⏳ 2020.02.28 (пт)
? исключается мясная пища

? подвижный годовой круг:
• 3я приуготовительная седмица к Великому посту, сыропустная (глас 3й)
• пятница (сплошная седмица)

☀️ неподвижный годовой круг:
28 февраля (15 февраля)
• ап. от 70-ти Они́сима (ок. 109)
• прпп. Пафнутия и Евфросинии Александрийской (V)
• прп. Евсевия Сирийского (V)
• прп. Пафнутия Печерского (XIII)
• сщмчч. Михаила (Пятаева), Иоанна (Куминова) (1930)
• сщмчч. Николая (Морковина), Алексия (Никитского), Алексия (Смирнова), Симеона (Кулямина), прмч. Павла (Козлова), прмц. Софии (Селивестровой) (1938)
• прп. Анфи́ма Хиосского (1960)


☦️
Апо­стол от 70-ти Они­сим в мо­ло­до­сти был ра­бом Фили­мо­на, хри­сти­а­ни­на знат­но­го ро­да, жив­ше­го в го­ро­де Ко­лос­сах Фри­гий­ской об­ла­сти. Про­ви­нив­шись в чем-то пе­ред сво­им гос­по­ди­ном и бо­ясь на­ка­за­ния, свя­той Они­сим бе­жал в Рим, но там, как бег­лый раб, по­пал в тюрь­му. В тюрь­ме он встре­тил­ся с апо­сто­лом Пав­лом, со­дер­жав­шим­ся в узах, был про­све­щен им и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. В тюрь­ме свя­той Они­сим как сын слу­жил апо­сто­лу Пав­лу. Апо­стол Па­вел, лич­но знав­ший свя­то­го Фили­мо­на, на­пи­сал ему пись­мо, пол­ное люб­ви, про­ся про­стить бег­ло­го ра­ба и при­нять его как бра­та; с этим пись­мом он от­пра­вил свя­то­го Они­си­ма к его хо­зя­и­ну, ли­шив са­мо­го се­бя по­мо­щи, в ко­то­рой очень нуж­дал­ся.
Свя­той Фили­мон, по­лу­чив пись­мо, не толь­ко про­стил Они­си­ма, но и от­пу­стил его на во­лю, по­слав об­рат­но в Рим к пер­во­вер­хов­но­му апо­сто­лу. Впо­след­ствии свя­той Фили­мон был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Га­зы (па­мять его 4 ян­ва­ря, 19 фев­ра­ля и 22 но­яб­ря).
По­сле смер­ти апо­сто­ла Пав­ла свя­той Они­сим слу­жил апо­сто­лам до их смер­ти и был по­став­лен ими во епи­ско­па. По­сле кон­чи­ны свя­тых апо­сто­лов он про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие во мно­гих стра­нах и го­ро­дах: в Ис­па­нии, Кар­пе­та­нии, в Ко­лос­сах, в Пат­рах. В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­той Они­сим за­нял епи­скоп­ский пре­стол в Ефе­се по­сле апо­сто­ла Ти­мо­фея. Ко­гда Иг­на­тия Бо­го­нос­ца ве­ли в Рим на казнь, к нему на­встре­чу вы­шел епи­скоп Они­сим с неко­то­ры­ми хри­сти­а­на­ми, о чем упо­ми­на­ет свя­той Иг­на­тий в сво­ем Пись­ме к Ефе­ся­нам. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Тра­я­на свя­той Они­сим был схва­чен и при­ве­ден на суд к епар­ху Тер­тил­лу. Он про­дер­жал свя­то­го 18 дней в тем­ни­це, а по­том со­слал на за­то­че­ние в го­род Пу­тео­лы. Через неко­то­рое вре­мя епарх вы­звал уз­ни­ка и, убе­див­шись, что свя­той Они­сим всё так же твер­до ис­по­ве­ду­ет ве­ру во Хри­ста, под­верг его же­сто­ко­му из­би­е­нию кам­ня­ми, по­сле че­го свя­то­му усек­ли го­ло­ву ме­чом. Те­ло му­че­ни­ка взя­ла од­на знат­ная жен­щи­на и по­ло­жи­ла в се­реб­ря­ную ра­ку. Это бы­ло око­ло 109 го­да.

