⏳ 2020.04.18 (сб)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• Страстная седмица (неделя) (глас 2й)
• Великая Суббота (положение тела во гроб, сошествие во ад)

☀️ неподвижный годовой круг:
18 апреля (5 апреля)
• сщмч. Агафопо́да, мч. Феоду́ла, и иже с ними (ок. 303)
• прп. Пу́плия Египетского (IV)
• прпп. Фео́ны, Симеона и Форви́на (IV)
• прп. Марка Афинского (ок. 400)
• прп. Платона Студийского (814)
• прп. Феодо́ры Солунской (Фессалоникийской) (892)
• перенесение мощей свт. Иова Московского (1652)
• сщмч. Алексия (Кротенкова) (1930)
• сщмч. Николая (Симо) Кронштадтского (1931)


☦️
В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:
Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.
Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.
«Хри­стос по­ло­жен был в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто преж­де не был по­ло­жен, чтобы Вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му-ни­будь дру­го­му, вме­сте с Ним ле­жа­ще­му; чтобы уче­ни­ки, по бли­зо­сти это­го ме­ста, лег­ко мог­ли прий­ти и быть зри­те­ля­ми слу­чив­ше­го­ся и чтобы сви­де­те­ля­ми по­гре­бе­ния бы­ли не толь­ко они, но и вра­ги. То, что по­ло­же­ны бы­ли пе­ча­ти на гро­бе и при­став­ле­на стра­жа из во­и­нов, это, дей­стви­тель­но, с их сто­ро­ны бы­ло сви­де­тель­ством по­гре­бе­ния, так как Хри­стос хо­тел, чтобы и по­гре­бе­ние Его бы­ло не ме­нее до­сто­вер­но, чем Вос­кре­се­ние…

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ага­фо­под диа­кон и Фе­о­дул чтец жи­ли в Фес­са­ло­ни­ках в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) и со­сто­я­ли в цер­ков­ном при­чте: свя­той диа­кон Ага­фо­под был глу­бо­ким стар­цем, а свя­той Фе­о­дул, чтец, был юн.
Оба от­ли­ча­лись пра­вед­ной жиз­нью и бла­го­че­сти­ем. Од­на­жды свя­той Фе­о­дул в сон­ном ви­де­нии уви­дел, как неиз­вест­ный че­ло­век в свет­лой одеж­де вло­жил ему в ру­ку ка­кой-то пред­мет. Ко­гда он проснул­ся, то уви­дел в ру­ке пре­крас­ный пер­стень с изо­бра­же­ни­ем Кре­ста и ре­шил, что это знак его бу­ду­ще­го му­че­ни­че­ства. Си­лою изо­бра­жен­но­го на перстне Кре­ста свя­той ис­це­лил мно­гих боль­ных и об­ра­щал языч­ни­ков к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля.
Ко­гда им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан из­дал указ (303) о го­не­нии на хри­сти­ан, мно­гие пы­та­лись укрыть­ся от пре­сле­до­ва­ний, но свя­тые Ага­фо­под и Фе­о­дул без­бо­яз­нен­но про­дол­жа­ли ве­сти еван­гель­скую про­по­ведь.
Пра­ви­тель Фес­са­ло­ник Фа­у­стин, узнав об этом, при­ка­зал при­ве­сти их к се­бе на суд. Уви­дев юность и кра­со­ту свя­то­го Фе­о­ду­ла, Фа­у­стин пы­тал­ся ле­стью убе­дить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства и вер­нуть­ся к уза­ко­нен­ным жерт­во­при­но­ше­ни­ям. На это му­че­ник Фе­о­дул от­ве­тил, что он дав­но уже от­рек­ся от за­блуж­де­ний и жа­ле­ет Фа­у­сти­на, ко­то­рый сво­ей пре­дан­но­стью язы­че­ству осуж­да­ет се­бя на веч­ную смерть. Пра­ви­тель пред­ло­жил му­че­ни­ку вы­бор: бла­го­по­луч­ную жизнь или немед­лен­ную смерть. Свя­той от­ве­тил, что вы­би­ра­ет, ко­неч­но, жизнь, но жизнь веч­ную, и вре­мен­ной смер­ти не бо­ит­ся.
Ко­гда Фа­у­стин по­те­рял на­деж­ду убе­дить му­че­ни­ка Фе­о­ду­ла, он стал уго­ва­ри­вать свя­то­го Ага­фо­по­да. Пра­ви­тель пы­тал­ся об­ма­нуть его и ска­зал, что свя­той Фе­о­дул уже со­гла­сил­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. Но му­че­ник Ага­фо­под не по­ве­рил это­му. Он был уве­рен, что свя­той Фе­о­дул го­тов при­не­сти жизнь свою Ис­тин­но­му Бо­гу, Гос­по­ду Иису­су Хри­сту.
Не до­бив­шись успе­ха, Фа­у­стин при­ка­зал от­пра­вить му­че­ни­ков в тем­ни­цу. В тем­ни­це свя­тые му­че­ни­ки го­ря­чо мо­ли­лись и сме­ло про­по­ве­до­ва­ли уз­ни­кам Сло­во Бо­жие, так что мно­гих об­ра­ти­ли в хри­сти­ан­ство. На­чаль­ник тюрь­мы Ев­ти­ний до­нес об этом пра­ви­те­лю.
Фа­у­стин вновь при­звал их на суд и стал сно­ва убеж­дать от­речь­ся от Хри­ста. Пе­ред гла­за­ми свя­то­го Фе­о­ду­ла за­ста­ви­ли при­но­сить жерт­вы идо­лам тех, кто ра­нее бы­ли хри­сти­а­на­ми, но из­ме­ни­ли ве­ре. «Немощ­ных вы по­бе­ди­ли, а креп­ких во­и­нов Хри­сто­вых ни в ка­ком слу­чае не смо­же­те по­бе­дить, ес­ли да­же изоб­ре­те­те и еще боль­шие му­че­ния!» – ска­зал свя­той Фе­о­дул. Пра­ви­тель при­ка­зал му­че­ни­ку при­не­сти хри­сти­ан­ские кни­ги. «Вот, мое те­ло от­да­ет­ся для му­че­ний, – от­ве­чал му­че­ник, – де­лай с ним, что хо­чешь; за­мучь ме­ня са­мым же­сто­ким спо­со­бом, но все же я не от­дам свя­тых книг для по­ру­га­ния нече­сти­вым!»
