5 сентября 2020
⏳ 2020.09.05 (сб)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 13я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 3й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 5 сентября (23 августа)
• (отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы)
• сщмч. Ирине́я Лионского (202)
• мч. Луппа Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306)
• прпп. Евти́хия (ок. 540), Флоре́нтия (547)
• свт. Каллини́ка I Константинопольского (705)
• сщмчч. Ефрема (Кузнецова) Селенгинского, Иоанна (Восторгова), мч. Николая (Варжанского) (1918)
• сщмчч. Павла (Гайдая), Иоанна (Карабанова) (1937)
☦️
Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова – святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому папе Римскому Елевферию (177–190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. «В короткое время, – писал о нем святитель Григорий Турский, – он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!» Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». В то время возник ряд религиозно–философских гностических учений. Гностики (от греческого слова «гнозис» – «знание») учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий – лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов),совокупность которых составляет «плирому», т.е. «полноту». Мир сотворен не самим Богом, а эонами или «демиургом», который ниже «плиромы».
В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он…, – учил святитель Ириней, – Иисус– Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.
В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, – писал святитель. – Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни».
Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой папа Виктор (190–202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал папе, что нельзя допускать раскол из–за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.
В царствование императора Севера (193–211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.
Апостол евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский – вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: «Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило, более, нежели что ныне происходит. И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе… Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце» («Журнал Московской Патриархии», 1957, N 9, с. 53).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/695
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/
• Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)
• Доказательство апостольской проповеди
☦️
Мученик Лупп жил в конце III в. – начале IV в. и был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского (память 26 октября). Присутствуя при кончине господина, он омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом († после 306 г.).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/697
☦️
Преподобные Евтихий и Флорентий были иноками, подвизались в Италии в VI в. в области Нурсии. Святой Евтихий своим учением многих обращал к Богу. Когда в ближайшем монастыре скончался игумен, его упросили быть настоятелем. Он согласился, но продолжал заботиться о прежнем месте своих подвигов, где остался его сподвижник Флорентий. Преподобный Флорентий творил чудеса при жизни. Например, он приручил медведя, который служил ему, пас овец, носил воду и выполнял другие повеления старца. Позавидовав славе святого Флорентия, четыре инока убили медведя. Святой предсказал убийцам наказание Божие. Так и случилось по его слову – иноки были поражены болезнью. Увидев наказание Божие, постигшее иноков, преподобный Флорентий тяжко скорбел и сокрушался о случившемся, называя себя убийцей тех иноков. Святой Евтихий не творил чудес при жизни, но после смерти от его оставшихся одежд стали подаваться исцеления. Во время засухи с его одеждою проходили по полям, и Бог посылал дождь (так было в 1492 году). Преподобный Евтихий скончался 23 мая 540 года, а преподобный Флорентий – 1 июня 547 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/698
☦️
Святитель Каллиник, патриарх Константинопольский (693–705), первоначально был пресвитером в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, а в 693 году, после смерти патриарха Павла (686–693), был возведен на Константинопольский престол. В то время царствовал жестокий Юстиниан II (685–695). Он предпринял постройку дворца близ самой церкви Пресвятой Богородицы и решил разрушить ее. Император повелел патриарху Каллинику дать благословение на разборку храма. Патриарх ответил, что имеет молитвы лишь на созидание храмов, а не на разрушение. Когда храм был разрушен, он со слезами воскликнул: «Слава Тебе, Господи, терпящему все».
Вскоре Юстиниана постигло наказание Божие. Он был свергнут с престола и сослан в заточение в Херсон, где ему отрезали нос (отчего он и получил прозвище «Коротконосый»). На престол вступил Леонтий (695–698). Через 10 лет Юстиниан бежал из своего заточения, собрал войско и подступил к Константинополю. Он обещал патриарху и императору, что, войдя в город, никому не причинит никакого зла, и дал в том клятву перед Крестом, Евангелием и Святыми Тайнами. Однако, войдя в Константинополь, он тотчас нарушил клятву и начал истреблять именитых граждан и народ, а императора обезглавил. Святого патриарха Каллиника повелел схватить, выколоть ему глаза, отрезать язык и нос и замуровать живого в каменной стене в Риме. Через 40 дней заграждение отпало, святитель Каллиник был найден живым, хотя от изнеможения он едва дышал и через 4 дня скончался († 705). Папе Римскому Иоанну VI (701–705) в тонком сне явились апостолы Петр и Павел и велели погребсти святителя Каллиника в Апостольской церкви в Риме.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/696
☦️
Епископ Ефрем (в миру Епифаний Андреевич Кузнецов) был одним из тех ревностных и преданных служителей нашей Церкви, кто одним из первых принял на себя удар тяжелых гонений, воздвигнутых против Православия. Необычен и путь его к архиерейству. Он не происходил из духовного звания, а родился в 1876 г. в семье забайкальских казаков. Жизнь его началась со скорбей и испытаний.
