10 октября 2024
⏳ 2024.10.10 (чт)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 16я по Пятидесятнице (глас 6й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 10 октября (27 сентября)
• апп. от 70-ти Ма́рка, Ариста́рха, Зи́ны (I)
• мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304)
• мц. Епиха́рии Римской (284–305)
• прп. Игна́тия Глубокореченского (Каппадокийского) (963–975)
• прп. Савва́тия Соловецкого (1435)
• сщмч. Анфима Иверянина, Валашского (1716)
• сщмч. Димитрия (Шишокина) (1918)
• сщмчч. Германа (Косолапова) Вольского, Михаила (Платонова) (1919)
• сщмч. Петра (Полянского) Крутицкого (1937) 📚
• сщмч. Феодора (Богоявленского) (1937)
☦️
Апостол от 70-ти Марк (Иоа́нн), Вивлейский епископ.
Святой апостол от 70-ти Марк, называвшийся также Иоанном, упоминается святым апостолом и евангелистом Лукой в книге Деяний (Деян.12:25, 15:37-39), а также святым апостолом Павлом в Посланиях к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Флм.1:24). Святой апостол Марк проповедовал Слово Божие вместе с апостолами Павлом и Варнавой и был поставлен ими епископом в финикийском городе Библе. Святой апостол Марк достиг великого дерзновения пред Богом, так что и самая тень его исцеляла больных.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/830
☦️
Апостол от 70-ти Ариста́рх Апамейский епископ.
Святой апостол от 70-ти Аристарх упоминается святым апостолом Павлом в Послании к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Флм.1:24). Святой апостол Аристарх сопутствовал апостолу Павлу, а впоследствии был поставлен епископом в сирийский город Апамею (память также 15 апреля).
☦️
Апостол от 70-ти Зи́на Законник, Диоспольский (Лиддский) епископ.
Святой апостол от 70-ти Зина, ученик и сотрудник первоверховного апостола Павла, был прозван «законником», так как был ученым мужем и ведал юридическими делами в церковных судах. О нем упоминается в Послании святого апостола Павла к апостолу Титу (Тит.3:13): «Зину, законника, и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка». Впоследствии апостол Зина был епископом в Диосполе (или Лидде) в Палестине.
☦️
Мученики Каллистра́т, Гимна́сий.
Святой Каллистрат родом из Карфагена. Дед святого Каллистрата Неоскор служил при императоре Тиверии в Палестине, под началом прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и был свидетелем Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, Его мученической смерти и преславного Воскресения. Отец святого был христианином, он воспитал сына в вере и благочестии. Как и его отец, святой Каллистрат стал воином и выделялся среди соратников-язычников добрым поведением и кротким нравом. Ночами, когда все спали, он обычно вставал на молитву. Однажды спавший возле него воин услышал, что святой Каллистрат призывает Имя Господа Иисуса Христа, и донес об этом военачальнику. Тот призвал Каллистрата, допросил его и хотел заставить принести жертву идолам, на что святой ответил твердым и решительным отказом. Тогда военачальник приказал избивать святого, а затем, израненного, волочить по острым камням. Побои и пытки не сломили твердой воли и мужественного терпения страдальца. Мучитель велел зашить святого в кожаный мешок и утопить в море. Однако мешок Промыслом Божиим наткнулся на острый камень и разорвался, а святой Каллистрат, поддержанный дельфинами, вышел на сушу невредимым. Увидев такое чудо, 49 воинов уверовали во Христа. Тогда военачальник бросил святого Каллистрата вместе с уверовавшими воинами в темницу. Все они были подвергнуты перед тем бесчеловечному избиению. В заточении святой Каллистрат продолжал проповедовать воинам Слово Божие и укреплял их дух к мученическому подвигу. Призванные вновь к военачальнику, страдальцы твердо исповедали веру во Христа, после чего им связали руки и ноги и бросили в пруд. Но связывавшие их узы распались. Со светлыми лицами стояли святые мученики в воде, радуясь своему Крещению, которому сопутствовал мученический подвиг. Над их головами был виден прекрасный светлый венец, и все услышали голос: «Мужайся, Каллистрат, со стадом твоим, и иди успокоиться в вечных селениях». Одновременно с этим знамением земля содрогнулась и стоявший невдалеке идол упал и разбился. Видя всё происходившее, 135 других воинов также уверовали в Господа Иисуса Христа. Военачальник, боясь возмущения в войске, судить их не стал, а святого Каллистрата с дружиной опять заключил в темницу, где они горячо молились и благодарили Создателя, давшего им силу переносить страдания. Ночью по приказу военачальника мучеников изрубили мечами на части. Святые останки их погребли оставшиеся в живых 135 воинов, а впоследствии на месте их страдания, как и предсказывал святой мученик Каллистрат, была сооружена церковь.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/828
☦️
Мученица Епиха́рия Римская.
Христова мученица Епихария жила в Риме в царствование Диоклетиана (284–305). Епарх Кесарий приказал взять ее и привести к себе на суд. За твердое исповедание имени Христова ее повесили и строгали, после чего 40 воинов били ее оловянными молотками; но, по ее молитвам, Ангел поразил их. После всех мучений, ей отсекли голову мечом. Из камня, на котором стояла святая мученица, истекло много воды.
