⏳ 2019.12.08 (вс)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 25я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 8й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
8 декабря (25 ноября)
• Рождественский пост
• сщмч. Климента, папы Римского (101)
• сщмч. Петра I Александрийского (311)
• прп. Петра Галатийского, Молчальника (ок. 429)
• прмц. Магдалины (Забелиной) (1931)
• сщмчч. Серафима (Остроумова), Григория (Воинова), Иоанна (Владимирского), Василия (Парийского), Космы (Коротких), Иоанна (Тарасова), Симеона (Афонькина), Илариона (Соловьева), Ярослава (Савицкого), Александра (Вершинского), Иоанна (Янушева), Виктора (Смирнова), Андрея (Шершнева), Варлаама (Попова), мчч. Павла (Кузовкова) (1937), Николая (Копнинского) (1938)


☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент – апо­стол от 70-ти, чет­вер­тый епи­скоп (па­па) Ри­ма ро­дил­ся в очень знат­ной се­мье, со­сто­яв­шей в род­стве с им­пе­ра­тор­ской фа­ми­ли­ей. Бу­дучи раз­лу­чен в мла­ден­че­стве с ро­ди­те­ля­ми и бра­тья­ми, он вы­рос сре­ди чу­жих лю­дей. Как и все знат­ные рим­ские юно­ши, Кли­мент по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, но свет­ские на­у­ки его не увле­ка­ли. Ед­ва став со­вер­шен­но­лет­ним, он по­ки­да­ет Рим. В Свя­тую Зем­лю, в Па­ле­сти­ну, где жил и стра­дал Хри­стос и про­по­ве­ду­ют его апо­сто­лы – вот ку­да вле­чет юно­го Кли­мен­та.
При­е­хав в Алек­сан­дрию, он слу­ша­ет про­по­ве­ди уче­но­го бла­го­вест­ни­ка Вар­на­вы и ста­но­вит­ся го­ря­чим при­вер­жен­цем но­во­го уче­ния. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни Кли­мент в сво­их стран­ство­ва­ни­ях встре­ча­ет апо­сто­ла Пет­ра, при­ни­ма­ет от него Свя­тое Кре­ще­ние, ста­но­вит­ся од­ним из его бли­жай­ших уче­ни­ков (Флп.4:3). Еван­гель­ская про­по­ведь по­мог­ла Кли­мен­ту чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­сти свою се­мью, ко­то­рую он счи­тал по­гиб­шей: сре­ди уче­ни­ков пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла ока­зы­ва­ют­ся два его бра­та-близ­не­ца, чуть поз­же он на­хо­дит ро­ди­те­лей. На­до ли го­во­рить, что вся се­мья по­сле это­го при­ня­ла хри­сти­ан­ство и ста­ла про­по­ве­до­вать спа­си­тель­ное уче­ние.
Неза­дол­го до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны апо­стол Петр ру­ко­по­ла­га­ет Кли­мен­та во епи­ско­па. По­сле смер­ти св. Пет­ра, св. Ли­на и св. Ана­кле­та, с 92 по 101 год Рим­ским епи­ско­пом яв­ля­ет­ся апо­стол Кли­мент. Доб­ро­де­тель­ная жизнь и свя­ти­тель­ский по­двиг Кли­мен­та яв­ля­ли бла­го­твор­ный при­мер для гор­дых рим­ских граж­дан, мно­гие из ко­то­рых ста­ли по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста. Жи­тие сщ­мч. со­хра­ни­ло нам при­мер то­го, как од­на­жды на празд­ник Пас­хи по­сле про­по­ве­ди апо­сто­ла кре­сти­лось сра­зу 424 че­ло­ве­ка, сре­ди ко­то­рых бы­ли пред­ста­ви­те­ли всех рим­ских со­сло­вий – от ра­бов до чле­нов им­пе­ра­тор­ской се­мьи.