«В раннем детстве, – вспоминал он в 1916 году, – Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками – беднотой, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни».
Отец, умирая, завещал сыну учиться. Но отрок, который пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, мог рассчитывать только на окончание сельского училища. Но Божественный Промысел готовил отрока Епифания к особому служению. На мальчика обратил внимание сострадательный приходской пастырь. Воспользовавшись проездом через станицу иркутского Владыки Вениамина (Благонравова) [Высокопреосвященнейший Вениамин (в миру Благонравов Василий Антонович) (1825–1892) – выдающийся миссионер, закончил жизнь архиепископом Иркутским.], он поставил Епифания перед ним на колени и просил принять его хотя бы на полуказенное содержание в духовном училище, поручившись за него, что тот посвятит себя служению Церкви. «Просьба святителем Божиим уважается, и я, сирота – бедняк казаченок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что было тогда весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-efrem-kuznecov
☦️
Священномученик Иоанн родился 30 января 1864 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн Восторгов, был сыном магистра богословия, профессора Владимирской Духовной семинарии Александра Восторгова, мать звали Татьяной Ксенофонтовной.
В марте 1868 года семья переехала в станицу Ново-Александровская. Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. О рано умершем отце протоиерей Иоанн вспоминал как о добром и мягком человеке, пользовавшемся большой любовью прихожан. Посетив в 1908 году родную станицу и совершив Божественную литургию, протоиерей Иоанн в проповеди вспомнил свое детство: «Смиряюсь перед Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, – слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою перед вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа… заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, – те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика: не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели».
Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) был определен 15 августа того же года надзирателем в Ставропольское Духовное училище, а 30 сентября назначен штатным учителем русского и церковнославянского языков в то же училище. К 1887 году относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова – «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов». Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцев-раскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает, как рано определились церковно-апологетические устремления будущего блестящего защитника Церкви от различных противоцерковных течений. Заметны в ней и зачатки дарований, так ярко проявившиеся в последующие годы: глубокое понимание предмета, убедительность аргументации, ясность слога.
Преподавал молодой учитель недолго. Епископ Ставропольский Владимир (Петров) 1 августа 1889 года в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня рукоположил Иоанна Восторгова во диакона Михайло-Архангельской церкви села Кирпильское Кубанской области, а 6 августа, в двунадесятый праздник Преображения Господня, Иоанн Восторгов был возведен в сан иерея.
При первом своем служении (20 августа 1889 года) он сказал, как страшно ему, совсем еще юному, стоять в священнических одеждах перед людьми, убеленными сединами, учить и управлять каждую вверенную ему душу к Царствию Небесному. «Но совершается воля Божия, – и рождением, и воспитанием, и призванием церковной власти, и желанием моего сердца пришел я на эту высоту и тяготу священства и готов повторить пред призывающим Богом то, что говорят при этом высшие священноначальники: приемлю, ничесоже вопреки глаголю».
Молодому пастырю предстояло священство в необычайно трудных условиях: большую часть населения составляли раскольники, около ста лет здесь не было православного священника.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-vostorgov
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/
• Полное собрание сочинений. Том I
• Полное собрание сочинений. Том II
• Полное собрание сочинений. Том III
• Полное собрание сочинений. Том IV
• Полное собрание сочинений. Том V
• Поучения при сборе пожертвований в пользу Православного Миссионерского Общества
☦️
Мученик Николай родился 25 ноября 1881 в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника Георгия Варжанского. Как и многие выходцы из западных губерний России, испытавшие на себе всю изощренность воздействия разного рода сект и инославия, Николай Юрьевич всем сердцем устремился к православию, понимая, что вне его нет спасения и что если делом своей жизни избирать служение народу, то оно должно быть связано с проповедью слова Христова. Поэтому он поступает в Духовную семинарию, а затем в Московскую Духовную академию, которую оканчивает в 1907 году со степенью кандидата богословия.
В 1907 году Николай женился на девице Зинаиде, дочери протоиерея Неофита Любимова, настоятеля Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище в Москве. Протоиерей Неофит Любимов был известным в Москве миссионером и проповедником и имел свое издательство, выпускавшее миссионерскую и апологетическую литературу. Общие устремления сблизили впоследствии Николая Юрьевича с его тестем протоиереем Неофитом, а их миссионерская, просветительская деятельность и исповеднический подвиг были увенчаны мученическим венцом.
