20 декабря 2023
⏳ 2023.12.20 (ср)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 29я по Пятидесятнице (глас 3й)
• среда (воспоминание предательства)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 20 декабря (7 декабря)
• (Рождественский пост)
• прмч. Афинодо́ра Месопотамского (ок. 304)
• свт. Амвросия Медиоланского (397) 📚
• мц. Филофе́и Румынской (1060)
• прп. Иоанна Печерского (XII)
• прп. Нила Столобенского (1554)
• прп. Антония Сийского (1556)
• прп. Павла Послушли́вого (Повинника) (?)
• прмчч. Сергия (Гальковского), Андрони́ка (Барсукова) (1917)
• сщмч. Антония (Попова) (1918)
• сщмчч. Сергия (Голощапова), Михаила (Успенского), Сергия (Успенского), Никифора (Литвинова), прмчч. Галактиона (Урбановича-Новикова), Гурия (Самойлова), мч. Иоанна (Демидова) (1937)
• сщмчч. Петра (Крестова), Василия (Мирожина) (1941)
• иконы Божией Матери «Владимирская (Селигерская)» (1554)
☦️
Преподобномученик Афинодо́р Месопотамский.
Святой мученик Афинодор, из Сирской Месопотамии, с юных лет вел иноческую жизнь. По доносу был схвачен и осужден правителем страны Елевсием на жестокие пытки. Мучениям святого сопутствовали чудеса, которые обратили многих присутствовавших язычников в христианскую веру. Когда решили усечь святого мечом, палач упал, а рука его отделилась от плеча. Святой же предал дух свой с молитвенными воздыханиями к Богу.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1079
☦️
Святитель Амвро́сий Медиоланский, епископ.
Святой Амвросий родился в 340 году в Северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 года занял должность консульского профекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане), главном городе Лигурии, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, прозвучал: «Амвросий – епископ». Народ и сам император Валентин увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко Крещению, отговаривался и даже скрылся из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял Крещение и в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа (374 г.).
Первым делом после посвящения он раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Только после этого он выступил на поприще епископской деятельности.
Святой Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн «Тебе Бога хвалим», который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.
Святой Амвросий явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью.
В 387 г. под влиянием его проповедей уверовал и принял Крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.
Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Ефрема Сирина и у Илария, но и сам написал около 30 гимнов.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1077
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/
• К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 1
• К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 2
• К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 3
• О смерти брата
• О таинствах
• О Таинстве Пасхи
• О тайнах
• Объяснение Символа
• Надежда Воскресения
• О девстве и браке
• О покаянии две книги
• Об обязанностях священнослужителей. Книга 1
• Об обязанностях священнослужителей. Книга 2
• Об обязанностях священнослужителей. Книга 3
• Слово в неделю Ваий
• Слово на Святую Пасху
• Слово на смерть Феодосия Великого
• Слово о взаимной любви христиан
• Слово о надежде воскресения
• Слово о том, как должно встречать день Рождества Христова
• Слово обличительное по случаю затмения Луны
• Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего
• О благе смерти
• Об Иакове и блаженной жизни
• Об Иосифе
• Об Исааке, или душе
• Церковь, мистическая Ева
• Шестоднев
• Письма (1–53)
• Письма 54–77. Письма, не вошедшие в собрание
• Письмо LVII императору Евгению
• Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе
• Гимны
• Три гимна
• Selected Works and Letters
• Собрание сочинений
☦️
Мученица Филофе́я Румынская.
Мученица Филофе́я Румынская родилась в Тырново, возможно около 1206 года. Её отцом был болгарин-земледелец, а мать – валашка. Мать взрастила дочь в истинно христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве.
Господь призвал её к себе, когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень, и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. «Спроси дочь твою, что она делает с едой», – сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру.
Тут же после совершения злодеяния страх и раскаяние охватили отца. Он попытался поднять тело дочери, но не смог – оно сделалось тяжелым как камень. Тогда он побежал к архиепископу Тырновскому и исповедал свой грех. Архиепископ с духовенством и толпой народа вышли из города с каждением и свечами в руках, намереваясь перенести тело святой мученицы в городской собор. Но и им не удалось поднять тело с земли.