☦️
Прп. Па­ф­ну­тий был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим, бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном. Его су­пру­га умер­ла ра­но, и Па­ф­ну­тий один вос­пи­ты­вал сво­е­го един­ствен­но­го ре­бен­ка – преп. Ев­фро­си­нию. Он ча­сто по­се­щал мо­на­стырь, игу­мен ко­то­ро­го был его ду­хов­ным на­став­ни­ком.
Ко­гда Ев­фро­си­нии ис­пол­ни­лось 18 лет, преп. Па­ф­ну­тий хо­тел вы­дать дочь за­муж. Он на­пра­вил­ся в мо­на­стырь к сво­е­му на­став­ни­ку, чтобы по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние на пред­сто­я­щий брак до­че­ри. Игу­мен бе­се­до­вал с де­ви­цей и дал ей свое бла­го­сло­ве­ние, но свя­тая Ев­фро­си­ния стре­ми­лась к ино­че­ской жиз­ни.
При­няв тай­но по­стри­же­ние от ино­ка-стран­ни­ка, она по­ки­ну­ла от­чий дом и ре­ши­ла по­сту­пить в оби­тель, чтобы про­ве­сти жизнь в уеди­не­нии и мо­лит­ве. Опа­са­ясь, од­на­ко, что в жен­ском мо­на­сты­ре ее об­на­ру­жит отец, она, на­звав се­бя ев­ну­хом Из­ма­раг­дом, при­шла в тот са­мый муж­ской мо­на­стырь, ко­то­рый с дет­ства по­се­ща­ла вме­сте с от­цом. Ино­ки не узна­ли пе­ре­оде­тую в муж­ское пла­тье Ев­фро­си­нию и при­ня­ли в свою оби­тель. В уеди­нен­ной ке­ллии в тру­дах, по­сте и мо­лит­ве свя­тая Ев­фро­си­ния про­ве­ла 38 лет и до­стиг­ла вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Ее отец скор­бел о по­те­ре лю­би­мой до­че­ри и не раз, по со­ве­ту на­сто­я­те­ля, бе­се­до­вал с ино­ком Из­ма­раг­дом, от­кры­вая ему свою пе­чаль, и на­хо­дил у него ду­хов­ное уте­ше­ние.
Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния от­кры­ла скор­бев­ше­му от­цу свою тай­ну и про­си­ла, чтобы ни­кто, кро­ме него, не при­го­тов­лял к по­гре­бе­нию ее те­ла. По­хо­ро­нив дочь, прп. Па­ф­ну­тий роз­дал все свое иму­ще­ство ни­щим и мо­на­сты­рю (а он был знат­ным и бо­га­тым) и при­нял мо­на­ше­ство. Де­сять лет, вплоть до сво­ей кон­чи­ны, он под­ви­зал­ся в кел­лии сво­ей до­че­ри.

☦️
Пре­по­доб­ный Ев­се­вий пу­стын­ник жил в IV ве­ке и под­ви­зал­ся на го­ре близ се­ле­ния Аси­ха в Си­рии. Он про­во­дил весь­ма су­ро­вую жизнь, на­хо­дясь все­гда под от­кры­тым небом и тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся лет­ний зной и зим­ний хо­лод; одеж­ду пре­по­доб­ный но­сил ко­жа­ную, пи­тал­ся мо­че­ным го­ро­хом и бо­ба­ми. Бу­дучи уже немощ­ным стар­цем, во всю Ве­ли­кую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу ел все­го 15 смокв. Ко­гда к пре­по­доб­но­му Ев­се­вию ста­ло сте­кать­ся мно­го на­ро­да, он при­шел в ближ­ний мо­на­стырь, устро­ил у мо­на­стыр­ской сте­ны неболь­шую огра­ду и в ней пре­бы­вал до смер­ти. Пре­по­доб­ный Ев­се­вий до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, скон­чав­шись в воз­расте 90 лет, по­сле 400 го­да.

☦️
Па­мять 15 фев­ра­ля, в Со­бо­ре пре­по­доб­ных от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ских Даль­них Пе­щер (28 ав­гу­ста) и в Со­бо­ре всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских. Непре­стан­но пла­кал и взды­хал всю свою жизнь о вре­ме­ни раз­лу­че­ния ду­ши с те­лом, как окру­жат че­ло­ве­ка Ан­ге­лы и ду­хи зло­бы, по­ка­жут все его де­ла – доб­рые и злые, на­пом­нят ему о всех его мыс­лях и же­ла­ни­ях, о том, что он за­был и че­го не счи­тал за грех.
Но бла­же­ни пла­чу­щие, яко тии уте­шат­ся (Мф.5:4). И пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий при кон­чине сво­ей уви­дел ли­ки Ан­гель­ские, ко­то­рые, при­няв его ду­шу, воз­нес­ли ее на небо. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах. Его имя вспо­ми­на­ет­ся в 8-й пес­ни ка­но­на: «Пла­чу­щих по­ми­ная бла­жен­ство, Па­ф­ну­тие, все­гда пла­кал еси, ныне же ра­дост­ная на­сле­див ме­ста, мо­ли­ся та­мо и нам в кров без­пла­чев­ный все­ли­ти­ся».

