26 августа 2024
⏳ 2024.08.26 (пн)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 10я по Пятидесятнице (глас 8й)
• понедельник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 26 августа (13 августа)
• (Успенский пост)
• (отдание праздника Преображения Господня)
• мчч. Ипполи́та, Ирине́я, Аву́ндия, мц. Конко́рдии (258)
• преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника 📚
• обре́тение мощей блж. Максима Московского (ок. 1547)
• преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Тихона Воронежского, Задонского 📚
• сщмчч. Иоанна (Шишева), Иоаса́фа (Панова), Константина (Попова) (1918)
• сщмчч. Серафима (Звездинского) Дмитровского 📚, Николая (Орлова), Иакова (Архипова), Алексия (Введенского) (1937)
• мч. Василия Александрина (1942)
• икон Божией Матери: Минская (1500), «Страстна́я» (1641), «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) (1830)
☦️
Мученики Ипполи́т, Ирине́й, Аву́ндий и мученица Конко́рдия.
Мученик Ипполит был начальником и смотрителем тюрем в Риме при Декии и Валериане (249–259). Обращенный ко Христу мучеником Лаврентием (память 10 августа), он погреб его тело.
Об этом донесли императору, который задержал святого Ипполита и, смеясь, спросил: «Или ты тоже сделался чародеем, что украл тело Лаврентия?» Святой исповедал себя христианином. Его стали жестоко бить палками. В ответ слышались лишь повторяющиеся слова: «Я христианин». Император велел одеть святого Ипполита в воинские одежды и сказал: «Вспомни свое звание и будь нашим другом, принеси жертву богам вместе с нами, как прежде». Но мученик отвечал: «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю за Него умереть». Тогда у него было отобрано все имение, его кормилицу, мученицу Конкордию, забили оловянными прутьями, всем домашним отсекли головы на глазах у святого Ипполита, а самого привязали к диким коням, которые влачили его по камням до смерти. Это произошло 13 августа 258 года, на третий день после мученической кончины архидиакона Лаврентия, как он об этом предсказал святому Ипполиту.
Ночью пресвитер Иустин тайно предал всех мучеников погребению на месте казни. Тело же святой Конкордии было брошено в Риме в нечистое место. Через некоторое время двое христиан, мученики Ириней и Авундий, узнали от одного воина, где было брошено тело мученицы, и похоронили рядом со святым Ипполитом. За это их 26 августа утопили так же, как мученицу. Христиане ночью достали тела мучеников и похоронили при мощах святого архидиакона Лаврентия.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/668
☦️
Преподобный Максим Исповедник.
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611–641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане по своей необыкновенной скромности он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием, Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» – «Изложение веры», который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», – свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642–668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный по поручению Константина Константинопольским патриархом Павлом – «Типос» – «Образец веры», который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора римскому папе Мартину I (649–654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину († 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова († 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»).
К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.
«Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок. 1360; память 14 ноября).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/70
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/
• Вопросоответы к Фалассию
• Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория)
• Послание к Фоме
• Амбигвы к Иоанну (о трудностях) 1–30
• Вопросы и недоумения
• Амбигва 37. Письмо шестое
• О различных трудных местах (апориях) [18, .., 101]
• О различных трудных местах (апориях) [103]
• О различных трудных местах (апориях) [23, .., 154]
• Толкование на 59 псалом
• Толкование на молитву Господню
• Беседа о покаянии
• Десять глав о добродетели и пороке
• Слово о душе
• Слово о подвижнической жизни
• Толкование на молитву Господню
• Толкования прп. Максима Исповедника к труду Дионисия Ареопагита
• Три вида справедливости, или справедливость и суд
• Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия
• Четыре сотни глав о любви
• Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
• Различные богословские и домостроительные главы
• Схолии к труду Дионисия Ареопагита
• Мистагогия
• Пасхалистический трактат
• Диспут в Визии
• Диспут с Пирром
• Письма
• Письмо к монаху Анастасию, его ученику
• К Феопемпту схоластику
• Послание к Иоанну Кубикуларию о любви
• Послание о существе и ипостаси
• Гимны
☦️
Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый.