В 1908 году Николай Юрьевич был назначен сначала на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии, а затем – московского епархиального миссионера. С 1911 года, не оставляя миссионерской деятельности, он служил в канцелярии Святейшего Синода; кроме того, он преподавал в Московской Духовной семинарии. В 1912 и в 1914 годах он был награжден орденами Станислава и Анны 3-й степени.
В начале ХХ столетия одним из самых часто встречающихся пороков стало пьянство, распространившееся особенно широко среди рабочих. Пьянство доводило людей до отчаяния и самоубийства, разрушало семью и основы государства, сокрушало веру и заглушало добрые семена, посеянные Господом в сердцах людей. Как мужественный воин Христов вступил Николай Юрьевич в борьбу с этим страшным пороком. Им было организовано за Семеновской заставой в Лефортове, населенном в основном рабочими, Варнавинское общество трезвости, которое имело свое помещение и свой храм. В качестве лекторов Николай Юрьевич приглашал известных профессоров, и лекции собирали до тысячи человек. Вскоре ревностный и самоотверженный борец за души людей – Николай Юрьевич стал хорошо известен в среде рабочих. Но чем больше освободившиеся от пьянства рабочие привязывались к мужественному миссионеру, тем сильнее ненавидели его те, кто был заинтересован в распространении этого порока в народной среде.
За десять лет неутомимых миссионерских трудов Николаем Юрьевичем было написано и издано около сорока книг и брошюр на темы, касающиеся борьбы с сектами, как старыми, так и новыми, подобными толстовцам. Николай Варжанский, приводя примеры из сочинений Льва Толстого, убедительно показал, что Лев Толстой, по существу, пантеист, отрицающий Бога Творца.
Одним из выдающихся явлений просветительской деятельности того времени было издание написанной Николаем Юрьевичем книги «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис», вышедшей в 1910 году.
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzhanskij/
• Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис
• Оружие правды
☦️
Священник Гайдай Павел Игнатьевич родился 15.01.1886 в Бессарабской губернии, в Измаиле. В следственных делах есть разночтения по поводу места его рождения, и в некоторых документах местом рождения называют Галац (Румыния). Однако у родственников (внучатых племянников, которые проживают сегодня в Измаиле) есть документальные свидетельства о том, что П. Гайдай был крещен в Единоверческой церкви Измаила.
В юные годы Павел Гайдай пользовался духовными советами и наставлениями святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, который завещал Павлу: «Поезжай к протоиерею Ионе (Атаманскому) в Одессу и следуй по его стопам». Павел – после смерти Иоанна Кронштадтского – выполнил это благословение, приехал в Одессу и служил псаломщиком в одном из городских храмов. Он намеревался принять монашество. Но отец Иона на монашество его не благословил, а подыскал Павлу невесту – благочестивую девицу из дворянского рода по имени Капитолина Дмитриевна, которой в ту пору было уже около 50-ти лет (а Павлу немногим больше 20-ти), обвенчал их, но жить благословил – как брат с сестрой. В дальнейшем отец Павел взял с матушкой на воспитание двух девочек – Стешу и Веру.
Вскоре после женитьбы Павел был посвящен в сан диакона, затем в сан иерея и начал свое служение в Петропавловской церкви г. Одессы. Отец Павел привлек к себе сердца православных одесситов прекрасными проповедями, а также горячей, живой верой, безграничной любовью к людям, неутомимым трудолюбием. Духовное влияние отца Павла на народ не осталось незамеченным местными властями: он был выселен из Одессы на дальний хутор, а затем в село Капаклиевка Шевченковского района Одесского округа. Ежедневно он совершал Божественную Литургию, служил молебны о болящих, отчитывал бесноватых. И в Капаклиевку со всех близлежащих городов и весей съезжались болящие и страждущие от нечистых духов. Храм был переполнен, люди получали исцеление по молитвам отца Павла.
И снова служение отца Павла не могло остаться незамеченным богоборческими властями. 30 апреля 1929 г. отец Павел был арестован «за занятие врачеванием, совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия для извлечения личной выгоды и ведения контрреволюционной деятельности» и выселен в г. Туруханск Красноярского края на 3 года. В ссылку за ним поехала матушка Капитолина, Стеша и Вера (приемные дочери отца Павла) и около двадцати его духовных чад. В Туруханске члены общины зарабатывали себе на пропитание тем, что собирали и продавали дикий лук, обжигали известь. Мужчины нанимались валить лес, женщины – стирать белье, чтобы как-то помочь батюшке и выжить самим.
