17 октября 2020
⏳ 2020.10.17 (сб)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 19я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 17 октября (4 октября)
• сщмч. Иерофе́я Афинского (I)
• сщмчч. Га́ия, Фавста, Евсе́вия, Херимо́на (III)
• сщмч. Петра Капитолийского (III–IV)
• мцц. Домни́ны, Вирине́и (Верони́ки), Проску́дии (Просдо́ки) (305–306)
• прп. Аммо́на (Амму́на) Нитрийского (ок. 350)
• прп. Павла Препро́стого (IV)
• мч. Дави́кта (Ада́вкта) и дщери его Каллисфе́нии (IV)
• блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского (1052)
• прпп. Елла́дия и Они́сима Печерских (XII–XIII)
• прп. Аммо́на Печерского (XIII)
• св. Стефа́на Щиляновича (1515)
• обре́тение мощей свтт. Гу́рия Казанского и Варсоно́фия Тверского (1595)
• сщмч. Димитрия (Вознесенского) (1918)
• сщмчч. Николая (Верещагина), Михаила (Твердовского), Иакова (Бобырева), Тихона (Архангельского), прмч. Василия (Цветкова) (1937)
• исп. Хио́нии Архангельской (1945)
• Собор Казанских святых
☦️
Священномученик Иерофей, епископ Афинский, был членом афинского ареопага и обращен ко Христу апостолом Павлом вместе с Дионисием Ареопагитом (память 3 октября). Святой был посвящен апостолом Павлом в сан епископа. По преданию, епископ Иерофей присутствовал вместе с епископом Дионисием при погребении Пресвятой Богородицы. Скончался святитель Иерофей в 1 веке мученической смертью.
☦️
Священномученики Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр и Павел пострадали во время гонений императора Валериана.
О них упоминается в сохранившихся фрагментах послания свт. Дионисия Великого, патриарха Александрийского (247–265), к еп. Герману, а также в послании к Дометию и Дидиму, которые цитируются в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.
Во время гонений римского императора Деция Гаий, Фавст, Петр и Павел вынесли свт. Дионисия из г. Тапосириса.
Во время гонений Валериана свт. Дионисий вместе с пресв. Максимом и диаконами Фавстом, Евсевием и Херимоном предстал перед префектом Египта Эмилианом, который приказал им отречься от Христа. Они отказались это сделать и были сосланы в дер. Кефро, где вокруг них образовалась христианская община. Через некоторое время Эмилиан отправил их в район Маредотиды, но, как сообщает свт. Дионисий, его, Гаия, Фавста, Евсевия, Петра и Павла похитили из конвоя и он, Гаий и Петр оказались в Ливийской пустыне близ Паретония. По сведениям Евсевия Кесарийского, Фавст пережил гонения Валериана, но впоследствии был обезглавлен.
…
Фавст, Евсевий и Херимон, по свидетельству самого их учителя св. Дионисия Александрийского, были диаконами. Евсевий (церк. историк) прибавляет, что Евсевий диакон после был епископом в Лаодикийской церкви в Сирии, а Фавст, маститый старец, скончался при его жизни мученически, быв обезглавлен. – Скончались в 2-й половине III века.
☦️
Святой Петр жил на рубеже VII–VIII веков и был родом из города Капитолии. Он восхищал всех мудростью и умом. Петр женился и имел трех сыновей. Но поскольку его любовь к Богу была сильнее любви к семье, он расстался с женой и стал монахом. Затем епископ Бостры, против воли Петра, рукоположил его в пресвитера.
Тяжело заболев в возрасте шестидесяти лет, Петр сокрушался, что мученический венец может миновать его. Тогда, созвав именитых мусульман, он вместо обещанного завещания пламенно исповедовал перед ними христианскую веру и закончил резкими обличениями ислама. Против всякого ожидания Петр выздоровел и, все больше стремясь приобщиться к славе мучеников, начал ревностно проповедовать, осуждая заблуждения мусульман на улицах и в общественных местах. Мусульмане Капитолии составили донос, который послали Омару, сыну халифа Валида I.
