12 ноября 2020
⏳ 2020.11.12 (чт)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 23я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 12 ноября (30 октября)
• апп. от 70-ти Те́ртия (Терентия), Марка, Варса́вы (Иу́ста) и Арте́мы (I)
• сщмч. Маркиа́на Сиракузского (II)
• мц. Евтро́пии Александрийской (ок. 250)
• сщмч. Зино́вия Егейского (Киликийского), мц. Зино́вии (285)
• прмц. Анастасии Солунской (III)
• свв. Стефа́на Милютина, короля Сербского (1320), Драгутина (1316), Елены (1306)
• сщмч. Матфея Казарина (1942)
• обретение мощей исп. Агафа́нгела (Преображенского) Ярославского (1998)
• икона Божией Матери: Озерянская (XVI)
☦️
Св. апостол Терций, один от 70-ти, был одним из ближайших учеников и сотрудников св. апостола Павла. Трудясь и подвизаясь на ниве евангельской под непосредственным руководством великого апостола языков, он в то же время исполнял и частные его поручения. Известно, что Послание апостола Павла к Римлянам написано было апостолом Терцием, так как апостол Павел, по его собственному свидетельству, имел неразборчивый почерк и затруднялся сам переписывать свои послания. О том, что св. апостол Терций переписывал Послание к Римлянам, узнаем из этого последнего, где находим следующие слова: «Приветствую вас в Господе и я, Терций, писавший сие послание» (Рим.16:22).
Св. апостол Терций был вторым епископом в Иконии после св. апостола Сосипатра (память его 10 ноября и 4 января), где и удостоился принять мученический венец.
☦️
Святой Марк, он же Иоанн (Деян.12,12), племянник апостола Варнавы, был епископом Аполлониадским (Кол.4,10). В доме его матери Марии (память 29 июня) часто находили убежище гонимые ученики Господа после Его Вознесения.
О нем вспоминает в послании к Колоссянам ап. Павел: «приветствуем вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его)» (Кол.4:10).
☦️
Святой Иуст, называемый Варсавою, сын Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы, был избран на место Иуды вместе с Матфием; епископствовал и мученически скончался в Елевферополе.
☦️
Святой Артема был епископом в ликаонском городе Листре (один из городов Ликаонии; здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, видев это чудо, признали его и Варнаву за богов); скончался мирно. О нем воспоминает св.апостол Павел в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему, или Тихика, поспеши прийти ко мне» (Тит.3:12).
…
Подробнее:
Имя Артемы – сокращенное от имени Артемидор или Артемон – Артемий. Св. Артема во всех известных списках причисляется к св. 70 апостолам. Весьма скудны сведения о нем в Священном Писании. Имя его упомянуто однажды ап. Павлом в Послании к Титу (Тит.3,12); из этого стиха видно, что Артема был спутником св. апостола и пользовался его особым доверием.
В греческой Минее (Синаксарь Никодима Святогорца, октябрь 30 ч.) сказано о нем: «Артема был епископ в Листре и как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов».
В славянской Четьи Минее (св. Димитрия) сказано: «Артема святый, его же Павел святый (воспоминает) к Титу: егда послю Артему к тебе (Тит.3,12) бысть епископ в Листре» (4 января, л. 47) и под 30 октября: «Артема бысть епископ в Листре».
Преосвященный Феофан в тoлкoвaнии на послание к Титу пишет: «о Артеме говорится в первый раз (Тит.3:12) и более о нем ничего неизвестно. Предание передает, что он был епископом в Листре. Он причисляется к 70 апостолам. Память его 30 октября» (1882. Москва, 135 стр.).
В православной богословской энциклопедии, изданной под редакцией А.П. Лопухина (1900 г., т. I., стр. 1080), сказано: «Артема (сокращ. от Артемидор – дар Артемиды) один из апостолов, о котором св. ап. Павел упоминает в своем послании к Титу (Тит.3,12). О жизни его ничего неизвестно. Полагают, что он впоследствии был епископом в Листре. Память его 30 октября».
Западные церковные писатели о св. Артеме сообщают: Аббат Минь (Dictioimaire de la Bible I. p. 607): «Артема, ученик ап. Павла (Тит.3,12); он был послан aп. Павлом в Крит на место св. Тита, пока сей последний пребывал при апостоле в Никополе, где и провел зиму. Ничего не известно ни о жизни, ни о смерти св. Артемы, но из поручения, которое делает ему св. Павел, видно, что он пользовался большим доверием».
