6 марта 2023
⏳ 2023.03.06 (пн)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я Великого поста (глас 5й)
• понедельник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 6 марта (21 февраля)
• свт. Евста́фия Антиохийского (337) 📚
• прп. Тимофея в Симво́лех (795)
• свт. Георгия Амастридского (802–811)
• сщмчч. Александра (Вислянского), Даниила (Алферова), Григория (Хлебунова) (1930)
• сщмчч. Константина (Пятикрестовского), Павла (Широкогорова) (1938)
• мц. Ольги (Кошелевой) (1939)
• иконы Божией Матери «Козельщанская» (1881)
☦️
Святитель Евста́фий Антиохийский, архиепископ.
Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323–331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.
Святитель Евстафий был глубоко образованным богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся – устно и письменно – за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306–337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Однако к этому времени святой Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337–361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. Святитель Евстафий и в ссылке всё так же ревностно боролся за православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году.
Состоявшийся в 381 г. в Константинополе II Вселенский Собор подтвердил Православный Символ веры, который так ревностно защищал святитель Евстафий. Арианское лжеучение было еще раз предано анафеме как ересь.
В 482 г. мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радости антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего патриарха-исповедника.
Святителя Евстафия чтили великие святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синаит и Иероним Стридонский. Известный церковный историк епископ Феодорит Кирский называет святителя Евстафия столпом Церкви и благочестия наравне со святителем Афанасием Александрийским и другими епископами, главными поборниками православия.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/178
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antiohijskij/
• Рассуждение против Оригена на умозрение о чревовещательнице
• Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его
☦️
Преподобный Тимофе́й Олимпийский (в Симво́лех), пустынник.
Преподобный Тимофей пустынник, родом итальянец, с юных лет подвизался в монастыре, называемом «Символы», в Малой Азии, при горе Олимп. Архимандритом обители был преподобный Феоктист. Святой Тимофей был его учеником и соучеником преподобного Платона, исповедника Студийского († 814; память 5 апреля). Дойдя до высших ступеней духовного совершенства, он получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. Много лет преподобный провел в отшельничестве, скитаясь по пустыням, горам и лесам, день и ночь вознося молитвы к Господу Богу. Скончался он в глубокой старости, в 795 году.
☦️
Святитель Гео́ргий Амастридский, епископ.
Святитель Георгий, епископ Амастридский, происходил из города Кромны, близ города Амастриды при Черном море. Благочестивые и знатные родители его, Феодор и Мигефуса, дали ему хорошее образование, духовное и светское. Святой Георгий удалился в Сирикийские горы, принял иночество и стал вести суровую подвижническую жизнь под руководством отшельника. После смерти старца святой Георгий поселился в иноческой обители в Вониссе и там продолжал свои подвиги. После смерти епископа города Амастриды он был избран клиром и народом во епископа и рукоположен в Константинополе архиепископом Тарасием (784–806; память 25 февраля). Прибыв в Амастриду, святитель Георгий неустанно поучал свою паству, заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример богоугодной жизни. Силой молитвы он отгнал от города Амастриды сарацин, опустошавших ее окрестности; избавил от смерти невинно осужденных в городе Трапезунте амастридских купцов. Святитель Георгий скончался мирно 3 марта среди своей паствы в правление императора Никифора I (802–811).
…
Примечания:https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/177
☦️
Священномученики Алекса́ндр Вислянский и Дании́л Алферов, пресвитеры.
…
Священномученик Александр родился в 1870 году в селе Архангельское Землянского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Иакова Вислянского. Окончив в 1893 году Воронежскую Духовную семинарию, Александр Яковлевич был до 1894 года учителем пения в Введенской церковноприходской школе в городе Воронеже; в том же году он был рукоположен во диакона к храму в женском Богородице-Тихоновском Тюнинском монастыре, где также преподавал в монастырской школе пение. 30 марта 1897 года он был рукоположен во священника к Архангельской церкви в селе Рогожино Задонского уезда Воронежской губернии, в котором он служил до прихода к власти безбожников, ввергнувших страну на многие годы в кровопролитную смуту.