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. «Хоть люта зима, но сладок рай», – говорил он, поучая всех терпению и перенесению житейских невзгод.
Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и образно народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.
Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засуха, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не все по шерсти, ино и напротив… за дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего: купцы и московская знать. Блаженный Максим говорил им, знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Обличения юродивого не оставались бесплодными, многие из москвичей обращали свои сердца к Богу.
Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. Господу было угодно прославить чудесами Своего угодника: у гроба святого стали совершаться исцеления. 13 августа 1547 года были обретены нетленные мощи блаженного Максима и тогда же ему было установлено празднование. В Окружной грамоте митрополита Московского Макария сказано: «Пети и праздновати на Москве, августа в 13-й день, новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». Храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба, рядом с которым был погребен святой Максим, сгорел в 1568 году. Но святые мощи Максима оставались под спудом. Благоговейные почитатели памяти святого построили над его могилой придел в честь святого Максима Исповедника.
В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе» (около 1634 г.) под 11 ноября сказано: «Максиму юродивому: благовест в лебедь, середней»; под 12/13 августа: «Праздновали прежде сего Максиму блаженному: благовест в лебедь, звон середней; а ныне только празднуют в ноябре, а поют по уставу».
В 1698 году по усердию московских жителей Максима Верховитина и Максима Шаровникова старый Борисоглебский храм был разобран; при этом отвалившийся от стены камень открыл великое сокровище – целебные мощи святого блаженного Максима. Они были с честью перенесены в один из московских соборов, где и находились во все время постройки нового храма. По окончании строительства он был освящен во имя блаженного Максима Московского с приделом в честь прп. Максима Исповедника. Около сорока лет хранились мощи блаженного в этом храме. В 1737 году произошел сильный пожар, во время которого сгорел храм во имя Максима Московского. Уцелевшие части мощей блаженного Максима были благоговейно собраны и переданы в Максимовский храм в 1768 г. Священнику этого храма Никите Иванову было поручено изготовить кипарисовый ковчег, украшенный серебром, что и было им исполненено в 1770 году.
В «Повести» о перенесении мощей блаженного Максима сказано: «О святом же житии его и чудесех его глаголют мнози, еже была не малая книга написаная, но не вем, како из церкви изгибе или кто у прежде бывших священников взял ради списания».
☦️
Святитель Ти́хон Задонский, епископ Воронежский.
Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц.
В 1761 г., на 37 году жизни, иеромонах Тихон по явному указанию свыше был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763–1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.
Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767–1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4–5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи, пощади. Господи, помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз в доме знакомого он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к православной вере и после стал добрым христианином.
Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», – писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый: «Сокровище духовное, от мира собираемое».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-zadonskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/
• Молитвы и Богомыслия к ним святителя Тихона Задонского
• Об истинном христианстве. Книга 1
• Об истинном христианстве. Книга 2
• Сокровище духовное от мира собираемое
• Плоть и дух
• Наставление христианское
• Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами
• Наставления, писанные для монашествующих
• Наставление о христианской обязанности родителей
• Об истине Евангельского учения
• Наставления о личных обязанностях каждого христианина
• Размышления на псалмы и замечания из текстов
• Размышления. Напутствия. Советы
• Об истинах православно-Христовой веры и Церкви
• Должность священническая
• Письма келейные
• Из келейных писем
• Письма посланные
• Письма
• Симфония по творениям свт. Тихона Задонского
• Алфавитный указатель к сочинениям святителя Тихона Задонского
• Слова, сказанные Воронежской пастве
• Краткие нравоучительные слова
☦️
Священномученик Иоа́нн Шишев, пресвитер.
