5 декабря 2019
⏳ 2019.12.05 (чт)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• 25я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 7й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 5 декабря (22 ноября)
• Рождественский пост
• апп. от 70-ти Филимона, Архиппа, мц. равноап. Апфии (I)
• мц. Кикилии (Цецилии), мчч. Валериана, Тивуртия, Максима (ок. 230)
• мч. Менигна (250)
• мч. Прокопия Кесарийского (Палестинского) (303)
• прп. Агаввы Исмаильтянина (V)
• прав. Михаила воина (866)
• блгв. кн. Ярополка (Петра) Владимиро-Волынского (1086)
• блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского (1318)
• сщмч. Владимира Рясенского (1932)
• сщмчч. Иоасафа (Жевахова), Иоанна (Баранова), Василия (Бовы), Павла (Евдокимова), Иакова (Соколова), Феодора (Гусева), Иоанна (Смирнова), Илии (Громогласова), Алексия (Бенеманского), Афанасия (Милова), прмчч. Герасима (Мочалова), Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова), мч. Бориса Козлова (1937)
• исп. Параскевы (Матиешиной) (1953)
☦️
Святой апостол Филимон и его супруга Апфия жили в городе Колоссы во Фригии. По принятии Крещения от святого апостола Павла они обратили свой дом в дом молитвы, где собирались все верующие во Христа колоссяне и совершались богослужения, и посвятили себя служению больным и обездоленным. Апостол Филимон был поставлен епископом города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии. Святой апостол Павел не оставлял его своим руководством. К нему направил первоверховный апостол свое полное любви Послание, в котором посылает благословение «Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и их домашней церкви» (Флм.1:1-3). Онисим, о котором идет речь в Послании, – бывший раб Филимона, апостол от 70-ти (память 15 февраля). В гонение Нерона (54–68) святые Филимон и Апфия, а также живший в Колоссах святой апостол Архипп приняли мученическую кончину. Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только святые Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели к градоначальнику. Святого Архиппа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, и по дороге на суд он скончался. Святые Филимон и Апфия по приговору правителя были побиты камнями.
☦️
Святая мученица Кикилия была римлянкой из богатого и знатного рода. Она с юности восприняла христианскую веру и усердно молилась, помогала нуждающимся, под богатой одеждой скрывала власяницу. Родители решили выдать Кикилию замуж за знатного язычника Валериана. Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа, а она сохранила бы девство. Святая уговорила жениха пойти с ней к епископу Урбану, скрывавшемуся от гонений в пещере у Аппиевой дороги. Наставления мудрого старца проникли в душу Валериана, и он уверовал во Христа и обратил в христианство и своего брата Тивуртия. Братья роздали часть своего имения бедным, ухаживали за больными, хоронили христиан, замученных гонителями.
Правитель Аммах, узнав об этом, повелел схватить братьев и привести на суд. Он потребовал, чтобы святые отреклись от Христа и принесли жертвы языческим богам. Братья отказались. Тогда мучеников стали беспощадно избивать плетьми. Святой Валериан под пытками убеждал христиан не пугаться мук, но твердо стоять за Христа.
Правитель, желая избежать влияния святого проповедника на народ, приказал вывести мучеников за пределы города и там казнить. Отрядом воинов, сопровождавших мучеников на казнь, командовал Максим. Его поразило мужество святых. Он спросил, почему они не боятся смерти. Святые братья ответили, что они оставляют временную жизнь ради жизни вечной. Максим захотел подробно узнать учение христиан. Он привел святых Валериана и Тивуртия в свой дом и всю ночь слушал их беседу. Узнав об этом, святая Кикилия пришла к Максиму со священником, и он со всей семьей принял Святое Крещение.
Когда на следующий день мучеников Валериана и Тивуртия обезглавили, святой Максим всенародно исповедал, что он видел, как их святые души восходили к Небесам. За это исповедание святой мученик Максим был насмерть забит плетьми († 230).
Правитель хотел завладеть имением казненных, но, узнав, что святая Кикилия уже раздала все оставшееся имущество нищим и своей проповедью обратила в христианство 400 человек, приказал казнить ее. Три дня ее морили жаром и дымом в накаленной бане, но благодать Божия хранила ее. Тогда ее решили обезглавить. Палач ударил мечом святую, но лишь ранил ее. Святая мученица страдала еще три дня в полном сознании, утверждая в вере окружающих, и скончалась с молитвой на устах.
