10 августа 2024
⏳ 2024.08.10 (сб)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 7я по Пятидесятнице (глас 5й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 10 августа (28 июля)
• апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Тимо́на, Парме́на (I)
• мчч. Иулиа́на (II), Евста́фия (ок. 316), Ака́кия (ок. 321)
• прп. Павла Ксиропотамского (820)
• прп. Моисея Печерского (XIII–XIV)
• свт. Питири́ма Тамбовского (1698)
• cщмч. Николая Пономарева (1918)
• прмч. Василия (Эрекаева), прмцц. Анастасии (Камаевой), Елены (Асташикиной), мчч. Аре́фы (Ерёмкина), Иоанна (Ломакина), Иоанна (Сельманова), Иоанна (Милёшкина), мц. Мавры (Моисеевой) (1937)
• Собор Тамбовских святых
• иконы Божией Матери Смоленская, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046)
• икон Божией Матери: Гребневская (1380), «Умиление» Серафимо-Дивеевская (1885), «Одигитрия» Устюженская (1290), «Одигитрия» Выдропусская (XV), «Одигитрия» Христофоровская (XVI), «Одигитрия» Супрасльская (XVI), «Одигитрия» Югская (1615), Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская) (1624), «Одигитрия» Шуйская (1654–1655), «Одигитрия» Костромская (1672), «Одигитрия» Седмиезерная (XVII), «Одигитрия» Сергиевская (в Лавре) (1730)
☦️
Апостол от 70-ти Про́хор Никомидийский, епископ.
Апостол от 70-ти Никано́р, диакон.
Апостол от 70-ти Тимо́н Бострийский, епископ.
Апостол от 70-ти Парме́н, диакон.
Святые апостолы от 70 Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой.
В книге Деяний апостолов (Деян.6:1-6) рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их на диаконское служение.
Святая Церковь совершает их общую память 28 июля, хотя они скончались в разное время и в разных местах.
Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра и от него поставлен епископом в город Никомидию. После Успения Божией Матери Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). По возвращении в Никомидию святой Прохор обращал язычников ко Христу в городе Антиохии и там принял мученическую кончину.
Святой Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан.
Святой Тимон был поставлен апостолами во епископа города Бастории в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Он был брошен в печь, но силой Божией вышел из нее невредимым. Предание Римской церкви говорит, что святой Тимон скончался распятым на кресте.
Святой Пармен усердно проповедовал Христа в Македонии. Умер он от посетившей его болезни. Существует также мнение, что святой Пармен пострадал при Траяне (98–117) в последний год его царствования, приняв мученическую кончину.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/627
☦️
Мученик Иулиа́н Далматский, Атинский.
Святой мученик Иулиан пострадал в царствование Антонина Пия (138–161) в итальянской провинции Кампании. Правитель Флавиан дал приказ разыскивать христиан и приводить к нему на суд. В то время из Далмации прибыл в Кампанию юный христианин Иулиан. Встретив воинов правителя, он приветствовал их словами: «Мир вам, братья!» Воины начали допрашивать его: откуда он и какую веру исповедует. Иулиан, желая пострадать и умереть за Христа, бесстрашно признался, что он христианин. Воины удивились мужеству юноши, но, исполняя приказ, связали и повели его к правителю. «Посмотрим, – говорили они, – насколько верны твои слова, что хочешь умереть за Распятого».
Перенося побои, святой молился Господу, чтобы Он даровал ему силы претерпеть мучения до конца. Молитва была услышана, и он услышал Голос: «Не бойся, Иулиан, Я буду с тобой и дам тебе силы и мужество». Святой юноша был заключен в темницу, называемую «Холодный ров», в которой его держали семь дней без пищи и воды. Ангел же Божий приносил пищу и укреплял исповедника.
На следующем допросе правитель укорял святого, говоря, что стыдно такому красивому юноше поклоняться Распятому на Кресте, и убеждал принести жертву идолам. Святой Иулиан смело отвечал, что готов умереть за истинную веру. Правитель повелел привязать юношу к дереву и бить его. Мученик стал молиться и снова услышал Голос: «Не бойся, Иулиан, стой мужественно». Святой Иулиан, обратившись к стоявшей вокруг толпе, сказал: «Слушайте, окаянные, не надейтесь на своих богов, которых вы сделали своими руками. Познайте Бога, Который создал из ничего Небо и землю». После его слов обратилось к вере во Христа более 30 человек, а святого опять отвели в темницу. Утром, когда начались новые истязания, сообщили, что храм языческого бога Сераписа вместе со стоявшим в нем идолом разрушился. Все пришли в изумление и ужас, а христиане возрадовались и прославили Христа Бога. Язычники же приписали это разрушение волшебной силе Иулиана и потребовали его скорейшей казни. Убийство святого юноши решили совершить на месте разрушенного языческого храма. Перед казнью святой Иулиан преклонил колена и помолился, благодаря Господа, сподобившего его принять смерть за Святое Его Имя. В третий раз услышал он Голос, призывавший в Царство Небесное. Святого мученика усекли мечом, и он отошел ко Господу, Которого возлюбил больше временной жизни.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/630
☦️
Мученик Евста́фий Анкирский.
