9 октября 2024
⏳ 2024.10.09 (ср)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 16я по Пятидесятнице (глас 6й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 9 октября (26 сентября)
• прав. Гедео́на, судии Израильского (XII до РХ)
• ап. Иоанна Богослова (начало II)
• прп. Ефре́ма Перекомского, Новгородского (1492)
• блгв. кн. Нягу Басарабского (1521)
• сщмчч. Афанасия (Докукина), Александра (Левитского), Димитрия (Розанова), мчч. Иоанна (Золотова), Николая (Гусева) (1937)
• сщмч. Владимира (Вятского) (1939)
• свт. Тихона (Белавина) Московского (прославление 1989) 📚
☦️
Праведный Гедео́н, судия Израильский.
История еврейского народа полна примеров того, как он забывал Бога и впадал в язычество: поклонялся идолам, предавался порокам. За это Бог не раз лишал израильтян Своей помощи и предавал во власть соседних языческих народов. Бедствия вразумляли евреев, и они возвращались к истине. Покаявшимся израильтянам Господь посылал избавителей. Их называли судьями. Они вершили суд Божий на земле – поражали нечестивых язычников, освобождали израильтян от врагов и управляли ими. Всего у евреев было четырнадцать судей.
После смерти Иисуса Навина израильтяне очень скоро впали в идолопоклонство, и Господь отдал их под власть мадианитян. Семь лет они угнетали народ. Только, бывало, у израильтян кончится сев, как нагрянут мадианитяне, а с ними – амаликитяне и восточные племена. Станут они лагерем на земле израильтян – и уничтожат урожай по всей стране, не оставляя евреям ни еды, ни овец, ни быков, ни ослов. Враги приходили со своими стадами, со своими семьями – многочисленные, словно саранча. Вконец разорённые набегами, израильтяне стали просить защиты у Бога.
Милосердный Господь послал им избавителя в лице Гедеона – младшего сына Иоаса из рода Манассии. Он жил в городе Офре в Палестине. Однажды Гедеон обмолачивал пшеницу в давильне для винограда. Работал в яме украдкой и торопливо, чтобы не заметили враги. Тут предстал Гедеону Ангел Господень. Он повелел ему собрать войско и выступить против неприятеля.
Избранный Богом для спасения своего народа от мадианитского ига, Гедеон начал дело избавления с искоренения идолопоклонства. Новый судья разрушил жертвенник Ваала и срубил идол Ашеры, находившийся близ дома его отца. На этом месте он поставил жертвенник истинному Богу и в честь Него на костре, сделанном из дерева Ашеры, принёс во всесожжение семилетнего быка.
Жители Офры возмутились поступком Гедеона. Они усматривали оскорбление почитаемой ими святыни и намеревались побить судью камнями. Отец Гедеона, бывший у них жрецом, уговорил жителей не делать этого: «Вам ли защищать Ваала? Вам ли за него заступаться? Если Ваал бог, то пусть сам поборется, когда разрушают его жертвенник!» Народ внял увещеванию Иоаса и оставил Гедеона в покое. Но дал ему особое прозвище «Иеруббаала», что значит «Ваал отомстит ему». Таким образом, поступок Гедеона имел весьма важные последствия. Через него народ убедился в полном бессилии Ваала.
Между тем мадианитяне и амаликитяне, а с ними некоторые другие племена Восточной Аравии снова явились в Палестину, перешли через Иордан и расположились в Ездрелонской долине. Теперь новый судья Израиля, полный воодушевления, кликнул клич на освобождение народа. На него отозвалось родственное ему племя Авиезерово. Гедеон отправил послов и к смежным племенам. Они также отозвались на его призыв. Около судьи собралось тридцать две тысячи воинов из колен Манассиина, Асирова, Завулонова и Неффалимова.
Перед началом битвы он попросил у Бога знамения: «Господи! Вот я расстелю здесь на гумне постриженную шерсть. Если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то я буду знать, что Ты спасёшь Израиля моею рукою». Молитва была услышана: на другой день рано утром Гедеон выжал из шерсти, покрытой росой, целую чашу воды.
