⏳ 2019.12.10 (вт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 26я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
10 декабря (27 ноября)
• Рождественский пост
• прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV)
• вмч. Иакова Пе́рсянина (421)
• прп. Романа Антиохийского (Сирийского) (V)
• прп. Палладия Александрийского (VI–VII)
• иконы Божией Матери «Зна́мение» (1170)
• обретение мощей блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Новгородского (1192)
• свт. Иакова Ростовского (1392)
• блж. Андрея Симбирского (Огородникова) (1841)
• сщмчч. Николая (Добронравова), Василия (Соколова), Бориса (Ивановского), Феодора (Дорофеева), Николая (Андреева), Алексия (Сперанского), Иоанна (Глазкова), Сергия (Аманова), Иоанна (Хрусталева), Сергия (Бредникова), Николая (Покровского), Димитрия (Беляева), Владимира (Смирнова), Иоанна (Смирнова), прмчч. Иоасафа (Боева), Кронида (Любимова), Николая (Салтыкова), Ксенофонта (Бондаренко), Алексия (Гаврина), Аполлоса (Федосеева), Серафима (Крестьянинова), Никона (Беляева), мч. Иоанна (Емельянова) (1937)
• Собор новомучеников и исповедников Радонежских


☦️
Сем­на­дцать пре­по­доб­но­му­че­ни­ков мо­на­хов бы­ли со­жже­ны в Ин­дии в IV ве­ке.

☦️
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Иа­ков Пер­ся­нин (Рас­се­чен­ный) ро­дил­ся в IV ве­ке в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, бо­га­той и знат­ной. Же­на его так­же бы­ла хри­сти­ан­кой. Де­тей сво­их су­пру­ги вос­пи­ты­ва­ли в бла­го­че­стии, при­ви­вая им лю­бовь к мо­лит­ве и Свя­щен­но­му Пи­са­нию. Иа­ков за­ни­мал вы­со­кую долж­ность при дво­ре пер­сид­ско­го ца­ря Из­де­гер­да (399–420) и его пре­ем­ни­ка Ва­ра­хра­на (420–438). В од­ном из во­ен­ных по­хо­дов Иа­ков, пре­льщен­ный цар­ской ми­ло­стью, убо­яв­шись при­знать се­бя хри­сти­а­ни­ном, вме­сте с ца­рем при­нес жерт­ву идо­лам. Узнав об этом, же­на и мать Иа­ко­ва в глу­бо­ком огор­че­нии на­пи­са­ли ему пись­мо, в ко­то­ром уко­ря­ли его и при­зы­ва­ли по­ка­ять­ся. По­лу­чив по­сла­ние, Иа­ков осо­знал тя­жесть сво­е­го гре­ха и, пред­ста­вив се­бе весь ужас от­ре­че­ния от него не толь­ко род­ных, но и Са­мо­го Бо­га, стал гром­ко пла­кать и мо­лить Гос­по­да о про­ще­нии. Со­рат­ни­ки его, услы­шав, что он мо­лит­ся Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, до­нес­ли об этом ца­рю. На до­про­се свя­той Иа­ков, укре­пив­шись ду­хом, му­же­ствен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру в Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га. Ни­ка­кие уго­во­ры ца­ря от­речь­ся от Хри­ста не смог­ли по­ко­ле­бать его. Царь при­ка­зал пре­дать свя­то­го му­чи­тель­ной смер­ти. Му­че­ни­ка по­ло­жи­ли на пла­ху и от­сек­ли по­оче­ред­но паль­цы на ру­ках и но­гах, за­тем ру­ки и но­ги. В про­дол­же­ние пы­ток свя­той Иа­ков непре­стан­но воз­но­сил ко Гос­по­ду бла­годар­ствен­ные мо­лит­вы за то, что Он дал ему воз­мож­ность в тяж­ких му­ках ис­ку­пить со­де­ян­ный грех. Ис­те­ка­ю­щий кро­вью му­че­ник был обез­глав­лен.