Обес­по­ко­ен­ные успе­ха­ми хри­сти­ан­ско­го иерар­ха, языч­ни­ки до­нес­ли о нем им­пе­ра­то­ру Тра­я­ну, об­ви­нив свя­ти­те­ля в неува­же­нии к рим­ским бо­гам. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор ве­лит из­гнать Кли­мен­та из сто­ли­цы, при­го­во­рив его к ссыл­ке. Мно­гие из уче­ни­ков апо­сто­ла по­сле­до­ва­ли за ним в Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни, на­хо­дя­щи­е­ся неда­ле­ко от Хер­со­не­са Та­ври­че­ско­го, пред­по­чи­тая доб­ро­воль­ную ссыл­ку раз­лу­ке с ду­хов­ным от­цом.
Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни бы­ли тра­ди­ци­он­ным ме­стом ссыл­ки хри­сти­ан. Нелег­кая жизнь по­движ­ни­ков бы­ла осо­бен­но тя­же­ла из-за от­сут­ствия пи­тье­вой во­ды. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Кли­мен­та Ан­гел Гос­по­день, явив­ший­ся в ви­де Агн­ца, ука­зы­ва­ет ме­сто ис­точ­ни­ка. Это чу­до при­влек­ло к свя­ти­те­лю Кли­мен­ту мно­же­ство лю­дей. Слу­шая рев­ност­но­го про­по­вед­ни­ка, сот­ни языч­ни­ков об­ра­ща­лись ко Хри­сту. Каж­дый день кре­сти­лось по пять­сот и бо­лее че­ло­век. Там же, в ка­ме­но­лом­нях, был вы­руб­лен храм, в ко­то­ром он про­по­ве­до­вал. В 101 го­ду свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент был умерщ­влен по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра; его уто­пи­ли, бро­сив в мо­ре с гру­зом на шее. Кли­мент про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, че­ре­да ко­то­рых не пре­кра­ти­лась и по­сле его кон­чи­ны. По мо­лит­вам его вер­ных уче­ни­ков – Кор­ни­лия и Фивы и все­го хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния Хер­со­не­са мо­ре ото­шло, и они на­шли на дне, в неру­ко­твор­ной «Ан­гель­ской» церк­ви нетлен­ное те­ло сво­е­го учи­те­ля. По­сле это­го каж­дый год в день му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Кли­мен­та мо­ре от­сту­па­ло и в те­че­ние се­ми дней лю­ди мо­ли­лись у мо­щей пра­вед­ни­ка.
Так бы­ло до на­ча­ла IX ве­ка. В это вре­мя мо­щи ста­ли недо­ступ­ны, мо­ре не от­сту­па­ло. В на­ча­ле 60-х го­дов IX ве­ка мо­щи чу­дес­ным об­ра­зом по­яви­лись на по­верх­но­сти мо­ря, это­му пред­ше­ство­ва­ла со­бор­ная мо­лит­ва Хер­со­нес­ско­го ду­хо­вен­ства и при­шед­ших в го­род уче­ных про­по­вед­ни­ков – Кон­стан­ти­на-фило­со­фа и его бра­та Ме­фо­дия. Кон­стан­тин-фило­соф счи­тал, что сщ­мч. Кли­мент по­кро­ви­тель­ству­ет его мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти и де­лу про­све­ще­ния сла­вян­ских на­ро­дов. Как по­ка­за­ло вре­мя, это дей­стви­тель­но бы­ло так. Ко­гда через несколь­ко лет бра­тья при­нес­ли к пап­ско­му пре­сто­лу пе­ре­ве­ден­ные на сла­вян­ский язык и на­пи­сан­ные сла­вян­ски­ми пись­ме­на­ми бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, на­встре­чу им вы­шел сам па­па Адри­ан, узнав о том, что они при­нес­ли в Рим мо­щи их свя­то­го со­оте­че­ствен­ни­ка – апо­сто­ла Кли­мен­та. Во мно­гом бла­го­да­ря при­не­сен­ным мо­щам мис­сия мо­рав­ских бра­тьев за­кон­чи­лась удач­но: сла­вян­ские кни­ги бы­ли освя­ще­ны па­пой, и в свя­том го­ро­де впер­вые на бо­го­слу­же­нии на­ря­ду с ла­ты­нью за­зву­ча­ла сла­вян­ская мо­лит­ва. Это бы­ло рав­но­силь­но чу­ду! В За­пад­ной церк­ви в ту по­ру бы­ла рас­про­стра­не­на так на­зы­ва­е­мая «трехъ­языч­ная» ересь, ко­гда толь­ко три язы­ка счи­та­лись бо­го­слу­жеб­ны­ми: древ­не­ев­рей­ский, гре­че­ский и ла­тынь. Кон­стан­тин, при­дя в Рим, по­стриг­ся в мо­на­хи, при­няв имя Ки­рилл, и вско­ре умер. Па­мя­туя о за­слу­гах про­све­ти­те­ля пе­ред пре­сто­лом св. Пет­ра, его по на­сто­я­нию па­пы Адри­а­на хо­ро­нят в церк­ви св. Кли­мен­та.
