15 декабря 2020
⏳ 2020.12.15 (вт)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• 28я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• вторник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 15 декабря (2 декабря)
• Рождественский пост
• прор. Авваку́ма (VII до РХ)
• мц. Миро́пии Хиосской (ок. 251)
• прпп. Иоанна, Ираклемо́на, Андрея, Фео́фила (IV)
• свт. Исе́ (Иессе́я) Цилканского (VI)
• прп. Афанасия Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176)
• прп. Афанасия Печерского, в Дальних пещерах (XIII)
• св. Стефа́на Уроша V, царя Сербского (1367)
• сщмч. Матфея (Александрова) (1921)
• сщмч. Димитрия (Благовещенского), исп. Веры (Графовой) (1932)
• сщмчч. Алексия (Бельковского) Великоустюжского, Константина (Некрасова), Николая (Заболотского), Сергия (Кудрявцева), Владимира (Проферансова), Иоанна (Державина), Феодора (Алексинского), Николая (Виноградского), Иоанна (Днепровского), Николая (Сафонова), Павла (Понятского), Сергия (Фелицына), прмчч. Дана́кта (Калашникова), Космы (Магды), прмцц. Маргариты (Закачуриной), Тамары (Проворкиной), Антонины (Степановой), Марии (Журавлевой), мц. Матроны (Конюховой) (1937)
• прмц. Марии (Цейтлин) (1938)
• мч. Бориса (Успенского) (1942)
• иконы Божией Матери «Геронтисса»
☦️
Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до Р.X. Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости. При святом константинопольском царе Феодосии Младшем (408–450) были обретены его мощи.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1063
☦️
Святая мученица Миропия родилась в г. Ефесе в начале III в. Она рано лишилась отца, и мать воспитала ее в христианской вере.
Святая Миропия, посещая гроб мученицы Ермионии (память 4 сентября), дочери апостола Филиппа, брала миро от ее мощей и лечила больных. Во время гонения Декия (249–251) Миропия удалилась с матерью на остров Хиос, где проводила время в посте и молитве.
Однажды по повелению жестокого правителя острова был замучен воин Исидор (память 14 мая), человек глубокой веры и большого благочестия. Святая Миропия тайно взяла и погребла тело мученика. Воины, которым приказали не допускать христиан к телу Исидора, были приговорены к смерти. Святая сжалилась над осужденными и сама рассказала воинам, а затем и правителю о своем поступке. На суде она исповедала себя христианкой. За это ее жестоко пытали и затем бросили в темницу. В полночь в темнице воссиял свет. Это явился святой Исидор в окружении Ангелов, и они приняли душу Миропии (ок. 251). Темница тотчас наполнилась благоуханием. Сторож-язычник, потрясенный виденным, рассказал об этом священнику, принял Крещение и мученически скончался за исповедание Христа.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1064
☦️
Преподобные Иоанн, Ираклемон, Андрей и Феофил подвизались в египетской пустыне в IV веке. Все четверо были детьми начальников города Оксиринх (в Среднем Египте). Еще обучаясь в училище, они подружились между собой и, изучив высшие светские науки, воспылали желанием постигнуть премудрость духовную.
Решив посвятить себя подвижничеству, они удалились в пустыню, где встретили одного святого мужа, достигшего уже глубокой старости, и прожили с ним, пользуясь от него духовным назиданием, один год. Когда муж тот умер, преподобные остались там же, но поселились в разных местах. Питались они дикими овощами, вкушая лишь два раза в неделю. Каждый уединенно проводил время в окрестных горах и пещерах, а в субботы и воскресные дни они собирались вместе для общей молитвы и сподоблялись святого причащения от Ангела Божия. Так, прожив около шестидесяти лет, с миром почили.
В пустыне подвижников повстречал преподобный Пафнутий, который выслушал и записал их рассказ о своей жизни.
…
Из полного жития:
Выслушав все это от подвижника (повествует Пафнутий), я спросил его:
– Отче! В начале твоих подвигов на этом месте испытывал ли ты какие препятствия или нет?
Он отвечал мне:
– Я претерпел бесчисленные нападения бесов. Много раз они вступали в борьбу со мной, но не могли одолеть меня, ибо мне помогала благодать Божия; я противился им знамением крестным и молитвой. Кроме вражьих нападений, моим подвигам препятствовала еще болезнь телесная; ибо я весьма страдал желудком, так что падал на землю от сильной боли; я не мог творить своих обычных молитв, но, лежа в пещере своей и валяясь по земле, с большими усилиями совершал пение, и совершенно не имел сил выйти из пещеры. Я молился Богу милосердному, чтобы Он дал мне прощение грехов моих ради болезни моей. Однажды, когда я сидел на земле и тяжко страдал желудком, я увидал честного мужа, стоявшего предо мной и сказавшего мне:
– Чем ты страдаешь?
