28 ноября 2022
⏳ 2022.11.28 (пн)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 25я по Пятидесятнице (глас 7й)
• понедельник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 28 ноября (15 ноября)
• (Рождественский пост)
• мчч. Гу́рия, Само́на (299–306), Ави́ва (322)
• мч. Димитрия Дабудского (ок. 307)
• мчч. Елпи́дия, Марке́лла, Евсто́хия (361–363)
• прп. Паи́сия Величковского (1794) 📚
• сщмчч. Николая (Щербакова), Петра (Конардова), Никиты (Алмазова), мч. Григория (Долинина) (1937)
• иконы Божией Матери Купятицкая (1182)
☦️
Рождественский пост.
Рождественский пост (пост в преддверии Рождества Христова.) – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божьего.
Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.
…
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: “Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.
Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).
Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.
«Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов. 12:8).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/1/rozhdestvenskij_post
☦️
Гу́рий, Само́н и Ави́в, диакон.
Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Едессе были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.
После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена. Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам – свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий и чудодейственно перенес в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и по приказу правителя гот был казнен.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». В Москве в храме Иоанна Воина на Якиманке, есть придел этих святых.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1004
☦️
Мученик Дими́трий Дабудский.
Святой мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии, и пострадал при императоре Максимиане Галерии и его соправителе Максимине. Фракийскому префекту Публию донесли на святого, что он христианин, и по приказанию префекта святой был схвачен. На допросе Димитрий смело исповедовал Христа Богом, говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии. Затем обличил душевредное идольское обольщение, показав, как слепы и глухи те, кои разделяют его. Своими речами он сильно прогневал правителя, который приказал отсечь ему голову. Так скончался святой мученик, прияв от Господа небесный венец. Честные мощи святого Димитрия были погребены верными и богобоязненными мужами, и источают исцеления всем приходящим к ним.
…
Примечания:
Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святого. В комментарии к житиям, составленным свт. Димитрием Ростовским, сообщается, что мч. Димитрий пострадал в 307 г., тогда как прп. Никодим Святогорец предполагает, что он был казнен в 298 г.
☦️
Мученики Елпи́дий, Марке́лл и Евсто́хий.
Святые мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий пострадали при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Святой Елпидий был важным сановником при императорском дворе. Как христианина, его вместе с святыми Маркеллом и Евстохием предали царскому суду. Мученики перенесли многие ужасные пытки и скончались, брошенные в огонь. На месте, где христиане погребли останки святых, было чудесное явление Христа с сонмом Ангелов, и Господь воскресил Елпидия. Тогда император вновь приказал схватить святого мученика. Во время пыток по молитве святого рассыпались в прах стоявшие неподалеку идолы. Более шести тысяч язычников, видевших это чудо, обратились ко Христу. Святой Елпидий был вновь сожжен.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1005
☦️
Преподобный Паисий Величковский.
Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда – в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.
Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину – скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской Горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлий, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.
Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей, и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд», – поучал старец.
Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» – сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.
…
Из полного жития:
Преподобный Паисий учил, что истинным наставником в деле спасения души может быть только тот, который сам понуждает себя творить все заповеди Господни, по слову Писания: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется. Какого бо инаго наставити на путь может, иже сам не хождаше?» Соблюдение заповедей Господних и научение всему тому ближних – таков образ святости, достигнутый старцем Паисием.
Старец Паисий не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы обоим вместо отца и наставника иметь учение святых и богоносных отцов Церкви. С таким условием принимал святой Паисий и других братьев, посему возникло среди Паисеева братства стремление собирания писаний святых отцов, традиция книжности. Это было необычно для афонских монастырей того времени – большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже и не слышало. Поэтому каждая находка древней книги была поводом для большой радости преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что на земле вижу небесное сокровище». Такое книжное накопление сопутствуемо было нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий «не имяше бо срачицы (нижней одежды), точию един подрясник и ряску искропаны (изодраны) и в заплатах». Вскоре братии собралось до двенадцати, и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. Рукоположен отец Паисий был в 1758 году в возрасте тридцати шести лет. Будучи иереем, преподобный Паисий никогда не мог совершать святую литургию без слез.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-paisij-velichkovskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichkovskij/
• Восторгнутые класы в пищу души
• Как мирянину можно спастись
• Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания
• Об умной или внутренней молитве
• Поучение на пострижение в монашеский чин
• Устав старца Паисия
• Перевод Духовно-нравственных слов (преп. Авва Исайя, Скитский)
• Ответ отцам Дорофею и Геронтию. О том, чтобы не есть мяса
• Письма иерею Димитрию
• Письмо настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины
• Письмо отцам Поляномерульской обители
• Письмо ученикам своим Амвросию, Афанасию и Феофану
• Послание иеромонаху Агафону, настоятелю Поляноворонской обители
• Послание к жителям села Васильевское и Палехи
• Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию
• Послание к Никифору Феотоки
• Послание к отцам, оставшимся в Драгомирне
• Послание к ученикам на хутор Некшаны
• Послание находящимся на покосе
• Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой
☦️
Священномученик Николай Щербаков, пресвитер.