Кре­стив­шись в Хер­со­не­се, князь Вла­ди­мир Свя­той пе­ре­но­сит часть мо­щей сщ­мч. Кли­мен­та (главу) и мо­щи св. Фивы, его уче­ни­ка, с со­бой в Ки­ев, по­ло­жив их в Де­ся­тин­ной церк­ви в при­де­ле во имя сщ­мч. Кли­мен­та. Та­ким об­ра­зом, мо­щи сщ­мч. Кли­мен­та бы­ли пер­вой хри­сти­ан­ской свя­ты­ней, по­явив­шей­ся на Ру­си. Этим-то и бы­ла вы­зва­на его ис­клю­чи­тель­ная по­пуляр­ность на рус­ской зем­ле.
С на­ча­лом про­цес­са ка­но­ни­за­ции соб­ствен­но рус­ских свя­тых си­ту­а­ция из­ме­ни­лась: наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми ста­но­вят­ся рус­ские по­движ­ни­ки и му­че­ни­ки.
По­сле за­кры­тия в 1935 го­ду Кли­мен­тов­ско­го хра­ма там раз­ме­щен фили­ал Рос­сий­ской го­судар­ствен­ной биб­лио­те­ки, что, на­вер­ное, то­же мож­но счи­тать не слу­чай­ным сов­па­де­ни­ем. По­кро­ви­тель­ству­ю­щий сла­вян­ской книж­но­сти Кли­мент со­хра­нил под сво­да­ми сво­е­го хра­ма цер­ков­ные кни­ги из мо­на­стыр­ских и част­ных со­бра­ний. Го­ды ли­хо­ле­тья не на­нес­ли су­ще­ствен­но­го вре­да зда­нию хра­ма и ико­но­ста­сам, со­хра­нен­ным за­бо­та­ми со­труд­ни­ков биб­лио­те­ки.

Послания к коринфянам священномученика Климента Римского:
https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/

☦️
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Петр, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся и вы­рос в Алек­сан­дрии. Был вы­со­ко­об­ра­зо­ван, за­ни­мал долж­ность на­чаль­ни­ка Алек­сан­дрий­ской шко­лы. В 300 го­ду он всту­пил в управ­ле­ние Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью, став пре­ем­ни­ком сво­е­го учи­те­ля и ду­хов­но­го на­став­ни­ка, бла­жен­но­го епи­ско­па Фе­о­ны.
Из­гнан­ный из го­ро­да во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане, свя­той Петр, по­бы­вав во мно­гих об­ла­стях им­пе­рии, вновь вер­нул­ся в свой род­ной го­род, чтобы в это опас­ное вре­мя сно­ва лич­но воз­гла­вить Алек­сан­дрий­скую Цер­ковь. Свя­ти­тель тай­но по­се­щал за­клю­чен­ных в тем­ни­це хри­сти­ан, под­дер­жи­вая в них твер­дость в ве­ре, по­мо­гал вдо­вам и си­ро­там, про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие, непре­стан­но мо­лил­ся и со­вер­шал Бо­го­слу­же­ния. И Гос­подь хра­нил его от рук го­ни­те­лей.
