⏳ 2024.11.04 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 20я по Пятидесятнице (глас 2й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
4 ноября (22 октября)
• равноап. Аве́ркия Иерапольского (ок. 167)
• сщмч. Александра Адрианопольского, мч. Ира́клия, мцц. Анны, Елисаветы, Феодотии, Глике́рии (II–III)
• семи отроков Ефесских: свв. Максимилиа́на, Иамвли́ха, Мартиниа́на, Дионисия, Антони́на, Ексакустодиа́на (Константина) и Иоанна (ок. 250; 408–450)
• Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления от поляков в 1612)
• сщмчч. Серафима (Самойловича) Угличского, Владимира (Соболева), Александра (Андреева), Василия (Богоявленского), Александра (Лебедева), прмчч. Германа (Полянского), Мины (Шелаева) (1937)
• сщмчч. Николая (Богословского), Николая (Ушакова), прмч. Григория (Воробьева) (1937)
• обретение мощей сщмч. Никодима (Кононова) Белгородского (2012) 📚
• икон Божией Матери «Андрониковская» (1347), Якобштадтская (XVII)


☦️
Равноапостольный Аве́ркий Иерапольский епископ.
Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Авер­кий, епи­скоп Иера­поль­ский, чу­до­тво­рец, про­сла­вил­ся во II ве­ке во Фри­гии. Го­род Иера­поль те вре­ме­на на­се­ля­ли в ос­нов­ном языч­ни­ки. Свя­ти­тель мо­лил­ся Гос­по­ду о спа­се­нии их душ и об­ра­ще­нии к Ис­тин­но­му Све­ту. Явив­ший­ся Ан­гел по­ве­лел свя­то­му Авер­кию со­кру­шить идо­лов в язы­че­ском ка­пи­ще. С рев­но­стью ис­пол­нил свя­той по­ве­ле­ние Бо­жие. Услы­шав, что идо­ло­по­клон­ни­ки хо­тят умерт­вить его, свя­ти­тель при­шел на ме­сто на­род­ных со­бра­ний и от­кры­то об­ли­чил за­блуж­де­ния языч­ни­ков. Языч­ни­ки пы­та­лись схва­тить свя­ти­те­ля. В это вре­мя в тол­пе за­кри­ча­ли три бес­но­ва­тых юно­ши. На­род при­шел в за­ме­ша­тель­ство, свя­ти­тель же мо­лит­вой из­гнал из них бе­сов. Ви­дя юно­шей здо­ро­вы­ми, иера­поль­цы по­про­си­ли свя­ти­те­ля Авер­кия на­учить их хри­сти­ан­ской ве­ре, а по­том при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле это­го свя­ти­тель от­пра­вил­ся по со­сед­ним го­ро­дам и се­лам, ис­це­ляя боль­ных и бла­го­вест­вуя о Цар­ствии Бо­жи­ем. С про­по­ве­дью он обо­шел Си­рию, Ки­ли­кию, Ме­со­по­та­мию, по­се­тил Рим и вез­де об­ра­щал ко Хри­сту мно­же­ство лю­дей. Свя­ти­тель Авер­кий за свои ве­ли­кие тру­ды на­зван рав­ноап­о­столь­ным. Мно­го лет он ограж­дал Цер­ковь от ере­ти­ков, утвер­ждал хри­сти­ан в ве­ре, на­став­лял за­блуд­ших на ис­тин­ный путь, ис­це­лял боль­ных и ра­про­стра­нял сла­ву Хри­сто­ву.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/100
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/924

☦️
Священномученики Алекса́ндр, Адрианопольский Ира́клий, воин Анна, Елисавета, Феодо́тия и Глике́рия.
Свя­тые му­че­ни­ки Алек­сандр епи­скоп, Ирак­лий во­ин и же­ны Ан­на, Ели­са­ве­та, Фе­о­до­тия и Гли­ке­рия за ис­по­ве­да­ние Хри­ста умерщ­вле­ны в III ве­ке в Адри­а­но­по­ле. Этот век из­ве­стен как вре­мя рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства сре­ди языч­ни­ков. Невзи­рая на го­не­ния, воз­двиг­ну­тые на хри­сти­ан, епи­скоп Алек­сандр без­бо­яз­нен­но об­ра­щал в свя­тую спа­си­тель­ную ве­ру и кре­стил мно­го языч­ни­ков. На­чаль­ник об­ла­сти, где жил свя­ти­тель, при­ка­зал во­и­нам пыт­ка­ми до­бить­ся от­ре­че­ния Алек­сандра от Хри­ста. Свя­ти­тель тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил ужас­ные му­че­ния. По­ра­жен­ный этим, во­ин Ирак­лий уве­ро­вал во Хри­ста, за Ко­то­ро­го стра­дал епи­скоп Алек­сандр. Вслед за ним ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­ан­ка­ми Ан­на, Ели­са­ве­та, Фе­о­до­тия и Гли­ке­рия.