Священномученик Иоанн Шишов (в некоторых источниках встречается написание: Шишев) родился в 1867 году. Предположительно, его отцом был псаломщик Флоро-Лаврской церкви села Пироговского Камышловского уезда Иоанн Филиппович Шишов. В 1880 году Иван окончил курс обучения в Далматовском духовном училище по второму разряду и поступил в Пермскую Духовную семинарию. Трудно судить о причинах его низкой успеваемости, но учился Иван Шишов не очень хорошо: так, по окончании первого класса семинарии он имел переэкзаменовки по Священному Писанию и математике, а после второго класса – по греческому языку. В 1886 году Иван Иванович окончил семинарию по второму разряду и вступил в брак с дочерью священника Иоанна Николаевича Оранского Ольгой. Впоследствии у них родилось трое детей: сыновья Владимир и Петр и дочь Елизавета.
Много скорбей пришлось перенести отцу Иоанну и матушке Ольге из-за своих детей. Отец Иоанн желал, чтобы его первенец Владимир, родившийся в 1890 году, стал священником, и отдал его для обучения в духовную семинарию. Однако Владимир, обладая незаурядными способностями к живописи, оставил семинарию и уехал в Екатеринбург, где тайно от отца поступил в рисовальную школу. Конечно, такой самовольный поступок сына не мог не принести родителям большого огорчения. Впоследствии Владимир Иванович продолжил обучение в Казанской художественной школе (позднее – училище) у известного русского живописца Н. И. Фешина, а в 1914 году был призван в действующую армию. Почти сразу же он попал в австрийский плен и в течение нескольких лет находился при лагере «Визельбург». Там он делал зарисовки для австрийских крестьян и нередко получал за это «вознаграждение» – молоко, хлеб, сало, благодаря которым он и его товарищи могли поддерживать свои силы. Владимир возвратился к родителям только в 1918 году – после долгих лет мучительной для них разлуки…
Дочь отца Иоанна Елизавета скончалась в возрасте двенадцати лет. После ее смерти отец Иоанн и матушка Ольга удочерили девочку-сироту Зою, которая впоследствии вышла замуж, имела дочь, но умерла также в молодом возрасте. «Искушения и скорби, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца с упованием на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом…». Те скорби, что переносил отец Иоанн в течение всей своей жизни, вероятно, как бы подготовили его к принятию, с полной верой и смирением, чаши мученичества, которую Богу было благоугодно послать ему.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-shishev
☦️
Священномученик Иоаса́ф Панов, пресвитер.
Священномученик Иоасаф Панов родился в 1860 году в семье священника Стефана Панова и его супруги Агнии Александровны. И мать, и отец его происходили из благочестивых семей: Агния Александровна была дочерью протоиерея Александра Левитского, а отец Стефан с детства воспитывался в доме священника Стефана Горных, который был его приемным отцом.
У отца Стефана Панова родилось семеро детей: сыновья Иоасаф, Михаил, Леонид, Африкан и Григорий и дочери Евгения и Августа. Будучи воспитаны в истинном благочестии, трое сыновей: Иоасаф, Михаил и Леонид — впоследствии приняли священнический сан. Позднее, уже в советское время, священником стал и один из внуков отца Стефана — Гавриил Михайлович Панов.
В 1875 году Иоасаф окончил Далматовское Духовное училище, а затем в течение нескольких лет был псаломщиком в Вознесенском соборе Екатеринбурга. В 1889 году его рукоположили в сан диакона, и он стал исполнять свое служение в Свято-Николаевской церкви Верхне-Туринского завода Верхотурского уезда. Через два года, в апреле 1891 года, указом Преосвященного Поликарпа, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, отец Иоасаф удостоился возведения в священнический сан и был переведен для служения в село Нижнее Екатеринбургского уезда.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-panov
☦️
Священномученик Константин Попов, пресвитер.
О священномученике Константине Ивановиче Попове известно мало. Он служил в церкви села Лягушинское Верхотурского уезда Пермской губернии. 13 августа 1918 года он был расстрелян в селе Егоршино большевиками, захватившими власть.
☦️
Священномученик Серафи́м (Звездинский), Дмитровский, епископ.
Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иоанн Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в Единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос.