☦️
Святой мученик Менигн был простым ремесленником, занимался отбеливанием холстов. Господь даровал ему Свою особую милость. Дважды в своей жизни он слышал глас с Неба, призывавший его пострадать за Христа. Во время гонения на христиан при императоре Декии (249–251) произошло чудо: христиан вывел из темницы Ангел. Узнав об этом, святой Менигн возрадовался и всем сердцем возлюбил Спасителя. Вспомнив Небесный призыв пострадать за Христа, он тут же разорвал висевший на площади указ нечестивого Декия, предписывавший преследовать христиан, и объявил себя последователем Христа. За это был схвачен и после жестоких пыток обезглавлен († 250). Из уст мученика вылетела белоснежная горлица.
☦️
Святой мученик Прокопий был чтецом в Иерусалимской церкви. Он вел строгую подвижническую жизнь, за что стяжал от Господа дар изгонять бесов. Ревностный проповедник Слова Божия был схвачен и приведен на суд в Кесарию Палестинскую. За отказ принести жертву идолам он был обезглавлен.
☦️
Преподобный Агавва был родом измаильтянин. Оставив свое отечество, родителей и богатства, он последовал за одним иноком, от которого принял монашеский образ. Наставник святого Агаввы отправился вместе с ним к великому подвижнику Евсевию: у него святой Агавва научился пребывать долгое время в молитвенном бодрствовании. По смерти блаженного Евсевия святой Агавва остался в его келлии и там прожил 38 лет. Он никогда не надевал обуви, на чреслах носил тяжелые вериги; пищею ему служило сочиво, разведенное в воде. В продолжение дня и ночи он большее время проводил стоя и на коленях, и возносил молитвы Всевышнему. От сидения он совершенно отказался: его никто и никогда не видал сидящим. Как подвижник, он представлял пример мудролюбия и послушания. Скончав в таких подвигах свое житие, он с миром почил о Господе (время подвигов и преставления преподобного Агаввы относят к V в.).
☦️
Святой Михаил воин, из числа первых христиан Болгарии, жил в городе Потуке во время правления императора Михаила III Пьяного (855–867). Происходил из старинного болгарского рода. Еще ребенком его называли «святое дитя». С юности он вел непорочную жизнь, имел страх Божий, постился, щедро раздавал подаяние бедным и посещал больных, был кроток и смирен. 24-х лет святой Михаил был поставлен начальником над воинской дружиной. Турки пошли войной на христиан. Святой Михаил в боях воодушевлял своим мужеством всю дружину. Когда союзники болгар, греки, бежали с поля сражения, он пал на землю и со слезами молился о спасении христиан. Потом он повел своих воинов на врага. Ворвавшись в середину вражеских рядов, он разметал их, а сам остался невредим.
Возвращаясь домой после войны, он избавил жителей одного города в Раифской пустыне от громадной змеи, выходившей из озера и поедавшей детей. Вернувшись домой, святой Михаил через несколько дней предал дух свой Господу, Которого возлюбил с юности. Множество чудес совершал он по смерти, подавая исцеления притекающим к нему с благоговением.
Перенесение мощей святого из Потука в Тырнов было совершено в 1206 году, а в начале XIX века их перенесли в Валахию.
☦️
Благоверный князь Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский. Имя Петр дано ему было при Крещении. Сын Киевского князя Изяслава, внук Ярослава Мудрого и правнук св. равноапостольного Владимира. Точное время рождения св. Ярополка неизвестно, полагают, что не позже 50-х гг. XI столетия. Отличавшийся смирением, кротостью, нищелюбием и благочестием, Ярополк был коварно убит по проискам князей Ростиславичей в 1086 г.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-jaropolk-v-kreshchenii-petr-vladimiro-volynskij
☦️
Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, – он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.
В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.
Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.
Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.
☦️
Священномученик Иоасаф, епископ Могилевский (в миру Владимир Давидович Жевахов), родился в 1874 году в Полтавской губернии, он происходил из княжеского рода и был потомком святителя Иоасафа Белгородского. Закончив университет, князь Владимир Жевахов до 1917 года состоял на государственной службе. Он был глубоко верующим человеком, дружил с писателем Сергеем Нилусом. В 1924 году Владимир Давидович был арестован в Киеве и 7 месяцев провел в тюрьме. Освободившись, он отправился в Зверинецкий скит и принял там монашеский постриг с именем Иоасаф. Этот скит был основан в 1912 году по инициативе князя Жевахова, на средства которого производились раскопки древнего Киева. Когда в киевском «зверинце» был обнаружен древний пещерный монастырь 12 века, на том же месте был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем которого стал князь Жевахов. В 1926 году в Нижнем Новгороде иеромонах Иоасаф (Жевахов) был рукоположен в епископский сан митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским). Владыка Иоасаф начал свое архипастырское служение в качестве викария Курской епархии. В тот же год он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился 3 года. После он отбывал такой же срок ссылки в Нарымском крае. С 1934 года епископ Иоасаф занимал Могилевскую кафедру. Но уже через 2 года был отправлен на покой и поселился в Белгороде. Здесь он был арестован последний раз и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в день вынесения, 4 декабря 1937 года, в Курске.
