1 марта 2023
⏳ 2023.03.01 (ср)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1я Великого поста (глас 4й)
• среда
📚 Великий покаянный канон прп. Андрея Критского:
• Аудио (читает патриарх Пимен)
https://azbyka.ru/audio/velikij-pokayannyj-kanon-prp-andreya-kritskogo-chitaet-patriarx-pimen.html
• Текст (среда 1й седмицы)
https://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kanon-andreya-kritskogo-s-perevodom-na-russkij-yazyk-chitaemyj-v-sredu-pervoj-sedmicy-velikogo-posta.html
☀️ неподвижный годовой круг:
• 1 марта (16 февраля)
• сщмчч. Памфи́ла, Вале́нта (Уале́нта), мчч. Павла, Порфирия, Селе́вкия, Феоду́ла, Иулиа́на, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307–309)
• мчч. Персидских в Мартирополе (IV)
• прп. Мару́фа Месопотамского (422)
• свт. Макария (Невского) Московского (1926) 📚
• сщмч. Петра́ Успенского (1938)
• Собор святых Новосибирской митрополии
☦️
Священномученики Памфи́л, пресвитер, Вале́нт, диакон, мученики Па́вел, Порфи́рий, Селе́вкий, Феоду́л, Иулиа́н, Самуи́л, Илия́, Дании́л, Иереми́я и Иса́ия.
Святые 12 мучеников – Памфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия пострадали во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом в 308–309 годах в Кесарии Палестинской. Святой мученик Памфил, уроженец города Берита (Бейрут), получил образование в Александрии, после чего был поставлен пресвитером в Кесарии. Он много потрудился над сличением и исправлением текстов Нового Завета, поврежденных переписчиками. Исправленные копии святой Памфил переписывал и рассылал желающим их иметь. Таким образом им были обращены ко Христу многие язычники. Его трудами и заботами в Кесарии была собрана обширная библиотека духовных книг, служившая христианскому просвещению. Блаженный Иероним (IV – начало V в.) очень чтил святого Памфила и считал себя счастливым, ибо обрел и хранил у себя некоторые его рукописи. Святому Памфилу в благовестии веры Христовой деятельно помогали святой Валент, диакон Елийской церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание, и святой Павел, горевший верой и любовью ко Христу Спасителю. Все трое были заключены на 2 года в темницу правителем Кесарии Палестинской Урбаном. В правление его преемника Фирмилиана в Египте были осуждены и отправлены в Киликию (Малая Азия) на золотоносные рудники 130 христиан. Их провожали до места изгнания пять юношей-братьев. На обратном пути в Египет они были задержаны в Кесарии и брошены в темницу за исповедание Христа. Юношей привели на суд к Фирмилиану вместе с заключенными ранее святыми Памфилом, Валентом и Павлом. Назвавшись именами ветхозаветных пророков – Илии, Иеремии, Исаии, Самуила и Даниила, на вопрос об их отечестве юноши отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея под этим небесный Иерусалим. Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, так как на месте Иерусалима, разрушенного императором Титом в 70 году, был построен императором Адрианом (117–138) город, именуемый в то время Елий-Адриан. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать месторасположение неведомого города и склонить юношей к вероотступничеству; ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом вместе с Памфилом, Валентом и Павлом.
Прежде этого пришлось пострадать слуге пресвитера Памфила 18-летнему юноше Порфирию, кроткому и смиренному. Услышав о вынесенном смертном приговоре мученикам, он просил разрешения у правителя похоронить тела приговоренных после их казни, за что был умерщвлен и предан сожжению на костре.
Свидетель этого мученичества, благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, приветствуя подвиг страдальцев, подошел к Памфилу перед казнью и рассказал ему о мученической кончине святого Порфирия. Он тут же был схвачен воинами и по повелению Фирмилиана усечен мечом вместе с приговоренными.
Один из слуг правителя, Феодул, человек преклонного возраста и тайный христианин, приветствуя мучеников, ведомых на казнь, поцеловал их и просил помолиться за него. Он был приведен воинами на допрос к Фирмилиану и по приказу последнего распят на кресте.
Юноша Иулиан, родом каппадокиец, подходя к Кесарии, увидел тела святых, брошенные без погребения на съедение зверям, Подойдя к ним, Иулиан преклонил колена и облобызал тела страдальцев. Стоявшие в стороне воины схватили его, повели к правителю, который осудил святого Иулиана на сожжение. Тела всех 12-ти мучеников пребывали без погребения в течение 4-х дней. Ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные этим обстоятельством, язычники позволили христианам взять тела мучеников и похоронить их.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/161
☦️
Житие преподобного Маруфа Мартиропольского (Тигритского) и мучеников, в Мартирополе пострадавших.
Святой Маруф был епископом Тигрита, главного города Месопотамо-Софосенской области: эта местность находилась на границах Греческой империи и языческой Персии; в ней благочестивый епископ, как светильник, сиял светом своего богопознания: язычников-персов он своею проповедью обращал в христианство, ходатайствовал за христиан пред персидскими царями и всюду старался ввести мир и безмятежие. Так, при Феодосии Младшем Маруф два раза был посылаем к Издегерду (персидский царь Издегерд I царствовал с 399 по 420 г.) для заключения мира между двумя империями и своим благочестием и умом приобрел полное уважение у Издегерда. Персидским магам это расположение царя к святому Маруфу очень не понравилось, и вот они решили погубить благочестивого епископа; после того, как Маруф исцелил Издегерда от опасной головной болезни, которой не могли исцелить маги, решено было употребить меры против него. Однажды, когда царь по обыкновению взошел в храм для поклонения огню, он услышал голос:
– Вон царя, – нечестива любовь его к христианскому священнику!