В Богосл. Словаре (Dewette et Weltzer) и Герцога (Богосл. Энциклопедия) сказано: «предполагают что Артема был житель Малой Азии и, быть может, его родина была Листра или один из городов, в коих проповедовал ап. Павел в первое свое путешествие с Варнавою, и тогда же, вероятно, Артема принял Евангельское учение и был рукоположен тем же апостолом во пресвитера церкви г. Листры (ср. Деян.14,21-23). «Проповедавши Евангелие сему городу – Дервии и приобретши довольно учеников, они – Павел и Варнава – обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Рукоположивши пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». «Кто был Артема, или Артемидор? (спрашивает Фаррар). Что он был, подобно Трофиму или Тихику (Деян.20:4, 21:29), ефесеянином, это с большею или меньшею вероятностью можно замечать из его имени, и ап. Павел мог встретиться с ним при последнем своем посещении Ефеса» (Жизнь св. ап. Павла, стр. 1055).
В правосл. церкви память св. Артемы 30 октября вместе с ап. Клеопою, Иустом, Марком и Тертием и 4 января в Соборе св. 70 апостолов.
Г. Листра ныне не существует; по раскопкам, произведенным в 1892 г. в 50 верстах от Конии, по направлению к горе Али Сумас, найдены развалины, свидетельствующие о процветании здесь христианства, и думают, что здесь был древний город – Листра, близ нынешнего поселка Хотын Сарая. Во времена апостольские был ещё св. Артемон, епископ Селевкии Писидйской, которого некоторые смешивали с ап. Артемою. Св. Димитрий, митрополит Ростовский, кратко изложив житие св. Артемона, замечает: «зде же ведати потребно яко ин есть св. Артема, един от 70 апостолов, св. ап. Павлом в послании к Титу, в главе третьей воспомяновенный, епископ в Листре бывший; а ин есть св. Артемон, не от числа 70 апостолов, и не в Листре, но в Селевкии Писидийской первый бывший епископ» (Четьи Минеи, 24 марта).
☦️
Священномученики Маркелл, Филагрий и Панкратий были учениками святого апостола Петра и поставлены им епископами: святой Маркелл – Сицилийским, Филагрий – Кипрским и Панкратий – Тавроменийским. За распространение веры Христовой среди язычников они восприняли мученическую кончину.
Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский, ученик святого апостола Петра, был послан в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около города Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Скончался он мученически, убитый иудеями. Мощи его находятся в итальянском городе Гаэте (гавань и крепость в Италии). (Священномученик Маркиан – одно лицо со святым Маркеллом, епископом Сикелийским, память которого 9 февраля.)
☦️
Мученица Евтропия пострадала за Христа в Александрии около 250 года. Часто посещая христиан, заключенных в темницах, она призывала их к терпеливому перенесению страданий. За это святая была взята на мучения гонителями христиан. На суде она твердо исповедовала свою веру во Христа и скончалась от жестоких истязаний.
☦️
Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия претерпели мученическую смерть в 285 году в Киликии. Они с детства восприняли святую христианскую веру от своих родителей и вели благочестивую, целомудренную жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия, раздали они свое имущество, полученное в наследство, неимущим. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней. Он был избран епископом христианской общины в Киликии.
Пребывая в святительском сане, святой Зиновий ревностно распространял веру христианскую среди язычников. Когда император Диоклитиан (284–305) начал гонение на христиан, епископ Зиновий был первым схвачен и доставлен на суд к правителю Лисию. «Я буду говорить с тобой кратко, – сказал Лисий святителю. – Предлагаю тебе: жизнь – если поклонишься нашим богам, и смерть – если не поклонишься». Святой ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду»
По приказу Лисия святителя прибили к кресту и начали пытать. Сестра епископа, видя страдания брата, пожелала их с ним разделить. Бесстрашно исповедовала она перед гонителями свою веру во Христа, за что также была отдана на мучения. Силою Господней оставшиеся в живых после пыток на раскаленном одре и в кипящем котле святые были обезглавлены. Пресвитер Гермоген тайно предал тела святых мучеников погребению.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/944
☦️
Преподобномученица Анастаси́я Римляныня, Солунская (Фессалоникийская) – см. житие 11 ноября.
☦️
Святые Стефа́н Милютин, король Сербский, брат его Драгути́н (в иночестве Феокти́ст) и мать их Елена.
Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана – Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.
Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.
Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.
☦️
Священномученик протодиакон Матфей Васильевич Казарин родился 9 ноября 1886 года в селе Покосы (ныне Зубово-Полянский район Мордовской области) и происходил из семьи псаломщика. Будущий священномученик окончил 4 класса духовного училища, затем учился в Тамбовской Духовной Семинарии, но не окончил ее.