Фа­у­стин при­ка­зал при­ве­сти свя­то­го Фе­о­ду­ла на ме­сто каз­ни, где па­лач при­го­то­вил меч, чтобы от­сечь ему го­ло­ву. Му­че­ник му­же­ствен­но и с ра­до­стью вос­клик­нул: «Сла­ва Те­бе, Бо­же, От­че Гос­по­да мо­е­го, Иису­са Хри­ста, из­во­лив­ше­го по­стра­дать за нас. Вот по бла­го­да­ти Его и я иду к Те­бе, с ра­до­стью уми­раю за Те­бя!» То­гда Фа­у­стин от­ме­нил казнь и сно­ва за­клю­чил му­че­ни­ков в тем­ни­цу. Там свя­тые му­че­ни­ки го­ря­чо мо­ли­лись и оба уви­де­ли оди­на­ко­вый сон. Они плы­ли на ко­раб­ле, ко­то­рый во вре­мя бу­ри по­тер­пел кру­ше­ние. Вол­ны вы­бро­си­ли их на бе­рег в бе­лых си­я­ю­щих одеж­дах. Свя­тые рас­ска­за­ли друг дру­гу ви­де­ние и воз­бла­го­да­ри­ли Бо­га за пред­ве­щен­ную им му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
На­ут­ро, ко­гда му­че­ни­ков сно­ва при­ве­ли к Фа­у­сти­ну, они объ­яви­ли ему: «Мы – хри­сти­ане и за Хри­сто­во Имя го­то­вы пре­тер­петь лю­бые стра­да­ния». Фа­у­стин при­ка­зал бро­сить их в мо­ре. Во­и­ны при­вя­за­ли свя­то­му Ага­фо­по­ду кам­ни, а он гром­ко воз­гла­сил: «Это бу­дет нам вто­рым Кре­ще­ни­ем, ко­то­рым омо­ют­ся на­ши пре­гре­ше­ния, и мы чи­сты­ми при­дем ко Хри­сту». Вслед за ним был бро­шен в мо­ре и свя­той Фе­о­дул († 303).
Мо­ре вы­бро­си­ло на бе­рег те­ла му­че­ни­ков в свет­лых одеж­дах, без кам­ней и без ве­ре­вок. Хри­сти­ане взя­ли их свя­тые те­ла и пре­да­ли чест­но­му по­гре­бе­нию.

☦️
Пре­по­доб­ный Пуп­лий под­ви­зал­ся в Еги­пет­ской пу­стыне во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363). Пе­ред во­ен­ным по­хо­дом про­тив пер­сов им­пе­ра­тор по­слал бе­са про­ве­рить путь, по ко­то­ро­му ему над­ле­жа­ло ид­ти с вой­ском. Пре­по­доб­ный Пуп­лий про­ви­дел ду­хом за­мы­сел им­пе­ра­то­ра. Он встал на мо­лит­ву с воз­де­ты­ми ру­ка­ми и, мо­лясь так день и ночь, пре­гра­дил путь диа­во­лу. Де­сять дней злой дух ждал, ко­гда пре­по­доб­ный за­кон­чит мо­лит­ву. Не до­ждав­шись, он вер­нул­ся к им­пе­ра­то­ру и до­ло­жил о сво­ем по­ра­же­нии. В гне­ве на пре­по­доб­но­го Пуп­лия Юли­ан От­ступ­ник дал клят­ву по воз­вра­ще­нии из по­хо­да ото­мстить свя­то­му. Од­на­ко он не успел вы­пол­нить сво­ей клят­вы, так как вско­ре по­гиб.
Один из во­е­на­чаль­ни­ков Юли­а­на по­сле его смер­ти раз­дал свое име­ние ни­щим и при­нял от рук пре­по­доб­но­го Пуп­лия по­стри­же­ние в мо­на­ше­ство.

☦️
Пре­по­доб­ный Фео­на за­твор­ник под­ви­зал­ся в Егип­те, в пу­стыне Фива­ид­ской. Он жил в Ок­си­рин­хе (ныне Эль-Ба­на­за).

☦️
Пре­по­доб­ный Марк ро­дил­ся в Афи­нах. О сво­ей жиз­ни он по­ве­дал ав­ве Се­ра­пи­о­ну, ко­то­рый по во­ле Бо­жи­ей по­се­тил его пе­ред кон­чи­ной.
В юно­сти он изу­чал фило­со­фию. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­той Марк уда­лил­ся в Еги­пет и по­се­лил­ся в пе­ще­ре Фра­кий­ской го­ры (в Эфи­о­пии). Де­вя­но­сто пять лет про­жил пре­по­доб­ный от­шель­ни­ком и не ви­дел за все вре­мя не толь­ко че­ло­ве­че­ско­го ли­ца, но да­же зве­рей или птиц. Пер­вые трид­цать лет бы­ли для пре­по­доб­но­го Мар­ка са­мым тяж­ким вре­ме­нем. Бо­сой и раз­де­тый, он стра­дал зи­мой от хо­ло­да, а ле­том от зноя. Пи­щей слу­жи­ли ему ред­кие пу­стын­ные рас­те­ния, а ино­гда при­хо­ди­лось есть пыль и пить горь­кую мор­скую во­ду. Нечи­стые ду­хи пре­сле­до­ва­ли пре­по­доб­но­го Мар­ка, кля­лись по­то­пить в мо­ре и, схва­тив, влек­ли с го­ры с кри­ком: «Уй­ди с на­шей зем­ли! От на­ча­ла ми­ра ни­кто из лю­дей не при­хо­дил сю­да – ты же как осме­лил­ся прий­ти?»
По­сле трид­ца­ти­лет­не­го ис­пы­та­ния на по­движ­ни­ка со­шла Бо­же­ствен­ная бла­го­дать. Ан­ге­лы при­но­си­ли ему пи­щу, на его те­ле вы­рос­ли длин­ные во­ло­сы, ко­то­рые ста­ли за­щи­щать его от хо­ло­да и зноя. «Я ви­дел, – рас­ска­зы­вал пре­по­доб­ный ино­ку Се­ра­пи­о­ну, – по­до­бие Бо­же­ствен­но­го рая и в нем про­ро­ков Бо­жи­их Илию и Ено­ха, и все, что я про­сил – по­ка­зал мне Гос­подь». Во вре­мя раз­го­во­ра с ав­вой Се­ра­пи­о­ном пре­по­доб­ный Марк рас­спро­сил, сто­ит ли мир в за­коне Хри­сто­вом, про­дол­жа­ют­ся ли го­не­ния на хри­сти­ан. Услы­шав, что идо­ло­слу­же­ние пре­кра­ти­лось, свя­той воз­ра­до­вал­ся и спро­сил: «Есть ли ныне сре­ди ми­ра свя­тые, тво­ря­щие чу­де­са, как ска­зал Гос­подь в Еван­ге­лии Сво­ем: «Аще има­те ве­ру яко зер­но горуш­но, ре­че­те го­ре сей: прейди от­сю­ду та­мо, и прейдет, – и ни­что­же не воз­мож­но бу­дет вам» (Мф.17:20)?» В то вре­мя, как свя­той про­из­нес эти сло­ва, го­ра сдви­ну­лась с ме­ста на 5.000 лок­тей (при­бли­зи­тель­но на 2,5 ки­ло­мет­ра) и при­дви­ну­лась к мо­рю. Пре­по­доб­ный Марк уви­дел, что го­ра дви­га­ет­ся, и об­ра­тил­ся к ней: «Я те­бе не при­ка­зы­вал сдви­нуть­ся с ме­ста, но бе­се­до­вал с бра­том; по­это­му встань на свое ме­сто!» По­сле это­го го­ра дей­стви­тель­но вер­ну­лась на ме­сто. Ав­ва Се­ра­пи­он в стра­хе упал ниц. Пре­по­доб­ный Марк взял его за ру­ку и про­сил: «Раз­ве ты не ви­дел та­ких чу­дес за свою жизнь?» – «Нет, от­че», – от­ве­тил ста­рец Се­ра­пи­он. То­гда пре­по­доб­ный Марк горь­ко за­пла­кал и ска­зал: «Го­ре зем­ле, по­то­му что на ней жи­вут хри­сти­ане толь­ко по име­ни, а не по де­лам».
