⏳ 2024.11.02 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 19я по Пятидесятнице (глас 1й)
• суббота (Димитриевская родительская суббота)

☀️ неподвижный годовой круг:
2 ноября (20 октября)
• вмч. Арте́мия Антиохийского (362)
• прав. отрока Артемия Веркольского (1545)
• сщмч. Николая (Любомудрова) (1918)
• сщмчч. Зоси́мы (Пепенина), Иоанна (Ганчева), Иоанна (Речкина), Иоанна (Родионова), Николая (Фигурова), Леонида (Никольского), Иоанна (Талызина), Александра (Орлова), Михаила (Исаева), Петра (Кравца), мч. Павла (Бочарова) (1937)
• прп. Гавриила (Ургебадзе) Самтаврийского (1995)


☦️
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-dimitrievskaja-roditelskaja-subbota

☦️
Великомученик Арте́мий Антиохийский, военачальник.
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ар­те­мий был од­ним из вы­да­ю­щих­ся во­е­на­чаль­ни­ков в прав­ле­ние рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337, па­мять 21 мая), а за­тем – его сы­на и пре­ем­ни­ка Кон­стан­ция (337–361). Ар­те­мий, имел мно­го на­град за от­лич­ную служ­бу и от­ва­гу, был по­став­лен на­мест­ни­ком Егип­та. В этой долж­но­сти он мно­го сде­лал для рас­про­стра­не­ния и укреп­ле­ния хри­сти­ан­ства в Егип­те. Им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция на пре­сто­ле сме­нил Юли­ан (361–363). Им­пе­ра­тор-от­ступ­ник, же­лая воз­вра­тить язы­че­ство, вел непри­ми­ри­мую борь­бу с хри­сти­ан­ством, от­прав­ляя на смерть сот­ни хри­сти­ан. В Ан­тио­хии он при­ка­зал ис­тя­зать двух епи­ско­пов, не же­лав­ших от­речь­ся от Хри­сто­вой ве­ры. В это вре­мя в го­род при­шел свя­той Ар­те­мий и все­на­род­но об­ли­чил Юли­а­на в нече­стии. Раз­гне­ван­ный От­ступ­ник под­верг свя­то­го же­сто­ким пыт­кам. По­сле это­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка бро­си­ли в тем­ни­цу. Во вре­мя мо­лит­вы, ко­то­рую свя­той воз­но­сил ко Гос­по­ду, ему явил­ся Сам Хри­стос в окру­же­нии Ан­ге­лов и ска­зал: «Му­жай­ся, Ар­те­мий! Я с то­бой и из­бав­лю те­бя от вся­кой бо­ли, ка­кую при­чи­ни­ли те­бе му­чи­те­ли, и уже го­тов­лю те­бе ве­нец сла­вы. Ибо как ты ис­по­ве­дал Ме­ня пред людь­ми, на зем­ле, так и Я ис­по­ве­дую те­бя пред От­цем Мо­им Небес­ным. Итак, будь му­же­ствен и ра­дуй­ся – ты бу­дешь со Мною в Мо­ем Цар­стве». Услы­шав это от Са­мо­го Гос­по­да, ве­ли­ко­му­че­ник об­ра­до­вал­ся и стал го­ря­чо бла­го­да­рить и сла­во­сло­вить Его.
На сле­ду­ю­щий день Юли­ан по­тре­бо­вал, чтобы ве­ли­ко­му­че­ник Ар­те­мий при­знал язы­че­ских бо­гов. Встре­тив ре­ши­тель­ный от­каз, им­пе­ра­тор при­бег к пыт­кам. По­движ­ник пе­ре­но­сил всё без еди­но­го сто­на. Свя­той пред­рек Юли­а­ну, что ско­ро тот по­лу­чит спра­вед­ли­вое воз­мез­дие за зло, при­чи­нен­ное им хри­сти­а­нам. От­ступ­ник разъ­ярил­ся и при­бег к еще бо­лее лю­тым пыт­кам, но они не сло­ми­ли во­лю ве­ли­ко­му­че­ни­ка, и то­гда свя­той Ар­те­мий был обез­глав­лен († 362). Его остан­ки были погребены христианами.

По­сле кон­чи­ны свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ар­те­мия сбы­лось его про­ро­че­ство о ско­рой ги­бе­ли Юли­а­на От­ступ­ни­ка. Юли­ан со сво­им вой­ском вы­шел из Ан­тио­хии для сра­же­ния с пер­са­ми. Око­ло пер­сид­ско­го го­ро­да Кте­зи­фо­на ему встре­тил­ся ста­рый перс. Он обе­щал пре­дать со­оте­че­ствен­ни­ков и быть про­вод­ни­ком вой­ску Юли­а­на. Ста­рик об­ма­нул От­ступ­ни­ка и за­вел его вой­ско в Кар­ма­нит­скую пу­сты­ню, в непро­хо­ди­мые ме­ста, где не бы­ло ни во­ды, ни пи­щи. Ис­том­лен­ное го­ло­дом и жаж­дой гре­ко-рим­ское вой­ско Юли­а­на бы­ло вы­нуж­де­но всту­пить в бой со све­жи­ми си­ла­ми пер­сов.
Бо­же­ствен­ное воз­мез­дие на­стиг­ло здесь и са­мо­го От­ступ­ни­ка. Во вре­мя бит­вы он был смер­тель­но ра­нен неви­ди­мою ру­кою, незри­мым ору­жи­ем. Юли­ан тя­же­ло за­сто­нал и, уми­рая, про­из­нес: «Ты по­бе­дил, Га­ли­ле­я­нин!» По­сле ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра-от­ступ­ни­ка мо­щи свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ар­те­мия бы­ли с по­че­стя­ми пе­ре­не­се­ны из Ан­тио­хии в Кон­стан­ти­но­поль.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/919