Он снова обратился к Богу: «Господи! Не прогневайся на меня, если ещё раз скажу: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Бог услышал и вторую молитву Гедеона: наутро только на шерсти было сухо, а по всей земле была роса.
А для того, чтобы израильтяне яснее видели Его спасительную помощь, которая соединяется не с количеством, а с качеством исполнителей Его воли, Бог повелел Гедеону отпустить из войска всех, кто боязлив и робок. Двадцать две тысячи человек вернулись домой.
Оставшихся Бог повелел вести к воде и посмотреть, как они будут пить. Тех, которые пили воду, черпая её горстью руки, отделили от тех, которые пили ртом, наклоняясь к воде. Пивших горстью оказалось триста человек. И сказал Господь Гедеону: «Тремястами Я спасу вас». С ними Гедеон и выступил против стотысячной армии мадианитян. При столь небольшом отряде Гедеон мог решиться на битву с многочисленным неприятелем только благодаря твёрдой вере в помощь Божию.
По внушению свыше Гедеон разделил отряд на три части. Каждому воину дал по трубе и скрытому в кувшине светильнику. Ночью евреи окружили стан неприятеля. По сигналу воины разбили кувшины, затрубили в трубы и стали громко восклицать: «Меч Господа и Гедеона!» Внезапные огни, гром труб и крики поразили мадианитян. Страх и ужас обуял их. В темноте, в великом смятении они стали убивать друг друга и, наконец, обратились в бегство.
Гедеон возвратился домой с огромной добычей. Слава о победителе разнеслась по всей стране. Благодарные израильтяне предложили Гедеону и его потомкам царскую власть. Но могучий воин отказался. Он знал, как невелика его заслуга в деле спасения израильского народа. Это чудо совершил Бог, и только Он единственный царь Израиля.
В мире и покое Гедеон дожил до глубокой старости. Его история – это повествование о том, как истинная вера и любовь к Богу одного человека спасли целый народ. Жизнь судьи Гедеона стала прообразом величайшего события в истории человечества: крестного страдания Сына Божия. Его любовь спасла от смерти все народы Земли и даровала нам жизнь вечную.
…
📖 Главы о Гедеоне (Книга Судей Израилевых, главы 6-8):
https://telegra.ph/dailybible-09-18
https://telegra.ph/dailybible-09-19
…
📚 Комментарии (Книга Судей Израилевых, глава 6):
https://bible.optina.ru/old:sud:06:start
☦️
Апостол Иоа́нн Богослов, евангелист.
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин.19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн – Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр.1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «Сынов Грома» – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел – символ высокого парения богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/zhizn-i-trudy-apostolov.shtml#5_sv_apostol_i_evangelist_ioann_bogoslov
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/827
☦️
Преподобный Ефре́м Перекомский, Новгородский игумен.
Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине. В Святом Крещении назван Евстафием. Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и поселился в Калязинской обители во имя Пресвятой Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве. Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (память 1 октября) и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа, повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келлию. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку от его келлии. Со временем стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия († 1458; память 11 марта) сан священнослужителя.
Возвратившись из Новгорода, преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки монастырю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца. Ввиду недостатка искусных строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу нескольких иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма было завершено.
Преставился преподобный Ефрем 26 сентября 1492 года и был погребен в храме святителя Николая. В 1509 году из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Явившийся игумену Роману преподобный Ефрем указал место Клинково для расположения обители. На месте погребения преподобного была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны. 16 мая 1545 года мощи преподобного Ефрема были перенесены в новую обитель. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного Ефрема Перекомского, утвердившаяся окончательно после прославления святого подвижника на Соборе 1549 года.
Память перенесения мощей преподобного Ефрема Перекомского совершается 16 мая. Это празднование установлено на Московском Соборе 1549 года.
☦️
Благоверный князь Нягу Басарабский.