В это смут­ное вре­мя на Цер­ковь Хри­сто­ву вос­стал учи­тель зло­че­стия Арий, от­ри­цав­ший Бо­же­ство Иису­са Хри­ста. Свя­той Петр вы­сту­пил про­тив него, про­клял ере­ти­ка и от­лу­чил его от Церк­ви. И да­же то­гда, ко­гда Арий через уче­ни­ков свя­ти­те­ля упра­ши­вал вла­ды­ку Пет­ра снять с него от­лу­че­ние, утвер­ждая, что он рас­ка­и­ва­ет­ся и от­ка­зы­ва­ет­ся от сво­е­го лже­уче­ния, свя­ти­тель, ру­ко­во­ди­мый Ду­хом Свя­тым, про­ви­дел лжи­вость и ко­вар­ство ари­е­ва от­ре­че­ния и за­ве­щал сво­ей пастве не ве­рить Арию и не при­ни­мать его в цер­ков­ное об­ще­ние.
Под муд­рым окорм­ле­ни­ем свя­то­го Пет­ра Алек­сан­дрий­ская Цер­ковь, несмот­ря на го­не­ния, креп­ла и умно­жа­лась. Но вот по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–311) свя­ти­тель был схва­чен и осуж­ден на смерт­ную казнь. Мно­же­ство лю­дей со­бра­лось у вхо­да в тем­ни­цу, вы­ра­жая свое него­до­ва­ние. Же­лая из­бе­жать на­род­но­го мя­те­жа и кро­во­про­ли­тия, свя­ти­тель на­пра­вил вла­стям пись­мо, в ко­то­ром пред­ла­гал разо­брать зад­нюю сте­ну тем­ни­цы с тем, чтобы его смог­ли тай­но от на­ро­да вы­ве­сти на казнь. Тем­ной но­чью свя­той Петр cам вы­шел на­встре­чу па­ла­чам, ко­то­рые вы­ве­ли его за го­род­ские сте­ны и обез­гла­ви­ли на том же са­мом ме­сте, где неко­гда был каз­нен свя­той апо­стол Марк, а го­лос с неба, ко­то­рый слы­ша­ла од­на свя­тая де­ва в эту ночь, воз­ве­стил: «Петр – на­ча­ло апо­сто­лов, Петр – ко­нец алек­сан­дрий­ских му­че­ни­ков». Это про­изо­шло в 311 го­ду.
Утром, узнав о кон­чине сво­е­го епи­ско­па, тол­пы лю­дей на­пра­ви­лись к ме­сту каз­ни, взя­ли те­ло и го­ло­ву му­че­ни­ка, при­нес­ли в цер­ковь и, об­ла­чив в епи­скоп­ские одеж­ды, по­са­ди­ли на вре­мя от­пе­ва­ния на гор­нем ме­сте. При жиз­ни свя­той Петр са­дил­ся лишь на под­но­жие его, по­то­му что, по сло­вам свя­ти­те­ля, ви­дел Бо­же­ствен­ный свет, окру­жа­ю­щий гор­нее ме­сто, и не дер­зал по сми­ре­нию всхо­дить на него. Свя­той Петр, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, из­ве­стен и как глу­бо­кий бо­го­слов. Вы­держ­ки из его кни­ги «О Бо­же­стве» за­чи­ты­ва­лись на Ефес­ском и Хал­ки­дон­ском Со­бо­рах. Из его со­чи­не­ний наи­бо­лее из­вест­ны и вы­со­ко це­ни­мы Цер­ко­вью «Пра­ви­ла».

Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г. (из Канонических правил Православной Церкви):
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Aleksandrijskij/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-pravila-svjatogo-petra-aleksandrijskogo/

☦️
Совре­мен­ник и друг пре­по­доб­но­го Пет­ра бла­жен­ный Фе­о­до­рит, епи­скоп Кир­ский, со­об­ща­ет об этом ве­ли­ком по­движ­ни­ке сле­ду­ю­щие вы­со­ко на­зи­да­тель­ные све­де­ния.
Еще в юно­сти пре­по­доб­ный Петр вос­пы­лал рев­но­стью о Хри­сте и, оста­вив сво­их ро­ди­те­лей, под­ви­зал­ся в пу­стын­ном уеди­не­нии (в г. Га­ла­тии). За­тем он от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам Па­ле­сти­ны. Усла­див­шись ли­це­зре­ни­ем этих мест, он при­был в Ан­тио­хию, ко­то­рая в то вре­мя (это бы­ло во вто­рой чет­вер­ти IV ве­ка) про­цве­та­ла ис­тин­ным бла­го­че­сти­ем. Петр спо­до­бил­ся от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ния, так что, по рас­ска­зу бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, да­же его одеж­да дей­ство­ва­ла чу­до­дей­ствен­но, по­доб­но одеж­дам апо­сто­ла Пав­ла. Меж­ду про­чим он ис­це­лил от бо­лез­ни глаз и мать са­мо­го Фе­о­до­ри­та. Ис­то­рия это­го ис­це­ле­ния весь­ма на­зи­да­тель­на.