☦️
Бла­жен­ный Ро­ман ро­дил­ся в го­ро­де Ро­се, близ Ан­тио­хии; до­стиг­ши зре­ло­го воз­рас­та, он по­се­лил­ся в Ан­тио­хии. Здесь он за­тво­рил­ся вне го­ро­да в ма­лой кел­лии, где про­был до ста­ро­сти, не имея при этом ог­ня. Пи­щей ему слу­жи­ли хлеб, соль да во­да, и при­том в та­ком ма­лом ко­ли­че­стве, чтобы толь­ко мож­но бы­ло под­дер­жать свою жизнь. Он но­сил вла­ся­ни­цу и под ней тя­же­лые же­лез­ные око­вы. За всё сие свя­той Ро­ман спо­до­бил­ся та­кой бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, что ис­це­лял раз­лич­ные неду­ги и по мо­лит­ве его мно­гие же­ны, не иму­щие де­тей, бы­ли раз­ре­ше­ны от бес­пло­дия. Мно­гих за­блуд­ших свя­той Ро­ман сво­им уве­ща­ни­ем воз­вра­тил на пра­вый путь к Цар­ству Бо­жию. Так по­жив, он до­стиг­нул ма­сти­той ста­ро­сти и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Вре­мя жиз­ни и по­дви­гов прп. Ро­ма­на от­но­сит­ся к V ве­ку.

☦️
Преподобный Палла́дий Александрийский ро­дом из го­ро­да Со­лу­ни, под­ви­зал­ся в Алек­сан­дрии в кон­це VI – на­ча­ле VII ве­ка.

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние», изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, си­дя­щую и мо­лит­вен­но подъ­ем­лю­щую ру­ки Свои; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец – Спас-Эм­ма­ну­ил. Та­кое изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых Ее ико­но­пис­ных об­ра­зов. В усы­паль­ни­це свя­той Аг­нии в Ри­ме есть изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми и с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ко­ле­нях. Это изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к IV ве­ку. Кро­ме то­го, из­ве­стен древ­ний ви­зан­тий­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри «Ни­ко­пеи», VI ве­ка, где Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щею на троне и дер­жа­щею обе­и­ми ру­ка­ми пе­ред со­бой оваль­ный щит с об­ра­зом Спа­са-Эм­ма­ну­и­ла. Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ные под име­нем «Зна­ме­ние», по­яви­лись на Ру­си в XI – XII ве­ках, а на­зы­вать­ся так ста­ли по­сле чу­дес­но­го зна­ме­ния от Нов­го­род­ской ико­ны, слу­чив­ше­го­ся в 1170 го­ду.
В этот год со­еди­нен­ные си­лы рус­ских удель­ных кня­зей, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Суз­даль­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, по­до­шли под сте­ны Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Нов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Бо­жию по­мощь. Дни и но­чи мо­ли­лись они, умо­ляя Гос­по­да не остав­лять их. На тре­тью ночь услы­шал ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Иоанн див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий ему взять из Церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Ко­гда ико­ну пе­ре­но­си­ли, – вра­ги пу­сти­ли в крест­ный ход ту­чу стрел, и од­на из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик Бо­го­ро­ди­цы. Из глаз Ее ис­тек­ли сле­зы, и ико­на по­вер­ну­лась ли­ком к го­ро­ду. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов вне­зап­но на­пал неизъ­яс­ни­мый ужас, они ста­ли по­би­вать друг дру­га, а обод­рен­ные Гос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но устре­ми­лись в бой и по­бе­ди­ли.
В вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной, ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­ник в честь Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый и до­ныне празд­ну­ет вся Рус­ская Цер­ковь. Афон­ский иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет, при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в Рос­сии, на­пи­сал на этот празд­ник два ка­но­на. На неко­то­рых Нов­го­род­ских ико­нах Зна­ме­ния, кро­ме Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, изо­бра­жа­ют­ся и чу­дес­ные со­бы­тия 1170 го­да. Чу­до­твор­ная ико­на 186 лет по­сле яв­ле­ния зна­ме­ния на­хо­ди­лась в той же церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це. В 1356 го­ду для нее был вы­стро­ен в Нов­го­ро­де храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, став­ший со­бо­ром Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря.
Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны Зна­ме­ния из­вест­ны по всей Рос­сии. Мно­гие из них про­си­я­ли чу­де­са­ми в мест­ных хра­мах и бы­ли на­име­но­ва­ны по ме­сту яв­ле­ния чу­дес. К та­ким спис­кам ико­ны Зна­ме­ния от­но­сят­ся ико­ны Ди­о­ни­си­е­во-Глу­шиц­кая, Аба­лац­кая, Кур­ская, Се­ра­фи­мо-По­не­та­ев­ская и дру­гие.

Примечание:
Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).
Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

☦️
27 но­яб­ря 1192 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­то­го кня­зя Все­во­ло­да (память 24 февраля) и пе­ре­не­се­ны в Тро­иц­кий со­бор, в ко­то­ром был освя­щен в честь его при­дел.
Мо­щи свя­то­го Все­во­ло­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми, и с тех пор при его гроб­ни­це на­ча­лись ис­це­ле­ния. Рус­ская Цер­ковь сла­вит свя­то­го Все­во­ло­да как ис­по­вед­ни­ка, «пре­тер­пев­ше­го из­гна­ние от сво­их», а Гос­подь про­сла­вил его как вер­но­го ра­ба Сво­е­го, со­вер­шав­ши­ми­ся при его гро­бе чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми. Хо­тя князь жил во Пско­ве толь­ко один год, но оста­вил по се­бе глу­бо­кую па­мять. Во всех тя­же­лых слу­ча­ях жиз­ни пско­ви­чи при­бе­га­ли к по­мо­щи сво­е­го свя­то­го кня­зя. Во вре­мя оса­ды Пско­ва Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем для обод­ре­ния за­щит­ни­ков го­ро­да при­но­си­лась в их ря­ды из со­бо­ра Свя­той Тро­и­цы ико­на, изо­бра­жа­ю­щая бла­го­вер­но­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла, и во­оду­шев­лен­ные за­щит­ни­ки Пско­ва му­же­ствен­но от­би­ва­ли при­сту­пы поль­ско­го вой­ска.

☦️
Свя­ти­тель Иа­ков, епи­скоп Ро­стов­ский, по мест­но­му пре­да­нию, при­нял по­стриг в Ко­пыр­ском на ре­ке Ух­то­ме мо­на­сты­ре, в 80 ки­ло­мет­рах от Ро­сто­ва. Дол­гое вре­мя он был игу­ме­ном это­го мо­на­сты­ря, а в 1385 го­ду по­став­лен епи­ско­пом Ро­стов­ским при мит­ро­по­ли­те Пи­мене и ве­ли­ком кня­зе Ди­мит­рии Дон­ском.
За­щи­щая осуж­ден­ную на казнь жен­щи­ну, свя­ти­тель, сле­дуя при­ме­ру Спа­си­те­ля, ве­лел бро­сить в нее пер­вому ка­мень то­му, кто счи­та­ет се­бя без­греш­ным, и от­пра­вил жен­щи­ну на по­ка­я­ние. Князь и ро­стов­ские бо­яре, недо­воль­ные епи­скоп­ским су­дом, из­гна­ли свя­то­го Иа­ко­ва из Ро­сто­ва. Вый­дя из го­ро­да, свя­ти­тель по­до­шел к озе­ру Неро, разо­стлал на во­де свою свя­ти­тель­скую ман­тию, и, осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, по­плыл на ней, как в лод­ке, управ­ля­е­мый бла­го­да­тью Бо­жи­ей. Уда­лив­шись от го­ро­да вер­сты на пол­то­ры, свя­ти­тель Иа­ков вы­шел на бе­рег у ме­ста бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря. Князь и на­род, рас­ка­яв­шись, про­си­ли про­ще­ния у свя­ти­те­ля. Крот­кий епи­скоп про­стил их, но об­рат­но не вер­нул­ся.
