23 июля 2021
⏳ 2021.07.23 (пт)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 5я по Пятидесятнице (глас 3й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 23 июля (10 июля)
• мч. Аполло́ния Иконийского (III)
• мчч. 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маври́кия, Даниила, Антония, Александра, Ианики́та (Аники́ты), Сиси́ния, Мене́и, Вирила́да и прочих (ок. 319)
• прпп. пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398)
• мчч. Виано́ра и Силуа́на (IV)
• прп. Антония Киево-Печерского (1073)
• прп. Силуа́на Печерского (XIII–XIV)
• положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
• прпп. Евме́ния (1920) и Парфе́ния (1905) Гортинских
• сщмчч. Александра (Попова), Василия (Победоносцева), Петра (Зефирова), Стефана (Луканина), Георгия (Бегмы), Нестора (Гудзовского) (1918)
• иконы Божией Матери Коневская
☦️
Святой мученик Аполлоний происходил из города Сард, находившегося в Лидии (Малая Азия). Он объявил себя христианином и был схвачен. Когда его принуждали принести клятву именем императора, он не подчинился, сказав, что не подобает клясться именем смертного человека. Святого Аполлония долго мучили и распяли на кресте. Это произошло в Иконии при императоре Декии (249–251) или Валериане (253–259).
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/581
☦️
Сорок пять мучеников пострадали в армянском городе Никополе в царствование императора Ликиния (307–324), соправителя Константина Великого. Ликиний жестоко преследовал христиан и в своей восточной области издал указ предавать мучениям и смерти всех, кто не соглашается вернуться к язычеству. Когда начались преследования в Никополе, более сорока последователей Христовых решились добровольно явиться к гонителям, открыто исповедать веру в Сына Божия и принять мучения. Святых исповедников возглавляли Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, отличавшиеся своей добродетельной жизнью. Игемон армянской области Лисий, которому предстали святые исповедники, был удивлен единодушием и мужеством людей, добровольно обрекавших себя на мучения и смерть. Он старался убедить их отречься от Христа и принести жертву языческим богам, но святые были непреклонны. Они опровергали все доводы правителя, доказывая ему всю ложность веры в мерзких, исполненных пороков языческих божеств, ведущих за собой в погибель поклоняющихся им людей. Игемон повелел бить исповедников по лицу камнями, а потом заковать и бросить в темницу.
В темнице святые радовались и пели Давидовы псалмы. Святой Леонтий ободрял и укреплял братьев по вере, готовя к новым мучениям за истинную веру, рассказывая о мужестве всех прежде пострадавших за Христа. Утром, после повторного отказа принести жертву идолам, святых снова отдали на истязания. Святой Леонтий, видя сильные страдания мучеников и опасаясь, как бы некоторые из них в изнеможении не упали духом и не потеряли веры, молил Бога, чтобы Он послал всем скорое окончание подвига.
Когда святые мученики в полночь пели псалмы, неожиданно явился им Ангел Господень, и темница озарилась светом. Ангел объявил мученикам, что их подвиг близится к концу, а имена уже записаны на Небесах. Два темничных стража, Меней и Вирилад, видевшие происходившее, уверовали во Христа. На следующее утро правитель решил предать смерти свидетелей Христовых. После зверских истязаний их сожгли в огне, а кости бросили в реку († ок. 318). Благочестивые люди нашли их, собрали и сберегли. Позже, когда была дана свобода Церкви Христовой, на том месте был воздвигнут храм во имя святых 45-ти мучеников.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/583
☦️
Десять тысяч обитателей пустынь были обвинены в оригенизме и замучены около 398 года при Александрийском патриархе Феофиле. Реальной причиной их убийства считают то, что они предоставили убежище священнику Исидору.
☦️
Святой Вианор происходил из Писидийской области в Малой Азии. Как исповедника христианства его доставили к правителю города Исаврии в Ликаонии, который принуждал святого Вианора отречься от Христа. Святой твердо стоял в истинной вере, невзирая на изощренные истязания. Страдания мученика видел человек по имени Силуан. Терпение и мужество святого Вианора вдохнули в Силуана веру во Христа, и он открыто объявил об этом. Ему тут же отрезали язык и отсекли голову. Святой Вианор после долгих мучений также был обезглавлен.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/582
☦️
Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в Крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф.10,37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что пещера моя скромна и тесна?» – «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келлии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келлий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.
Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/580
☦️
Преподобный Силуан, схимник Киево-Печерский, был ревностным хранителем чистоты душевной и телесной, удручал свою плоть постом и бдением, а душу очищал молитвой и богомыслием. Он сподобился от Господа обильных духовных дарований: особого молитвенного дерзновения к Богу, постоянной радости о Господе, прозорливости и чудотворения. Жил преподобный в конце ХIII – начале ХIV века. Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах.
☦️
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24; Пс.21,19).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619–1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.
☦️
Святые братья Парфений и Евмений (в миру Николай и Эммануил Харитакисы) родились соответственно в 1829 и 1846 гг. в селении Пицидия на о. Крит в семье благочестивых родителей. В 1858 г. приняты послушниками в монастырь Одигитрии Гортинско-Аркадийской митрополии на Крите. В 1862 и 1865 гг. соответственно братья были пострижены в рясофор с именами Нестор и Мефодий, а в 1866 г. – в великую схиму с именами Парфений и Евмений. По благословению игумена обители они подвизались в одном из монастырских подворий в пещерах Марцалло. В 1868 г. преподобный Евмений был рукоположен во диакона, а в 1870 г. – во пресвитера. В 1874 г. братья удалились для пустынножительства в Астерусские горы. В 1878 году ими был основан монастырь Пресвятой Богородицы в местности Кудума. Преподобный Парфений отошел ко Господу в 1905 г., кончина преподобного Евмения последовала в 1920 г. Своей добродетельной жизнью они стяжали дар чудотворения, а по своем преставлении широко почитались на Крите.
8 января 2007 года Патриаршим и Синодальным актом Константинопольской Православной Церкви преподобные Евмений и Парфений Гортинские были причислены к лику святых.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Попов, пресвитер.
16 ноября 2006 года сестры и сотрудники Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга установили крест на месте гибели священномученика Александра (Попова). Отец Александр, священник из села Травянского Каменского района, был зверски убит вместе с несколькими своими прихожанами в 1918 году. Епархиальной комиссии по канонизации святых, работающей при Ново-Тихвинской обители, удалось установить имена прихожан, погибших вместе с отцом Александром, а также место их мученической кончины.
Эта святыня находится в полутора километрах от села Травянского, в Половинном лесу. Сюда летом 1918 года большевики привели священника и восьмерых прихожан Введенской церкви. Прежде чем совершить расправу, убийцы долго мучили их. У отца Александра были сломаны позвоночник, рука и челюсть, отрезаны пальцы. Изувеченного священника подняли на штыки. Не менее жестоко обошлись с другими жертвами. Затем убийцы бросили тела в овраг, откуда их вскоре забрали односельчане.
– Когда жена одного из замученных увидела, что стало с ее мужем, она лишилась рассудка. Их дети фактически остались сиротами, – рассказывает Евгения Андреевна Бунькова, краевед из села Травянского, которая помогла собрать сведения о трагических событиях 1918 года. – Одного из мучителей, Леонида Зуева, разъяренные сельчане убили…
Место кончины священномученика и восьмерых прихожан указал старожил села Травянского Геннадий Иванович Чемезов: «Мне показывал его отец. Мы часто проезжали мимо этого места, когда я был маленьким, и оно мне запомнилось».
Геннадий Иванович и Евгения Андреевна 16 ноября пришли вместе с насельницами обители к оврагу в Половинном лесу почтить память односельчан, принявших мученическую кончину. После установки креста сестры прочли акафист Всем святым.
☦️
Священномученик Васи́лий Победоносцев, пресвитер.