Я же едва мог ответить ему:
– Я страдаю, господин, желудком.
Он сказал мне:
– Покажи мне, где болит.
Я показал ему. Тогда он простер руку свою и положил свою ладонь на больное место; я тотчас выздоровел. Он же сказал мне:
– Вот ты теперь здоров, не греши же, чтобы тебе не было хуже, но работай Господу и Богу твоему от ныне и до века.
С того времени я не болею, по милости Бога, славя и хваля милосердие Его.
В такой беседе (говорит Пафнутий) я провел с тем преподобным отцом почти всю ночь: утром же я встал на обычную молитву.
Когда наступил день, я начал усердно просить того преподобного отца позволить мне жить или близ него, или где-либо отдельно поблизости от него. Он же сказал мне: «Ты, брат, не вынесешь здесь демонских напастей». По этой причине он и не позволял мне остаться при нем. Я просил его также сказать мне свое имя. И сказал он: «Имя мое – Тимофей. Поминай меня, брат возлюбленный, и моли обо мне Христа Бога, да явит Он мне до конца милосердие Свое, которого сподобляет меня».
…
В то время, как я дивился великой красоте места того, я увидал четырех благовидных юношей, шедших издалека по пустыне ко мне: юноши те были опоясаны овечьими кожами. Подойдя ко мне, они сказали: «Радуйся, брат Пафнутий!»
Я, пав лицом на землю, поклонился им.
Они же, подняв меня, сели рядом со мной и начали беседовать. Лица сих юношей сияли благодатию Божиею; мне казалось, что это были не люди, а Ангелы, сошедшие с неба. Юноши весьма обрадовались моему приходу и, взяв древесные плоды, предложили мне вкусить их; и возрадовалось сердце мое по причине их любви. Я пробыл у них семь дней, питаясь плодами с тех деревьев. Между прочим, я спросил их: «Как вы попали сюда? Откуда вы?».
Они же отвечали мне: «Брат! Так как Сам Бог послал тебя к нам, то мы поведаем тебе жизнь нашу. Мы происходим из города Оксиринха; наши родители были начальниками того города; желая обучить нас книгам, они отдали нас в одно училище, где мы в скором времени научились простой грамоте (чтению). Когда же мы начали преуспевать и в более совершенном обучении, тогда у нас всех явились одни общие и согласные убеждения, ибо Господь споспешествовал нам: мы решили изучить высшую духовную премудрость. С этого времени, собираясь ежедневно вместе, мы побуждали друг друга на усердие к службе Божией; имея благое намерение в сердцах своих, мы восхотели отыскать где-нибудь безмолвное уединенное место и пробыть на нем несколько дней в молитве, дабы узнать Божие намерение относительно нас. Каждый из нас взял немного хлеба и воды, именно столько, сколько должно было хватить на семь дней; потом мы вышли из города. Идя несколько дней, мы достигли пустыни; войдя в пустыню, мы пришли в ужас, ибо увидали перед собой некоего светлого мужа, сиявшего славой небесной; взяв нас за руки, он повел нас, как ты видишь, на это место; потом передал нас мужу, уже состарившемуся годами, служившему Господу. И вот мы пребываем здесь уже шестой год. С тем старцем мы подвизались один год, при этом он учил и наставлял нас, – как надо служить Господу. По прошествии же года отец наш преставился ко Господу, и с того времени мы живем здесь одни.
…
Я же (повествует Пафнутий) преисполнился столь великого страха и вместе радости от слов Ангела, что не мог стоять на ногах и упал на землю, как беспамятный. Святые же рабы Божии подняли меня и утешали: потом, предложив овощи, вкусили вместе со мной и возблагодарили Бога.
Наконец, воздав приветствие святым, я отправился в путь свой. Юноши же те честные дали мне в путь овощей и проводили на пять миллиарий. Я усердно просил их сказать мне имена свои. Они сказали: первый назывался Иоанн, второй – Андрей, третий – Иракламвон, четвертый – Феофил; и приказали мне сказать свои имена братиям для поминовения их. Я просил же поминать и меня в молитвах своих. Потом, еще раз воздав взаимное целование друг другу о Господе, мы разошлись; они возвратились на свое место, я же пошел по направлению к Египту.
