⏳ 2019.12.29 (вс)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 28я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 3й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
29 декабря (16 декабря)
• Рождественский пост
• прор. Аггея (500 до РХ)
• мч. Мари́на Римского (III)
• блж. царицы Феофании Византийской (893–894)
• прп. Софии Суздальской (1542)
• сщмчч. Владимира (Алексеева), Павла (Аношкина), Григория (Смирнова) (1918)
• сщмчч. Аркадия (Остальского) Бежецкого, Илии (Чередеева), Павла (Фаворитова), Феодосия (Болдырева), Владимира (Дамаскина), Александра (Колоколова), Петра (Зиновьева), прмч. Макария (Смирнова) (1937)


☦️
Свя­той про­рок Аг­гей – де­ся­тый из 12 ма­лых про­ро­ков. Он был из ко­ле­на Ле­ви­и­на и про­ро­че­ство­вал при пер­сид­ском ца­ре Да­рии Ги­с­тас­пе (за 500 лет до Р.Х.). По воз­вра­ще­нии иуде­ев из ва­ви­лон­ско­го пле­на он убеж­дал на­род до­стро­ить вто­рой Иеру­са­лим­ский храм и воз­ве­щал, что в этом хра­ме над­ле­жит «Сло­ву Без­на­чаль­но­му в по­след­них вре­ме­нах яви­ти­ся».

☦️
Свя­той Ма­рин жил в цар­ство­ва­ние Ка­ри­на и, бу­дучи бла­го­ро­ден по про­ис­хож­де­нию, несмот­ря на свой юный воз­раст, но­сил зва­ние син­кли­ти­ка или се­на­то­ра. Как хри­сти­а­нин, он был схва­чен и по­нуж­да­ем при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но так как он не по­ко­рял­ся и не ис­пол­нял это­го тре­бо­ва­ния, то его по­ве­си­ли и ру­би­ли ме­ча­ми, по­том по­ло­жи­ли на огонь. По­сле то­го бро­си­ли его на рас­ка­лён­ную ско­во­ро­ду и за­тем в ки­пя­щий ко­тёл; но по бла­го­да­ти Бо­жи­ей Ма­рин при всех этих пыт­ках оста­вал­ся невре­дим. То­гда вы­пу­сти­ли на свя­то­го ди­ких зве­рей, львов и мед­ве­дей, но и те не тро­ну­ли его. Меж­ду тем, озлоб­ле­ние языч­ни­ков еще бо­лее уси­ли­ва­лось про­тив твёр­до­го ис­по­вед­ни­ка ве­ры Хри­сто­вой: они ре­ши­ли бы­ло на­силь­но вве­сти его в идоль­ское ка­пи­ще и за­ста­вить при­не­сти жерт­ву. Свя­той же в это вре­мя ска­зал:
– Хо­чу при­не­сти жерт­ву бо­гам.
Слы­ша та­кое за­яв­ле­ния му­че­ни­ка, царь и все окру­жав­шие его об­ра­до­ва­лись. Но Ма­рин, во­шед­ши со все­ми в ка­пи­ще, об­ра­тил­ся с мо­лит­вою к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, и идо­лы упа­ли и со­кру­ши­лись. Огор­чил­ся царь, по­ра­жен­ный та­кою неожи­дан­но­стью, и немед­лен­но при­ка­зал от­сечь го­ло­ву му­че­ни­ку. Так свя­той Ма­рин пре­дал дух свой Гос­по­ду; мо­щи же его бла­го­чест­но по­гре­бе­ны бы­ли бо­го­бо­яз­нен­ны­ми хри­сти­а­на­ми.

☦️
Бла­жен­ная ца­ри­ца Фе­о­фа­ния (Фе­о­фа­но), пер­вая су­пру­га им­пе­ра­то­ра Льва VI Муд­ро­го (886–911). По на­ве­там бы­ла вме­сте с му­жем, то­гда еще на­след­ни­ком пре­сто­ла, за­клю­че­на на три го­да в тем­ни­цу. По­лу­чив сво­бо­ду, про­во­ди­ла жизнь в мо­лит­ве и по­сте. Кро­тость, ми­ло­сер­дие и сер­деч­ное со­кру­ше­ние о гре­хах про­сла­ви­ли ее имя сре­ди со­граж­дан. Фе­о­фа­ния скон­ча­лась в 893 или 894 го­ду.