Во второй половине двадцатых годов отец Александр служил в храме в селе Семидесятное Гремяченского района Воронежской области. Как и многие другие священники Воронежской области, он мужественно боролся против обновленцев, пытавшихся захватить православные храмы, и, как и многие, весьма настороженно отнесся к переговорам заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с представителями советской власти, а также и к сделанным им заявлениям; за богослужениями он поминал только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) и правящего архиерея Воронежской епархии епископа Алексия (Буя).
…
Священномученик Даниил родился в 1870 году в селе Тройня Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Василия Алферова. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен во священника и уже при власти безбожников служил в храме в селе Никольское Гремяческого района Воронежской области по соседству с приходом отца Александра Вислянского. До революции отец Даниил принимал участие в народно-религиозных движениях, таких, как Союз русского народа, члены которого постоянно принимали участие в крестных ходах.
В 1929 году советская власть приступила к уничтожению крестьянского сословия; крестьяне тогда неразрывно были связаны с сельскими пастырями, разделявшими с ними все нужды и тяготы, священники были в то время единственными представителями образованного сословия, кто сопутствовал крестьянам на всем протяжении их жизни, и власти вместе с крестьянами стали арестовывать и преследовать и духовенство. Духовенство Воронежской епархии разделилось на тех, кто присоединился к обновленцам и в союзе с безбожной властью принялся за разрушение Церкви, и тех, кто отнесся к новой власти весьма настороженно, ожидая от нее обмана и не уповая на декларации, подписанные по требованию воинствующих безбожников.
В конце 1929-го — начале 1930 года ОГПУ произвело широкомасштабные аресты среди духовенства и крестьян Воронежской области, когда в течение короткого времени были арестованы сотни людей.
Священники Александр Вислянский и Даниил Алферов были арестованы в начале февраля 1930 года, заключены в тюрьму в городе Воронеже и сразу же допрошены. Отвечая на вопросы следователя, отец Александр сказал, что к нему неоднократно обращались верующие с вопросами: нужно ли отдавать целиком излишки хлеба, скоро ли будет конец света, скоро ли кончится такая жизнь, когда все отбирают и идет гонение на Церковь. На это он отвечал, что хлебозаготовки нужно выполнять, как кто сможет, скоро ли будет конец света — это от нас закрыто, как об этом ясно изложено в Евангелии. А что касается гонителей, то нужно любить своих врагов, а за безбожников нужно молиться. Следователь спросил, оказывала ли церковь кому-либо материальную помощь, на что отец Александр ответил, что хотя формального постановления на этот счет не было, но церковь оказывала нуждающимся помощь, а кто такие эти нуждающиеся, кулак ли экспроприированный или бедняк — для церкви это не важно.
Будучи допрошен, отец Даниил на вопросы следователя ответил, что связей, кроме своих служебных, он ни с кем никаких не имеет, агитацией или разговорами против советской власти не занимался, а также не слышал, занимаются ли этим другие.
Несмотря на большое число обвиняемых, следствие шло ускоренными темпами и в феврале того же года было закончено. 5 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила часть арестованных, и среди них двух священников, к расстрелу, а других — к различным срокам заключения. Священники Александр Вислянский и Даниил Алферов были расстреляны глухой ночью следующего дня, 6 марта 1930 года, и погребены в безвестной общей могиле в пригороде Воронежа.
☦️
Священномученик Григо́рий Хлебунов, пресвитер.
Священномученик Григорий родился в 1873 году в селе Шуватово Симбирской губернии в семье крестьян Никиты и Татьяны Хлебуновых. Первоначальное образование он получил в сельской школе, а остальное дополнилось самообразованием и церковным воспитанием, полученным в семье. По бедности семьи он переехал из села работать в город Астрахань, где познакомился со своей будущей женой Дарьей Степановной. Душа Григория Никитича влеклась от светских занятий к служению Господу, и служению сугубо церковному, и он устроился псаломщиком в храм в селе Басы Астраханской губернии. В 1917 году, когда произошел Октябрьский переворот, он принял твердое решение посвятить свою жизнь служению Церкви и с этого времени стал уже целеустремленно готовиться к принятию сана.
