29 июня
☀️ неподвижный годовой круг:
• 29 июня (16 июня)
• сщмч. Ти́грия, мч. Евтро́пия (ок. 404)
• свт. Тихона Амафунтского (425)
• прп. Тихона Медынского (Калужского) (1492)
• прп. Тихона Луховского (1503)
• прп. Моисея Оптинского (1862)
• сщмчч. Гермоге́на (Долганева) Тобольского, Ефрема (Долганева), Михаила (Макарова), Петра (Корелина), мч. Константина (Минятова) (1918)
• перенесение мощей свт. Феофана Затворника Вышенского (2002) 📚
☦️
Священномученик Ти́грий, пресвитер и мученик Евтро́пий, чтец.
Священномученик Тигрий пресвитер и мученик Евтропий чтец были современниками святителя Иоанна Златоустого († 407, память 13 ноября) и состояли в его клире. Святой пресвитер Тигрий был кротким и милостивым пастырем, святой Евтропий отличался чистотой жизни и целомудрием. Когда в 404 году святитель Иоанн Златоуст был изгнан из Константинополя, святые пресвитер Тигрий и чтец Евтропий как его приверженцы были схвачены и обвинены в поджоге храмов и зданий, принадлежавших противникам святого Иоанна Златоуста. Святого Тигрия подвергли истязаниям, били ремнями и сослали в Месопотамию, где он в заключении и скончался. Святого Евтропия секли, подвесив, строгали железом и бросили в темницу. Во время повторной пытки он скончался. Его тело, брошенное на съедение собакам, ночью было взято и погребено христианами. Во время погребения слышалось Ангельское пение.
☦️
Святитель Ти́хон, епископ Амафунтский.
Святитель Тихон, епископ Амафунтский, родился в городе Амафунте на острове Кипр. Родители воспитали сына в христианском благочестии, обучили чтению священных книг. Сохранились известия, что дар чудотворения проявился у святого Тихона еще в юношеском возрасте. Его отец был владельцем хлебопекарни и посылал сына продавать хлебы. Святой отрок беднякам раздавал хлебы даром. Узнав об этом, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах, что «дающий Богу сторицею приимет». «Я же, – говорил юноша, – даю Богу хлебы взаймы» и предложил отцу пойти туда, где хранились запасы зерна. Отец с изумлением увидел, что хранилище, бывшее пустым, переполнено пшеницей. С тех пор отец не препятствовал отроку раздавать нищим хлеб.
Один садовник выбросил из виноградника обрезанные сухие ветви. Святой Тихон собрал их, посадил в своем саду и попросил Господа, чтобы эти ветви принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сотворил по вере святого юноши. Ветви принялись, плоды их имели особый, очень приятный вкус и употреблялись при жизни святого и после его кончины на вино для совершения Таинства Святой Евхаристии. Благочестивого юношу приняли в церковный клир, поставили чтецом, а затем епископ Амафунтский Мемнон посвятил его в сан диакона. После смерти епископа Мемнона святой Тихон по общему желанию был избран во епископа Амафунтского. Хиротонию возглавил святитель Епифаний, епископ Кипрский († 403; память 12 мая).
Святитель Тихон усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре, уничтожал идольские капища и насаждал христианскую веру. Святитель был милостив, двери его дома были открыты для всех, он с любовью выслушивал и исполнял просьбы каждого, кто приходил к нему. Не боясь угроз и мучений, он твердо и бесстрашно исповедовал свою веру перед язычниками.
В службе святителю Тихону указывается, что он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году.
Имя святого Тихона Амафунтского пользовалось глубоким почитанием в России. В честь святителя строились храмы в Москве, Нижнем Новгороде, Казани и других городах. Но особенно почитался святитель в Воронежской епархии, где преемственно было три архипастыря, тезоименитых святителю Амафунтскому: святитель Тихон I (Соколов) († 1783, память 13 августа), Тихон II (Якубовский; до 1785 года) и Тихон III (Малинин, до 1788 года).
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/517
☦️
Преподобный Ти́хон Медынский, Калужский.
Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» – Киева.
В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через некоторое время, по любви к уединению, он удалился в пустынное место в 17 верстах от города Калуги и в 15 верстах от города Медыни, названия которых позднее стали частью его имени. Место, выбранное святым, находилось на правом берегу небольшой речки Вепрейки, которая пятью верстами южнее впадает в р. Угру.
