⏳ 2019.12.11 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 26я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• среда

☀️ неподвижный годовой круг:
11 декабря (28 ноября)
• Рождественский пост
• мч. Иринарха Севастийского и святых семи жен (303)
• прмч. и исп. Стефана Нового (767)
• мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII)
• свт. Феодора Ростовского (1394)
• сщмч. Серафима (Чичагова) (1937)
• сщмчч. Алексия (Веселовского), Алексия (Смирнова), Василия (Завгороднего), прмчч. Рафаила (Тюпина), Викентия (Никольского), мц. Анисии (Маслановой) (1937)
• мц. Параскевы Федоровой (1938)
• сщмч. Николая Крылова (1941)
• обретение мощей исп. Сергия (Сребрянского) (2000)


☦️
Свя­той Ири­нарх про­ис­хо­дил из го­ро­да Се­ва­стии (прим. здесь ра­зу­ме­ет­ся Се­ва­стия в Ар­ме­нии, на­зы­ва­е­мая Се­ва­сти­ей Ар­мян­ской, – в от­ли­чие от Се­ва­стии Кап­па­до­кий­ской). В юном воз­расте он был па­ла­чом при му­че­ни­ях свя­тых му­че­ни­ков. Во вре­мя ис­тя­за­ния пра­ви­те­лем Мак­си­ми­а­ном, при Дио­кли­ти­ане, свя­тых се­ми жен Ири­нарх был про­све­щен бла­го­да­тью Бо­жи­ею: ви­дя жен, му­чи­мых ра­ди Хри­ста и по­срам­ля­ю­щих му­чи­те­ля, он дерз­но­вен­но ис­по­ве­дал Хри­ста и на­звал се­бя хри­сти­а­ни­ном. То­гда по по­ве­ле­нию пра­ви­те­ля он был ввер­жен в бо­ло­то, от­ку­да вы­шел невре­ди­мым, и за­тем в ог­нен­ную печь, но и она не при­чи­ни­ла ему ни­ка­ко­го вре­да. По­сле это­го его усек­ли ме­чом, в 303 го­ду.

☦️
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый ро­дил­ся в 715 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, имея двух до­че­рей, мо­ли­ли Гос­по­да о рож­де­нии сы­на. Но­во­рож­ден­но­го Сте­фа­на мать при­нес­ла во Влахерн­ский храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и по­свя­ти­ла Бо­гу.
В то вре­мя им­пе­ра­тор Лев Ис­авр (716–741) на­чал го­не­ние на свя­тые ико­ны и на их по­чи­та­те­лей. Сто­рон­ни­ки ико­но­бор­че­ской ере­си при под­держ­ке ца­ря за­хва­ты­ва­ли гла­вен­ству­ю­щие по­зи­ции в им­пе­рии и Церк­ви. Го­ни­мое силь­ны­ми ми­ра се­го пра­во­сла­вие со­хра­ня­лось в от­да­лен­ных от сто­ли­цы мо­на­сты­рях, в уеди­нен­ных кел­ли­ях и в серд­цах му­же­ствен­ных и вер­ных сво­их по­сле­до­ва­те­лей. Пра­во­слав­ные ро­ди­те­ли свя­то­го Сте­фа­на, тя­го­тясь окру­жа­ю­щим нече­сти­ем, уда­ли­лись из Кон­стан­ти­но­по­ля в Вифи­нию, а сво­е­го шест­на­дца­ти­лет­не­го сы­на от­да­ли в по­слу­ша­ние бла­жен­но­му Иоан­ну, под­ви­зав­ше­му­ся в уеди­нен­ном ме­сте на го­ре свя­то­го Авк­сен­тия. Бо­лее 15 лет про­был свя­той Сте­фан у бла­жен­но­го Иоан­на, це­ли­ком пре­дав свою во­лю это­му ду­хо­нос­но­му стар­цу, обу­ча­ясь у него ино­че­ско­му де­ла­нию. Здесь же Сте­фан по­лу­чил из­ве­стие о том, что умер его отец, а мать и сест­ры при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг.