По­сле это­го пре­по­доб­ный Марк при­гла­сил ав­ву Се­ра­пи­о­на к тра­пе­зе. Пи­щу при­нес Ан­гел. Ав­ва Се­ра­пи­он ска­зал, что за всю жизнь он ни­ко­гда не ел та­кой вкус­ной пи­щи и не пил та­кой слад­кой во­ды. «Брат Се­ра­пи­он, – от­ве­тил пре­по­доб­ный Марк, – ви­дел ли ты, сколь­ко бла­го­де­я­ний по­сы­ла­ет Бог ра­бам Сво­им! Во все дни мне по­сы­ла­лось от Бо­га по од­но­му хле­бу и по од­ной ры­бе, а ныне ра­ди те­бя Он удво­ил тра­пе­зу – по­слал нам два хле­ба и две ры­бы. Та­кой-то тра­пе­зой пи­та­ет ме­ня Гос­подь Бог в те­че­ние все­го вре­ме­ни за пер­вые мои зло­стра­да­ния».
Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный Марк воз­нес мо­лит­вы о спа­се­нии хри­сти­ан, зем­ли и всех, в ми­ре и люб­ви Хри­сто­вой жи­ву­щих на ней. Он за­по­ве­дал ав­ве Се­ра­пи­о­ну по­хо­ро­нить его в пе­ще­ре и за­ва­лить вход в нее. Ав­ва Се­ра­пи­он стал сви­де­те­лем то­го, как ду­ша сто­т­рид­ца­ти­лет­не­го стар­ца – пре­по­доб­но­го Мар­ка бы­ла при­ня­та на Небо († 400).
По­сле по­гре­бе­ния свя­то­го два Ан­ге­ла в ви­де от­шель­ни­ков про­во­ди­ли ав­ву Се­ра­пи­о­на во внут­рен­нюю пу­сты­ню к ве­ли­ко­му стар­цу Иоан­ну. Бра­тии это­го мо­на­сты­ря ав­ва Се­ра­пи­он и по­ве­дал о жиз­ни и кон­чине пре­по­доб­но­го Мар­ка.

☦️
Пре­по­доб­ный Пла­тон ро­дил­ся в 735 го­ду в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье от ро­ди­те­лей Сер­гия и Ев­фи­мии. Ра­но оси­ро­тев, маль­чик был взят на вос­пи­та­ние род­ствен­ни­ка­ми, ко­то­рые да­ли ему хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Ко­гда он вы­рос, то на­чал са­мо­сто­я­тель­ную жизнь. Пер­вые го­ды свя­той за­ни­мал­ся хо­зяй­ством в име­нии, остав­шем­ся ему по­сле смер­ти ро­ди­те­лей. Он был очень воз­держ­ным и тру­до­лю­би­вым и при­об­рел сво­и­ми тру­да­ми боль­шое со­сто­я­ние. Но серд­це пре­по­доб­но­го го­ре­ло лю­бо­вью ко Хри­сту. Он раз­дал все свое иму­ще­ство, от­пу­стил слуг на во­лю и уда­лил­ся в мо­на­стырь вбли­зи го­ры Олимп, име­но­вав­ший­ся «в Сим­во­лех».
Его мо­лит­вен­ное усер­дие, тру­до­лю­бие и кро­тость снис­ка­ли ему лю­бовь бра­тии. В сво­бод­ное от мо­литв вре­мя пре­по­доб­ный пе­ре­пи­сы­вал бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, со­став­лял сбор­ни­ки из тво­ре­ний свя­тых от­цов. Ко­гда в 770 го­ду скон­чал­ся на­сто­я­тель мо­на­сты­ря Фео­к­тист, бра­тия из­бра­ли игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Пла­то­на, несмот­ря на то, что ему бы­ло все­го лишь 35 лет. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (775) пре­по­доб­ный Пла­тон от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Он от­ка­зал­ся от управ­ле­ния Ни­ко­ми­дий­ской мит­ро­по­ли­ей и в 782 го­ду вме­сте с пле­мян­ни­ка­ми – свя­ты­ми Фе­о­до­ром († 826, па­мять 11 но­яб­ря) и Иоси­фом († 830, па­мять 26 ян­ва­ря) – уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто Со­ку­ди­он. Они по­стро­и­ли на го­ре цер­ковь в честь свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и ос­но­ва­ли мо­на­стырь, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го стал сам пре­по­доб­ный Пла­тон. Ко­гда свя­той Та­ра­сий вме­сте с ца­ри­цей Ири­ной со­звал в 787 го­ду Седь­мой Все­лен­ский Ни­кей­ский Со­бор, пре­по­доб­ный Пла­тон при­нял де­я­тель­ное уча­стие в его ра­бо­те. Как об­ра­зо­ван­ный и на­чи­тан­ный в Свя­щен­ном Пи­са­нии, он успеш­но об­ли­чал ико­но­бор­че­скую ересь и за­щи­щал по­чи­та­ние свя­тых икон. Ко­гда пре­по­доб­ный Пла­тон при­бли­зил­ся к ста­ро­сти, он пе­ре­дал управ­ле­ние мо­на­сты­рем пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру.
В 795 го­ду им­пе­ра­тор Кон­стан­тин VI (780–797) на­силь­но за­ста­вил свою су­пру­гу Ма­рию при­нять мо­на­ше­ство и ре­шил об­вен­чать­ся с од­ной из сво­их род­ствен­ниц, Фе­о­до­ти­ей.
Несмот­ря на то, что свя­той пат­ри­арх Та­ра­сий осу­дил этот брак, один из вид­ных кон­стан­ти­но­поль­ских свя­щен­ни­ков, Иосиф, на­ру­шил за­прет пат­ри­ар­ха и об­вен­чал им­пе­ра­то­ра.
Узнав об этом, пре­по­доб­ные Пла­тон и Фе­о­дор от­лу­чи­ли им­пе­ра­то­ра от Церк­ви и разо­сла­ли об этом пись­мо ко всем ино­кам. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал за­клю­чить свя­то­го Пла­то­на в тем­ни­цу, а пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра со­слать в Со­лунь. Толь­ко по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра в 797 го­ду они по­лу­чи­ли сво­бо­ду. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор пе­ре­се­лил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и стал игу­ме­ном Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Пре­по­доб­ный Пла­тон в той же оби­те­ли жил про­стым ино­ком и был в по­слу­ша­нии у сво­е­го пле­мян­ни­ка.