Василий Владимирович Победоносцев родился в 1848 году; в 1870 году он окончил Пермскую Духовную семинарию, в 1878 году был рукоположен во священника и служил в Свято-Троицком соборе Каменского завода Камышловского уезда Пермской губернии. Сочувствуя бедным студентам, отец Василий стал действительным членом Комитета вспомоществования недостаточным воспитанникам Пермской Духовной семинарии. С 1896 года он был назначен благочинным 2-го округа Камышловского уезда. В 1899 году священник был награжден наперсным крестом. 29 марта 1906 года отец Василий в соответствии со своим прошением был уволен с должности благочинного. В 1912 году он был возведен в сан протоиерея.
После прихода к власти безбожников-большевиков протоиерей Василий Победоносцев, которому исполнилось тогда семьдесят лет, был арестован и замучен – 10 июня 1918 года ему отсекли голову.
☦️
Священномученик Петр Зефиров, пресвитер.
Священник Петр Зефиров родился в 1879 году в Ярославской губернии. После окончания Ярославской Духовной семинарии он три года работал учителем в церковно-приходской школе, затем женился и был рукоположен во иерея к Никольской церкви в селе Николо-на-Эдоме Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. У них с супругой родилось шестеро детей. Одновременно со служением на приходе отец Петр состоял заведующим и законоучителем в местной церковно-приходской школе и законоучителем в Вауловской земской школе. В 1909 году отец Петр был избран членом благочиннического совета.
В июле 1918 года священник Петр Зефиров был арестован большевиками. В заключении в Романо-Борисоглебской тюрьме он находился недолго: вскоре его расстреляли во дворе тюрьмы. Сведения о расстреле поступили от членов Ярославского Епархиального совета в Комиссию по гонениям на Русскую Православную Церковь, созданную при Священном Соборе 1917-1918 годов, который еще продолжал тогда работать и уже начал собирать свидетельства о новомучениках.
☦️
Священномученики Стефа́н Луканин, пресвитер, Гео́ргий Бегма и Не́стор Гудзовский, диаконы.
В августе 2009 года богатейшая история села Колчедан Каменского района пополнилась еще одной страницей: к односельчанам через 90 лет вернулись их пастыри – расстрелянные в 1918 году священник Стефан Луканин, диаконы Георгий Бегма, Нестор Гудзовский. В центре села возле памятника погибшим в Великую Отечественную войну появился скромный деревянный крест с именами колчеданских новомучеников.
Игумен Каменск-Уральского Преображенского монастыря Нестор и священник Свято-Троицкого собора отец Николай отслужили молебен. На молитве присутствовали монахини местного монастыря, представители районной и сельской администраций и потомки диакона Георгия Бегмы (они и стали инициаторами воздвижения креста). Новое поколение селян, выросшее в атеизме, вряд ли знает о том, что произошло здесь в самый разгар революции. Служившие в приходской Сретенской церкви священник и диаконы отказались принимать новую безбожную власть, не отреклись от Бога; за это их увезли на станцию Синара, где и расстреляли. В начале нынешнего века священнослужители были причислены к лику святых новомучеников российских как пострадавшие за веру.
Немногие колчеданцы знают и о том, что в их селе когда-то было две церкви: одна – в женском Покровском монастыре, другая, огромная, в центре села – церковь Сретения Господня. От последней камня на камне не осталось, а само место занято частной лесопилкой. На месте бывшего Покровского женского монастыря расположилась школа-интернат, от церкви тоже остался только фундамент. В отличие от других сел, где церковные здания использовали под клубы, склады и мастерские, в Колчедане стерли с лица земли все напоминания о Божиих домах.
По словам главы сельской администрации, в Колчедане краеведением занимаются в сельской школе и школе-интернате. Но в их фондах почти нет сведений о старом, дореволюционном Колчедане. Тем более отсутствует страница о духовной жизни колчеданского прихода, об укладе жизни женского монастыря и убийстве местных священников.
По одной из версий (существуют и другие), монахини похоронили убитых священнослужителей в церковной ограде. Примерно на этом месте и решили поставить поклонный крест родственники диакона Георгия. В будущем Преображенский мужской монастырь, подворье которого находится в Колчедане, собирается благоустроить площадку возле креста. Посильную помощь пообещали и в сельской администрации.