Разумея, что святая Филофея не желает оставаться в своем городе, архиепископ и духовенство стали молиться Богу и мученице, называя один за другим многие монастыри, церкви и соборы по обе стороны Дуная. Но лишь когда был назван монастырь Куртя-де-Арджеш, тело мученицы сделалось легким и было положено в раку для почитания. Архиепископ написал о воле святой мученицы воеводе Раду Черному (Раду Негру), прося его принять мощи святой для защиты и утешения румынского народа. Тырновское духовенство препроводило тело святой до Дуная, где их встретили румыны – духовенство и миряне во главе с митрополитом и воеводой. С царскими почестями мощи были доставлены в Куртя-де-Арджешский монастырь, где почивают и ныне.
Верующие всей Румынской Православной Церкви чтят святую Филофею, но особенно велико её почитание в Арджешских, Дымбовицких и Праховских землях. К ней обращают особые молитвы об излечении больных, устраивают паломничества, особенно в день её памяти 7 декабря. Во времена засухи раку с мощами святой проносили торжественным ходом по окрестным селам, и по её молитвам Бог посылал дожди.
☦️
Преподобный Иоа́нн Печерский, постник.
Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах.
☦️
Преподобный Нил Столобе́нский.
Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молить Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро и, придя туда, был поражен его красотой.
В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.
Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им: «Все мое сокровище в углу келлии». Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении.
Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.
В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Тайн. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келлию и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года. Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Знаменском храме г. Осташкова) совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления.
Преподобный Нил Столобенский преставился 7 декабря 1554 года.
Много лет спустя на остров озера Селигер, где подвизался святой подвижник, пришел иеромонах Герман и вслед за ним холмогорец, странник Борис. Вместе они поселились на острове и построили храм в честь Богоявления с приделом во имя святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Со временем на месте подвигов преподобного Нила возникла обитель, названная его именем. Иноками Оршина монастыря была написана икона преподобного Нила, на месте погребения святого стали совершаться чудесные исцеления больных. Впоследствии живший в обители святитель Нектарий, архиепископ Сибирский и Тобольский, решил построить каменный храм вместо прежнего, деревянного. Во время закладки фундамента земля осыпалась и открылись нетленные мощи преподобного Нила. Обретение мощей произошло 27 мая 1667 года, одновременно было установлено празднование преподобному в честь этого события.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nil-stolobenskij
☦️
Преподобный Анто́ний Сийский, иеромонах.
Преподобный Антоний Сийский, в миру Андрей, родился в семье богатого земледельца в селе Кехта близ Северной Двины. В детстве получил хорошее воспитание, много читал и выучился иконописи. Лишившись родителей, Андрей отправился в Новгород и пять лет служил там у боярина. Затем женился, но жена его через год умерла. Тогда Андрей решил посвятить себя иночеству. Он роздал имущество нищим и как странник пошел на реку Кену в Пахомиеву пустынь. Преподобный Пахомий постриг его с именем Антоний. Вскоре его посвятили в сан иеромонаха, и преподобный с благословения игумена один совершал богослужения. Вместе с иноками обители он выходил лишь на труды для общих монастырских нужд. Из любви к уединению преподобный Антоний оставил Пахомиеву пустынь, выбрав из монастырской братии двух спутников, и поселился на Михайловом острове, с одной стороны омываемом Сией, а с другой – окруженном озерами. В этом суровом краю в дремучих чащах в 1520 году Антонием была выстроена часовня. Но расчищать лес стоило тяжких трудов, и спутники Антония стали роптать на него. И тут неожиданно неизвестный человек стал доставлять им пропитание, жертвуя также и деньги на благоустройство. Сийская обитель стала знаменитой, ее часто посещали жители окрестных селений. И вновь преподобный Антоний, взяв одного ученика, удалился в еще более глухое место на озере Палунь. Там, в уединенной келлии, он прожил три года. Когда игумен Феоктист отказался управлять Сийской обителью, братия упросила преподобного вернуться к ним. Он склонился к просьбе иноков, вновь принял игуменство и благочестно управлял монастырем до своего преставления в 1556 году, когда ему было 79 лет.