☦️
Святые семь Ефесских отроков: Максимилиа́н, Иамвли́х, Мартиниа́н, Диони́сий, Антони́н, Ексакустодиа́н (Константи́н) и Иоа́нн.
Семь ефес­ских от­ро­ков: Мак­си­ми­ли­ан, Иам­влих, Мар­ти­ни­ан, Иоанн, Ди­о­ни­сий, Ек­са­ку­сто­ди­ан (Кон­стан­тин) и Ан­то­нин, жи­ли в III ве­ке. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан был сы­ном ефес­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка, осталь­ные шесть юно­шей – сы­но­вья­ми дру­гих знат­ных ефес­ских граж­дан. Юно­ши бы­ли дру­зья­ми с дет­ства и все со­сто­я­ли на во­ен­ной служ­бе. Ко­гда им­пе­ра­тор Де­кий (249–251) при­был в Ефес, он по­ве­лел всем граж­да­нам явить­ся для при­не­се­ния жерт­вы язы­че­ским бо­же­ствам; непо­кор­ных же ожи­да­ли му­че­ния и смерт­ная казнь. По до­но­су ис­кав­ших рас­по­ло­же­ния им­пе­ра­то­ра к от­ве­ту бы­ли при­зва­ны и семь ефес­ских от­ро­ков. Пред­став пе­ред им­пе­ра­то­ром, свя­тые от­ро­ки ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста. С них немед­лен­но бы­ли сня­ты зна­ки во­ин­ско­го от­ли­чия – во­ен­ные по­я­са. Од­на­ко Де­кий от­пу­стил их на сво­бо­ду, на­де­ясь, что они из­ме­нят ре­ше­ние за то вре­мя, по­ка он на­хо­дит­ся в по­хо­де. Юно­ши ушли из го­ро­да и скры­лись в пе­ще­ре го­ры Ох­лон, где про­во­ди­ли вре­мя в мо­лит­вах, го­то­вясь к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Са­мый млад­ший из них – свя­той Иам­влих, оде­ва­ясь в ни­щен­ское ру­би­ще, хо­дил в го­род и по­ку­пал хлеб.

Далее см. Жития от 17 августа
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/646

☦️
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления от поляков в 1612).
Пра­во­слав­ные во­и­ны и мис­си­о­не­ры шли на во­сток, от­ступ­ни­ки бе­жа­ли на за­пад. Вол­ной са­мо­зван­цев и «во­ров­ских лю­дей» ста­ра­лись за­то­пить Русь в на­ча­ле ХVII сто­ле­тия иезу­и­ты. Про­мыс­лом Бо­жи­им в пе­ри­од поль­ско­го на­ше­ствия (1605–1612), ко­то­рый на­род на­звал «Смут­ным вре­ме­нем», Рус­скую Цер­ковь воз­глав­лял ве­ли­кий ис­по­вед­ник Пра­во­сла­вия – свя­щен­но­му­че­ник Ер­мо­ген, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, по­чи­та­тель Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ав­тор «Ска­за­ния» о ней и Служ­бы ей.
В труд­ные дни, ко­гда Москва бы­ла за­ня­та по­ля­ка­ми, а по стране ши­ри­лись усо­би­цы и нестро­е­ния, непре­клон­ный стра­да­лец за Свя­тую ве­ру и Оте­че­ство, на­хо­дясь под стра­жей, су­мел тай­но от­пра­вить в Ниж­ний Нов­го­род воз­зва­ние: «Пи­ши­те в Ка­зань мит­ро­по­ли­ту Еф­ре­му, пусть по­шлет в пол­ки к бо­ярам и к ка­зац­ко­му вой­ску учи­тель­ную гра­мо­ту, чтобы они креп­ко сто­я­ли за ве­ру, уни­ма­ли гра­беж, со­хра­ня­ли брат­ство, и как обе­ща­лись по­ло­жить ду­ши свои за дом Пре­чи­стой и за чу­до­твор­цев и за ве­ру, так бы и со­вер­ши­ли. Да и во все го­ро­да пи­ши­те… вез­де го­во­ри­те мо­им име­нем». Ни­же­го­род­цы от­клик­ну­лись на при­зыв пер­во­свя­ти­те­ля. Со­бран­ное опол­че­ние воз­гла­вил князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский.
При­со­еди­нив­ши­е­ся к опол­че­нию ка­зан­ские дру­жи­ны при­нес­ли с со­бой спи­сок с Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рую в Яро­слав­ле пе­ре­да­ли кня­зю Ди­мит­рию. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца взя­ла опол­че­ние под Свое по­кро­ви­тель­ство, и Ее за­ступ­ле­ни­ем бы­ла спа­се­на Рос­сия.
Огром­ные труд­но­сти ис­пы­ты­ва­ли рус­ские вой­ска: внут­рен­нюю враж­ду, недо­ста­ток ору­жия и про­до­воль­ствия. В осен­нюю непо­го­ду дви­ну­лось рус­ское во­ин­ство на штурм Моск­вы, на­хо­див­шей­ся в ру­ках по­ля­ков.
Трех­днев­ный пост и усерд­ная мо­лит­ва пред Ка­зан­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри при­к­ло­ни­ли Гос­по­да на ми­лость. В оса­жден­ном Крем­ле на­хо­дил­ся в то вре­мя в пле­ну при­быв­ший из Гре­ции, тя­же­ло боль­ной от по­тря­се­ний и пе­ре­жи­ва­ний, ар­хи­епи­скоп Элас­сон­ский Ар­се­ний (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский; † 1626; 13 ап­ре­ля). Но­чью кел­лия свя­ти­те­ля Ар­се­ния вдруг оза­ри­лась Бо­же­ствен­ным све­том, он уви­дел Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (па­мять 5 июля и 25 сен­тяб­ря), ко­то­рый ска­зал: «Ар­се­ний, на­ши мо­лит­вы услы­ша­ны; пред­ста­тель­ством Бо­го­ро­ди­цы суд Бо­жий об Оте­че­стве пре­ло­жен на ми­лость; за­ут­ра Москва бу­дет в ру­ках оса­жда­ю­щих и Рос­сия спа­се­на».
Как бы в под­твер­жде­ние ис­тин­но­сти про­ро­че­ства ар­хи­епи­скоп по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни. Свя­ти­тель по­слал из­ве­стие об этом ра­дост­ном со­бы­тии рус­ским во­и­нам. На сле­ду­ю­щий день, 22 ок­тяб­ря 1612 го­да, рус­ские вой­ска, во­оду­шев­лен­ные ви­де­ни­ем, одер­жа­ли круп­ную по­бе­ду и взя­ли Ки­тай-го­род, а через 2 дня – Кремль.
В вос­кре­се­нье, 25 ок­тяб­ря, рус­ские дру­жи­ны тор­же­ствен­но, с Крест­ным хо­дом, по­шли в Кремль, неся Ка­зан­скую ико­ну. На Лоб­ном ме­сте Крест­ный ход был встре­чен вы­шед­шим из Крем­ля ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем, ко­то­рый нес Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, со­хра­нен­ную им в пле­ну. По­тря­сен­ный свер­шив­шей­ся встре­чей двух чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы, на­род со сле­за­ми мо­лил­ся Небес­ной За­ступ­ни­це.
По из­гна­нии по­ля­ков из Моск­вы князь Ди­мит­рий По­жар­ский, по дан­ным Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си, по­ста­вил свя­тую Ка­зан­скую ико­ну в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на Лу­бян­ке, в Москве. Поз­же ижди­ве­ни­ем кня­зя-пат­ри­о­та на Крас­ной пло­ща­ди был воз­двиг­нут Ка­зан­ский со­бор. Свя­тая ико­на, быв­шая в вой­сках По­жар­ско­го при осво­бож­де­нии Моск­вы, в 1636 го­ду пе­ре­не­се­на бы­ла в но­во­устро­ен­ный храм. Ныне этот свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Бо­го­яв­лен­ском Пат­ри­ар­шем со­бо­ре Моск­вы.
В па­мять осво­бож­де­ния Моск­вы от по­ля­ков уста­нов­ле­но бы­ло со­вер­шать 22 ок­тяб­ря осо­бое празд­но­ва­ние в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сна­ча­ла это празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось лишь в Москве, а с 1649 го­да бы­ло сде­ла­но все­рос­сий­ским.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja

☦️
Священномученик Серафи́м (Самойлович), Угличский архиепископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим, ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский (в ми­ру Са­мой­ло­вич Се­мён Ни­ко­ла­е­вич) ро­дил­ся 19 июля 1881 го­да в го­род Мир­го­род Пол­тав­ской гу­бер­нии. В 1902 го­ду Се­мён окон­чил Пол­тав­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию и по­лу­чил ме­сто учи­те­ля Уна­лаш­кин­ской двух­класс­ной шко­лы на Аляс­ке в Аме­ри­ке. В 1905 го­ду на­хо­дил­ся на той же долж­но­сти в Сит­ке, где и был по­стри­жен в ман­тию епи­ско­пом Ин­но­кен­ти­ем (Пу­стын­ским) и через ме­сяц ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. В 1906 го­ду отец Се­ра­фим — на­сто­я­тель Ну­гек­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Се­вер­ной Аме­ри­ке.

В сво­ём ян­вар­ском 1929 го­да «По­сла­нии ко всей Церк­ви» Свя­ти­тель про­дол­жал об­ли­чать по­ли­ти­ку мит­ро­по­ли­та Сер­гия в тяж­ком гре­хе «увле­че­ния ма­ло­душ­ных и немощ­ных бра­тий на­ших в но­во­об­нов­лен­чество», за что вско­ре был вновь аре­сто­ван (фев­раль 1929 го­да) и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­ря. Но По­сла­ние Свя­ти­те­ля ши­ро­ко разо­шлось по всей стране и бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в Бел­гра­де.
В за­клю­че­нии на Со­лов­ках Вла­ды­ка был на об­щих ра­бо­тах. Тас­кая кир­пи­чи на по­строй­ку зда­ния, Вла­ды­ка упал с ле­сов и пе­ре­ло­мал се­бе рёб­ра, ко­то­рые неудач­но срос­лись, что сде­ла­ло его ин­ва­ли­дом. В мар­те 1932 го­да он был осво­бож­дён из ла­ге­ря и со­слан на три го­да в Се­вер­ный край, где воз­гла­вил тай­ную Цер­ковь, ста­вил свя­щен­ни­ков, со­вер­шал по­стри­ги. По вос­по­ми­на­ни­ям ду­хов­ных чад, «он сла­бел те­лес­но, но ду­хом был твёрд. Он счи­тал, что в эпо­ху го­не­ний не долж­но быть цен­тра­ли­зо­ван­но­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния. Епи­скоп дол­жен управ­лять сам сво­ей епар­хи­ей.
При­мер­но в 1934 го­ду Вла­ды­кой бы­ло на­пи­са­но ещё од­но По­сла­ние, в ко­то­ром мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский) объ­яв­лял­ся за­пре­щён­ным в свя­щен­но­слу­же­нии за свою ан­ти­ка­но­ни­че­скую де­я­тель­ность, на­чи­ная с 1927 го­да. Для утвер­жде­ния это­го По­сла­ния в Ар­хан­гель­ске со­сто­ял­ся «ма­лый ка­та­комб­ный со­бор», ре­ше­ния ко­то­ро­го долж­ны бы­ли стать ос­но­вой для всех ссыль­ных епи­ско­пов и ду­хо­вен­ства. Су­ще­ству­ют све­де­ния, что Пат­ри­ар­ший За­ме­сти­тель мит­ро­по­лит Пётр (По­лян­ский) пи­сал из ссыл­ки, что Рос­сий­ские Прео­свя­щен­ные долж­ны са­ми на­ло­жить пре­ще­ние на мит­ро­по­ли­та Сер­гия за его ан­ти­ка­но­ни­че­ские де­я­ния.
В мае 1934 го­да Свя­ти­тель сно­ва был аре­сто­ван в Ар­хан­гель­ске по об­ви­не­нию в со­зда­нии но­вой «контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции сто­рон­ни­ков ис­тин­но-пра­во­слав­ной церк­ви» и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­рей. За­клю­че­ние от­бы­вал в Сус­лов­ском от­де­ле­нии «Си­б­ла­га». Вла­ды­ка был рас­стре­лян в ла­ге­ре 22 ок­тяб­ря (4 но­яб­ря н. ст.) 1937 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-samojlovich