При встрече с чиновником, посланным допросить его, Петр выказал такую же решимость, как и раньше, и поэтому был брошен в темницу. В это время халиф заболел и созвал в Дамаск своих детей. Пользуясь случаем, Омар изложил отцу дело христианского священника. Валид приказал немедленно привести обвиняемого. Боясь не увидеть больше своего священника, христиане Капитолии объединились и следовали за ним часть пути.
Как только Петр прибыл во дворец халифа, Омар призвал его и предложил выбирать между жизнью и смертью. Святой отвечал пылко и живо, недвусмысленно дав понять, что желает смерти, так что разгневанный Омар немедленно отослал его к отцу. Халиф объявил святому, что тот волен считать Иисуса Христа Богом, но называть пророка Мухаммеда отцом лжи непозволительно. Петр ответил таким образом, что халиф отказался от дальнейшего суда и объявил приговор, выбрав изощренно жестокую казнь.
10 января 715 года святой мученик был привезен обратно в Капитолию и выставлен перед всем народом. В первых рядах зрителей находились его сын и дочь, которых для этого заставили покинуть кельи, где они жили с детства. Следуя приказам халифа, палач вырвал мученику язык. На другой день он отсек ему стопу и кисть руки. В воскресенье, при еще большем стечении народа, он отрезал святому Петру другую стопу и другую кисть, затем ослепил его, вслед за этим распял возле монастыря, в который тот поместил своих дочерей и рядом с которым и умер, пронзенный тремя ударами копья.
Воины стерегли тело святого в течение пяти дней, после чего сожгли и бросили останки в ближайший речной поток и даже вымыли с осторожностью всякий предмет, который мог коснуться святых мощей, чтобы помешать верующим воздавать им почитание.
☦️
Мученица Домнина и дочери ее Вероника (Виринея) и Проскудия (Просдока) жили в городе Антиохии в Сирии. В царствование императора Диоклетиана они пострадали за Христа в 304 году.
Об их подвиге рассказывает Евсевий Кесарийский (Церковная история. Книга 8, 3–4):
«Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попали в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те же ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход – бегство к Господу. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом».
☦️
Преподобный Аммон Египетский был воспитан в христианском благочестии. Вступив в брак по воле родных, Аммон по согласии с супругой сохранил девство и стал жить с ней как брат с сестрой. 20 лет духовные супруги подвизались в посте, молитве и совместных трудах. Возмужав в благочестии, супруги порознь продолжили свои подвиги. Жена Аммона осталась дома и учредила в нем женский монастырь. Аммон ушел в Нитрийскую пустыню, где пребывал 22 года и достиг высоких духовных совершенств, дара чудотворения и прозорливости.
Преподобный Аммон часто приходил за благословением к преподобному Антонию Великому (память 17 января). В час кончины преподобного Аммона святой Антоний увидел, как Ангелы с веселием возносили на небо душу этого праведника. Преподобный Аммон скончался в середине IV века.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/857
☦️
Преподобный Павел Препростый жил в IV веке. Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому (память 17 января). Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.
За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: «Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/858
☦️
Мученик Дави́кт и дщерь его Каллисфе́ния. Будучи градоправителем Ефесским в царствование императора Максимиана, исповедовал веру христианскую. За сопротивление отдать в замужество свою дочь Каллисфению за язычника императора, св. Давикт был лишен чести и богатства, сослан в Мелитину и там усечен мечом.
Св. Каллисфения же сперва укрывалась в Никомидии, потом удалилась во Фракию. По смерти Максимиана, она возвратилась в отечество, где получила отнятое имущество и раздала его бедным. Тело отца она перенесла из места заточения в Асию и построила церковь в память его. Сама же, богоугодно проведши остальное время жития, с миром почила о Господе.