Услы­шав о чу­до­твор­ном да­ре пре­по­доб­но­го Пет­ра и же­лая по­лу­чить от него ис­це­ле­ние сво­ей неиз­ле­чи­мой бо­лез­ни, мать бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, то­гда еще мо­ло­дая, при­на­ря­див­шись, от­пра­ви­лась к Пет­ру. Пре­по­доб­ный, уви­дев­ши ее и про­зре­вая в ней бла­го­твор­ную поч­ву для на­став­ле­ния в ис­тин­ной ве­ре, ре­шил спер­ва ис­це­лить ее от при­стра­сти к на­ря­дам.
«Как жи­во­пи­сец, – ска­зал по­движ­ник, – пи­шу­щий кар­ти­ны не по пра­ви­лам сво­е­го ис­кус­ства, а так, как ему взду­ма­ет­ся, оскорб­ля­ет са­мое ис­кус­ство жи­во­пи­си, так и лю­ди, по­кры­ва­ю­щие свои ли­ца крас­кою, бе­лою или чер­ною, оскорб­ля­ют этим Твор­ца и Со­де­те­ля вся­че­ских, ибо через это они как бы об­ви­ня­ют Его в несо­вер­шен­стве Его тво­ре­ния, а от­сю­да и в бес­си­лии, то­гда как вся­ко­му из­вест­но, что Он об­ла­да­ет мо­гу­ще­ством, рав­ным хо­те­нию. «Все, что вос­хо­тел Гос­подь, то со­тво­рил» (Пс.134), дав всем все по­лез­ное и не дав толь­ко вред­но­го. Не ис­ка­жай же об­ра­за, со­здан­но­го Бо­гом, не вы­ду­мы­вай под­дель­ной кра­со­ты, ко­то­рая рас­тле­ва­ет це­ло­муд­рен­ных!»
Сло­ва пре­по­доб­но­го упа­ли на бла­го­дат­ную поч­ву и про­из­рас­ти­ли доб­рый плод: мо­ло­дая жен­щи­на па­ла к но­гам по­движ­ни­ка и умо­ля­ла его по­мо­лить­ся о ней и ис­це­лить ее. Пре­по­доб­ный Петр от­вет­ство­вал: «Ес­ли име­ешь твер­дую веру в по­мощь Бо­жию, то по­лу­чишь ис­це­ле­ние сво­ей бо­лез­ни; ибо Бог все­гда го­тов ис­пол­нить про­ше­ние ве­ру­ю­щей ду­ши».
За­тем он по­ло­жил ру­ку свою на боль­ной глаз и, со­тво­рив зна­ме­ние кре­ста, ис­це­лил бо­лезнь. Мно­го и дру­гих ве­ли­ких дел со­тво­рил пре­по­доб­ный Петр, так что бла­жен­ный Фе­о­до­рит вос­кли­ца­ет: «Кто из­ме­рит кап­ли его по­та? Ка­кое сло­во мог­ло бы пе­ре­дать, сколь­ко он по­се­ял се­мян и сколь­ко он со­брал пло­дов? Как об­шир­но мо­ре его доб­ро­де­те­лей!»
Пре­по­доб­ный Петр скон­чал­ся око­ло 429 г., бу­дучи 99-ти лет от ро­ду.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Маг­да­ли­на ро­ди­лась в 1863 го­ду в го­ро­де Ор­ле в се­мье ра­бо­че­го Сер­гея За­бе­ли­на и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ма­ри­ей. В 1876 го­ду, ко­гда ей ис­пол­ни­лось три­на­дцать лет, она по­се­ли­лась в се­ле По­сош­ки Кром­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии. В этом го­ду ку­пец То­ро­пов ор­га­ни­зо­вал здесь бо­га­дель­ню, ко­то­рая за­тем бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Иоан­но-Пред­те­чен­скую об­щи­ну во гла­ве с на­сто­я­тель­ни­цей. Здесь Ма­рия окон­чи­ла шко­лу и оста­лась при об­щине по­слуш­ни­цей. По при­ня­тии ино­че­ства она бы­ла на­ре­че­на Маг­да­ли­ной.