После освобождения в 1933 году отец Павел переехал в Ленинград, где служил в Георгиевской церкви. Но вскоре был вновь арестован «за принадлежность к Союзу Михаила Архангела» и посажен в тюрьму «Кресты». К нему в одиночную камеру подселили буйного больного, бесноватого, который, зайдя в камеру, успокоился: батюшка за него помолился и исцелил его. На допросах отец Павел отрицал свою принадлежность к политическим партиям. Тем не менее, в 1933 году его осудил Ленинградский НКВД по ст. 58-10 и снова выслал на 3 года в Туруханский край. Однако в связи с тем, что отец Павел тяжело заболел, в 1934 году его перевели в г. Акмолинск. За батюшкой снова поехали матушка Капитолина, приемные дочери и духовные чада. Здесь они построили низенький домик из самана, где собирались для молитвы.
17 октября 1935 года отца Павла вновь арестовали. Некоторое время он находился в акмолинской тюрьме, там он заболел и лежал в тюремном лазарете. Отрицая свою виновность, отец Павел объявил голодовку, добиваясь освобождения из тюрьмы. Тогда в его доме и в домах его духовных чад были произведены обыски, при которых конфисковано большое количество чая, что дало повод обвинить отца Павла и всю общину в том, что он «…организовал поездки за чаем в Одессу и Красноярск с целью его реализации на базаре г. Акмолинска», т. е. в спекуляции. Были арестованы некоторые из членов общины, но, за неимением доказательств, вскоре освобождены. Отец Павел отрицал обвинение в спекуляции.
22 января 1936 г. Акмолинский нарсуд осудил отца Павла к 10 годам лагерей. Отбывать наказание батюшку направили в Карлаг НКВД. Как показывают материалы уголовного дела, отец Павел 14 апреля 1937 г. совершил побег, но 15 апреля был задержан и посажен на 5 месяцев в ШИЗО. Там он объявил голодовку и был намерен не прекращать ее до удовлетворения требований.
В августе 1937 г. отец Павел был вновь арестован – по обвинению в том, что «среди заключенных систематически вел контрреволюционную агитацию, высказывался против вождей партии и правительства, искусственно поднимал себе температуру для невыхода на работу». Отец Павел виновным себя в предъявленном ему обвинении не признал.
31 августа 1937 г. тройка УНКВД приговорила священника П. Гайдая к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 5 сентября 1937 года. Место захоронения неизвестно.
☦️
Священномученик Иоанн родился в 1885 году в селе Герасимово Шаблыкинской волости Карачевского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Федора Карабанова. В 1905 году по окончании Карачевской учительской семинарии Иван Федорович поступил на должность народного учителя и был учителем и заведующим училища министерства народного просвещения в селе Знаменское Болховского уезда Орловской губернии. В 1915 году он был мобилизован на военную службу и служил в 203-м пехотном полку. 1 января 1916 года Иван Федорович был отправлен учиться в Александровское военное училище и по окончании его, 1 мая 1916 года, был назначен командиром взвода – сначала в учебную команду, а затем в качестве командира роты был отправлен на позиции воюющей армии под город Двинск.
Демобилизовавшись в 1917 году, он вернулся домой и работал учителем. В 1918 году Иван Федорович был направлен в город Орел на курсы по подготовке учителей в высшие начальные училища. В 1919 году он был призван в Красную армию, в которой служил в должности командира взвода и командира роты 2-го инженерного военно-рабочего батальона в городах Орле, Николаеве и Очакове. В 1921 году он демобилизовался и снова стал работать учителем. В 1922 году Иван Федорович был рукоположен во священника ко храму в селе Гнездилово Знаменской волости Орловской губернии. Через некоторое время он был направлен служить в храм в село Хотьково Шаблыкинского района Орловской области.
В конце двадцатых – начале тридцатых годов властями было принято решение о закрытии храмов под тем предлогом, что они мешают созданию колхозов. Объясняя необходимость репрессий, сотрудники ОГПУ писали: «В Брянский оперативный сектор поступили сведения о том, что в селе Хотьково Шаблыкинского района поп Карабанов и кулаки организовали вокруг себя группу из социально чуждых советскому государству лиц – кулаков и бывших торговцев и, собираясь в квартире попа, критикуют проводимые мероприятия советской власти и намечают свои действия по срыву последних, проводя систематическую контрреволюционную деятельность. Группа поставила себе задачей непримиримую борьбу с “безбожной советской властью”, взятие под свое влияние основной части крестьянства – середняков-бедняков, используя при этом религиозные предрассудки. Конкретные факты контрреволюционной деятельности группировки сводились к возбуждению недовольства и противодействия проводящимся мероприятиям советской власти, в особенности по религиозным вопросам».