☦️
Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).
25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.
Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».
Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».
Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.
В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич Алек­се­ев ро­дил­ся в 1883(?) го­ду. Окон­чил Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, слу­жил в Успен­ском со­бо­ре го­ро­да Охан­ска Перм­ской гу­бер­нии. Рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми 29 де­каб­ря 1918 го­да в хо­де мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ар­ка­дий, епи­скоп Лу­бен­ский, ви­ка­рий Пол­тав­ский (в ми­ру Осталь­ский Ар­ка­дий Иоси­фо­вич) ро­дил­ся в ап­ре­ле 1888 го­да в се­ле Яко­ви­цы Жи­то­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоси­фа Осталь­ско­го. Впо­след­ствии ро­ди­те­ли бу­ду­ще­го Свя­ти­те­ля пе­ре­еха­ли в Жи­то­мир, ку­да пе­ре­ве­ли слу­жить от­ца Иоси­фа. Кро­ме Ар­ка­дия в се­мье бы­ли ещё двое де­тей: сын и дочь, ко­то­рая умер­ла в воз­расте трёх лет. По­сле окон­ча­ния Во­лын­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, с сен­тяб­ря 1911 го­да отец Ар­ка­дий слу­жил свя­щен­ни­ком со­бор­но­го хра­ма в го­ро­де Ста­ро-Кон­стан­ти­нов, за­тем на­сто­я­те­лем Ни­коль­ской еди­но­вер­че­ской церк­ви в го­ро­де Пол­та­ва. Во вре­мя вой­ны он — пол­ко­вой свя­щен­ник. Яв­ля­ясь с 1917 по 1922 го­ды на­сто­я­те­лем хра­ма в Жи­то­ми­ре, отец Ар­ка­дий при хра­ме же ор­га­ни­зо­вал Пра­во­слав­ное Брат­ство. Его пла­мен­ные про­по­ве­ди при­вле­ка­ли мно­же­ство на­ро­да, а Брат­ство в тяж­кие го­ды граж­дан­ской вой­ны осу­ществ­ля­ло прак­ти­че­скую по­мощь бед­ным и боль­ным, тут обу­ча­ли де­тей, хо­ро­ни­ли умер­ших, за­ни­ма­лись бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Отец Ар­ка­дий по­имён­но пом­нил всех боль­ных, ко­то­рых опе­ка­ло Брат­ство, и, бы­ва­ло, не раз спра­ши­вал, кто де­жу­рит се­го­дня у та­кой-то, кто по­не­сёт та­кой-то обед.
Не толь­ко дру­гих по­буж­дал он к ни­ще­лю­бию и жерт­вен­но­сти, но и сам по­ка­зы­вал при­мер этой жерт­вен­но­сти и край­не­го нес­тя­жа­ния. Близ­кие, зная, что он нуж­да­ет­ся и не име­ет средств, сши­ли ему шу­бу. Эту шу­бу он на­дел все­го ра­за два, за­тем она вне­зап­но ис­чез­ла. Ока­за­лось, он от­дал её бед­ной вдо­ве, у ко­то­рой бы­ло двое боль­ных ту­бер­ку­лё­зом де­тей. Од­на­жды он вы­шел из Жи­то­ми­ра в са­по­гах, а в Ки­ев при­шёл уже в лап­тях. Ока­за­лось, ему на до­ро­ге встре­тил­ся ка­кой-то бед­няк, и они по­ме­ня­лись обу­вью. В дру­гой раз отец Ар­ка­дий от­дал ка­ко­му-то неиму­ще­му брю­ки и остал­ся в ниж­нем бе­лье, а чтобы это­го не бы­ло вид­но, за­шил спе­ре­ди под­ряс­ник, чтобы по­лы не рас­па­хи­ва­лись.
Отец Ар­ка­дий ча­сто слу­жил и все­гда ис­по­ве­ды­вал. На ис­по­ве­ди он ни­ко­го не то­ро­пил, пред­ла­гая без стес­не­ния на­звать то, что му­ча­ет ду­шу че­ло­ве­ка. Ино­гда ис­по­ведь за­тя­ги­ва­лась до двух ча­сов но­чи.