Святой мученик Евстафий был воином. За исповедание христианской веры был схвачен и приведен к начальнику города Анкиры. На допросе святой твердо и мужественно исповедал себя христианином и был предан мучениям. Его нещадно били, просверлили пятки и, обвязав веревкой, поволокли по городу к реке Сагки (Сангари). На берегу реки мученика положили в деревянный ящик и бросили в воду. Ангел Божий вынес ящик на берег. Святой, находясь в ящике, пел псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…». Видя чудо и чувствуя себя посрамленным, правитель, вынув меч, убил сам себя. Святой мученик, приняв Причастие из рук Ангела, предал дух свой Богу († ок. 316). Честные мощи его были погребены в городе Анкире.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/628
☦️
Мученик Ака́кий Апамейский, Милетский.
Святой мученик Акакий был предан суду за веру во Христа. Три правителя пытались заставить святого мученика принести жертву идолам, подвергнув его жестоким мукам. Правитель Ликиний повелел рвать тело святого Акакия орудиями пытки, а потом послал его к правителю Терентию, который повелел бросить Акакия в котел, наполненный кипящей смолой и салом, но мученик остался невредим. Терентий отправился в города Апамею и Аполлонию и приказал вести мученика за собой. В одном из этих городов святого Акакия ввели в языческий храм, но по его молитве упали все стоявшие там идолы. Святого сильно избили и отдали на растерзание зверям, когда же увидели его невредимым, то бросили в раскаленную печь. Там мученик также остался невредимым. Правитель, желая проверить, достаточно ли раскалена печь, приблизился к ней и сам сгорел. Тогда святого мученика Акакия отдали на мучения некоему Посидонию, который наложил на святого мученика тяжелые оковы и велел вести его в город Милет, но и там святой своей молитвой сокрушил идолов. Наконец озлобленные мучители обезглавили святого Акакия († ок. 321). Пресвитер именем Леонтий похоронил тело его в городе Синаде (Малая Азия).
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/629
☦️
Преподобный Павел Ксиропотамский.
Преподобный Павел, в миру Прокопий, был сыном константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в построенном им монастыре. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел.
Из смиренномудрия преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток).
Вступивший в то время на престол император Роман, родственник святого Павла, через Прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Свою славу избранника Божия святой Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость – восстановить Ксиропотамскую обитель.
По возобновлении монастыря и освящения соборного храма на святом престоле была возложена часть Честного Древа Животворящего Креста Господня, переданная святому Павлу императором Романом.
Вскоре Ксиропотамская обитель наполнилась множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление монастырем одному из братии, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое безмолвие было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Тогда преподобный испросил у императора средств для постройки новой обители. Так был основан святым Павлом монастырь во имя святого великомученика и победоносца Георгия. Первым настоятелем нового монастыря стал сам преподобный Павел, который и туда принес частицы Честного Древа Креста Господня.
Заранее извещенный Господом о своей кончине, святой созвал к себе братию Ксиропотамской и новой Георгиевской обителей и дал им последнее наставление. В день кончины преподобный Павел надел мантию, прочитал молитву святого Иоанникия, которую произносил постоянно: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе», и приобщился Святых Христовых Таин. Похоронить свое тело святой Павел завещал на полуострове Понгосе (напротив Святой Горы).
Но по воле Божией корабль прибило к берегам Константинополя, где император и патриарх с благоговением приняли тело святого и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами мощи святого Павла были перенесены в Венецию.
☦️
Преподобный Моисе́й Печерский.
Преподобный Моисе́й жил и подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII–XIV вв. Постоянным и любимым подвигом преподобного было псалмопение и бесчисленные коленопреклонения, за что удостоился он дара чудотворения. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
☦️
Святитель Питири́м, епископ Тамбовский.