Через неко­то­рое вре­мя скон­чал­ся и на­став­ник свя­то­го, бла­жен­ный Иоанн. С глу­бо­кой пе­ча­лью Сте­фан пре­дал по­гре­бе­нию его чест­ное те­ло, а сам про­дол­жал ино­че­ский по­двиг в его пе­ще­ре. Вско­ре к по­движ­ни­ку ста­ли при­хо­дить ино­ки, же­лав­шие учить­ся у него доб­ро­де­тель­ной и спа­си­тель­ной жиз­ни, по­сте­пен­но об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, игу­ме­ном ко­то­ро­го стал свя­той Сте­фан. В со­ро­ка­двух­лет­нем воз­расте игу­мен Сте­фан по­ки­нул со­здан­ную им оби­тель и ушел на дру­гую го­ру, на вер­шине ко­то­рой, в уеди­нен­ной кел­лии, пре­бы­вал в глу­бо­ком за­тво­ре. Од­на­ко и здесь вско­ре со­зда­лась об­щи­на ино­ков, ищу­щих ду­хов­но­го на­став­ни­че­ства свя­то­го Сте­фа­на.
Льва Ис­ав­ра на им­пе­ра­тор­ском пре­сто­ле сме­нил Кон­стан­тин Ко­про­ним (741–775), еще бо­лее ярост­ный го­ни­тель пра­во­слав­но­го бла­го­че­стия, еще бо­лее рев­ност­ный ико­но­бо­рец. Им­пе­ра­тор со­звал ико­но­бор­че­ский со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли 358 епи­ско­пов из во­сточ­ных про­вин­ций. Од­на­ко, кро­ме ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Кон­стан­ти­на, неза­кон­но воз­ве­ден­но­го на цер­ков­ный пре­стол вла­стью Ко­про­ни­ма, ни один из пат­ри­ар­хов не за­хо­тел участ­во­вать в зло­че­сти­вых де­я­ни­ях это­го со­бо­ра, ко­то­рый, тем не ме­нее, име­но­вал се­бя все­лен­ским. Со­бор ере­ти­ков по пред­ло­же­нию ца­ря и ар­хи­епи­ско­па объ­явил ико­ны идо­ла­ми, пре­дал ана­фе­ме всех, пра­во­слав­но по­кло­ня­ю­щих­ся им, объ­явил ико­но­по­чи­та­ние ере­сью.
Меж­ду тем, оби­тель свя­то­го Сте­фа­на и ее игу­мен ста­ли из­вест­ны в сто­ли­це. Им­пе­ра­то­ру рас­ска­зы­ва­ли о по­движ­ни­че­ской жиз­ни ино­ков, об их пра­во­слав­ном бла­го­че­стии, о да­ре чу­до­тво­ре­ний игу­ме­на Сте­фа­на, о том, что мол­ва о свя­том Сте­фане рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы мо­на­сты­ря, а имя на­сто­я­те­ля окру­же­но все­об­щим по­че­том и лю­бо­вью. Им­пе­ра­то­ра осо­бен­но раз­гне­ва­ло от­кры­тое по­ощ­ре­ние ико­но­по­чи­та­ния и по­ри­ца­ние го­ни­те­лей пра­во­сла­вия в оби­те­ли свя­то­го Сте­фа­на. Ар­хи­епи­скоп Кон­стан­тин по­нял, что в ли­це игу­ме­на Сте­фа­на име­ет силь­но­го и непри­ми­ри­мо­го про­тив­ни­ка его ико­но­бор­че­ским устрем­ле­ни­ям, и упо­тре­бил мно­го сил, чтобы при­влечь его на свою сто­ро­ну или по­гу­бить.
Свя­то­го Сте­фа­на пы­та­лись пе­ре­ма­нить в стан ико­но­бор­цев сна­ча­ла ле­стью и под­ку­пом, за­тем угро­за­ми, но тщет­но. То­гда свя­то­го окле­ве­та­ли, об­ви­нив его в со­жи­тель­стве с ино­ки­ней. Од­на­ко его ви­на не бы­ла до­ка­за­на, так как окле­ве­тан­ная ино­ки­ня му­же­ствен­но от­ри­ца­ла ви­ну и скон­ча­лась от ис­тя­за­ний и пы­ток. На­ко­нец, им­пе­ра­тор при­ка­зал за­то­чить свя­то­го в тем­ни­цу, а оби­тель его ра­зо­рить. В тем­ни­цу к свя­то­му Сте­фа­ну бы­ли по­сла­ны епи­ско­пы-ико­но­бор­цы, чтобы убе­дить его в дог­ма­ти­че­ской ис­тин­но­сти ико­но­бор­че­ства. Но свя­той лег­ко опро­верг все до­во­ды ере­ти­ков и остал­ся ве­рен пра­во­сла­вию.