Благоверный князь Иоанн Нягое (русс. – Нягу, Негой) Крайовеску, Басараб родился около 1459 года. Его отцом был Пырву Крайовеску, великий ворник при Валашском господарском дворе. С детства воспитывался в благочестии. Впоследствии, был близок к Валашскому митрополиту, бывшему Константинопольскому патриарху святителю Нифонту, который стал его духовным наставником.
В 1512 году бояре из рода Крайовеску прогнали господаря Влада Молодого и посадили на его место Нягое. Это был первый случай, когда господарем Валахии стал не потомок Басараба Основателя. Чтобы легитимизировать свое пребывание на троне, Нягое взял второе имя Басараб и объявил себя сыном Басараба Цепелюша.
Нягое удалось добиться определенной стабильности, повысить благосостояние страны и её престиж у соседних государств. Он продолжил деятельность Раду Великого по переустройству государственных, административных, налоговых и судебных учреждений, поддерживая торговлю и защищая интересы валашских купцов.
Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Самой известной из его ктиторий был собор Куртя-де-Арджешской обители. Торжества по случаю его освящения в 1517 году, на которых присутствовали многочисленные православные иерархи во главе с Константинопольским патриархом, были призваны явить сохранение преемства Восточного Рима. В то время была совершена первая известная официальная канонизация святого в Румынии – святителя Нифонта, духовного наставника господаря. Нягое Басараб построил также кафедральный собор в Тырговиште и богато одарял православные монастыри Востока. Особым его вниманием пользовался Афонский Дионисиевский монастырь, в который в 1517 году были возвращены мощи святителя Нифонта. В росписях церквей господарь изображался в одеянии из парчи с вышитым двуглавым орлом, что также символизировало продолжение ромейской традиции. В годы его правления в Валахии появилась официальная историография.
Поддерживал тесные связи с Сербией, Молдавией и Трансильванией, поддерживал трансильванских румын и сохранял хорошие отношения с саксами в Сибиу и Брашове. При нём были также установлены дипломатические отношения с Польшей, Венецией, Священной Римской империей и Папской областью. Дружеские отношения с Людовиком II Ягеллоном позволяли Нягое защищать интересы Валахии перед Портой. Хотя по некоторым данным господарь собирался принять участие в антиосманском крестовом походе, в годы его правления Валахии удалось сохранять мир с соседями.
Благодаря уравновешенной и мудрой политике Нягое сумел значительно укрепить внутреннее положение в княжестве и усилить господарскую власть.
Был женат на Милице Бранкович. Известны его дети – сыновья Феодосий (наследник), Иоанн (скончался при жизни господаря) и Петр (скончался при жизни господаря); дочери Стана, Ангелина и Руксандра.
Оставил известное поучение сыну Феодосию – «Слова наказательные» – первое значительное произведение румынской литературы, ценный памятник педагогической и философской мысли, нравственной и духовной культуры. Написанные на церковнославянском языке, «Слова» известны также в ранних переводах на румынский и греческий.
Скончался 15 сентября 1521 года.
Канонизирован Румынской Православной Церковью согласно синодальному решению от 8–9 июля 2008 года. Торжественное прославление последовало в Бухаресте 26 октября того же года.
☦️
Священномученик Афана́сий Докукин пресвитер.
Священномученик Афанасий родился 18 января 1899 года в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии в семье крестьянина Василия Докукина. Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет, он лишился отца и матери и перешел жить к своей тетке. По окончании второклассного училища он стал с 1914 года служить псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923 году митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) рукоположил его в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, а в 1925 году – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района.
В 1933 году власти арестовали отца Афанасия за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись в 1935 году, он был направлен служить в храм в село Стариково Талдомского района Московской области, а в августе 1936 года переведен в Никольскую церковь в село Никульское, где служил до дня ареста.
3 сентября 1937 года сотрудник НКВД допросил одного из лжесвидетелей, пастуха местного колхоза, и он согласился подписать показания, необходимые НКВД. 4 сентября отец Афанасий был вызван в местное отделение милиции для допроса, но поскольку все сотрудники НКВД были заняты, его допросила паспортистка, задавая ему вопросы биографического характера.
