9 января 2024
⏳ 2024.01.09 (вт)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 32я по Пятидесятнице (глас 6й)
• вторник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 9 января (27 декабря)
• (попразднство Рождества Христова)
• (Святки)
• ап. от 70-ти первомч. и архидиакона Стефа́на (34)
• свт. Фео́дора I Константинопольского (ок. 686)
• прп. Феодора Начертанного (ок. 840)
• прп. Вонифа́тия Феофановского (1871) 📚
• сщмч. Тихона (Никанорова) Воронежского (1919)
• мц. Антонины Брянских (1937)
☦️
Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон.
Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т.е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т.е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний апостолов, главы 6-8.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.22).
…
2/15 августа – Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана.
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян.5:34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1143
☦️
Святитель Фео́дор I Константинопольский, архиепископ.
Святитель Феодор, архиепископ Константинопольский, уроженец Константинополя, вел благочестивую жизнь, был возведен в сан пресвитера и служил в соборе Святой Софии, где был также сосудохранителем. В 676 году он был избран Патриархом Константинопольским, но через два года по клевете был низложен. Однако истина восторжествовала, и святой Феодор в 683 году был вновь возведен на Патриарший престол и до самой своей кончины управлял Константинопольской Церковью. Скончался ок. 686 года.
☦️
Преподобный Фео́дор Начертанный, Константинопольский.
Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме от родителей-христиан. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном (память 24 октября) он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.
Когда император-иконоборец Лев 5 Армянин (813–820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811–813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев 5 был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.
При следующих императорах, Михаиле II (820–829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829–842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи – 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, – за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: «Это всё равно, как бы вы сказали: «Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь». После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского. Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия. Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1144
☦️
Преподобный Вонифа́тий Феофановский, Киевский, игумен.
Преподобный Вонифатий Феофановский родился в 1785 году в селе Михайловка Херсонской губернии в семье верующих христиан Феодора и Марии Виноградских. При крещении ему было дано имя Дамиан.
В двадцатилетнем возрасте Дамиан дал обет Богу посвятить себя монашеской жизни, но из-за послушания матери он все же согласился жениться. После свадьбы Дамиан убедил свою жену хранить целомудрие, и они жили как брат с сестрой. В 1811 году будущий подвижник поступил на военную службу и принял участие в Отечественной войне 1812 года. В армии Дамиан прослужил 25 лет, а после выхода в отставку вернулся на родину, где стал довольно успешно вести домашнее хозяйство.
Но мысли о монашестве не оставляли его, и через несколько лет он решил все же выполнить свой обет. С согласия жены, он оставил ей половину имения, а другую часть пожертвовал церкви и неимущим, после чего отправился в Киев.
Сначала Дамиан, вместе со своим наставником юродивым Иоанном Босым, кормил нищих и давал приют путешественникам. Для этого они снимали помещения в двухэтажном цоколе под Андреевской церковью. В 1849 году Дамиан был приписан к Ржищевскому монастырю, но по благословению своего настоятеля он остался в городе продолжать опекаться путешественниками.
Через два года он был принят на послушание в Киевский Михайловский Златоверхий монастырь, где нес послушание гостиничного. В 1854 году он принял монашеский постриг с именем Вонифатий и получил обязанность присматривать за мощами святых угодников. Вскоре Вонифатий был рукоположен во диакона, а в 1860 году — во священника.
В 1861 году в Киев в паломничество прибыли земляки святого, и просили его вернуться домой, чтобы основать там скит. Преподобный обратился к настоятелю Златоверхого монастыря с просьбой отпустить его на родину, но вместо этого он был назначен основателем и устроителем скита в местности Феофания под Киевом (ныне Пантелеимоновский женский монастырь).
При отце Вонифатие в скиту было введено ежедневное богослужение и неусыпное чтение Псалтири, возведен храм в честь Всех Святых, а также монашеские кельи и гостиница. Стараниями святого к скиту была подведена питьевая вода от ближайшего источника, а над самим источником была построена часовенька.
Насельники обители видели в своем настоятеле образцового монаха, целиком отданного Богу и Церкви. Его жизнь представляла непрерывный молитвенный подвиг. Кроме установленного правила, он ежедневно читал два акафиста — Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, а также каждую неделю прочитывал два Евангелия. По его подвигам Бог дал преподобному дар прозорливости.
За год до блаженной кончины святой ощутил сильное истощение сил, но не отчаивался. Он не мог посещать богослужения в храме, но каждый день слушал его со своей кельи, огражденной от церкви лишь деревянной стеной. Он не оставлял свое молитвенное правило, но не имея возможности стоять, совершал его упав на колени. За месяц до смерти он окончательно слег. 9 января 1871 года преподобный Вонифатий, причастившись Святых Тайн, отошел ко Господу. Угодника Божия похоронили у алтарной стены Всехсвятского храма, но в результате перестройки в советское время его могила не сохранилась.
…
Творения преподобного Вонифатия:
https://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feofanievskij/otvety-na-voprosy-ot-raznyh-lits/
• Ответы на вопросы от разных лиц
☦️
Священномученик Ти́хон (Никаноров), Воронежский, архиепископ.