☦️
В 1937 году наступил последний период уничтожения Русской Православной Церкви правительством воинствующих безбожников, период обильной жатвы Господней. Это коснулось и еще остававшихся тогда на свободе монахов Оптиной Пустыни, живших после ее закрытия в ближайшем к любимой обители городе Козельске.
…
Преподобномученик Евтихий родился в 1870 году в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьянина Ивана Диденко и в крещении был наречен Емельяном. Он приходился двоюродным братом оптинскому иеромонаху Лаврентию (Левченко), был женат, но овдовел и ушел в монастырь. Некоторое время Емельян находился в Киево-Печерской Лавре, а затем 10 ноября 1901 года поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. 20 ноября 1901 года он был одет в подрясник, 4 июня 1905 года – пострижен в рясофор. Послушанием его стали работы на монастырской даче. Он был небольшого роста, его все любили за простоту и доброту.
24 июня 1911 года литургия по случаю скитского праздника Рождества святого Иоанна Предтечи совершалась соборно, возглавлял богослужение и молебен скитоначальник игумен Варсонофий (Плиханков). В этот день послушник Емельян был пострижен в мантию с именем Евтихий.
На всенощной под Вербное воскресенье, 14 апреля 1917 года, с ним случилось искушение, которое можно понять и как предвозвестие всего того, что произошло впоследствии. В это время отец Евтихий проходил послушание на монастырской даче. На двор, когда он был уже заперт, забежал волк и произвел большой переполох. На шум вышел отец Евтихий и с вилами бросился на виновника переполоха, но голодный зверь не испугался, кинулся на монаха, и между ними завязалась ожесточенная борьба. В конце концов, волк бежал, но отец Евтихий был сильно изранен, и его срочно пришлось отправлять в больницу в Москву.
После закрытия безбожниками в 1923 году монастыря, отец Евтихий сначала жил в Козельске вместе с келейниками старца Нектария Петром (Швыревым) и иеродиаконом Севастианом (Фоминым), а в тридцатых годах он поселился в одном доме с оптинскими монахами Авениром (Синицыным) и Саввой (Сусловым). Зарабатывал он тем, что помогал по хозяйству кому что требовалось и прислуживал в церкви.
Монах Евтихий был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи.
4 ноября были допрошены дежурные свидетели, сосед и хозяйка дома, где жили монахи Евтихий, Авенир и Савва. Сосед показал, что домохозяйка держала монахов «на квартире специально, потому что они молились Богу. За квартиру все они платили только 12 рублей, а я, как рабочий, платил 18 рублей один. Монахи Суслов, Синицын, Махров и Диденко ничем полезным не занимались, ходили по домам, распространяли церковный дурман, церковную службу они посещали группой и жили группой в одной квартире, имея каждый свою оборудованную иконами келью… В октябре состоялось предвыборное собрание в здании школы, были приглашены и монахи, но все они категорически отказались и на собрание не пошли, чем действовали на остальных граждан. Монах Махров… монашествовал, ничем полезным не занимался, все время молился Богу и ждал перемены… посещал… монахов, проживающих на квартирах в городе Козельске».
Хозяйка дома, в котором жили монахи, показала: «Монахи Оптинского монастыря Савва Суслов, Евтихий Диденко и Авенир Синицын жили в моем доме, каждый в своей келье, ничем полезным не занимались и монашествовали… Летом 1937 года к монаху Евтихию Диденко приходил монах Викентий Никольский, в данное время арестованный, отслужил церковную службу и ушел, после ухода Викентия Никольского монах Евтихий Диденко стал поправляться. Монах Авенир Синицын в моем присутствии доказывал, „что раньше в монастыре жилось лучше, чем теперь при советской власти…“ Монах Евтихий Диденко говорил, что „теперь всех сажают в тюрьму, потому что будут выборы советов и уже арестованы попы“».
На допросе отец Евтихий подтвердил, что раньше, когда был монастырь, жилось лучше, тогда все монахи во время церковных служб собирались в церкви. Но и до последнего времени все монахи соблюдают монашеский образ жизни.