После этого изумленный Издегерд хотел было удалить от себя Маруфа, но обман скоро был обнаружен, и маги были казнены; после этого между огнепоклонниками стала распространяться христианская вера. В 414 году Маруф в другой раз исполнял должность посла при дворе Издегерда. Маги снова было восстали на святого епископа, но умысел их был опять неудачен, и Маруф еще более приобрел доверие пред персидским царем. В это же время святой Маруф вместе с епископом Авдою молитвою веры исцелил бесноватого сына Издегерда; после этого Издегерд намеревался даже принять Крещение и дозволил свободно исповедовать христианскую веру в Персии. Пользуясь таким расположением персидского царя, святой Маруф всюду распространял Христово учение, восстановлял храмы, ниспровергнутые во время гонения Сапора, созывал соборы.
В это же время он собрал останки святых мучеников, пострадавших при царе Сапоре, и перенес их в созданный им город Тигрит, где он и сам скончался около 422 года.
Маруф оставил после себя довольно много сочинений на сирском языке, которые доселе не все изданы. Особенно заслуживают известности: 1) неизданное его Толкование на Евангелие; 2) История мучеников Персидских; 3) Песни Маруфа; 4) Литургия его и 5) 73 правила Собора Никейского с описанием деяний сего собора. Мощи святого Маруфа были впоследствии перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери.
☦️
Святитель Мака́рий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года, на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
В 1854 году он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию Невский) и согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.
В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его… В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков… Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
В 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–18 годов. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты благодаря своему особому статусу никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-хлетнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был, – сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку св. патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельники Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevskij/
• 1. Слова, беседы и наставления в торжественные дни
• 2. Слова и беседы в праздничные дни
• 3. Речи, слова по особенным случаям
• 4. О христианской жизни и воспитании (для городских жителей)
• Молись, борись, спасайся!
• Письма к духовной дочери
☦️
Священномученик Петр Успенский, пресвитер.
Священномученик Петр родился в 1876 году в селе Алексеевском Коломенского уезда Московской губернии в семье священнослужителя Василия Успенского. По окончании Духовной семинарии Петр в 1901 году был рукоположен во диакона и в 1905 году — во священника ко храму в честь Иоанна Предтечи в селе Ивановском Семеновской волости Серпуховского уезда Московской губернии. Здесь он прослужил до 1929 года, когда в связи с ухудшением здоровья ушел за штат.
В 1937 году отец Петр вернулся к священническому служению и в середине августа 1937 года был назначен служить в Николаевскую церковь в село Федоскино Дмитровского района. Но к этому времени храм в селе, за неимением священника, был закрыт, и отец Петр, решив собрать прихожан для регистрации двадцатки, просил разрешения у председателя сельсовета на проведение приходского собрания. В этом ему было отказано, и священник послал старосту храма по домам местных жителей, чтобы узнать, кто из них готов записаться в двадцатку.
26 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей. Они мало что могли сказать о священнике, зная его всего лишь три месяца, но подтвердили, что отец Петр действительно отправил активных прихожан по домам жителей, чтобы выяснить, кто в селе относит себя к верующим, и это наверное для того, — по подсказке сотрудника НКВД добавил один из свидетелей, — чтобы знать, кто не пойдет голосовать на советские выборы.
На следующий день, 27 ноября, отец Петр был арестован и допрошен.
— Вы среди населения ведете активную антисоветскую агитацию. Дайте по этому вопросу показания! — потребовал от священника следователь.
— Никакой антисоветской агитации среди населения я не вел, это я отрицаю.
— Следствию известно, что вы в связи с составлением списков верующих говорили, что этим вы выясняете, сколько людей не будут голосовать за коммунистов. Дайте по этому вопросу показания.
— Это я отрицаю… Это делалось исключительно с целью выполнить требования гражданских властей при регистрации священнослужителей.
— Признаете себя виновным в том, что среди населения вели антисоветскую агитацию?
— Виновным себя в этом не признаю, никакой агитации против советской власти я не вел, — ответил священник. После этого допросы были прекращены и отец Петр отправлен в Таганскую тюрьму в Москву.
2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Петр Успенский скончался в Сусловском отделении Сиблага 12 марта 1938 года. Причина смерти — паралич сердечных мышц при явлениях декомпенсированного миокардита и старческой дряхлости. Сведений о месте захоронения нет.
☦️
Собор святых Новосибирской митрополии.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла утвержден день празднования Собора святых Новосибирской митрополии – в день памяти святителя Макария (Невского), митрополита Московского.
…
В состав Собора святых Новосибирской митрополии входят:
• Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский
• Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
• Священномученик Илия Березовский, пресвитер
• Священномученик Михаил Пятаев, пресвитер
• Священномученик Иоанн Куминов, пресвитер
• Священномученик Николай Ермолов, пресвитер
• Священномученик Иннокентий Кикин, пресвитер