То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал из­гнать свя­то­го на один из ост­ро­вов в Мра­мор­ном мо­ре. Пре­по­доб­ный по­се­лил­ся в пе­ще­ре, и ту­да вско­ре со­бра­лись его уче­ни­ки. Через неко­то­рое вре­мя свя­той оста­вил бра­тию и при­нял на се­бя по­двиг столп­ни­че­ства. Сла­ва о по­движ­ни­ке Сте­фане и чу­де­сах, тво­ри­мых по его мо­лит­вам, раз­но­си­лась по всей им­пе­рии и укреп­ля­ла ве­ру и дух пра­во­сла­вия в на­ро­де.
Им­пе­ра­тор при­ка­зал пе­ре­ве­сти Сте­фа­на в тем­ни­цу на ост­ров Фа­рос, а за­тем пред­ста­вить его на суд. На су­де свя­той опро­верг до­во­ды ере­ти­ков, су­див­ших его, объ­яс­нил дог­ма­ти­че­скую сущ­ность ико­но­по­чи­та­ния и об­ви­нил ико­но­бор­цев в том, что, ху­ля ико­ны, они воз­во­дят ху­лу на Хри­ста и Бо­го­ма­терь. Для до­ка­за­тель­ства свя­той по­ка­зал зо­ло­тую мо­не­ту, на ко­то­рой бы­ло изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра. Он спро­сил су­дей, что сде­ла­ли бы они с че­ло­ве­ком, ко­то­рый, бро­сив мо­не­ту, стал бы топ­тать ее но­га­ми. Ему от­ве­ти­ли, что та­кой че­ло­век был бы непре­мен­но каз­нен за то, что обес­че­стил об­раз ца­ря. На это свя­той Сте­фан ска­зал, что еще боль­шая ка­ра ждет то­го, кто бес­че­стит об­раз Ца­ря Небес­но­го и Его свя­тых, бро­сил мо­не­ту на зем­лю и стал по­пи­рать ее но­га­ми.
Им­пе­ра­тор при­ка­зал в око­вах от­пра­вить свя­то­го в тем­ни­цу, где уже то­ми­лись 342 стар­ца, осуж­ден­ных за по­чи­та­ние икон, В этой тем­ни­це свя­той Сте­фан про­был один­на­дцать ме­ся­цев. уте­шая за­клю­чен­ных. Вме­сте с ни­ми со­вер­шал он мо­леб­ное пе­ние, ча­сто ис­пол­няя тро­парь Неру­ко­твор­но­му Об­ра­зу Спа­си­те­ля. Лю­ди во мно­же­стве при­хо­ди­ли к тем­ни­це и про­си­ли свя­то­го Сте­фа­на по­мо­лить­ся о них.
Им­пе­ра­тор, узнав, что свя­той и в тем­ни­це со­здал мо­на­стырь, где по­сто­ян­но идет мо­ле­ние и по­чи­та­ют­ся свя­тые ико­ны, по­слал двух сво­их са­мых лю­би­мых слуг, бра­тьев-близ­не­цов, чтобы они до смер­ти за­би­ли свя­то­го. Ко­гда бра­тья во­шли в тем­ни­цу и уви­де­ли оси­ян­ное Бо­же­ствен­ным све­том ли­цо пре­по­доб­но­го, они упа­ли ему в но­ги, про­си­ли про­ще­ния и его мо­литв, а ца­рю ска­за­ли, что ис­пол­ни­ли при­каз. Но им­пе­ра­тор узнал прав­ду и при­бег­нул еще к од­ной лжи. Ска­зав сво­им во­и­нам, что свя­той яко­бы хо­чет сверг­нуть его с пре­сто­ла, он на­пра­вил их в тем­ни­цу. Свя­той ис­по­вед­ник сам вы­шел на­встре­чу разъ­ярен­ным во­и­нам, ко­то­рые схва­ти­ли его и по­во­лок­ли по ули­цам го­ро­да. Ис­тер­зан­ное те­ло му­че­ни­ка бро­си­ли в яму, где хо­ро­ни­ли пре­ступ­ни­ков.
На сле­ду­ю­щее утро над Авк­сен­ти­е­вой го­рой по­яви­лось ог­нен­ное об­ла­ко, за­тем мгла гу­стая опу­сти­лась на сто­ли­цу и про­нес­лась же­сто­кая бу­ря, по­ра­зив­шая мно­гих.

