4 ноября 2024
⏳ 2024.11.04 (пн)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 20я по Пятидесятнице (глас 2й)
• понедельник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 4 ноября (22 октября)
• равноап. Аве́ркия Иерапольского (ок. 167)
• сщмч. Александра Адрианопольского, мч. Ира́клия, мцц. Анны, Елисаветы, Феодотии, Глике́рии (II–III)
• семи отроков Ефесских: свв. Максимилиа́на, Иамвли́ха, Мартиниа́на, Дионисия, Антони́на, Ексакустодиа́на (Константина) и Иоанна (ок. 250; 408–450)
• Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления от поляков в 1612)
• сщмчч. Серафима (Самойловича) Угличского, Владимира (Соболева), Александра (Андреева), Василия (Богоявленского), Александра (Лебедева), прмчч. Германа (Полянского), Мины (Шелаева) (1937)
• сщмчч. Николая (Богословского), Николая (Ушакова), прмч. Григория (Воробьева) (1937)
• обретение мощей сщмч. Никодима (Кононова) Белгородского (2012) 📚
• икон Божией Матери «Андрониковская» (1347), Якобштадтская (XVII)
☦️
Равноапостольный Аве́ркий Иерапольский епископ.
Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иераполь те времена населяли в основном язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли Святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и рапространял славу Христову.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/100
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/924
☦️
Священномученики Алекса́ндр, Адрианопольский Ира́клий, воин Анна, Елисавета, Феодо́тия и Глике́рия.
Святые мученики Александр епископ, Ираклий воин и жены Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия за исповедание Христа умерщвлены в III веке в Адрианополе. Этот век известен как время распространения христианства среди язычников. Невзирая на гонения, воздвигнутые на христиан, епископ Александр безбоязненно обращал в святую спасительную веру и крестил много язычников. Начальник области, где жил святитель, приказал воинам пытками добиться отречения Александра от Христа. Святитель терпеливо переносил ужасные мучения. Пораженный этим, воин Ираклий уверовал во Христа, за Которого страдал епископ Александр. Вслед за ним исповедали себя христианками Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия.
☦️
Святые семь Ефесских отроков: Максимилиа́н, Иамвли́х, Мартиниа́н, Диони́сий, Антони́н, Ексакустодиа́н (Константи́н) и Иоа́нн.
Семь ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249–251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб.
…
Далее см. Жития от 17 августа
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/646
☦️
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления от поляков в 1612).
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja
☦️
Священномученик Серафи́м (Самойлович), Угличский архиепископ.
Священномученик Серафим, архиепископ Угличский (в миру Самойлович Семён Николаевич) родился 19 июля 1881 года в город Миргород Полтавской губернии. В 1902 году Семён окончил Полтавскую Духовную Семинарию и получил место учителя Уналашкинской двухклассной школы на Аляске в Америке. В 1905 году находился на той же должности в Ситке, где и был пострижен в мантию епископом Иннокентием (Пустынским) и через месяц рукоположен в иеромонаха. В 1906 году отец Серафим — настоятель Нугекской Духовной Миссии в Северной Америке.
…
В своём январском 1929 года «Послании ко всей Церкви» Святитель продолжал обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество», за что вскоре был вновь арестован (февраль 1929 года) и приговорён к пяти годам лагеря. Но Послание Святителя широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде.
В заключении на Соловках Владыка был на общих работах. Таская кирпичи на постройку здания, Владыка упал с лесов и переломал себе рёбра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. В марте 1932 года он был освобождён из лагеря и сослан на три года в Северный край, где возглавил тайную Церковь, ставил священников, совершал постриги. По воспоминаниям духовных чад, «он слабел телесно, но духом был твёрд. Он считал, что в эпоху гонений не должно быть централизованного Церковного Управления. Епископ должен управлять сам своей епархией.
Примерно в 1934 году Владыкой было написано ещё одно Послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещённым в священнослужении за свою антиканоническую деятельность, начиная с 1927 года. Для утверждения этого Послания в Архангельске состоялся «малый катакомбный собор», решения которого должны были стать основой для всех ссыльных епископов и духовенства. Существуют сведения, что Патриарший Заместитель митрополит Пётр (Полянский) писал из ссылки, что Российские Преосвященные должны сами наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния.
В мае 1934 года Святитель снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорён к пяти годам лагерей. Заключение отбывал в Сусловском отделении «Сиблага». Владыка был расстрелян в лагере 22 октября (4 ноября н. ст.) 1937 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-samojlovich
☦️
Священномученик Влади́мир Соболев пресвитер.
