собирались из соседних деревень и более отдаленных мест, приезжали монахини закрытых монастырей. На местный праздник Девятой Пятницы собралось духовенство из окрестных храмов и другие гости. Получилось торжественно. Приближалась Пасха, и о.Сергий попросил монахинь обойти жителей села и получить согласие на его приход в день праздника с тем, чтобы, имея их подписи, получить на это разрешение в сельсовете. Священнику шел восьмой десяток, он так голодал, что готов был идти за подаянием по домам. Председатель сельсовета составил донесение, и 2 сентября 1937 года о.Сергий был арестован. Постановлением «тройки» УНКВД по Калининской области семидесятичетырехлетний протоиерей был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 19 сентября 1937 года.
☦️
Священномученик Ио́сиф Архаров, пресвитер.
Священномученик Иосиф Иванович Архаров родился в 1874 году, отец его был владельцем кожевенного завода в Московской губернии. Иосиф Иванович проработал на кожевенном производстве до 1930 года. В 1930 году он принял священнический сан. Вскоре он был арестован и приговорен к 2 годам лишения свободы. Едва освободившись, он получил новый срок – 3 года лагерей. С 1936 по 1937 год он находился в Карлаге НКВД в Казахстане. Находясь в лагере, он был арестован на основании доноса, в котором сказано: «Заключенный Архаров очень любит Церковь…», «советовал читать Евангелие или Псалтирь», «всегда стремиться пропеть что-нибудь божественное». В обвинительном заключении, приговаривая отца Иосифа к смерти, следователь написал: «з/к Архаров… отбывая меру наказания в Карлаге НКВД систематически проводил к/р агитацию среди заключенных, + распространяя провокационные слухи о скорой войне и гибели соввласти. Допрошенный по делу в качестве обвиняемого, з/к Архаров виновным себя не признал, но свидетельскими показаниями полностью изобличен». 21 сентября 1937 года священномученик Иосиф Архаров был расстрелян.
☦️
Священномученик Алекси́й Успенский, пресвитер.
Мученик Васи́лий Шикалов.
Священномученик Алексий родился 22 сентября 1879 года в селе Шолы Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Глеба Успенского, который умер, когда Алексею едва исполнилось полтора года. По окончании Духовной семинарии Алексей Глебович был рукоположен в сан священника. Служил на разных приходах. Гонения конца двадцатых — начала тридцатых годов застали его в храме Тверской епархии.
Как и в большинстве других случаев, власти, намереваясь арестовать священника, предложили заплатить государству огромный налог, и поскольку священник не смог удовлетворить их требований, те арестовали его. Суд приговорил о. Алексея к конфискации имущества и заключению на шесть месяцев в исправительно-трудовой лагерь. Для священника это было тем более тяжело, что оставались без средств к существованию его жена, Вера Александровна, и дети — дочь восьми лет и два сына — шести и трех лет.
Но всякое испытание, как бы ни было оно тяжело, он принимал как посланное Богом, как крест, кроткое несение которого есть путь ко спасению. И потому ему никогда не приходило в голову и не томило сердце желание оставить свое служение. Вернувшись из заключения, о. Алексей стал снова служить в храме и вскоре был возведен в сан протоиерея.
В начале 1937 года архиепископ Тверской Никифор (Никольский), назначенный на Тверскую кафедру в конце 1936 года, ввиду того, что власти лишили в это время архиепископа Тверского Фаддея регистрации, определил о. Алексея в Вознесенскую церковь села Вознесенья Бологовского района Тверской области. По общему мнению прихода, который включал в себя село и несколько деревень, о. Алексей показал себя ревностным пастырем, истинным попечителем о словесных овцах стада Христова и сугубым молитвенником. Все свои силы он отдавал просвещению прихожан. Бывали случаи, когда под давлением безбожной власти и пропаганды крестьяне называли своих детей нехристианскими именами, но таковых священник, не боясь ответственности, отправлял в сельсовет, чтобы они предварительно переписали имена своих детей на христианские, и только после этого приходили крестить. У него в храме, несмотря на большое число прихожан, никогда не было общей исповеди; о. Алексей старался поговорить с каждым, а когда нужно, то поддержать.
