21 июля 2021
⏳ 2021.07.21 (ср)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 5я по Пятидесятнице (глас 3й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 21 июля (8 июля)
• вмч. Проко́пия (303)
• прав. Прокопия Устюжского (1303)
• явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
• прав. Прокопия Устьянского (XVII)
• сщмчч. Феодора (Распопова), Николая (Брянцева) (1918)
• икон Божией Матери: «Благовещение» Устюжская (1290), Казанская (Московская) (1612), Казанская (Казанский список) (1579), Казанская (Петербургский список) (1721), Казанская (Ярославская) (1588), Казанская (Вязниковская) (1624), Казанская (Нижнеломовская) (1643), Казанская (Витебская) (1655), Казанская (Тобольская) (1661), Казанская (Каплуновская) (1689), Казанская (Тамбовская) (1695), Казанская (Пензенская) (1717), Казанская (Песчанская) (1754), Казанская (Чимеевская) (1770), Казанская (Высочиновская) (XVIII), Казанская (Вышенская) (1812), Якобштадтская (XVII)
☦️
Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал в царствование императора Диоклитиана (284–305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклитиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: «Неаний, и ты идешь на Меня?» Неаний спросил: «Кто Ты, Господи?» – «Я – распятый Иисус, Сын Божий». В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников.
Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что «враги человеку – домашние его» (Мф.10,36). Мать, язычница, сама пришла к императору с жалобой на сына, не почитающего отечественных богов. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему торжественно было вручено послание Диоклитиана. Прочитав полное богохульств послание, Неаний молча на глазах у всех изорвал его. Это было уже преступление, которое римляне обозначили как «оскорбление величества». Неаний был взят под стражу и в узах отправлен в Кесарию Палестинскую, где томился когда-то апостол Павел. После страшных мучений святого бросили в сырую темницу. Ночью в тюремной комнате воссиял свет, и Сам Господь Иисус Христос, придя со светлыми Ангелами, совершил Крещение страдальца-исповедника, дав ему имя Прокопий.
Многократно святого Прокопия водили в судилище, принуждали отречься от Христа и вновь подвергали пыткам. Стойкость мученика и его пламенная вера низводили обильную благодать Божию на людей, видевших казнь. Вдохновленные подвигом Прокопия, пошли под меч палача многие из прежних стражей святого узника и римские солдаты вместе со своими трибунами Никостратом и Антиохом. Мученическими венцами запечатлели свою веру двенадцать женщин-христианок, сами пришедшие к воротам Кесарийской претории. Пораженная великой верой христиан и их мужеством, видя непреклонность сына, переносившего тяжкие страдания, Феодосия раскаялась, встала в ряды исповедниц и была казнена. Наконец, уже новый прокуратор, Флавиан, убедившись в бесполезности пыток, приговорил святого великомученика Прокопия к усекновению мечом. Ночью христиане взяли многострадальное тело и, обвив гробными пеленами, со слезами и молитвами предали земле († 303).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/573
☦️
Праведный Проко́пий Устюжский, Христа ради юродивый. В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды с богатым грузом товаров немецкий купец. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения, ему и его товарищам и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Кто мог думать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества напитанный враждебным православию католическим учением, решится добровольно на всю жизнь подвергнуть себя всевозможным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохранит мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением православной церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества. Истинно, сила Божия в немощи совершается (2Кор.12,9). Дивны дела Господни, дивен Бог во святых Своих!
Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно был поражен множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам – чего он никогда не думал встретить между людьми, не повинующимися римскому первосвященнику. А когда молодой человек по своей любознательности посетил храм Св. Софии и другие церкви и монастыри, услышал стройное пение ликов, увидел чинное и благоговейное служение, торжественность и благолепие обрядов православной церкви, то благодать Божия коснулась его сердца. Он умилился до глубины души, так что не захотел уже больше возвращаться на родину, решился принять православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам православной церкви. Ему указали на Хутынский монастырь, незадолго (1192 г.) пред тем основанный и славившийся строгостью устава и святостью жизни своих иноков.
