22 августа 2024
⏳ 2024.08.22 (чт)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 9я по Пятидесятнице (глас 7й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 22 августа (9 августа)
• (Успенский пост)
• (Попразднство Преображения Господня)
• ап. Матфи́я (ок. 63)
• мч. Антония Александрийского (?)
• прп. Псоя Египетского (IV)
• мчч. Иулиа́на, Маркиа́на, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фо́тия (Фо́ки), Петра, Леонтия, мц. Марии патрикии и др. (730)
• свт. Филаре́та Черниговского (1866) 📚
• прмц. Маргариты (Гунаронуло) (1918)
• Собор Соловецких святых
☦️
Апостол Матфи́й.
Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь «посылал по два пред лицем Своим» (Лк.10,1). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян.1,15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян.6:2, 8:14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/13
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/659
☦️
Мученик Анто́ний Александрийский.
Мученик Антоний, уроженец города Александрии, был христианин. За исповедание веры его повесили на древе и строгали тело железом, а затем приговорили к сожжению. Уже стоя на костре, он с кротостью убеждал предстоявших работать не телу, но душе, стремящейся к Богу. После того, как костер прогорел, тело святого осталось неповрежденным. Время его кончины неизвестно.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/660
☦️
Преподобный Псой Египетский.
Преподобный Псой был ученик преподобного Пахомия Великого (память 15 мая) и подвизался в IV веке в Египетской пустыне.
☦️
Мученики Иулиа́н, Маркиа́н, Иоа́нн, Иа́ков, Алекси́й, Дими́трий, Фо́тий, Петр, Лео́нтий и Мария патрикия.
Мученики Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария патрикия, протоспафарий Григорий и прочие пострадали за святые иконы в 730 году при императоре иконоборце Льве Исаврянине (717–741). Император низверг с патриаршего престола святого патриарха Германа (715–730) и послал его в заточение, а на патриарший престол незаконно возвел иконоборца Анастасия (730–753). По императорскому указу все иконы должны были быть изъяты из храмов и домов и уничтожены. В Константинополе над так называемыми «медными» воротами со времен святого благоверного царя Константина Великого (324–337) была укреплена чудотворная икона Спасителя, сделанная из меди. Эту икону император и патриарх Анастасий приказали снять. Воин приставил лестницу и влез наверх, чтобы снять икону. Собравшийся народ возмутился этим святотатством. Среди толпы находилась патрицианка (патрикия) Мария, женщина знатного рода; она, а вслед за ней и многие другие бросились к лестнице и потянули ее от стены, чтобы не дать воину дотронуться до иконы. Лестница обрушилась, стоявший на ней воин упал и разбился насмерть. Это было 19 января 730 г. В защите иконы приняли участие также протоспафарий (начальник воинов) Григорий и преподобномученица дева Феодосия (память 29 мая). Узнав об этом, император тут же предал смерти множество православных, имена и число которых знает только Господь. Мученическую смерть принял и протоспафарий Григорий. Но некоторые православные из знати – Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий и Петр – были заключены в темницу и содержались там около 8 месяцев, каждый день принимая по 500 ударов; силою Христовою они в этих мучениях оставались живыми и мужественно переносили страдания. По приказу императора им сожгли лица раскаленным железом и отрубили головы. Святая Мария патрикия, которая не была заключена в тюрьму, узнав о предстоящей казни, добровольно приняла мученическую кончину. Тела мучеников были зарыты в Пелагиевой местности близ храма святого мученика Феодора и обретены нетленными через 139 лет.
☦️
Святитель Филаре́т (Гумилевский), архиепископ Черниговский.
Будущий святитель Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский) – родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевка, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника.
Первоначальное воспитание и образование получил в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей в 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.
Во время учебы в Шацком духовном училище Тамбовский Преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание малый рост и смирение Димитрия, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (лат. humilis – низкий).
В 1826 году Димитрий поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 года (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя – беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 года рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года – во иеромонаха.
27 января 1835 года Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. 9 марта 1837 года на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.
В октябре 1841 года великий московский святитель Филарет назначил архимандрита Филарета на Рижскую кафедру. 21 декабря 1841 года в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 года он отправился в Ригу.
Владыка Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия. Семь лет архиерейского служения в Риге – это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении (латышах и эстонцах) замечалась тяга к православию и самобытной культуре – богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ.