В последние годы жизни преподобного неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое «стояние на Угре» (1480 г.), положившее конец татарскому игу на Руси.
Подвижник поселился в дремучем лесу, в дупле исполинского дуба, простоявшего после кончины святого еще почти четыре века. В начале 1830-х годов дуб был сломлен грозой, а в 1838 году игумен основанной преподобным обители Геронтий устроил над сохранившимся могучим остовом часовню.
Пищей преподобному служили «былии саморосленныя» (дикорастущие), а питием – вода из целебного колодца, ископанного им самим при истоке Вепрейки и до сих пор именуемого «кладезем преподобного Тихона». Известие о святой жизни подвижника привлекло к нему учеников. Вокруг него постепенно стали собираться братия. Владелец тех мест князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) во время охоты обнаружил жилище святого. Он приказал преподобному немедленно удалиться из его вотчин. Оскорбив отшельника, князь замахнулся на него плетью. Поднятая на святого рука тотчас онемела и осталась неподвижной. Вразумленный наказанием Божиим, князь раскаялся и просил у инока прощения. Получив по молитве святого исцеление, он стал умолять пустынножителя навсегда остаться в его земле и устроить здесь обитель для своих учеников, обещая неоскудно снабдевать ее всем необходимым.
Преподобный Тихон основал пустынь, поставив в ней первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал первым игуменом монастыря и управлял братией со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Святой игумен питал алчущих, напоял жаждущих, принимал странных, заступался за обидимых. Преподобный Тихон имел дар слез и отличался молчаливостью.
По древнему монастырскому преданию, преподобный Тихон скончался в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. Год успения святого был отмечен в синодике Лаврентиева монастыря, составленном при царе Феодоре Иоанновиче.
В царствование Иоанна Грозного в Тихонову пустынь был внесен первый царский вклад, в записи о котором основатель обители назван «преподобным»: «Дано в сей монастырь, в доме Пречистыя Богородицы честнаго и славняго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона… Евангелие престольно письменное…» Всероссийское празднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года.
До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали «на вскрытии» в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613–1645) и Алексии Михайловиче (1645–1676) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона.
В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря, калужанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году.
В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника.
В продолжение XIX века в храме велась запись наиболее значительных исцелений, происшедших по молитвам преподобного Тихона. Большинство исцелений получали больные, одержимые душевными недугами, выздоравливали также многие, страдавшие глазными и детскими болезнями.
На иконах преподобный Тихон Калужский, чудотворец, обычно изображается в схимническом одеянии молящимся перед иконами Спасителя и Божией Матери, укрепленными в дупле большого дуба на фоне выстроенной трудами его учеников величественной обители.
О внешности преподобного Тихона в Иконописном Подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобническия и в схиме».
Память преподобного Тихона – 16 июня – благоговейно чтится не только в Калужской земле, но и по всей России.
☦️
Преподобный Ти́хон Луховской, Костромской.
Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей) родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келлию. Когда к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим, преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребсти. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными (празднование 26 июня). Но игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес было составлено в 1649 году.
☦️
Преподобный Моисе́й Оптинский.
Преподобный Моисей Оптинский, в миру Тимофей Иванович Путилов, родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Его младший брат, тоже оптинский старец, игумен Антоний, в конце своей жизни писал автобиографию «Келейная записка». Из его записей можно познакомиться с семьёй Путиловых «из первых рук».
Родители братьев были люди православные и благочестивые, купеческого звания: Иван Григорьевич и Анна Ивановна. Отец его рано остался сиротой и как-то, горько оплакивая свою сиротскую долю, молился Господу со слезами, просил о помощи, вразумлении и утешении. По его рассказу, после этой смиренной и слезной молитвы он стал благодушнее переносить свой сиротский жребий, уповая на милость Божию.
После этого отец работал сборщиком налогов у хозяина-откупщика, и честность его была так очевидна, что хозяева постепенно повышали ему плату от двухсот рублей в год до тысячи двухсот спустя несколько лет, когда Иван Григорьевич обзавёлся семьёй. Отец строго соблюдал посты и неопустительно посещал храм Божий, пел на клиросе, был очень умён и начитан, особенно любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Детей воспитывал строго, сам учил грамоте, чтению, письму. В училище ни одного сына не отдал, опасаясь, чтобы не было дурного влияния на детей со стороны товарищей или по недосмотру учителя.