В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника в Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов.
7 апреля 1883 года, в четверг шестой седмицы Великого поста, у него родился сын Николай, будущий епископ Серафим. Впоследствии владыка вспоминал слова из Триоди постной, которые читались в день его рождения за Церковным богослужением: Даждь Ми, сыне, твое сердце, очи же твои Моя пути да соблюдают (на вечерне 2-е чтение, Притч. 23, 26) и видел в них пророчество о своем монашестве.
В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга отца Иоанна, и Николай трех лет остался без матери.. По нежной любви отец Иоанн был ему не только отцом, но и матерью: всегдашняя его теплота и ласка не давали ощущать Коле, что он сирота, не имеющий материнского покрова.
Рассказывая о своем детстве, владыка отмечал, что его, маленького, неопустительно будили в церковь к ночной службе под праздники. Утреня по единоверческой традиции совершается ночью. И в холод, и в непогоду его вели в храм, где он часто засыпал, но присутствие на богослужении считалось необходимым для воспитания.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-zvezdinskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdinskij/
• Богородичное правило
• Молитвы, составленные в заключении
• Ангелы
• Друг Христов Лазарь
• Пять шагов ко Христу
• О монашеском постриге
• Письма
• Проповеди
• Проповеди о Божественной Литургии
• Путь архиерейский
☦️
Священномученик Николай Орлов, пресвитер.
Священномученик Николай Петрович Орлов родился 15 февраля 1881 года в селе Рыбницы Больше-Сольского уезда Костромской губернии в потомственной священнической семье. После окончания Ярославской Духовной семинарии, Николай получил назначение в село Петропавловское, километров в пятнадцати от Рыбниц – преподавать в народном училище.
Будущий священномученик женился и в 1911 году принял священный сан, будучи приписан к церкви родного села. В этой церкви и в соседнем селе Бор служило несколько поколений Орловых – в общей сложности более ста лет: крестили, венчали, соборовали практически всё местное население. Отец священномученика протоиерей Петр Гурьевич прослужил в рыбницкой церкви 44 года, его сыну столь долго прослужить не было суждено.
Когда в лихие 1930-е на отца Николая начались гонения, он, чтобы не навлечь беду на своих прихожан, у которых по очереди квартировал, попросил старосту церкви приспособить для жилья пристроечку к храму. В бывшей кладовке в одно окно были сделаны нары, семья священника смогла здесь поселиться.
Трижды батюшка был репрессирован. Третий и последний арест состоялся 5 июня 1937 года. Священнику было приписано «участие в контрреволюционной группировке и в антисовестких сборищах». Виновным себя он не признал. 25 августа 1937 года тройка УНКВД СССР по Ярославской области приговорила иерея Николая Орлова к высшей мере наказания и 26 августа он был расстрелян.
☦️
Священномученик Иа́ков Архипов, пресвитер.
14 октября 1888 года в селе Беленицыно Владимирской губернии, в бедной крестьянской семье Ивана Архипова родился мальчик Яков. С детских лет возлюбивший Господа, он был одарен прекрасным голосом. Будучи еще юным отроком, он решил покинуть отчий дом. До 1914 года он «ходил по разным церквам в качестве церковного певчего», а затем служил псаломщиком в Пошехонском и Даниловском уездах, преподавал пение в училище с. Ермаково. Там он встретился со своей будущей супругой Анной Николаевной.
В 1919 году Яков был призван в Красную армию. И здесь Господь берег свое чадо – он служил руководителем хоровой секции.
После демобилизации Иаков Архипов принял священный сан, и в 1921 году был назначен священником в Преображенский собор уже тогда закрытого Спасо Геннадиева монастыря. Общение с монахами обители, частые совместные богослужения способствовали тому, что отец Иаков, направленный через девять лет в обычный приходской храм, продолжал служить «по-монастырски».
Глядя на голодный обираемый народ, он все силы свои отдавал на служение Господу и несчастным обездоленным людям. Его горячая молитва сразу же нашла отклик в сердцах верующих. В церкви с. Воскресенье-Руново (ныне с. Руновское Тутаевского района) число прихожан стало заметно возрастать.