– Следствие располагает данными, что вы тесно связаны с бывшим благочинным Григорием Никольским, в данное время арестованным органами НКВД за контрреволюционную деятельность. Требуем от вас правдивого показания по данному вопросу, – заявил монаху Евтихию следователь.
– Григория Никольского я хорошо знаю, бывал у него и встречался с ним в церкви, он был хорошим человеком, защищал монахов…
16 ноября следователь еще раз допросил монаха.
– Следствие располагает достаточными данными, что вы, не имея определенных занятий, проводили контрреволюционную работу, будучи тесно связаны с попом Григорием Никольским, – сказал следователь.
– Я Григория Никольского часто встречал в церкви, он там служил церковную службу, но никакой работы против советской власти я не проводил.
…
Преподобномученик Авенир родился в 1879 году в семье мещанина города Болхова Орловской губернии Матвея Синицына и в крещении наречен был Андреем. Он женился, но овдовел и поступил в 1908 году в Оптину Пустынь. 11 октября 1911 года Андрей был определен в число братии, а затем пострижен в мантию с именем Авенир; в монастыре проходил послушание звонаря.
Монах Авенир был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. В тот же день он был допрошен.
«В Оптинский монастырь поступил в 1908 году лично сам по добровольному желанию, – отвечая на вопросы следователя, сказал отец Авенир, – и пробыл в монастыре до 1923 года… Монах Макарий и я организовали группу монахов и жили вместе: Макарий, я и отец Евтихий, в 1936 году Макарий уехал к себе домой в Могилевскую губернию к племянникам, а к нам снова пришел на место Макария Савва, и снова продолжали жить вместе, я и монахи Евтихий и Савва. Определенной работы не имели, ходили по домам и выполняли случайные работы. А по дням церковной службы собирались в Благовещенской церкви… Все монахи до настоящего времени ведут монашеский образ жизни».
– Следствие располагает данными, что вы часто тайно посещали монашку Анну Самойлову, где устраивали сборище и проводили контрреволюционную деятельность; просим правдивого показания по этому вопросу, – сказал следователь.
– Да, действительно, послушницу Шамординского монастыря Анну Самойлову посещал несколько раз, работал у нее; последняя купила дом, держит корову и свиней, с ней живет монахиня Марфа, помогает ей работать по хозяйству, ее дом посещал иногда огородом, но контрреволюционную работу я не вел.
…
Преподобномученик Савва родился 20 сентября 1873 года в деревне Каменевой Успенской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Андрея Суслова и в крещении был наречен Сергием. Образование он получил в сельской школе. В 1900 году Сергий поступил в Оптину Пустынь и первое время проходил послушание закройщика в рухольной. 19 декабря 1910 года он был пострижен в монашество и поставлен на послушание за свечной ящик, затем был определен помощником пономаря, а в 1916 году снова переведен в рухольную.
После закрытия безбожниками Оптиной Пустыни отец Савва поселился в Козельске, зарабатывал на жизнь шитьем, подвизался в молитве и посещал вместе с оставшейся в Козельске братией городской храм. Монах Савва был арестован вместе с монахами Оптиной Пустыни 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. В тот же день следователь допросил его.
– Следствие располагает данными, что вы продолжительное время состояли монахом Оптинского монастыря и после ликвидации монастыря ничем полезным не занимались, проводили по домам церковную службу и брали от колхозников бесплатно продукты. Требуем показать правду! – заявил следователь.
– В Оптином монастыре я прослужил монахом двадцать семь лет. После ликвидации монастыря в 1923 году я переехал на квартиру в город Козельск, ходил по домам и занимался портняжным ремеслом, права голоса был лишен до последнего времени. Монашество в государственной политической жизни не участвовало, почему я ничего и не знаю, что делается; на квартире я жил вместе с монахами Авениром Синицыным и Евтихием Диденко. За неуплату государственных налогов у меня было изъято имущество, но в каком году, я не помню. В последнее время я… хожу по домам и выполняю портняжную работу, посещаю церковь. Но теперь стало плохо, все церкви закрыли и негде побывать.
– Следствие располагает данными, что вы участвовали в монашеских сборищах и распространяли контрреволюционную агитацию против советской власти. Требуем показать правду.