Отправляясь в пустыню, я был печален, но вместе с тем и радостен; скорбел я потому, что лишился лицезрения и сладкой беседы со столь великими угодниками Божиими, которых не был бы достоин и весь мир; радовался же, что сподобился благословения их и созерцания Ангела, а также и причащения из рук Ангельских.
Я шел в продолжение трех дней; потом подошел к скиту; встретил здесь двух братьев, подвизающихся в отшельничестве. Я пробыл у них десять дней и поведал им обо всем, что я видел и слышал в пустыне. Они слушали меня с великим умилением и радостью; потом сказали: «Воистину, отче Пафнутий, ты сподобился великой милости Божией, ибо ты видел столь великих рабов Божиих».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-oksirinfskij-egipetskij
☦️
Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия с благословения родителей отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский
В числе 13 святых сирийских (каппадокийских) отцов (общая память 7 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных.
Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что католикос-архиепископ Грузии Евлавий (533–544) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Труды его дали всходы – в Цилканской епархии утверждалось православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворения. По его молитве именем Господа Иисуса Христа из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и другим горским народностям Главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткровенное учение.
О близости кончины святитель Исе узнал по откровению свыше. Собрав свою паству и клир, он преподал духовное наставление, приобщился Святых Тайн и с воздетыми к небу руками предал свою душу Господу. Это произошло в конце VI века. (Точно известен день кончины святителя – 18 августа). Честные мощи святого Исе, прославленные исцелением уже во время погребения его, были преданы земле в храме Пресвятой Богородицы в Цилкани, между алтарем и жертвенником. Церковь причислила святителя Исе к лику святых и установила его память 2 декабря.
☦️
Преподобный Афана́сий Печерский (в Ближних пещерах), затворник, подвизался в Киево-Печерской обители в XII веке. Проводя богоугодную подвижническую жизнь, после долгой болезни преподобный Афанасий скончался. На третий день после кончины преподобного, когда игумен с братией пришли совершить погребение, то нашли святого сидящим и плачущим. Когда они стали вопрошать св. Афанасия, что с ним было, то он только увещевал их к молитве, покаянию и послушанию во всем игумену. И затем, затворившись в тесной пещере, подвизался еще 12 лет.
Преподобный Афанасий мирно отошел ко Господу около 1176 г. и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах. У мощей святого произошло много исцелений.
…
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1065
☦️
Преподобный Афанасий Затворник (в Дальних пещерах), не желая видеть суеты и прелести мира сего, затворил себя в пещере, чтобы в безмолвии угодить Богу, и там непрестанно стоял на молитве. Во многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу.
Господь прославил подвижника благодатным даром исцелений, которые православные христиане получают по молитвам преподобного Афанасия.
Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что преподобному Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила Небесная светлость. Всем, кто приходит к нему с верой, он подает исцеление. Память преподобного совершается также 28 августа/10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
☦️
Святой Стефан Урош, царь Сербии, сын царя Душана Немани, родился в 1337 году. В 1346 году он был венчан на королевство. Душан просил для сына руку дочери французского короля, но папа Римский настоял на том, чтобы принцесса не изменяла латинскому исповеданию. Душан не хотел видеть в семье католичку, и поэтому святой Урош вступил в брак с дочерью Влада, князя Валахии.
По смерти отца († 1355) святой Стефан Урош стал независимым и деятельным правителем Сербии. Он был верен Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обиженных.
В интересах мира в Сербии и для сохранения своей жизни святой Стефан вынужден был удалиться к родственнику, князю Лазарю. Тотчас же престолом овладел Вулкашин, дядя святого Стефана, но боязнь соперничества не давала ему покоя. Через свою сестру, мать святого Стефана, он вызвал племянника к себе в г. Скопле, как бы для примирения. Встретив его с почестями, как царя, он пригласил его на охоту. Когда, утомленный охотой, святой Стефан сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы почерпнуть воды, Вулкашин нанес ему смертельный удар булавой по голове († 1367).
…
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1066
☦️
Матфей Иванович Александров родился в 1872 году в селе Верхний Рогачик под Мелитополем. Окончил Киевскую Духовную семинарию и священствовал в церкви святителя Николая в родном селе. Отец Матфей был благочестивым проповедником, преисполненным христианских добродетелей. Строгий, трезвенный, внимательный к себе, священник был неизменно милостив к окружающим его людям. Для каждого у него находились любовь, пастырское назидание.