Вес­ною 1922 го­да от­ца Ар­ка­дия аре­сто­ва­ли по об­ви­не­нию в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей пря­мо на вы­хо­де из хра­ма, по­сле со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии. Тол­па мо­ля­щих­ся по­сле­до­ва­ла вме­сте со сво­им пас­ты­рем к зда­нию ЧК, но сол­да­ты взя­ли вин­тов­ки на­из­го­тов­ку, при­ка­зы­вая всем разой­тись. Од­на­ко лю­ди от­ка­за­лись под­чи­нить­ся, тре­буя от­пу­стить свя­щен­ни­ка. Всех их си­лой уве­ли в под­вал зда­ния ЧК Весть об аре­сте лю­би­мо­го пас­ты­ря об­ле­те­ла го­род, в тюрь­му ста­ли при­но­сить пе­ре­да­чи в та­ком ко­ли­че­стве, что их хва­та­ло и за­клю­чён­ным, и над­зи­ра­те­лям.
Ба­тюш­ку при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. Рас­ска­зы­ва­ют, что во вре­мя чте­ния об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния и при­го­во­ра отец Ар­ка­дий за­снул, и кон­во­и­ры вы­нуж­де­ны бы­ли раз­бу­дить его, чтобы со­об­щить, что он при­го­во­рён к смер­ти. «Ну что ж, — ска­зал свя­щен­ник, — бла­го­да­рю Бо­га за всё. Для ме­ня смерть — при­об­ре­те­ние» По­сле су­да вер­ные хри­сти­ане ста­ли хло­по­тать о смяг­че­нии при­го­во­ра, и он был за­ме­нён пя­тью го­да­ми за­клю­че­ния.
По­ка отец Ар­ка­дий на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии, его су­пру­га вы­шла за­муж за офи­це­ра Крас­ной ар­мии, по­тре­бо­вав по­сле осво­бож­де­ния ба­тюш­ки из тюрь­мы, чтобы он дал ей раз­вод. Де­тей у них не бы­ло. Так Гос­подь раз­ре­шил от­ца Ар­ка­дия от се­мей­ных уз.
По­сле до­сроч­но­го осво­бож­де­ния в 1925 го­ду ба­тюш­ка по­ехал по­мо­лить­ся в Ди­вев­ский жен­ский мо­на­стырь. В Ди­ве­е­ве его встре­ти­ла бла­жен­ная Ма­рия Ива­нов­на, ко­то­рая вни­ма­тель­но по­гля­де­ла на при­е­хав­ше­го по­мо­лить­ся свя­щен­ни­ка и ска­за­ла ему: «Бу­дешь епи­ско­пом, но из тюрь­мы не вый­дешь». В Са­ров­ской Успен­ской пу­сты­ни он был по­стри­жен в ман­тию с остав­ле­ни­ем то­го же име­ни.
Вер­нув­шись в Жи­то­мир, иеро­мо­нах Ар­ка­дий всё вре­мя стал от­да­вать мо­лит­ве и ас­ке­ти­че­ским по­дви­гам. Пе­ред ним, как ни­ко­гда яс­но, пред­на­чер­та­ли смысл и цель хри­сти­ан­ской жиз­ни — в стя­жа­нии Ду­ха Свя­то­го. На од­ной из от­кры­ток, по­да­рен­ной ду­хов­ной до­че­ри, он на­пи­сал по­же­ла­ние, ко­то­рое в та­кой же сте­пе­ни от­но­сил и к се­бе: «Не тот бла­жен, кто хо­ро­шо на­чи­на­ет, но кто хо­ро­шо кон­ча­ет по­двиг свой. По­се­му по­двиг по­ка­я­ния и борь­бы со стра­стя­ми дол­жен быть по­жиз­нен­ным».

в ок­тяб­ре был аре­сто­ван и вы­слан в Харь­ков, а в фев­ра­ле 1927 го­да в Ту­ап­се.