Владимир Евгеньевич Соболев родился в 1874 году в селе Дитятево Вологодского уезда Вологодской губернии в семье священника. Окончил Духовную семинарию. 11 августа 1935 года был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации», приговорен Северным краевым народным судом к 10 годам ИТЛ.
В 1937 году отец Владимир был арестован в Сусловском отделении Сиблага вместе со священномучеником архиепископом Серафимом (Самойловичем), преподобномучениками архимандритом Миной (Шелаевым) и Германом (Полянским), священномучениками Александром Лебедевым, Василием Богоявленским, Александром Андреевым. Арестованных обвинили в участии в «контрреволюционной группе», проводившей «антисоветскую агитацию». Священник Владимир Соболев виновным себя не признал. Расстрелян 4 ноября 1937 года по приговору тройки НКВД от 28 октября.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Андреев пресвитер.
Священномученик Александр Андреев родился 24 февраля 1901 года в г. Москве в благочестивой семье приказчика пивоваренного завода Александра и Елены Андреевых.
С самого детства он очень любил церковную молитву и часто посещал разные храмы и монастыри Москвы. Закончив школу, Александр по настоянию родителей поступил в Московское мещанское училище и успешно его закончил по специальности «бухгалтер». В то же время он понимал, что это не его призвание, так как душа рвалась к церковному послушанию. Смутные события того времени прервали устремления благочестивого юноши, так как он был призван в ряды Красной Армии.
С 1918 по 1919 годы он служил писарем в 684-м сводном эвакуационном госпитале. В 1919 году, по окончании воинской службы, он был определен послушником Московского Вознесенского монастыря.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-andreev
☦️
Священномученик Васи́лий Богоявленский пресвитер.
Василий Афиногенович Богоявленский родился в 1879 году в селе Красная Мета Новгородской губернии. Из семьи священника. После окончания Духовной семинарии был рукоположен во иерея, служил в Новгородской епархии. Арестован 30 декабря 1934 года по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 10–12 июня 1935 года выездной сессией специальной коллегии Ленинградского областного суда приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в Сусловский пункт Сибирского ИТЛ (Новосибирская область).
В сентябре 1937 года отец Василий был арестован в лагере вместе с архиепископом священномучеником Серафимом (Самойловичем) и группой духовенства, обвинен в том, что «состоял в контрреволюционной группе, возглавляемой з/к Самойловичем». Отец Василий виновным себя не признал. Расстрелян 4 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД по Новосибирской области от 28 октября 1937 года вместе со священномучениками архиепископом Серафимом, архимандритом Миной (Шелаевым), священниками Борисом Ивановичем Полянским, Владимиром Евгеньевичем Соболевым, Александром Капитоновичем Лебедевым, Александром Александровичем Андреевым.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Лебедев пресвитер.
Священномученик иерей Александр Лебедев родился в 1878 году в селе Рождественка-Хава Воронежской губернии. Образование он получил в Духовной Семинарии и Духовной Академии (последнюю не закончил). Будущий священномученик служил в селах Воронежской области: Рождественка-Хава, Б. Мартын, Красный Лог, Каширское. 6 марта 1936 года батюшку арестовали. Тройка при УНКВД по Воронежской области приговорила его к 5 годам ИТЛ, после чего он был этапирован в Сусловское отделение Сиблага НКВД на лесозаготовки. В Сиблаге на отца Александра было заведено новое дело, вместе с архиепископом Серафимом (Самойловичем) и другими священномучениками он был обвинен как «участник контрреволюционной группы», в обвинении говорилось, что он «среди окружения проводил антисоветскую агитацию». 28 октября 1937 года тройка при УНКВД по Новосибирской области приговорила иерея Александра Лебедева к высшей мере наказания. Он был расстрелян 4 ноября 1937 года.
☦️
Преподобномученик Ге́рман (Полянский) архимандрит.
Борис Полянский, будущий архимандрит Герман, родился в г. Тирaсполе в 1901 году в семье священникa-миссионерa. До закрытия Зосимовой пустыни он несколько раз приходил в обитель, однако увлекся обновленчеством и лишь в 1924 году под влиянием архиепископа Варфоломея (Ремова) принес покаяние в увлечении обновленческими идеями.
…
В 1936 году от отца Германа пришло письмо, из намеков в котором близким стало ясно, что дело его пересмотрено и срок добавлен. Действительно, в 1936 году он был вновь осужден еще на пять лет и переправлен в Сиблаг в Новосибирской области.