К одному священник был абсолютно нетерпим — к революционным настроениям, проповедующим всеобщее разрушение и воинствующий атеизм. Видя все недостатки в стране, он не мог не видеть и не понимать грядущие ужасы новых перемен. Но что он мог сделать: уповал на милосердие Божие и изо всех сил укреплял приходскую жизнь. После революции отец Матфей с еще большей настойчивостью звал к молитве и покаянию. И многие отошедшие от веры возвращались в лоно Матери-Церкви.
10 декабря 1920 года отец Матфей был арестован и просидел в Запорожской ЧК в ожидании расстрела до 29 августа 1921 года. Только после Успения священник ненадолго был отпущен на свободу. Как и прежде, отец Матфей продолжал истово служить, непрестанно проповедовал, обличая всякую неправду, не вступая в расколы, чем вызвал тревогу у властей. Они решили закрыть храм и конфисковать церковные имущество. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Матфей произнес проповедь, в которой призывал прихожан спасти храм Святителя Николая от поругания.
Была образована комиссия из заинтересованных лиц, на заседание которой пригласили отца Матфея. Он предложил созвать приходское собрание, чтобы обсудить возможности альтернативы. Но это ему запретили делать, а 12 декабря 1921 года священник был арестован. Ему ставилось в вину следующее: «Злостная и сознательная контрреволюция и антисоветская агитация. Факт преступления считать доказанным». Через три дня состоялся суд. Отец Матфей Александров и на допросе, и на суде держался мужественно. Все обвинения он опроверг, но это уже не интересовало гонителей веры. Во избежание народных волнений он был поспешно расстрелян по постановлению губернской тройки сразу после суда – 15 декабря 1921 года.
☦️
Священномученик Димитрий родился 22 октября 1879 года в селе Тимонино Богородского уезда Московской губернии в семье диакона Феодора Благовещенского.
По окончании духовной школы Дмитрий поступил в Московскую Духовную семинарию, где отучился один год. 22 мая 1900 года епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) он был определен во псаломщика к Знаменской церкви села Ильинское Коломенского уезда, а через год также епископом Нестором посвящен в стихарь. В 1904-1906 годах, состоя псаломщиком, Дмитрий Федорович безвозмездно проходил должность помощника учителя Ильинской церковноприходской школы.
20 сентября 1906 года указом митрополита Владимира (Богоявленского) он был переведен в Воскресенскую церковь села Ивойлово Воскресенского уезда на штатную диаконскую вакансию и 20 октября того же года епископом Серпуховским Анастасием (Грибановским) рукоположен во диакона. К этому же храму он был определен священником после рукоположения 1 января 1931 года.
До рукоположения Дмитрий Федорович женился на Павле Васильевне. Своих детей у них не было, но они взяли на воспитание девочку-сироту Катю 1910 года рождения, которая была им как родная дочь.
После революции власти неоднократно арестовывали отца Димитрия.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-blagoveshchenskij
☦️
Преподобномученицы Антонина (Степанова) и Мария (Журавлева), преподобноисповедница Вера (Графова).
…
Преподобномученица Антонина родилась в 1886 году в городе Москве в семье мастерового Ивана Степанова и в крещении была наречена Анной. В одиннадцать лет она поступила в Успенский Брусенский монастырь в городе Коломне и приняла здесь монашеский постриг с именем Антонина. Монахиня Антонина подвизалась в монастыре до его закрытия в 1920 году, когда монастырские корпуса были превращены в общежития, заселенные по большей части воинствующими безбожниками, а храм стал использоваться под овощехранилище. Монахини расселились по квартирам в городе, а молиться собирались в храм Воскресения Словущего. Но и он был закрыт в 1929 году.
В течение двух дней, 21 и 22 мая 1931 года, все монахини и послушницы Брусенского монастыря, их было более тридцати человек, были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму и среди них монахиня Антонина (Степанова) и послушница Вера Графова.
Столкновение с жестокими и злыми безбожниками привело в трепет монахиню, и на допросе, подтвердив, что ей «верующим приходилось говорить: переживаем тяжелое время в наказание Божие, о чем указано в Святом Писании, за безбожие», она тут же прибавила, что говорила это по своей несознательности, не думая принести вред советской власти.
…
Послушница Вера родилась в 1878 году в селе Соболево Карповской волости Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Харитона Графова. В 1903 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, где подвизалась на различных послушаниях до 1918 года, когда стало ясно, что безбожники разрушат обитель. После этого она жила у верующих людей сначала в одном из сел, а затем в Коломне, зарабатывая шитьем одеял. Будучи арестована и допрошена, Вера сказала: «Против советской власти я никогда никаких враждебных отношений не имела и не имею. Знакомых никаких не имею и не знаю». Следователь укорил ее в неубедительности таких показаний, на что она добавила, что действительно некоторых монахинь встречала в храме Покрова Божией Матери, с которыми иногда говорила о том, что недостатки в продовольствии, в дровах, длинные очереди за каким-либо товаром – все это за грехи, как сказано в Писании Божием.