…
2 сентября сотрудники НКВД арестовали о. Алексея и старосту храма Василия Шикалова.
…
Василий Яковлевич Шикалов родился 12 апреля 1875 года в селе Большая Дубровна Бологовского уезда Тверской губернии, был прихожанином Вознесенской церкви и последнее время выполнял в ней обязанности старосты. Начав гонения на Православную Церковь в конце двадцатых годов и преследуя православных мирян, безбожные власти потребовали от Василия Яковлевича выполнения твердого задания по сдаче сельскохозяйственной продукции, которое было невыполнимо по существу. За невыполнение он был арестован и приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а все имущество его было конфисковано. Вернувшись в начале 1937 года в родное село, Василий Яковлевич подал ходатайство о пересмотре своего дела. Летом 1937 года ходатайство удовлетворено, он был признан невиновным, и имущество ему было ему возвращено. Впрочем, земная справедливость торжествовала недолго — осенью Василий Яковлевич был вновь арестован.
…
19 сентября Тройка НКВД приговорила священника и старосту к расстрелу. Протоиерей Алексей Успенский и староста Василий Шикалов были расстреляны 21 сентября 1937 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-uspenskij
☦️
Священномученик Дими́трий Троицкий, диакон.
Священномученик Димитрий родился в 1884 году в селе Макшеево Коломенского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Троицкого. По окончании в 1901 году Коломенского духовного училища он служил псаломщиком в Преображенском храме в селе Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии. В 1924 году Дмитрий Васильевич был рукоположен во диакона к Преображенскому храму в этом селе, вошедшем тогда в состав Московской области. В 1930 году диакон Димитрий за несдачу зерновых был приговорен судом к полутора годам высылки за пределы области; приехав на место ссылки, он стал служить диаконом. Вернувшись в 1932 году по окончании срока в Починки, он снова стал служить в храме диаконом.
В январе 1933 года власти арестовали священника Преображенского храма, диакона Димитрия и наиболее активных прихожан. На вопрос, вел ли он отношения со священником и интересующими следствие людьми, и не собирались ли они по домам, и о чем говорили, диакон Димитрий ответил, что людей этих знал и отношения вел, и вместе они собирались, но «вследствие плохой памяти беседы и их темы помнить не могу, а потом я вообще стараюсь от них отвлекаться. Определить… политическое настроение священника… по отношению к советской власти не могу».
Вызванные на допрос свидетели показали, что диакон жаловался на то, что его советская власть разорила, дом отобрали, сад взяли, разве возможно это было раньше? Конечно, нет. Коммунисты мучают православный народ, загоняют насильно в колхоз, давят налогами. Впрочем, заявил далее свидетель, какие именно вел диакон разговоры против советской власти, он вспомнить не может.
В результате допросов свидетелей для следователей ОГПУ стала очевидна полная невиновность диакона и в обвинительном заключении, составленном ими, пришлось записать, что «обвиняемый Троицкий Дмитрий Васильевич виновным себя в агитации не признал, не отрицая того, что имел связь со священником… у которого и собирались». И в этом была вся вина диакона.
19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила диакона Димитрия к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату.
В 1936 году он вернулся из ссылки в село Починки. Дом у его семьи отобрали, и супруга диакона жила в церковной сторожке, работая сторожем при храме, в сторожке поселился и диакон Димитрий. Здоровье его тюрьмой и ссылкой было подорвано, и он подал за штат и в храм ходил молиться как прихожанин.
В 1937 году снова поднялось гонение на Русскую Православную Церковь; 5 сентября был допрошен свидетель, сторож колхозного огорода, а через день сотрудники НКВД выписали справку на арест диакона Димитрия.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-troickij-diakon
☦️
Преподобномученик Андрони́к (Суриков), иеромонах.
Преподобномученик Андроник родился 5 октября 1885 года в селе Огрызково Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Сурикова и в крещении наречен был Андреем. Образование Андрей получил в церковноприходской школе; в 1902 году он поступил в Можайский Лужецкий монастырь, где подвизался на различных послушаниях, но главным образом на клиросном. В 1916 году Андрей был призван на фронт и служил рядовым в 52-м пехотном полку. В 1917 году воинское начальство отпустило его на полевые работы, в 1918 году он был демобилизован и вернулся в Лужецкий монастырь и был пострижен в монашество с именем Андроник.