☦️
При Кон­стан­тине Ко­про­ни­ме мно­гие пра­во­слав­ные во­и­ны, оста­вив во­ин­ское зва­ние, при­ня­ли мо­на­ше­ство. Мно­гих из них без­за­кон­ный царь по­сле му­че­ний при­ка­зал ли­шить жиз­ни. Од­но­го, по име­ни Ва­си­лия, он сна­ча­ла осле­пил. Ко­гда же свя­той Ва­си­лий и по­сле ослеп­ле­ния стал воз­да­вать по­кло­не­ние свя­тым ико­нам, му­чи­тель вон­зил меч в чре­во Ва­си­лия, так что об­на­ру­жи­лись все его внут­рен­но­сти. В это же вре­мя при­ял му­че­ни­че­ский ве­нец за свя­тые ико­ны и свя­той Сте­фан в Кон­стан­ти­но­по­ле. Кро­ме этих, бы­ли со­сла­ны в за­то­че­ние два Гри­го­рия с неко­то­ры­ми дру­ги­ми, где и скон­ча­лись. На­ко­нец свя­той Иоанн был из­гнан в Даф­ну, где по при­ка­за­нию ца­ря его ча­сто под­вер­га­ли би­е­нию, от че­го он и скон­чал­ся.

Примечание:
Кон­стан­тин Ко­про­ним цар­ство­вал с 741–776 г. Это был один из же­сто­ких им­пе­ра­то­ров-ико­но­бор­цев. Так как во вре­мя го­не­ний на свя­тые ико­ны глав­ны­ми за­щит­ни­ка­ми их яв­ля­лись ино­ки, то Кон­стан­тин Ко­про­ним при­ка­зал жечь мо­на­сты­ри, а пра­во­слав­ным ино­кам раз­би­вать го­ло­вы те­ми са­мы­ми ико­на­ми, на за­щи­ту ко­их они вы­сту­па­ли, или же пре­да­вал их иным же­сто­ким каз­ням. Во­и­ны, ис­пол­няв­шие во­лю нече­сти­во­го ца­ря, ви­дя твер­дость пра­во­слав­ных и мно­гие зна­ме­ния от по­ру­га­е­мых икон, ча­сто из го­ни­те­лей об­ра­ща­лись в пра­во­слав­ных и ста­но­ви­лись рев­ност­ны­ми чти­те­ля­ми свя­тых икон. За это ярость му­чи­те­ля об­ра­ща­лась на них, и им при­хо­ди­лось пре­тер­пе­вать же­сто­кие каз­ни, му­че­ния и са­мую смерть.

☦️
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский. В ми­ру Иоанн, пле­мян­ник и уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. В 12-лет­нем воз­расте был от­дан на вос­пи­та­ние Ра­до­неж­ско­му игу­ме­ну и то­гда же по­стри­жен им в ино­че­ство с име­нем Фе­о­дор. Под ру­ко­вод­ством свя­то­го св. Фе­о­дор быст­ро воз­рас­тал в ду­хов­ной жиз­ни и там же, в Тро­иц­кой оби­те­ли, при­нял свя­щен­ни­че­ский сан. Ко­гда мо­ло­дой по­движ­ник от­крыл ду­хов­но­му от­цу свое же­ла­ние ос­но­вать осо­бую об­ще­жи­тель­ную оби­тель, пре­по­доб­ный Сер­гий, про­зре­вая в уче­ни­ке сво­ем ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, бла­го­сло­вил его из­брать ме­сто для но­вой оби­те­ли.
Св. Фе­о­дор об­лю­бо­вал на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки ме­стеч­ко Си­мо­но­во, и пре­по­доб­ный Сер­гий сам при­хо­дил по­смот­реть и бла­го­сло­вить вы­бран­ное ме­сто. Здесь пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, а в 1380 г. в ней бы­ли по­гре­бе­ны ге­рои Ку­ли­ков­ской бит­вы – схи­мо­на­хи Алек­сандр и Ан­дрей. Но­вый мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся Си­мо­но­вым. Бу­дучи игу­ме­ном Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Фе­о­дор, хо­тя и был от­вле­ка­ем об­ще­цер­ков­ны­ми де­ла­ми, од­на­ко неослаб­но ру­ко­во­дил мо­на­стыр­ской жиз­нью и вос­пи­тал мно­гих по­движ­ни­ков, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский и пре­по­доб­ный Фе­ра­понт Лу­жец­кий (Мо­жай­ский).