…
29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Антонину и послушницу Веру к пяти годам ссылки в Казахстан. Послушница Вера Графова умерла в ссылке в 1932 году, а монахиня Антонина (Степанова) по окончании срока вернулась из Акмолинска и поселилась в Коломне. Она была арестована во время массовых гонений, 27 ноября 1937 года, и заключена в коломенскую тюрьму.
…
Послушница Мария родилась в 1869 году в селе Городец Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Мартиниана Журавлева. В 1886 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, в котором подвизалась до его закрытия в 1920 году, а затем поселилась в Коломне. В 1932 году она была выселена из города, как чуждый элемент в безбожном устроении жизни, но через некоторое время самовольно вернулась и поселилась в одной квартире с монахиней Антониной (Степановой), 27 ноября 1937 года они были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму.
Были допрошены дежурные свидетели, соседи по улице, которые показали, что Мария до сих пор одевается по-монашески и ходит в церковь; она говорила, что настало тяжелое время, совсем замучили народ налогами да займами, сколько нищих стало на улицах, разве столько их было; бывало, редко где их увидишь, а сейчас на каждом углу стоят.
На следующий день после ареста послушница была допрошена.
– Следствие располагает данными, что вы проводили антисоветскую агитацию. Вы признаете это? – спросил ее следователь.
– Нет, не признаю.
Следователь спросил, знакома ли она с людьми, свидетельствовавшими против нее. Она ответила, что знакома, но показаний их не подтверждает.
– Кого вы знаете из монашек? – спросил ее следователь.
– Знаю я очень многих, но фамилий их не знаю, знаю, как звать по‑монашески и где они проживают, но точных адресов я не знаю.
– Вы посещаете их?
– Посещаю, но адресов их не знаю, знаю, где они живут, но адресами я никогда не интересовалась.
На этом допросы было закончены. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Антонину и послушницу Марию к расстрелу. В ожидании исполнения приговора их перевезли в Таганскую тюрьму в Москву. Монахиня Антонина (Степанова) и послушница Мария Журавлева были расстреляны 15 декабря 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vera-grafova
☦️
Священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский) родился в 1842 году в селе Рождествино Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Филиппа Евфимовича Бельковского. Священник Филипп Бельковский (1813-1878) был сыном пономаря из села Белькова Московской губернии; он служил более сорока лет на одном месте, в храме села Рождествино. Интересны воспоминания о нем, из которых становится ясно, в какой обстановке провел свое детство архиепископ Алексий. Семья священника Филиппа была бедная, и, как вспоминают знавшие его, «в жизни своей Филипп Евфимович не испытал и не знал, что такое роскошь, или богатство, или слава – не любил он этого и не искал в жизни. Нужда с самого детства приучила его к умеренности, а умеренность зато не допустила его испытать и понести то тяжелое иго, которое зовется бедностью.
С первых дней поступления на должность священника скудость средств, которая была общим делом многих священников, выпала и на его долю.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-belkovskij
☦️
Священномученик Константин родился 15 октября 1872 года в городе Можайске Московской губернии в семье псаломщика Никиты Некрасова. В 1887 году Константин окончил духовное училище, а в 1893 году — Вифанскую Духовную семинарию. Женился, впоследствии у них с женой Александрой Петровной родилось четверо детей. Константин Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Можайска и через некоторое время назначен настоятелем Никольского собора и одним из благочинных епархии. Отец Константин был одним из деятельнейших священников епархии, он организовал в Можайске Общество трезвости и постоянно вел работу среди крестьян, делая все, чтобы они исцелились от пагубной страсти. В 1923 году священник был арестован за активную церковную деятельность и приговорен к двум годам ссылки в город Березов Тобольской губернии. Вернувшись из ссылки, отец Константин стал служить в храме Покрова Божией Матери в селе Алексино Рузского района.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-konstantin-nekrasov
☦️
Священномученик Николай родился 24 апреля 1876 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье протоиерея Николая Заболотского, служившего в городе в Воскресенской церкви. В 1895 году Николай окончил Вяземское Духовное училище и поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он перешел в Вифанскую Духовную семинарию, которую окончил в 1902 году. По окончании семинарии Николай поступил в Юрьевский университет. Но Богу, по‑видимому, было неугодно, чтобы юноша выбрал светский путь, – он тяжело заболел, и по этой причине ему пришлось оставить учебу в университете. В 1905 году он поступил преподавателем в мужскую гимназию в городе Вязьме.