Въезд в епар­хию, в го­род Луб­ны, ему был за­пре­щён, од­на­ко Вла­ды­ка всё же ре­шил вы­ехать, чтобы от­слу­жить хо­тя бы Пас­халь­ное Бо­го­слу­же­ние. В Луб­ны он вы­ехал тай­но и пе­ред са­мым на­ча­лом Пас­халь­ной по­лу­нощ­ни­цы, око­ло по­ло­ви­ны две­на­дца­то­го, во­шёл в ал­тарь. Он был в паль­то, в тём­ных оч­ках и в та­ком ви­де ма­ло по­хо­дил на епи­ско­па. Диа­кон со­бо­ра стал про­го­нять незна­ком­ца, го­во­ря, что они ждут при­ез­да на­зна­чен­но­го к ним ар­хи­ерея, и ему со­всем не ме­сто сей­час в ал­та­ре. Незна­ко­мец по­про­сил вы­звать на­сто­я­те­ля, диа­кон усту­пил, и ко­гда при­шёл на­сто­я­тель, епи­скоп Ар­ка­дий от­крыл­ся ему и ска­зал, что он и есть на­зна­чен­ный к ним ар­хи­ерей.
По­сле объ­яс­не­ний Вла­ды­ка об­ла­чил­ся, и на­ча­лось Пас­халь­ное Бо­го­слу­же­ние. Но ещё не за­кон­чи­лась служ­ба, как в со­бо­ре ста­ли по­яв­лять­ся пред­ста­ви­те­ли вла­сти. Даль­ней­шее пре­бы­ва­ние вла­ды­ки Ар­ка­дия в со­бо­ре гро­зи­ло аре­стом, и он был вы­нуж­ден скрыть­ся. Это бы­ло един­ствен­ным бо­го­слу­же­ни­ем в на­зна­чен­ной ему епар­хии. Епи­скоп уехал в Но­во-Афон­ский мо­на­стырь на Кав­каз, жил в го­рах, встре­чал­ся с по­движ­ни­ка­ми, на­се­ляв­ши­ми в то вре­мя про­па­сти и уще­лья Кав­каз­ских хреб­тов. Од­на­ко и здесь по­ло­же­ние бы­ло неспо­кой­ным. Вла­сти с по­мо­щью охот­ни­ков вы­сле­жи­ва­ли по­движ­ни­ков, аре­сто­вы­ва­ли и рас­стре­ли­ва­ли их.

Вновь Вла­ды­ка был аре­сто­ван в ап­ре­ле 1927 го­да и со­слан в Ка­зань. Из этой ссыл­ки он бе­жал в мар­те 1928 го­да и неле­галь­но по­се­лил­ся в Ле­нин­гра­де при по­дво­рье Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Слу­жил он тай­но.
В мае 1928 го­да по­сле­до­вал но­вый арест Свя­ти­те­ля, уже в Москве. Его за­клю­чи­ли в Бу­тыр­скую тюрь­му. В июле то­го же го­да Вла­ды­ка был при­го­во­рён к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ла­ге­ре, а в даль­ней­шем срок про­дли­ли ещё на пять лет.

С 1928 по 1937 го­ды с неболь­шим пе­ре­ры­вом Вла­ды­ка на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии на Со­лов­ках. Там он был опре­де­лён на са­мую тя­жё­лую ра­бо­ту. Ла­гер­ное на­чаль­ство, ви­дя, ка­кое бла­го­твор­ное вли­я­ние Вла­ды­ка ока­зы­ва­ет на окру­жа­ю­щих, и, опа­са­ясь это­го вли­я­ния, ча­сто пе­ре­во­ди­ло его с од­но­го ме­ста на дру­гое. Вла­ды­ка раз­да­вал всё, что по­лу­чал от ду­хов­ных де­тей и ста­рал­ся, чтобы ссыль­ное ду­хо­вен­ство по­мо­га­ло друг дру­гу.