В 1848 году епископ Филарет перемещен на Харьковскую кафедру. В Харькове и Чернигове святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труды. В монастырях учреждал общежития, не оставлял без внимания храмоздания и их церковное благолепие.
В 1857 году он был возведен в сан архиепископа. 2 мая 1859 года назначен архиепископом Черниговским и Нежинским. Во время холеры 1866 года он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует его ободрить». В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст десятки тысяч людей, сменяя друг друга, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова, и прекратилась.
Бесценным творением его пера является «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», где, в частности, содержится история многих приходов и жития подвижников благочестия Старобельского уезда.
14 апреля 2009 года прославлен Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых Черниговской епархии.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-filaret-gumilevskij-chernigovskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/
• Православное Догматическое богословие. Том 1
• Православное Догматическое богословие. Том 2
• Историко-статистическое описание Харьковской епархии
• История Русской Церкви. Период I
• История Русской Церкви. Период II
• История Русской Церкви. Период III
• История Русской Церкви. Период IV
• История Русской Церкви. Период V
• Сокращенная история Русской Церкви
• Богослужение Русской Церкви до монгольского времени
• Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви
• Историческое учение об Отцах Церкви. Том I
• Историческое учение об Отцах Церкви. Том II
• Историческое учение об Отцах Церкви. Том III
• Обзор русской духовной литературы
• Опыт объяснения на послание апостола Павла к галатам
• Учение Евангелиста Иоанна о Слове
• Беседа в неделю 17-ю по Пятидесятнице
• Беседа в неделю 27-ю по Пятидесятнице
• Беседа в неделю жен Мироносиц, в Хорошевской женской обители
• Беседа в неделю о Закхее
• Беседа в третью неделю Поста
• Беседа на псалом 50, во вторую неделю Поста
• Беседы на притчу о блудном сыне
• Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа
• Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского
• Слово в день Богоявления Господня
• Слово в день Вознесения Господня
• Слово в день Преображения Господня
• Слово в неделю 28-ю по Пятидесятнице
• Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице
• Слово в неделю мытаря и фарисея
• Слово в неделю Мясопустную
• Слово в неделю десятую по Пятидесятнице
• Слово в неделю Сыропустную
• Слово в неделю шестнадцатую по Пятидесятнице
• Слово в понедельник первой недели Поста
• Слово в пяток первой недели Великого поста, на утрени
• Слово в четверток первой недели Великого поста
• Слово второе в неделю Православия
• Слово первое в неделю православия, в начале обряда православия
• и др. (жития, описания, письма)
☦️
Преподобномученица Маргарита (Гунаронуло), игумения.
Преподобномученица Маргарита (Гунаронуло Мария Михайловна) – по происхождению гречанка, родилась примерно в 1865–1866 гг. До принятия иночества Мария Михайловна проживала в Киеве. Духовником ее был протоиерей Александр Корсаковский, настоятель Киево-Георгиевской церкви, в приходе которого она жила.
…
После иноческого пострига монахиня Маргарита стала насельницей женской монашеской общины «Отрада и Утешение» (Серпуховский уезд, Московская губерния), где игуменией была престарелая графиня Орлова-Давыдова. Этот период жизни явился для нее тяжелым испытанием, потребовавшим большого мужества, терпения и смирения.
Указом Св. Синода (18 января 1917) монахиня Маргарита была назначена на вакансию настоятельницы Мензелинского Пророко-Ильинского женского монастыря Уфимской губернии с возведением ее в сан игумении. Это назначение состоялось благодаря стараниям князя Жевахова, бывшего к тому времени товарищем обер-прокурора Св. Синода. Возведение в игуменский сан происходило в Москве, в присутствии Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, чрезвычайно (по воспоминаниям князя) полюбившей матушку Маргариту.
…
Всего к 1917 г. в монастыре проживало 50 монахинь и 248 послушниц. Умная и образованная игумения славилась своей строгой аскетической жизнью и устроением жизни монастырской в духе древнего благочестия. Она равно заботилась и о внешнем благоустроении обители, и о внутреннем духовном мире насельниц монастыря.
Служение матушки Маргариты началось в смутное время. В апреле 1917 г. революционная волна докатилась до Ильинского монастыря. Во время гражданской войны территория Уфимской губ. много раз переходила от красных к белым и обратно. По постановлению Временного правительства церковно-приходские школы должны были перейти в ведение Министерства народного просвещения. Игумении Маргарите удалось защитить монастырскую школу от этой передачи.