– Работая по домам колхозников, я говорил, что «всякая власть от Бога». Мне власть всякая хорошая, которая не делает мне вреда. Я везде говорил, что есть Бог и нужно веровать в Бога. Бог есть будущая наша жизнь. Против советской власти я не выступал, а держусь крепко за Божественные убеждения и призывал всех веровать. Из монастырских и скитских старцев я хорошо знал Иосифа, Нектария, Феодосия и Варсонофия. Все они уже умерли, они служили при мне в монастыре, в Оптине.
– Следствие располагает данными, что вы саботировали уплату государственных налогов. Просим показать правду.
– Я средств для уплаты налогов не имел, поэтому государственные налоги не платил, я жил, не имея хлеба.
…
Преподобномученик Марк родился 3 октября 1875 года в деревне Зайцево Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье крестьянина Емельяна Махрова и в крещении наречен был Михаилом. В Оптину Пустынь Михаил поступил в 1899 году, и проходил послушание садовника, а 24 июня 1911 года на престольный праздник святого Иоанна Предтечи, в тот же день, что и монах Евтихий, он был пострижен в мантию с именем Марк. Духовником его был иеромонах Нектарий (Тихонов).
С 1923 года, после закрытия обители, монах Марк поселился в Козельске, зарабатывая тем, что помогал жителям в тех или иных работах, остальное время посвящая молитве на службах в храме или в келье. 30 октября
1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Сухиничах. На допросах он показал, что монахи сохранили монашеские традиции, участвовали в церковных службах, а зарабатывали случайными работами, что конечно раньше в монастыре жилось лучше, они были обеспечены хлебом и квартирой, а после закрытия обители, когда их отказывались принять на работу, жизнь ухудшилась, а теперь и совсем стало плохо.
…
Мученик Борис родился 23 июля 1886 года в деревне Слепцово Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Антона Козлова. Как многие тогда крестьянские дети, он в поисках заработка ушел в Санкт-Петербург и устроился на Путиловский завод. Но безбожная в то время рабочая среда была нравственно тяжела для религиозного деревенского юноши, он ушел с завода и с 1909-го по 1911 год был трудником в одном из монастырей Санкт-Петербурга, затем служил у помещика в Малоярославце, работал в Калуге, а в 1920 году вернулся в родную деревню и стал заниматься крестьянством.
В 1926 году Борис Антонович был избран церковным старостой в Покровский храм в селе Покровском недалеко от Слепцова. Вероятно, весьма ревностно исполняя свои обязанности, он стал раздражать безбожников и, желая закрыть и разорить храм, они обязали его заданием по дровозаготовкам, которое он исполнить не смог, и суд приговорил его к одному году принудительных работ и тремстам рублям штрафа. После отбытия наказания Борис Антонович поселился в Козельске, работать он устроился конюхом в городской больнице, где и жил, а все свое свободное время отдавал церкви, он пел на клиросе в Благовещенском храме. Ближайшими его друзьями и единомышленниками стали жившие в Козельске монахи Оптиной Пустыни. Вместе с ними Борис Антонович и был арестован 28 октября 1937 года и заключен в тюрьму в Сухиничах.
Допрошенные следователем свидетели показали, что Борис Антонович, «будучи враждебно настроен против советской власти, в августе 1937 года доказывал, что Бог спасет людей от варваров, которые закрывают церкви. Тайно посещал церковь в выходные дни, где встречался с монахами». «Живя вместе с Борисом Козловым на квартире мне известно, что Козлов частенько… посещал монашеское сборище в церкви, но все это укрывал от посторонних граждан, дома читал церковные книги и доказывал, что только Бог избавит людей от мучений и призывал веровать в Бога».
– Следствие располагает данными, что вы при больнице организовывали монахов, устроили монаха Тихона сторожем, чем вызвали недовольство служащих, и проводили контрреволюционную пропаганду против советской власти. Требуем правильного показания по этому вопросу! – заявил следователь.
– Сторожем больницы в городе Козельске был принят монах Тихон, кто его рекомендовал, я не знаю, принял его завхоз… пропаганду против советской власти я не проводил и ничего по этому вопросу показать не могу.
– Следствие располагает данными, что вы тайно посещали сборище монахов Оптинского монастыря. Требуем показать правду!
– Сборища монахов я не посещал, но церковь я посещал и пел на клиросе вместе с монахинями.
21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила монахов Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова), Марка (Махрова) и мирянина Бориса Козлова к расстрелу.
Господу угодно было, чтобы в самый день праздника Введения Пресвятой Богородицы, 4 декабря, они пробыли в молитве, хотя и в тюрьме, но на земле. Монахи Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и церковный староста Борис Козлов были расстреляны на следующий день, 5 декабря 1937 года, и погребены в общей безвестной могиле.