☦️
Праведный Арте́мий Веркольский, отрок.
Свя­той Ар­те­мий Вер­коль­ский ро­дил­ся в 1532 г. в се­ле Вер­ко­ле Двин­ско­го края, в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. Вос­пи­тан­ный в стра­хе Бо­жи­ем и хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, св. Ар­те­мий еще и в дет­стве от­ли­чал­ся кро­то­стью, по­слу­ша­ни­ем и тру­до­лю­би­ем. В воз­расте 12 лет, ра­бо­тая в по­ле, он был убит мол­нией. Суе­вер­ные од­но­сель­чане оста­ви­ли те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, неот­пе­тым и по­ло­жи­ли его ле­су, по­верх зем­ли, при­крыв хво­ро­стом и бе­ре­стой.
Так про­ле­жа­ло оно, все­ми за­бы­тое, 32 го­да. Но в 1577 г. мо­щи св. Ар­те­мия бы­ли чу­дес­но об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и про­сла­ви­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми бо­лез­ней. Так, во вре­мя рас­про­стра­нив­шей­ся в Двин­ском краю зло­ка­че­ствен­ной ли­хо­рад­ки вер­коль­ский се­ля­нин Кал­ли­ник, взяв с гро­ба св. Ар­те­мия бе­ре­сту, при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на, и тот по­лу­чил ис­це­ле­ние.
Впо­след­ствии бы­ли на­пи­са­ны ико­ны пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок, на ко­то­рых их пи­са­ли, оста­ва­лись струж­ки. От них боль­ные так­же по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от сво­их неду­гов. На ме­сте об­ре­те­ния мо­щей св. от­ро­ка был ос­но­ван мо­на­стырь, где и по­ло­жи­ли его свя­тые мо­щи.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/920

☦️
Священномученик Николай Любомудров пресвитер.
Ни­ко­лай Ива­но­вич Лю­бо­муд­ров ро­дил­ся 11 ап­ре­ля 1862 г., в сре­ду Свет­лой сед­ми­цы, в с. Юр­ки­но По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Ни­ко­лай был стар­шим из ше­сте­рых де­тей Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча и Оль­ги Ива­нов­ны Лю­бо­муд­ро­вых. Фа­ми­лия Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча пер­во­на­чаль­но бы­ла Сус­ло­нов, но, ко­гда он по­сту­пил в ду­хов­ное учи­ли­ще, на­чаль­ник учи­ли­ща за­ме­нил ее на фа­ми­лию Лю­бо­муд­ров, счи­тая ее бо­лее под­хо­дя­щей для бу­ду­ще­го цер­ков­но­слу­жи­те­ля.
В 1877 г. Ни­ко­лай окон­чил По­ше­хон­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в Яро­слав­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1884 г. он окон­чил се­ми­на­рию по пер­во­му раз­ря­ду, что да­ва­ло пра­во на по­ступ­ле­ние в Ду­хов­ную Ака­де­мию, од­на­ко для это­го не бы­ло ма­те­ри­аль­ных воз­мож­но­стей: как стар­ший сын, он дол­жен был обес­пе­чи­вать боль­ную ов­до­вев­шую мать, млад­ших бра­тьев и се­стер.
В 1884–1887 го­дах Ни­ко­лай слу­жил пса­лом­щи­ком в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, на Ду­хов­ской ули­це в Яро­слав­ле.
2 фев­ра­ля 1887 г., в празд­ник Сре­те­ния, он об­вен­чал­ся с до­че­рью свя­щен­ни­ка с. Пе­чел­ки Со­фьей Пет­ров­ной Дья­ко­но­вой, учи­тель­ни­цей шко­лы для кре­стьян­ских де­тей в се­ле Аба­кум­це­ве (ос­но­ван­ной Н.А. Некра­со­вым). Ее брат, Алек­сандр Пет­ро­вич Дья­ко­нов, стал про­фес­со­ром Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии.
Вско­ре Ни­ко­лай Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки, и в на­ча­ле мар­та 1887 го­да при­е­хал в село Лацкое Мо­лог­ско­го уез­да Яро­слав­ской губ., ку­да был на­зна­чен на служ­бу и где про­жил по­чти 32 го­да.