В 1910 году Николай Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Будаево Гжатского уезда, а в 1913 году переведен служить в храм в селе Федотково Юхновского уезда. С 1917 по 1926 год он служил в храме в селе Марьинское Рославльского уезда, а затем в храме в селе Коробкино Гжатского уезда. С 1931 года он стал служить в селе Некрасово Уваровского района Московской области. Отец Николай был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-zabolotskij
☦️
Священномученик Сергий Кудрявцев родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне Щелковский район Московской области). Он был вторым ребенком псаломщика фряновской Иоанно-Предтеченской церкви Дмитрия Феодоровича Кудрявцева.
Придя в возраст, Сергей Дмитриевич поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1902 году он уволился из 5-го класса семинарии, после чего состоял помощником учителя в Воскресенской, на Шоше, церковно-приходской школе Клинского уезда, а затем был перемещен на должность учителя в Ермолинскую церковно-приходскую школу. В 1905 году он был определен на вакансию псаломщика в погост Нерский Бронницкого уезда Московской губернии, а в 1908 году рукоположен во диакона к Богородице-Рождественской церкви села Анискина Богородского уезда. Жена отца Сергия, Екатерина Ивановна (в девичестве Павлова) происходила из крестьянской семьи. У них родилось четверо детей: дочь Ольга и сыновья Борис, Николай и Василий.
19 июня 1911 года диакон Сергий был рукоположен во иерея и определен на место второго священника в тот же храм села Анискина, в котором служил диаконом. На его место во диакона был рукоположен его родной брат Николай.
С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией отец Сергий был направлен на фронт.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-kudrjavcev
☦️
Священномученик Владимир родился 29 июня 1874 года в Москве в семье священника Александра Проферансова.
В 1898 году Владимир Александрович окончил Московскую Духовную семинарию и стал служить учителем.
В 1902 году он был определен псаломщиком к Георгиевской церкви, что на Лубянке. С 1905 года состоял действительным членом Московского общества народных чтений и библиотек. В 1907 году за усердные труды на поприще народного просвещения он получил благодарственную грамоту от Святейшего Синода. В 1909 году был награжден серебряной медалью на Александровской ленте и в том же году – серебряной медалью на Владимирской ленте в память 15‑летия приходских школ, а в 1914 году – золотой медалью на Аннинской ленте.
С 1915 года он стал исполнять обязанности старосты в Георгиевской церкви. В 1916 Владимир Александрович был рукоположен в сан диакона к Георгиевской церкви. В 1917 году диакон Владимир был назначен делопроизводителем Георгиевского приходского попечительства. С 1918 года он состоял сотрудником Московского епархиального совета. В 1920 году диакон Владимир был награжден двойным орарем. В том же году рукоположен в сан священника к Георгиевской церкви. С 1923 года он состоял секретарем при Святейшем Патриархе Тихоне.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-proferansov
☦️
Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 году он окончил Коломенское Духовное училище, а в 1901 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковноприходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей.
7 августа 1904 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника к Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-derzhavin
☦️
Священномученик Феодор родился 21 октября 1875 года в селе Каменки Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Алексинского. В 1890 году Федор поступил в Ярославскую Духовную семинарию, а по ее окончании – в Московскую Духовную академию, которую он окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия и был назначен учителем русского и церковнославянского языков в Краснохолмское Духовное училище.
В 1909 году он был рукоположен в сан священника к Страстному монастырю в Москве, в котором прослужил до его закрытия безбожными властями в двадцатых годах. После закрытия монастыря отец Феодор был назначен служить в храм Знамения Божией Матери на Каретной улице в Москве.
14 апреля 1931 года власти арестовали отца Феодора и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-aleksinskij
☦️
Священномученик Николай родился 3 сентября 1873 года в Москве в семье священника Троицкой в Зубове церкви Василия Ильича Виноградского. Как это часто бывало в семьях духовенства, Николай Виноградский решил пойти по стопам отца. Он поступил в Волоколамское Духовное училище, а после его окончания в 1887 году продолжил образование в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1894 году. С 1895 года Николай Васильевич работал учителем в церковноприходской школе Спасского на Песках в Каретном ряду храма в Москве. Через два года он был рукоположен во священника и направлен в Крестовоздвиженский храм села Крестовоздвиженское Клинского уезда Московской губернии. В 1899-1901 годах отец Николай служил в городе Москве, затем, в течение 17 лет, с 1901 по 1918 год, в селе Рюховское Волоколамского уезда.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-vinogradskij
☦️
Священномученик Иоанн родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чиртим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Самарской губернии в семье пономаря Михаила Днепровского. По окончании Духовной семинарии поступил псаломщиком в храм в селе Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии. В 1898 году Иван Михайлович женился на девице Александре, и впоследствии у них родилось четверо детей.