11 сентября священник все же был арестован и первое время находился в тюрьме в городе Загорске. 14 сентября следователь допросил его.
– Обвиняемый Докукин, признаете ли вы себя виновным в распространении антисоветских слухов о войне, а также в проведении антисоветской деятельности и агитации?
– Виновным в проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации я себя не признаю, так как антисоветской деятельности не проводил и антисоветской агитацией не занимался. Больше показать ничего не могу.
15 сентября следствие было закончено и отец Афанасий был переведен в одну из тюрем города Москвы. Здесь, 22 сентября, его снова допросили.
– Кто из вашей семьи раскулачивался, лишался избирательных прав или получал твердое задание? – спросил следователь.
– Твердое задание я получил в 1932 году, с 1919 года лишен избирательных прав, в 1933 году хозяйство было раскулачено.
– Признаете вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной работе?
– Нет, – ответил священник.
На этом допросы были закончены. 26 сентября тройка НКВД приговорила отца Афанасия к расстрелу. Священник Афанасий Докукин был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Левитский пресвитер.
Священномученик Александр родился в 1876 году в Москве в семье священника Михаила Ивановича Левитского. Окончив в 1900 году Московскую Духовную академию, Александр Левитский был назначен преподавателем гражданской истории и словесности в Мариинском епархиальном училище, а также русского языка и словесности в Филаретовском женском училище в Москве. 12 марта 1904 года Александр Михайлович был определен на место священника к Троицкой, что в Троицкой слободе церкви, или как ее впоследствии стали называть – Троицкая церковь на Самотеке, где во времена гонений на Церковь разместилась резиденция Патриарха Тихона.
Отец Александр был заведующим церковноприходской школой при Троицкой церкви и преподавателем Закона Божия. С 1905 года к этим послушаниям добавилось преподавание Закона Божия в 5-й женской гимназии, а с 1906 года – в мужской гимназии, учрежденной А.В. Адольфом. В 1911 году отец Александр был назначен членом приходского совета Троицой церкви.
В 1917 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1921‑м – возведен в сан протоиерея. Весной 1923 года в Троиций храм был назначен новый настоятель, признавший обновленцев, к нему присоединились другие священники, служившие в храме, и отец Александр вынужден был покинуть храм. Однако, ради паствы, он все же решил на некоторое время остаться. Не желая подчиняться и признавать живоцерковников, отец Александр попал в сложное в духовном и опасное в практическом отношении положение из-за тех неприятностей, которые ему могли принести обновленцы. 30 июня 1923 года отец Александр подал настоятелю храма заявление, в котором написал, что не имеет ничего общего с новообразованной обновленческой общиной, и с 1 июля прекратил свое служение в Троицком храме, а уже 6 июля 1923 года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
…
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-levitskij
☦️
Священномученик Дими́трий Розанов пресвитер.
Священномученик Димитрий родился 24 октября 1890 года в семье псаломщика Спасской церкви в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии Ильи Ивановича Розанова. В 1907 году Дмитрий окончил Волоколамское Духовное училище, в 1914-м – Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, где игумения София (Быкова) приходилась тетей его супруге.
Безмятежными были годы служения отца Димитрия в Зосимовой пустыни до того времени, пока не наступили гонения на Церковь после прихода к власти безбожников. Первые годы гонений пустынь оставалась в относительном покое, существуя под видом сельскохозяйственной коммуны. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к этому времени было около восьмидесяти лет, умело вела отношения с властями – благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан руководительницы православного монастыря.
12 мая 1922 года из монастыря были изъяты на основании декрета от 23 февраля 1922 года последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось договориться с властями и отдать вместо риз с икон Божией Матери и Спасителя, венчика с Распятия, ризы от креста с мощами и крышки от Евангелия – серебряные монеты, медали, лампады, ложки, подстаканники, солонки и тому подобные серебряные предметы того же веса.