Несмотря на крестьянское происхождение и всего лишь трехлетнее обучение, о. Иаков производил впечатление человека образованного. Он много читал, грамотно писал, интересовался науками. Книг в доме было много. Жила семья священника бедно, но, по воспоминаниям прихожан, батюшка «последнее мог отдать».
Самоотверженное служение простого сельского священника было расценено ОГПУ как «контрреволюционная агитация». 1 декабря 1930 года о. Иаков был арестован и осуден на три года концлагерей. Срок он отбывал в Казахстане. Дома остались без всяких средств к существованию жена и пятеро детей.
В 1934 году о. Иаков вернулся из ссылки. Место священника в Рунове оказалось занято, и он некоторое время служил в селе Верхне-Никульское, снова в разлуке с родными. После смерти настоятеля Воскресенской церкви батюшка вернулся домой и в свой храм.
В 1937 году началась новая волна арестов. 5 августа о. Иакова вновь арестовали как «члена повстанческой кулацкой контрреволюционной группы». Свою вину он отрицал, никого не оговаривая.
26 августа, в день памяти иконы Божией Матери «Страстная», о. Иаков был расстрелян. Место его захоронения неизвестно.
☦️
Священномученик Алекси́й Введенский, диакон.
Священномученик диакон Алексий – Алексей Васильевич Введенский – родился 19 февраля 1903 года в селе Прусово Ярославской губернии в семье священника. Образование он получил в трехлетней школе и Ярославском духовном училище. В 1925 году будущего священномученика рукополагают в сан диакона и он начинает служить в церкви села Петропавловское Больше-Сольского уезда Ярославской области.
Сразу отец Алексий был лишен избирательных прав, а 3 февраля 1930 года его арестовывают по групповому делу «группы священнослужителей и мирян Боровского р. Ярославского округа». Было предъявлено обвинение в «систематической антисоветской агитации, попытках призыва к массовым беспорядкам, создании антисоветской группировки». Отца Алексия приговаривают к 5 годам исправительно-трудового лагеря с конфискацией имущества и высылкой семьи (жена и ребенок).
Из Ярославского специзолятора священномученик был препровожден на Беломорканал, затем переправлен в Темниковский ИТЛ ОГПУ в Северный край. В 1934 году отец Алексий выходит на свободу, возвращается в свое село и возобновляет диаконское служение. Почти сразу его опять арестовывают и приговаривают к 1 году принудительных работ.
После отбытия заключения о.Алексий временно работал на энерго-комбинате, надеясь вернуться к церковному служению. Третий и последний арест состоялся 21 июня 1937 года. В Больше-Сольском РО НКВД диакону Алексию предъявили обвинение в «антисоветской агитации» и «участии в контрреволюционной церковной группе». Вины своей он не признал, не подписав и клеветы на своих ближних. Тройка при УНКВД по Ярославской области приговорила его к высшей мере наказания. 26 августа 1937 года диакон Алексей Введенский был расстрелян.
☦️
Мученик Васи́лий Александрин.
Василий Афанасьевич Александрин родился 8 февраля 1872 года в селе Вертелим Инсарского уезда Пензенской губернии (впоследствии Старошайговский район республики Мордовия). Из разных сохранившихся воспоминаний мы можем заключить, что Василий Афанасьевич был человек основательный во всем. До революции он имел большое крепкое хозяйство: ему принадлежало 10 га собственной земли и он арендовал еще до 70-80 га; скота держали достаточно (3-4 лошади, 5 коров, 40 овец); в делах ему помогали два постоянных работника и ежегодно нанималось 10-15 сезонных рабочих. Семья у Василия Афанасьевича тоже была большая: жена и трое детей.