☦️
Священномученик Влади́мир Соболев пресвитер.
Вла­ди­мир Ев­ге­нье­вич Со­болев ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Ди­тя­те­во Во­ло­год­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию. 11 ав­гу­ста 1935 го­да был аре­сто­ван, об­ви­нен в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции», при­го­во­рен Се­вер­ным кра­е­вым на­род­ным су­дом к 10 го­дам ИТЛ.
В 1937 го­ду отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван в Сус­лов­ском от­де­ле­нии Си­б­ла­га вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ком ар­хи­епи­ско­пом Се­ра­фи­мом (Са­мой­ло­ви­чем), пре­по­доб­но­му­че­ни­ка­ми ар­хи­манд­ри­том Ми­ной (Ше­ла­е­вым) и Гер­ма­ном (По­лян­ским), свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми Алек­сан­дром Ле­бе­де­вым, Ва­си­ли­ем Бо­го­яв­лен­ским, Алек­сан­дром Ан­дре­евым. Аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в уча­стии в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе», про­во­див­шей «ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию». Свя­щен­ник Вла­ди­мир Со­болев ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 4 но­яб­ря 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки НКВД от 28 ок­тяб­ря.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Андреев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Ан­дре­ев ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1901 го­да в г. Москве в бла­го­че­сти­вой се­мье при­каз­чи­ка пи­во­ва­рен­но­го за­во­да Алек­сандра и Еле­ны Ан­дре­евых.
С са­мо­го дет­ства он очень лю­бил цер­ков­ную мо­лит­ву и ча­сто по­се­щал раз­ные хра­мы и мо­на­сты­ри Моск­вы. За­кон­чив шко­лу, Алек­сандр по на­сто­я­нию ро­ди­те­лей по­сту­пил в Мос­ков­ское ме­щан­ское учи­ли­ще и успеш­но его за­кон­чил по спе­ци­аль­но­сти «бух­гал­тер». В то же вре­мя он по­ни­мал, что это не его при­зва­ние, так как ду­ша рва­лась к цер­ков­но­му по­слу­ша­нию. Смут­ные со­бы­тия то­го вре­ме­ни пре­рва­ли устрем­ле­ния бла­го­че­сти­во­го юно­ши, так как он был при­зван в ря­ды Крас­ной Ар­мии.
С 1918 по 1919 го­ды он слу­жил пи­са­рем в 684-м свод­ном эва­ку­а­ци­он­ном гос­пи­та­ле. В 1919 го­ду, по окон­ча­нии во­ин­ской служ­бы, он был опре­де­лен по­слуш­ни­ком Мос­ков­ско­го Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-andreev

☦️
Священномученик Васи́лий Богоявленский пресвитер.
Ва­си­лий Афи­но­ге­но­вич Бо­го­яв­лен­ский ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­ле Крас­ная Ме­та Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Из се­мьи свя­щен­ни­ка. По­сле окон­ча­ния Ду­хов­ной се­ми­на­рии был ру­ко­по­ло­жен во иерея, слу­жил в Нов­го­род­ской епар­хии. Аре­сто­ван 30 де­каб­ря 1934 го­да по об­ви­не­нию в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти». 10–12 июня 1935 го­да вы­езд­ной сес­си­ей спе­ци­аль­ной кол­ле­гии Ле­нин­град­ско­го об­ласт­но­го су­да при­го­во­рен к 5 го­дам ИТЛ и от­прав­лен в Сус­лов­ский пункт Си­бир­ско­го ИТЛ (Но­во­си­бир­ская об­ласть).
В сен­тяб­ре 1937 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван в ла­ге­ре вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом свя­щен­но­му­че­ни­ком Се­ра­фи­мом (Са­мой­ло­ви­чем) и груп­пой ду­хо­вен­ства, об­ви­нен в том, что «со­сто­ял в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе, воз­глав­ля­е­мой з/к Са­мой­ло­ви­чем». Отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 4 но­яб­ря 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки УНКВД по Но­во­си­бир­ской об­ла­сти от 28 ок­тяб­ря 1937 го­да вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми ар­хи­епи­ско­пом Се­ра­фи­мом, ар­хи­манд­ри­том Ми­ной (Ше­ла­е­вым), свя­щен­ни­ка­ми Бо­ри­сом Ива­но­ви­чем По­лян­ским, Вла­ди­ми­ром Ев­ге­нье­ви­чем Со­боле­вым, Алек­сан­дром Ка­пи­то­но­ви­чем Ле­бе­де­вым, Алек­сан­дром Алек­сан­дро­ви­чем Ан­дре­евым.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Лебедев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Алек­сандр Ле­бе­дев ро­дил­ся в 1878 го­ду в се­ле Рож­де­ствен­ка-Ха­ва Во­ро­неж­ской гу­бер­нии. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Ду­хов­ной Се­ми­на­рии и Ду­хов­ной Ака­де­мии (по­след­нюю не за­кон­чил). Бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник слу­жил в се­лах Во­ро­неж­ской об­ла­сти: Рож­де­ствен­ка-Ха­ва, Б. Мар­тын, Крас­ный Лог, Ка­шир­ское. 6 мар­та 1936 го­да ба­тюш­ку аре­сто­ва­ли. Трой­ка при УНКВД по Во­ро­неж­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла его к 5 го­дам ИТЛ, по­сле че­го он был эта­пи­ро­ван в Сус­лов­ское от­де­ле­ние Си­б­ла­га НКВД на ле­со­за­го­тов­ки. В Си­б­ла­ге на от­ца Алек­сандра бы­ло за­ве­де­но но­вое де­ло, вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Се­ра­фи­мом (Са­мой­ло­ви­чем) и дру­ги­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми он был об­ви­нен как «участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы», в об­ви­не­нии го­во­ри­лось, что он «сре­ди окру­же­ния про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию». 28 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Но­во­си­бир­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла иерея Алек­сандра Ле­бе­де­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Он был рас­стре­лян 4 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Преподобномученик Ге́рман (Полянский) архимандрит.
Бо­рис По­лян­ский, бу­ду­щий ар­хи­манд­рит Гер­ман, ро­дил­ся в г. Тирaспо­ле в 1901 го­ду в се­мье свя­щен­никa-мис­си­о­нерa. До за­кры­тия Зо­си­мо­вой пу­сты­ни он несколь­ко раз при­хо­дил в оби­тель, од­на­ко увлек­ся об­нов­лен­че­ством и лишь в 1924 го­ду под вли­я­ни­ем ар­хи­епи­ско­па Вар­фо­ло­мея (Ре­мо­ва) при­нес по­ка­я­ние в увле­че­нии об­нов­лен­че­ски­ми иде­я­ми.