…
В лагере отец Герман не оставлял своего пастырского служения. Поздравляя с Пасхой 1937 года своего духовного сына, школьника Бориса Клушанцева (племянника Зинаиды Черковой), он писал ему из заключения: «Для тебя сейчас самое главное – разумно и серьезно почувствовать всю силу нашей веры, веры мучеников и исповедников. Но самое главное – исповедовать веру в жизни, чтобы сердцевина твоя была бы такая сильная и благостная, чтобы не то что слышался, а чтобы чувствовался – проявлялся христианин». Борис сохранял веру всю свою недолгую жизнь – в 1941 году в 19-летнем возрасте он пропал без вести на Западном фронте Великой Отечественной войны.
Находясь в заключении, архимандрит Герман продолжал свой пастырский труд – тайно крестил и заступался за заключенных, хоть и знал, чем ему это грозит. В октябре 1937 года он был обвинен в систематической контрреволюционной агитации и приговорен к расстрелу вместе с архиепископом Серафимом (Самойловичем). Преподобномученик Герман был расстрелян в лагере в день празднования Кaзaнской иконы Божией Матери 4 ноября 1937 года.
☦️
Преподобномученик Ми́на (Шелаев) архимандрит.
Преподобномученик Мина (в миру Иван Власович Шелаев) родился 15 сентября 1882 года в с. Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, но имея незаурядные природные способности труженика и хорошего организатора, со временем перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы.
К сожалению, семейная жизнь родителей Ивана не сложилась, и в 1885 году отец и мать его разошлись. Ивану тогда было всего три, а его старшей сестре 6 лет. Для того, чтобы поставить детей «на ноги», мать его устраивается в одну из богатых московских семей домашней прислугой. Она старается не только вырастить и воспитать детей, но и дать возможное их состоянию и положению образование. Тем более, что в Иване она видит прекрасные способности к учебе. 23 марта 1896 года, в четырнадцатилетнем возрасте, он успешно заканчивает полный четырехгодичный курс обучения в Московском городском Петровско-Пятницком училище.
В период до 1906 года Ивану Власовичу приходилось служить и работать в разных местах и должностях. Так, с 1902 по 1906 год он работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы. В этот период он не только работает, но и усиленно занимается самообразованием. Благодаря глубоко верующей и смиренной матери, он был воспитан в истинной любви к Богу и Церкви, что и определило главное направление его устремлений к познанию. Он самостоятельно изучает Священное Писание, Святоотеческое наследие, Православно-догматическое богословие, а также труды по Истории Церкви. С этого времени у него появляется личная библиотека, которую он с любовью пополняет, считая ее своим главным богатством.
Исполненный любви к Божественному учению Спасителя, обогатившийся твердыми познаниями Православного вероучения, Иван Власович видит свое призвание в учительстве и проповедничестве спасительных заповедей Православной веры. Он успешно экстерном выдержал экзамены в Духовное училище при Московском Заиконоспасском монастыре и 11 ноября 1906 года получил свидетельство № 282 на звание учителя церковно — приходской школы. Здесь же, при монастыре, с 1906 по 1910 год он был определен и на должность учителя в монастырскую школу.
Будучи твердым сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской Православной Церкви через единоверие, Иван Власович решает посвятить себя этой благородной цели, для чего с 23 августа 1910 года по 1913 год определяется на должность учителя церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mina-shelaev
☦️
Священномученик Николай Богословский пресвитер.
Священномученик Николай Богословский родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. По окончании Казанской Духовной семинарии в 1897 году он был рукоположен во священника и служил до 1918 года, когда поступил в Казанскую Духовную академию, которую к тому времени, несмотря на начавшиеся гонения, сумел сохранить ее ректор, епископ Анатолий (Грисюк).
В 1921 году о. Николай окончил академию, но служить в храме стал только с 1925 года – сверхштатным священником Свято-Духовского кафедрального собора в Петрозаводске. В 1926 году отец Николай был возведен в сан протоиерея, 30 октября 1929 года утвержден штатным священником собора. В этом же году. храм закрыли, и все его духовенство перешло служить в церковь во имя великомученицы Екатерины. Здесь отец Николай прослужил до 1937 года, когда было арестовано все духовенство храма. Священники обвинялись в создании контрреволюционной группы церковников. Протоиерея Николая забрали 31 августа и заключили в тюрьму в Петрозаводске.
Допросы начались сразу же после ареста и продолжались в течение двух месяцев. Только Богу ведомо, что пришлось пережить в условиях неволи и мучительств протоиерею Николаю, но он не подписал ни один из тех протоколов следствия, в которых следователь требовал признания в выдвинутых против него обвинениях в контрреволюционной деятельности. «Участником контрреволюционной организации я не являюсь и о существовании такой организации мне ничего неизвестно», – заявил отец Николай. 2 ноября 1937 году тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле в пригороде Петрозаводска.
☦️
Священномученик Николай Ушаков пресвитер.
Священномученик Николай Ушаков родился в 1876 году в городе Ярославле в семье дьякона, окончил Ярославскую Духовную Семинарию, служил священником в селе Семеновском Брейтовского района. В 1930 году по обвинению в контрреволюционной деятельности три месяца провел в тюрьме. В 1937 году он был арестован и обвинен в контрреволюционной агитации среди верующих, в привлечении молодежи в церковный хор и “обработке ее в антисоветском направлении”. Возводимой на него клеветы не признал. 4 ноября того же года отец Николай принял мученическую смерть — был расстрелян по приговору тройки УНКВД.
☦️
Преподобномученик Григо́рий (Воробьев) игумен.
Святой преподобномученик Григорий родился 20 января 1883 года в деревне Починки Кашинского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иоанна Воробьева и его супруги Пелагеи Егоровны. Родители его считались середняками: у семьи был собственный дом, двор, сарай, рига, в хозяйстве были лошадь и корова. Григорий Иванович закончил три класса церковно-приходской школы и годичные фельдшерские курсы.
В 1909 году он поступил в Александро-Свирский монастырь, где был пострижен в монашество (по-видимому, с сохранением имени) и рукоположен в сан иеромонаха. С 1915 по 1918 годы иеромонах Григорий находился на фронте, совмещая служение армейского священника с должностью фармацевта в Красном Кресте. В 1918 году он вернулся домой, помогал родным по хозяйству. В 1919 году он был призван в Красную Армию и до августа 1921 года служил ротным фельдшером. Демобилизовавшись, вернулся к родным в деревню, работал в сельском хозяйстве. В 1923 году иеромонах Григорий вернулся к священнослужению.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-vorobev
☦️
Священномученик Никоди́м (Кононов), Белгородский епископ.
Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников — северных миссионеров.
…
Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.
Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий».
…
В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.
После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.
Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikodim-kononov
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgorodskij/
• Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков
• Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких
• Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский: (его жизнь и прославление)
• Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии: c описанием жизни и чудес преподобного Никодима Кожеозерского чудотворца
• Афанасиево-Сяндебская женская пустынь и ее задачи: церковнобытовой очерк
☦️
Икона Богородицы Андрониковская.
Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-andronikovskaja
☦️
Икона Богородицы Якобштадтская.
До начала XX века Якобштадтская икона Божией Матери была единственной чудотворной святыней Латвии.
Святой образ был обретен во время русско-шведской войны 1654–1667 гг. При переправе через Западную Двину солдат шведской армии Яков Гудынский поддел копьем плывшую по реке дощечку. На берегу он с ужасом обнаружил, что по древку копья от дощечки течет кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Шведский солдат принес образ в ближайший православный храм святого Георгия Победоносца. Храм, при котором была небольшая монашеская община, находился в слободе Гольмгоф (с 1670 года – г. Якобштадт, ныне – г. Екабпилс). Передав образ братии монастыря, солдат принял православие, а затем иноческий постриг и навсегда остался в обители.
В 1675 году чудотворная икона Божией Матери была перенесена в новый, построенный на пожертвования православного купца Якова Раткевича, Свято-Духовский храм.
Более трех столетий Якобштадтская икона была единственной чудотворной иконой Латвии. К ней съезжались паломники, по молитвам перед святым образом совершались многочисленные чудотворения. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров; в 1878 году крестный ход со святыней вокруг обители остановил быстро распространявшийся огонь.
Почитание чудотворного Якобштадтского образа Пресвятой Богородицы было поистине всенародным: ежегодно с 1901 по 1914 год икона приносилась из Екабпилса для поклонения в Ригу, Митаву (Елгаву) и Спасо-Преображенскую пустынь.
Во время первой мировой войны чудотворная икона была утрачена.
…
В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II московские иконописцы по сохранившимся описаниям создали новый список чудотворного образа. До перенесения в Ригу и Екабпилс список пребывал в Ризоположенском храме Московского Кремля, где в праздник положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне он был освящён.
19 июля Якобштадтская икона была торжественно встречена в Риге, а 25 июля святыня возвратилась в Свято-Духов мужской монастырь, где и будет пребывать всегда.
Иконография иконы необычна – небольшой по размерам (приближенный к оригиналу) образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках поддерживают предстоящие архангелы Михаил и Гавриил, на заднем плане изображен Свято-Духов монастырь в современном виде.
31 июля 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II празднование Якобштадтской иконе Божией Матери внесено в Православный церковный календарь.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-jakobshtadtskaja