Николай Павлович Щербаков родился 24 июля 1876 года в селе Лабазы Бузулукского уезда Самарской губернии в семье священника. После окончания Самарской духовной академии и женитьбы, он принял сан и был отправлен служить в город Чапаевск Самарской области. В 1932 году отца Николая арестовывают. Для соблюдения внешней законности надо было предъявить какое-то обвинение, поэтому священника объявляют спекулянтом и пытаются привлечь к уголовной ответственности. С тем, что это обвинение нелепо, не смогло не согласиться в тот момент даже ОГПУ, и через 8 дней отца Николая отпускают.
Еще 3 года отец Николай Щербаков служит настоятелем в своем храме в Чапаевске. Следующий арест последовал 29 марта 1935 года. Несостоявшемуся «спекулянту» теперь приписываются «руководство контрреволюционной группой, пропаганда свержения соввласти и разговоры о необходимости убийства Сталина». В это время никто уже не заботился о том, чтобы обвинение выглядело правдоподобным. Был вынесен приговор: 5 лет ссылки в Казахстан. Отец Николай отбывал ссылку в городе Семипалатинске, где работал счетоводом.
23 ноября 1937 года священник арестован в ссылке. На допросе на требование следователя – признаться в проведении антисоветской агитации – он дал ответ:
– Нет, этого я не признаю. Проживая в Семипалатинске как ссыльный, никакой антисоветской агитации я никогда не вел. Другого показать ничего не имею.
Священнику Николаю было вынесено обвинение, в котором говорилось: «Щербаков, проживая в г. Семипалатинске как ссыльный, занимался контрреволюционной деятельностью. Клеветал на руководителей партии, правительства и советской власти, распространял провокационные слухи о конституции СССР, восхвалял буржуазный строй. Выражал явное недовольство о политике цен на промтовары, контрреволюционно истолковывая их. Распространял контрреволюционное сочувствие по отношению к кулачеству».
25 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области иерей Николай Щербаков был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. 28 ноября приговор был приведен в исполнение.
☦️
Священномученик Петр Конардов, пресвитер.
Петр Иванович Конардов родился в селе Троицкое Московской губернии в 1870 году. Он происходил из священнической семьи. Пойдя по стопам отца, Петр заканчивает Духовную семинарию, после чего его посвящают в диаконы. Позднее отец Петр становится священником. Незадолго до ареста его приписывают к храму Иоанна Предтечи в селе Ивановское (в Реутовском районе Московской области), в котором он служит до конца 1936 года.
26 декабря 1936 года отца Петра арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен во «враждебном настроении к мероприятиям партии и Советской власти», и за это «настроение» приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. После этого священник был препровожден на Станцию Щербакты в Казахской ССР, к месту отбывания ссылки. Там отец Петр встретился с другими клириками и мирянами, пострадавшими от безбожных властей за Имя Христово. Мученики не оставили молитвы и старались по возможности регулярно совершать богослужения.
20 ноября 1937 года последовал арест. Отец Петр вместе с другими был обвинен в том, что он «член церковно-сектантской контрреволюционной группы из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций». На допросе иерей Петр категорически отверг свою причастность к каким-либо сектантским группам, но не отрицал, что принимал участие в богослужениях, проводимых православным духовенством на квартире.
Тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской области отец Петр Конардов по обвинению в «контрреволюционной пропаганде» был приговорен к высшей мере наказания. 28 ноября 1937 в 2 часа ночи приговор приведен в исполнение – отец Петр был расстрелян.
☦️
Священномученик Никита Алмазов, протодиакон.