☦️
Преподобный Павел Послушли́вый (Повинник).
Время жизни преподобного Павла Послушливого (Повинника) неизвестно. Сохранилось лишь краткое житие, в котором говорится, что он был сыном состоятельных родителей. Он оставил мирскую жизнь, достигнув совершеннолетия. Именование «Послушливый» преподобный получил за свойственное ему глубокое смирение и полное отречение от собственной воли. Однажды преподобный перемешал рукой кипящую смолу, не получив при этом ни малейшего ожога. Часть братии отнеслась к нему как к богоносному подвижнику, а некоторые стали принимать его с недоверием. По молитвам инокам в особом видении было показано, что их брат – истинный подвижник. Все они ночью были восхищены в рай и беседовали с иноком Павлом, который позволил им унести с собой на память по цветку или ветке. Пробудившись от сна, они обнаружили цветы и ветки из рая у себя в руках. После этого блаженный Павел отправился в Иерусалим, затем на Кипр. Ведя уединенную жизнь, он преставился к Богу на горе Паригори. Перед кончиной глас Божий сказал ему: «Взойди, Павел, на гору и прими конец жития».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1080
☦️
Преподобномученик Се́ргий (Гальковский), иеромонах.
Иван Гальковский родился в Витебской губернии. 11 марта 1908 года он был зачислен в послушники Валаамского Спасо-Преображенского монастыря Выборгской губернии, а 23 декабря 1910 г. был пострижен в монахи с именем Сергий. До 1911 года он проходил рыболовное послушание при монастыре на Валааме, затем в 1911 году был перемещен в Носовский Спасо-Преображенский монастырь в селе Туголовка, Борисоглебского уезда, Тамбовской губернии (В настоящее время Тамбовская область, Жердевский район, село Демьян Бедный). На новом месте, в Носовском монастыре монах Сергий был посвящен в иеромонаха. В 1917 иеромонах Сергий был злодейски убит.
☦️
Преподобномученик Андрони́к (Барсуков), иеродиакон.
Иеродиакон Андроник (Барсуков) родился в 1872 году в Олонецкой губернии. 27 ноября 1895 года он поступил в Вааламский Спасо-Преображенский монастырь (Выборгская губерния), в послушники которого был официально зачислен 8 августа 1900 г. Пострижение в монашество состоялось 9 июня 1907 года. Андроник проходил различные послушания в монастыре: находился в Тихвинском скиту на должности помощника благочинного, был канонархом с 27 ноября 1907 года по 1916 год. В 1916 году был осуществлен перевод, и по 1917 год он был монахом Носовского Спасо-Преображенского монастыря в селе Тугуловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (В настоящее время Тамбовская область, Жердевский район, с. Демьян Бедный). В 1917 году монах Андроник был рукоположен в иеродиакона. Будучи экономом, защищая больного игумена и суммы монастырские, он был злодейски убит хулиганами в 1917 году. Один из монахов монастыря записал в своем дневнике об иеродиаконе Андронике: «…На Валааме ты нес крест скорбной опалы и жительства в дальних скитах, и днесь закончил свой подвиг монашеской смертью мученическою, кровию твоею излиянною да очистит Господь грехи твоя, ибо кто поживет и не согрешит? Сие совершил не без промысла Божия мудро и благостне о верующих пекущегося. Буде о всем Слава Богу, пути нашего жития направляющего! Как ты ревностно возглашал в нашей обители, будучи канонархом, славя Господа, Божию Матерь и Святых, тако да возрадуется душа твоя в селениях праведных…»
☦️
Священномученик Анто́ний Попов, пресвитер.
Священномученик Антоний Попов родился в 1844 году в Пермской губернии. Служил в Вознесенской церкви в поселке Суксунский Завод. Когда произошла революция, отцу Анатолию было уже 73 года. Он не принял советскую власть, о чем открыто говорил в своих проповедях, обличая ее богоборческую сущность. В 1918 году, в праздник святителя Николая Чудотворца красные ворвались в храм, где служил отец Анатолий, и во время богослужения схватили священника. С него сорвали облачение, сняли обувь и босиком по снегу повели к месту расстрела. Вместе со священником схватили еще нескольких человек. Всех их повели за пять километров от села в Каменный лог. Военком, руководивший расстрелом, потом сам лично рассказывал жителям села о расстреле и хвастался, как они убили батюшку. Тело отца Антония было привезено в поселок Суксун, похоронили его в ограде Вознесенской церкви.