Святитель Питирим, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года патриарх Иоаким (1674–1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.
Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.
Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме трудами святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи московского Успенского собора значатся «две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены», принадлежавшие святителю Питириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.
Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с православной церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова святитель многих привел к истинной вере. Родная сестра святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.
Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.
Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.
Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил большой деревянный крест с изображением Спасителя.
Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками святителя на месте своих молитвенных подвигов.
Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.
Тело святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ – воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pitirim-tambovskij
☦️
Священномученик Николай Пономарев, диакон.
Священномученик Николай Пономарев родился в 1867 году. После окончания народного училища он в 1885 году был определен на должность псаломщика и стал служить в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда. 18 сентября 1902 года Николай Петрович был переведен к церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Шогрышского, того же уезда, где и провел всю оставшуюся жизнь.
Упоминания о селе Шогрышском встречаются в документах c первой половины XVII века, причем в то время оно именовалось Согрышской деревней. Наименование это произошло от слова «согра» — «болото», поскольку деревня была окружена торфяными болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья.
Каменный храм во имя святителя Николая с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра был построен в селе на средства прихожан в первой трети XIX столетия. К началу ХХ века в селе Шогрышском, вместе с окрестными деревнями, проживало около четырех тысяч жителей, причем среди них не было ни раскольников, ни сектантов, что было редкостью для уральских селений. Жители Шогрышского занимались главным образом земледелием, а также различными промыслами: рубкой дров на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот и тому подобным. По штату к Никольской церкви было положено трое членов причта: один священник, один диакон и один псаломщик. Жили семьи священно- и церковнослужителей в двух домах при церкви.
Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарева. В августе 1916 года он был удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте — в селе Шогрышском. К тому времени ему было уже почти пятьдесят лет. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими духовными переживаниями. Но продолжиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.
Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести одна за другой доходили до отца Николая: в последних числах февраля был арестован и заключен в тюрьму священник близлежащего села Белослудского Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Ряпосова.
Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. В Ирбитском уезде было введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому: в начале июля началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась все более напряженной, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском был зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском — отец Николай Удинцев, в селе Покровском — отец Платон Горных с двумя прихожанами; священника села Сарафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.
Страшная участь постигла и отца Николая Пономарева. 28 июля/10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 28 июля/10 августа до прихода белогвардейских частей 8/21 сентября. В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: был разорен Никольский храм — разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.
В конце 1918 — начале 1919 года имя отца Николая Пономарева было включено в Список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, который был составлен с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.
В 2002 году священномученик Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.
☦️
Преподобномученик Васи́лий (Эрекаев), иеромонах.
Василий Егорович Эрекаев родился в 1879 году в селе Носакино Спасского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу и поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, где подвизался до закрытия пустыни весной 1927 года. Был рукоположен во иеромонаха. Служил в Успенском храме в селе Старая Пичеморга Торбеевского района (ныне объединено с селом Носакино). В 1932 году арестован, вскоре освобожден. Отец Василий был усердным пастырем, часто посещал прихожан в своем селе и окрестных деревнях, объяснял крестьянам православное вероучение и религиозно-нравственные обязанности христианина, предостерегал против опасности уклонения в раскол. Много людей приходило к священнику за духовным наставлением и житейским советом. В марте 1937 года иеромонах Василий (Эрекаев) был арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной деятельности, направленной на свержение советской власти». Виновным себя не признал, заявив, что давал наставления верующим, следуя своему пастырскому долгу. Расстрелян 10 августа 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Мордовской АССР от 5 августа. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
(Архив УФСБ РФ по Республике Мордовия. Д. 5666-С. Т. 1, 2.)
☦️
Преподобномученица Анастаси́я (Камаева), монахиня.
Преподобномученица монахиня Анастасия – в миру Анастасия Леонтьевна Камаева – родилась в 1879 году в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии (в современности Ковылкинский район Мордовии) и происходила из мордовской крестьянской семьи. Она стала монахиней кадомского в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастыря, а после его закрытия жила в Старом Дракине вместе с сестрой, ведя единоличное хозяйство. Даже живя вне монастыря, Анастасия сохраняла монашеский образ жизни, держась в стороне от новых веяний жизни и все мысли устремив к Богу. Матушке Анастасии доверили руководство церковным советом, ее стараниями закупалась церковная утварь, она всегда старалась украсить местный храм и заботилась о том, чтобы для молитвы во время службы верующие могли покупать свечи.