Григорий ХлебуновВ 1921 году Григорий Никитич был рукоположен во священника и два года прослужил в храмах Астрахани, а в 1923 году был направлен служить в храм в честь Рудненской иконы Божией Матери в селе Началово Астраханской области, где и прослужил до своего ареста.
Приехав на новый приход, отец Григорий сразу же стал узнавать, кто из прихожан придерживается православия, а кто готов перейти к обновленцам, с этим вопросом он стал обходить дома крестьян. Председателю сельсовета показалось подозрительным, зачем священник ходит к крестьянам и что-то записывает. Отец Григорий не стал удовлетворять любопытство председателя, и тот просил прокурора открыть против священника уголовное дело о «преднамеренном действии в интересах противосоветского лагеря». Материалов для обвинения отца Григория оказалось недостаточно, и дело было прекращено.
Отец Григорий был ревностным пастырем и мужественным проповедником. Собрав много духовных книг, он давал читать эти книги прихожанам, так что в доме у него образовалось нечто вроде библиотеки.
В 1929 году началась коллективизация, выразившаяся в уничтожении крестьянских хозяйств и сломе крестьянского быта, сопровождавшихся беспощадными гонениями на Церковь, так как всем своим бытом русское крестьянство более всего было связано с православием. Стали ходить устрашающие слухи о том, что коммунисты готовят впереди нечто худшее, что они все обобществят и устроят «коллективный рай» на земле. Перед лицом этих испытаний стала умножаться и вера, и храм в селе Началово стал наполняться молящимися, чему способствовала и неустанная проповедь отца Григория за богослужением. В Крещенский сочельник, 18 января 1930 года, в селе состоялась собрание, на котором был поставлен вопрос о том, чтобы снять колокола и отдать их в переплавку, но присутствующие выразили категорическое несогласие с этим. Впоследствии власти усмотрели в этой дружной поддержке церкви результат деятельности священника.
В конце января 1930 года секретарь местной партийной ячейки направил заявление уполномоченному ОГПУ по Астраханскому району, где писал, что, «выполняя партийную работу, а также работу, направленную на проведение мероприятий партии и советской власти, в особенности по вопросу… сплошной коллективизации», он заметил, что вокруг священника собралась целая группа кулаков и «в результате их работы на всех общественных собраниях высказывались явные антиколхозные выступления, исходящие от лиц, теснейшим образом связанных с церковью». И он перечислил ряд лиц, включая священника, которыми должно, по его мнению, заняться ОГПУ.
3 февраля 1930 года отец Григорий был арестован, вместе с ним были арестованы и несколько крестьян. Во время обыска в доме священника нашли речь австрийского министра иностранных дел, имевшую антибольшевистский характер, а также несколько писем от верующих людей, одно из них было рекомендательным и сообщало о некоем страннике Иване Ивановиче, о котором архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) отозвался как о хорошем человеке.
На вопросы следователя о найденных материалах отец Григорий ответил: «В отношении обнаруженной в настольной книге житий святых, употребляемой мной ежедневно перед молитвой, вырезки из газеты с речью министра иностранных дел, поносящего в ней III Интернационал и советское правительство… я сказать ничего не могу, так как не знаю, откуда она у меня, — очевидно, еще со времен службы в Астрахани или же вложена кем-либо из читателей моих книг… которыми являются граждане села Началова… Точно сказать, кто берет у меня книги, я затрудняюсь, так как записи не веду, а их, читателей, много и из пожилых, и из молодежи… Что же касается моих связей в селе Началове, то я их почти не имею, отдавшись службе и обязанностям по ней».
После допроса отец Григорий был заключен в тюрьму при Астраханском ОГПУ и здесь снова допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Дополнить мною сказанное при допросе в селе Началове… я не могу, но, подтверждая еще раз мною данные и верно записанные в протоколе допроса показания, заявляю, что автора письма, в котором рекомендуется некто странник Иван Иванович, он же старец Иван, хорошим человеком, я абсолютно не знаю… Странник Иван был у меня за все разы не подолгу, попьет чаю и уходит… Но откуда он, где живет и кто он по роду занятий, я не знаю… Произвел на меня впечатление толкового человека, бывавшего широко по свету, посетившего Афонскую Гору и другие места. Разговоры у нас с ним были только на религиозные темы, и каких-либо вредных, с точки зрения существующей власти, мыслей он, как и я, не касались… Больше показать ничего не могу и не покажу ни при каких условиях, считая грехом говорить о других».