В 1936 году от отца Германа пришло письмо, из намеков в котором близким стало ясно, что дело его пе­ре­смот­ре­но и срок добавлен. Дей­стви­тель­но, в 1936 году он был вновь осужден еще на пять лет и пе­ре­прав­лен в Си­б­лаг в Но­во­си­бир­ской области.

В ла­ге­ре отец Гер­ман не остав­лял сво­е­го пас­тыр­ско­го слу­же­ния. По­здрав­ляя с Пас­хой 1937 го­да сво­е­го ду­хов­но­го сы­на, школь­ни­ка Бо­ри­са Клу­шан­це­ва (пле­мян­ни­ка Зи­на­и­ды Чер­ко­вой), он пи­сал ему из за­клю­че­ния: «Для те­бя сей­час са­мое глав­ное – ра­зум­но и се­рьез­но по­чув­ство­вать всю си­лу на­шей ве­ры, ве­ры му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков. Но са­мое глав­ное – ис­по­ве­до­вать ве­ру в жиз­ни, чтобы серд­це­ви­на твоя бы­ла бы та­кая силь­ная и бла­гост­ная, чтобы не то что слы­шал­ся, а чтобы чув­ство­вал­ся – про­яв­лял­ся хрис­ти­а­нин». Бо­рис со­хра­нял ве­ру всю свою недол­гую жизнь – в 1941 го­ду в 19-лет­нем воз­расте он про­пал без ве­сти на За­пад­ном фрон­те Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны.
На­хо­дясь в за­клю­че­нии, ар­хи­манд­рит Гер­ман про­дол­жал свой пас­тыр­ский труд – тай­но кре­стил и за­сту­пал­ся за за­клю­чен­ных, хоть и знал, чем ему это гро­зит. В ок­тяб­ре 1937 го­да он был об­ви­нен в си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и при­го­во­рен к рас­стре­лу вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Се­ра­фи­мом (Са­мой­ло­ви­чем). Пре­по­доб­но­му­че­ник Гер­ман был рас­стре­лян в ла­ге­ре в день празд­но­ва­ния Кaзaнской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 4 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Преподобномученик Ми́на (Шелаев) архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­на (в ми­ру Иван Вла­со­вич Ше­ла­ев) ро­дил­ся 15 сен­тяб­ря 1882 го­да в с. Пе­ре­све­то­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Отец его был вы­ход­цем из кре­стьян­ской се­мьи, но имея неза­у­ряд­ные при­род­ные спо­соб­но­сти тру­же­ни­ка и хо­ро­ше­го ор­га­ни­за­то­ра, со вре­ме­нем пе­ре­брал­ся в Моск­ву, где ор­га­ни­зо­вал сна­ча­ла ар­тель, а за­тем и неболь­шую фаб­ри­ку по про­из­вод­ству ба­хро­мы.
К со­жа­ле­нию, се­мей­ная жизнь ро­ди­те­лей Ива­на не сло­жи­лась, и в 1885 го­ду отец и мать его разо­шлись. Ива­ну то­гда бы­ло все­го три, а его стар­шей сест­ре 6 лет. Для то­го, чтобы по­ста­вить де­тей «на но­ги», мать его устра­и­ва­ет­ся в од­ну из бо­га­тых мос­ков­ских се­мей до­маш­ней при­слу­гой. Она ста­ра­ет­ся не толь­ко вы­рас­тить и вос­пи­тать де­тей, но и дать воз­мож­ное их со­сто­я­нию и по­ло­же­нию об­ра­зо­ва­ние. Тем бо­лее, что в Иване она ви­дит пре­крас­ные спо­соб­но­сти к уче­бе. 23 мар­та 1896 го­да, в че­тыр­на­дца­ти­лет­нем воз­расте, он успеш­но за­кан­чи­ва­ет пол­ный че­ты­рех­го­дич­ный курс обу­че­ния в Мос­ков­ском го­род­ском Пет­ров­ско-Пят­ниц­ком учи­ли­ще.
В пе­ри­од до 1906 го­да Ива­ну Вла­со­ви­чу при­хо­ди­лось слу­жить и ра­бо­тать в раз­ных ме­стах и долж­но­стях. Так, с 1902 по 1906 год он ра­бо­тал мед­но­ли­тей­щи­ком на од­ном из за­во­дов Моск­вы. В этот пе­ри­од он не толь­ко ра­бо­та­ет, но и уси­лен­но за­ни­ма­ет­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. Бла­го­да­ря глу­бо­ко ве­ру­ю­щей и сми­рен­ной ма­те­ри, он был вос­пи­тан в ис­тин­ной люб­ви к Бо­гу и Церк­ви, что и опре­де­ли­ло глав­ное на­прав­ле­ние его устрем­ле­ний к по­зна­нию. Он са­мо­сто­я­тель­но изу­ча­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­то­оте­че­ское на­сле­дие, Пра­во­слав­но-дог­ма­ти­че­ское бо­го­сло­вие, а так­же тру­ды по Ис­то­рии Церк­ви. С это­го вре­ме­ни у него по­яв­ля­ет­ся лич­ная биб­лио­те­ка, ко­то­рую он с лю­бо­вью по­пол­ня­ет, счи­тая ее сво­им глав­ным бо­гат­ством.
Ис­пол­нен­ный люб­ви к Бо­же­ствен­но­му уче­нию Спа­си­те­ля, обо­га­тив­ший­ся твер­ды­ми по­зна­ни­я­ми Пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния, Иван Вла­со­вич ви­дит свое при­зва­ние в учи­тель­стве и про­по­вед­ни­че­стве спа­си­тель­ных за­по­ве­дей Пра­во­слав­ной ве­ры. Он успеш­но экс­тер­ном вы­дер­жал эк­за­ме­ны в Ду­хов­ное учи­ли­ще при Мос­ков­ском За­и­ко­но­спас­ском мо­на­сты­ре и 11 но­яб­ря 1906 го­да по­лу­чил сви­де­тель­ство № 282 на зва­ние учи­те­ля цер­ков­но — при­ход­ской шко­лы. Здесь же, при мо­на­сты­ре, с 1906 по 1910 год он был опре­де­лен и на долж­ность учи­те­ля в мо­на­стыр­скую шко­лу.
Бу­дучи твер­дым сто­рон­ни­ком воз­мож­но­сти увра­че­ва­ния ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви через еди­но­ве­рие, Иван Вла­со­вич ре­ша­ет по­свя­тить се­бя этой бла­го­род­ной це­ли, для че­го с 23 ав­гу­ста 1910 го­да по 1913 год опре­де­ля­ет­ся на долж­ность учи­те­ля цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы при Мос­ков­ском Ни­коль­ском еди­но­вер­че­ском мо­на­сты­ре.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mina-shelaev