Впоследствии в Вознесенской церкви, где служил священномученик, советской властью был организован клуб. В начале 1980-х гг. было принято решение о перестройке здания клуба (находящегося в бывшей церкви) в Дом Культуры. Это строительство на могилах священнослужителей велось много лет. Осенью 1986 года экскаватором была выкопана могила священника и разграблена строителями. Найденные в могиле священнические Крест и Евангелие строители забрали себе, а могилу заровняли бульдозером. На этом месте позднее был вырыт котлован для фундамента, а грунт с останками сброшен под откос. Старинные мраморные надгробные плиты, собранные с кладбища, были использованы строителями в своих целях.
☦️
Священномученик Се́ргий Голощапов, пресвитер.
Священномученик Сергий родился 6 июня 1882 года в Московской губернии в деревне Баньки, в которой располагалась в то время Знаменская мануфактура Полякова, где его отец Иван Голощапов долгое время работал художником по тканям. В семье было пятеро детей, отец часто болел и по этой причине оставался без работы. Это обстоятельство еще более ограничивало скудные средства семьи. Вскоре после рождения младшего сына, Сергея, вся семья переехала в село Алексеевское, расположенное на окраине тогдашней Москвы. Здесь прошли его детство и юность. Здесь он получил первые религиозные впечатления и представления о Церкви и церковной жизни.
В своем очерке о святом праведном Иоанне Кронштадтском он, касаясь впечатлений детства, писал: «Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре <..> ».
С ранних лет Сергей отличался большой религиозностью, он пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал его родителям отдать Сергея для дальнейшего образования в Заиконоспасское Духовное училище, где обучение было бесплатным. Родители последовали его совету. Окончив духовное училище, Сергей поступил в Московскую Духовную семинарию. Здесь он познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским, сподобившись великой чести прислуживать ему в алтаре. «О Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой отцом Иоанном! – писал впоследствии Сергей Иванович. – Это было что-то поистине необыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою».
По окончании в 1904 году семинарии Сергей Иванович был принят в Московскую Духовную академию, которую успешно окончил в 1908 году и был оставлен при ней на один год профессорским стипендиатом. Во время обучения в академии Сергей Иванович активно печатался в различных церковных изданиях. Будучи профессорским стипендиатом, он написал и с успехом защитил кандидатскую диссертацию на тему «Божественность христианства», после чего был назначен на должность помощника инспектора в Московскую Духовную семинарию.
В 1908 году он женился на девице Ольге Борисовне Кормер из села Алексеевское, которую он знал с детства. После свадьбы они поселились в Сергиевом Посаде, где Сергей Иванович был назначен на освободившуюся должность преподавателя семинарии на кафедре философии, логики и психологии, полагая преподаванию и ученым занятиям посвятить всю свою жизнь. Получив высшее богословское образование, он по соображениям идейным не хотел становиться священником: будучи человеком свободомыслящим, претерпев многие скорби и трудности в своем нищем детстве и юности, когда получение образования было связано для него с усилиями чрезвычайными, он находил неудовлетворительным положение Православной Церкви в государстве. На вопрос следователя в 1937 году, почему, окончив академию, он не стал служить священником, отец Сергий ответил, что в то время государственные и церковные законы обязывали священника быть на службе у государства, а это его не устраивало.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-goloshchapov
☦️
Священномученик Михаил Успенский, пресвитер.
Священномученик Михаил родился в 1874 году в селе Кишкино Михневской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Алексея Успенского, происходившего из крестьянского сословия.
Образование Михаил Алексеевич получил домашнее, затем сдал экзамен на псаломщика в церковной школе и был определен в 1905 году на место псаломщика Покровской церкви села Авдулово Коломенского уезда[1]. 27 мая 1907 года он был посвящен в стихарь. 2 февраля 1920 года Михаил Алексеевич был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Авдулово.