Монахиню арестовали как члена «контрреволюционной (церковно-монархической) группы» и обвинили «в организации контрреволюционных нелегальных сборищ, на которых (она) систематически вела антисоветскую агитацию террористического характера». Матушка Анастасия виновной себя не признала и была расстреляна 10 августа 1937 года по приговору тройки при НКВД МАССР от 5 августа. Монахиня Анастасия (Камаева) была прославлена в лике святых новомучеников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
☦️
Преподобномученица Елена (Асташкина), монахиня.
Преподобномученица Елена – в миру Елена Васильевна Асташкина – родилась в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии в 1878 (по некоторым данным 1882) году в крестьянской семье. Семья жила в достатке, но излишеств не знали. С молодых лет Елена искала иноческого подвига и в 1895 году, с благословения родителей, она ушла в монастырь и стала послушницей Покровского Шиханского монастыря в Городищенском уезде Пензенской губернии. Долгое время она жила при монастыре на испытании, проходя разные послушания, и лишь в 1913 году указом Духовной Консистории была определена в число сестер монастыря. Через некоторое время матушка Елена была переведена в Казанский Мокшанский монастырь. После разгона этой обители в 1917 году она вернулась в село, в котором родилась. У нее появился свой дом, и она самостоятельно вела хозяйство, но продолжала иноческое житие и жила в девичестве.
В 1932 году матушка Елена перебралась в село Шадым Ковлкинского района Мордовской АССР. Заветной ее мечтой было, чтобы в храмах возобновилась служба, чтобы в них звучало церковное пение. Она поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.
В 1937 году монахиню Елену (Асташкину) арестовали и обвинили в том, что она «активная участница контрреволюционной церковно-монархической организации» и в том, что она «проводила пораженческую и антиколхозную агитацию». Виновной себя она не признала, на допросах говорила только о том, что она православная христианка и стремится жить согласно иноческим обетам. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила монахиню Елену к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел.
☦️
Мученик Аре́фа Ерёмкин.
Мученик Арефа (Арефий) Петрович Ерёмкин – родился в 1884 году в селе Красивка Наровчатского уезда Пензенской губернии (современный Торбеевский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Образования он не получил, всю жизнь занимаясь крестьянским трудом. Известно, что у него была жена Фекла и 5 сыновей.
В 1937 году Арефий Петрович был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и обвинен в том, что «под видом религиозных бесед систематически проводил нелегальные сборища, на которых распространял провокационные слухи о падении советской власти, агитировал единоличников не вступать в колхоз». Виновным себя он не признал. 10 августа 1937 года Арефа Петрович Еремкин был расстрелян по приговору тройки при НКВД МАССР, вынесенному 5 августа.
☦️
Мученик Иоа́нн Ломакин.
Иван Васильевич Ломакин – родился в селе Старое Четово Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Торбеевский район) в 1884 году и происходил из крестьянской семьи. Родители Ивана Васильевича были крепкими крестьянами – имели дом, надел земли, одну-две лошади, одну-две коровы, несколько овец, была также своя мельница. В непростое для русского крестьянства время коллективизации, Иван Васильевич не стал разрушать сложившийся в семье уклад и хозяйство свое продолжал вести как единоличник. Глядя на неудачи первых колхозников, он высказывал свои мысли о том, что происходило: он считал, что земле нужен настоящий хозяин, который душу в нее вкладывает и все делает старательно, а колхозники сами еще не разобрались, кто за что отвечает. Ломакин был глубоко верующим человеком, никогда не отказывал странникам в просьбе отдохнуть в его доме. Он постоянно ходил в церковь, а на праздники приглашал к себе священника. Семья Ивана Васильевича была большая – 8 человек.
В 1937 году Ивана Ломакина арестовали и обвинили в том, что он «участник религиозной контрреволюционной организации, по заданию которой проводил антиколхозную агитацию, распространял слухи о войне, свержении советской власти и восстановлении монархического строя». Виновным себя он не признал, не перекладывая ложное обвинение и на других. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Ивана Васильевича Ломакина к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел.
☦️
Мученик Иоа́нн Сельманов.
Иван Ильич Сельманов родился в 1900 году в селе Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Торбеевский район) в крестьянской семье. Отец Ивана Ильича некоторое время занимался торговлей. Иван выучился сапожному мастерству и этим зарабатывал на хлеб. В 1920 году его призвали в Красную Армию. В это время жена его Ольга Евдокимовна ждала первого ребенка, дочь Клавдия родилась в 1921 году и отец увидел ее, когда девочке шел третий год. После окончания гражданской войны Иван вернулся в родное село, продолжал заниматься своим ремеслом. В 1920-е гг. он был лишен избирательных прав из-за происхождения – из торговцев.