Протодиакон Никита Григорьевич Алмазов родился в 1874 году в селе Сущево Смоленской губернии в семье священника. Свое служение Церкви начал в должности псаломщика. В 1897 году он был рукоположен в сан диакона. В материалах архивного уголовного дела говорится, что о. Никита Алмазов «…в период Русско-японской войны служил диаконом в составе главнокомандующего генерала Куропаткина. С 1907 по 1918 год служил диаконом Семеновского Преображенского полка в соборе всей артиллерии гор. Петрограда. В 1933 году служил диаконом в Греческой Посольской церкви. Имеет от Царского правительства ордена: Анны III степени, Владимира II степени, семь медалей. Произведен в сан Протодиакона. Принадлежит к тихоновскому течению».
В 1935 году согласно решению особого совещания при НКВД СССР был административно выслан из Ленинграда, как социально опасный элемент, в Казахстан сроком на 5 лет. Ссылку отбывал в городе Атбасаре Северо-Казахстанской области. Имел контакты с сосланными из г. Ленинграда в г. Атбасар священниками Феодотом Андреевым, Василием Сокольским, Николаем Ковалевым. 22 ноября 1937 года арестован Атбасарским РО НКВД. Постановлением тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области от 28 ноября 1937 года протодиакон Никита Алмазов приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 28 ноября 1937 года.
☦️
Мученик Григо́рий Долинин.
Мученик Григорий Иванович Долинин родился в 1875 году в селе Хохлово Нижегородской губернии. Происходил он из крестьянской семьи и образование получил в сельской школе. Известно, что до революции Григорий Иванович работал конторщиком. С 1926 года он служил псаломщиком в храме одного из сёл Нижегородского края (пока не удалось установить точного места), за что был в 1930 году «раскулачен» и приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря. Так в те годы преследовалось любое служение Церкви.
В 1932 году его досрочно выпускают, и он возвращается к деятельности псаломщика. Служить в нижегородском селе ему пришлось недолго. 31 декабря 1934 года Григорий Долинин арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Следует приговор: 5 лет ссылки в Казахстан. Сначала его отправляют этапом в Алма-Ату, затем переводят в Щербакты.
21 ноября 1937 года Григория Долинина арестовывают в ссылке. Обвинение звучало следующим образом: «Контрреволюционная пропаганда, член церковно-сектантской к/р группы под руководством Борзаковского из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций, участие в нелегальных богослужениях».
На следствии Григорий Долинин показал: «Ни в какой контрреволюционной группе я не состоял. Правда, я по своему убеждению религиозный человек, прибыв в ссылку, я вращался с духовными, но кроме религиозных обрядов вместе с ними я ничего не совершал».
После того, как тройка при УНКВД вынесла смертный приговор, мученик Григорий Долинин был расстрелян 28 ноября 1937 года.
☦️
Икона Богородицы Купятицкая.
Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло в 1182 году около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии.
Инок Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский в своем труде «Тератургима, или чудеса, совершившиеся, как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах», опубликованном в 1638 году в Киеве, повествует о том, что святая икона была обретена в лесу крестьянской девочкой Анной, пасшей скот. Образ – в виде креста – излучал необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. С этого времени благодать Божия прославила святой образ Божией Матери различными чудотворениями.
В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотворный образ сохранился в пепле неповрежденным. Вторично святая икона была обретена в конце XV века на месте сгоревшего храма странником-богомольцем по имени Иоаким, возвращавшимся на родину из Иерусалима через Полесье. Не дерзнув взять с собой обретенный образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне, с великой радостью воспринявшие весть о вторичном явлении чудотворной иконы, в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким же остался при храме пономарем.
В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь, в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (†1648) и Макарий Каневский, игумен Пинский (†1678).
Игумен Купятицкой обители Иларион Денисович написал сочинение «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также и Афанасий Кальнофойский, дополнив его своими толкованиями.
Во второй половине XVII века монастырь был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем Барановичем, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного.
К чудотворному Купятицкому образу Божией Матери прибегали с благоговением и почитанием не только украинские православные, но не забывали о своей святыне и белорусские верующие. В середине XIX столетия прихожане Купятицкого прихода обратились в Святейший Правительствующий Синод с прошением о возвращении из Киевского Софийского собора Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери. Однако прошение было отклонено. Отказ был мотивирован тем, что икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад».
Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 20-х годов XX столетия. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси.
Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой – Распятие.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kupjatickaja