С 23 сентября 1916 года по 1 сентября 1917 года Михаил Алексеевич состоял на военной службе.
В 1933 году диакон Михаил был рукоположен во священника к Покровской церкви, и в том же году власти арестовали его и приговорили к 5 годам лишения свободы, но после кассационной жалобы он был оправдан.
Семья отца Михаила состояла из жены, Евдокии Павловны, сына и двух дочерей. В доме отца Михаила находили приют все нуждающиеся и гонимые священноцерковнослужители.
5 декабря 1937 года отец Михаил был арестован и заключен в Каширскую тюрьму. Виновным себя не признал.
9 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Священник Михаил Успенский был расстрелян 19 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Священномученик Се́ргий Успенский, пресвитер.
Сергей Михайлович Успенский родился в городе Можайске Московской губернии в 1878 году. Образование он получил в Московском Донском и московском Заиконоспасском духовных училищах, а в 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию, в которой еще четыре года после окончания (до 1902 г.) проработал надзирателем.
Сергей Михайлович имел очень хороший голос и артистические способности. В 1900 году он был принят без конкурса солистом Большого театра, однако жизнь артиста была ему не по душе, так как его привлекала духовная жизнь. С 1901 года Сергей Михайлович начал служить псаломщиком в храме Климента Папы Римского на Пятницкой улице в Москве. В том же 1901 году он женился на Анне Петровне Розановой, и у них впоследствии родилось трое детей.
В 1904 году митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) рукоположил Сергия во диаконы к московскому храму Покрова на Лыщиковой Горе. В 1910 году его переводят в храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», в 1917 году отца Сергия возводят в сан протодиакона, а 30 августа 1920 года он становится священником.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-uspenskij
☦️
Священномученик Ники́фор Литвинов, диакон.
Никифор Романович Литвинов родился 1 июня 1892 года в селе Серетино Тамарского района Курской области в семье крестьянина. Он окончил сельскую школу в 1913 году, после чего был взят на службу в армию, где служил в полковой церкви псаломщиком до 1917 года. В 1917 году он возвращается в родное село Серетино, продолжает помогать в церкви в качестве псаломщика и готовится к рукоположению. Через некоторое время он становится диаконом, после чего служит в Серетинской церкви. В 1932 году храм был закрыт и диакон был направлен в церковь в село Каменки. В 1934 году и этот храм закрыли, а отца Никифора арестовали, приговорив его к 3 годам исправительно-трудового лагеря. С 1934 по 1937 год он провел в лагере НКВД на Дальнем Востоке в городе с говорящим названием Свободный. Выйдя на свободу в апреле 1937 года, диакон Никифор Литвинов начинает служить в Никольской церкви в селе Черленково Шаховского района Московской области. Служить ему пришлось недолго. 27 ноября того же 1937 года он снова арестован и обвинен в «контрреволюционной агитации». Виновным себя он не признал.
3 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР ПО Московской области приговорила диакона Никифора Романовича Литвинова к высшей мере наказания. 19 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне.
☦️
Преподобномученик Галактио́н (Урбанович-Новиков), иеромонах.
Преподобномученик Галактион (в миру Григорий Станиславович (Степанович) Урбанович-Новиков) родился 11 марта 1870 года в деревне Пудино Лидского уезда Виленской губернии в крестьянской семье. 20 июня 1900 года поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. 19 октября 1904 года зачислен в послушники. 1 марта 1908 года пострижен в монашество. 24 марта 1911 года рукоположен во диакона Финляндским и Выборгским архиепископом Сергием (Страгородским; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в храме скита Всех святых; 24 декабря 1915 года – во иерея. Состоял нарядчиком рабочих в монастыре, а после октября 1917 года – экономом на Валаамском подворье в Москве.
С 1925 года служил при церкви Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери в Москве. 29 июня 1927 года арестован по обвинению в шпионаже. Постановлением Коллегии ОГПУ от 25 июля 1927 года заключен в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на 5 лет.