6 января 1932 года ОГПУ арестовало отца Иоанна и членов церковного совета. Допрошенный на следующий день, священник ответил: «Во все время своей жизнедеятельности при существующей советской власти, при которой я и в должности народного учителя, и в должности командира взвода и роты в Красной армии защищал умом, словом, действием – грудью и штыком интересы пролетариата в войнах 1919-1921 годов против врагов – Деникина и Врангеля, я и в настоящем своем положении служу народу и его благосостоянию и благоустройству и содействую его благополучию в укреплении и расширении социалистического строя советской власти. Пребывая среди народа земледельческого, интересы коего связаны с единоличным пользованием земли и единоличием своего хозяйства, я по возможности растолковывал, указывая на выгоду коллективизации. Но народ, не видя еще благоустроенных колхозов, не решается в своей массе в селе Хотьково идти в колхоз. Отсутствие до сих пор благоустроенных по хозяйственному состоянию вокруг села Хотьково колхозов является главным тормозом того, что крестьяне-землеробы села Хотьково до сего времени не организовали еще колхозного хозяйства. И середняки, и бедняки все желают видеть своими глазами благоустроенный вокруг себя колхоз. “Тогда и мы, – говорят хотьковцы, – все пойдем в него”. Что же касается мнения о поступлении в колхоз отдельных лиц, то таковые мотивируют нерасположение идти в колхоз, во-первых, тем, что еще пока нет при селе Хотьково организованного хозяйства, что не видят они благоустройства и в расположенных вокруг села колхозах, во-вторых, говорят они, пусть желающие организовывать колхоз покажут на опыте хорошую благоустроенную жизнь крестьян-землеробов, тогда и мы пойдем в колхоз».
21 января состоялся второй и последний допрос священника, на котором отец Иоанн показал: «По существу предъявленного мне обвинения в возглавлении контрреволюционной церковнической кулацкой группировки и проведении систематической агитации против проводящихся хозяйственных политических кампаний виновным себя частично признаю, но дополняю, в чем конкретно признаю свою частичную виновность. Иногда в сторожке церкви – моей квартире мы собирались для обсуждения вопросов ремонта церкви, ограды и других хозяйственных нужд и дел по церкви. Присутствовали я, ктитор, председатель церковного совета, псаломщик, монахиня и кто еще, я сейчас не помню. Заседания церковного совета мы ни разу не устраивали. На подобных собраниях мы иногда обсуждали вопрос о налоге на церковь, политические вопросы, как, например, о колхозном строительстве. Эти собрания происходили, кроме моей квартиры, в доме ктитора, в церкви после службы. Конкретно указать время и место я сейчас затрудняюсь и не могу припомнить. По вопросу ремонта мы говорили, что сейчас трудно достать необходимые материалы, их почти нет нигде, а если есть, то стоят очень дорого, надо искать выход, а иначе могут закрыть церковь. По колхозному вопросу что говорилось, я никак не могу припомнить. Наш приход охватывает деревни Мешково, Околенки, Башкарево и Хотьково. Я на религиозные праздники бывал там с молебнами, в подобных хождениях принимали участие я, ктитор, псаломщик, монахиня и председатель церковного совета. Во время хождения с молебнами в домах мы политических разговоров не касались и нигде не говорили о колхозном строительстве и других мероприятиях советской власти. В церкви после службы ктитором неоднократно делались извещения о получении новых налогов; выражений его, то есть конкретных слов, сейчас не помню. Я лично о налоге не говорил. Иногда мне верующие задавали вопросы о вступлении в колхоз, на что я им отвечал: “Надо идти”. Подобные вопросы мне задавались в домах, где я был с молебнами, и в сторожке. Указанных мне конкретных фактов антисоветских разговоров с моей стороны не было. Со стороны же арестованных вместе со мной, о их мнениях и разговорах, касающихся мероприятий власти, я сказать ничего не могу».
28 февраля 1932 года тройка ОГПУ приговорила священника к восьми годам заключения в концлагерь. Отец Иоанн был отправлен в Темниковский исправительно-трудовой лагерь в Мордовии.
В 1937 году были заведены новые дела на священнослужителей, находящихся в заключении. 25 августа в поселке Явас, где располагался 3-й отдел Темниковских лагерей, сотрудниками НКВД была составлена справка на отца Иоанна на основании показаний лжесвидетелей, причем сам обвиняемый на допросы не вызывался, ему уже только перед расстрелом было объявлено, к чему он приговорен. 30 августа тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Карабанов был расстрелян 5 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.