Глу­бо­кий ум и мо­на­ше­ские по­дви­ги свя­то­го снис­ка­ли ему все­об­щую лю­бовь, а свя­той князь Ди­мит­рий Ива­но­вич Дон­ской из­брал его сво­им ду­хов­ни­ком и ча­сто по­ру­чал ему важ­ные цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла. Так, в 1381 г. свя­той ез­дил в Ки­ев для при­гла­ше­ния на Мос­ков­скую ка­фед­ру свя­ти­те­ля Ки­при­а­на; в 1383 г. с важ­ным цер­ков­ным по­ру­че­ни­ем был в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1388 г. пре­по­доб­ный Фе­о­дор вновь пу­те­ше­ству­ет в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам Рус­ской Церк­ви и воз­вра­ща­ет­ся в Рос­сию в сане ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го. В те­че­ние недол­го­го управ­ле­ния Ро­стов­ской епар­хи­ей он ос­но­вал в Ро­сто­ве Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь и управ­лял им до сво­ей кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 но­яб­ря 1394 г.
Свя­ти­тель был хо­ро­шим ико­но­пис­цем и за свою жизнь на­пи­сал мно­го икон, в том чис­ле и об­раз пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра по­чи­ва­ют в Успен­ском со­бо­ре Ро­стов­ско­го Крем­ля.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 15 фев­ра­ля в 1873 го­да в се­ле Гу­би­но Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Ве­се­лов­ско­го. В 1887 го­ду окон­чил Пе­ре­р­вин­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1894 – Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и ра­бо­тал учи­те­лем на­род­ной шко­лы. В 1908 го­ду Алек­сей Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вве­ден­ско­му хра­му в се­ле Кле­мен­тье­во Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, где про­слу­жил до 1910 го­да. За­тем в те­че­ние 26 лет, с 1911 по 1937 год, отец Алек­сий слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ста­рая Ру­за Руз­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
Твер­дая ве­ра и рев­ност­ность от­ца Алек­сия вы­зы­ва­ли пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны вла­стей. В два­дца­тые го­ды свя­щен­ни­ка ли­ши­ли из­би­ра­тель­ных прав, его хо­зяй­ство бы­ло рек­ви­зи­ро­ва­но, а в 1930 го­ду отец Алек­сий был аре­сто­ван и вы­слан из Руз­ско­го рай­о­на. Через два го­да он вер­нул­ся в Ста­рую Ру­зу и про­дол­жил пас­тыр­ское слу­же­ние на преж­нем ме­сте.
К мо­мен­ту аре­ста свя­щен­ник остал­ся один – его же­на умер­ла, а трое де­тей вы­рос­ли и жи­ли от­дель­но, и отец Алек­сий пол­но­стью по­свя­тил се­бя слу­же­нию Церк­ви. Несмот­ря на угро­зу но­вых ре­прес­сий и сла­бе­ю­щее здо­ро­вье, он про­дол­жал про­по­ведь Хри­ста.
Аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сия 29 но­яб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в про­ве­де­нии ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и за­клю­чи­ли под стра­жу в Бу­тыр­скую тюрь­му го­ро­да Моск­вы. Во вре­мя до­про­са сле­до­ва­те­ля ин­те­ре­со­ва­ли свя­зи от­ца Алек­сия, но он ни­ко­го не на­звал. Так­же не при­знал он и об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
Ре­ше­ни­ем су­деб­ной трой­ки при Управ­ле­нии НКВД СССР по Мос­ков­ской об­ла­сти от 5 де­каб­ря 1937 го­да отец Алек­сий Ве­се­лов­ский был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Казнь свя­щен­ни­ка со­сто­я­лась 11 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой, где он и был по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 26 ап­ре­ля 1875 го­да в се­ле Пет­ров­ском Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ва­си­лия Фе­до­ро­ви­ча Кры­ло­ва. Ни­ко­лай окон­чил 3 клас­са Зве­ни­го­род­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща и был при­зван на во­ен­ную служ­бу, ко­то­рую про­хо­дил в ка­че­стве пи­са­ря.