По­сле на­ча­ла го­не­ний от без­бож­ных вла­стей, ино­ки­ня Маг­да­ли­на пе­ре­еха­ла в Тро­и­це-Оди­гит­ри­ев­скую Зо­си­мо­ву пу­стынь в Мос­ков­ской гу­бер­нии, ко­то­рая в 1920 го­ду бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в сель­ско­хо­зяй­ствен­ную ар­тель, но со­хра­ни­ла мо­на­стыр­ский устав.
В 1929 го­ду пу­стынь бы­ла окон­ча­тель­но вла­стя­ми за­кры­та, и ее на­сель­ни­цы рас­се­ли­лись по бли­жай­шим к оби­те­ли се­лам и де­рев­ням. Ино­ки­ня Маг­да­ли­на по­се­ли­лась вме­сте с несколь­ки­ми по­слуш­ни­ца­ми в де­ревне Но­вин­ской На­ро-Фо­мин­ско­го рай­о­на. Они за­ра­ба­ты­ва­ли на жизнь ру­ко­де­ли­ем, чи­та­ли по по­кой­ни­кам Псал­тирь, по­мо­га­ли свя­щен­ни­ку в слу­же­нии мо­леб­нов и па­ни­хид.
В 1931 го­ду вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние об аре­сте всех из­гнан­ных из оби­те­лей мо­на­ше­ству­ю­щих, и 22 мая 1931 го­да ино­ки­ня Маг­да­ли­на бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в тюрь­му при На­ро-Фо­мин­ском рай­ис­пол­ко­ме. Через день со­сто­ял­ся ее до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил Маг­да­ли­ну, ка­ких она при­дер­жи­ва­ет­ся по­ли­ти­че­ских и пар­тий­ных убеж­де­ний. Та от­ве­ти­ла, что к по­ли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям и пар­ти­ям без­раз­лич­на, хо­тя они и «ме­ша­ют в жиз­ни».
От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, она ска­за­ла: «Пи­та­лась сво­им тру­дом, за­ни­ма­ясь ру­ко­де­ли­ем, и по­мо­га­ла кре­стья­нам. Хо­дить, ни­ку­да не хо­ди­ла… аги­та­ции про­тив кол­хо­за не ве­ла».
Все аре­сто­ван­ные на­сель­ни­цы бы­ли об­ви­не­ны в том, что буд­то бы они ве­ли аги­та­цию про­тив кол­хо­зов, а так­же, ко­гда у мест­но­го свя­щен­ни­ка за неупла­ту на­ло­гов ото­бра­ли ко­ро­ву и ло­шадь, под­го­во­ри­ли кре­стья­нок ид­ти в сель­со­вет и про­сить вер­нуть ко­ро­ву свя­щен­ни­ку.
Рас­сле­до­ва­ние бы­ло недол­гим – 29 мая 1931 го­да трой­ка при ПП ОГПУ Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла ино­ки­ню Маг­да­ли­ну и дру­гих на­сель­ниц оби­те­ли к пя­ти го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан с рас­по­ря­же­ни­ем от­пра­вить их к ме­сту ссыл­ки тю­рем­ным эта­пом. Не вы­дер­жав му­чи­тель­но длин­ной до­ро­ги и тя­же­лых ли­ше­ний эта­па, ино­ки­ня Маг­да­ли­на 8 де­каб­ря 1931 го­да скон­ча­лась и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (в ми­ру Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич Ост­ро­умов) ро­дил­ся в 1880 го­ду в Москве в се­мье пса­лом­щи­ка. Он за­кон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию и остал­ся в ней про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том. В 1904 го­ду Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим. Мо­ло­дой мо­нах от­пра­вил­ся в Оп­ти­ну Пу­стынь, где нес раз­ные по­слу­ша­ния: сна­ча­ла ра­бо­тал на кухне, а по­том ис­пол­нял обя­зан­но­сти ка­но­нар­ха. По­сле мо­на­стыр­ско­го ис­пы­та­ния он вер­нул­ся к пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти в Москве.