Односельчане уважали Василия Афанасьевича, и в 1918 году приходским собранием он был избран псаломщиком в храм родного села, а 14 августа утвержден в должности Пензенским епархиальным управлением. Прихожане отмечали в Василии Афанасьевиче доброжелательность, трудолюбие, умение сочувствовать, оказать необходимую поддержку. В августе 1929 года священник храма, в котором служил будущий мученик, по требованию местных властей составил его характеристику, в которой указывалось, что Александрин «поведения отлично-хорошего, обязанности псаломщика знает, читает, поет превосходно, заведует хором, к службам церковным является аккуратно и своевременно, в небогослужебное время проводит жизнь подобающе православному христианину».
Возможно, такое отношение причта и верующих подтолкнуло в 1929 году членов сельсовета не только раскулачить и лишить его избирательных прав, но и принять решение о необходимости выселения его за пределы села. Однако Василий Афанасьевич выехал из села сам в неизвестном для односельчан направлении и вернулся только в 1932 году. В это время его восстановили в правах, и к нему снова потянулись верующие.
В 1934 году власти решили отдать церковное здание под кузницу МТС. В конце июля прихожанки церкви села Вертелима окрыто заявили в сельсовете, что храм не отдадут, а Василий Афанасьевич стал твердым заступником женщин в деле сохранения церкви. Церковь верующим оставили, но псаломщика, как основного виновника неподчинения, решением сельсовета арестовали и некоторое время содержали под стражей.
Оказавшись на свободе, Василий Афанасьевич снова аккуратно и добросовестно исполнял свои обязанности в местной церкви, одновременно его приглашали в село Шагаево (ныне Нижегородской области) участвовать в совершении служб. Столь твердый в своих религиозных убеждениях человек в то время не мог не быть репрессирован еще раз.
17 октября 1937 года Василий Афанасьевич был вновь арестован и обвинен в «контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации». При аресте и обыске в его квартире были обнаружены книги религиозного содержания в количестве 16 штук и «крест медный». Все указанные предметы были конфискованы. На допросах Василий Афанасьевич держался мужественно, не скрывал своих убеждений и не очернял других людей. В декабре 1937 года был оглашен приговор: 10 лет лагерей.
С февраля 1938 года Василий Афанасьевич Александрин отбывал заключение в Унженском исправительно-трудовом лагере на станции Сухобезводное Горьковской области, где скончался 26 августа 1942 года, не перенеся бесчеловечно тяжелых условий содержания заключенных.
☦️
Икона Богородицы Минская.
Минская икона Пресвятой Богородицы в конце X века была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году – 12 мая), в которой и пребывала более 500 лет. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, некий татарин, сорвав с чудотворной иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр.
Через некоторое время святой образ Царицы Небесной чудесным образом явился в Минске на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. Это произошло 13 августа 1500 года, поэтому и празднование чудотворному образу было установлено в этот день.
В 1616 году святая икона была перенесена в Минскую церковь в честь Сошествия Святого Духа.
На иконе, помещенной с левой стороны иконостаса, изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными красками на деревянной доске и в 1852 году покрыта серебряной ризой, над ликами Богоматери и Спасителя, держащего в левой руке державу – вызолоченные венцы с драгоценными камнями. На ризе внизу вычеканена следующая надпись: «Сия икона Божией Матери с Младенцем Иисусом, поставленная великим князем земли Русския св. Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви, а по разорении Киева татарами явившаяся 13 августа 1500 года в г. Минске, на реке Свислочи, и помещенная в замковой церкви, впоследствии же перенесенная в кафедральный собор, 1852 г. усердием православных облечена в новую серебряную ризу».
☦️
Икона Богородицы «Страстна́я».
Страстная икона Пресвятой Богородицы получила название от того, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем, в 1654 году, Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также Страстные иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-strastnaja
☦️
Икона Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).
На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три с правой. Такое изображение Божией Матери еще встречается на иконе «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», на которой только мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.
Самой Семистрельной иконе не менее 600 лет. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры.
Церковная память этой иконе совершается 13 августа (вместе со «Страстной» иконой Богородицы)
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-umjagchenie-zlyh-serdec-semistrelnaja