В 1920 году монах Андроник был переведен в Московский Симонов монастырь и 20 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. В 1924 году он был награжден двойным орарем. В 1928 году в том же монастыре он был рукоположен во иеромонаха. После закрытия в 1929 году Симонова монастыря, отец Андроник был переведен в Успенскую, что в Крутицах церковь, где прослужил до 28 декабря 1930 года. Тогда в Москве было арестовано более трехсот священнослужителей, монахов, монахинь и православных мирян, и среди них иеромонах Андроник.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-andronik-surikov
☦️
Священномученик Алекса́ндр Виноградов, пресвитер.
Священномученик Александр родился 1 июня 1884 года в семье заштатного псаломщика Ивана Михайловича Виноградова, служившего трапезником при Воскресенской церкви, что на Ваганьковском кладбище в Москве. В 1899 году Александр окончил Донское Духовное училище, а в 1905 году – Московскую Духовную семинарию.
1 октября 1909 года в день Покрова Божией Матери он был рукоположен во священника и определен на служение в Преображенскую церковь в селе Люберцы Московской губернии.
В 1920 году отца Александра на несколько месяцев призвали на военную службу, которую он проходил в тыловом ополчении. В 1929 году он был возведен в сан протоиерея, а в 1932 году награжден палицей.
В подмосковном селе Перхушково Звенигородского района в ноябре 1933 года скончался священник, и священноначалие 21 ноября назначило протоиерея Александра Виноградова в Покровский храм этого села, где он прослужил до самого ареста.
Во время начавшихся летом 1937 года массовых арестов верующих власти приняли решение арестовать протоиерея Александра. 27 ноября 1937 года он был арестован и заключен в камеру предварительного заключения при Звенигородском отделении милиции, а через несколько дней переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-vinogradov-presviter
☦️
Глинских святых:
• прпп. Васи́лия (Кишкина), иеросхимонаха (1831)
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-kishkin
…
• Филаре́та (Данилевского), игумена (1841)
https://azbyka.ru/days/sv-filaret-danilevskij
…
• Феодо́та (Левченко), монаха (1859)
https://azbyka.ru/days/sv-feodot-levchenko-glinskij
…
• Макария (Шарова), иеросхимонаха (1864)
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-sharov-glinskij
…
• Марти́рия (Кириченко), монаха (1865)
https://azbyka.ru/days/sv-martirij-kirichenko-glinskij
…
• Евфи́мия (Любимченко), схимонаха (1866)
https://azbyka.ru/days/sv-evfimij-ljubimchenko-glinskij
…
• Досифе́я (Колченкова), монаха (1874)
https://azbyka.ru/days/sv-dosifej-kolchenkov-glinskij
…
• Илиодо́ра (Голованицкого), схиархимандрита (1879)
https://azbyka.ru/days/sv-iliodor-golovanickij-glinskij
…
• Инноке́нтия (Степанова), архимандрита (1888)
https://azbyka.ru/days/sv-innokentij-stepanov-glinskij
…
• Луки́ (Швеца) (1894)
https://azbyka.ru/days/sv-luka-shvec-glinskij
…
• Архи́ппа (Шестакова), схимонахов (1896)
https://azbyka.ru/days/sv-arhipp-shestakov-glinskij
…
• Иоанни́кия (Гомолко) (1912)
https://azbyka.ru/days/sv-ioannikij-gomolko-glinskij
…
• Серафи́ма (Амелина) (1958)
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-amelin-glinskij
…
• Андрони́ка (Лукаша) (1974)
https://azbyka.ru/days/sv-andronik-lukash-glinskij
…
• Серафи́ма (Романцова), схиархимандритов (1976)
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-romancov-glinskij
…
• Зино́вия (в схиме Серафи́ма) (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского (1985)
https://azbyka.ru/days/sv-zinovij-mazhuga-v-shime-serafim