– Моя бабушка – одна из пятерых детей диакона Георгия, – рассказывает его правнук Алексей Лобанов. – Она часто рассказывала о своем отце. Как после его убийства они вместе с мамой, побираясь по деревням, пошли в Екатеринбург, где их приютили родственники. На станции Синара расстреляли тогда еще одного нашего родственника – протоиерея Свято-Троицкого собора Василия Победоносцева. Он был двоюродным братом моего прадеда.
Дочь Георгия Бегмы часто навещала Колчедан, зная, что здесь находится его могила. Именно она сохранила фотоархив семьи Бегма, и сейчас мы знаем, как выглядели колчеданские мученики.
Алексей Дмитриевич скрупулезно собирает сведения о своем предке, пытается узнать место, откуда пошел их род, как прадед появился на Урале. А когда семья узнала о канонизации прадеда, решено было поставить на предполагаемом месте захоронения поклонный крест.
☦️
Икона Богородицы Коневская.
Этой святой иконой греческого письма благословил в 1393 году святого Арсения, основателя Коневской обители (сведения о нем помещены 12 июня), преподобный Иоанн, игумен одной из афонских обителей. Напутствуя своего любимого ученика, он предсказал, что преподобный Арсений будет игуменом новоявленной обители. Жизнеописатель святого Арсения Коневского свидетельствует об этом событии следующим образом: «Благословение от него (архиепископа Иоанна) приять, отыде на Новоозеро (Ладожское) в Коневский остров, и вселился ту со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и обитель».
Преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы, о чем свидетельствует следующее событие: язычники, населявшие остров Коневец, поклонялись огромному каменному идолу – «конь-камню». Взяв чудотворный образ Царицы Небесной и сотворив усердную молитву, преподобный Арсений совершил крестный ход вокруг камня, изгнав целое скопище бесов, в виде воронов улетевших на Выборгский берег. С тех пор «конь-камень» стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской.
Святая икона прославилась многими благодатными знамениями.
Разгоревшаяся в XVI веке война со Швецией заставила братию Коневского монастыря вместе со святой иконой переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь (произошло это в 1581 году). В свою обитель иноки вернулись лишь в 1595 году, а уже в 1610, в результате активизации военных действий со стороны шведов, вновь вынуждены были укрываться в Деревяницком монастыре, а затем – в Тихвинской обители. В Новгородском монастыре ежегодно 10 июля совершалось празднование Пресвятой Богородице ради Ее святой иконы.
3 сентября 1799 года, по благословению митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила (1775–1800), святыня была возвращена в Коневскую обитель и помещена в храме во имя святителя Никона.
В начале XIX века, а именно в 1802 году, над могилой преподобного Арсения был построен храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Туда и был помещен чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Тогда же игуменом Иларионом была составлена служба Коневской иконе Божией Матери. Несколько позже над Введенским храмом построили новый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре новопостроенного храма поместили список с Коневской иконы.
В 1893 году для чудотворной Коневской иконы был изготовлен киот и чеканная серебряная риза.
События после первой мировой войны оказали большое влияние на судьбу как самого Коневского монастыря, так и чудотворной иконы Божией Матери. Территория, на которой находилась Коневская обитель, отошла к Финляндии, в 1918 году Финская Православная Церковь стала автономной. Во время второй мировой войны монастырь был эвакуирован в местечко Кейтель, поклониться Коневской святыне приходили сотни православных финнов. В 1956 году несколько оставшихся в живых монахов Коневской обители переехали в Нововалаамский монастырь (Хеинавеси). После расформирования в 1963 году Коневского монастыря чудотворная икона Пресвятой Богородицы была отправлена в Хельсинки, а в 1969 году – в Москву на реставрацию. Через год икона вернулась в Новый Валаам, где находится и ныне.
На одной стороне чудотворной Коневской иконы Богоматери – изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, держащим в левой руке двух птенцов голубя, а с другой – Нерукотворенный образ Спасителя. На Афоне икона называлась Акафистной.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-konevskaja