В то время в монастыре подвизался старец Варлаам Прокшинич, старавшийся во всем подражать прп. Варлааму Хутынскому († 1192; память 6/19 ноября), основателю обители. К нему обратился Прокопий и, припавши к ногам, со слезами просил научить его истинной вере. Сначала удивительным показалось старцу, что молодой и богатый иностранец, приехавший в Новгород для торговли, ищет православия, но, убедившись в искренности желания Прокопия, с отеческой любовью принял его к себе и стал учить заповедям Божиим, уставам и чиноположениям православной церкви. Не напрасны были наставления и труды мудрого подвижника: Прокопий с охотой слушал примеры из отеческих писаний, житий святых и собственных наблюдений старца и старался запечатлеть в своем сердце. Особенно трогали его жития преподобных и Христа ради юродивых, добровольно подвергавшихся различным лишениям и трудам и при этом еще старавшихся скрывать свои подвиги от людей. «Вот, – думал он, – как люди трудились и терпели для спасения своей души; вот примеры, которым я должен подражать». И с каждым днем более и более стал чувствовать отвращение от мирской жизни и возгораться любовью к Богу. Наконец он раздал все свое имение и богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии. Избавившись от всех попечений и житейских забот, Прокопий ощутил спокойствие в своей душе, новый образ жизни сердечно ему полюбился, и он желал всю свою жизнь провести в тишине уединенной келлии под мирным кровом святой обители.
Но новгородцы, узнавши о том, что Прокопий принял святую веру и раздал все свое имение, стали хвалить и превозносить его. Некоторые даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия, потому что слава о нем распространилась во всех концах города и пятинах новгородских. Тяжело было Прокопию слышать о себе такие разговоры. Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем. Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он открыл старцу Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Старец сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители. И сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его, и, преподавши наставление, старец с молитвой и благословением отпустил своего ученика в путь.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-prokopij-ustjuzhskij
☦️
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 6 апреля). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 18 декабря) и святителем Германом († 1567; память 19 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля ст.ст.). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja
☦️
Праведный Проко́пий Устьянский, Важский, Вологодский. Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в XVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось, но имя его стало известно: он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию.
В связи с увеличением числа чудесных исцелений мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) и 1739 годах, после чего в честь праведника освящен придел в храме, где почивали его мощи, была написана его икона и совершалась служба.
В 1818 году установлено повсеместное празднование памяти святого.
☦️
Священномученик Феодор Распопов родился 7 февраля 1891 года в селе Покровском Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Ферапонтовича Распопова и его супруги Дарьи Яковлевны. Мальчика крестили в местной церкви 9 февраля.
В родном селе Федор жил до 1906 года, а в пятнадцать лет поступил в первый класс Тобольской Духовной семинарии. Учился Федор хорошо и в июне 1912 года закончил семинарию с отличием, заняв по результатам выпускных экзаменов второе место в табеле успеваемости. При семинарии работал проповеднический кружок, в котором Федор с удовольствием занимался, и ему часто доверяли выступать с проповедями в храмах города Тобольска.
Закончив семинарию, Федор поступил в Казанскую Императорскую Духовную академию. Но проучился всего год и в сентябре 1913-го подал ректору прошение об увольнении из числа студентов «в связи с желанием служить в Тобольской епархии».
Он женился на сестре однокурсника по Тобольской семинарии — Марии Родионовне Марковой, в 1914 году у них родился первый сын, Александр, а в 1915-м — второй, Антонин.
5 ноября 1913 года Федора Ивановича определили на священническое место к церкви села Гаевского Верхотурского уезда. 15 ноября того же года во время Божественной литургии в Скорбященской церкви Ново-Тихвинского женского монастыря его рукоположил в сан диакона преосвященный Митрофан (Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский. А через два дня во время Божественной литургии в крестовой церкви Екатеринбурга Федор Иванович был рукоположен в сан священника и получил назначение в Николаевскую церковь села Елкинского Верхотурского уезда. Одновременно он стал преподавать Закон Божий в Елкинском и Глубоковском училищах.