Гонения в начале тридцатых годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и не могли обойти обители. Сначала был закрыт монастырь, и монахини расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители, а в мае 1931 года все монахини и послушницы были арестованы; при аресте их разделили на две группы, в одну попала игумения Афанасия с монахинями и послушницами, в другую – священник Димитрий Розанов с монахинями и послушницами. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в темницу при Наро-Фоминском отделении НКВД.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-rozanov-presviter
☦️
Мученик Иоа́нн Золотов.
Мученик Иоанн родился в 1897 году в деревне Куприяново Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьянина Павла Золотова. С какого‑то времени он жил в Москве, женился, и у них с женой родился сын. Будучи человеком глубоко церковным, Иван Павлович приютил у себя в 1932 году схимонахиню Александру (Червякову), с которой познакомился еще в 1924 году; он оформил ее как свою иждивенку и некоторое время, сколько ей было удобно, она жила у него.
Иван Павлович был арестован вместе со схимонахиней Александрой 26 августа 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму. 7 сентября он был вызван на допрос, поначалу он отказался отвечать на какие бы то ни было вопросы, подписывать протоколы допросов и вообще в какой-либо мере участвовать в следствии, но затем все же стал отвечать на вопросы.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-zolotov
☦️
Мученик Николай Гусев.
Мученик Николай родился 9 декабря 1919 года в городе Москве в семье кузнеца Ивана Гусева. Родителей своих Николай не помнил, так как отец умер во время гражданской войны, а мать в 1920 году и мальчик воспитывался у бабушки; в 1926 году она скончалась, и из родственников у Николая осталась только тетка в Москве, у которой он время от времени и находил себе приют. Потеряв дом внешний, он нашел свой дом в церкви; лишившись родственников кровных, он обрел больших родственников во Христе. В тридцатых годах Николай выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино. Зарабатывал он тем, что собирал и сдавал утильсырье, а также собирал и продавал грибы, и на эти средства жил.
Впоследствии, собирая материал для обвинения Николая, следователь спросил одного из свидетелей, знает ли он Колю, и кто он такой и чем занимается. Свидетель ответил: «Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косино в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путем выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления. Кроме того, Гусев благоустраивает новые святые источники на святом озере, которых им на сегодняшний день открыто уже четыре. Всем необходимым, питанием и одеждой Гусев снабжался церковницей из села Косино. К Гусеву приезжают на исцеление из разных мест».
Сотрудники НКВД, устроив засаду в лесу неподалеку от шалаша, в котором жил Николай, 19 сентября 1937 года арестовали его. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-gusev
☦️
Священномученик Влади́мир Вятский пресвитер.
Священномученик Владимир Михайлович Вятский родился 27 июня 1879 года в селе Вятское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье церковнослужителя. Окончил сельскую школу, служил псаломщиком, затем был рукоположен во иерея. В 1932 году служил в храме в селе Воскресенском Даниловского района. Был арестован, обвинен в сокрытии церковных ценностей, приговорен к 3 годам ссылки. По возвращении служил в храме в селе Крутово Первомайского района Ярославской области.
29 октября 1937 года отец Владимир вновь был арестован и обвинен в «организации группы верующих, среди которых проводил антисоветскую агитацию, высказывал террористические намерения в отношении партии и правительства». Священник виновным себя не признал. 5 ноября 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Темниковском ИТЛ в Мордовии, где скончался 9 октября 1938 года.
☦️
Свт. Ти́хон (Беллавин), Московский и всея России патриарх (прославление 1989).
Прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! – говорит в последней проповеди апостол Иоанн. – Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin
http://donskoi.org/about-monastery/shrines
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/
• Вегетарианство и его отличие от христианского поста
• О лице Господа Иисуса Христа
• О подвижничестве
• Поучение к новопоставленному иерею
• Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти
• Заявление Святейшего Патриарха Тихона от 17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль)
• Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти
• Постановление Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. №662
• Распоряжение Патриарха Тихона об временном отложении постановления о введении в церковное употребление нового календарного стиля
• и многие другие письма, слова и речи