Мы не знаем, когда началось диаконское служение отца Матфея и где он служил первоначально. Известно, что в 1930 году он был арестован в Тамбовской области и приговорен нарсудом к 2 годам лишения свободы. После освобождения из лагеря отец диакон служил в Ильинской церкви города Мичуринска (Козлов) вместе с прп. Севастианом Карагандинским. Следующий арест состоялся 1 августа 1937 года. Отца Матфея привлекли по групповому делу «церковно-монархической повстанческой организации. Мичуринск, 1937 г.» и обвинили в контрреволюционной агитации.
Из обвинительного заключения: «Входил в состав церковно-монархической повстанческой организации. Вел среди населения контрреволюционную агитацию, призывая крестьян к организованным выступлениям против советской власти и оказанию помощи фашистам в случае войны. Возводил клевету на политику партии и правительства». 6 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Тамбовской области приговорила протодиакона Матфея Казарина к 8 годам Исправительно-трудового лагеря. Священномученик пробыл в Мичуринском домзаке 9 месяцев и 17 мая 1938 года был выслан в Карлаг НКВД.
По прибытию в лагерь отец диакон был определен на общие работы. В деле имеется характеристика: «К работе относится добросовестно, к инструментам отношение бережное, норму выработки выполняет. В культмассовой работе не участвует, в быту ведет себя хорошо, дисциплинирован». В 1939 году отец Матфей работал на 3-ем участке Карлага сторожем зерносклада. В лагере ему была сделана операция по поводу болезни желудка. Более поздняя запись: «Почти все время болеет, поэтому работает на более легкой работе дневальным. К труду относится хорошо, честно».
12 ноября 1942 года отец Матфей скончался в лагере. В деле сказано: «смерть последовала в 16 часов дня от правостороннего катарального воспаления легких и язвенного кровотечения».
☦️
Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Веневского уезда Тульской губернии в семье священника. Воспитанный родителями в послушании вере Христовой и строгом исполнении церковных обрядов, он высоко ставил служение святой Церкви в священном сане. Ребенком он любил подолгу бывать на кладбище, гулять среди могил и крестов – красноречивых свидетельств, что вся персть, вся пепел, вся сень. Здесь со слезами на глазах Александр просил Господа, чтобы Он сподобил его во время благопотребно стать служителем алтаря и приносить умилостивительную бескровную жертву за окончивших земную жизнь. Это желание было так велико, что когда по окончании училища представилась возможность поступить в привилегированное столичное учебное заведение, он ее решительно отверг. Близкие советовали не отказываться от случая получить серьезное светское образование, которое откроет ему широкие возможности в жизни. Увидев бездейственность советов, родные попытались принудить его согласиться с ними и оставить мысли о получении духовного образования, но все было напрасно. Чувствуя непреодолимую тягу к церковному служению, Александр со свойственными его характеру решимостью и настойчивостью настоял на продолжении образования в Тульской Духовной семинарии, в которую он и поступил в 1871 году.
В те годы семинарское образование в России пребывало в плачевном состоянии, в стены духовных учебных заведений беспрепятственно проникали материалистические и бездуховные науки. Под видом новых научных открытий начинали открыто утверждаться в области научных знаний социальные и естественно-научные мифы. Идеал служения на духовном поприще среди образованного общества был почти утрачен, и общество пришло в состояние духовного окостенения.
…
В начале апреля 1927 года из заключения был освобожден митрополит Сергий, и 7 апреля архиепископ Серафим сдал ему дела управления. Церковная жизнь в Ярославской епархии вошла в обычное русло, и казалось, что время расколов прошло. 29 июля появилась декларация митрополита Сергия. В Ярославской епархии она не вызвала никакой реакции.
…
Оба викарных архиерея митрополита Агафангела, архиепископы Иосиф и Серафим, были против декларации митрополита Сергия. И как горячо убеждали они старца всего год назад отказаться от притязаний на пост Местоблюстителя и не ссориться с митрополитами Петром и Сергием, так же горячо теперь они убеждали его отделиться от заместителя Местоблюстителя. Спорили с митрополитом Агафангелом с такой несомневающейся убежденностью, с такой решимостью идти по выбранному пути до конца, что владыка-старец видел – назревают новая смута и раскол.