☦️
Святой благоверный князь Владимир Ярославич, Новгородский чудотворец, старший сын великого князя Ярослава Мудрого, родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята (память 10 февраля). Возмужав, князь стал отважным защитником страны и благочестивым христианином. Святой Владимир построил в Новгороде Софийский собор, который был заложен в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года епископом Лукой. Благочестивый воин не только заботился об укреплении княжества (по его приказу сооружена в Новгороде каменная крепость), но и усердно поучался в законе Господнем. Известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями. Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года через 20 дней после освящения Софийского храма, и мощи его положены в созданном им храме. В Новгородском Синодике упоминаете его супруга, княгиня Александра. Память святому князю Владимиру установлена в 1439 году святителем Евфимием, архиепископом Новгородским (память 11 марта).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-jaroslavich-novgorodskij
☦️
Преподобный Онисим Печерский (ХII–ХIII), подвизаясь в Киево-Печерской Лавре, затворился в Ближних пещерах (преподобного Антония). Святые мощи преподобного погребены на месте его подвигов.
☦️
Преподобный Аммон, затворник Печерский (XIII в.), именуется трудолюбивым. По благословению игумена он странствовал во Святую Афонскую Гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отец. По возвращении своем оттуда так жил благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой жизни.
Святой Аммон любил нищету и заботился о приобретении нетленных богатств на небе; затворившись в пещере, своими подвигами он попрал все вражьи коварства. Преставившись душою ко Господу, обрел в Нем вечный покой; тело же его святое положено в Дальних пещерах.
…
Кроме общей памяти преподобным, в Феодосиевой пещере почивающим, – 28 августа, преподобного Аммона память совершается еще 4/17 октября, вероятно, в день его тезоименитства, так как 4/17 октября в Православной Церкви совершается память прп. Аммона Египетского, ученика преподобного Антония Великого.
☦️
Святой Стефан Щилянович родился в благочестивой христианской семье в сербском городе Жупе (южная сторона Захолмья). В то время Сербия часто подвергалась нападениям турок, которые разоряли страну. Святой Стефан защищал свою родину, исполняя воинскую службу в армии сербского правителя. Когда в стране начался голод, милосердный Стефан раздавал голодающим свой хлеб. Патриотическая деятельность святого воина была неразрывно связана с его истинно христианской жизнью. Он «присно подвизался во благих, яже суть: милостыня, чистота, молитва, вера православная и любовь нелицемерная к ближним». Святой отошел ко Господу 4 октября 1515 года. Через некоторое время над его могилой турки увидели свет. Думая, что здесь спрятан клад, они разрыли могилу и нашли нетленное тело святого Стефана. Сербские монахи выкупили мощи у турецкого паши и перенесли в монастырь Шишатовец на Фруштской горе.
Прославляя праведного защитника родины, Сербская Церковь молится ему: «Слава во бранех, воине Стефане Щиляновичу, великий целебниче приходящим к тебе с верою».
☦️
Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского († 1563), и Варсонофия, епископа Тверского († 1576), произошло в Казани в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае». Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.
В Иконописном подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/855
☦️
Дмитрий Павлович Вознесенский родился в 1855 году в селе Николо-Замошье. В 1877 году он окончил курс Ярославской духовной семинарии и был определен штатным псаломщиком в родную церковь, позднее возведен в сан диакона. В 1910 году стал священником. Начавшаяся революция и гражданская война не обошли стороной село Николо-Замошье. 16 октября 1918 г. на территории Николо-Замошенского прихода вспыхнуло восстание против советской власти. По требованию восставших был совершен крестный ход и молебен, после которого отец Димитрий выступил с проповедью, обличавшей богоборческие планы большевиков. На следующий день прибыл карательный отряд и разогнал восставших. Колокольный звон к утренней службе был принят карателями за сигнал к сопротивлению. Во время литургии красногвардеец пытался застрелить отца Димитрия через открытые Царские врата, но винтовка отказала. Тогда солдаты явились домой к священнику после окончания службы, арестовали его и с издевательствами препроводили на железнодорожную станцию Шестихино, где он и был расстрелян в ночь с 17 на 18 октября 1918 года.
