24 октября 2020
⏳ 2020.10.24 (сб)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 20я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 24 октября (11 октября)
• ап. от 70-ти Фили́ппа (I)
• мцц. Зинаи́ды и Филони́ллы (I)
• прп. Феофа́на Никейского, творца канонов (ок. 850)
• прп. Феофа́на, постника Печерского (XII)
• прп. Льва Оптинского (1841)
• Сщмчч. Филаре́та (Великанова) Александра (Гривского) (1918)
• Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших
☦
Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей. После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам, заведовать приношениями верующих и заботиться о вдовах, сиротах, убогих. Старшим среди семи перводиаконов был святой архидиакон Стефан. Когда начались гонения и первомученика Стефана иудеи побили камнями, апостол Филипп покинул Иерусалим. Он переселился в Самарию, и там успешно проповедовал христианство. В числе обращенных апостолом был знаменитый волхв Симон, который, «крестившись, не отходил от Филиппа» (Деян.8:9-13).
По указанию Ангела Господня апостол отправился на дорогу, соединявшую Иерусалим с Газой, и там встретил сановника царицы Эфиопской, которого тоже обратил в христианство (Деян.8:26-39). Святой апостол Филипп неутомимо проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. В Иерусалиме апостолы рукоположили его в сан епископа и послали в Лидию, где он крестил многих. Скончался святой Филипп в глубокой старости.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/26
☦
Мученицы Зинаида и Филонилла, родственницы святого апостола Павла, были родом из Тарса. Святые оставили свой дом и поселились в пещере близ города Димитриады и жили там в непрестанных молитвах и трудах. Они владели врачебным искусством и охотно лечили всех, кто обращался к ним за помощью, исцеляя их души обращением к Истинному Богу. За святую ревность о Господе проповедницы приняли мученический венец: идолопоклонники побили их камнями.
…
В изложении свт. Димитрия Ростовского:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/888
☦
Преподобный Феофан исповедник и брат его Феодор исповедник Начертанные родились в Иерусалиме от родителей-христиан. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном (память 24 октября) он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.
Когда император-иконоборец Лев 5 Армянин (813–820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811–813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев 5 был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.
При следующих императорах, Михаиле II (820–829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829–842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи – 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, – за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: «Это всё равно, как бы вы сказали: «Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь». После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского. Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту православия. Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/887
…
Молитвословия:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejskij/
• Канон апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
• Канон апостолу Иакову, брату Господню по плоти, епископу • Иерусалимскому
• Канон Благовещению Пресвятой Богородицы
• Канон великомученику Георгию Победоносцу
• Канон мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
• Канон Преполовения Пятидесятницы
• Канон святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
• Канон святому апостолу и евангелисту Матфею
• Канон святому апостолу Иакову Алфееву
• Канон святому апостолу Иуде, брату Господню
• Канон Святому Духу
• Канон святым славным и всехвальным Двенадцати Апостолом
• Канон Торжеству Православия
• Каноны: воскресный и Богородицы
• Сборник канонов о усопших восьми гласов
☦
Преподобный Феофа́н Печерский, постник. Прозвание Постник, с которым известен преподобный Феофан, указывает, что строгий пост был тем путем, которым он приблизился к Господу. Мощи преподобного Феофана Постника открыто почивают в Антониевой пещере. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
☦
Первый приснопамятный оптинский старец Лев (Наголкин) родился в г. Карачеве Орловской губ., и в святом крещении наречен был Львом. В миру он вращался в купеческом быту и служил приказчиком в пеньковом деле, возил пеньку для сбыта на дальние расстояния. Однажды юноша подвергся нападению от волка, который вырвал у него из ноги огромный кусок. Будучи необычайно сильным и смелым, Лев засунул кулак в глотку волка, а другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный волк упал с воза. Старец Лев прихрамывал после этого всю жизнь.