В конце 1927 года некоторые архиереи заявили о своем отделении от митрополита Сергия, высказав намерение править епархиями самостоятельно. В начале января 1928 года к митрополиту Агафангелу пришли архиепископ Угличский Серафим и митрополит Иосиф и стали убеждать владыку отойти от митрополита Сергия. То, чем дорожил владыка Агафангел более всего – мир церковный – явно нарушался. И архиепископ Серафим, и митрополит Иосиф в своих убеждениях были непреклонны. Митрополит Иосиф, оставшийся без кафедры, с неясной перспективой относительно своего места в церковной иерархии, готов был пойти на крайние действия. Разговор был столь тяжел, что после отъезда архиереев у митрополита случился сердечный приступ. И затем здоровье его настолько ухудшилось, что 30 января он совершил в ярославском Свято-Духовом храме свое последнее богослужение и уже не смог служить до самой кончины.
Назревающие церковные расколы, угроза ярославской пастве обуяться религиозными смятениями – все это окончательно сокрушило здоровье владыки. Два года прошло, как окончилась ссылка митрополита-исповедника, но оказалось, что трудности тюремного заключения и ссылки переносимы легче, чем те внутренние скорби, которые обрушились на него теперь, глубоко раня душу и сердце. По правде сказать, он от самого своего освобождения из Пермской тюрьмы весной 1926 года не знал отдохновения и покоя. Угрозы расколов и смятений, опасение послужить им каким-либо своим действием или словом, сделать что-либо к соблазну верующих – это ощущалось тяжелее, чем гонения от безбожников за имя Христово и ссылка. А возраст уже таков, что не будет времени исправлять ошибки. Не будь горячей настойчивости архиереев, не будь вроде бы достоверных сведений, что в других епархиях царит церковная смута и многие отделяются от митрополита Сергия, митрополит Агафангел вряд ли подписал бы какой-либо документ, касающийся вопросов церковной политики.
…
Митрополит Сергий, получив документ об отходе от него Ярославской епархии, был чрезвычайно обеспокоен этим обстоятельством. Ширилось церковное движение, которое, как он считал, не имеет положительной перспективы. Девятнадцатый век не вернется, советская власть будет еще долго править страной. Все старые общественные движения, боровшиеся с нею, выдохлись, а она так поставила дело воспитания молодежи, что совершенно отделила ее от Православной Церкви. У Церкви не осталось никакой возможности воспитывать детей. Через десяток-другой лет вырастет поколение, для которого Православная Церковь с ее церковно-славянским языком, древним богослужением будет выглядеть музейной реликвией. Отход митрополита Агафангела только умножал общее смятение. На этом фоне агенты советской власти будут делать все, чтобы углублять и укреплять расколы.
Митрополит Сергий послал митрополита Серафима (Александрова) в Ярославль с объяснениями подробностей настоящего церковного положения, желая убедить митрополита Агафангела отказаться от организации автокефалии в Ярославской епархии.
…
Ярославские архиереи остались при прежней позиции, и митрополит Сергий послал к ним еще раз для объяснений архиепископа Вятского Павла (Борисовского), передав с ним письмо. Митрополит Агафангел уклонился от прямого ответа, сославшись на то, что ни митрополита Иосифа, ни архиепископа Серафима нет уже в Ярославской епархии.
…
В третий раз в Ярославль был послан архиепископ Рязанский Ювеналий (Масловский). Он сначала беседовал с викарным архиепископом Варлаамом, а затем с митрополитом Агафангелом. 10 мая митрополит Агафангел, архиепископ Варлаам и епископ Евгений написали митрополиту Сергию: «В разъяснение нашей декларации от 6 февраля с.г. и в дополнение к письмам митрополита Агафангела на имя Вашего Высокопреосвященства, находим нужным сказать следующее:
1. Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием.
2. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем.
3. Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим.
4. Принципиально власть Вашу, как заместителя, не отрицаем.
5. Распоряжения заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем.
6. Всех обращающихся к нам иноепархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение, мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляли их – непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущенную религиозную совесть».
На этом ярославские архиереи считали инцидент исчерпанным. 10 мая митрополит Агафангел показал письмо секретарю епархии протоиерею Дмитрию Смирнову, который предложил этот документ обнародовать. Но митрополит ответил, что, поскольку письмо от 6 февраля не обнародовано, то и это не нужно обнародовать, а благочинным ярославским и так все известно.