Ко­гда но­вый им­пе­ра­тор Ни­ки­фор (802–811) са­мо­воль­но воз­вра­тил в Цер­ковь от­лу­чен­но­го свя­щен­ни­ка Иоси­фа, пре­по­доб­ные Пла­тон и Фе­о­дор сно­ва вы­сту­пи­ли с об­ли­че­ни­ем неза­кон­но­го дей­ствия им­пе­ра­то­ра. За это му­же­ствен­ные ис­по­вед­ни­ки в 807 го­ду опять бы­ли под­верг­ну­ты на­ка­за­нию. Че­ты­ре го­да бы­ли они в за­клю­че­нии. Пре­по­доб­ный Пла­тон был осво­бож­ден из за­то­че­ния по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра в 811 го­ду и воз­вра­тил­ся в Сту­дий­скую оби­тель.
Он про­жил в тру­дах и мо­лит­ве еще три го­да и ото­шел ко Гос­по­ду в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту на 79-м го­ду жиз­ни, 8 ап­ре­ля 814 го­да. За свое без­бо­яз­нен­ное вы­ступ­ле­ние в за­щи­ту свя­тых икон пре­по­доб­ный Пла­тон по­лу­чил име­но­ва­ние ис­по­вед­ни­ка.

☦️
Преподобная Феодора Солунская происходила от христианских родителей Антония и Хрисанфы, живших на острове Эгине. В совершенном возрасте святая Феодора вступила в брак. Вскоре у нее родилась дочь. При нашествии сарацин (823) молодые супруги переселились в город Солунь. Здесь преподобная Феодора посвятила свою дочь на служение Богу в монастыре, а после смерти своего мужа и сама приняла иночество в той же обители.
Трудами послушания, постом и молитвою она так угодила Богу, что получила дар чудотворения и совершала чудеса не только при жизни, но и по смерти (+ 892). Когда скончалась игумения монастыря, ее гроб хотели поставить рядом с гробом преподобной Феодоры. Тогда преподобная, словно живая, подвинулась вместе с гробом и уступила место своей начальнице, показывая пример смирения даже после смерти. От мощей ее истекало миро.
Когда в 1430 году турки взяли Солунь, они раздробили святые мощи преподобной Феодоры на части.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1878 го­ду в се­ле Неклюб­ка Ве­ре­щаг­ской во­ло­сти Су­раж­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье бе­ло­рус­ско­го кре­стья­ни­на Пет­ра Кро­тен­ко­ва. В 1902 го­ду Алек­сей окон­чил При­снян­скую учи­тель­скую шко­лу и, вы­дер­жав эк­за­мен, по­сту­пил ра­бо­тать учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Неклюб­ка. По окон­ча­нии Пас­тыр­ских кур­сов в Москве Алек­сей Пет­ро­вич 13 мар­та 1911 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви в по­сел­ке Уш­кев­ском Ту­рин­ско­го уез­да То­боль­ской гу­бер­нии. В 1915 го­ду он был пе­ре­ве­ден в храм в се­ло Нижне-Ро­ма­нов­ское То­боль­ско­го уез­да, а в 1929 го­ду – в храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ни­цин­ском Ир­бит­ско­го окру­га Ураль­ской об­ла­сти, где про­слу­жил до дня сво­е­го аре­ста в 1930 го­ду.
В 1925 го­ду цер­ковь в се­ле бы­ла за­хва­че­на об­нов­лен­ца­ми, но, бла­го­да­ря на­стой­чи­во­му непри­я­тию их ве­ру­ю­щи­ми се­ла, храм сно­ва пе­ре­шел к пра­во­слав­ным. В со­став при­хо­да, кро­ме са­мо­го се­ла, вхо­ди­ло че­ты­ре де­рев­ни с об­щим чис­лом ве­ру­ю­щих в 2160 че­ло­век. Хо­тя от­цу Алек­сию и недол­го при­шлось под­ви­зать­ся в этом се­ле, но он об­на­ру­жил се­бя здесь рев­ност­ным пас­ты­рем и про­по­вед­ни­ком, за­слу­жив этим лю­бовь при­хо­жан.
В кон­це 1929 го­да без­бож­ные вла­сти в се­ле Ни­цин­ском при­ня­ли ре­ше­ние за­крыть храм. По­сле то­го, как все обя­за­тель­ные пла­те­жи бы­ли при­хо­дом упла­че­ны, а один на­лог да­же два­жды, сель­со­вет по­тре­бо­вал упла­ты до­пол­ни­тель­но­го стра­хо­во­го пла­те­жа в сум­ме 524 руб­ля. По­сколь­ку за­пла­тить та­кую сум­му для при­хо­да бы­ло непро­сто, отец Алек­сий по­слал ста­ро­сту хра­ма к бла­го­чин­но­му, чтобы тот по­со­ве­то­вал, как по­сту­пить. Бла­го­чин­ный на­пра­вил ста­ро­сту в Ир­бит­ский финан­со­вый от­дел, за­ме­тив, что в лю­бом слу­чае на­лог нуж­но бу­дет пла­тить, но на­до спра­вить­ся о по­ряд­ке пла­те­жа в финан­со­вом от­де­ле. Ста­ро­ста пе­ре­дал бла­го­чин­но­му и сло­ва на­сто­я­те­ля хра­ма, что да­же в слу­чае от­ка­за при­хо­жан пла­тить на­лог, как неспра­вед­ли­вый и непо­силь­ный, отец Алек­сий ре­шил все же цер­ковь не от­да­вать, остать­ся в хра­ме с неко­то­ры­ми при­хо­жа­на­ми, по­ка не вы­яс­нит­ся де­ло, а до тех пор все­ми си­ла­ми охра­нять храм от за­хва­та его без­бож­ни­ка­ми. Бла­го­чин­ный на это от­ве­тил, что на­лог, ко­неч­но, нуж­но бу­дет пла­тить, на­до де­лать уси­лен­ные сбо­ры, а храм по­ка мож­но охра­нять.
По­бы­вав у рай­он­но­го про­ку­ро­ра и в рай­он­ном фин­от­де­ле и взяв справ­ки, суть ко­то­рых за­клю­ча­лась в том, что на­лог необ­хо­ди­мо за­пла­тить, и по­лу­чив раз­ре­ше­ние рай­он­но­го ис­пол­ко­ма на со­зыв при­ход­ско­го со­бра­ния, ста­ро­ста воз­вра­тил­ся в се­ло. На за­се­да­нии цер­ков­но­го со­ве­та ста­ро­ста рас­ска­зал о сво­ем по­се­ще­нии бла­го­чин­но­го и мест­ных вла­стей. Отец Алек­сий на это за­ме­тил, что ес­ли не удаст­ся со­брать тре­бу­е­мую сум­му с по­мо­щью доб­ро­воль­ных по­жерт­во­ва­ний, то и в этом слу­чае храм все же не сле­ду­ет от­да­вать – луч­ше уме­реть за ве­ру пра­во­слав­ную, но не от­дать свя­ты­ни на по­ру­га­ние. Цер­ков­ный со­вет по­ста­но­вил со­брать сра­зу же по­сле празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва об­щее при­ход­ское со­бра­ние, на ко­то­ром ве­ру­ю­щие долж­ны бу­дут ре­шить, смо­гут ли они за­пла­тить еще один на­лог.