☦️
Священномученик Николай Богословский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Бо­го­слов­ский ро­дил­ся 3 мая 1875 го­да в се­ле Па­я­ни­цы Пет­ро­за­вод­ско­го уез­да Оло­нец­кой гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Бо­го­слов­ско­го. По окон­ча­нии Ка­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии в 1897 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил до 1918 го­да, ко­гда по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую к то­му вре­ме­ни, несмот­ря на на­чав­ши­е­ся го­не­ния, су­мел со­хра­нить ее рек­тор, епи­скоп Ана­то­лий (Гри­сюк).
В 1921 го­ду о. Ни­ко­лай окон­чил ака­де­мию, но слу­жить в хра­ме стал толь­ко с 1925 го­да – сверх­штат­ным свя­щен­ни­ком Свя­то-Ду­хов­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Пет­ро­за­вод­ске. В 1926 го­ду отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, 30 ок­тяб­ря 1929 го­да утвер­жден штат­ным свя­щен­ни­ком со­бо­ра. В этом же го­ду. храм за­кры­ли, и все его ду­хо­вен­ство пе­ре­шло слу­жить в цер­ковь во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. Здесь отец Ни­ко­лай про­слу­жил до 1937 го­да, ко­гда бы­ло аре­сто­ва­но все ду­хо­вен­ство хра­ма. Свя­щен­ни­ки об­ви­ня­лись в со­зда­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков. Про­то­и­е­рея Ни­ко­лая за­бра­ли 31 ав­гу­ста и за­клю­чи­ли в тюрь­му в Пет­ро­за­вод­ске.
До­про­сы на­ча­лись сра­зу же по­сле аре­ста и про­дол­жа­лись в те­че­ние двух ме­ся­цев. Толь­ко Бо­гу ве­до­мо, что при­шлось пе­ре­жить в усло­ви­ях нево­ли и му­чи­тельств про­то­и­е­рею Ни­ко­лаю, но он не под­пи­сал ни один из тех про­то­ко­лов след­ствия, в ко­то­рых сле­до­ва­тель тре­бо­вал при­зна­ния в вы­дви­ну­тых про­тив него об­ви­не­ни­ях в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. «Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я не яв­ля­юсь и о су­ще­ство­ва­нии та­кой ор­га­ни­за­ции мне ни­че­го неиз­вест­но», – за­явил отец Ни­ко­лай. 2 но­яб­ря 1937 го­ду трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Бо­го­слов­ский был рас­стре­лян 4 но­яб­ря 1937 г. и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле в при­го­ро­де Пет­ро­за­вод­ска.

☦️
Священномученик Николай Ушаков пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Уша­ков ро­дил­ся в 1876 го­ду в го­ро­де Яро­слав­ле в се­мье дья­ко­на, окон­чил Яро­слав­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, слу­жил свя­щен­ни­ком в се­ле Се­ме­нов­ском Брей­тов­ско­го рай­о­на. В 1930 го­ду по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти три ме­ся­ца про­вел в тюрь­ме. В 1937 го­ду он был аре­сто­ван и об­ви­нен в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих, в при­вле­че­нии мо­ло­де­жи в цер­ков­ный хор и “об­ра­бот­ке ее в ан­ти­со­вет­ском на­прав­ле­нии”. Воз­во­ди­мой на него кле­ве­ты не при­знал. 4 но­яб­ря то­го же го­да отец Ни­ко­лай при­нял му­че­ни­че­скую смерть — был рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки УНКВД.