Ста­ло из­вест­но, что в Лац­ков­скую и со­сед­ние во­ло­сти на­прав­ля­ет­ся ка­ра­тель­ный от­ряд крас­но­ар­мей­цев — ла­тыш­ских стрел­ков, чтобы рас­пра­вить­ся с ор­га­ни­за­то­ра­ми и участ­ни­ка­ми вос­ста­ния; до­шли слу­хи о рас­стре­лах несколь­ких свя­щен­ни­ков в со­сед­них при­хо­дах.
Отец Ни­ко­лай оста­вал­ся в это вре­мя до­ма один с 22-лет­ней до­че­рью Оль­гой и 13-лет­ним сы­ном Вла­ди­ми­ром; же­на на­хо­ди­лась у боль­ной ма­те­ри, но долж­на бы­ла вско­ре вер­нуть­ся в Лац­кое. И де­ти, и близ­кие о. Ни­ко­лаю кре­стьяне со­ве­то­ва­ли ему на вре­мя скрыть­ся, пред­ла­га­ли убе­жи­ще: «Ба­тюш­ка, пой­ди в лю­бую из­бу, и бу­дешь цел». Но о. Ни­ко­лай от­ве­чал: «Я не со­вер­шал ни­ка­ких пре­ступ­ле­ний и ни­че­го не бо­юсь». Не счи­тая се­бя ви­нов­ным в чем-ли­бо пе­ред вла­стью, не на­хо­дя воз­мож­ным оста­вить паст­ву, и сво­им бег­ством дать по­вод к по­до­зре­ни­ям, о. Ни­ко­лай ре­шил все­це­ло пре­дать­ся во­ле Бо­жи­ей.
В эти дни, пред­чув­ствуя близ­кую кон­чи­ну, о. Ни­ко­лай на­пи­сал про­щаль­ное пись­мо жене и де­тям, в ко­то­ром вы­ра­жал лю­бовь и при­зна­тель­ность су­пру­ге за про­жи­тые вме­сте го­ды и за по­мощь во всех де­лах, об­ра­щал­ся к каж­до­му из де­тей, го­во­ря об их до­сто­ин­ствах и недо­стат­ках, да­вая со­ве­ты на бу­ду­щую жизнь; при­зы­вал всех к твер­дой ве­ре и люб­ви друг к дру­гу и бла­го­слов­лял всех.
По­лу­чив утром 18 (или, по дру­гим вос­по­ми­на­ни­ям, 19) ок­тяб­ря те­ле­грам­му от же­ны, о. Ни­ко­лай немед­лен­но по­ехал на стан­цию, чтобы встре­тить ее, но, про­ждав на вок­за­ле це­лый день (по­ез­да из Яро­слав­ля хо­ди­ли нере­гу­ляр­но), не встре­тил и позд­но ве­че­ром вер­нул­ся до­мой.
Дочь Оль­га сви­де­тель­ству­ет, что но­чью о. Ни­ко­лай в сво­ей ком­на­те мо­лил­ся, стоя на ко­ле­нях пе­ред ико­на­ми со све­чой в ру­ке. 20 ок­тяб­ря 1918 го­да бы­ла Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та. Отец Ни­ко­лай слу­жил в Воз­не­сен­ской церк­ви за­упо­кой­ную Ли­тур­гию и па­ни­хи­ду.
Участь о. Ни­ко­лая бы­ла ре­ше­на утром это­го дня в раз­го­во­ре ко­ман­ди­ра при­быв­ше­го в Лац­кое ка­ра­тель­но­го от­ря­да и чле­нов вол­ис­пол­ко­ма. В от­вет на за­прос, ко­го мест­ный со­вет счи­та­ет нуж­ным пре­дать каз­ни, бы­ло пред­ло­же­но два че­ло­ве­ка: куз­нец Д.Р. Во­ро­бьев, не со­чув­ство­вав­ший но­вым по­ряд­кам и вол­ис­пол­ко­му, и о. Ни­ко­лай. Од­на­ко чле­ны ис­пол­ко­ма при­шли к вы­во­ду, что куз­нец необ­хо­дим се­лу, и бы­ло ре­ше­но рас­стре­лять толь­ко свя­щен­ни­ка.
Во­ен­ный ко­мис­сар и двое сол­дат с вин­тов­ка­ми от­пра­ви­лись в цер­ковь.
В это вре­мя в Лац­кое вер­ну­лась же­на о. Ни­ко­лая Со­фья Пет­ров­на: при­е­хав на же­лез­но­до­рож­ную стан­цию (Ше­сти­хи­но) но­чью, ощу­щая тре­вож­ное пред­чув­ствие, она ре­ши­ла не до­жи­дать­ся под­во­ды и од­на но­чью про­шла 16 верст до се­ла пеш­ком. При­дя до­мой, она с до­че­рью Оль­гой сра­зу же по­спе­ши­ла в цер­ковь, на па­пер­ти ко­то­рой уви­де­ла во­ору­жен­ных сол­дат.
На­ро­ду в церк­ви бы­ло немно­го. Отец Ни­ко­лай за­кан­чи­вал па­ни­хи­ду у ка­нон­но­го сто­ли­ка. Обер­нув­шись, уви­дел же­ну и ска­зал ей: «Со­ня, ты при­е­ха­ла…» Со­фья Пет­ров­на ска­за­ла ему: «За то­бой при­шли…»
Пе­ре­об­ла­чив­шись, о. Ни­ко­лай про­стил­ся с же­ной, детьми, пса­лом­щи­ком, бла­го­сло­вил всех. Ко­мис­сар и сол­да­ты по­ве­ли его за се­ло, сза­ди шли же­на и де­ти. День был мо­роз­ный, яр­ко све­ти­ло солн­це. Ули­цы бы­ли пу­стын­ны — оче­вид­но, ис­пу­ган­ные сель­чане бо­я­лись всту­пить­ся за лю­би­мо­го ими ба­тюш­ку. Про­хо­дя ми­мо Ка­зан­ской церк­ви, о. Ни­ко­лай снял шап­ку и пе­ре­кре­стил­ся. Сол­да­ты при­ка­за­ли со­про­вож­да­ю­щим остать­ся на ме­сте и по­ве­ли о. Ни­ко­лая к ка­пуст­но­му ого­ро­ду, на­хо­див­ше­му­ся на окра­ине се­ла, неда­ле­ко от до­ма Лю­бо­муд­ро­вых.
Несколь­ко жен­щин, со­би­рав­ших ка­пуст­ные ли­стья — Ма­рия Мо­ся­ги­на, Ев­ге­ния Ку­ту­зо­ва, — уви­дев, как ве­дут о. Ни­ко­лая, спря­та­лись в ку­стах и ока­за­лись сви­де­те­ля­ми рас­стре­ла. По их рас­ска­зам, двое сол­дат при­ве­ли о. Ни­ко­лая на бу­гор око­ло от­ко­са к ре­ке Лат­ке и ста­ли за­ря­жать ру­жья. Они по­тре­бо­ва­ли по­вер­нуть­ся спи­ной, но о. Ни­ко­лай, стоя к ним ли­цом, пе­ре­кре­стил­ся и со сло­ва­ми: «Гос­по­ди, при­ми дух мой! Про­сти им: не ве­да­ют, что тво­рят!» — под­нял ру­ку и бла­го­сло­вил их.
Раз­да­лись два вы­стре­ла, о. Ни­ко­лай упал. Сол­да­ты по­до­шли к нему, вы­стре­ли­ли еще раз, со­рва­ли се­реб­ря­ный крест и, спо­ря о том, ко­му он дол­жен до­стать­ся, по­спе­ши­ли в дом свя­щен­ни­ка, где в это вре­мя дру­гие чле­ны от­ря­да про­из­во­ди­ли гра­беж.
Это про­изо­шло в по­ло­вине вто­ро­го дня 20 ок­тяб­ря 1918 г. (по ст. сти­лю), в Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту, на па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ар­те­мия и пра­вед­но­го от­ро­ка Ар­те­мия Вер­коль­ско­го. Отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян без до­про­са, без объ­яв­ле­ния при­го­во­ра, с ним не го­во­рил ни­кто из мест­ных вла­стей.
Услы­шав вы­стре­лы, же­на, де­ти, несколь­ко кре­стьян при­бе­жа­ли к ме­сту каз­ни. Зем­ля под те­лом о. Ни­ко­лая про­пи­та­лась кро­вью, зад­няя часть че­ре­па ока­за­лась раз­дроб­лен­ной. Же­на, дочь опу­сти­лись на ко­ле­ни, жен­щи­ны при­чи­та­ли. Один из чле­нов вол­ис­пол­ко­ма гром­ко про­из­нес; «Со­ба­ке — со­ба­чья смерть!» Те­ло о. Ни­ко­лая пе­ре­нес­ли на по­лотне в дом и по­ло­жи­ли на ку­шет­ку, ко­то­рая вско­ре на­сквозь про­пи­та­лась кро­вью. В до­ме все бы­ло пе­ре­вер­ну­то по­сле раз­гро­ма, учи­нен­но­го ка­ра­те­ля­ми. Под ви­дом обыс­ка они раз­гра­би­ли цен­ные ве­щи, одеж­ду, му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты, се­реб­ря­ные ри­зы с икон.
В от­вет на прось­бу по­хо­ро­нить о. Ни­ко­лая по хри­сти­ан­ско­му обы­чаю на тре­тий день из вол­ис­пол­ко­ма по­сту­пи­ло рас­по­ря­же­ние: по­хо­ро­нить о. Ни­ко­лая немед­лен­но и без вся­ких об­ря­дов. Один из кре­стьян предо­ста­вил го­то­вый гроб, в ко­то­рый о. Ни­ко­лай был по­ло­жен. Со­фья Пет­ров­на об­лек­ла о. Ни­ко­лая в ря­су, епи­тра­хиль, ску­фью, вло­жи­ла в ру­ки де­ре­вян­ный крест с Афо­на.
Про­стить­ся с о. Ни­ко­ла­ем при­шли мно­гие чтив­шие его лац­ков­цы. По­гре­бе­ние про­ис­хо­ди­ло око­ло по­лу­но­чи, при све­те фа­ке­лов и ти­хом пе­нии «Свя­тый Бо­же». Мо­ги­ла бы­ла вы­ры­та око­ло ал­та­ря Ка­зан­ской церк­ви на клад­би­ще.
На сле­ду­ю­щий день, в вос­кре­се­нье, при­е­хал близ­кий друг от­ца Ни­ко­лая, о.Кон­стан­тин Ель­ни­ков­ский, и со­вер­шил за­упо­кой­ную служ­бу. От­пе­ва­ние о. Ни­ко­лая, по­сле на­сто­я­тель­ных просьб Со­фьи Пет­ров­ны к зна­ко­мым иере­ям, бы­ло со­вер­ше­но тре­мя свя­щен­ни­ка­ми над его мо­ги­лой толь­ко 19 ап­ре­ля 1919 го­да.
С му­че­ни­че­ской кон­чи­ны о. Ни­ко­лая на­ча­лось дол­гое му­че­ни­че­ство его су­пру­ги Со­фьи Пет­ров­ны, ко­то­рая пре­тер­пе­ла мно­же­ство уни­же­ний и из­де­ва­тельств как вдо­ва рас­стре­лян­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. На пя­тый день по­сле рас­стре­ла, в ка­нун пер­вой го­дов­щи­ны ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции ей при­шло пер­со­наль­ное пред­пи­са­ние из вол­ис­пол­ко­ма вы­ве­сить крас­ный флаг. Де­ти воз­му­ща­лись, но Со­фья Пет­ров­на при­зва­ла их «тер­петь до кон­ца», сши­ла из коф­ты флаг и вы­ве­си­ла его.
Пред­се­да­тель вол­ис­пол­ко­ма Го­род­ни­чев не пе­ре­ста­вал пре­сле­до­вать се­мью Лю­бо­муд­ро­вых. 14 сен­тяб­ря 1919 го­да по его до­но­су Со­фья Пет­ров­на бы­ла аре­сто­ва­на Яро­слав­ской ЧК и про­ве­ла два ме­ся­ца в тюрь­ме, по­ка об­ви­не­ние в «аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти» не бы­ло сня­то за от­сут­стви­ем до­ка­за­тельств.
Скон­ча­лась Со­фья Пет­ров­на вось­ми­де­ся­ти лет в 1951 го­ду в Ле­нин­гра­де.
Мо­ги­ла о. Ни­ко­лая со­хра­ни­лась в с. Лац­ком (ныне Неко­уз­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской обл.). Она по­чи­та­лась и до сих пор по­чи­та­ет­ся мест­ны­ми ве­ру­ю­щи­ми как мо­ги­ла свя­то­го му­че­ни­ка, став­ше­го мо­лит­вен­ни­ком пе­ред Бо­гом, об­сто­я­тель­ства каз­ни и по­хо­ро­ны ко­то­ро­го мно­ги­ми чер­та­ми на­по­ми­на­ют пре­да­ние на смерть и по­гре­бе­ние Са­мо­го Спа­си­те­ля.
Отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян без су­да и след­ствия, став од­ной из мно­го­чис­лен­ных жертв «крас­но­го тер­ро­ра» и нена­ви­сти ма­лой куч­ки од­но­сель­чан. Бу­дучи да­ле­ким от по­ли­ти­ки, ни­ко­гда не вы­сту­пая от­кры­то про­тив со­вет­ской вла­сти (он по­вторял: «несть вла­сти аще не от Бо­га»), о. Ни­ко­лай об­ли­чал те пре­ступ­ле­ния и без­за­ко­ния, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли на его гла­зах в его се­ле, и все свои си­лы на­прав­лял на ис­пол­не­ние дол­га ду­хов­но­го пас­ты­ря и слу­жи­те­ля Церк­ви Хри­сто­вой. По­во­дом для его казни яви­лась мо­лит­ва о спа­се­нии сво­ей паст­вы — про­яв­ле­ние бес­страш­ной люб­ви, по­двиг­нув­шей его к му­че­ни­че­ской кон­чине за дру­ги своя.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-ljubomudrov

☦️
Священномученик Зоси́ма Пепенин пресвитер.
Cвя­щен­но­му­че­ник Зо­си­ма, в ми­ру Зо­си­ма Алек­се­е­вич Пе­пе­нин, ро­дил­ся в 1888 г. в де­ревне Пе­пе­ни­но Вят­ской гу­бер­нии, в бед­ной кре­стьян­ской се­мье. Учил­ся в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. Под впе­чат­ле­ни­ем от жиз­ни древ­них мо­на­хов ухо­дил в лес, рыл пе­ще­ры и уеди­нял­сяд­ля мо­лит­вы. В де­ревне о нем го­во­ри­ли: «Этот бу­дет по­пом или мо­на­хом». Вме­сте с тем он был очень тру­до­лю­бив, умел де­лать лю­бую ра­бо­ту и от­ли­чал­ся доб­рым нра­вом. В сем­на­дцать лет с от­цом и бра­тья­ми ушел на за­ра­бот­ки в го­род, шил шу­бы, та­чал са­по­ги, сто­ляр­ни­чал, а ко­гда за­кон­чи­лись ра­бо­ты, в де­рев­ню не вер­нул­ся.
При­зва­ние при­ве­ло его в Ир­кутск, ку­да он до­би­рал­ся несколь­ко лет, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ре­меслом. Око­ло го­да был по­слуш­ни­ком в од­ном из мо­на­сты­рей на пу­ти в си­бирь. В Ир­кут­ске Зо­си­ма Пе­пе­нин по­сту­пил в ду­хов­ную се­ми­на­рию. По окон­ча­нии се­ми­на­рии, в 1913 г., он же­нил­ся на до­че­ри из­вест­но­го ир­кут­ско­го про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла Чир­це­ва, мис­си­о­не­ра, про­све­ти­те­ля яку­тов.
Алек­сандра Ми­хай­лов­на Чир­це­ва бы­ла очень хо­ро­шо об­ра­зо­ван­на, зна­ла язы­ки, иг­ра­ла на фор­те­пи­а­но, пе­ла, бы­ла очень хо­ро­ша со­бой, и мно­гие же­ни­хи про­си­ли ее ру­ки. Она же вы­бра­ла мо­ло­до­го се­ми­на­ри­ста Зо­си­му, юно­шу из бед­ной кре­стьян­ской се­мьи, при­шед­ше­го из­да­ле­ка. Он был кра­сив и ста­тен, хо­ро­шо пел и ри­со­вал, но глав­ное, что от­кры­ва­лось в нем, – внут­рен­няя кра­со­та, мо­лит­вен­ность и щед­рость ду­ши. Отец Ми­ха­ил, опыт­ный и про­ни­ца­тель­ный свя­щен­ник, одоб­рил вы­бор до­че­ри, сам вен­чал мо­ло­дых, и Зо­си­ма был с лю­бо­вью при­нят в се­мье. В этом же го­ду он­стал свя­щен­ни­ком. А вер­ный друг и доб­рый по­мощ­ник Алек­сандра Ми­хай­лов­на – ма­туш­кой Алек­сан­дрой.
При­ход отец Зо­си­ма по­лу­чил в се­ле Бо­ри­сов­ском под Бар­на­у­лом. Здесь у них с ма­туш­кой ро­ди­лись до­че­ри: в 1914 г. – стар­шая, Алек­сандра († 2000), в 1919 г. – млад­шая, Га­ли­на († 2008).

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-zosima-pepenin

☦️
Священномученик Иоа́нн Ганчев пресвитер.
Отец Иоанн ро­дил­ся в 1878 го­ду в с. Си­ма Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. Доб­ро­та, лю­бовь и бла­го­че­стие ро­ди­те­лей, вос­пи­та­ние в пра­во­слав­ном ду­хе во мно­гом опре­де­ли­ли вы­бор жиз­нен­но­го пу­ти бу­ду­ще­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние Иван Ган­чев по­лу­чил в Пет­ро­град­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. Обу­ча­ясь в Се­ми­на­рии бу­ду­щий ба­тюш­ка, очень лю­бив­ший жи­во­пись, по­се­щал ху­до­же­ствен­ные кур­сы. В даль­ней­шем, бу­дучи пас­ты­рем, отец Иоанн не за­бы­вал сво­е­го юно­ше­ско­го увле­че­ния и в сво­бод­ное вре­мя лю­бил пи­сать мас­лом пей­за­жи и кар­ти­ны на биб­лей­ские сю­же­ты. Окон­чив Ду­хов­ную Се­ми­на­рию Иоанн Ильич Ган­чев в 1910 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан, и по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­на­ча­лия на­шей Церк­ви на­пра­вил­ся для про­хож­де­ния пас­тыр­ско­го слу­же­ния в да­ле­кий Азер­бай­джан.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-ganchev

Го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь на­ча­лись с 1917 го­да и при­ня­ли мас­со­вый и оже­сто­чен­ный ха­рак­тер уже в 1918 го­ду. Сво­е­го апо­гея они до­стиг­ли во вто­рой по­ло­вине 30-х го­дов. По дан­ным Пра­ви­тель­ствен­ной ко­мис­сии по ре­а­би­ли­та­ции жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий в 1937 го­ду бы­ло аре­сто­ва­но 136.900 пра­во­слав­ных свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, из них рас­стре­ля­но 85.300; в 1938 го­ду аре­сто­ва­но 28.300, рас­стре­ля­но 21.500.
Все ли­ца, по­стра­дав­шие в го­ды го­не­ний, бы­ли ре­а­би­ли­ти­ро­ва­ны в на­ча­ле 90-х го­дов ХХ сто­ле­тия.

☦️
Священномученик Иоа́нн Речкин пресвитер.
Священномученик Иоа́нн Речкин ро­дил­ся в 1872 го­ду в се­ле Бу­ше­во Туль­ской гу­бер­нии. Окон­чил Туль­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию и Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, кан­ди­дат бо­го­сло­вия (1897 год). Слу­жил свя­щен­ни­ком в Ар­те­мов­ской церк­ви се­ла Вы­со­кое Харь­ков­ской об­ла­сти.
Аре­сто­ван в 1936 го­ду за «укры­тие бе­ло­гвар­дей­ских офи­це­ров во вре­мя граж­дан­ской вой­ны и аги­та­ци­он­ную ра­бо­ту про­тив со­вет­ской вла­сти».При­го­во­рен к че­ты­рем го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды.
За­клю­че­ние про­хо­дил в Кар­ла­ге. В 1937 го­ду аре­сто­ван в ла­ге­ре за то, что «Бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен к со­вет­ской вла­сти, про­во­дил сре­ди за­клю­чен­ных аги­та­ци­он­ную ра­бо­ту, го­во­ря, что ско­ро Со­вет­ско­му Со­ю­зу бу­дет объ­яв­ле­на вой­на и боль­ше­ви­ки бу­дут уни­что­же­ны, на сме­ну при­дет дру­гое пра­ви­тель­ство и церк­ви в Рос­сии бу­дут вос­ста­нов­ле­ны». 2 но­яб­ря 1937 го­да рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Иоа́нн Родионов пресвитер.
Священномученик Иоа́нн Родионов ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­ле Остан­ки­но Тим­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние – ис­то­рик. Слу­жил в Се­ве­ро-Кав­каз­ском крае, го­ро­де Ес­сен­ту­ки. Аре­сто­ван в 1933 го­ду, осуж­ден на во­семь лет ли­ше­ния сво­бо­ды. За­клю­че­ние от­бы­вал в Кар­ла­ге.
В 1937 го­ду аре­сто­ван в ла­ге­ре – «вел контр­ре­во­лю­ци­о­ную аги­та­цию сре­ди за­клю­чен­ных, на­прав­лен­ную на дис­кре­ди­та­цию по­ли­ти­ки со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, от­кры­то за­яв­лял о сво­их убеж­де­ни­ях. Го­во­рил, что из­бав­ле­ние от со­вет­ской вла­сти при­дет от Гит­ле­ра». Рас­стре­лян 2 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Священномученик Николай Фигуров пресвитер.
Священномученик Николай Фигуров ро­дил­ся в 1886 го­ду в се­ле Шер­шев­ское Пе­ре­воз­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.
Слу­жил свя­щен­ни­ком в род­ном се­ле. В 1928 го­ду аре­сто­ван и вы­слан в го­род Бу­зу­лук. В 1935 го­ду за «а/с про­па­ган­ду» при­го­во­рен к трем го­дам ИТЛ. Со­слан в Кар­лаг НКВД (Ка­зах­стан, Ка­ра­ган­дин­ская об­ласть).
В 1937 го­ду аре­сто­ван в ла­ге­ре «за от­каз от ра­бо­ты, уча­стие в ре­ли­ги­оз­ных со­бра­ни­ях и аги­та­ци­он­ную ра­бо­ту сре­ди на­се­ле­ния». 2 но­яб­ря 1937 рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Леонид Никольский пресвитер.
Священномученик Леонид Никольский ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле Да­ни­ло­во Са­ра­пуль­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии (в Ки­я­сов­ском рай­оне Уд­мур­тии) в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил Вят­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию. В 1901 го­ду ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ка. Слу­жил в се­лах Вят­ской гу­бер­нии: Боль­шая Пур­га Вот­кин­ско­го рай­о­на, Чу­мая Зу­рин­ско­го рай­о­на, Неу­мо­ни­но Вот­кин­ско­го рай­о­на, Як­шур Бард­ген­ско­го рай­о­на, Неч­ки­но Са­ра­пуль­ско­го рай­о­на.
В 1931 го­ду аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам конц­ла­ге­рей («ис­поль­зуя цер­ков­ную три­бу­ну, за­ни­мал­ся а/с аги­та­ци­ей»). От­бы­вал за­клю­че­ние в Ви­шер­ских ла­ге­рях Перм­ской об­ла­сти. В 1934 го­ду осво­бож­ден до­сроч­но.
Слу­жил в се­ле Шва­ри­ха Но­лин­ско­го рай­о­на Ки­ров­ской об­ла­сти. В 1935 го­ду вновь аре­сто­ван и осуж­ден на пять лет ИТЛ за «а/с аги­та­цию на про­тя­же­нии ря­да лет». От­прав­лен в Кар­лаг. В 1937 го­ду аре­сто­ван в ла­ге­ре за то, что «вхо­дил в груп­пу быв­ших свя­ще­ни­ков, про­во­дил служ­бы, на­хо­дясь в «Тар­тау­ле» [от­де­ле­ние Кар­ла­га], на бе­ре­гу ре­ки вы­ло­жи­ли изо­бра­же­ние ал­та­ря, икон и кре­стов и в этой Церк­ви устра­и­ва­ли бо­го­слу­же­ния и бе­се­ды на ан­ти­со­вет­ские те­мы. В раз­го­во­рах о необ­хо­ди­мо­сти ра­бо­тать на про­из­вод­стве в ла­ге­рях, Ни­коль­ский го­во­рил: «…На со­вет­скую власть ра­бо­тать не на­до и не бу­дем, пусть ра­бо­та­ют ду­ра­ки, ду­ра­ков ра­бо­та лю­бит»». 2 но­яб­ря 1937 го­да рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Иоа́нн Талызин пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (Иван Ни­ко­ла­е­вич Та­лы­зин) ро­дил­ся в 1888 г. в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чив ду­хов­ное учи­ли­ще, был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а за­тем и во свя­щен­ни­ка к церк­ви с. Ор­ди­но Уг­лич­ско­го уез­да. В 1930 г. он был аре­сто­ван и осуж­ден на три го­да ссыл­ки. Вер­нув­шись, ба­тюш­ка про­дол­жал слу­жить на сво­ем при­хо­де. В 1937 г. о. Иоан­на вновь аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в “уча­стии в цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пе, тер­ро­ри­сти­че­ской аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии про­во­ка­ци­он­но-кле­вет­ни­че­ских слу­хов”. На един­ствен­ном до­про­се о. Иоанн вы­мыш­лен­ную ви­ну свою не при­знал. 2 но­яб­ря 1937 г. свя­щен­ни­ка при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. В тот же день он при­нял му­че­ни­че­скую смерть.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Орлов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Та­лиц­кий Чам­лык Там­бов­ской гу­бер­нии. Его отец, свя­щен­ник Лео­нид Ор­лов, вос­пи­тал в сыне лю­бовь к Церк­ви Хри­сто­вой и твер­дую ве­ру. Алек­сандр, с дет­ства из­брав­ший ду­хов­ную сте­зю, по­сту­пил в Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1897 го­ду. Вско­ре его ру­ко­по­ло­жи­ли в сан диа­ко­на, а в 1903 го­ду — во иерея. Во вре­мя го­не­ний на Цер­ковь отец Алек­сандр два­жды под­вер­гал­ся аре­сту и про­вел в тюрь­ме несколь­ко ме­ся­цев. Несмот­ря на угро­зы в свой адрес, он не оста­вил из­бран­но­го пу­ти, про­дол­жая слу­жить Гос­по­ду. 8 ав­гу­ста 1935 го­да свя­щен­ник вновь был аре­сто­ван. На­ча­лись из­ну­ри­тель­ные до­про­сы, на ко­то­рых от ис­по­вед­ни­ка не уда­лось до­бить­ся ни­ка­ких при­зна­ний. 14 де­каб­ря свя­щен­ник был осуж­ден на 5 лет ли­ше­ния сво­бо­ды в Ка­ра­ган­дин­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. На­хо­дясь в ко­ман­ди­ров­ке в 1936 го­ду на участ­ке Тар­та­ул, несколь­ко свя­щен­но­слу­жи­те­лей вы­ло­жи­ли из кам­ней изо­бра­же­ния хра­ма, ал­та­ря, кре­стов, икон на бе­ре­гу ре­ки Чур­бай-Ну­ра и со­вер­ша­ли здесь бо­го­слу­же­ние и мо­леб­ны. Сре­ди них был и отец Алек­сандр Ор­лов. Узнав об этом, вла­сти на­ча­ли но­вое де­ло по об­ви­не­нию в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти». На до­про­сах свя­щен­ни­ки дер­жа­лись твер­до, сво­ей ви­ны не при­зна­ли и по­ка­за­ний на дру­гих не да­ли. В ок­тяб­ре 1937 го­да от­ца Алек­сандра и дру­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей, про­хо­див­ших вме­сте с ним по это­му де­лу, при­го­во­ри­ли к смерт­ной каз­ни. 2 но­яб­ря доб­лест­ных во­и­нов Хри­сто­вой ве­ры рас­стре­ля­ли.

☦️
Священномученик Михаил Исаев диакон.
Священномученик Михаил Исаев ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Кры­лов­ка Чем­бар­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии.
Окон­чил Учи­тель­скую Се­ми­на­рию. Слу­жил в се­ле Сту­ден­ки Ли­пец­ко­го рай­о­на Ли­пец­кой об­ла­сти.
Аре­сто­ван в 1935 го­ду за «уча­стие в к/р груп­пе, воз­глав­ля­е­мой епи­ско­пом Уа­ром (Шма­ри­ным Пет­ром Алек­се­е­ви­чем)», осуж­ден на пять лет ли­ше­ния сво­бо­ды. В 1937 го­ду со­слан в Кар­лаг, уча­сток Тар­та­ул. В ла­ге­ре аре­сто­ван — «на­хо­дясь на участ­ке Тар­та­ул, ор­га­ни­зо­вав­шись в груп­пу, про­во­дил сре­ди за­клю­чен­ных Тар­та­у­ла к/р аги­та­цию… на­хо­дясь на об­щих ос­но­ва­ни­ях на ко­ман­ди­ров­ке Тар­та­ул, Ис­а­ев Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич вхо­дил в к/р груп­пи­ров­ку цер­ков­ни­ков, про­во­див­шую к/р де­я­тель­ность. Эта груп­пи­ров­ка в ку­стах на бе­ре­гу ре­ки устро­и­ла се­бе цер­ковь, вы­ло­жив на бе­ре­гу изо­бра­же­ние ал­та­ря, икон и кре­стов и в этой церк­ви и на квар­ти­рах чле­нов сво­ей к/р груп­пы си­сте­ма­ти­че­ски устра­и­ва­лись бо­го­слу­же­ния и мо­леб­ны, а так­же бе­се­ды, на ко­то­рых ве­лись к/р раз­го­во­ры и злоб­ная к/р аги­та­ция сре­ди з/к». Рас­стре­лян 2 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Священномученик Петр Кравец диакон.
Петр Ан­дре­евич Кра­вец ро­дил­ся в 1885 го­ду в го­ро­де Ни­ко­ла­ев­ске Са­мар­ской гу­бер­нии (ныне го­род Пу­га­чев Са­ра­тов­ской об­ла­сти). До 1914 го­да слу­жил про­дав­цом у куп­ца-ма­ну­фак­тур­щи­ка в г. Ни­ко­ла­ев­ске. В 1907 го­ду окон­чил фельд­шер­скую шко­лу. В 1914–1918 го­дах слу­жил фельд­ше­ром на Гер­ман­ском фрон­те. С 1918 го­да про­хо­дил служ­бу в ря­дах РККА. Де­мо­би­ли­зо­вал­ся в 1923 го­ду.
В 1921 го­ду, еще бу­дучи в ар­мии, ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­на в Свя­то-Тро­иц­ком «Ста­ром» со­бо­ре Са­ра­то­ва. На­прав­лен на слу­же­ние на ро­ди­ну, в го­род Ни­ко­ла­евск. Пер­вый раз был аре­сто­ван в 1923 го­ду в Ни­ко­ла­ев­ске за «при­над­леж­ность к цер­ков­ной об­щине Ти­хо­нов­ской ори­ен­та­ции», но ре­аль­ной при­чи­ной аре­ста бы­ла ак­тив­ная борь­ба с об­нов­лен­че­ством.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-kravec

☦️
Мученик Павел Бочаров.
Му­че­ник Па­вел Бо­ча­ров ро­дил­ся в 1882 го­ду в де­ревне Лу­бян­ки Ми­хай­лов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Из­вест­но, что 23 ян­ва­ря 1936 го­да он был об­ви­нен в “контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, на­прав­лен­ной про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства” и при­го­во­рен к 6 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря.За­клю­че­ние от­бы­вал в Кар­ла­ге НКВД (Ка­ра­ган­дин­ская об­ласть Ка­зах­ста­на). 19 сен­тяб­ря 1937 го­да Па­вел Мак­си­мо­вич Бо­ча­ров был аре­сто­ван в ла­ге­ре. 31 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка при НКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла его к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния, а 2 но­яб­ря он был рас­стре­лян.

☦️
Преподобный Гаврии́л (Ургебадзе) Самтаврийский архимандрит.
Мир­ское имя от­ца Гав­ри­и­ла – Го­дерд­зи Ур­геб­ад­зе. Ро­дил­ся он 26 ав­гу­ста 1929 го­да в Тби­ли­си, в се­мье убеж­ден­но­го ком­му­ни­ста. Отец ра­но скончaлся, и род­ные на­зывaли мaльчикa от­цов­ским име­нем – Вaси­ко.
Уве­ро­вал в Бо­га в дет­стве. Од­на­жды со­сед­ки ру­га­лись, и од­на из них ска­за­ла: «Ты ме­ня рас­пя­ла, как Хри­ста». Маль­чи­ку ста­ло ин­те­рес­но, что это зна­чит – «рас­пять» и кто та­кой Хри­стос. Взрос­лые от­пра­ви­ли ре­бен­ка в цер­ковь, где сто­рож по­со­ве­то­вал ему про­чи­тать Еван­ге­лие. Он на­ко­пил де­нег, ку­пил Еван­ге­лие и через несколь­ко лет знал текст прак­ти­че­ски на­изусть.
Же­ла­ние мо­на­ше­ства воз­ник­ло в нем еще в юные го­ды. Поз­же ста­рец го­во­рил: «Боль­ше­го ге­ро­из­ма, чем мо­на­ше­ство, нет». Мать его дол­гое вре­мя бы­ла про­тив стрем­ле­ния сы­на к мо­на­ше­ству, но под ко­нец жиз­ни при­ми­ри­лась с его вы­бо­ром, а за­тем и са­ма при­ня­ла по­стриг и был по­хо­ро­не­на в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.
Мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял в 26 лет, по­лу­чив имя пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го – стар­ца, ко­то­рый про­шел по во­де и при­нес на афон­ский бе­рег при­плыв­шую по мо­рю Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Отец Гав­ри­ил осо­бо по­чи­тал чу­до­твор­ный спи­сок Ивер­ской, хра­ня­щий­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.
Во дво­ре сво­е­го до­ма на тби­лис­ской ули­це Тет­риц­ка­рой­ской отец Гав­ри­ил по­стро­ил мно­го­гла­вую цер­ковь. Он воз­во­дил ее сво­и­ми ру­ка­ми и за­кон­чил око­ло 1962 го­да. Ико­ны для этой церк­ви отец Гав­ри­ил на­хо­дил на го­род­ских свал­ках, ку­да в те го­ды сво­зи­ли и вы­ки­ды­ва­ли вме­сте с му­со­ром мно­го­чис­лен­ные свя­ты­ни. Ино­гда он це­лы­ми дня­ми бро­дил по свал­кам. У него бы­ла неболь­шая ма­стер­ская, где он очи­щал ико­ны, де­лал им окла­ды из раз­ных ма­те­ри­а­лов. Сте­ны его церк­ви сплошь бы­ли уве­ша­ны об­ра­за­ми. Да­же фо­то­гра­фии и изо­бра­же­ния икон из свет­ских жур­на­лов он по­ме­щал в ра­моч­ки.
1 мая 1965 го­да во вре­мя де­мон­стра­ции иеро­мо­нах Гав­ри­ил сжег 12-мет­ро­вый порт­рет Ле­ни­на, вы­ве­шен­ный на зда­нии Вер­хов­но­го Со­ве­та Гру­зин­ской ССР, и стал про­по­ве­до­вать со­брав­шим­ся лю­дям Хри­ста. Его за это силь­но из­би­ли и по­са­ди­ли в изо­ля­тор КГБ Гру­зии. На до­про­се отец Гав­ри­ил го­во­рил: он это сде­лал по­то­му, что «нель­зя бо­го­тво­рить че­ло­ве­ка. Там, на ме­сте порт­ре­та Ле­ни­на, долж­но ви­сеть Рас­пя­тие Хри­ста. Сла­ва не нуж­на че­ло­ве­ку. На­до пи­сать: «Сла­ва Гос­по­ду Иису­су Хри­сту»». В ав­гу­сте то­го го­да был по­ме­щён в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу на об­сле­до­ва­ние. Там был при­знан су­ма­сшед­шим. Стар­цу по­ста­ви­ли ди­а­гноз: «пси­хо­па­ти­че­ская лич­ность, ве­рит в Бо­га и ан­ге­лов». Ему вы­да­ли «бе­лый би­лет».
Впо­след­ствии цер­ков­ные иерар­хи, в уго­ду свет­ским вла­стям, не раз­ре­ша­ли ему за­хо­дить в цер­ковь, не пус­ка­ли на служ­бы, про­го­ня­ли. У ба­тюш­ки не бы­ло воз­мож­но­сти при­ча­стить­ся, а он же­лал это­го всей ду­шой. Он мог по несколь­ко дней об­хо­дить­ся без еды, по­дол­гу не спать, но очень тя­же­ло пе­ре­но­сил невоз­мож­ность от­чуж­де­ние от церк­ви. Ста­рец ча­сто от бес­си­лия пла­кал, от­кры­вая ду­шу сво­им сест­рам.
В 1980-е го­ды по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро. В по­след­нее вре­мя он жил в круг­лой башне. Мо­на­хи­ни неко­то­рое вре­мя удив­ля­лись чу­да­че­ствам ба­тюш­ки, по­ка не уви­де­ли в них осо­бый по­двиг. По­на­ча­лу им ка­за­лось стран­ным, что он ка­кое-то вре­мя жил в ку­рят­ни­ке, где бы­ли боль­шие ще­ли, зи­мой хо­дил бо­си­ком. По­том сест­ры ста­ли чув­ство­вать, что от него ис­хо­дит необык­но­вен­ная лю­бовь: он лю­бит всех. Ча­сто ста­рец кри­чал на се­стер, тре­бо­вал от них по­слу­ша­ния, за­став­лял что-то де­лать или мог за­ста­вить их есть из гряз­ной по­су­ды. Но оби­жать­ся на него бы­ло невоз­мож­но – в его гла­зах све­ти­лась неж­ная лю­бовь.
Игу­ме­нью Фе­о­до­ру, ко­гда она бы­ла еще мо­на­хи­ней, он брал с со­бой в Тби­ли­си и за­став­лял по­про­шай­ни­чать. Они вдво­ем про­си­ли ми­ло­сты­ню, а по­том ста­рец раз­да­вал всё ни­щим. Ес­ли они воз­вра­ща­лись на так­си, он мог на­кри­чать на так­си­ста и со­всем не дать де­нег, а мог и за­пла­тить во мно­го раз боль­ше.
В Страст­ную сед­ми­цу из его ке­льи до­но­сил­ся по­сто­ян­ный плач. Неко­то­рые ви­де­ли, как во вре­мя мо­лит­вы он под­ни­мал­ся над зем­лей на 40–50 сан­ти­мет­ров и от него ис­хо­дил свет. Ве­ру­ю­щие лю­ди по­чи­та­ли от­ца Гав­ри­и­ла ве­ли­ким по­движ­ни­ком, они при­хо­ди­ли к нему как к жи­во­му свя­то­му.
Отар Ни­ко­ла­и­шви­ли был ду­хов­ным ча­дом ба­тюш­ки и ча­сто про­во­дил вре­мя в его ке­лье. Од­на­жды отец Гав­ри­ил неожи­дан­но ска­зал ему, что на­до сей­час же, сроч­но ехать в мо­на­стырь свя­то­го Ан­то­ния Март­коп­ско­го. Отар сму­тил­ся: ма­ши­на не на хо­ду, с ней про­бле­мы. Ба­тюш­ка на­сто­ял, и они кое-как по­еха­ли. До­ро­га ста­ла под­ни­мать­ся в го­ру, ав­то­мо­биль «за­каш­лял и за­чи­хал», но ста­рец вдруг ска­зал: «Сы­нок, ты не бес­по­кой­ся, с на­ми на зад­нем си­де­нье едет сам пре­по­доб­ный Ан­то­ний Март­коп­ский, но ты не обо­ра­чи­вай­ся». И ма­ши­на вдруг так рва­ну­ла впе­ред, что во­ди­те­лю при­шлось да­вить на тор­мо­за. Ко­гда они въе­ха­ли в мо­на­стыр­ские во­ро­та, ма­ши­на тут же за­глох­ла. В это же вре­мя ту­да во­шли несколь­ко во­ору­жен­ных лю­дей, агрес­сив­но на­стро­ен­ных. Ста­рец тут же вы­шел впе­ред и ска­зал: «Стре­ляй­те в ме­ня». Это сму­ти­ло и отрез­ви­ло бан­ди­тов, и они по­ки­ну­ли оби­тель.
Отец Гавриил, несший редкий в наши дни подвиг юродства, умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
24 де­каб­ря 2012 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­рец Гав­ри­ил про­слав­лен в ли­ке свя­тых как пре­по­доб­ный. Это про­изо­шло в неве­ро­ят­но ко­рот­кий срок по­сле его кон­чи­ны – через 17 лет.
22 фев­ра­ля 2014 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­то­го.

Из воспоминаний об отце Гаврииле:
<..> Один священнослужитель задал вопрос старцу:
— А что такое пост?
— Сейчас объясню, — ответил старец и напомнил ему все его грехи, содеянные с детства.
От стыда священнослужитель не знал, куда деться, и стал плакать. Старец внезапно развеселился и предложил ему немного поесть.
— Как же я могу сейчас есть, мне так плохо! — ответил он.
— Вот это и есть пост. Когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде.

Далее:
https://pravoslavie.ru/78012.html


Жития
Писание