☦️
Священномученик Николай родился 10 декабря 1893 года в селе Глебово Старицкого уезда Тверской губернии в семье священнослужителя Михаила Верещагина. Образование получил в Тверской Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника уже в то время, когда начались послереволюционные гонения. Служил в селе Глебово, где служил и его отец.
Когда летом 1937 года начались гонения, сотрудник Старицкого НКВД, собирая сведения о подлежащих аресту и уничтожению священнослужителях, допросил одного из крестьян села Глебова, который согласился лжесвидетельствовать против священника и показал: «… Приблизительно в июле 1937 года колхозники колхоза «Рабочий путь» приехали за камнем к церковной ограде. Среди этих колхозников лично при мне Верещагин, ведя контрреволюционную агитацию, заявил: «Вы зря забираете церковный камень. Знайте, что скоро крах советской власти. Неверующих будут высылать, а их вожаков всех уничтожат»…. В дополнение этих контрреволюционных фактов надо заявить, что Верещагин бродяжничает по колхозам и также проводит контрреволюционную агитацию, говоря: «Разве это жизнь в колхозах, это старая барщина, где также верующий мог посещать церковь только с разрешения барина». Наконец, заслуживает внимания то, что Верещагин в качестве церковного старосты пригласил неизвестную личность — Подгурного Стефана Андреевича — поляка, который прибыл в наше село Глебово в 1930 году и с того времени также проживает в церковной сторожке и враждебно настроен, но хитрый, открыто не выступает».
В тот же день следователь допросил и пришельца. Вероятно, опасаясь за свое положение, проявив крайнее малодушие, Стефан Андреевич согласился лжесвидетельствовать против священника и оклеветал его.
Несмотря на полученные показания лжесвидетелей, НКВД не сразу арестовал священника. Только 20 сентября о. Николай был арестован и заключен в тюрьму города Ржева. В тот же день следователь допросил его. Священник твердо стоял на своем, отказываясь лжесвидетельствовать, и допрос был недолгим:
— Следствие располагает данными о том, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Признаете ли себя виновным в этом? — спросил следователь.
— Нет, виновным себя не признаю, так как контрреволюционную агитацию я не проводил.
— Почему вы не хотите дать справедливых показаний? Следствие располагает данными о том, что вы в июле 1937 года среди колхозников, которые забирали камень от церковной ограды, вели контрреволюционную агитацию, указывая, что скоро настанет крах советской власти, и тому подобное.
— Да, действительно, в июле сего года забирали камень, но среди работающих я контрреволюционную агитацию не проводил.
— Вы упорно не даете справедливых показаний, между тем следствие располагает данными, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию. Вы признаете себя виновным в этом?
— Нет, виновным себя не признаю и больше показать ничего не могу.
15 октября Тройка НКВД приговорила о. Николая к расстрелу. Священник Николай Верещагин был расстрелян через день, 17 октября 1937 года.
☦️
Священномученик Михаил Константинович Твердовский родился в 1881 году в Саратове. Известно, что 8 сентября 1937 года отец Михаил был арестован в селе Загородье Максатихинского района Калининской области и обвинен в «антисоветской агитации». 15 октября 1937 года тройка при УНКВД по Калининской области приговорила его к высшей мере наказания и 17 октября он был расстрелян.
☦️
Священномученик Иаков (Яков Иванович Бобырев) родился 25 ноября 1883 года в селе Букреевка Курского уезда Курской губернии в крестьянской семье, в которой оставались крепкими православные традиции и сам дух был подвижнический: его дядя по отцу, Сергий, ушел в Калязинский монастырь Тверской губернии, где принял постриг с именем Алексий[1]. Яков окончил пять классов церковно-приходской школы и двухклассное училище, что позволило ему в 1901 году занять должность учителя церковно-приходской школы в селе Щетино. В 1903 году Яков Иванович поступил псаломщиком в храм села Плаксино Курского уезда, где прослужил до 1915 года, когда был призван в армию. В 1918 году он вернулся в то же село и стал служить здесь псаломщиком, через два года он был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика.