☦️
Преподобномученик Григо́рий (Воробьев) игумен.
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся 20 ян­ва­ря 1883 го­да в де­ревне По­чин­ки Ка­шин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иоан­на Во­ро­бье­ва и его су­пру­ги Пе­ла­геи Его­ров­ны. Ро­ди­те­ли его счи­та­лись се­ред­ня­ка­ми: у се­мьи был соб­ствен­ный дом, двор, са­рай, ри­га, в хо­зяй­стве бы­ли ло­шадь и ко­ро­ва. Гри­го­рий Ива­но­вич за­кон­чил три клас­са цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы и го­дич­ные фельд­шер­ские кур­сы.
В 1909 го­ду он по­сту­пил в Алек­сан­дро-Свир­ский мо­на­стырь, где был по­стри­жен в мо­на­ше­ство (по-ви­ди­мо­му, с со­хра­не­ни­ем име­ни) и ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха. С 1915 по 1918 го­ды иеро­мо­нах Гри­го­рий на­хо­дил­ся на фрон­те, сов­ме­щая слу­же­ние ар­мей­ско­го свя­щен­ни­ка с долж­но­стью фар­ма­цев­та в Крас­ном Кре­сте. В 1918 го­ду он вер­нул­ся до­мой, по­мо­гал род­ным по хо­зяй­ству. В 1919 го­ду он был при­зван в Крас­ную Ар­мию и до ав­гу­ста 1921 го­да слу­жил рот­ным фельд­ше­ром. Де­мо­би­ли­зо­вав­шись, вер­нул­ся к род­ным в де­рев­ню, ра­бо­тал в сель­ском хо­зяй­стве. В 1923 го­ду иеро­мо­нах Гри­го­рий вер­нул­ся к свя­щен­но­слу­же­нию.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-vorobev

☦️
Священномученик Никоди́м (Кононов), Белгородский епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим, епи­скоп Бел­го­род­ский (в ми­ру Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Ко­но­нов) ро­дил­ся в 1871 го­ду в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Род Ко­но­но­вых про­сле­жи­ва­ет­ся до XVII ве­ка, и в нем бы­ло мно­го за­ме­ча­тель­ных свя­щен­ни­ков — се­вер­ных мис­си­о­не­ров.

Всё вре­мя сво­ей ар­хи­пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти вла­ды­ка был цер­ков­ным пес­но­твор­цем, он со­ста­вил ака­фи­сты пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­му Ко­же­е­зер­ско­му, Три­фо­ну Пе­че­нег­ско­му и Иову Ущель­ско­му, Со­ло­вец­ко­му чу­до­твор­цу.
Ду­хов­ный пи­са­тель, цер­ков­ный ис­то­рик, вла­ды­ка Ни­ко­дим был ав­то­ром книг о по­движ­ни­ках Ар­хан­гель­ской и Оло­нец­кой зем­ли, а так­же яв­лял­ся од­ним из глав­ных со­ста­ви­те­лей мно­го­том­но­го тру­да «Жиз­не­опи­са­ния оте­че­ствен­ных по­движ­ни­ков бла­го­че­стия XVIII-XIX сто­ле­тий».

В 1919 го­ду, во вто­рой день празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бел­го­род­ский вла­ды­ка пря­мо в ал­та­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра был аре­сто­ван крас­ным ко­мис­са­ром Са­ен­ко за про­по­ве­ди про­тив гра­бе­жа и на­си­лия.
По прось­бе ве­ру­ю­щих, тре­бо­вав­ших от­пу­стить вла­ды­ку, мест­ные че­ки­сты «осво­бо­ди­ли» его на один день, а про­сив­ших за него аре­сто­ва­ли. Од­ну из групп ве­ру­ю­щих, про­те­сто­вав­ших про­тив аре­ста епи­ско­па, воз­гла­ви­ла же­на свя­щен­ни­ка, на­чаль­ни­ца 2-й жен­ской гим­на­зии Ма­рия Дмит­ри­ев­на Ки­я­нов­ская, ко­то­рая бы­ла сра­зу же аре­сто­ва­на как «ру­ко­во­ди­тель­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­мон­стра­ции» и рас­стре­ля­на. На сле­ду­ю­щие сут­ки епи­скоп был по­втор­но аре­сто­ван.
Через 2 дня по­сле аре­ста по при­ка­зу ко­мис­са­ра Са­ен­ко епи­скоп Ни­ко­дим (Ко­но­нов) был тай­но рас­стре­лян и по­хо­ро­нен в об­щей мо­ги­ле за го­ро­дом.
По­сле взя­тия Бел­го­ро­да Доб­ро­воль­че­ской Бе­лой ар­ми­ей (через пол­го­да по­сле рас­стре­ла епи­ско­па), мо­ги­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­ди­ма бы­ла вскры­та. Ме­ди­цин­ский осмотр остан­ков уста­но­вил, что кро­ме на­ли­чия несмер­тель­ной ог­не­стрель­ной ра­ны в гру­ди свя­ти­те­ля, име­ет­ся про­лом че­ре­па от уда­ра тя­же­лым ту­пым пред­ме­том, огром­ный кро­во­под­тек в верх­ней ча­сти го­ло­вы и про­лом гор­тан­ных хря­щей от ду­ше­ния ру­ка­ми.
Свя­тым остан­кам вла­ды­ки Ни­ко­ди­ма бы­ли воз­да­ны долж­ные по­че­сти, их по­греб­ли в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре близ ра­ки свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikodim-kononov
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgorodskij/
• Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков
• Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких
• Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский: (его жизнь и прославление)
• Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии: c описанием жизни и чудес преподобного Никодима Кожеозерского чудотворца
• Афанасиево-Сяндебская женская пустынь и ее задачи: церковнобытовой очерк