Боль­шое чис­ло осве­до­ми­те­лей и по­сто­ян­ное на­блю­де­ние за за­клю­чён­ны­ми зна­чи­тель­но утя­же­ля­ли усло­вия пре­бы­ва­ния в ла­ге­ре. Здесь на каж­до­го уз­ни­ка был за­ве­дён сек­рет­ный фор­му­ляр, в ко­то­ром от­ме­ча­лось его по­ве­де­ние, как он ра­бо­та­ет, что го­во­рил, ка­ких взгля­дов при­дер­жи­ва­ет­ся. Ла­гер­ное на­чаль­ство ис­ка­ло по­вод, чтобы аре­сто­вать епи­ско­па-по­движ­ни­ка, име­ю­ще­го вы­со­кий ав­то­ри­тет сре­ди за­клю­чён­ных. По­во­дом к это­му ста­ло уча­стие Вла­ды­ки и дру­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей во все­нощ­ной под Бла­го­ве­ще­ние. След­ствие бы­ло за­кон­че­но в июле. Мно­гие свя­щен­ни­ки и ми­ряне бы­ли осуж­де­ны на дис­ци­пли­нар­ные на­ка­за­ния — пре­бы­ва­ние в штраф­ном изо­ля­то­ре. Де­ло епи­ско­па Ар­ка­дия бы­ло на­прав­ле­но для рас­смот­ре­ния в трой­ку ОГПУ, ко­то­рая при­го­во­ри­ла его к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. По­сле при­го­во­ра Вла­ды­ку в ка­че­стве на­ка­за­ния пе­ре­ве­ли на неко­то­рое вре­мя на Се­кир­ную Го­ру, ко­то­рая пред­став­ля­ла со­бой по­до­бие внут­рен­ней Со­ло­вец­кой тюрь­мы с са­мым су­ро­вым ре­жи­мом. Кор­ми­ли там гни­лы­ми про­дук­та­ми, и то в са­мом ма­лом ко­ли­че­стве. На Се­кир­ной Го­ре бы­ло два «от­де­ле­ния» — верх­нее и ниж­нее. Це­лы­ми дня­ми за­клю­чён­ные «верх­не­го от­де­ле­ния» долж­ны бы­ли си­деть на жёр­доч­ках, не до­ста­вая но­га­ми до по­ла, вплот­ную друг к дру­гу. На ночь раз­ре­ша­лось лечь на го­лом ка­мен­ном по­лу, но укрыть­ся бы­ло нечем. За­клю­чён­ных бы­ло столь­ко, что спать при­хо­ди­лось всю ночь на од­ном бо­ку. Через неко­то­рое вре­мя за­клю­чён­ных пе­ре­во­ди­ли из «верх­не­го» от­де­ле­ния в ниж­нее и то­гда поз­во­ля­ли ра­бо­тать, но ра­бо­ту да­ва­ли са­мую тя­жё­лую.
Из это­го ла­ге­ря Вла­ды­ка вер­нул­ся через де­сять лет — в фев­ра­ле 1937 го­да — со­вер­шен­но се­дым. По­сле осво­бож­де­ния он был на­зна­чен епи­ско­пом Бе­жец­ким, но на­зна­че­ния не при­нял. По­сто­ян­ное про­жи­ва­ние ему бы­ло раз­ре­ше­но в Ка­лу­ге. Там Вла­ды­ка ча­сто ви­дел­ся с ар­хи­епи­ско­пом Ка­луж­ским Ав­гу­сти­ном (Бе­ля­е­вым), с ко­то­рым под­дер­жи­вал дру­же­ские от­но­ше­ния как с че­ло­ве­ком од­но­го с ним по­движ­ни­че­ско­го ду­ха.

В сен­тяб­ре 1937 го­да НКВД аре­сто­вал ар­хи­епи­ско­па Ав­гу­сти­на, о чём тут же узнал епи­скоп Ар­ка­дий. На сле­ду­ю­щий день око­ло по­лу­но­чи прео­свя­щен­ный Ар­ка­дий от­пра­вил­ся на вок­зал. Ему уда­лось сесть в по­езд, но вла­сти уже ис­ка­ли его. Со­став был за­дер­жан, в по­езд во­шли со­труд­ни­ки НКВД вме­сте с че­ло­ве­ком, ко­то­рый знал епи­ско­па в ли­цо, и Вла­ды­ка был аре­сто­ван. По­на­ча­лу его дер­жа­ли в Ка­луж­ской тюрь­ме, а за­тем пе­ре­ве­ли в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. 17 ок­тяб­ря на­ча­лись до­про­сы.
«Сви­де­те­ли», по­ка­за­ни­я­ми ко­то­рых вос­поль­зо­ва­лось след­ствие, го­во­ри­ли: «Осталь­ско­го я слу­чай­но встре­тил на ули­це воз­ле Пиме­нов­ской церк­ви, где в бе­се­де со мной он за­явил: «При­е­хал в Моск­ву на­ве­стить сво­их ду­хов­ных де­тей..» Даль­ше Осталь­ский со­об­щил мне: «Пра­ви­тель­ство взя­ло курс на уни­что­же­ние по­след­них остав­ших­ся пра­во­слав­ных хра­мов, по­всю­ду ви­дишь за­пу­сте­ние внеш­нее, но ве­ра в Бо­га у на­ро­да ве­ли­ка, это я го­во­рю по сле­ду­ю­щим уро­кам: сто­ит толь­ко епи­ско­пу по­явить­ся в де­ревне и го­ро­де, мо­мен­таль­но во­круг те­бя со­би­ра­ет­ся на­род; и как на мо­лит­ве се­бя дер­жат ве­ру­ю­щие — это то­же ха­рак­тер­но: ти­ши­на, тор­же­ствен­ное бла­го­го­ве­ние, по­ря­док… Я не ве­рю, чтобы Рус­ская на­ция со­вер­шен­но со­шла со сце­ны, нет, на­цио­наль­ный дух жи­вёт в Рус­ском на­ро­де, и при­дёт вре­мя, он се­бя по­ка­жет!».

