17 декабря 2023
⏳ 2023.12.17 (вс)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 28я по Пятидесятнице (глас 3й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 17 декабря (4 декабря)
• (Рождественский пост)
• вмц. Варва́ры, мц. Иулиа́нии (ок. 306)
• прп. Иоанна Дамаски́на (ок. 780) 📚
• свт. Иоанна Поливотского (VIII)
• свт. Геннадия Новгородского (1505) 📚
• сщмчч. Алексия (Сабурова), Иоанна (Пьянкова), Александра (Посохина), Николая (Яхонтова), Василия (Кашина) и с ним 10-ти мучеников (1918)
• сщмч. Димитрия (Неведомского), прмц. Анастасии (Титовой), мцц. Екатерины (Арской), Киры (Оболенской) (1937)
☦️
Великомученица Варва́ра Илиопольская и мученица Иулиа́ния Илиопольская.
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305–311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно – во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, – говорила Варвара, – ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, – на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1071
☦️
Преподобный Иоа́нн Дамаски́н, песнописец.
Преподобный Иоанн Дамаскин (урождённый Мансур ибн Серджун ат-Таглиби) родился около 680 года в столице Сирии Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур (Серджун ибн Мансур), был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.
В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.
Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.
Однажды в монастыре скончался один из иноков, и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1072
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/
• Источник знания
• Философские главы («Источник знания», ч.1)
• О ста ересях вкратце («Источник знания», ч.2)
• Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А. Бронзова)
• Точное изложение православной веры (пер. А.И. Сагарды (кн.1), В.А. Беляева (кн.2), С.М. Зарина (кн.3), Н. М. Малахова (кн.4))
• Введение в основы догматического богословия
• Трактат о правомыслии
• Беседа о пречистом Теле Господнем, которое мы принимаем
• Беседа сарацина с христианином
• О драконах и привидениях (из «Малых трактатов»)
• О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси
• О сложной природе против акефалов
• Послание Иордану о Трисвятой песне
• Против манихеев
• Свидетельства древних и славных святых Отец об иконах
• Слово о вере против несториан
• Три защитительных слова против порицающих святые иконы
• О восьми главных страстях
• Слово душеполезное и досточудное о страстях и добродетелях
• Беседа на изсохшую смоковницу и притчу о винограде
• Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы
• Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа
• Слово на святую Великую Субботу
• Слово о Кресте
• Слово об усопших в вере (О том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни)
• Три похвальных слова на Успение Богоматери
• Канон велик. муч. Федору Тирону
• Канон на Успение Пресвятой Богородицы
• Канон святому апостолу Павлу
• Канон святому апостолу Петру
• Пасхальный Канон
• О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. О мысли
• Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа (приписываемое сочинение)
• «Точное изложение православной веры» на греческом языке
• An Exact Exposition of the Orthodox Faith
☦️
Святитель Иоа́нн Поливотский, епископ.
Святитель Иоанн Поливотский с юных лет отличался подвижничеством, целомудрием и милосердием; потому и удостоился он поставления во епископа Поливотского. Когда, таким образом, ему поручено было высшее управление и попечение о людях, он усилил и свои подвиги, к прежним трудам присоединяя новые труды.
В то время император Лев Исаврянин, недостойно занявший царский престол, начал хулить святые иконы. Преподобный отец сильно обличал такое нечестие царя и своим исповеданием веры сохранил паству от ереси иконоборчества.
В его же время однажды агаряне осадили город Амморию, но были с помощью Божиею отражены; все христиане, попавшие в плен к неприятелю, тогда получили свободу попечениями этого святого мужа.
Тело его и доселе сохраняется нетленно, в день Пятидесятницы всякий раз вынимается оно из раки и, по облачении в архиерейские одежды, сначала переносится к святому престолу и поставляется прямо, а потом возводится на горнее место, и там оно пребывает, поддерживаемое двумя иереями, все время, пока совершается Божественная служба. Молитвами преподобного совершается множество чудес, особенно исцелений бесноватых и недужных.
☦️
Святитель Генна́дий Новгородский, архиепископ.
Святитель Геннадий Новгородский родился в первой половине XV в. в благочестивой семье Гонзовых. Иноческую жизнь начал в Валаамской обители под руководством св. преподобного Савватия Соловецкого († 1435; память 27 сентября по старому стилю). В феврале 1477 г. святой был назначен архимандритом Чудова монастыря, а 12 декабря 1484 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского.