☦️
Икона Богородицы Андрониковская.
Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ная так­же под име­на­ми Мо­нем­ва­сий­ской и Гре­че­ской, – ро­до­вая свя­ты­ня гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га, по пре­да­нию, од­на из на­пи­сан­ных апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. По пер­во­му со­хра­нив­ше­му­ся до­ку­мен­таль­но­му сви­де­тель­ству об иконе, в 1347 го­ду Ан­д­ро­ник по­жерт­во­вал ее Мо­нем­ва­сий­ской оби­те­ли в Мо­рее, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XIX-го сто­ле­тия. По­сле на­па­де­ния на Гре­цию в 1821 го­ду ту­рец­ких войск, на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, епи­скоп Ага­пий, пы­та­ясь спа­сти чу­до­твор­ную Ан­д­ро­ни­ков­скую ико­ну, скрыл­ся с нею в г. Патрас. Пе­ред смер­тью Ага­пий за­ве­щал эту свя­ты­ню сво­е­му род­ствен­ни­ку, рус­ско­му ге­не­раль­но­му кон­су­лу Н. И. Влас­со­пу­ло, сын ко­то­ро­го, А. Н. Влас­со­пу­ло, в 1839 го­ду пе­ре­слал ико­ну из Афин в Одес­су с пись­мом на Вы­со­чай­шее имя для пре­про­вож­де­ния ее в Пе­тер­бург им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу. С 1839 по 12 мая 1868 го­да Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на на­хо­ди­лась в Зим­нем двор­це, а с 12 мая 1868 го­да по 16 ап­ре­ля 1877 г. – в Тро­иц­ком со­бо­ре, что на Пе­тер­бург­ской сто­роне. В 1877 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Выш­ний Во­ло­чок Твер­ской епар­хии. В 1984 г. ико­на бы­ла укра­де­на и ны­неш­нее ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но.
Ико­на изо­бра­жа­ет Бо­го­ро­ди­цу оплеч­но, без Мла­ден­ца. На шее Бо­жи­ей Ма­те­ри с пра­вой сто­ро­ны кро­во­то­ча­щая ра­на. В ниж­ней ча­сти ико­ны был при­де­лан фу­тляр, в ко­то­ром хра­нил­ся нож да­мас­ской ста­ли с ко­стя­ной ру­ко­я­тью, ко­то­рым ту­рок-ико­но­не­на­вист­ник на­нес удар иконе, по­сле че­го и по­яви­лась кро­во­то­ча­щая ра­на. К иконе при­ла­гал­ся так­же вы­ши­тый ви­зан­тий­ский герб (дву­гла­вый орел), под­твер­жда­ю­щий им­пе­ра­тор­ское про­ис­хож­де­ние об­ра­за.
Су­ще­ству­ет мно­же­ство чти­мых спис­ков Ан­д­ро­ни­ков­ской ико­ны.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-andronikovskaja

☦️
Икона Богородицы Якобштадтская.
До на­ча­ла XX ве­ка Якоб­штадт­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной свя­ты­ней Лат­вии.
Свя­той об­раз был об­ре­тен во вре­мя рус­ско-швед­ской вой­ны 1654–1667 гг. При пе­ре­пра­ве через За­пад­ную Дви­ну сол­дат швед­ской ар­мии Яков Гу­дын­ский под­дел ко­пьем плыв­шую по ре­ке до­щеч­ку. На бе­ре­гу он с ужа­сом об­на­ру­жил, что по древ­ку ко­пья от до­щеч­ки те­чет кровь, а на по­тем­нев­шей дре­ве­сине про­сту­пил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем на ру­ках. Швед­ский сол­дат при­нес об­раз в бли­жай­ший пра­во­слав­ный храм свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Храм, при ко­то­ром бы­ла неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на, на­хо­дил­ся в сло­бо­де Гольм­гоф (с 1670 го­да – г. Якоб­штадт, ныне – г. Екаб­пилс). Пе­ре­дав об­раз бра­тии мо­на­сты­ря, сол­дат при­нял пра­во­сла­вие, а за­тем ино­че­ский по­стриг и на­все­гда остал­ся в оби­те­ли.
В 1675 го­ду чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в но­вый, по­стро­ен­ный на по­жерт­во­ва­ния пра­во­слав­но­го куп­ца Яко­ва Рат­ке­ви­ча, Свя­то-Ду­хов­ский храм.
Бо­лее трех сто­ле­тий Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной ико­ной Лат­вии. К ней съез­жа­лись па­лом­ни­ки, по мо­лит­вам пе­ред свя­тым об­ра­зом со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния. Не раз ико­на спа­са­ла Якоб­штадт от по­жа­ров; в 1878 го­ду крест­ный ход со свя­ты­ней во­круг оби­те­ли оста­но­вил быст­ро рас­про­стра­няв­ший­ся огонь.
По­чи­та­ние чу­до­твор­но­го Якоб­штадт­ско­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло по­ис­ти­не все­на­род­ным: еже­год­но с 1901 по 1914 год ико­на при­но­си­лась из Екаб­пил­са для по­кло­не­ния в Ри­гу, Ми­таву (Ел­га­ву) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую пу­стынь.
Во вре­мя пер­вой ми­ро­вой вой­ны чу­до­твор­ная ико­на бы­ла утра­че­на.

В 2008 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II мос­ков­ские ико­но­пис­цы по со­хра­нив­шим­ся опи­са­ни­ям со­зда­ли но­вый спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за. До пе­ре­не­се­ния в Ри­гу и Екаб­пилс спи­сок пре­бы­вал в Ри­зо­по­ло­жен­ском хра­ме Мос­ков­ско­го Крем­ля, где в празд­ник по­ло­же­ния чест­ной Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне он был освя­щён.
19 июля Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на в Ри­ге, а 25 июля свя­ты­ня воз­вра­ти­лась в Свя­то-Ду­хов муж­ской мо­на­стырь, где и бу­дет пре­бы­вать все­гда.
Ико­но­гра­фия ико­ны необыч­на – неболь­шой по раз­ме­рам (при­бли­жен­ный к ори­ги­на­лу) об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках под­дер­жи­ва­ют пред­сто­я­щие ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, на зад­нем плане изо­бра­жен Свя­то-Ду­хов мо­на­стырь в совре­мен­ном ви­де.
31 июля 2008 го­да по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II празд­но­ва­ние Якоб­штадт­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри вне­се­но в Пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-jakobshtadtskaja


Жития
Писание