В 1905 году Иван Михайлович был рукоположен во диакона ко храму в селе Терса, а в 1914 году – во священника ко храму в селе Полчаниновка.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-dneprovskij
☦️
Священномученик Николай родился 13 апреля 1900 года в городе Саратове в семье благочестивых мирян Александра и Евдокии Сафоновых, два сына которых выбрали путь служения Господу, став священниками. Николай окончил четыре класса Саратовской Духовной семинарии, когда произошла безбожная революция, и духовные образовательные учреждения были закрыты. С 1918‑го по 1924 год Николай был учителем, а затем певчим на клиросе.
8 ноября 1926 года епископ Подольский, викарий Московской епархии Серафим (Силичев) рукоположил его во священника к Преображенскому храму в селе Спас-Купле Подольского уезда. В 1927 году отец Николай был переведен в Троицкую церковь Аристова погоста Богородского уезда и в том же году назначен настоятелем Покровского храма в Голиках на улице Малая Ордынка в Москве. В 1929 году безбожные власти закрыли Покровский храм и весь клир был священноначалием переведен в Благовещенский храм на улице Большая Ордынка или, как его сейчас называют, святителя Николая в Пыжах.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-safonov
☦️
Священномученик Павел родился 20 июня 1867 года в селе Бородино Можайского уезда Московской губернии в семье священника Александра Понятского. Окончил духовное училище и был в 1896 году рукоположен во диакона к Вознесенскому собору города Можайска. В начале 1920‑х годов он был рукоположен во священника к тому же храму.
…
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-ponjatskij
☦️
Священномученик Сергий родился 18 февраля 1883 года в селе Вороново Подольского уезда Московской губернии в семье священника Василия Фелицына. Сергей Васильевич окончил Перервинское училище и три класса Московской Духовной семинарии и в 1904 году был определен псаломщиком в Преображенскую церковь в село Бужарово Звенигородского уезда.
В 1907 году он был переведен в Воскресенскую церковь в село Сертякино Подольского уезда. Здесь он женился на уроженке этого села Вере Сергеевне Осетровой. Впоследствии у них родилось восемь детей.
В 1918 году Сергей Васильевич был рукоположен в сан диакона, в 1921 году – в сан священника к Воскресенскому храму села Сертякино, в котором прослужил до дня своего ареста.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-felicyn
☦️
Преподобномученик Данакт (в миру Дометиан Ианнуариевич Калашников) родился 10 января 1882 года в селе Самгородок Черкасского уезда Киевской губернии в крестьянской семье. Обучался сначала дома, а затем в церковноприходской школе. Когда юноше исполнился двадцать один год, он поступил в число братии Афонского монастыря, где пребывал на различных послушаниях. Был пострижен в мантию с именем Данакт. С 1914 года он находился на различных послушаниях на Афонском подворье в Москве, числясь в составе братии Афонского монастыря.
В 1923 году монах Данакт стал подвизаться в Покровском монастыре в Москве. В 1929 году он был рукоположен в сан иеродиакона.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-danakt-kalashnikov
☦️
Преподобномученик Косма родился 14 января 1904 года в селе Шушваловка Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Степана Магды и в крещении был наречен Павлом. В 1907 году семья переехала в город Иркутск, где с 1912 года Степан Магда стал работать акцизным чиновником. Павел поступил в Иркутское промышленное училище, которое окончил в 1918 году. В 1919 году он стал работать учителем на станции Батарейная Иркутского уезда. В этом же году семья вернулась на родину в Шушваловку, где Павел стал работать учителем. В 1920 году он уехал в Москву и работал конторщиком в транспортной конторе.