☦️
Преподобный Игна́тий Глубокореченский (Каппадокийский) игумен.
Преподобный Игнатий жил в Х веке в Каппадокии и с юных лет был посвящен родителями Богу. По достижении зрелого возраста он принял монашество и вскоре был хиротонисан в сан пресвитера. Затем святой Игнатий был поставлен игуменом обители Спаса, называемой «Глубокие реки», близ Константинополя. Преподобный Игнатий заботился о монастыре, украсил храмы и обнес обитель оградой. Скончался преподобный Игнатий в городе Амории в 975 году. Мощи его по прошествии долгого времени обретены нетленными.
☦️
Преподобный Савва́тий Соловецкий.
Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирилло-Белоезерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. «У меня такой Владыка, – отвечал преподобный, – Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта».
Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. И здесь порой враг человечества – диавол искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на прежнее место жительства. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.
Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за Причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой († 1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа).
☦️
Священномученик Анфим Иверянин, Валашский митрополит.
Святой Анфим родился около 1650 года на юге Грузии, в области Самцхе (Месхетии). Он был крещен во имя апостола Андрея. Вместе с царем Арчилом святой отправился в Россию и создал грузинскую типографию. На обратном пути он попал в плен к дагестанским разбойникам, которые продали его в рабство туркам. Андрей провел много лет в Константинополе и, обладая исключительными способностями, выучил много языков: греческий, арабский, турецкий, церковнославянский и румынский. Через некоторое время, благодаря патриарху Иерусалимскому Досифею, Андрей был выкуплен из рабства. Он поселился неподалеку от патриархата и занялся вышиванием хоругвей и резьбой по дереву.
В 1690 году, в возрасте около сорока лет, Андрей был приглашен в Валахию святым мучеником князем Константином Брынковяну. Здесь вместе с епископом Митрофаном Хушийским он вновь занялся книгопечатанием, а через год принял постриг с именем Анфим и священный сан.
В течение четырех лет святой Анфим заведовал Бухарестской типографией, затем в 1694 году создал новую печатню в Снаговском монастыре к северу от Бухареста. Став игуменом этой обители, он тем не менее не прекращал активной издательской деятельности. С 1701 по 1705 год он вновь находился во главе княжеской типографии. Затем святого Анфима возвели в епископа Рымникского, в области Вылча, где он также открыл печатню, издавшую десять книг за три года, что для православного книгопечатания того времени было совсем не мало. В 1708 году святой Анфим стал митрополитом Валашским. Заботы высокого архипастырского сана он совмещал с писательскими и издательскими трудами, открыл еще несколько новых печатен и издал девятнадцать книг.
За всю жизнь святой Анфим издал шестьдесят четыре церковные книги на румынском, церковнославянском, турецком и арабском языках. Тридцать восемь из них написал он сам. Святитель Анфим был добрым и тихим пастырем, он утешал христианский народ своим словом, своими литературными творениями и делами милосердия. По всей стране митрополит открыл школы, в которых дети из бедных семей могли учиться бесплатно, а в Бухаресте основал монастырь в честь Всех святых, который впоследствии стал называться монастырем святого Анфима (1715).
В 1716 году турки обвинили святого Анфима в заговоре с целью присоединить Валахию к Австрийской империи. Для святителя настало время принять мученичество. Он был низложен, ослеплен и сослан в Синайский монастырь. В пути он много страдал от жестокого обращения конвойных, которые после истязаний утопили его в реке Тундже.
Благодаря апостольским трудам святитель Анфим по праву может быть назван человеком, обновившим христианское самосознание в румынских княжествах. Именно по его инициативе и благодаря его издательской деятельности румынский язык стал официальным языком богослужения, что во многом способствовало просвещению и сплочению румынского народа, а также имеет большое значение в наши дни.
☦️
Священномученик Дими́трий Шишокин пресвитер.
Димитрий Михайлович Шишокин родился в 1880 году. Окончив духовную семинарию и получив в 1904 г. священнический сан, Димитрий Шишокин с 1905 г. был настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии, а с 13 января 1913 года — священником церкви при губернской тюрьме в г. Казани. Сам по себе, о. Димитрий был человеком скромным и далеким от политики. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый и в среде рабочих, и в среде заключенных, уважавших в «народном батюшке» добродушие и приветливость, с которыми встречал о. Димитрий всякого нуждающегося и терпящего скорби душевные.
26 сентября 1918 года (через 16 дней после взятия красными частями Казани) о. Димитрий Шишокин был арестован в Штабе Внешней обороны Казани и, после издевательств и оскорблений, препровожден в ЧК с запиской, объяснявшей причину ареста.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-shishokin
☦️
Священномученик Ге́рман (Косолапов), Вольский епископ.
17 января 1918 года на Вольскую кафедру был назначен новый епископ Герман (Косолапов), ставший одной из первых жертв большевистского террора.