Первый арест состоялся в 1931 году. Приговоренный к 10 годам лишения сободы, Иван Ильич был досрочно освобожден из-за серьезной болезни. Он вернулся в родное село Салазгорь и жил здесь до 1937 года. В это время по селам ходили странники и рассказывали, что «царь Романов» остался жив, «только до времени скрывается», что «скоро советская власть падет… страной будет управлять один порядочный человек, не такой, как богохульники».
Странники обещали хорошую жизнь и говорили: «Вот тогда-то православные вновь воспрянут, вспомнят традиции, по которым жили много веков их предки». Ивану Сельманову такие разговоры были абсолютно по душе. Ему очень хотелось, чтобы церкви поскорее открыли, он даже решил не дожидаться обещанного «благоприятного времени» и стал инициатором движения сельчан за открытие местного храма. Последовал арест, в доме Ивана Ильича произвели обыск. В обвинении говорилось: «являлся участником религиозной контрреволюционной организации, вел контрреволюционную антисоветскую антиколхозную агитацию, высказывал террористические намерения по адресу руководителей партии и правительства». На первом же допросе Иван сказал, что не станет признавать за собой того, в чем его обвиняют.
5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Ивана Ильича Сельманова к расстрелу. 10 августа приговор был приведен в исполнение.
☦️
Мученик Иоа́нн Милёшкин.
Иван Васильевич Милёшкин родился в 1902 году в селе Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Торбеевский район) и происходил из крестьянской семьи. В 1924-1926 годах он служил в Красной Армии рядовым, а в 1927 году вернулся в родные края и занялся сельским хозяйством. Переехав в село Мокша Торбеевского района Мордовской АССР, Иван Васильевич вступил в колхоз и даже был избран его председателем.
Первый раз Ивана Васильевича арестовали в 1932 году с обвинением «халатное отношение к служебным обязанностям». Он был приговорен к 1 месяцу исправительно-трудовых работ. Безуспешные попытки научиться жить в новых условиях сблизили его с местными священниками, он стал «странствовать» по селам Торбеевского, Темниковского и Ковылкинского районов, обучаясь сам и обучая других Христовой вере. В те времена долго это продолжаться не могло: второй арест состоялся в 1937 году. В обвинении было сказано: «участник религиозной контрреволюционной организации, выполнял роль связиста (связного) между руководителями и членами группы, руководил нелегальными сборищами и проводил вербовку новых членов». Если «халатное отношение к службе» было для власти большевиков простительно и наказание за него было почти что условным, то все, что связано было с Церковью и вообще религиозностью, в то время немилосердно и несправедливо преследовалось. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Ивана Васильевича Милёшкина к высшей мере наказания и 10 августа он был расстрелян.
☦️
Мученица Ма́вра Моисеева.
Мавра Васильевна Моисеева родилась в 1875 году в селе Шалы Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Атюрьевский район) в крестьянской семье. Известно, что до революции 1917 года она жила в собственном доме, имела середняцкое хозяйство. Относительно благополучная жизнь продолжалось до 1937 года.
Мавре Васильевне хотелось, чтобы храм в селе Шадыме, куда она ходила молиться, был крепок и красив, и она стала собирать с прихожан деньги для проведения ремонта церковного здания. Люди активно откликнулись, наняли артель плотников из 4 человек, которые сделали работу. Вскоре после этого Мавра Васильевна была арестована и ей было предъявлено обвинение в том, что она «участник религиозной контрреволюционной организации… предоставляла свой дом для проведения нелегальных сборищ… возглявляла сбор средств для ремонта церкви». На допросах она рассказывала лишь о том, как собирала деньги на храм и заявила, что веру в Бога она не считает преступлением. Безбожная власть с этим согласна не была: 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Мавру Васильевну Моисееву к высшей мере наказания – расстрелу. 10 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.
☦️
Собор Тамбовских святых.
Собор Тамбовских святых утвержден по благословению святейшего патриарха Пимена в 1988 г.
В Собор входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-tambovskih-svjatyh
☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – «мера в меру» – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, – 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-smolenskaja
☦️
Икона Богородицы Гребневская.
Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города, Донскими казаками, великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.
«Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленная в 1471 году, гласит: «И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар… и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование «за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка»».
В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-grebnevskaja
☦️
Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская.
Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-umilenie-serafimo-diveevskaja