…
По рассказу бывшей насельницы Пророко-Ильинского монастыря монахини Алевтины, игумения Маргарита в какой-то момент решила уйти с белыми и не оставаться при власти большевиков: «Она уже была на пристани, когда ей явился образ Святителя Николая, произнесший: «Зачем ты бежишь от своего венца?». Потрясенная видением, игумения вернулась в монастырь и поведала о происшедшем монастырскому священнику. Она попросила этого священника заранее заготовить для нее гроб, а после отпевания похоронить ее в тот же день».
…
В ночь с 10-го на 11-е августа 1918 г. (н. ст.) большевики внезапно покинули г. Мензелинск. Жители создали добровольческий отряд по охране города и установили связь с отрядами Народной (Белой) армии. 21 августа большевики снова повели наступление на Мензелинск. Отряд Народной Армии и отряд по охране города в течение 4-х часов выдерживали натиск противника, но большевики ворвались в город и устроили форменную резню… Число расстрелянных в Мензелинске 21–22 августа достигало 150–200 человек. В той кровавой расправе погибла и игумения Маргарита. По другим сведениям, игумения Маргарита была арестована во время службы.
…
Через линии фронтов Гражданской войны до князя Н. Жевахова дошли следующие подробности убийства матушки: «В начале октября 1918 г. ворвавшись в монастырскую ограду, большевики пожелали осквернить храм, но игумения не пустила их туда. Матушка безбоязненно вышла к толпе пьяных и вооруженных до зубов большевиков и кротко сказала им: «Смерти я не боюсь, ибо только после смерти я явлюсь ко Господу Иисусу Христу, к Которому всю жизнь свою стремилась. Вы только ускорите мою встречу с Господом… Но я хочу терпеть и страдать в этой жизни без конца, лишь бы только вы спасли свои души… Убивая мое тело, вы убиваете свою душу… Подумайте над этим».
В ответ на эти слова посыпались площадная брань и требования открыть храм. Игумения наотрез отказала, а большевики сказали ей: «Так смотри же: завтра рано утром мы убьем тебя»… С этими словами они ушли. После их ухода, заперев на запоры церковную ограду, игумения Маргарита вместе с сестрами отправилась в храм Божий, где провела всю ночь в молитве, а за ранней обедней причастилась. Не успела игумения выйти из храма, как большевики, видя матушку сходящей с амвона, взяли ее на прицел и в упор выстрелили. «Слава Тебе, Боже!» – громко сказала игумения Маргарита, увидя большевиков с установленными против нее ружьями, и… замертво упала на пол, пронзенная ружейными пулями извергов».
Игумения Маргарита была расстреляна 9/22 августа 1918 г.
Сохранилось свидетельство о мученической кончине игумении Маргариты из уст насельницы монастыря монахини Алевтины: «На следующий день [после оставления Мензелинска белыми] игумению Маргариту как якобы «контрреволюционерку» арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Св.Таин, несмотря на ее об этом просьбы, расстреляли».
Сестры монастыря после отпевания похоронили игумению-мученицу подле алтаря соборного Вознесенского храма, где она была казнена.
Из воспоминаний М.В. Михайловой, дочери мензелинского священника: «Рассказывали, что в 1970-е годы около закрытого тогда собора Мензелинского монастыря решили копать яму за самым алтарем и внезапно натолкнулись на гроб. В нем оказались нетленные останки монахини с крестом на груди. Гроб сей не потревожили, зарыв эту могилу, а для ямы нашли другое место. По-видимому, это и была игумения Маргарита. Говорят еще, что было предсказание одного великого русского святого [кажется, Амвросия Оптинского] о Мензелинском монастыре, что при одной настоятельнице храм поставят, другая будет мученицей, а при третьей – колокола падут. Так и случилось. Игумения Маргарита стала мученицей, а при последней настоятельнице сняли с церкви колокола и монастырь закрыли…».
26.10.1999 года игумения Маргарита была канонизирована как местночтимая святая Уфимской епархии.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-margarita-gunaronulo
☦️
Собор Соловецких святых.
Собор Соловецких святых – празднование Русской Православной Церкви в честь святых Соловецкой обители (9 / 22 августа).
…
Примечание:
Прославленные подвижники, пострадавшие в обители во времена безбожных гонений XX века, составляют особый Собор новомучеников и исповедников Соловецких (10 / 23 августа).
…
В Собор Соловецких святых входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-soloveckih-svjatyh