Архиепископ Тихон (в миру Василий Никаноров) родился 30 января 1855 года в семье Варсонофия Никанорова в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Первоначальное религиозное и светское образование он получил дома, затем поступил в Новгородскую Духовную семинарию, а после ее окончания в 1877 году — в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1 августа 1881 года Василий Варсонофьевич был назначен помощником смотрителя Белозерского духовного училища. На этом поприще проявились его несомненные духовные дарования, организаторский талант и глубоко религиозное отношение к делу и людям. Поэтому в 1884 году его утвердили инспектором Новгородской Духовной семинарии.
15 июня 1884 года Василий, решив окончательно посвятить свою жизнь Богу, принял монашество. Пострижен он был в Кирилло-Белозерском монастыре с наречением имени Тихон. 10 июля 1884 года его рукоположили во иеромонаха. Его монашеские подвиги, а также самоотверженные труды на стезе духовного просвещения Господь не оставил сокрытыми. 6 декабря 1888 года ему было пожаловано игуменство, а с 25 декабря 1890 года игумен Тихон (Никаноров) становится ректором Новгородской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.
2 февраля 1892 года архимандрит Тихон Высочайшим указом хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 20 августа 1899 года владыка Тихон был назначен епископом Полоцким и Витебским, 4 июня 1902 года — Пензенским и Саранским. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904).
Но вот в России наступили годы испытаний, попущенные за охлаждение в вере и оскудение Православия. Богоборчество проникло и в духовную среду. В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской Духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию. 25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой. Но не может человек сам сойти с того благословенного креста, с которого Господь должен вознести его душу, по неизреченной милости, прямо в Небеса. Уже 31 июля 1907 года владыка Тихон (Никаноров) стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Построенный как духовный памятник святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, Его восхождением на Голгофу и всеславным Воскресением, этот монастырь настраивал души насельников на постоянную память и о спасительных Страстях Господних, и о живоносности Креста, без которого невозможно войти в Царствие Небесное. Такими благодатными помыслами напитывалась и чуткая душа будущего священномученика.
23 июня 1912 года владыка Тихон был назначен епископом Калужским и Боровским. Калужскую епархию он возглавлял менее года. 13 мая 1913 года последовал его перевод в Воронеж с возведением в сан архиепископа.
Архиепископ Тихон (Никаноров) прибыл в Воронеж 4 июня 1913 года. О его пребывании на воронежской кафедре сохранились воспоминания келейника, протоиерея Иоанна Житяева. По его свидетельству, владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».
Преосвященному Тихону выпало в последний раз в истории России встречать прибывшего в Воронеж 6 декабря 1914 года императора. Будущие царственные мученики — Государь император Николай II, его супруга императрица Александра Феодоровна, великие княжны Ольга и Татиана — посетили Митрофанов монастырь, где с благоговением молились Воронежскому святителю, объехали госпитали для раненых воинов, утешая солдат подарками и милующим словом. Владыка Тихон был удостоен внимания и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Архиепископ Тихон (Никаноров) начал подготовку к прославлению святителя Антония (Смирницкого). Он благословил архимандрита Митрофанова монастыря Александра (Кременецкого) собирать сведения о многочисленных чудесах, которые происходили у гробницы этого духоносного Воронежского иерарха. В 1914 году в присутствии архиепископа Тихона был вскрыт склеп, и Владыка свидетельствовал о чудесном нетлении мощей святителя Антония. В 1915 году святитель Тихон говорил великой княгине Елисавете Феодоровне, что святитель Антоний уже накануне своего прославления. Перед революцией архиепископ Тихон послал в Синод ходатайство об этом прославлении, но последующие трагические события в истории нашей страны не позволили совершиться канонизации в то время.
Священномученику Тихону (Никанорову) пришлось одному из первых столкнуться с гонениями новой власти на Церковь. Так, 8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту.
В 1917-1918 годах архиепископ Тихон (Никаноров) участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании святого Патриарха Тихона. 12 апреля 1918 года он был награжден правом ношения креста на клобуке.
3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев.
В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.
…Согласно устойчивому преданию, на третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю), во время совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. (Другие источники датой его кончины указывают 27 февраля 1920 года.) По сведениям епископа Сергия (Петрова), отпевание и погребение высокочтимого иерарха было совершено епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении с епископом Новохоперским Модестом (Никитиным) 2 марта 1920 года. Верный воин Христов погребен был в склепе Благовещенского собора.
В августе 1956 года, после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.
☦️
Мученица Антони́на Брянских.
Антонина Арсеньевна Брянских родилась в 1891 году в Иркутске в семье мещан. 17 ноября 1937 года она была арестована в Архангельске за то, что «участвовала в тайных богослужениях».
29 декабря 1937 года Антонина Арсеньевна по обвинению «контрреволюционная агитация, активная участница контрреволюционной группировки церковников» была приговорена ОСО тройки при УНКВД к высшей мере наказания.
Мученица Антонина (Брянских) была расстреляна 9 января 1938 года.