Через три с половиной года, 12 мая 1917 года, батюшку назначили священником в Михаило-Архангельскую церковь села Туринская Слобода Туринского уезда, а в марте 1918 года он занял должность благочинного и председателя благочиннического совета 4-го благочиния Туринского уезда. Тогда же, в марте 1918-го, прихожане церкви Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда выразили желание иметь вторым священником в храме в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого именно отца Феодора. Согласие Тобольской Духовной консистории было получено. Указом Преосвященного Григория (Яцковского), епископа Екатеринбургского и Ирбитского, от 20 июня/3 июля 1918 года отец Феодор вновь был принят на службу в Екатеринбургскую епархию с определением на священническое место при Нижне-Туринской церкви в честь Трех Святителей. Однако на новом месте батюшке служить не пришлось.
В июле 1918 года к отцу Феодору обратился житель села Туринская Слобода крестьянин Федот Малышев с просьбой обвенчать его, предъявив полученное в Туринске свидетельство о расторжении брака с законной женой. Отец Феодор отказался совершить таинство Венчания и объяснил Малышеву, что расторгнуть брак может лишь церковная власть. Преподав наставление о браке, батюшка посоветовал просителю с миром идти домой, забыв о незаконной женитьбе. Малышев обратился с жалобой на отца Феодора к красноармейцам, заявив им, что отец Феодор не признает советской власти. Вооруженные солдаты вломились в квартиру священника. Отрядом командовал прихожанин Туринской церкви Николай Саввинович Обросов.
— Теперь жизнь твоя в моих руках, — злорадно говорил он своему духовному отцу. — Что хочу, то с тобой и сделаю.
— Ошибаешься, — отвечал ему отец Феодор, — все мы во власти Божией, и без воли Его не падет даже волос с головы нашей.
Отца Феодора арестовали. Первое время он находился в помещении волостного правления, терпя там всевозможные насмешки и издевательства. Прихожане, узнав о случившемся, хотели хлопотать об освобождении священника, но, напуганные сельским писарем, ничего не предприняли для доброго дела. Вскоре батюшку перевели в Туринскую тюрьму, где он просидел четверо суток. Все время после ареста отец Феодор был спокоен, даже утешал других.
— Не печальтесь обо мне и не бойтесь, — говорил он близким своим, беспокоившимся за него, — дело скоро выяснится, и я вернусь к вам живой и невредимый.
По словам очевидцев, отец Феодор до последней минуты не терял бодрости и спокойствия духа, рассеивая этим тревогу и волнение окружающих.
Вечером в субботу 7/20 июля отец Феодор участвовал в богослужении, пел на клиросе. После всенощного бдения, в 23 часа, в камеру к заключенным ввалились девять пьяных большевиков во главе с комиссаром Обросовым. Схватили восемь человек, вывели их на тюремный двор и поставили у стены. Намерение представителей советской власти было ясно, потому что некоторые из них исступленно кричали: «Крови, крови!».
Из всех несчастных один отец Феодор сохранял душевное равновесие и утешал других: «Не бойтесь, надейтесь на Бога». Когда заключенные стояли у стены и ожидали своей участи, батюшка вполголоса прочел им всем отходную.
После первого выстрела упал старик еврей, забившись в предсмертной агонии, — изверги добили его прикладами. Вторым стоял отец Феодор. Убийцы потребовали выкуп, сказав: «Даешь тысячу рублей».
— Я верю, что на небе есть Бог, а на земле справедливость, жизнь за деньги я себе покупать не буду. Телом я не торгую, а над душой моей вы не имеете власти, — ответил отец Феодор.