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся в 1891 го­ду в се­ле Мач­ка­сы Куз­нец­ко­го окру­га Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Мак­си­ма Пя­та­е­ва. Окон­чив сель­скую шко­лу, он учил­ся в Москве, а за­тем пе­ре­ехал в Са­ра­тов, где пре­по­да­вал рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру. В Са­ра­то­ве он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной Ев­фро­си­ни­ей Фро­лов­ной. Она про­ис­хо­ди­ла из ро­да са­ра­тов­ских куп­цов Ива­но­вых, ко­то­рые име­ли бар­жи и во­зи­ли то­ва­ры по Вол­ге. Отец Ев­фро­си­нии был пра­вил стро­гих, об­ра­зо­ва­ние дал толь­ко сы­но­вьям, а до­че­рей при­учал к до­маш­ней ра­бо­те, по­ла­гая, что для них луч­ше бу­дет как сле­ду­ет на­учить­ся вос­пи­ты­вать де­тей и ве­сти хо­зяй­ство.
В то вре­мя им­пе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство, раз­ви­вая ре­фор­мы пре­мьер-ми­ни­стра Сто­лы­пи­на, весь­ма энер­гич­но за­ни­ма­лось во­про­са­ми пе­ре­се­ле­ния рус­ских кре­стьян на во­сток, на ма­ло­за­се­лен­ные зем­ли Си­би­ри. Вме­сте с кре­стья­на­ми в Си­бирь пе­ре­ез­жа­ли свя­щен­ни­ки, учи­те­ля, вра­чи и ре­мес­лен­ни­ки. Всем изъ­явив­шим же­ла­ние пе­ре­се­лить­ся пра­ви­тель­ство ока­зы­ва­ло ма­те­ри­аль­ную по­мощь. Так Ми­ха­ил Пя­та­ев с се­мьей ока­зал­ся в го­ро­де Ом­ске. Пер­вое вре­мя он про­дол­жал пре­по­да­вать, но за­тем при­нял ре­ше­ние по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Гос­по­ду. В 1917 го­ду Ми­ха­ил Мак­си­мо­вич по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Кре­сто­воз­дви­жен­ский со­бор го­ро­да Ом­ска, чтобы впо­след­ствии, ес­ли на то бу­дет во­ля Бо­жия, быть ру­ко­по­ло­жен­ным и в сан свя­щен­ни­ка.
На­ча­лась бес­по­щад­ная граж­дан­ская вой­на. В 1918 го­ду го­род за­ня­ли крас­ные. От­ступ­ни­ки от ве­ры, крас­но­гвар­дей­цы, въе­ха­ли в со­бор на ло­ша­дях и при­ня­лись кру­шить все, что по­па­да­лось под ру­ку.
Вско­ре по­сле этих со­бы­тий в этом со­бо­ре в 1918 го­ду ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский) ру­ко­по­ло­жил Ми­ха­и­ла Мак­си­мо­ви­ча в сан диа­ко­на. До 1921 го­да диа­кон Ми­ха­ил слу­жил в Ом­ске, а за­тем по­про­сил пра­вя­ще­го ар­хи­ерея пе­ре­ве­сти его на служ­бу в се­ло, так как с боль­шой се­мьей ему ста­ло труд­но здесь про­кор­мить­ся, и он был пе­ре­ве­ден в Бо­го­яв­лен­ский храм се­ла Ма­ло­крас­но­яр­ка. Ме­сто бы­ло глу­хое, от­да­лен­ное от боль­ших го­ро­дов и же­лез­ных до­рог, но лю­ди здесь бы­ли бла­го­че­сти­вы и бо­га­ты; в са­мом се­ле жи­ли несколь­ко ку­пе­че­ских се­мей. Пе­ред при­хо­дом в се­ло крас­но­гвар­дей­цев гла­вы се­мейств уеха­ли, чтобы не под­верг­нуть­ся рас­пра­ве. Из всех куп­цов остал­ся до­ма толь­ко Ва­си­лий Се­ва­стья­нов. Мно­гие со­ве­то­ва­ли и ему скрыть­ся, но он от­ве­чал: «За­чем я бу­ду бе­жать из сво­е­го род­но­го се­ла!» За­няв­шие се­ло крас­но­гвар­дей­цы аре­сто­ва­ли его, по­ста­ви­ли пе­ред ним его же­ну и де­тей и на их гла­зах от­ру­би­ли Ва­си­лию го­ло­ву на пла­хе.
В 1923 го­ду диа­кон Ми­ха­ил Пя­та­ев был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Храм в се­ле Ма­ло­крас­но­яр­ке был двух­штат­ным, и в 1928 го­ду сю­да был на­зна­чен вто­рой свя­щен­ник — отец Иоанн Ку­ми­нов.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1865 го­ду в се­ле Ку­ли­ков­ском Тю­ка­лин­ско­го окру­га То­боль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Ку­ми­но­ва. В 1877 го­ду се­мья пе­ре­еха­ла в Омск. Здесь Иван Ива­но­вич окон­чил учи­тель­скую се­ми­на­рию и, прой­дя ис­пы­та­ние при Ом­ской клас­си­че­ской гим­на­зии, был на­зна­чен ин­спек­то­ром на­род­ных учи­лищ Тар­ско­го окру­га. В этой долж­но­сти он про­слу­жил до 1922 го­да, ко­гда был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Слу­жил отец Иоанн в хра­мах Ом­ской епар­хии, в 1928 го­ду он был на­прав­лен в Бо­го­яв­лен­ский храм в се­ло Ма­ло­крас­но­яр­ку.
По­до­шел к кон­цу 1929 год. В Си­би­ри на­ча­лась кол­лек­ти­ви­за­ция и свя­зан­ные с нею аре­сты и вы­сыл­ка кре­стьян­ских се­мей, а вме­сте с ни­ми и аре­сты ду­хо­вен­ства. Все­го семь лет про­шло со вре­ме­ни изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей в 1922 го­ду, а уже под­ни­ма­лось но­вое го­не­ние на Цер­ковь.