Между тем, поскольку служба в храме в связи с арестом священника прекратилась, церковный совет, заручившись согласием районного исполнительного комитета, пригласил из Астрахани священника Петра Цветкова. Но чтобы начать служить, надо было стать на учет в сельсовете. Сотрудник административного отдела пообещал зарегистрировать священника на следующий день, 14 февраля, а сам тем временем куда-то уехал. Получив устное согласие представителей власти, один из членов церковного совета попросил священника отслужить всенощную вечером под праздник Сретения без регистрации. Всенощная была отслужена, в результате последовало обвинение в проведении службы без регистрации, и священник и члены церковного совета арестованы. Утром 15 февраля собралась толпа человек в триста, в основном женщины, которые стали требовать освобождения священника и членов церковного совета. Астраханское ОГПУ нашло слишком решительные действия местных властей на этот раз неблагоразумными, и все арестованные были освобождены. Но это не коснулось ни отца Григория, ни арестованных вместе с ним крестьян. Верующие в селе сочли освобождение своей победой и были настроены весьма решительно. Местные власти в Началове делали, казалось, все, чтобы унизить и разозлить крестьян; например, заместитель председателя сельсовета вывесил в сельсовете такое объявление: «В совете всем лишенцам стоять без дела строго воспрещается. Если заметим — будут арестованы».
На 22 февраля 1930 года местные власти наметили выселение из Началова семей зажиточных крестьян, лишенцев, и разграбление их имущества. В связи с предстоящим выселением, а также с целым рядом предшествовавших ему арестов, обстановка в селе достигла крайнего напряжения.
Вечером 22 февраля, когда руководство села и местные партийные руководители собрались в здании сельсовета, к зданию стала подходить толпа крестьян, мужчин и женщин, твердо намеренных не допустить изгнания односельчан. Лишенцев и крестьян среднего достатка поддержали и бедняки. Один крестьянин отобрал ключи у церковного сторожа и, взобравшись на колокольню, ударил в набат. Со всего села к сельсовету устремились люди. Какая‑то женщина, схватив багор, оборвала протянутые между столбами телефонные провода; часть толпы ринулась во двор сельсовета, здесь, на дворе, сразу же были убиты два члена сельсовета. Крестьяне, проникнув внутрь здания, стали бить и убивать всех, находившихся внутри, а тех, кто выпрыгивал в окно, добивали стоявшие снаружи. Мятеж против советской власти и коммунистов продолжался около двух часов, и в результате шесть человек были убиты, а десять ранено, было разгромлено здание сельсовета и уничтожены все документы. Советская власть в селе Началове практически прекратила свое существование. На село опустилась тревожная зимняя ночь. Все понимали, что власти не замедлят прислать карательный отряд. Кто-то советовал и его встретить в открытом сражении, кто-то стал покидать село. Наутро прибыл отряд красноармейцев, и начались аресты и допросы.
Следствие, по которому проходили обвиняемыми сорок три человека, велось в сверхэкстренном порядке и через четыре дня после восстания, 27 февраля, было завершено. В число обвиняемых были включены и те, кто был арестован ранее, 3 февраля, еще до мятежа, и среди них отец Григорий, несмотря на то, что у сотрудников ОГПУ не было никаких доказательств виновности священника.
В обвинительном заключении они написали: «…на почве выселения кулацких хозяйств в селе Началово… произошло вооруженное восстание, в результате которого были зверски убиты шесть человек членов партии активистов-батраков и десять человек тяжело ранено. Убийством и ранением выведена из строя вся руководящая часть села… Данными следствия установлено, что, несмотря на то, что выступление 22 февраля произошло стихийно, подготовка к такому выступлению против советской власти со стороны указанных лиц велась давно, с этой целью ведя работу чрезвычайно законспирированно… В деле подготовки выступления руководящую роль играли попы и церковники…»
28 февраля тройка ОГПУ приговорила четырнадцать обвиняемых, и среди них отца Григория, к расстрелу. Священник Григорий Хлебунов был расстрелян 6 марта 1930 года в пригороде города Астрахани и погребен в безвестной общей могиле.