Некоторые из очевидцев утверждают, что выкупа со священника не просили, но истязали побоями. Шесть раз в него стреляли, но пули попадали в наперсный крест. После каждого выстрела он осенял себя крестным знамением, спокойно говоря: «Да будем живы». «Этот поп — какой-то, видно, святой, — и пуля его не берет», — злились красноармейцы. Тогда к батюшке подскочил Обросов. Ударил по щеке и крикнул: «Вот ты Богу молился, но Он тебе не поможет, а я бы мог спасти». Палачи, богохульствуя и ругаясь, сорвали с мученика крест; прицеливаясь в свою жертву, кощунствовали: «А ну, посмотрим теперь, спасет ли тебя твой Бог!». Отец Феодор вместо ответа благоговейно перекрестился.
Грянул седьмой выстрел, и батюшка упал на землю, одежду залила кровь. Его смерть была мгновенна. Это случилось в ночь на 8/21 июля 1918 года.
После отца Феодора застрелили еще одного человека, а остальные откупились деньгами. Убитых палачи бросили в вырытую заранее яму, причем даже над мертвым телом священника надругались: его скинули в яму, схватив за волосы.
«Так кончил жизнь свою достойный пастырь отец Феодор, уважаемый и почитаемый всеми. Ему было всего лишь двадцать семь лет, и при его дарованиях (он был прекрасный проповедник) и образовании (вышел со второго курса Казанской духовной академии) он мог бы много потрудиться на пользу Христовой Церкви и на благо своего прихода. Но Господь судил иначе. Отец Феодор умер героем-мучеником, пострадав за правду, за Церковь Православную, охраняя и защищая ее уставы», — писали «Тобольские Епархиальные ведомости».
15/28 июля тело убиенного отца Феодора из тюремной могилы было перенесено в собор; народа было много, его отпели по чину и погребли в соборной ограде. Из всех речей, прозвучавших в тот день, самую проникновенную произнес священник Александр Буров, тоже немало пострадавший от красноармейцев и прошедший тюрьму.
☦️
Священномученик Николай Брянцев родился в 1867 году. Местом его служения была градская Пятницко-Туговская церковь города Ярославля. В 1918 году 8 июля отец Николай был расстрелян большевиками прямо у храма за то, что не разрешал им вкатить на церковную колокольню пушку для обстрела города.
Матушка Галина, супруга настоятеля храма отца Дмитрия Денисова рассказывает:
– Мы не знали, где же похоронен отец Николай, что вообще стало с его телом, и вот, перелистывая опись храма за 1850-й год, в которой перечислены церковные книги, против одного из Евангелий вижу написано простыми фиолетовыми чернилами: «захоронено вместе с телом убитого священника Брянцева». А позже в метрических книгах нашла и другую запись: «…убит 8 июля, отпевали18 июля священническим чином. Захоронен на местном кладбище».
Впервые от матушки об этом узнали и потомки священника, его внук и правнучка, живущие в Ярославле. Священномученик Николай – ныне небесный покровитель Туговой горы, да и всего города, прославленный Церковью в лике святых.
☦️
Почитание чудотворной Устюжской иконы Божией Матери тесно связано с именем преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Великом Устюге. Блаженный Прокопий все свое время проводил в коленопреклоненных слезных молитвах на паперти местной соборной церкви. Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти.
Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды.
…
После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.
Пречистая Дева с мотком красной пряжи в руке изображена на иконе стоящей на подножии у престола. Напротив Нее – Архангел Гавриил, простирающий благословляющую десницу. Особенностью иконографического извода Устюжского образа Благовещения Пресвятой Богородицы является изображенный поверх складок Ее мафория образ воплощенного Божественного Младенца Иисуса Христа.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-blagoveshchenie-ustjuzhskaja
☦️
Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находившийся в русском ополчении, перед которым в 1612 году молились патриоты Минин и Пожарский, был поставлен в 1636 году в Московском Казанском соборе. Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе. Известны также в Москве чтимые списки Казанской иконы Божией Матери: в Кремлевском Вознесенском монастыре (1701), в Симоновом монастыре (ХIХ), в Высоко-Петровском монастыре (1849), в Христорождественской церкви на Поварской улице, в церкви Казанской Божией Матери у Калужских ворот и в Введенском храме.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-moskovskaja