В конце двадцатых годов началось гонение на Православную Церковь, и диакон Иаков был приговорен к трем годам высылки из пределов Курской области за невыполнение хлебозаготовок. Он выехал в село Высокое Нерльского района Тверской области, где неподалеку, в деревне Никулино, жил его дядя, монах Алексий, обосновавшийся здесь после закрытия Калязинского монастыря. Отец Иаков жил как ссыльный, под надзором, и обязан был два раза в месяц являться на отметку в районное управление милиции.
В феврале 1930 года он был рукоположен в сан священника ко храму села Высокого. Крестьяне полюбили ссыльного священника за ревностное отношение к службе, и когда 13 декабря 1931 года о. Иаков неожиданно для всех был арестован, церковный совет сразу же обратился с прошением к властям, чтобы те освободили священника.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-bobyrev
☦️
Священномученик Тихон родился 30 мая 1875 года в селе Больше-Попово Воронежской губернии в семье священника Иоанна Архангельского. Родители умерли рано, и младших детей — Тихона и его сестру — воспитывали их двоюродная сестра Зинаида и ее муж Петр. В свое время они отдали Тихона учиться в Духовную семинарию, по окончании которой он женился на благочестивой девице Хионии (будущая исповедница Хиония Архангельская, +1945). Она родилась 8 апреля 1883 года в селе Новый Копыл Воронежской губернии в семье священника Иоанна Дмитриева. Впоследствии у отца Тихона и Хионии Ивановны родилось восемнадцать детей; первая дочь родилась в 1901 году, а последняя — в 1923-м. Из всех детей выжили девять: шесть дочерей и трое сыновей, остальные умерли во младенчестве. Вскоре после венчания Тихон Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Троекурово Воронежской епархии, неподалеку от города Лебедянь.
Село Троекурово располагалось в живописном месте на берегу реки Красивая Меча неподалеку от женского монастыря, ныне разрушенного. Священнику выделили землю, и большая семья жила тем, что они получали от занятий сельским хозяйством. Участок земли был не лучшим, засорен камнями, и пришлось приложить много труда, чтобы его очистить. На земле работали все старшие дети, что приучило их ко всякого рода труду и помогло впоследствии перенести обрушившиеся на них испытания.
Воспитанием детей занималась Хиония Ивановна. Она была женщиной глубоко религиозной и благочестивой и научила детей молиться и при всех трудностях обращаться к единому Богу.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-arhangelskij
☦️
Архимандрит Василий (в миру Гавриил Георгиевич Цветков) родился 21 марта 1867 года в селе Лесок уезда Рязанской губернии в семье пономаря Егора Тихоновича Цветкова и его жены Варвары Николаевны.
Преподобномученик Василий Келецкий, архимандрит (Цветков)
С 1884 да он служил почтальоном в Пронской конторе. После окончания духовного Училища решил посвятить себя полностью служению Богу. В 1893 году он стал послушником в Николо – Радовицком монастыре Егорьевского уезда Рязанской губернии.
С 1431 года этот монастырь именовался Акакиевой пустынью, но когда здесь в XVI веке при игумене Ионе Рогоже явился образ святителя и чудотворца Николая, он стал называться Николо-Радовицким.
28 апреля 1896 года будущий архимандрит Василий был рукоположен во иеродиакона.
14 мая 1899 года молодой подвижник иеродиакон Василий был рукоположен в иеромонаха, перемещен в Рязанский Троицкий монастырь.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-cvetkov
☦️
17 октября Русская Православная Церковь совершает память всех угодников Божиих в земле Казанской просиявших – Собор Казанских святых:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-kazanskih-svjatyh