☦️
Священномученик Константи́н Пятикрестовский, пресвитер.
Священномученик Константин родился 31 мая 1877 года в Москве в семье диакона Михаила Пятикрестовского. Первоначальное образование Константин получил в духовном училище. В 1897 году он окончил по второму разряду Московскую Духовную семинарию и был определен учителем в Георгиевскую двухклассную церковноприходскую школу. В 1899 году Константин Михайлович обвенчался с дочерью священника Сергия Митропольского, служившего в Никольском храме в Москве, Людмилой. Впоследствии у них родилось четверо сыновей. В 1899 году Константин Михайлович был рукоположен во священника к Михаило-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда Московской губернии. Прослужив здесь два с половиной года, он тяжело заболел и в 1902 году ушел за штат.
Константин ПятикрестовскийВ 1903 году отец Константин был назначен священником в Никольскую церковь в селе Летово Подольского уезда Московской губернии; здесь он прослужил десять лет. В 1913 году он был назначен настоятелем в Введенский храм в Конюшенной слободе близ города Дмитрова.
Через несколько лет произошла революция, возник обновленческий раскол, но отец Константин при всех испытаниях оставался верным православию, и обновленцы в своих отчетах относили его к числу наиболее твердых тихоновцев в Дмитровском уезде.
В 1926 году отец Константин был награжден наперсным крестом, в 1932 году возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Константин был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 28 ноября следователь допросил священника.
— Следствию известно, что вы среди населения выказывали враждебные взгляды в отношении коммунистов. Подтверждаете ли это?
— Враждебных взглядов в отношении коммунистов я не высказывал.
— Признаете ли вы себя виновным в том, что среди населения ведете антисоветскую деятельность?
— Виновным себя в антисоветской агитации не признаю. Но я говорил: «Пора большевикам понять, что не в попах дело, а в другом. Неужели им неясно, что от попов вреда власти не будет». Константин ПятикрестовскийВ частных беседах я говорил: «Православная вера и вообще вера в Бога с арестом священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна». Кроме того, я говорил, что большевики ведут борьбу с религией не идеологическую, а путем насилия, путем арестов священнослужителей, но путем насилия и арестов положение не улучшишь.
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к десяти годам заключения. Впоследствии один из очевидцев тех событий рассказывал, что «всех заключенных собрали… явились молодцы с ножницами и бритвами и, глумясь, издеваясь, всех обстригли, побрили, сорвали со всех рясы». Протоиерей Константин был отправлен в Мариинские лагеря.
Приехав на место, он написал жене: «Пишу из города Мариинска… Привет моим дорогим деткам и внучатам… Если о чем желаешь известить меня, то пиши по означенному адресу… При продаже дома, я слышал, требуется моя подпись к нотариальной доверенности. Теперь ты знаешь, как это надо сделать… Заключен по 58 статье, пункт 10».
В ответ на это письмо супруга написала ему, но ответа не получила, и следующее письмо 7 апреля 1938 года написал сын Пантелеимон: «Здравствуй, папа! Вот уже четыре с половиной месяца, как ты уехал из Дмитрова, а между тем от тебя получено только одно письмо из Мариинска. Почему ты не пишешь? Не болен ли ты? Очень ждем от тебя письма. Напиши, как здоровье, где в настоящий момент находишься, что делаешь? Сообщи — получил ли ты письмо от мамы, а также деньги и посылку? Пиши чаще. Мы все живы и здоровы. Желаем тебе бодрости, здоровья и спокойствия. Может быть, тебе необходимо что-либо из одежды, обуви, продуктов питания — напиши, и мы немедленно тебе вышлем».
На обороте этого письма один из заключенных написал ответ и выслал жене священника: «Дорогая матушка! Хочу Вам сказать и не утаить от Вас, я такой же, как Ваш муж. Не пугайтесь, он помер… Мне Вас жаль, что вы ему все пишете и пишете, наконец, вижу, сынок Пантюша пишет. Ваши письма два еще у меня… Мы поплакали горько, я решил потрудиться и ответить. Вот моя покорнейшая просьба: больше не пишите и не ищите его, он почил милостью Божией, а о посылках Вы сверьтесь на почте».