На бе­ре­гу озе­ра Неро он по­ста­вил се­бе кел­лию и по­стро­ил неболь­шую цер­ковь в честь За­ча­тия пра­вед­ной Ан­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­ло­жив на­ча­ло За­ча­тьев­ско­му Иа­ко­влев­ско­му мо­на­сты­рю. Скон­чал­ся свя­ти­тель Иа­ков здесь же 27 но­яб­ря 1392 го­да.
Рас­про­стра­не­но мне­ние, что свя­ти­тель Иа­ков бо­рол­ся с ико­но­бор­че­ской ере­сью неко­е­го Мар­ки­а­на, по­явив­шей­ся в Ро­сто­ве в кон­це XIV ве­ка. Древ­нее жи­тие свя­ти­те­ля не со­хра­ни­лось. Но­вей­шие агио­гра­фы ста­ли брать све­де­ния из служ­бы свя­ти­те­лю Иа­ко­ву Ро­стов­ско­му. Од­на­ко служ­ба, со­хра­нив­ша­я­ся в спис­ках XVI–XVII вв., бы­ла со­став­ле­на пу­тем за­им­ство­ва­ний из служ­бы на 6 фев­ра­ля свя­ти­те­лю Ву­ко­лу († ок. 100), ко­то­рый бо­рол­ся с ере­ти­ком I ве­ка Мар­ки­а­ном, и из служ­бы свя­ти­те­лю Сте­фа­ну Су­рож­ско­му (VIII; па­мять 15 де­каб­ря), ко­то­рый про­ти­во­стал им­пе­ра­то­ру Кон­стан­ти­ну Ко­про­ни­му (741–775).

☦️
В ми­ру Ан­дрей Ильич Ого­род­ни­ков, ро­дил­ся 17 июля 1763 го­да в Сим­бир­ске, в се­мье ме­щан, с 7 лет стал юрод­ство­вать, взял на се­бя по­двиг пост­ни­че­ства (в пи­щу в про­дол­же­ние всей жиз­ни он упо­треб­лял лишь хлеб и раз­ва­рен­ные су­хие яго­ды, а по празд­ни­кам – чай с мё­дом) и по­двиг мол­ча­ния («раз­го­ва­ри­вал» при по­мо­щи же­стов и от­дель­ных зву­ков, хо­тя не был ли­шён да­ра ре­чи).
Ра­но оси­ро­тел, до 1813 г. жил у бра­та, а по­сле его смер­ти – у ов­до­вев­шей сест­ры, по­ки­нув­шей ра­ди него мо­на­стырь. По­ме­щи­ца Е.А. Миль­гу­но­ва вы­стро­и­ла для св. Ан­дрея дом и на­зна­чи­ла ему по­жиз­нен­ное со­дер­жа­ние в раз­ме­ре 60 р. в год.
Всю свою жизнь Ан­дрей был при­хо­жа­ни­ном Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра, где еже­не­дель­но при­об­щал­ся Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых. К это­му хра­му бла­жен­ный от­но­сил­ся с осо­бым уми­ле­ни­ем: мог всю ночь (да­же зим­нюю) мо­лить­ся, стоя под сте­на­ми со­бо­ра или на его ко­ло­кольне, а ино­гда его ви­де­ли да­же пол­за­ю­щим воз­ле огра­ды хра­ма и це­лу­ю­щим ни­зень­кие ее стол­би­ки.
Всю ми­ло­сты­ню, ко­то­рую по­лу­чал, бла­жен­ный раз­да­вал ни­щим, был очень кро­ток, укро­щал свою плоть, пе­ре­дви­га­ясь толь­ко бе­гом, а ес­ли и сто­ял на ме­сте, то рас­ка­чи­вал­ся по­доб­но ма­ят­ни­ку. Спал он все­гда очень ма­ло, на дос­ках или го­лом по­лу, ни­че­го не под­кла­ды­вая под го­ло­ву.