Сметливый и в высшей степени способный приказчик во время переездов сталкивался с представителями всех классов общества. Он хорошо освоился с манерами и бытом каждого из них. Этот опыт пригодился ему в годы старчествования, когда к нему приходили и раскрывали душу самые разные люди, знатные и незнатные.
Начало монашеской жизни преп. Лев положил в Оптиной Пустыни, но потом перешел в Белобережскую Пустынь, где в то время настоятельствовал известный афонский подвижник о. Василий Кишкин. Вскоре Лев принял монашеский постриг с именем Леонид. Здесь он прошел искус обучения монашеским добродетелям: послушанию, терпению и всем внешним подвигам. В 1804 г. он стал преемником о. Василия. Еще до назначения своего настоятелем, преподобный прожил некоторое время в Чолнском монастыре, где встретился с учеником старца Паисия Величковского о. Феодором и стал его преданным последователем. Старец Феодор обучал преп. Леонида высшему монашескому деланию, этой «науке из наук и искусству из искусств», как зовется подвиг непрестанной молитвы, посредством которой происходит очищение сердца от страстей.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-lev-optinskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/
• Вопросы ученика и ответы старца
• Старческие беседы преподобного Льва Оптинского, записанные его духовными чадами
• Письма преподобного оптинского старца Льва, написанные им одним или совместно со старцем Макарием
• Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию
• Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва
☦
Филарет Иоаннович Великанов родился 14 мая 1873 года в семье дьякона города Верхнего Ломова. Окончил Пензенскую духовную семинарию и указом за №9091 Пензенской Духовной Консистории 7 октября 1891 года был определен на псаломщицкое место к соборной церкви города Нижнего Ломова. С 18 октября 1895 г. состоял учителем Нижне-Ломовской воскресной школы. Однако, чувствуя в себе призвание к служению церковному, по собственному прошению, 10 сентября 1896 года указом Духовной Консистории за №4261 был назначен на диаконско-учительское место в с. Суркино Наровчатовского уезда, а 25 мая 1896 г. епископом Пензенским и Саранским Павлом (Вильчинским) рукоположен во диакона к Христорождественской церкви того же села. 11 июня 1897 года указом все той же Пензенской Духовной Консистории за №6762, Филарет Великанов был перемещен в село Большой Азяс Краснослободского уезда, а резолюцией Епархиального Преосвященного от 23 августа 1901 года за №3883 (по предложению училищного правления) назначен экономом Краснослободского духовного училища.
2 марта 1904 года указом Пензенской Духовной Консистории за №3534 о. Филарет был назначен диаконом с. Оброчного Краснослободского уезда, в марте 1904 года – экономом Тихоновского духовного училища г. Пензы, а 10 июня 1909 года – экономом Пензенской духовной семинарии. Высокопреосвященным Владимиром, архиепископом Пензенским и Саранским, рукоположен в сан священника 30 октября 1916 года. В том же году его перевели на должность эконома Казанской Академии.
Февральский и октябрьские перевороты о. Филарет воспринял, как ужасные и несправедливые события, однако всецело положился на волю Божию и продолжил свое духовное служение вопреки неизбежно надвигающемуся террору.
10 октября н. ст. 1918 года, председателем ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацисом был подписан ордер №343 на обыск и арест священника Филарета Великанова, а 11 октября отцу Филарету уже предъявили показания двадцатиоднолетнего Кузьмина, «коммуниста отряда ЧК», и Тимофея П., «взводного отряда ЧК», которые во время белочешского мятежа будто бы были опознаны Великановым, когда тот – вооруженный (!) – ходил по Академической слободке и требовал расстрела прятавшихся коммунистов. Свидетельство Кузьмина (до работы в ЧК служившего денщиком у генерала Воронова) могла якобы подтвердить одна женщина, но ее «не оказалось в городе», показания же другого «свидетеля» и вовсе были опровергнуты его земляком (тем, что приютил скрывавшегося чекиста), заявившим, что во время осмотра квартир академических служащих Великанов не только не был вооружен, но и никому ни арестом, ни расстрелом не угрожал.