Во вре­мя служб пе­ред празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва свя­щен­ник стал на­сто­я­тель­но про­сить ве­ру­ю­щих, чтобы они при­шли на об­щее со­бра­ние, так как ре­ша­ет­ся судь­ба их при­ход­ско­го хра­ма – бу­дет ли в нем про­дол­жать­ся бо­го­слу­же­ние или он бу­дет за­крыт.
8 ян­ва­ря 1930 го­да на со­бра­ние в храм при­шли пять­сот два­дцать пять че­ло­век; оно про­хо­ди­ло в при­сут­ствии пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та и мест­но­го ми­ли­ци­о­не­ра. Ста­ро­ста со­об­щил, что в церк­ви был про­из­ве­ден ре­монт, два ра­за бы­ла вы­пла­че­на стра­хов­ка, по­том от хра­ма по­тре­бо­ва­ли упла­ты тре­тьей стра­хов­ки в 524 руб­ля, но се­го­дня, бук­валь­но сей­час, пред­се­да­тель сель­со­ве­та объ­явил ему, что пла­тить нуж­но не 524, а 1196 руб­лей. При­хо­жане, услы­хав эту циф­ру и узнав про тре­тью стра­хов­ку, ста­ли вы­кри­ки­вать: «От­ку­да на­шли тре­тью стра­хов­ку?!» Ста­ли раз­да­вать­ся кри­ки, что во­прос дол­жен быть по­став­лен на го­ло­со­ва­ние. И ста­ро­ста пред­ло­жил под­нять ру­ки тем, кто про­тив упла­ты тре­тьей стра­хов­ки. Со­бра­ние про­го­ло­со­ва­ло еди­но­глас­но про­тив. Сра­зу же по­сле го­ло­со­ва­ния пред­се­да­тель сель­со­ве­та и ми­ли­ци­о­нер по­ки­ну­ли цер­ковь, и отец Алек­сий, об­ра­тив­шись с ам­во­на к при­хо­жа­нам, ска­зал: «Бра­тья и сест­ры, зав­тра бу­дет служ­ба, при­хо­ди­те все обя­за­тель­но».
Был на­пи­сан про­то­кол со­бра­ния, и ста­ро­ста от­пра­вил­ся с ним в сель­со­вет, где сра­зу же был аре­сто­ван; отец Алек­сий и часть при­хо­жан оста­лись на ночь в хра­ме.
Утром пред­се­да­тель сель­со­ве­та и ми­ли­ци­о­нер, взяв с со­бой ста­ро­сту, при­шли в храм. В это вре­мя за­кан­чи­ва­лась утре­ня; на служ­бе при­сут­ство­ва­ло око­ло двух­сот че­ло­век, пре­иму­ще­ствен­но жен­щин. По­сле окон­ча­ния утре­ни, пе­ред тем как на­чать­ся ли­тур­гии, ми­ли­ци­о­нер гром­ко всем объ­явил, что по­сколь­ку груп­па ве­ру­ю­щих от­ка­за­лась от упла­ты на­ло­га, цер­ковь до вы­яс­не­ния во­про­са бу­дет за­кры­та на два зам­ка: один от сель­со­ве­та, а дру­гой от ве­ру­ю­щих, и за­пе­ча­та­на пе­ча­тя­ми. При­сут­ству­ю­щие, услы­шав это со­об­ще­ние, за­вол­но­ва­лись, и то­гда ста­ро­ста, вый­дя на ам­вон, ска­зал: «Бра­тья и сест­ры, про­сти­те ме­ня, ме­ня вче­ра аре­сто­ва­ли. Вы слы­ша­ли – цер­ковь от­би­ра­ют. Про­щай­те, про­сти­те ме­ня».
В церк­ви под­нял­ся крик: «Ста­ро­сту не от­да­дим и цер­ковь не от­да­дим». Жен­щи­ны окру­жи­ли ста­ро­сту и ухва­ти­ли его за по­яс, и ми­ли­ци­о­нер то­гда за­явил: «Мы цер­ковь не от­би­ра­ем и ста­ро­сту не бе­рем», – и вме­сте с пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та уда­лил­ся из хра­ма.
По­сле их ухо­да отец Алек­сий, вый­дя на ам­вон, ска­зал: «Пра­во­слав­ные, вы са­ми бы­ли сей­час сви­де­те­ля­ми го­не­ний… Без­бож­ни­ки и бо­го­хуль­ни­ки сей­час хо­те­ли за­крыть храм, но им не удаст­ся от­торг­нуть нас от ве­ры… Мы долж­ны твер­же ве­рить… быть го­то­вы­ми уме­реть за ве­ру пра­во­слав­ную. Не до­пу­стим ху­ли­га­нов осквер­нять хра­мы. Сей­час вез­де, где есть кол­хо­зы, идет за­кры­тие церк­вей, бо­го­хуль­ни­ки, бо­го­от­ступ­ни­ки, за­брав­ши­е­ся ту­да, скло­ня­ют ве­ру­ю­щих на за­кры­тие церк­ви. Ве­ру­ю­щий, ис­тин­ный хри­сти­а­нин, ни­ко­гда не пой­дет в ком­му­ну и не со­гла­сит­ся с за­кры­ти­ем церк­ви. Пра­во­слав­ные, я пред­ла­гаю всем ве­ру­ю­щим, кто сво­бо­ден, остать­ся в церк­ви на ночь… Цер­ковь за­прем из­нут­ри и ни­ко­го пус­кать не бу­дем, по­ка не убе­дим­ся, что от за­кры­тия церк­ви от­ка­жет­ся мест­ная и цен­траль­ная со­вет­ская власть. До это­го мо­мен­та мы го­то­вы уме­реть за ве­ру Хри­сто­ву. Я лич­но из хра­ма ни­ку­да не уй­ду – умру здесь».
9 ян­ва­ря отец Алек­сий, чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та и при­хо­жане, все­го око­ло пя­ти­де­ся­ти че­ло­век, оста­лись но­че­вать в хра­ме. Бы­ли за­пер­ты из­нут­ри две­ри и вы­став­лен на­блю­да­тель­ный пост на ко­ло­кольне. Первую ночь ни­кто из при­сут­ству­ю­щих не спал. Слу­жи­лись мо­леб­ны, и отец Алек­сий вел бе­се­ды с при­хо­жа­на­ми. В од­ной из бе­сед он ска­зал: «Сей­час мно­гие свя­щен­ни­ки бро­са­ют церк­ви, сни­ма­ют сан, я же ни од­но­го во­ло­са со сво­ей го­ло­вы не про­дам и за ты­ся­чу руб­лей, умру за цер­ковь».
На дру­гой день отец Алек­сий и цер­ков­ный со­вет ко­ман­ди­ро­ва­ли ста­ро­сту хра­ма в Ир­бит к бла­го­чин­но­му, чтобы по­ста­вить то­го в из­вест­ность о про­ис­хо­дя­щем, и к со­вет­ским вла­стям – узнать, не бу­дет ли все же скид­ки с на­ло­га. Бла­го­чин­ный, вы­слу­шав ста­ро­сту, по­со­ве­то­вал не оста­вать­ся в хра­ме та­ко­му ко­ли­че­ству при­хо­жан, а толь­ко чле­нам цер­ков­но­го со­ве­та. В тот же день в се­ло при­был пред­се­да­тель рай­он­но­го ис­пол­ко­ма и стал уве­рять при­хо­дя­щих к нему за разъ­яс­не­ни­я­ми ве­ру­ю­щих, что цер­ковь за­кры­та не бу­дет. С это­го вре­ме­ни в церк­ви ста­ли де­жу­рить круг­ло­су­точ­но лишь свя­щен­ник и неболь­шая часть при­хо­жан, но всем бы­ло объ­яв­ле­но, что в слу­чае по­пы­ток на­силь­ствен­но­го за­хва­та церк­ви без­бож­ни­ка­ми ве­ру­ю­щие бу­дут опо­ве­ще­ны на­ба­том.