Святитель ревностно боролся за чистоту православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. Он устроил школу для подготовки священников, составил пасхалию на первые 70 лет восьмого тысячелетия, к 1499 г. собрал все книги Священного Писания в одну единую «Геннадиевскую Библию». Ему принадлежит уставное указание о литургическом почитании российских угодников. С 1504 г. святитель Геннадий находился на покое в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 г. мирно отошел ко Господу.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gennadij-novgorodskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgorodskij/
• О еретиках Новгородских
• Послание к собору, бывшему в Москве в лето 6998 г.
☦️
Священномученик Алекси́й Сабуров, пресвитер.
Священномученик Алексий Сабуров в 1914-1915 годах был священником в действующей армии. Потом до декабря 1918 года протоиерей Алексий служил в храме Воскресения Христова и в тюремной церкви города Перми.
В 1918 году были замучены большевиками многие священники города Перми и Пермского уезда. Не избежал мученической кончины и протоиерей Алексий. В ночь с 16 на 17 декабря, по сведениям внучки, отца Алексия подняли с постели, в одном белье, с петлей на шее босиком по снегу отвели к Каме и там, привязав к железной кровати, утопили. В тот же день, 17 декабря 1918 года, в реке Каме после жестоких пыток и издевательств был утоплен священник Александр Посохин, служивший в селе Красно-Слудское Пермского уезда Пермской губернии.
☦️
Священномученики Иоанн Пьянков и Николай Яхонтов.
…
Священномученик Иоанн Петрович Пьянков родился в 1856 году в Пермской губернии в семье псаломщика. В 1875 году, по окончании Пермской Духовной семинарии, поступил в Казанскую Духовную академию. В 1876 году по своему прошению он был уволен из академии и назначен преподавателем в Дубровское народное училище. 24 апреля 1877 года рукоположен во иерея. Служил в церкви села Григорьевское Оханского уезда Пермской губернии. В том же году переведен в Одигитриевскую церковь села Шерьинское того же уезда, затем – в Васильевскую церковь села Большесосновское (ныне Большая Соснова). В 1881 году назначен помощником миссионера по Оханскому уезду. В 1884 году был назначен помощником настоятеля Свято-Троицкой церкви при Кушвинском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии и законоучителем в Кушвинский детский приют. В 1887 году был переведен в больничную церковь во имя Александра Невского в Перми. Одновременно был законоучителем в Пермском реальном училище. В том же году стал членом губернского училищного совета. В 1888 году на епархиальном съезде избран членом комитета по устройству епархиального женского училища. С 1891 года был членом епархиального училищного совета. В 1893 году назначен исполняющим должность председателя совета Пермского епархиального женского училища. В 1894 году назначен благочинным городских церквей Перми. В том же году на съезде духовенства избран членом правления духовного училища. Состоял наблюдателем церковноприходских школ Верхотурского уезда, а также заведующим псаломщической школой в Екатеринбурге. С 6 мая 1900 года – протоиерей. В 1909 году был назначен председателем комитета по постройке пермского каменного храма в честь Рождества Христова. С 1910 года служил вместе со священномучеником Иоанном Плотниковым в Сретенской церкви при Пышминском заводе. В 1911-1913 годах состоял председателем епархиальных съездов духовенства и церковных старост. В последние годы служения был настоятелем пермской Воскресенской церкви.
Награжден орденами св. Владимира 4-й степени, св. Анны 2-й и 3-й степени.
17 декабря 1918 года вместе со священномучеником Николаем Яхонтовым (по другим данным, со священномучеником Алексием Сабуровым) были схвачены красными и после жестоких пыток и издевательств связаны вместе и утоплены в реке Каме. Священномученик Иоанн был привязан к тюремной кровати и несколько раз погружен в ледяную воду, затем утоплен в реке.
☦️
Священномученики протоиерей Алексий Сабуров и иерей Александр Посохин.
…
Священномученик Алексий Сабуров в 1914-1915 годах был священником в действующей армии. Потом до декабря 1918 года протоиерей Алексий служил в храме Воскресения Христова и в тюремной церкви города Перми.
В 1918 году были замучены большевиками многие священники города Перми и Пермского уезда. Не избежал мученической кончины и протоиерей Алексий. В ночь с 16 на 17 декабря, по сведениям внучки, отца Алексия подняли с постели, в одном белье, с петлей на шее босиком по снегу отвели к Каме и там, привязав к железной кровати, утопили. В тот же день, 17 декабря 1918 года, в реке Каме после жестоких пыток и издевательств был утоплен священник Александр Посохин, служивший в селе Красно-Слудское Пермского уезда Пермской губернии.