26 мар­та 1896 го­да епи­скоп Мо­жай­ский Ти­хон (Ни­ка­но­ров) опре­де­лил Ни­ко­лая Ва­си­лье­ви­ча на долж­ность пись­мо­во­ди­те­ля Мос­ков­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ско­го брат­ства, по­сколь­ку, вер­нув­шись с во­ен­ной служ­бы, тот по­же­лал слу­жить в ду­хов­ном ве­дом­стве. Од­новре­мен­но, с 1 сен­тяб­ря 1898 го­да и по 10 июня 1900 го­да, Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич ра­бо­тал учи­те­лем-вос­пи­та­те­лем при Ва­си­лие-Ке­са­рий­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле и в при­юте при­ход­ско­го по­пе­чи­тель­ства той же церк­ви в Москве.
30 мая 1900 го­да Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к Ка­зан­ской церк­ви се­ла Под­ли­пи­чье Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. С сен­тяб­ря то­го же го­да Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич стал ру­ко­во­дить об­щим цер­ков­ным пе­ни­ем во вре­мя бо­го­слу­же­ний и ве­сти вне­бо­го­слу­жеб­ные со­бе­се­до­ва­ния с на­ро­дом. 24 ян­ва­ря 1909 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Спас­ской церк­ви Спа­со-Влахерн­ско­го мо­на­сты­ря. В 1911 го­ду он стал слу­ша­те­лем Мос­ков­ских епар­хи­аль­ных мис­си­о­нер­ских кур­сов. С 1912 го­да диа­кон Ни­ко­лай на­чал ру­ко­во­дить об­ще­при­ход­ским пе­ни­ем, вве­ден­ным по его пред­ло­же­нию в оби­те­ли. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны диа­кон Ни­ко­лай нес по­слу­ша­ние ду­хов­но­го по­пе­че­ния о ра­не­ных, раз­ме­щен­ных в мо­на­стыр­ском ла­за­ре­те и ла­за­ре­те ду­хо­вен­ства, и ре­гу­ляр­но про­во­дил с ни­ми ре­ли­ги­оз­но-про­све­ти­тель­ские чте­ния и со­бе­се­до­ва­ния. С 23 де­каб­ря 1915 го­да диа­кон Ни­ко­лай стал за­ко­но­учи­те­лем в Но­во-Спас­ском Де­де­нев­ском на­чаль­ном учи­ли­ще. 16 мая 1917 го­да на об­щем бла­го­чин­ни­че­ском со­бра­нии он был из­бран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та и де­пу­та­том от бла­го­чи­ния на Мос­ков­ский епар­хи­аль­ный съезд ду­хо­вен­ства и ми­рян.
21 сен­тяб­ря 1921 го­да епи­скоп Дмит­ров­ский Се­ра­фим (Звез­дин­ский) воз­вел диа­ко­на Ни­ко­лая в сан про­то­ди­а­ко­на. В 1925 го­ду епи­скоп Се­ра­фим ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Спас­ской церк­ви Спа­со-Влахерн­ско­го мо­на­сты­ря и на­зна­чил на­сто­я­те­лем хра­ма и ду­хов­ни­ком се­стер оби­те­ли. В 1928 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние за­крыть Дмит­ров­скую клад­би­щен­скую цер­ковь и при­спо­со­бить ее под элек­тро­стан­цию, а так­же ис­поль­зо­вать ко­ло­коль­ню Спас­ской церк­ви под во­до­на­пор­ную баш­ню. При­хо­жане и сест­ры оби­те­ли со­ста­ви­ли про­ше­ние с прось­бой не де­лать это­го. Это про­ше­ние вла­стям в Моск­ву от­вез отец Ни­ко­лай. Од­на­ко те от­ка­за­лись удо­вле­тво­рить прось­бу ве­ру­ю­щих.
В на­ча­ле 1930-х го­дов отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай про­дол­жал слу­жить в Спас­ской церк­ви, мно­гие мо­на­хи­ни по­сле за­кры­тия оби­те­ли по­се­ли­лись в близ­ле­жа­щих де­рев­нях и хо­ди­ли на служ­бы в Спас­скую цер­ковь, и отец Ни­ко­лай по-преж­не­му оста­вал­ся их ду­хов­ни­ком. В Спас­ской церк­ви бы­ли ча­сти­цы мо­щей мно­гих свя­тых, и отец Ни­ко­лай обык­но­вен­но слу­жил служ­бы в дни их па­мя­ти. Ве­ру­ю­щие зна­ли это и про­си­ли су­гу­бо по­мо­лить­ся о них у этих свя­тынь, что по­том бы­ло по­став­ле­но свя­щен­ни­ку в ви­ну.