На до­про­се Вла­ды­ка от­ве­тил сле­до­ва­те­лю: «В по­ряд­ке обыч­ных раз­го­во­ров со сво­и­ми зна­ко­мы­ми кто-то из них за­дал во­прос, что необ­хо­ди­мо сде­лать для укреп­ле­ния Церк­ви. Я го­во­рил, что Цер­ковь рас­ша­ты­ва­ет­ся вслед­ствие на­ше­го нрав­ствен­но­го па­де­ния. Сле­до­ва­тель­но, для то­го, чтобы укре­пить Цер­ковь, необ­хо­ди­мо в ос­но­ву по­ло­жить на­ше нрав­ствен­ное усо­вер­шен­ство­ва­ние. По­след­нее яв­ля­ет­ся сред­ством борь­бы с неве­ри­ем и его на­ступ­ле­ни­ем на Цер­ковь… Я при­шёл к вы­во­ду, что по­сле осво­бож­де­ния я бу­ду стре­мить­ся не к то­му, чтобы управ­лять епар­хи­ей, а чтобы иметь воз­мож­ность со­вер­шать бо­го­слу­же­ние в хра­ме. Ес­ли это не удаст­ся, то быть хо­тя бы сто­ро­жем лю­бо­го хра­ма, скрыв от ве­ру­ю­щих своё епи­скоп­ское зва­ние, тем, чтобы сво­им вы­со­ким нрав­ствен­ным со­вер­шен­ство­ва­ни­ем дать об­ра­зец то­го, что и на­ши лю­ди мо­гут укра­сить Цер­ковь в совре­мен­ных усло­ви­ях…».
В на­ча­ле де­каб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Вла­ды­ку об­ви­ни­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Ви­нов­ным се­бя Свя­ти­тель не при­знал, и об­ви­не­ний, про­тив него вы­дви­ну­тых, не под­твер­дил.
16 (29) де­каб­ря 1937 го­да Вла­ды­ка был рас­стре­лян на по­ли­гоне НКВД в по­сёл­ке Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бён в об­щей мо­ги­ле.

Творения священномученика Аркадия:
https://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostalskij/

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий (в ми­ру Ми­ха­ил Ефи­мье­вич Смир­нов) ро­дил­ся 1 ап­ре­ля 1877 го­да в се­ле Ме­ле­хо­во Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ев­фи­мия и Ан­ны. Ро­ди­те­ли вме­сте с сы­ном ча­сто по­се­ща­ли мо­на­сты­ри, так что у него в кон­це кон­цов со­зре­ло же­ла­ние оста­вить мир и по­се­лить­ся в мо­на­сты­ре. Он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию, при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ма­ка­рий и свя­щен­ни­че­ский сан, но в ка­ком го­ду это про­изо­шло, нам неиз­вест­но. Мо­на­стырь, где он под­ви­зал­ся, про­су­ще­ство­вал до 1928 го­да. По­сле его за­кры­тия о. Ма­ка­рий слу­жил свя­щен­ни­ком в хра­ме, но в 1933 го­ду вла­сти об­ло­жи­ли его непо­мер­ны­ми на­ло­га­ми и за их неупла­ту при­го­во­ри­ли к од­но­му го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
Вый­дя из ла­ге­ря, иеро­мо­нах Ма­ка­рий стал слу­жить в хра­ме в се­ле Крас­ная По­ля­на, ку­да он при­е­хал ле­том 1937 го­да, неза­дол­го до по­след­не­го аре­ста и му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
«Де­жур­ные сви­де­те­ли», сек­ре­тарь сель­со­ве­та и пред­се­да­тель сель­ской ко­опе­ра­ции, бы­ли до­про­ше­ны 19 де­каб­ря 1937 го­да. Они по­ка­за­ли, что свя­щен­ник об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам с прось­бой о по­мо­щи, ска­зав: «По­мо­ги­те, ме­ня за­да­ви­ла со­вет­ская власть на­ло­га­ми, тре­буя от ме­ня вы­пла­тить ты­ся­чу руб­лей. Ес­ли я не упла­чу, то ме­ня по­са­дят». Еще его об­ви­ня­ли в том, что он го­во­рил ве­ру­ю­щим, что цер­ковь от­да­вать не на­до, она им са­мим нуж­на. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что, ко­гда в сен­тяб­ре 1937 го­да вла­сти все же за­кры­ли храм, свя­щен­ник хло­по­тал, чтобы лю­ди со­би­ра­ли под­пи­си, пре­пят­ствуя окон­ча­тель­но­му его за­кры­тию.