В 1921 году Павел поступил в Московский педагогический институт, где проучился до 1924 года, когда он сделал окончательный выбор и поступил послушником в Высоко-Петровский монастырь в городе Москве. В 1926 году его призвали в армию, и он и служил в Тамбове в кавалерийском полку. Демобилизовавшись через год, он вернулся в Высоко-Петровский монастырь. Духовным его отцом стал архимандрит Агафон (Лебедев), а близким другом – иеродиакон Феодор (Богоявленский). В этом монастыре Павел принял монашеский постриг с именем Косма и был рукоположен во иеродиакона.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kosma-magda
☦️
Маргарита Ксенофонтовна Закачурина родилась в деревне Пахота Лежневского района Ивановской области в 1884 году. С 1902 по 1926 год она подвизалась в монастыре, а после его закрытия, не оставляя молитвенного делания, вынуждена была работать в светском трудовом объединении. Перед первым арестом она состояла в качестве портнихи в артели «Трудовая игла». 22 марта 1937 года матушку Маргариту арестовали и обвинили в «контрреволюционной деятельности», а также в том, что она «участница к/р группы монашества и церковников».
…
Тамара Ивановна Проворкина родилась в селе Анохино Егорьевского уезда Рязанской губернии 20 февраля 1880 года в семье священника. С 1902, с 15 лет, и до 1928 года она подвизалась во Владимирском женском монастыре в городе Ивано-Вознесенске (Владимирская губерния). После закрытия монастыря она не оставила монашеского подвига, была противницей обновленчества и придерживалась Тихоновской ориентации. Проживая с игуменией монастыря Августой и еще двумя монахинями, она работала при Деткомиссии глухонемых, затем занималась стеганьем одеял. 27 апреля 1932 года матушка Тамара была арестована и обвинена в «а/с агитации» и «распространении провокационных слухов». Ввиду неподтверждения преступления материалами, следствие постановило освободить ее из-под стражи. 22 марта 1937 года последовал второй арест с обвинением в «контрреволюционной деятельности».
…
Монахини Маргарита, Феврония, Тамара и жена священника Мария Ивановна проходили по одному групповому делу «Сестричества прп. Киприана, Ивановская о., 1937 г.». Матушки Маргарита и Тамара были приговорены к 5 годам, а матушка Феврония и Мария Ивановна к 3 годам ссылки в Казахстан. В ссылке они тоже держались вместе и поселились в поселке Майское Бескаргайского района Павлодарской области, подвизаясь в совместной молитве. 3 декабря 1937 их всех снова арестовали и составили новое групповое дело «Маргариты Закачуриной и др. г. Павлодар, 1937». 4 декабря следствие по этому делу было завершено с окончательным приговором: ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ – РАССТРЕЛ.
☦️
Мученица Матрона родилась в 1848 году в Москве в семье крестьянина Степана Конюхова. До нас не дошли сведения о ее жизни до наступления гонений на Русскую Православную Церковь, но известно, что в тридцатых годах она уже пользовалась большим авторитетом среди православных, которые ее почитали как подвижницу, обращаясь к ней с просьбой помолиться, как к человеку, угодившему Богу. Матрона Степановна была арестована сотрудниками НКВД 26 августа 1937 года. В это время ей уже исполнилось восемьдесят девять лет.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-matrona-konjuhova
☦️
Преподобномученица Мария родилась в 1869 году в городе Ярославле в семье рабочего Василия Цейтлина. Желая послужить Господу в равноангельном чине, она в 1886 году поступила послушницей в Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, располагавшийся тогда на самой окраине Москвы. Как и все обители, монастырь после революции был безбожной властью разграблен и закрыт.
Подобно другим сестрам монахиня Мария поселилась вблизи монастыря на Большой Пироговской улице.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-marija-cejtlin
☦️
Священномученик Константин Успенский и (его сын) мученик Борис Успенский.
…
Священномученик Константин родился 9 апреля 1872 года в селе Алексеевском Московской губернии в семье псаломщика Василия Успенского. В 1892 году Константин Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем Николо-Богоявленского училища. Вскоре он женился на девице Анне, дочери священника Никольской церкви в селе Васютино на Мху Богородского уезда Московской губернии Петра Делицына. В 1895 году отец Петр был по прошению уволен за штат и на его место по рукоположении в сан священника был назначен отец Константин. По преданию, храм на этом месте был основан преподобным Сергием Радонежским, когда он искал уединенное место для молитвы. Современное здание храма было возведено в 1787 году вместо древнего деревянного.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-boris-uspenskij-muchenik
☦️
Икона Богородицы «Геронтисса».
На северо-восточном склоне Святой Афонской Горы, на отвесной скале у самого моря находится монастырь Пантократор, основанный в 1361 году греческим императором Алексеем Стратопедархом и братом его Иоанном Примикирием. В этом монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», что значит «Старица» или «Настоятельница».
Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения обители. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства Своей обители.
В другое время в монастыре был близок к кончине ее старец-игумен. Получив откровение о своем скором отшествии, он желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившейся в алтаре чудотворной иконы послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-gerontissa