☦️
Священномученик Васи́лий Кашин, диакон.
Василий Кашин служил диаконом в Троицкой церкви села Сылвинское-Троицкое Пермского уезда Пермской губернии. Расстрелян 17 декабря 1918 года вместе с 10 прихожанами в ходе массовых репрессий в Пермском крае.
☦️
Священномученик Дими́трий Неведомский, пресвитер.
Священномученик Димитрий родился 4 сентября 1882 года в Твери, в семье чиновника Земской уездной управы. В 1902 году Дмитрий Михайлович окончил Тверскую духовную семинарию и стал работать преподавателем в школе и псаломщиком. В 1906 г. он женился и вскоре принял священный сан. В 1936 г. отец Димитрий был награжден саном протоиерея за почти тридцатилетнее усердное и плодотворное служение.
6 декабря 1936 года протоиерей Димитрий Неведомский был арестован по обвинению в контрреволюционной антисоветской агитации. Во время следствия отцу Димитрию пришлось выдержать три допроса и очную ставку. Священнику приписывали участие во Флоровском восстании 1918 г., хотя в протоколе комиссии Яроблсуда было записано: «В 1918 г. в восстании не участвовал…» Но отец Димитрий никогда антигосударственной деятельностью не занимался и обвинение в причастности к ней категорически отрицал. Он держался мужественно и твердо, ни разу не дрогнула рука, подписывавшая протоколы допросов. 19 февраля был вынесен приговор: «6 лет лишения свободы с поражением в правах на пять лет». Протоиерей Димитрий был отправлен в исправительно-трудовой лагерь и оттуда уже не вернулся: он погиб в заключении 17 декабря 1937 года.
☦️
Преподобномученица Анастаси́я Титова, послушница.
Преподобномученица Анастасия родилась 8 октября 1873 года в селе Машутино Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Петра Титова.
В 1895 году она поступила в Спасо-Влахернский монастырь. В этой обители, которая еще некоторое время после революции просуществовала в виде сельскохозяйственной артели, Анастасия подвизалась до 1927 года. Затем она перебралась в дом к родному брату в село Машутино и занялась шитьем одеял и сельским хозяйством.
Церкви в селе не было, поэтому Анастасия ходила по праздникам в соседнее село, где храм еще не был закрыт. Во время богослужения она исполняла обязанности псаломщицы. По просьбе верующих она собирала деньги для уплаты налога за церковь. Во время бесед с крестьянами она призывала их посещать церковь.
С началом беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в августе 1937 года, власти приняли решение арестовать Анастасию. 4 сентября был допрошен председатель Машутинского колхоза. 12 сентября 1937 года были допрошены еще три жителя села. В этот же день инокиню Анастасию арестовали и заключили сначала в тюрьму при Константиновском районном отделении НКВД, а 16 сентября перевели в загорскую тюрьму и допросили.
Следователь, расспросив о том, чем Анастасия занималась до и после революции, начал требовать от нее признаний в ведении антисоветской агитации. На это Анастасия ответила:
– Виновной себя в высказывании антисоветской агитации и распространении разных провокационных слухах о войне и скором падении советской власти, а также клевете против вождя партии, не признаю.
На следующий день было составлено обвинительное заключение и дело передано на рассмотрение тройки НКВД, которая 10 октября 1937 года приговорила Анастасию к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена в Ивдельлаг Свердловской области. Но здесь она пробыла недолго, 17 декабря 1937 года инокиня Анастасия (Титова) умерла и была похоронена в безвестной могиле на кладбище поселка Сама Ивдельского района Свердловской области.
☦️
Мученица Екатерина Петроградская (Арская).
Мученица Екатерина Андреевна Арская родилась в 1875 году в Санкт-Петербурге в семье богатого купца Андрея Петровича Уртьева, потомственного почетного гражданина столицы Российской империи. Отец ее был ктитором церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Мать, Ксения Филипповна, занималась воспитанием девятерых детей. Семья купцов Уртьевых жила в доме № 8 по Фурштадтской улице.
Екатерина Андреевна и ее старшие сестры учились в Санкт-Петербургском Александровском институте. Он был создан по образцу знаменитого Смольного института благородных девиц и давал высшее образование. В нем обучались девочки из семей незнатного дворянства и почетных граждан. Смольный и Александровский институты входили в Императорское Воспитательное Общество благородных девиц, председателем и попечителем которого была императрица Мария Федоровна.