В 1935 го­ду вла­сти за­кры­ли Спас­скую цер­ковь, и отец Ни­ко­лай пе­ре­шел слу­жить в храм в се­ло Ба­тра­ко­во.
13 ав­гу­ста 1936 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Его об­ви­ни­ли в том, что он «по сво­им убеж­де­ни­ям яв­ля­ет­ся ярым мо­нар­хи­стом и по­сле­до­ва­те­лем “ИПЦ”… на про­тя­же­нии ря­да лет во­круг се­бя сгруп­пи­ро­вал наи­бо­лее ре­ак­ци­он­ную часть ве­ру­ю­щих, мо­на­ше­ство быв­ше­го Влахерн­ско­го мо­на­сты­ря, сре­ди ко­то­рых про­во­дил си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щих­ся в СССР го­не­ни­ях на ре­ли­гию, скло­нял сво­их по­чи­та­те­лей к при­ня­тию тай­но­го мо­на­ше­ства… сре­ди сво­их по­чи­та­те­лей про­во­дил боль­шие де­неж­ные сбо­ры для ока­за­ния ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи вы­слан­но­му за контр­ре­во­лю­ци­он­ные дей­ствия мо­на­ше­ству и ду­хо­вен­ству».
– Кто к вам об­ра­щал­ся за по­мо­щью и вра­че­ва­ни­ем? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Вра­че­ва­ни­ем я не за­ни­мал­ся, но не от­ри­цаю, что по прось­бе сво­их по­чи­та­те­лей я пе­ре­сы­лал свя­тую бо­го­яв­лен­скую во­ду и арт­ос, – от­ве­тил отец Ни­ко­лай.
– Ко­му и через ко­го вы пе­ре­сы­ла­ли свя­тую во­ду и арт­ос?
– Фа­ми­лии и име­на я не знаю. Ко мне при­ез­жа­ли в боль­шин­стве сво­ем жен­щи­ны, ко­то­рые об­ра­ща­лись ко мне с прось­бой дать им для груп­пы ве­ру­ю­щих свя­той во­ды и арт­оса. Я, как свя­щен­ник, не мог в прось­бе от­ка­зать ве­ру­ю­щим и да­вал про­си­мое ими.
– В чис­ле изъ­ятой у вас пе­ре­пис­ки име­ют­ся пись­ма с бла­го­дар­но­стью за по­лу­чен­ные у вас ис­це­ле­ния. Что за ис­це­ле­ния по­лу­ча­ли ва­ши по­чи­та­те­ли при ва­шей по­мо­щи?
– По­лу­ча­е­мые мной бла­го­дар­но­сти при­но­си­лись мне за то, что я по их прось­бе со­вер­шал мо­лит­вы пе­ред име­ю­щи­ми­ся во Влахерн­ском мо­на­сты­ре ча­сти­ца­ми мо­щей, ко­то­рых на­счи­ты­ва­лось здесь бо­лее ста. Эти ча­сти­цы, по убеж­де­ни­ям ве­ру­ю­щих и мо­им убеж­де­ни­ям, об­ла­да­ют це­леб­ны­ми свой­ства­ми. В дни празд­не­ства па­мя­ти этих свя­тых ве­ру­ю­щие со­вер­ша­ют к ним па­лом­ни­че­ства.
Сле­до­ва­тель спро­сил, при­зна­ет ли се­бя свя­щен­ник ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ный де­я­тель­но­сти, на что отец Ни­ко­лай от­ве­тил, что не при­зна­ет и с об­ви­не­ни­я­ми, вы­дви­ну­ты­ми про­тив него, не со­гла­сен.
2 де­каб­ря 1936 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло от­ца Ни­ко­лая к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Кар­лаг.
В 1942 го­ду су­пру­га от­ца Ни­ко­лая по­лу­чи­ла из ла­ге­ря от­крыт­ку, на­пи­сан­ную му­жем, где по­верх его тек­ста бы­ло над­пи­са­но: «Ваш ба­тюш­ка, отец про­то­и­е­рей Ни­ко­лай, мир­но опо­чил в ночь с 11 на 12 де­каб­ря». На­ка­нуне он был обо­бран уго­лов­ни­ка­ми и за­мерз.

Жития
Писание