Вернувшись в 1932 году, поселился в поселке Верхний Посад Звенигородского района Московской области. Служил в одном из храмов района. 4 ноября 1936 года арестован по обвинению в том, что «вел антисоветскую агитацию, разъяснял Священное Писание в контрреволюционном духе». Был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. 20 января 1937 года приговорен ОСО при НКВД к 5 годам ссылки в Казахстан. Срок отбывал в селе Талды-Курган Алма-Атинского округа. В ноябре 1937 года арестован по обвинению в антисоветской агитации. В свидетельских показаниях характеризовался как сторонник Патриарха свт. Тихона и противник обновленчества. Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 4 декабря 1937 года иеромонах Галактион приговорен Особой тройкой УНКВД по Алма-Атинской области к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 19 декабря 1937 года. Погребен в общей безвестной могиле.
☦️
Преподобномученик Гу́рий (Самойлов), иеромонах.
Преподобномученик Гурий родился в 1880 году в селе Песья Медынского уезда Калужской губернии в семье рабочего Михаила Самойлова, в последние годы своей жизни работавшего на ткацкой фабрике в Москве, и в крещении был наречен Георгием. Окончив церковноприходскую школу в родном селе, он до пятнадцати лет жил с матерью, а затем уехал в Москву и поступил учеником в типографию, где проработал до 1903 года.
Знакомство со знаменитой Оптиной Пустынью, находящейся в Калужской губернии, влечение сердца и души привели к тому, что Георгий решился пойти в монастырь, чтобы, если то будет Богу угодно, остаться в нем навсегда. В августе 1903 года он переступил порог обители. До рукоположения в священный сан он нес послушание в переплетной мастерской, по знакомству с этим делом в жизни мирской.
11 августа 1905 года Георгий был определен в число братии обители, 12 августа 1910 года – пострижен в монашество с наречением имени Гурий, а 17 марта того же года – рукоположен во иеродиакона.
…
В 1917 году совершилась безбожная большевистская революция, пришли скорбные дни насилия и общенародных страданий; иеродиакон Гурий был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии и прикомандирован к козельскому уездному военному комиссариату, где выполнял обязанности переписчика мобилизационного отдела. В 1921 году он был демобилизован и вернулся в Оптину Пустынь. Монастырь был фактически советской властью закрыт, вместо него образовалась из монашествующих сельскохозяйственная артель, куда иеродиакон Гурий и поступил. В этом же году он был рукоположен во иеромонаха.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gurij-samojlov
☦️
Мученик Иоа́нн Демидов.
Мученик Иоанн Панкратьевич Демидов родился 18 апреля 1869 года в деревне Андреево Богородского уезда Московской губернии в семье фабриканта. Отец мученика Иоанна Ивановича Демидова. В конце 1900-х годов при разделе наследства шелкопрядильная фабрика отошла его брату. Иоанн работал по размотке шелка на дому. Был глубоко верующим человеком, его сын и дочь в советское время стали церковными старостами. В 1918 году Иоанн Демидов состоял членом волостного правления Новинской волости Богородского уезда.
В это время в селе Новозагарье вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание, которое было подавлено отрядом ЧК. Иоанн Демидов был арестован как член волостного правления, за протест против выноса иконы из здания правления заключен на 18 дней в тюрьму.
В 1933 году подвергался аресту «за спекуляцию шелком». В августе 1937 года были арестованы его сын Иван и дочь с мужем. 9 сентября Иоанн Демидов был арестован по обвинению в том, что «был настроен против организации колхозов». Заключен в тюрьму города Ногинска. На допросе мученик сказал, что «коллективизацию считает безбожеством и что вступать в колхоз грешно». 11 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к 8 годам заключения в ИТЛ. Отбывал наказание в Тайшетском ИТЛ, где скончался 20 декабря 1937 года от тягот заключения и был погребен в безвестной могиле.
☦️
Священномученик Петр Крестов, пресвитер.