Сам священник не мог понять, как это можно требовать расстрела тех, кого он в глаза-то не видывал. Да и не ведал отец Филарет за собой никакой вины, поэтому и из Казани никуда не бежал, не скрывался. Положение священномученика в тюрьме было очень тяжелым – это видно из его писем, которые он писал своим друзьям. Но именно в этих посланиях обнаруживается его истинно православная душа. 31 октября ст. ст. в журнале собрания Казанской Духовной Академии появилась следующая запись: «Перед началом заседания Преосвященный Ректор Академии сообщил о внезапной кончине эконома Академии, священника Филарета Иоанновича Великанова.
☦
Священномученик Александр Гривский родился 25 мая 1874 г. в погосте Болчино Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского. Семья, в которой он родился, принадлежала известному в Псковской губернии роду Гривских. Представители этого рода оставили заметный след в истории Псковской губернии. Они подвизались на ниве образования, народного просвещения и культуры, многие становились священнослужителями.
В семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского сыновья шли по стопам отца. Протоиерей Симеон служил в Христорождественской церкви с. Чирская, преподавал Закон Божий и заведовал церковно-приходской школой. Его сыновья — Александр, Сергий и Никандр, подрастая, один за другим поступали в Псковскую Духовную семинарию. После окончания семинарии они приняли священный сан и служили священниками в разных приходах Псковской епархии. Сам глава семейства продолжал служить Святой Церкви до глубокой старости.
В годы гонений XX столетия все трое братьев-священников стали мучениками за Христа. Двое из них прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских. Старший в семье, священник Александр Гривский, был расстрелян ЧК в 1918 году; священник Никандр Гривский, служивший в Христорождественской церкви п. Почеп Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Тверская обл.), был приговорен НКВД к 10 годам лишения свободы. В Соловецком концлагере он тяжело заболел и получил инвалидность. В 1932 г. заключение в концлагере было заменено ему на ссылку до окончания срока. В 1938 г. НКВД санкционировал его новый арест и приговорил к 5 годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность». 2 октября 1940 года священник Никандр Гривский скончался в заключении в Обозерском лагпункте Архангельской обл. Священномученик Никандр Гривский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников от Тверской епархии.
Младший из братьев, священник Сергий Гривский, настоятель Вышегородской церкви Дедовичского р-на, один из самых активных представителей духовенства своего времени, был арестован органами НКВД в 1937 г. На допросах он, не выдержав давления следствия, признал свою «вину» по ложно возведенному на него обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности, был приговорен к высшей мере наказания по ст. 58 УК РСФСР и расстрелян 3 декабря 1937 г. в застенках Псковской тюрьмы. Захоронен в безвестной могиле.
Священномученик Александр Гривский образование получил в Псковской Духовной семинарии. Материальное положение семьи Гривских было далеко не блестящим: отцу протоиерею не всегда удавалось изыскать средства для оплаты обучения трех своих сыновей, и Александр часто попадал в список должников за обучение. Служба о. Александра в духовном ведомстве началась с первой ступени посвящения: в 6-м классе семинарии он был облачен в стихарь, причем происходило это в алтаре Свято-Троицкого Собора. Семинарию он закончил по второму разряду и был определен псаломщиком в церковь погоста Дубки, где служил около года. В 1900 году правящий архиерей перевел его в Христорождественскую церковь села Чирская. В этой церкви находилась чудотворная, особо чтимая псковичами икона Божией Матери Одигитрия-Чирская, явленная Русской Церкви в княжение Василия I Дмитриевича. 7 лет служил и возрастал духом будущий пастырь-мученик под сенью этой великой святыни Псковской земли.
В 1907 году Александр принял сан священника с назначением в погост Сине-Никола Опочецкого уезда.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-grivskij
☦
Единая память просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников установлена в день празднования Собора преподобных Оптинских старцев (11/24 октября) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 27 октября 2016 года. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 31 января 2018 года.
Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших: преподобных, мучеников и исповедников:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-prepodobnyh-optinskih-starcev