Протоиерей Константин Пятикрестовский умер в больнице Мариинского лагеря 6 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
☦️
Священномученик Па́вел Широкогоров, диакон.
Священномученик Павел родился в 1878 году в Москве в семье диакона Павла Широкогорова. В 1900 году он окончил Московскую Духовную семинарию и служил учителем в Москве.
В 1908 году он был назначен псаломщиком в один из московских храмов, в 1918 году — рукоположен во диакона и служил до ареста в храме святых апостолов Петра и Павла в Москве. В 1935 году он поселился в поселке Деденево Дмитровского района, где в то время жила его сестра с семьей, а служить ездил в Москву.
Диакон Павел был арестован в ночь с 26 на 27 ноября 1937 года, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен. Следователь, выяснив как долго диакон служил святой Церкви, заявил:
— Вы среди населения ведете антисоветскую агитацию, дайте по этому вопросу показания.
— Антисоветской агитации среди населения я не веду, — ответил диакон Павел.
— Признаете ли вы себя виновным по существу предъявленного вам обвинения?
— Нет, виновным я себя не признаю, так как антисоветской агитации я не вел.
На следующий день были допрошены дежурные свидетели, и на этом следствие было закончено. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Павла к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Диакон Павел Широкогоров скончался в заключении 6 марта 1938 года (через несколько месяцев) и был погребен в безвестной могиле.
☦️
Мученица О́льга Кошелева.
Мученица Ольга (Ольга Семеновна Кошелева) родилась 2 июля 1874 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье; она была замужем за рабочим кожевенной фабрики Андреем Кошелевым и жила вместе с мужем и детьми в Москве неподалеку от храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах и в течение многих лет была прихожанкой этого храма.
Ко второй половине 1938 года сталинский указ о массовых репрессиях против народа перестал действовать; однако существовал аппарат НКВД с армией осведомителей, которые продолжали доносить о тех или иных людях, и аресты по ложным доносам не прекратились. Один из таких секретных осведомителей донес на Ольгу Семеновну. В качестве существенного аргумента в пользу ареста для НКВД явилась ее характеристика как активной церковницы. Ольга Семеновна была арестована 27 октября 1938 года и заключена в Таганскую тюрьму.
— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Следствие требует от вас правдивых показаний по этому вопросу! — заявил следователь.
— Никакой контрреволюционной деятельностью я не занималась, — ответила Ольга Семеновна.
— О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?
— Да, я это говорила; и сейчас, видя, как безвинно арестовали меня, еще раз говорю, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих. Церкви без согласия на то верующих закрываются, что является гонением на религию и духовенство.
— По какой причине вы говорили против проводимых мероприятий партии и советской власти?
— По своим религиозным убеждениям; советская власть ведет борьбу с религией, что и приводило к неоднократным высказываниям мною против мероприятий партии и советской власти.
— Следствию известно, что в личных беседах со своими знакомыми вы высказывали террористические настроения по отношению к руководителям партии и советской власти. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.
— Никогда никому никаких террористических настроений я не высказывала.
Были вызваны свидетели, в частности председатель церковного совета Успенской церкви, но они подтвердили только то, что Ольга Семеновна в присутствии прихожан говорила: «Господи, что только делается на белом свете, всюду церкви закрываются без согласия верующих, а духовенство и верующих безвинно арестовывают и высылают в отдаленные места. Это не жизнь, а одно мучение…». Однако никто из свидетелей не обвинил Ольгу Семеновну в высказывании террористических настроений, а вызывать в качестве свидетеля осведомителя следователь не захотел.
Прокурор, которому из НКВД было отдано дело для получения разрешения на передачу его в суд, счел преступление доказанным, однако исключительно лишь на основании агентурных донесений секретного осведомителя; но поскольку НКВД не пожелал раскрыть его имя, прокурор распорядился направить дело для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при НКВД.
Ольга Семеновна Кошелева скончалась 6 марта 1939 года (через несколько месяцев) в Таганской тюрьме и была погребена в безвестной могиле.
☦️
Икона Богородицы Козельщанская.
Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.
После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kozelshchanskaja-1881