Бла­жен­ный об­ла­дал да­ром про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ния, усми­рял бес­но­ва­тых. Жи­те­лям Сим­бир­ска, при­хо­див­шим в Са­ров, прп. Се­ра­фим Са­ров­ский го­во­рил: «За­чем это ко мне, убо­го­му, вы тру­ди­тесь при­хо­дить? У вас луч­ше ме­ня есть, Ан­дрей ваш Ильич».
Неко­то­рые по­ступ­ки бла­жен­но­го ка­за­лись окру­жа­ю­щим стран­ны­ми и без­рас­суд­ны­ми, но все­гда при­во­ди­ли к бла­гу. На­при­мер, вы­та­щив кляп из бо­чон­ка с мас­лом в лав­ке тор­гов­ца, Ан­дрей со­хра­нил лю­дей от смер­тель­ной опас­но­сти, так как в опу­стев­шем бо­чон­ке на­шли мерт­вую змею. В дру­гой раз, вбе­жав в дом од­ной ме­щан­ки, бла­жен­ный вы­хва­тил из печ­ки рас­ка­лен­ный чу­гу­нок со ща­ми и, раз­бив его, убе­жал. На дне раз­би­то­го со­су­да об­на­ру­жи­ли огром­но­го па­у­ка. Ча­сто бла­жен­ный хва­тал ру­ка­ми рас­ка­лен­ный ме­талл, це­ло­вал ки­пя­щий са­мо­вар, неред­ко об­ли­ва­ясь при этом ки­пят­ком, но всё это не при­чи­ня­ло ему ни ма­лей­ше­го вре­да.
Свя­той Ан­дрей сми­рен­но и крот­ко пе­ре­но­сил все по­но­ше­ния, из­де­ва­тель­ства, а то и по­бои: сто­ял, по­ту­пя взор и опу­стив го­ло­ву. Это вы­зы­ва­ло рас­те­рян­ность обид­чи­ков, а ино­гда и вра­зум­ле­ние о по­дви­ге бла­жен­но­го.
Скон­чал­ся 27 но­яб­ря 1841 го­да в Сим­бир­ске, был по­хо­ро­нен при огром­ном сте­че­нии на­ро­да в Сим­бир­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. По сви­де­тель­ству оче­вид­цев, от те­ла по­движ­ни­ка ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние. На мо­ги­ле бла­жен­но­го на на­род­ные по­жерт­во­ва­ния бы­ла воз­ве­де­на ве­ли­че­ствен­ная чу­гун­ная ча­сов­ня с зо­ло­че­ны­ми ма­ков­ка­ми. Ее раз­ру­ши­ли в 1930-е го­ды…
В 1991 го­ду во вре­мя ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок на клад­би­ще быв­ше­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря бы­ла об­на­ру­же­на осквер­нен­ная мо­ги­ла блж. Ан­дрея. В том же го­ду бы­ли по­лу­че­ны пер­вые све­де­ния о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и по­мо­щи на мо­ги­ле бла­жен­но­го, под­го­тов­ле­на ис­то­ри­че­ская справ­ка в ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции при Свя­щен­ном Си­но­де.
В 1995 го­ду ря­дом с мо­ги­лой воз­во­дит­ся ча­сов­ня, в фев­ра­ле к рас­смот­ре­нию при­ня­то два то­ма ма­те­ри­а­лов, со­бран­ных о по­движ­ни­ке.
3 июня 1998 г. бы­ли об­ре­те­ны мо­щи бла­жен­но­го Ан­дрея и со­сто­я­лась его ка­но­ни­за­ция как мест­но­чти­мо­го свя­то­го.