В 1905 го­ду мо­ло­дой пре­по­да­ва­тель Мос­ков­ской Ака­де­мии по­се­тил Холм­щи­ну, по­зна­ко­мил­ся со свое­об­ра­зи­ем ее ре­ли­ги­оз­но-на­цио­наль­ной жиз­ни и ис­кренне по­лю­бил ее. В ре­зуль­та­те он без ко­ле­ба­ний оста­вил Ака­де­мию и от­дал се­бя на слу­же­ние в этом крае, спер­ва в по­ло­же­нии про­сто­го мо­на­ха са­мой бед­ной оби­те­ли – Яб­ло­чин­ско­го Свя­то-Онуф­ри­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря.
Ко­гда иеро­мо­нах Се­ра­фим по­сту­пил в этот мо­на­стырь, он был в со­сто­я­нии та­ко­го упад­ка, что его да­же хо­те­ли за­крыть. У мо­на­сты­ря бы­ли боль­шие дол­ги, и не бы­ло средств не толь­ко на их по­кры­тие, но и на осу­ществ­ле­ние цер­ков­ной де­я­тель­но­сти. В 1906 го­ду энер­гич­ный мос­ков­ский иеро­мо­нах за­нял пост на­мест­ни­ка оби­те­ли, и за несколь­ко лет он сде­лал ее од­ним из цен­тров ре­ли­ги­оз­но­го и куль­тур­но­го воз­рож­де­ния Холм­щи­ны. Отец Се­ра­фим при­влек в свой мо­на­стырь лю­дей с выс­шим бо­го­слов­ским и свет­ским об­ра­зо­ва­ни­ем, ор­га­ни­зо­вал шко­лу пса­лом­щи­ков, от­крыл цер­ков­но-учи­тель­ские кур­сы, и еще несколь­ко школ, в том чис­ле сель­ско­хо­зяй­ствен­ную. При мо­на­сты­ре был устро­ен скит с ве­ли­ко­леп­ным хра­мом. На де­ло устро­е­ния Яб­ло­чин­ско­го мо­на­сты­ря отец Се­ра­фим от­дал во­семь лет, оби­тель пре­вра­ти­лась в один из луч­ших мо­на­сты­рей, а ее на­сто­я­тель стал из­вест­ным цер­ков­ным де­я­те­лем. В 1908 го­ду он был удо­сто­ен са­на ар­хи­манд­ри­та.
В Холм­ской епар­хии ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был так­же бла­го­чин­ным всех мо­на­сты­рей, епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром, пред­се­да­те­лем Епар­хи­аль­но­го уче­но­го со­ве­та, ре­дак­то­ром епар­хи­аль­ных из­да­ний, и с 1914 го­да – рек­то­ром Холм­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. На­хо­дясь на всех этих по­стах ар­хи­манд­рит Се­ра­фим про­яв­лял ки­пу­чую де­я­тель­ность. Как рек­тор се­ми­на­рии он был доб­рым от­цом для уча­щих­ся, от­зы­вал­ся на все их нуж­ды. Бу­дучи ре­дак­то­ром цер­ков­ной пе­ча­ти – «Холм­ской цер­ков­ной жиз­ни» и «На­род­но­го лист­ка» – он сде­лал эти из­да­ния жи­вы­ми и ин­те­рес­ны­ми.
За год до ре­во­лю­ци­он­ных по­тря­се­ний отец Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Бель­ско­го, ви­ка­рия Холм­ской епар­хии. А в 1917 го­ду стал епи­ско­пом Ор­лов­ским.
Во вре­мя ра­бо­ты Свя­щен­но­го Со­бо­ра 1917-1918-го го­да вла­ды­ку Се­ра­фи­ма аре­сто­ва­ли и за­дер­жа­ли в Ор­ле. Ему за­пре­ти­ли пе­ре­пис­ку, епар­хи­аль­ное со­бра­ние бы­ло разо­гна­но че­ки­ста­ми, в ар­хи­ерей­ском до­ме про­из­ве­ден обыск.