16 ян­ва­ря отец Алек­сий вновь ко­ман­ди­ро­вал ста­ро­сту в Ир­бит, чтобы тот ис­про­сил в рай­он­ном ис­пол­ко­ме раз­ре­ше­ние на про­ве­де­ние крест­но­го хо­да в празд­ник Кре­ще­ния, а так­же за­шел к бла­го­чин­но­му, по­ста­вить его в из­вест­ность о по­ло­же­нии дел и ска­зать, что вол­не­ние успо­ка­и­ва­ет­ся, но он, отец Алек­сий, бу­дет оста­вать­ся в церк­ви, так как при вы­хо­де его аре­сту­ют, а без его аре­ста цер­ковь не смо­гут за­крыть. Ста­ро­ста был аре­сто­ван у зда­ния рай­он­но­го ис­пол­ко­ма. Без­бож­ни­ки уже при­ня­ли ре­ше­ние не до­пу­стить служ­бы на празд­ник Кре­ще­ния, ко­гда бу­дет боль­шое сте­че­ние на­ро­да, и до это­го аре­сто­вать свя­щен­ни­ка.
Ве­че­ром то­го же дня к су­пру­ге от­ца Алек­сия при­е­хал под ви­дом со­вет­ско­го на­чаль­ни­ка из окру­га со­труд­ник ОГПУ и стал с ли­це­мер­ным со­чув­стви­ем рас­спра­ши­вать о про­ис­хо­дя­щих со­бы­ти­ях, а за­тем дал по­нять, что мог бы по­вли­ять на ход де­ла, но для это­го необ­хо­ди­мо пе­ре­го­во­рить с ее су­пру­гом. Агент дей­ство­вал с та­кой лов­ко­стью, что вполне убе­дил жен­щи­ну в сво­ей ис­крен­но­сти, же­ла­нии по­мочь и воз­мож­но­сти мир­но­го ис­хо­да, ес­ли она со­гла­сит­ся при­бег­нуть к его по­мо­щи и вы­зо­вет му­жа из хра­ма.
Вняв уго­во­рам обо­льсти­те­ля, су­пру­га от­ца Алек­сия глу­хой но­чью от­пра­ви­лась в цер­ковь, чтобы пред­ло­жить му­жу пой­ти до­мой и пе­ре­го­во­рить с при­е­хав­шим «чи­нов­ни­ком». Свя­щен­ник на это от­ве­тил: «Ме­ня аре­сту­ют, я это чув­ствую!» Су­пру­га ста­ла го­ря­чо убеж­дать его, что это­го ни­как нель­зя за­по­до­зрить по раз­го­во­ру при­шель­ца. Отец Алек­сий не ве­рил, но она не от­сту­па­лась и про­дол­жа­ла убеж­дать прий­ти до­мой для пе­ре­го­во­ров, вновь и вновь при­во­дя ар­гу­мен­ты, ко­то­ры­ми пре­льстил ее лу­ка­вый со­труд­ник ОГПУ. Ви­дя, что су­пру­га неот­ступ­на, отец Алек­сий сми­рил­ся. Он усерд­но по­мо­лил­ся у об­ра­за Афон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, чтобы Пу­те­во­ди­тель­ни­ца и Ца­ри­ца Са­ма со­про­во­ди­ла его и в этих вре­мен­ных жиз­нен­ных об­сто­я­тель­ствах, и на пу­ти к жиз­ни веч­ной. За­тем отец Алек­сий вы­шел с су­пру­гой из церк­ви и по тем­ной, пу­стын­ной ули­це на­пра­вил­ся к до­му, где сра­зу же был аре­сто­ван при­е­хав­ши­ми из Ир­би­та со­труд­ни­ка­ми ОГПУ и за­клю­чен в ир­бит­скую тюрь­му.
Храм был за­крыт, и на­ча­лись аре­сты; все­го по это­му де­лу бы­ло аре­сто­ва­но шест­на­дцать че­ло­век, при­чем сре­ди них бы­ли лю­ди и не имев­шие ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к хра­му.
Бу­дучи до­про­шен, отец Алек­сий при­знал толь­ко то, что дей­стви­тель­но, учи­ты­вая же­ла­ние и прось­бы ве­ру­ю­щих, со­гла­сил­ся оста­вать­ся на ночь в церк­ви, в сто­рож­ке, в осталь­ных же «пунк­тах, предъ­яв­лен­но­го мне об­ви­не­ния, – за­явил он, – я ви­нов­ным се­бя не при­знаю, так как ни­ка­кой аги­та­ции и про­по­ве­дей про­тив со­вет­ской вла­сти я не вел».
25 мар­та 1930 го­да бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние. «В на­ча­ле 1929 го­да Окруж­ной от­дел имел све­де­ния, – пи­са­ли со­труд­ни­ки ОГПУ в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, – что ку­ла­ки, быв­шие ка­ра­те­ли и бе­ло­гвар­дей­цы, яв­ля­ясь чле­на­ми цер­ков­но­го со­ве­та ни­цин­ской церк­ви ти­хо­нов­ско­го те­че­ния, сгруп­пи­ро­ва­лись во­круг цер­ков­но­го со­ве­та, по­ста­вив за­да­чей ак­тив­ную борь­бу про­тив со­вет­ской вла­сти и про­во­ди­мых ею ме­ро­при­я­тий в де­ревне, как-то: хле­бо­за­го­то­вок, са­мо­об­ло­же­ния, уве­ли­че­ния по­сев­ных пло­ща­дей и осо­бен­но про­тив кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства.
Ор­га­ни­за­то­ром и вдох­но­ви­те­лем этой ку­лац­кой груп­пи­ров­ки явил­ся свя­щен­ник ни­цин­ской ста­ро­ти­хо­нов­ской церк­ви Кро­тен­ков Алек­сей Пет­ро­вич, при­быв­ший в Ни­цин­ское в мар­те 1929 го­да…
Имея под­держ­ку в ли­це ку­ла­ков, Кро­тен­ков со дня при­ез­да каж­дое вос­кре­се­нье на­чал чи­тать про­по­ве­ди яр­ко контр­ре­во­лю­ци­он­но­го со­дер­жа­ния, от­кры­то при­зы­вая ве­ру­ю­щих быть пре­дан­ны­ми пра­во­слав­ной ве­ре, Церк­ви Хри­сто­вой и не всту­пать в бо­го­про­тив­ные кол­хо­зы, “где со­бра­лись без­бож­ни­ки, бо­го­хуль­ни­ки и ху­ли­га­ны, ко­то­рые сму­ща­ют ве­ру­ю­щих… но ис­тин­ным ве­ру­ю­щим не ме­сто быть в ря­дах без­бож­ни­ков…”».