Мать, Анна Ивановна, была боголюбива, милостива к нищим и беднякам, смиренна, усердна к молитве. Дети её вспоминали, как часто их мать по ночам молилась Богу. С семилетнего возраста она почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон, старец маститых лет. Когда она приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. Когда она спрашивала: «Где же сокровище? Ибо у вас в келлии нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Может быть, святой старец предугадывал её счастливую семейную жизнь и то, что три её сына будут в монашеском чине настоятелями и наставниками?
Тимофей был третьим из десяти детей Путиловых. Получив строгое, почти монашеское воспитание, сыновья этой семьи стремились к монашеской жизни, к духовному росту. Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву к откупщику Карпышеву.
Здесь, в Москве, было много духовных святынь, можно было достать больше духовной литературы, и Тимофей даже в лавке не расставался с духовными книгами, откладывая их только с приходом покупателей. Братья познакомились с истинно духовными людьми того времени: монахиней Досифеей (по преданию, известной княжной Таракановой), старцами Новоспасского монастыря Александром и Филаретом, которые находились в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским.
Братья окончательно утвердились в желании монашеской жизни. Их старшая сестра, Анисия, мечтала о монашестве, но по желанию отца вышла замуж и вскоре умерла. Муж её ушёл в монастырь, в Саровскую пустынь. Когда братья узнали об этом, они решили тоже поехать в Саров. Тимофею было 22 года, Ионе 18 лет. Опасаясь, что отец не даст им согласия на монашество, братья написали ему письмо, в котором объясняли, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них и что есть у них на примете другой Хозяин, Которому они дали слово поступить в услужение. Уже из Сарова они написали отцу откровенно о своём намерении. Отец разгневался и приказал сыновьям немедленно возвращаться домой, но они не показывались ему два с половиной года.
За это время Иван Григорьевич разболелся и, когда Тимофей приехал к отцу просить прощения, отпустил сына в монастырь. А через год, после уговоров, отпустил с ним Иону. Дети очень почитали своего отца и позднее, после смерти родителя, на его простом мраморном памятнике у алтаря церкви Всех Святых, написали, что памятник сей воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
В Сарове братья встретились с великими старцами: уже тридцать семь лет жил там преподобный Серафим Саровский, схимонах Марк, проходивший подвиг юродства, игумен Назарий, восстановитель Валаама.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-moisej-optinskij
☦️
Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, священномученики Петр Корелин, Ефрем Долганев, Михаил Макаров и мученик Константин Минятов.
…
Священномученик Гермоген родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии Ефрема Павловича Долганева и в крещении был наречен Георгием. У священника Ефрема Долганева и его супруги Варвары Исидоровны было шестеро детей. Приход, где он служил, был небогатым, и семья была весьма ограничена в средствах. Отец Ефрем старался быть образцовым пастырем и учил всех, как писал о том один из его сыновей, своим «примером порядку, чистоте, опрятности, любви к благолепию службы, красоте храма, облачений, сосудов, лампад, всего чина церковного…».
Низшее и среднее образование Георгий получил в духовных учебных заведениях родной епархии. Желая получить кроме духовного образования еще и светское, Георгий во время обучения в 5-м классе Одесской Духовной семинарии подал прошение об увольнении его из семинарии; выдержав экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии города Ананьева Херсонской губернии, он поступил на юридический факультет Новороссийского университета, который окончил в 1889 году с правом предоставления сочинения на степень кандидата права без дополнительных экзаменов.
Глубоко религиозный с детских лет, Георгий рано почувствовал влечение к подвижнической жизни, но решительный шаг ему помог сделать архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович), и в 1889 году Георгий поступил на историческое отделение Санкт-Петербургской Духовной академии. 28 ноября 1890 года ректор академии епископ Антоний (Вадковский) постриг его в монашество с наречением имени Гермоген; 2 декабря того же года епископ Антоний рукоположил его во иеродиакона, а 15 марта 1892 года – во иеромонаха. Студентом академии отец Гермоген много потрудился как проповедник, принимая активное участие в деятельности кружка студентов-проповедников.