В тот же день о. Ма­ка­рий был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Бе­жец­ке. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы в июле 1937 го­да в ма­га­зине се­ла вы­ска­зы­ва­ли ан­ти­со­вет­ское суж­де­ние от­но­си­тель­но со­вет­ской вла­сти. Рас­ска­жи­те по это­му во­про­су.
— Нет, ан­ти­со­вет­ско­го суж­де­ния по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти я ни­ко­гда не вы­ска­зы­вал.
— Вы под­го­ва­ри­ва­ли ве­ру­ю­щих, чтобы они вос­ста­ва­ли про­тив за­кры­тия церк­ви.
— Нет, это я от­ри­цаю, воз­мож­но, они са­ми ор­га­ни­зо­вы­ва­лись, я это­го не знаю, но слы­шал, что до мо­е­го при­хо­да со­би­ра­ли под­пи­си сре­ди ве­ру­ю­щих о том, чтобы не за­кры­ва­ли цер­ковь.
— Ма­те­ри­а­ла­ми след­ствия уста­нов­ле­но, что вы дис­кре­ди­ти­ро­ва­ли ор­га­ны со­вет­ской вла­сти, при этом на­но­си­ли оскорб­ле­ние ра­бот­ни­кам сель­ской вла­сти, объ­яс­ни­те по это­му во­про­су.
— Это невер­но, я ор­га­ны со­вет­ской вла­сти не дис­кре­ди­ти­ро­вал и ра­бот­ни­кам сель­со­ве­та оскорб­ле­ний не на­но­сил.
— Ска­жи­те, Смир­нов, вы при­зы­ва­ли граж­дан к то­му, чтобы они при­зы­ва­ли окру­жа­ю­щее на­се­ле­ние по­се­щать цер­ковь?
— Нет, это невер­но, я один раз по­сле служ­бы про­сил ве­ру­ю­щих о том, чтобы они со­бра­ли сред­ства для ре­мон­та церк­ви, а то за­кро­ют цер­ковь. Кро­ме это­го, я го­во­рил ве­ру­ю­щим о том, чтобы они не да­ва­ли сни­мать ко­ло­ко­ла в 1934 го­ду.
— В сен­тяб­ре вы про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив го­судар­ствен­но­го зай­ма. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Нет, про­тив го­судар­ствен­но­го зай­ма я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не про­во­дил.
— Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что на про­тя­же­нии ря­да лет за­ни­ма­лись кон­тр­со­вет­ской аги­та­ци­ей сре­ди на­се­ле­ния?
— Нет, ви­нов­ным се­бя в кон­тр­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, со­брав ве­ру­ю­щих, при­зы­ва­ли их к то­му, чтобы они вос­ста­ва­ли про­тив за­кры­тия церк­ви, при­зна­е­те в этом се­бя ви­нов­ным?
— Это­го я не при­знаю, я ве­ру­ю­щим го­во­рил о том, что нуж­но ре­мон­ти­ро­вать цер­ковь, а то ее за­кро­ют, ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию не про­во­дил.
— Вы ули­ча­е­тесь кон­крет­ны­ми фак­та­ми в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, при­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным?
— В контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции ви­нов­ным се­бя не при­знаю. 27 де­каб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Ма­ка­рия к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Ма­ка­рий был рас­стре­лян через день, 29 де­каб­ря 1937 го­да.

Жития
Писание