Дети в семье Уртьевых были очень дружны между собой. Екатерина Андреевна была особенно близка со старшей сестрой Марией. Благодаря ей она познакомилась со своим будущим мужем – офицером артиллерии Русской императорской армии Петром Николаевичем Арским. А Марию взял в жены его старший брат Михаил Николаевич, тоже артиллерийский офицер.
Петр Николаевич Арский и Екатерина Андреевна венчались в 1899 году в церкви приюта принца Ольденбургского на Лиговском проспекте.
Выйдя замуж, Екатерина Андреевна полностью посвятила себя семье, мужу и детям. Их в семье было пятеро: четыре дочери и сын. Девочки воспитывались в Александровском институте, который окончила их мать, а сын учился в реальном училище и был скаутом.
В семье Арских царила атмосфера любви, покоя и благополучия. Церковные традиции, впитанные Екатериной Андреевной в родительском доме, легли в основу и ее собственной семьи. Супруг ее также отличался благочестием, в 1912 году он вышел в запас и был назначен ктитором Воскресенского Смольного собора. С началом Первой Мировой войны Петр Николаевич Арский отправился в действующую армию, был ранен и вернулся в Петроград.
После октября 1917 года мир вокруг Арских начал стремительно рушиться, общая катастрофа не могла не коснуться и их семьи. Они лишилась состояния, от холеры умерли старшая и младшая дочери. В 1920 году Екатерина Андреевна потеряла всю свою семью. В течение одного месяца муж и дети умерли от дизентерии.
Екатерина Андреевна осталась без средств к существованию и находилась на грани голодной смерти. Но ее внутренний взор был обращен к Богу, и Господь не оставил верную дочь. Екатерина стала активным членом Александро-Невского братства, духовной дочерью его руководителя, будущего преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. На жизнь она зарабатывала сначала переплетчицей, потом санитаркой и швеёй. В начале 30-х годов она вошла в приходской совет Феодоровского собора.
Существование православного братства, занимавшегося духовным просвещением, не могло терпеться советской властью, все члены братства были под наблюдением ГПУ, и вскоре было заведено «Дело Александро-Невского братства», по которому было привлечено 92 человека.
В феврале 1932 года по городу прокатилась волна арестов, Екатерина Арская тоже была арестована. На следствии она проявила удивительное мужество, и в отличие от многих не назвала ни одной фамилии. Именно это качество: никогда никого не предавать, – будет свойственно святой мученице до смерти. Потеряв любимого мужа и всех пятерых детей, вдруг оказавшись нищей в охваченном ужасом городе, Екатерина Андреевна не впала в отчаяние, не предала своей веры Богу, и даже под пытками Господь сподобил ее остаться до конца верной себе и тем людям, вместе с которыми она созидала церковную жизнь в те страшные годы.
Вместо доказательств вины, в материалах дела Екатерины Арской неоднократно подчеркивается ее сословное происхождение; в обвинительном заключении фраза «бывшая дворянка, жена царского полковника» выделяется крупным шрифтом.
Екатерину Андреевну приговорили к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправили в Карлаг НКВД в Казахстане. После освобождения ей было запрещено проживать в Ленинграде, и Екатерина Андреевна поселилась в городе Боровичи в Новгородской области. Родных в этом городе у нее не было, но там были близкие ей по духу люди, так как Боровичи стали местом ссылки для репрессированных. Здесь жил владыка Гавриил (Воеводин), с которым Екатерина Андреевна проходила по делу Александро-Невского братства, были и другие знакомые из духовенства.
В 1937 году Екатерина Арская вновь была арестована по крупному «церковному делу». Местные власти провели массовые аресты всех ссыльных и репрессированных за веру. А потом на допросах под пытками вынуждали «сознаваться» в различных преступлениях. Немногие смогли выстоять на этих допросах. Почти все арестованные вольно или невольно оговаривали кого-то, подписывали признания своей вины, чтобы прекратить пытки и издевательства. Екатерина Арская отказалась признавать обвинения даже под пытками.
10 декабря 1937 года особой тройкой НКВД Екатерине Андреевне Арской и еще пятидесяти осужденным по этому делу был вынесен смертный приговор.
17 декабря 1937 года Екатерину Андреевну расстреляли вместе с другой святой новомученицей – княжной Кирой Оболенской.
☦️
Мученица Ки́ра Оболенская.
Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.
Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.
В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.
После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.
В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.
В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян, были арестованы и Кира и Екатерина. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две эти женщины своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя. Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила Киру Оболенскую и Екатерину Арскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.