☦️
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле Ры­ко­во Пе­ре­слав­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ар­се­ния Еме­лья­но­ва. Окон­чил сель­скую шко­лу и пе­ре­ехал в Моск­ву, устро­ив­шись ра­бо­тать слу­жа­щим в од­ном из учре­жде­ний. В Москве он по­се­лил­ся на Дон­ской ули­це, в квар­ти­ре, в ко­то­рой впо­след­ствии стал жить Алек­сей Пет­ро­вич Гаврин, и так же, как и он, Иван Ар­се­нье­вич был при­хо­жа­ни­ном хра­ма Ри­зо­по­ло­же­ния на Дон­ской ули­це. Вме­сте с ним в квар­ти­ре жи­ли его брат и сест­ра. Все они бы­ли од­но­го хри­сти­ан­ско­го ду­ха, и вско­ре их жи­тель­ство ста­ло по­доб­но жиз­ни мо­на­ше­ской об­щи­ны, в осо­бен­но­сти по­сле на­ча­ла го­не­ний на Цер­ковь, ко­гда бы­ли уни­что­же­ны мо­на­сты­ри и мо­на­хи ста­ли се­лить­ся в част­ных квар­ти­рах и до­мах. В ком­на­те Ива­на Еме­лья­но­ва Алек­сий Гаврин был по­стри­жен в мо­на­ше­ство, что бы­ло впо­след­ствии по­став­ле­но вла­стя­ми в ви­ну хо­зя­и­ну квар­ти­ры. Спу­стя де­сять дней по­сле аре­ста мо­на­ха Алек­сия, 2 но­яб­ря 1937 го­да, был аре­сто­ван и Иван Ар­се­нье­вич и за­тем за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил его:
– Кто и в ка­ких це­лях по­се­щал на квар­ти­ре Алек­сея Гаври­на?
– Алек­сея Пет­ро­ви­ча Гаври­на на квар­ти­ре по­се­ща­ли очень мно­гие. По­се­щал его свя­щен­ник Алек­сандр Хо­то­виц­кий и мно­гие дру­гие из бли­жай­ших се­ле­ний, ко­то­рые к Гаври­ну об­ра­ща­лись за раз­лич­ны­ми со­ве­та­ми и за ме­ди­цин­ской по­мо­щью. В про­шлом он был ве­те­ри­нар­ным фельд­ше­ром, и в си­лу это­го к нему об­ра­ща­лись кре­стьяне, ко­гда у них бо­лел скот. Кро­ме то­го, он ле­чил и лю­дей.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что Гаврин об­ра­щав­ших­ся к нему за со­ве­та­ми об­ра­ба­ты­вал в ан­ти­со­вет­ском ду­хе. Вы под­твер­жда­е­те это?
– Нет, я это не под­твер­ждаю, – от­ве­тил Иван Ар­се­нье­вич, а за­тем, под­пи­сы­ва­ясь под от­ве­том, чтобы уже не бы­ло ни­ка­ких со­мне­ний, вы­вел боль­ши­ми бук­ва­ми «НЕТ».
– Гаврин в ва­шем при­сут­ствии про­из­во­дил при­ем сво­их по­чи­та­те­лей? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Да, ино­гда про­во­дил при­ем и в мо­ем при­сут­ствии.
– Сле­до­ва­тель­но, вы бы­ли оче­вид­цем этих при­е­мов?
– Да, я был оче­вид­цем та­ких при­е­мов.
– Гаврин раз­го­вор со сво­и­ми по­чи­та­те­ля­ми вел в ва­шем при­сут­ствии или же он про­сил вас уда­лить­ся?
– Алек­сей Пет­ро­вич Гаврин ме­ня не стес­нял­ся и бе­се­ды со сво­и­ми по­чи­та­те­ля­ми про­во­дил в мо­ем при­сут­ствии, и я был сви­де­те­лем его бе­сед с по­се­ти­те­ля­ми.
– Вос­про­из­ве­ди­те ха­рак­тер этих бе­сед.
– В боль­шин­стве слу­ча­ев Алек­сей Пет­ро­вич Гаврин с по­се­ти­те­ля­ми про­во­дил бе­се­ды на ре­ли­ги­оз­ные те­мы. По­дроб­но­сти его бе­сед я вос­про­из­ве­сти не мо­гу.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы яв­ля­е­тесь од­ним из ак­тив­ных по­чи­та­те­лей умер­ше­го афон­ско­го мо­на­ха Ари­сто­к­лия и сре­ди окру­жа­ю­щих про­слав­ля­е­те его как «свя­то­го». Вы под­твер­жда­е­те это?