Кро­ме то­го, от­цу Алек­сию бы­ло по­став­ле­но в ви­ну, что он в церк­ви по­ве­сил пра­во­слав­ный ка­лен­дарь, снаб­див его вы­пис­кой из Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Ибо они, по­лу­чив сво­бо­ду, пре­зре­ли Все­выш­не­го, пре­не­брег­ли за­кон Его и оста­ви­ли пу­ти Его, а еще и пра­вед­ных Его по­пра­ли и го­во­ри­ли в серд­це сво­ем: “Нет Бо­га”, хо­тя и зна­ли, что они смерт­ны. Как вас ожи­да­ет то, о чем ска­за­но преж­де, так и их – жаж­да и му­че­ние, ко­то­рые при­го­тов­ле­ны. Бог не хо­тел по­гу­бить че­ло­ве­ка, но са­ми со­тво­рен­ные обес­сла­ви­ли имя То­го, Кто со­тво­рил их, и бы­ли небла­го­дар­ны­ми к То­му, Кто пре­уго­то­вил им жизнь. По­се­му суд Мой ныне при­бли­жа­ет­ся… (3Езд.8:56-61)».
11 ап­ре­ля 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сий Кро­тен­ков был рас­стре­лян 18 ап­ре­ля 1930 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 6 де­каб­ря 1875 го­да в го­ро­де Аренс­бур­ге Эст­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ада­ма Си­мо; в 1888 го­ду отец Адам был на­зна­чен в эс­тон­ский при­ход, от­крыв­ший­ся при Ан­дре­ев­ском со­бо­ре в Крон­штад­те.
В 1887 го­ду Ни­ко­лай по­сту­пил в Риж­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, окон­чив ко­то­рое в 1891 го­ду по пер­во­му раз­ря­ду, про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в Риж­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии; в 1894 го­ду отец пе­ре­вел его в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Окон­чив се­ми­на­рию в 1897 го­ду, Ни­ко­лай об­вен­чал­ся с де­ви­цей Ли­ди­ей, до­че­рью свя­щен­ни­ка Пав­ла Па­но­ва, и 23 но­яб­ря 1897 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ан­дре­ев­ско­му со­бо­ру в Крон­штад­те на ме­сто от­ца, пе­ре­ве­ден­но­го в это вре­мя слу­жить в эс­тон­ский при­ход при гат­чин­ском Пав­лов­ском со­бо­ре.
От­цу Ни­ко­лаю слу­жить раз­ре­ши­ли толь­ко раз в неде­лю по вос­крес­ным дням, меж­ду пер­вой и вто­рой ли­тур­ги­ей. Небла­го­при­ят­ные об­сто­я­тель­ства, в ко­то­рых ока­зал­ся свя­щен­ник со сво­ей эс­тон­ской паст­вой, при­ве­ли его к мыс­ли о необ­хо­ди­мо­сти по­строй­ки от­дель­ной церк­ви для жив­ших в Крон­штад­те пра­во­слав­ных эс­тон­цев, а их там бы­ло в то вре­мя око­ло вось­ми­сот че­ло­век.
В 1902 го­ду вла­дель­цы зда­ния быв­шей ан­гли­кан­ской церк­ви ре­ши­ли про­дать его вме­сте с са­дом и до­мом, но с усло­ви­ем, чтобы оно ис­поль­зо­ва­лось под храм, и для ис­пол­нив­ше­го это усло­вие де­ла­лась уступ­ка в цене. Крон­штадт­ский ку­пец и бла­го­тво­ри­тель Ни­ко­лай Ан­дре­евич Тур­кин ре­шил ку­пить это зда­ние для пра­во­слав­но­го эс­тон­ско­го при­хо­да. Ду­хо­вен­ство Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра ока­за­ло энер­гич­ное про­ти­во­дей­ствие это­му пред­при­я­тию, вы­ка­зав неза­ин­те­ре­со­ван­ность в по­яв­ле­нии в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от со­бо­ра вто­ро­го хра­ма, и об­ра­ти­лось за под­держ­кой к от­цу Иоан­ну Крон­штадт­ско­му, но тот не под­дер­жал свое­ко­рыст­ных со­бо­рян, и 4 июля 1902 го­да зда­ние бы­ло про­да­но куп­цу Ни­ко­лаю Тур­ки­ну, и 7 июля то­го же го­да он пе­ре­дал его эс­тон­ско­му при­хо­ду.
1 де­каб­ря 1902 го­да отец Иоанн Крон­штадт­ский освя­тил зда­ние как пра­во­слав­ный храм в честь Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня. Ли­тур­гию по­сле освя­ще­ния отец Иоанн слу­жил в со­слу­же­нии де­вя­ти свя­щен­ни­ков и пя­ти диа­ко­нов, бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось на рус­ском и эс­тон­ском язы­ках.
На обе­де, устро­ен­ном в честь освя­ще­ния хра­ма бла­го­тво­ри­те­лем-куп­цом, бла­го­чин­ный эс­тон­ских при­хо­дов Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии свя­щен­ник Па­вел Куль­буш ска­зал: «Мы празд­ну­ем се­го­дня тор­же­ство по­бе­ды доб­ро­го рус­ско­го серд­ца, бла­го­да­ря ко­е­му крон­штадт­ский эс­тон­ский при­ход от­ныне име­ет свой храм и твер­дой но­гой пой­дет по пу­ти даль­ней­ше­го внут­рен­не­го пре­успе­я­ния и ро­ста… Хва­ла и бла­го­да­ре­ние тем, кто это сде­лал… от ду­ши же­лаю, чтобы вся­кий эс­то­нец всем серд­цем ис­кренне усво­ил се­бе то, чем жив каж­дый рус­ский че­ло­век».
Став на­сто­я­те­лем Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го хра­ма, отец Ни­ко­лай це­ли­ком по­свя­тил се­бя слу­же­нию пастве и по при­ме­ру от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го стал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния еже­днев­но, что не по­нра­ви­лось ду­хо­вен­ству Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра, и оно по­жа­ло­ва­лось на это крон­штадт­ско­му пас­ты­рю. И Отец Иоанн спро­сил как-то от­ца Ни­ко­лая, прав­да ли, что он со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ния еже­днев­но. Услы­шав, что это прав­да, отец Иоанн по­же­лал, чтобы свя­щен­ник и даль­ше так­же рев­но­вал о служ­бе Бо­жи­ей.
Кро­ме бо­го­слу­же­ний, отец Ни­ко­лай пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Крон­штадт­ской шко­ле при та­можне, в эс­тон­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, бу­дучи од­новре­мен­но ее ру­ко­во­ди­те­лем, а так­же он был ру­ко­во­ди­те­лем Крон­штадт­ско­го от­де­ле­ния Алек­сан­дро-Нев­ско­го Об­ще­ства трез­во­сти и чле­ном ко­ми­те­та крон­штадт­ско­го По­пе­чи­тель­ства о на­род­ной трез­во­сти.