…
Здоровье митрополита Агафангела, сильно ухудшевшееся в начале года, так и не поправилось. С ним было несколько сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к Тайнам Тела и Крови Христовых и только после этого принимал медицинскую помощь. В середине сентября у него случился сердечный приступ столь сильный, что митрополит слег в постель. Врачи рекомендовали полный покой. Но и лежа в постели, он принимал деятельное участие в управлении епархией, говорил, что нужно сделать в том или ином случае. Предчувствуя близость смерти, владыка просил протоиерея Димитрия Смирнова съездить к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, попросить у него церковного мира и сказать, что он, конечно же, находится в его подчинении, а если что не так было, то просит его простить. Отец Димитрий собрался не сразу, и владыка вынужден был торопить и просить, чтобы тот не откладывал поездку и перед митрополитом Сергием подчеркнул, что он желает совершенно с ним примириться; одновременно он наказывал о. Димитрию, что когда митрополит Сергий пришлет после его смерти архиерея для управления епархией, то обязательно бы его приняли. Отец Димитрий съездил и все передал заместителю Местоблюстителя.
Несмотря на усилия трех докторов, здоровье владыки все ухудшалось, и 2 октября он пожелал принять таинство святого елеосвящения, которое совершили архиепископ Варлаам (Ряшенцев), духовник митрополита архимандрит Ярославского Спасского монастыря Игнатий и архимандрит Толгского монастыря Григорий. При совершении таинства владыка почувствовал себя бодро и радостно. У него было такое настроение, будто приблизились светлые пасхальные дни. Не было страха приближающейся смерти, он с великой надеждой смотрел в будущее и, уповая на милость Божию, с дерзновением узревал те великие блага и радость, которые ждут наследующих жизнь вечную. Подозвав архиепископа Варлаама, он сказал ему:
– Передайте всем – и духовенству и мирянам – мое благословение, у всех прошу прощения, если кого обидел или огорчил, и сам всех прощаю, ни на кого ничего не имею, прошу у всех святых молитв.
– Молитесь и вы о нас Богу, – просили присутствующие.
– Да, если получу дерзновение у Господа, буду и я молиться, – ответил старец.
Состояние здоровья владыки стремительно ухудшалось, и 9 октября он причащался уже только святой Кровью, так как к этому времени никакой пищи принимать не мог. После причастия ему стало значительно лучше. Улучшение было и на следующий день, так что у окружающих появилась надежда на его выздоровление. Владыка, однако, чувствовал, что приближается конец, и давал распоряжения на смерть. Многих тогда удивило, с каким спокойствием он давал эти распоряжения, будто они были связаны не с его собственным погребением, а с торжественным праздником. 14 октября; подозвав архимандрита Григория, он сказал:
– У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться.
– Какой юбилей? – не понял тот.
– Мой юбилей, будет много священников и посторонних. А на следующий день, накануне смерти, своей келейной монахине Нине повторил:
– Завтра вечером у нас в квартире будет торжественная всенощная, будет много священников, пригласите и владыку Варлаама.
Утром следующего дня, 16 октября, ему стало заметно хуже, и в половине одиннадцатого утра митрополит Агафангел скончался. Известие мигом облетело город, и двенадцать ударов тридцати ярославских церквей возвестили о кончине святителя.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-agafangel-preobrazhenskij
☦️
Икона Богородицы Озерянская. Недалеко от Харькова, в Преображенском Куряжском монастыре хранился чудотворный образ Божией Матери Озерянской. По преданию, образ был явлен в конце XVI века возле села Озеряны – отсюда и название иконы; впоследствии на этом месте возникла обитель, также получившая название Озерянской.
Рассказывают, что некий украинский крестьянин косил траву и рассек образ Божией Матери косой пополам… Осознав, что его поступок, пусть и не преднамеренный, страшен для него и для окружающих, человек поднял две половины иконы, с благоговением поместил у себя в молитвенном углу, зажег перед нею свечу, а утром обрел икону целой, остался лишь тонкий след от рассечения.
В 1794 году Озерянская икона была перенесена в Куряжский монастырь, а после его закрытия 8 лет находилась в харьковской Покровской церкви. В начале XIX столетия монастырь был восстановлен, и святую икону Божией Матери по просьбе братии возвратили в обитель.
На поклонение этому чудотворному образу стекалось множество богомольцев из Харькова и окрестных селений, от нее по горячим молитвам верующих происходили многочисленные исцеления страждущих.
30 сентября каждого года (начиная с 1843-го) чудотворный образ Пресвятой Богородицы крестным ходом переносился в г. Харьков, где находился всю зиму, а 22 апреля таким же путем возвращался в монастырь.
Озерянская икона была украшена дорогой ризой из червонного золота старинной работы, написана на холсте древним малороссийским письмом.
В годы богоборчества Озерянская икона Божией Матери, которая считается покровительницей Харькова и всего Слободского края, была утеряна. Сохранился лишь список, сделанный по всем церковным канонам и обладающий, как утверждают священнослужители, такой же чудотворной силой, как и оригинал.