– Да, я не от­ри­цаю, что яв­ля­юсь по­чи­та­те­лем умер­ше­го афон­ско­го мо­на­ха Ари­сто­к­лия и несколь­ко раз по­се­щал его мо­ги­лу вме­сте с Алек­се­ем Гаври­ным, ко­то­рый про­слав­ля­ет его как свя­то­го стар­ца.
– Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти?
– От­но­ше­ние мое к со­вет­ской вла­сти ло­яль­ное.
– По ва­шим сло­вам, вы ло­яль­но на­стро­е­ны к со­вет­ской вла­сти. В то же вре­мя вы рас­про­стра­ня­е­те контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся го­не­нии на ре­ли­гию. Как вы рас­це­ни­ва­е­те ва­ши дей­ствия?
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ных слу­хов я не рас­про­стра­нял. Я че­ло­век ве­ру­ю­щий; в со­от­вет­ствии со сво­и­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми ве­рю, что уста­нов­ле­ние вла­стей от че­ло­ве­ка не за­ви­сит. А по­это­му мое от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти без­раз­лич­ное. Для ме­ня без­раз­лич­но, ка­кая власть бу­дет. Бы­ла власть ца­ря – я под­чи­нял­ся ей и счи­тал, что она уста­нов­ле­на Бо­гом, сей­час со­вет­ская власть – я ей под­чи­ня­юсь, а ес­ли зав­тра бу­дет еще ка­кая-ни­будь дру­гая власть – и ей дол­жен под­чи­нить­ся. Че­ло­век не мо­жет укре­пить су­ще­ству­ю­щую власть, она бу­дет су­ще­ство­вать столь­ко, сколь­ко ей по­ло­же­но.
– Сре­ди окру­жа­ю­щих вы за­яв­ля­ли, что со­вет­ская власть – есть власть ан­ти­хри­ста. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Не от­ри­цаю. Дей­стви­тель­но, я счи­таю, что со­вет­ская власть – есть власть ан­ти­хри­ста и по­сла­на на­ро­ду в на­ка­за­ние.
– Вы раз­де­ля­е­те ми­ро­воз­зре­ние со­вет­ской вла­сти о на­силь­ствен­ном свер­же­нии гос­под­ства экс­плу­а­та­то­ров и за­хва­те вла­сти в ру­ки на­ро­да?
– Я, как ве­ру­ю­щий, счи­таю, что, преж­де все­го, все лю­ди бра­тья и я не дол­жен ни­ко­му де­лать зла и ли­шать его тех до­сто­я­ний, ко­то­ры­ми он вла­де­ет. В си­лу это­го я не раз­де­ляю ми­ро­воз­зре­ния со­вет­ской вла­сти о на­силь­ствен­ном за­хва­те вла­сти. Я про­тив вся­ко­го на­си­лия. Я сто­рон­ник мир­но­го пе­ре­устрой­ства об­ще­ства и мир­но­го со­дру­же­ско­го со­труд­ни­че­ства всех ка­те­го­рий лю­дей, что со­вет­ская власть от­ри­ца­ет, чем вно­сит враж­ду сре­ди лю­дей.
21 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Иван Ар­се­нье­вич был об­ви­нен в том, что «яв­ля­ет­ся ак­тив­ным участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки, в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях про­слав­лял мо­ги­лу умер­ше­го иеро­мо­на­ха Ари­сто­к­лия, ор­га­ни­зо­вы­вал на нее па­лом­ни­че­ства, свою квар­ти­ру предо­став­лял для со­вер­ше­ния тай­ных по­стри­же­ний в мо­на­ше­ство». 23 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Иван Ар­се­нье­вич Еме­лья­нов был рас­стре­лян 10 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Жития
Писание