В академии он занимался исключительно академическими науками, избегая лишних знакомств, чтобы не впасть в многоразличные искушения и стремясь исполнить слова, сказанные ему митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским): «Уклоняйся от таких дел и сообщества, которые могут отклонять тебя от настоящего твоего дела и твоих обязанностей».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev
☦️
Перенесение мощей свт. Феофа́на, Затворника Вышенского (2002).
«Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом».
…
23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи.
Летом рязанское село Выша, где и расположен тот самый Успенский монастырь, в котором подвизался святитель Феофан, встречает жарой и воздухом, полным разнообразной жизни. Вокруг все жужжит, стрекочет и летает. С реки слышатся крики купальщиков. Разнотравие и разноцветие, купола Успенского (до революции мужского, а теперь женского) монастыря возвышаются над кронами древних дубов. Покой и благодать. Недаром будущий святитель, отпросившийся в обитель на покой, говорил об этом месте так: «Выше Выши только Царство небесное».
Путь к мечте.
Когда в России наступило время великих перемен, время осуществления долгожданной крестьянской реформы, епископ Феофан подал прошение в Сятейший Синод об увольнении на покой в день своих именин, 12 марта 1866 года. Кто смеет в таких обстоятельствах покидать место служения ради какого-то личного покоя? В Святейшем Синоде были не просто недовольны. Епископ Филарет Дроздов сердится, митрополит Исидор (Никольский) пишет святителю Феофану: «Если верить слуху, что вы просите увольнения на покой только для покоя, то я сомневаюсь, чтобы Святейший Синод удовлетворил просьбу. Кто бы из нас не желал спокойствия, особенно в нынешнее многозаботливое и трудное время! Но надо же кому–нибудь трудиться и для других, хотя бы и со скорбью, и воздыхающе».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/p-imeyu-v-mysli-sluzhit-cerkvi-bozhiej-tolko-inym-obrazom
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/
• Душа и ангел
• «Востани спяй»
• Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов
• Как надобно молиться
• Краткое учение о Богопочитании
• Мысли на каждый день [1887] года
• Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество
• Наставление о преспеянии в христианской жизни
• Наставления в духовной жизни
• Начертание христианского нравоучения
• О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха
• Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
• Пять поучений о пути ко спасению
• Созерцание и Размышление
• Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
• Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
• Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения
• Псалтирь прп. Ефрема Сирина
• Толкование на книгу св. Ермы
• Богоугодная жизнь вообще
• Два слова о святом Таинстве Крещения
• Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской
• Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• Сборник проповедей «Небесный Покров над нами»
• Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни»
• Сборник слов «Внутренняя жизнь»
• Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам
• Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него
• Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни
• Сборник слов на разные случаи
• Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще
• Слова к Тамбовской пастве 1859–1860 гг. святитель Феофан Затворник
• Слова к Тамбовской пастве 1861–1863 гг.
• Три слова о несении креста
• Четыре слова о молитве
• Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником
• О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников
• По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе
• Евангельская история
• Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова
• Толкование на второе послание к Коринфянам
• Толкование на второе послание к Тимофею
• Толкование на второе послание к Фессалоникийцам
• Толкование на первое послание к Коринфянам
• Толкование на первое послание к Тимофею
• Толкование на первое послание к Фессалоникийцам
• Толкование на послание апостола Павла к Евреям
• Толкование на послание к Галатам
• Толкование на послание к Евреям
• Толкование на послание к Ефесянам
• Толкование на послание к Колоссянам
• Толкование на послание к Титу
• Толкование на послание к Филимону
• Толкование на послание к Филиппийцам
• Толкование послания апостола Павла к римлянам
• Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую
• Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем
• Письма о духовной жизни
• Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии
• Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни
• Письма
• Древние иноческие уставы (перевод)
• Древний патерик (перевод)
• Избранные песнопения из Октоиха (перевод)
• Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении» (перевод)
• Болезнь и смерть
• Внутренняя жизнь. Избранные поучения
• Господь послал к тебе нуждающегося
• О непрестанной молитве
• Простые истины сердца
• Рукописи из кельи
• Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского
• On prayer