В 1910 го­ду скон­ча­лась су­пру­га свя­щен­ни­ка, и на его по­пе­че­нии оста­лось трое де­тей от трех до се­ми лет.
Отец Ни­ко­лай шел пу­тем рев­ни­те­ля пра­во­сла­вия, и его слу­же­ние ста­ло со вре­ме­нем вы­зы­вать все боль­шее ува­же­ние крон­штадт­ских при­хо­жан, и уже не толь­ко эс­тон­цев, но и рус­ских.
В 1917 го­ду скон­чал­ся один из свя­щен­ни­ков Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра, и воз­ник­ла необ­хо­ди­мость за­ме­стить ва­кант­ное ме­сто. В это вре­мя ста­ло прак­ти­ко­вать­ся, по при­ме­ру древ­но­сти, на­зна­че­ние свя­щен­ни­ков по из­бра­нию при­хо­жан с по­сле­ду­ю­щим под­твер­жде­ни­ем вы­бо­ра епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ем. Для из­бра­ния бы­ли пред­ло­же­ны кан­ди­да­ту­ры трех свя­щен­ни­ков. В го­ло­со­ва­нии участ­во­ва­ло 385 при­хо­жан, за кан­ди­да­ту­ру от­ца Ни­ко­лая про­го­ло­со­ва­ло 317 при­хо­жан.
«Свя­щен­ник Ни­ко­лай Си­мо из­ве­стен в Крон­штад­те как доб­рый и скром­ный пас­тырь, и ре­зуль­тат го­ло­со­ва­ния по­ка­зал, что сим­па­тии при­хо­жан Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра на его сто­роне», – пи­сал о нем бла­го­чин­ный, про­то­и­е­рей Гри­го­рий По­спе­лов.
13 де­каб­ря 1917 го­да мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) на­зна­чил от­ца Ни­ко­лая свя­щен­ни­ком Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра. В 1919 го­ду он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, а в 1923-м, в свя­зи со смер­тью на­сто­я­те­ля, на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра.
Пер­вый раз отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван в мар­те 1921 го­да по по­до­зре­нию в уча­стии в Крон­штадт­ском вос­ста­нии, но через две неде­ли осво­бож­ден, за невоз­мож­но­стью най­ти в его де­я­тель­но­сти со­ста­ва пре­ступ­ле­ния.
При по­пыт­ке за­хва­та цер­ков­ной вла­сти об­нов­лен­ца­ми, про­то­и­е­рей Ни­ко­лай по­ка­зал се­бя ак­тив­ным про­тив­ни­ком это­го дви­же­ния. В то вре­мя бы­ло устро­е­но за­се­да­ние два­дцат­ки Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра, по­свя­щен­ное об­нов­лен­че­ско­му дви­же­нию. Вы­сту­пив­ший на нем отец Ни­ко­лай за­явил, что об­нов­лен­че­ское те­че­ние, рав­но как и жи­во­цер­ков­ни­ки, яв­ля­ет­ся ере­ти­че­ским, и по­ка­зал это на при­ме­ре вве­де­ния в об­нов­лен­че­ских груп­пах но­вых пра­вил, на­ру­ша­ю­щих цер­ков­ные ка­но­ны, как на­при­мер дву­бра­чие ду­хо­вен­ства. Ко­гда из Пет­ро­гра­да при­е­хал пред­ста­ви­тель об­нов­лен­цев с пред­ло­же­ни­ем устро­ить об­щее со­бра­ние два­дца­ток и ду­хо­вен­ства всех крон­штадт­ских при­хо­дов, про­то­и­е­рей Ни­ко­лай и ду­хо­вен­ство Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра за­яви­ли, что на со­бра­ние, устра­и­ва­е­мое свя­щен­ни­ком-жи­во­цер­ков­ни­ком, они не пой­дут. На во­прос на­сто­я­те­ля Вла­ди­мир­ской церк­ви, как от­но­сить­ся к устра­и­ва­е­мо­му об­нов­лен­цем со­бра­нию, про­то­и­е­рей Ни­ко­лай от­ве­тил, что свя­щен­ни­ки Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра за об­нов­лен­ца­ми не пой­дут, на что тот за­ме­тил, что в этом слу­чае их мо­гут аре­сто­вать граж­дан­ские вла­сти. «И пусть аре­сто­вы­ва­ют, у ме­ня ко­том­ки уже го­то­вы», – ска­зал отец Ни­ко­лай.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван 13 ок­тяб­ря 1930 го­да. По де­лу бы­ло при­вле­че­но шесть­де­сят че­ты­ре че­ло­ве­ка, по­чи­та­те­лей от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го и рев­ни­те­лей мо­нар­хии, с цен­тром в Ан­дре­ев­ском со­бо­ре, ко­то­рый, по мне­нию вла­стей, стал цен­тром контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ду­хо­вен­ства. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай не стал да­вать све­де­ний, ин­те­ре­су­ю­щих ОГПУ, но сле­до­ва­те­ли про­дол­жа­ли на­ста­и­вать, и в кон­це кон­цов свя­щен­ник за­явил: «От­ка­зы­ва­юсь от вся­ких даль­ней­ших по­ка­за­ний…»
В то вре­мя, ко­гда отец Ни­ко­лай уже на­хо­дил­ся под след­стви­ем, ОГПУ ста­ло аре­сто­вы­вать тех, кто был не со­гла­сен с де­кла­ра­ци­ей мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), кто усмот­рел в ней недо­стой­ное Пред­сто­я­те­ля Церк­ви ли­це­ме­рие; для про­сто­ты дей­ствий след­ствие объ­еди­ни­ло их во «все­со­юз­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ор­га­ни­за­цию “ис­тин­но-пра­во­слав­ные”». Од­но из та­ких след­ствен­ных дел бы­ло со­зда­но Ле­нин­град­ским ОГПУ. 14 фев­ра­ля 1931 го­да к это­му де­лу бы­ли при­со­еди­не­ны де­ла про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Си­мо и неко­то­рых дру­гих свя­щен­ни­ков и ми­рян Крон­штад­та. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай не из­ме­нил сво­ей по­зи­ции во вре­мя но­во­го след­ствия и от­ка­зал­ся да­вать ка­кие бы то ни бы­ло све­де­ния со­труд­ни­кам ОГПУ.
В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии они на­пи­са­ли: «Ру­ко­во­ди­те­ля­ми… цен­тра яв­ля­лись крайне мо­нар­хи­че­ские эле­мен­ты, в про­шлом бли­жай­шие спо­движ­ни­ки са­мо­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, лю­ди, ко­то­рые пу­тем от­кры­той про­па­ган­ды ве­ли бе­ше­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию с це­лью под­ры­ва и свер­же­ния со­вет­ской вла­сти… Во гла­ве этой ор­га­ни­за­ции сто­ял свя­щен­ник Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра Ни­ко­лай Си­мо, ко­то­рый при жиз­ни Иоан­на Крон­штадт­ско­го вел мо­нар­хи­че­скую по­гром­ную ра­бо­ту».
13 ап­ре­ля 1931 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Си­мо был рас­стре­лян 18 ап­ре­ля 1931 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание