2 ноября 2024
⏳ 2024.11.02 (сб)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 19я по Пятидесятнице (глас 1й)
• суббота (Димитриевская родительская суббота)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 2 ноября (20 октября)
• вмч. Арте́мия Антиохийского (362)
• прав. отрока Артемия Веркольского (1545)
• сщмч. Николая (Любомудрова) (1918)
• сщмчч. Зоси́мы (Пепенина), Иоанна (Ганчева), Иоанна (Речкина), Иоанна (Родионова), Николая (Фигурова), Леонида (Никольского), Иоанна (Талызина), Александра (Орлова), Михаила (Исаева), Петра (Кравца), мч. Павла (Бочарова) (1937)
• прп. Гавриила (Ургебадзе) Самтаврийского (1995)
☦️
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-dimitrievskaja-roditelskaja-subbota
☦️
Великомученик Арте́мий Антиохийский, военачальник.
Святой великомученик Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (306–337, память 21 мая), а затем – его сына и преемника Констанция (337–361). Артемий, имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Императора Констанция на престоле сменил Юлиан (361–363). Император-отступник, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. После этого великомученика бросили в темницу. Во время молитвы, которую святой возносил ко Господу, ему явился Сам Христос в окружении Ангелов и сказал: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся – ты будешь со Мною в Моем Царстве». Услышав это от Самого Господа, великомученик обрадовался и стал горячо благодарить и славословить Его.
На следующий день Юлиан потребовал, чтобы великомученик Артемий признал языческих богов. Встретив решительный отказ, император прибег к пыткам. Подвижник переносил всё без единого стона. Святой предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Отступник разъярился и прибег к еще более лютым пыткам, но они не сломили волю великомученика, и тогда святой Артемий был обезглавлен († 362). Его останки были погребены христианами.
…
После кончины святого великомученика Артемия сбылось его пророчество о скорой гибели Юлиана Отступника. Юлиан со своим войском вышел из Антиохии для сражения с персами. Около персидского города Ктезифона ему встретился старый перс. Он обещал предать соотечественников и быть проводником войску Юлиана. Старик обманул Отступника и завел его войско в Карманитскую пустыню, в непроходимые места, где не было ни воды, ни пищи. Истомленное голодом и жаждой греко-римское войско Юлиана было вынуждено вступить в бой со свежими силами персов.
Божественное возмездие настигло здесь и самого Отступника. Во время битвы он был смертельно ранен невидимою рукою, незримым оружием. Юлиан тяжело застонал и, умирая, произнес: «Ты победил, Галилеянин!» После гибели императора-отступника мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/919
☦️
Праведный Арте́мий Веркольский, отрок.
Святой Артемий Веркольский родился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой.
Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Каллиник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление.
Впоследствии были написаны иконы праведного Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные также получали исцеления от своих недугов. На месте обретения мощей св. отрока был основан монастырь, где и положили его святые мощи.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/920
☦️
Священномученик Николай Любомудров пресвитер.
Николай Иванович Любомудров родился 11 апреля 1862 г., в среду Светлой седмицы, в с. Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика. Николай был старшим из шестерых детей Ивана Михайловича и Ольги Ивановны Любомудровых. Фамилия Ивана Михайловича первоначально была Суслонов, но, когда он поступил в духовное училище, начальник училища заменил ее на фамилию Любомудров, считая ее более подходящей для будущего церковнослужителя.
В 1877 г. Николай окончил Пошехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию. В 1884 г. он окончил семинарию по первому разряду, что давало право на поступление в Духовную Академию, однако для этого не было материальных возможностей: как старший сын, он должен был обеспечивать больную овдовевшую мать, младших братьев и сестер.
В 1884–1887 годах Николай служил псаломщиком в церкви Рождества Богородицы, на Духовской улице в Ярославле.
2 февраля 1887 г., в праздник Сретения, он обвенчался с дочерью священника с. Печелки Софьей Петровной Дьяконовой, учительницей школы для крестьянских детей в селе Абакумцеве (основанной Н.А. Некрасовым). Ее брат, Александр Петрович Дьяконов, стал профессором Петербургской Духовной Академии.
Вскоре Николай Иванович был рукоположен во священники, и в начале марта 1887 года приехал в село Лацкое Мологского уезда Ярославской губ., куда был назначен на службу и где прожил почти 32 года.
…
Стало известно, что в Лацковскую и соседние волости направляется карательный отряд красноармейцев — латышских стрелков, чтобы расправиться с организаторами и участниками восстания; дошли слухи о расстрелах нескольких священников в соседних приходах.
Отец Николай оставался в это время дома один с 22-летней дочерью Ольгой и 13-летним сыном Владимиром; жена находилась у больной матери, но должна была вскоре вернуться в Лацкое. И дети, и близкие о. Николаю крестьяне советовали ему на время скрыться, предлагали убежище: «Батюшка, пойди в любую избу, и будешь цел». Но о. Николай отвечал: «Я не совершал никаких преступлений и ничего не боюсь». Не считая себя виновным в чем-либо перед властью, не находя возможным оставить паству, и своим бегством дать повод к подозрениям, о. Николай решил всецело предаться воле Божией.
В эти дни, предчувствуя близкую кончину, о. Николай написал прощальное письмо жене и детям, в котором выражал любовь и признательность супруге за прожитые вместе годы и за помощь во всех делах, обращался к каждому из детей, говоря об их достоинствах и недостатках, давая советы на будущую жизнь; призывал всех к твердой вере и любви друг к другу и благословлял всех.
Получив утром 18 (или, по другим воспоминаниям, 19) октября телеграмму от жены, о. Николай немедленно поехал на станцию, чтобы встретить ее, но, прождав на вокзале целый день (поезда из Ярославля ходили нерегулярно), не встретил и поздно вечером вернулся домой.
Дочь Ольга свидетельствует, что ночью о. Николай в своей комнате молился, стоя на коленях перед иконами со свечой в руке. 20 октября 1918 года была Димитриевская родительская суббота. Отец Николай служил в Вознесенской церкви заупокойную Литургию и панихиду.
Участь о. Николая была решена утром этого дня в разговоре командира прибывшего в Лацкое карательного отряда и членов волисполкома. В ответ на запрос, кого местный совет считает нужным предать казни, было предложено два человека: кузнец Д.Р. Воробьев, не сочувствовавший новым порядкам и волисполкому, и о. Николай. Однако члены исполкома пришли к выводу, что кузнец необходим селу, и было решено расстрелять только священника.
Военный комиссар и двое солдат с винтовками отправились в церковь.
В это время в Лацкое вернулась жена о. Николая Софья Петровна: приехав на железнодорожную станцию (Шестихино) ночью, ощущая тревожное предчувствие, она решила не дожидаться подводы и одна ночью прошла 16 верст до села пешком. Придя домой, она с дочерью Ольгой сразу же поспешила в церковь, на паперти которой увидела вооруженных солдат.
Народу в церкви было немного. Отец Николай заканчивал панихиду у канонного столика. Обернувшись, увидел жену и сказал ей: «Соня, ты приехала…» Софья Петровна сказала ему: «За тобой пришли…»
Переоблачившись, о. Николай простился с женой, детьми, псаломщиком, благословил всех. Комиссар и солдаты повели его за село, сзади шли жена и дети. День был морозный, ярко светило солнце. Улицы были пустынны — очевидно, испуганные сельчане боялись вступиться за любимого ими батюшку. Проходя мимо Казанской церкви, о. Николай снял шапку и перекрестился. Солдаты приказали сопровождающим остаться на месте и повели о. Николая к капустному огороду, находившемуся на окраине села, недалеко от дома Любомудровых.
Несколько женщин, собиравших капустные листья — Мария Мосягина, Евгения Кутузова, — увидев, как ведут о. Николая, спрятались в кустах и оказались свидетелями расстрела. По их рассказам, двое солдат привели о. Николая на бугор около откоса к реке Латке и стали заряжать ружья. Они потребовали повернуться спиной, но о. Николай, стоя к ним лицом, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» — поднял руку и благословил их.
Раздались два выстрела, о. Николай упал. Солдаты подошли к нему, выстрелили еще раз, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешили в дом священника, где в это время другие члены отряда производили грабеж.
Это произошло в половине второго дня 20 октября 1918 г. (по ст. стилю), в Димитриевскую субботу, на память великомученика Артемия и праведного отрока Артемия Веркольского. Отец Николай был расстрелян без допроса, без объявления приговора, с ним не говорил никто из местных властей.
Услышав выстрелы, жена, дети, несколько крестьян прибежали к месту казни. Земля под телом о. Николая пропиталась кровью, задняя часть черепа оказалась раздробленной. Жена, дочь опустились на колени, женщины причитали. Один из членов волисполкома громко произнес; «Собаке — собачья смерть!» Тело о. Николая перенесли на полотне в дом и положили на кушетку, которая вскоре насквозь пропиталась кровью. В доме все было перевернуто после разгрома, учиненного карателями. Под видом обыска они разграбили ценные вещи, одежду, музыкальные инструменты, серебряные ризы с икон.
В ответ на просьбу похоронить о. Николая по христианскому обычаю на третий день из волисполкома поступило распоряжение: похоронить о. Николая немедленно и без всяких обрядов. Один из крестьян предоставил готовый гроб, в который о. Николай был положен. Софья Петровна облекла о. Николая в рясу, епитрахиль, скуфью, вложила в руки деревянный крест с Афона.
Проститься с о. Николаем пришли многие чтившие его лацковцы. Погребение происходило около полуночи, при свете факелов и тихом пении «Святый Боже». Могила была вырыта около алтаря Казанской церкви на кладбище.
На следующий день, в воскресенье, приехал близкий друг отца Николая, о.Константин Ельниковский, и совершил заупокойную службу. Отпевание о. Николая, после настоятельных просьб Софьи Петровны к знакомым иереям, было совершено тремя священниками над его могилой только 19 апреля 1919 года.
С мученической кончины о. Николая началось долгое мученичество его супруги Софьи Петровны, которая претерпела множество унижений и издевательств как вдова расстрелянного священнослужителя. На пятый день после расстрела, в канун первой годовщины октябрьской революции ей пришло персональное предписание из волисполкома вывесить красный флаг. Дети возмущались, но Софья Петровна призвала их «терпеть до конца», сшила из кофты флаг и вывесила его.
Председатель волисполкома Городничев не переставал преследовать семью Любомудровых. 14 сентября 1919 года по его доносу Софья Петровна была арестована Ярославской ЧК и провела два месяца в тюрьме, пока обвинение в «агитации против советской власти» не было снято за отсутствием доказательств.
Скончалась Софья Петровна восьмидесяти лет в 1951 году в Ленинграде.
Могила о. Николая сохранилась в с. Лацком (ныне Некоузского района Ярославской обл.). Она почиталась и до сих пор почитается местными верующими как могила святого мученика, ставшего молитвенником перед Богом, обстоятельства казни и похороны которого многими чертами напоминают предание на смерть и погребение Самого Спасителя.
Отец Николай был расстрелян без суда и следствия, став одной из многочисленных жертв «красного террора» и ненависти малой кучки односельчан. Будучи далеким от политики, никогда не выступая открыто против советской власти (он повторял: «несть власти аще не от Бога»), о. Николай обличал те преступления и беззакония, которые происходили на его глазах в его селе, и все свои силы направлял на исполнение долга духовного пастыря и служителя Церкви Христовой. Поводом для его казни явилась молитва о спасении своей паствы — проявление бесстрашной любви, подвигнувшей его к мученической кончине за други своя.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-ljubomudrov
☦️
Священномученик Зоси́ма Пепенин пресвитер.
Cвященномученик Зосима, в миру Зосима Алексеевич Пепенин, родился в 1888 г. в деревне Пепенино Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе. Под впечатлением от жизни древних монахов уходил в лес, рыл пещеры и уединялсядля молитвы. В деревне о нем говорили: «Этот будет попом или монахом». Вместе с тем он был очень трудолюбив, умел делать любую работу и отличался добрым нравом. В семнадцать лет с отцом и братьями ушел на заработки в город, шил шубы, тачал сапоги, столярничал, а когда закончились работы, в деревню не вернулся.
Призвание привело его в Иркутск, куда он добирался несколько лет, зарабатывая на жизнь ремеслом. Около года был послушником в одном из монастырей на пути в сибирь. В Иркутске Зосима Пепенин поступил в духовную семинарию. По окончании семинарии, в 1913 г., он женился на дочери известного иркутского протоиерея Михаила Чирцева, миссионера, просветителя якутов.
Александра Михайловна Чирцева была очень хорошо образованна, знала языки, играла на фортепиано, пела, была очень хороша собой, и многие женихи просили ее руки. Она же выбрала молодого семинариста Зосиму, юношу из бедной крестьянской семьи, пришедшего издалека. Он был красив и статен, хорошо пел и рисовал, но главное, что открывалось в нем, – внутренняя красота, молитвенность и щедрость души. Отец Михаил, опытный и проницательный священник, одобрил выбор дочери, сам венчал молодых, и Зосима был с любовью принят в семье. В этом же году онстал священником. А верный друг и добрый помощник Александра Михайловна – матушкой Александрой.
Приход отец Зосима получил в селе Борисовском под Барнаулом. Здесь у них с матушкой родились дочери: в 1914 г. – старшая, Александра († 2000), в 1919 г. – младшая, Галина († 2008).
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-zosima-pepenin
☦️
Священномученик Иоа́нн Ганчев пресвитер.
Отец Иоанн родился в 1878 году в с. Сима Владимирской губернии. Доброта, любовь и благочестие родителей, воспитание в православном духе во многом определили выбор жизненного пути будущего священнослужителя. Духовное образование Иван Ганчев получил в Петроградской Духовной Семинарии. Обучаясь в Семинарии будущий батюшка, очень любивший живопись, посещал художественные курсы. В дальнейшем, будучи пастырем, отец Иоанн не забывал своего юношеского увлечения и в свободное время любил писать маслом пейзажи и картины на библейские сюжеты. Окончив Духовную Семинарию Иоанн Ильич Ганчев в 1910 году был рукоположен в священный сан, и по благословению священноначалия нашей Церкви направился для прохождения пастырского служения в далекий Азербайджан.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-ganchev
…
Гонения на Русскую Православную Церковь начались с 1917 года и приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году. Своего апогея они достигли во второй половине 30-х годов. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136.900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно 21.500.
Все лица, пострадавшие в годы гонений, были реабилитированы в начале 90-х годов ХХ столетия.
☦️
Священномученик Иоа́нн Речкин пресвитер.
Священномученик Иоа́нн Речкин родился в 1872 году в селе Бушево Тульской губернии. Окончил Тульскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию, кандидат богословия (1897 год). Служил священником в Артемовской церкви села Высокое Харьковской области.
Арестован в 1936 году за «укрытие белогвардейских офицеров во время гражданской войны и агитационную работу против советской власти».Приговорен к четырем годам лишения свободы.
Заключение проходил в Карлаге. В 1937 году арестован в лагере за то, что «Будучи враждебно настроен к советской власти, проводил среди заключенных агитационную работу, говоря, что скоро Советскому Союзу будет объявлена война и большевики будут уничтожены, на смену придет другое правительство и церкви в России будут восстановлены». 2 ноября 1937 года расстрелян.
☦️
Священномученик Иоа́нн Родионов пресвитер.
Священномученик Иоа́нн Родионов родился в 1881 году в селе Останкино Тимского уезда Курской губернии. Высшее образование – историк. Служил в Северо-Кавказском крае, городе Ессентуки. Арестован в 1933 году, осужден на восемь лет лишения свободы. Заключение отбывал в Карлаге.
В 1937 году арестован в лагере – «вел контрреволюционую агитацию среди заключенных, направленную на дискредитацию политики советского правительства, открыто заявлял о своих убеждениях. Говорил, что избавление от советской власти придет от Гитлера». Расстрелян 2 ноября 1937 года.
☦️
Священномученик Николай Фигуров пресвитер.
Священномученик Николай Фигуров родился в 1886 году в селе Шершевское Перевозского уезда Нижегородской губернии.
Служил священником в родном селе. В 1928 году арестован и выслан в город Бузулук. В 1935 году за «а/с пропаганду» приговорен к трем годам ИТЛ. Сослан в Карлаг НКВД (Казахстан, Карагандинская область).
В 1937 году арестован в лагере «за отказ от работы, участие в религиозных собраниях и агитационную работу среди населения». 2 ноября 1937 расстрелян.
☦️
Священномученик Леонид Никольский пресвитер.
Священномученик Леонид Никольский родился в 1876 году в селе Данилово Сарапульского уезда Вятской губернии (в Киясовском районе Удмуртии) в семье священника. Окончил Вятскую Духовную Семинарию. В 1901 году рукоположен в священника. Служил в селах Вятской губернии: Большая Пурга Воткинского района, Чумая Зуринского района, Неумонино Воткинского района, Якшур Бардгенского района, Нечкино Сарапульского района.
В 1931 году арестован и приговорен к пяти годам концлагерей («используя церковную трибуну, занимался а/с агитацией»). Отбывал заключение в Вишерских лагерях Пермской области. В 1934 году освобожден досрочно.
Служил в селе Швариха Нолинского района Кировской области. В 1935 году вновь арестован и осужден на пять лет ИТЛ за «а/с агитацию на протяжении ряда лет». Отправлен в Карлаг. В 1937 году арестован в лагере за то, что «входил в группу бывших священиков, проводил службы, находясь в «Тартауле» [отделение Карлага], на берегу реки выложили изображение алтаря, икон и крестов и в этой Церкви устраивали богослужения и беседы на антисоветские темы. В разговорах о необходимости работать на производстве в лагерях, Никольский говорил: «…На советскую власть работать не надо и не будем, пусть работают дураки, дураков работа любит»». 2 ноября 1937 года расстрелян.
☦️
Священномученик Иоа́нн Талызин пресвитер.
Священномученик Иоанн (Иван Николаевич Талызин) родился в 1888 г. в семье священника. Окончив духовное училище, был рукоположен во диакона, а затем и во священника к церкви с. Ордино Угличского уезда. В 1930 г. он был арестован и осужден на три года ссылки. Вернувшись, батюшка продолжал служить на своем приходе. В 1937 г. о. Иоанна вновь арестовали и обвинили в “участии в церковно-монархической группе, террористической агитации и распространении провокационно-клеветнических слухов”. На единственном допросе о. Иоанн вымышленную вину свою не признал. 2 ноября 1937 г. священника приговорили к расстрелу. В тот же день он принял мученическую смерть.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Орлов пресвитер.
Священномученик Александр родился в 1875 году в селе Талицкий Чамлык Тамбовской губернии. Его отец, священник Леонид Орлов, воспитал в сыне любовь к Церкви Христовой и твердую веру. Александр, с детства избравший духовную стезю, поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую окончил в 1897 году. Вскоре его рукоположили в сан диакона, а в 1903 году — во иерея. Во время гонений на Церковь отец Александр дважды подвергался аресту и провел в тюрьме несколько месяцев. Несмотря на угрозы в свой адрес, он не оставил избранного пути, продолжая служить Господу. 8 августа 1935 года священник вновь был арестован. Начались изнурительные допросы, на которых от исповедника не удалось добиться никаких признаний. 14 декабря священник был осужден на 5 лет лишения свободы в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. Находясь в командировке в 1936 году на участке Тартаул, несколько священнослужителей выложили из камней изображения храма, алтаря, крестов, икон на берегу реки Чурбай-Нура и совершали здесь богослужение и молебны. Среди них был и отец Александр Орлов. Узнав об этом, власти начали новое дело по обвинению в «контрреволюционной деятельности». На допросах священники держались твердо, своей вины не признали и показаний на других не дали. В октябре 1937 года отца Александра и других священнослужителей, проходивших вместе с ним по этому делу, приговорили к смертной казни. 2 ноября доблестных воинов Христовой веры расстреляли.
☦️
Священномученик Михаил Исаев диакон.
Священномученик Михаил Исаев родился в 1875 году в селе Крыловка Чембарского уезда Пензенской губернии.
Окончил Учительскую Семинарию. Служил в селе Студенки Липецкого района Липецкой области.
Арестован в 1935 году за «участие в к/р группе, возглавляемой епископом Уаром (Шмариным Петром Алексеевичем)», осужден на пять лет лишения свободы. В 1937 году сослан в Карлаг, участок Тартаул. В лагере арестован — «находясь на участке Тартаул, организовавшись в группу, проводил среди заключенных Тартаула к/р агитацию… находясь на общих основаниях на командировке Тартаул, Исаев Михаил Васильевич входил в к/р группировку церковников, проводившую к/р деятельность. Эта группировка в кустах на берегу реки устроила себе церковь, выложив на берегу изображение алтаря, икон и крестов и в этой церкви и на квартирах членов своей к/р группы систематически устраивались богослужения и молебны, а также беседы, на которых велись к/р разговоры и злобная к/р агитация среди з/к». Расстрелян 2 ноября 1937 года.
☦️
Священномученик Петр Кравец диакон.
Петр Андреевич Кравец родился в 1885 году в городе Николаевске Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области). До 1914 года служил продавцом у купца-мануфактурщика в г. Николаевске. В 1907 году окончил фельдшерскую школу. В 1914–1918 годах служил фельдшером на Германском фронте. С 1918 года проходил службу в рядах РККА. Демобилизовался в 1923 году.
В 1921 году, еще будучи в армии, рукоположен в диакона в Свято-Троицком «Старом» соборе Саратова. Направлен на служение на родину, в город Николаевск. Первый раз был арестован в 1923 году в Николаевске за «принадлежность к церковной общине Тихоновской ориентации», но реальной причиной ареста была активная борьба с обновленчеством.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-kravec
☦️
Мученик Павел Бочаров.
Мученик Павел Бочаров родился в 1882 году в деревне Лубянки Михайловского уезда Московской губернии. Известно, что 23 января 1936 года он был обвинен в “контрреволюционной агитации, направленной против колхозного строительства” и приговорен к 6 годам исправительно-трудового лагеря.Заключение отбывал в Карлаге НКВД (Карагандинская область Казахстана). 19 сентября 1937 года Павел Максимович Бочаров был арестован в лагере. 31 октября 1937 года тройка при НКВД по Карагандинской области приговорила его к высшей мере наказания, а 2 ноября он был расстрелян.
☦️
Преподобный Гаврии́л (Ургебадзе) Самтаврийский архимандрит.
Мирское имя отца Гавриила – Годердзи Ургебадзе. Родился он 26 августа 1929 года в Тбилиси, в семье убежденного коммуниста. Отец рано скончaлся, и родные назывaли мaльчикa отцовским именем – Вaсико.
Уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит – «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.
Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг и был похоронена в монастыре Самтавро.
Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского – старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.
Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.
1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»». В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет».
Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.
В 1980-е годы поселился в монастыре Самтавро. В последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно – в его глазах светилась нежная любовь.
Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.
В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому.
Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.
Отец Гавриил, несший редкий в наши дни подвиг юродства, умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
24 декабря 2012 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви старец Гавриил прославлен в лике святых как преподобный. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины – через 17 лет.
22 февраля 2014 года были обретены мощи святого.
…
Из воспоминаний об отце Гаврииле:
<..> Один священнослужитель задал вопрос старцу:
— А что такое пост?
— Сейчас объясню, — ответил старец и напомнил ему все его грехи, содеянные с детства.
От стыда священнослужитель не знал, куда деться, и стал плакать. Старец внезапно развеселился и предложил ему немного поесть.
— Как же я могу сейчас есть, мне так плохо! — ответил он.
— Вот это и есть пост. Когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде.
…
Далее:
https://pravoslavie.ru/78012.html