В 1922 го­ду по ра­зо­рен­ной стране про­ка­ти­лась вол­на но­вых ре­прес­сий – огром­ное ко­ли­че­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей аре­сто­вы­ва­лось за «со­про­тив­ле­ние» изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей. Ор­лов­ско­го епи­ско­па так­же аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 7 го­дам за­клю­че­ния в стро­гой изо­ля­ции. От­си­дев в тюрь­ме по­чти 2 го­да, вла­ды­ка был от­пу­щен. В это вре­мя бо­го­бор­че­ская власть го­то­ви­ла но­вую бе­ду для Церк­ви: об­нов­лен­че­ство. Свя­щен­но­слу­жи­те­лей не про­сто аре­сто­вы­ва­ли, а ста­ра­лись скло­нить к со­труд­ни­че­ству с но­вой вла­стью, обе­щая пре­кра­тить го­не­ния.
Осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, вла­ды­ка Се­ра­фим был на­граж­ден са­ном ар­хи­епи­ско­па. Он на­чал ак­тив­ную борь­бу про­тив об­нов­лен­цев и в 1926 го­ду вновь под­верг­ся аре­сту. Слу­жить в Ор­ле ему боль­ше не поз­во­ли­ли, и свя­ти­тель был пе­ре­ве­ден на Смо­лен­скую ка­фед­ру.
Го­не­ния на Цер­ковь шли в со­вет­ской стране по­сто­ян­но, но бы­ли и пе­ри­о­ды уси­лен­но­го пре­сле­до­ва­ния. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Се­ра­фи­ма (Ост­ро­умо­ва) ни од­на вол­на го­не­ний не ми­но­ва­ла: он ис­по­вед­ни­че­ски по­стра­дал в свя­зи с со­про­тив­ле­ни­ем гра­бе­жу и осквер­не­нию хра­мов (так на­зы­ва­е­мым «изъ­я­ти­ем цер­ков­ных цен­но­стей»), за­тем в свя­зи с про­тив­ле­ни­ем об­нов­лен­че­ству, а в Смо­лен­ске он встре­тил но­вый пе­ри­од ре­прес­сий: 30-е го­ды, пе­ри­од «боль­шой чист­ки».
В 1936 го­ду ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим был аре­сто­ван по груп­по­во­му де­лу как «один из ру­ко­во­ди­те­лей контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков», его об­ви­ня­ли в том, что он «ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ную три­бу­ну в церк­вах для про­из­но­ше­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ных про­по­ве­дей, в ко­то­рых рас­про­стра­нял кле­ве­ту и пред­ска­зы­вал ско­рую ги­бель со­ввла­сти». Так­же в об­ви­не­нии го­во­ри­лось о вла­ды­ке, что он «сре­ди на­се­ле­ния вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и да­вал по­пам ука­за­ния для ве­де­ния ра­бо­ты за необ­хо­ди­мость от­кры­тия церк­вей, за­кры­тых 5-6 лет то­му на­зад».
Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп был при­го­во­рен к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и в мар­те 1937-го го­да от­прав­лен в Кар­лаг в го­ро­де Ка­ра­ган­де. В это вре­мя шли мас­со­вые рас­стре­лы за­клю­чен­ных – в ла­ге­рях осво­бож­да­лись ме­ста для но­вых жертв. Уже в но­яб­ре вла­ды­ка Се­ра­фим был аре­сто­ван в чис­ле груп­пы из 31-го че­ло­ве­ка. Ему бы­ло объ­яв­ле­но о «вновь вскрыв­ших­ся об­сто­я­тель­ствах» по его де­лу.
Из ла­ге­ря ар­хи­епи­ско­па от­пра­ви­ли эта­пом в по­след­нее ме­сто его слу­же­ния – Смо­ленск. Здесь мест­ные вла­сти (трой­ка при НКВД по Смо­лен­ской об­ла­сти) вы­нес­ли свя­ти­те­лю смерт­ный при­го­вор. Свя­щен­но­му­че­ник, Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (Ост­ро­умов) был рас­стре­лян в ле­су под Смо­лен­ском 8 де­каб­ря 1937 го­да.

Жития
Писание