Священномученик протоиерей Петр Крестов родился в 1890 году в селе Городец в Рязанской губернии. Закончил Рязанскую Духовную семинарию, был призван на военную службу и участвовал в Первой Мировой войне. В 1915–1918 гг. был в немецком плену в Германии. С 1918 по 1922 год работал учителем сельской школы в селе Панино в Спасском районе в Рязанской области. В 1922 году был рукоположен во иерея к Пятницкой церкви в селе Панино, назначен настоятелем и благочинным Спасского округа. В 1930 году отец Петр был арестован вместе с женой, Крестовой Антониной Николаевной. Дома осталось пятеро детей. Имущество конфисковали. Матушку освободили через 2 месяца, а отца Петра приговорили к шести годам в исправительно-трудовом лагере. Священник отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения вернулся к месту своего служения в Пятницкую церковь.
Огромную распространенность в то время получили аборты, и отец Петр много проповедовал против детоубийства. В 1937 году советские власти активно искали поводы для арестов верующих и церковнослужителей, а отца Петра нужно было арестовать во что бы то ни стало: он только что освободился из лагеря и уже ведет активную пастырскую работу. Однажды 12-летний мальчик Николай, живущий в селе Панино, услышал, как местные власти хотят устроить поджог фермы, который можно свалить на священника, чтобы приговорить его к расстрелу. Мальчик стал рассказывать об услышанном и вскоре его нашли убитым. В убийстве обвинили отца Петра. В феврале 1938 года священник был арестован за «участие в антисоветской повстанческо-террористической организации церковников». Дело об организации было групповым, поэтому были арестованы еще несколько человек. Почти все давали и признательные и обвинительные показания. Отец Петр не признал своей вины и не дал показаний на других. Его приговорили к пяти годам в лагерях. Протоиерей Петр был отправлен в Вятлаг НКВД в Кировской области. Как раз в это время его дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления, но тем не менее из лагеря отец Петр освобожден не был. Он был помещен в один барак с уголовниками, и 19 декабря 1941 года скончался в лагере от голода и болезней.
☦️
Священномученик Васи́лий Мирожин, пресвитер.
Священномученик Василий родился 5 марта 1865 года в селе Горяйново Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне Рыбновский район Рязанской области) в семье псаломщика Ивана Мирожина. Окончив Рязанскую Духовную семинарию, Василий не пошел по духовному пути, а устроился служить чиновником в акцизном ведомстве и только после революции, когда начались гонения на Церковь, изъявив желание быть священником, был рукоположен и служил в Благовещенской церкви в городе Зарайске Московской области. Возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Василий был активным проповедником, что впоследствии при аресте ему было поставлено в вину. Сохранилось два конспекта его проповедей:
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-mirozhin
☦️
Икона Богородицы Владимирская (Селигерская).
В семи верстах от Осташкова в Тверской епархии существует общежительная Нилова пустынь, расположенная при Столбенском озере [ошибка: озеро — Селигер, остров — Столобный — прим.] и получившая свое наименование от имени преподобного Нила Столбенского. При мощах этого святого в его обители хранится чудотворный образ Владимирской Богоматери, принесенный сюда прп. Нилом в 1528 году. Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника.
Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же в ответ на все их вымогательства спокойно сказал им:
— Сокровище мое находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его.
В углу же находилась икона Богоматери с Богомладенцем. И гнев Божий поразил дерзновенных насильников. Лишь только разбойники вошли в келью подвижника, как все они были поражены слепотой. Но эта тьма просветила их сердца покаянием. Со слезами они стали умолять Нила о прощении их поступка. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели. Затем преподобный долго еще поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая оставить навсегда порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни. Разбойники с сердечным сокрушением слушали речи духовного своего вразумителя и дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию. В заключение своей беседы прп. Нил просил их никому не рассказывать о своем дивном обращении на путь добродетельной жизни. И они тогда никому не поведали обо всем, случившемся с ними. Но после кончины св. Нила они рассказали о явленной к ним милости Божией.
Прп. Нил преставился в 7 день декабря 1554 года, в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившемуся у него образу Богоматери Селигерской, называемой иначе еще Келейной Владимирской иконой. Накануне дня памяти преподобного, т. е. в навечерии на 7 декабря, перед этой чудотворной иконой совершается молебен.
26 мая — также день праздника в честь Селигерской иконы.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vladimirskaja-seligerskaja