Происхождение Вольского владыки было нехарактерным для того времени. Епископ Герман, в миру Николай Васильевич Косолапов, родился 22 октября 1882 года в Саратове в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. Его желание посвятить жизнь Церкви — одно из многих убедительных свидетельств того, как на рубеже двух эпох размыкались сословные границы русского православного духовенства, и российская интеллигенция начинала нелегкий путь возвращения в Церковь.
По окончании Саратовской первой мужской гимназии, в 1902 году, Николай поступил в СпбДА. 8 января 1905 года он принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 году будущий владыка заканчивает Санкт-Петербургскую Духовную Академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия и назначается помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губернии. Через год в 1907 году он переводится на ту же должность в Камышинское духовное училище. С 13 марта 1908 года иеромонах Герман занимает должность смотрителя Петровского Духовного училища. Возведен в сан архимандрита. 2 июля 1911 года архимандрит Герман получает новое назначение на должность смотрителя Обоянского Духовного училища Курской губернии, а с 1 февраля 1913 года занимают такую же должность в Курске. С 26 апреля 1916 года архимандрит Герман становится ректором Владимирской Духовной Семинарии, которую возглавляет до ее упразднения.
11 (24) декабря 1917 года Совнарком издает декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. Это означало фактическое закрытие всех семинарий, академий, духовных училищ. Вольское духовное училище, а вместе с ним женское епархиальное училище перестает существовать.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-kosolapov
☦️
Священномученик Михаил Платонов пресвитер.
Священник Михаил Платонов родился в 1868 году в семье диакона Нижегородской губернии. При переходе в 5 класс Нижегородской Духовной семинарии он был уволен из нее по просьбе родителей. С 1890 по 1894 год трудился учителем. 20 октября 1894 года был рукоположен во диакона, а через три года, 19 июня 1897 года — в иерея, служил в храме села Уварово Княгининского уезда, где был учителем школы грамоты. 4 декабря 1902 года за труды по народному образованию награжден набедренником, в 1907 — скуфьей.
С 1907 года отец Михаил служил в Саратовской епархии под началом священномученика Гермогена (Долганёва; †1918, память 16 июня), епископа Саратовского, с которым у него сложились хорошие отношения. 9 сентября он определен на должность Хвалынского уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты. Священнику было поручено также ведение миссионерских чтений и бесед в Казанской соборной церкви Хвалынска по предметам православной веры со старообрядцами.
…
У священника Михаила Платонова с супругой Валентиной Сергеевной было четверо детей. Сын Василий принял сан диакона и после Великой Отечественной войны служил в Саратовской епархии.
В начале августа 1918 года в Саратове было получено сообщение о казни большевиками в ночь на 17 июля 1918 года семьи последнего российского императора. 4 августа настоятель Свято-Серафимовского храма священник Михаил Платонов совершил молитвенное поминовение убиенного Помазанника Божия и сказал слово о гонениях на веру. Многие присутствовавшие за богослужением не смогли сдержать своих слез. 21 августа в «Известиях Саратовского Совета» появилась статья «Проповедь «святого отца»», которая заканчивалась призывом к губернской чрезвычайной комиссии обратить внимание на «это безобразие» и «принять соответствующие меры». Статья возымела свое действие, и 24 августа отец Михаил был арестован.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-platonov
☦️
Священномученик Петр (Полянский), Крутицкий митрополит.
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Пётр Фёдорович отличался бессребреничеством и строгостью. Он объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ. При всей своей занятости он находил время для научных занятий и в 1897 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Первое послание святого Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования».
Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. После революции Пётр Фёдорович до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь».
Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-poljanskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanskij/
• Первое послание св. ап. Павла к Тимофею
• Письма
☦️
Священномученик Фео́дор Богоявленский пресвитер.
Священномученик Феодор Васильевич Богоявленский родился 6 июня 1894 года (по другим данным 1891 года) в селе Барки Шацкого уезда Рязанской губернии. Отец будущего священномученика Василий Афанасьевич был священником, мать Александра Алексеевна – домохозяйкой, брат Александр Васильевич впоследствии стал священником, служил в храме села Ново-Кирсановское, братья Николай, Иван и Константин по стопам отца не последовали.
Получив хорошее образование в церковно-приходской школе, Феодор Васильевич поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую в июне в 1917 года успешно окончил. С сентября 1917 года он работал счетоводом в кредитном товариществе села Терновое Воронежской губернии, в октябре 1918 года поступил псаломщиком в храм села Чапрено Муромской волости (по другим данным Мурманской волости).
Ввиду происхождения из духовного сословия, Феодор Васильевич властями был лишен избирательных прав. Именно в это время будущий священномученик вступил в брак с Евгенией Алексеевной, которой было 18 лет от роду. В их семье было трое детей: дочь Людмила Федоровна 1925 года рождения, сын Михаил Федорович 1928 года рождения, сын Алексей Федорович 1930 года рождения. В феврале 1920 года Феодор Богоявленкий был рукоположен во пресвитеры для храма села Дубовицкое Сухмановской волости.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-bogojavlenskij-presviter