Отец Ми­ха­ил по все­му ви­дел, что вла­сти со­би­ра­ют­ся его аре­сто­вать. У него был друг дет­ства, ко­то­рый ра­бо­тал в мос­ков­ской ми­ли­ции. Ко­гда но­вая власть проч­но утвер­ди­лась как власть ан­ти­хри­сти­ан­ская, пре­сле­ду­ю­щая Пра­во­слав­ную Цер­ковь, он на­пи­сал свя­щен­ни­ку: «Ми­ха­ил, мне очень жаль… ты был учи­те­лем, а те­перь стал свя­щен­ни­ком. Не по­ду­май дур­но­го, я те­бе это го­во­рю не по­то­му, что пло­хо от­но­шусь к ду­хо­вен­ству, но сей­час непод­хо­дя­щее для свя­щен­но­слу­жи­те­лей вре­мя. Я те­бе пред­ла­гаю при­е­хать в Моск­ву и сно­ва по­сту­пить на ра­бо­ту учи­те­лем. Я по­мо­гу те­бе устро­ить­ся на ра­бо­ту и най­ти жи­лье».
За два дня до аре­ста свя­щен­ни­ка его же­на, Ев­фро­си­ния, на­пом­ни­ла ему об этом пись­ме и ска­за­ла:
— Да­вай-ка со­би­рай­ся и уез­жай. Те­бе на­пи­сал то­гда твой друг, по­слу­шай­ся те­перь его со­ве­та.
— Нет, Ев­фро­си­ния, — ска­зал отец Ми­ха­ил, — я ни­ку­да не уеду, я дал при­ся­гу. Как я мо­гу из­ме­нить Бо­гу и на­ро­ду? Ни­ко­гда! Я знаю, что иду на вер­ную смерть, но та­ко­ва во­ля Бо­жия! А ты де­тей всех вы­рас­тишь и с Бо­жьей по­мо­щью вос­пи­та­ешь, ни­ко­го не рас­те­ря­ешь.
— А де­тей-то сколь­ко!.. — всплес­ну­ла ру­ка­ми же­на.
— Ну что же сде­ла­ешь, вос­пи­та­ешь… с Бо­жьей по­мо­щью.
(примечание: в это вре­мя у от­ца Ми­ха­и­ла и Ев­фро­си­нии Фро­лов­ны бы­ло се­ме­ро де­тей, вось­мой ре­бе­нок — дочь Юлия — ро­ди­лась уже по­сле рас­стре­ла от­ца)

21 фев­ра­ля трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Ми­ха­и­ла Пя­та­е­ва и Иоан­на Ку­ми­но­ва к рас­стре­лу, а их се­мьи к ссыл­ке на се­вер.
28 фев­ра­ля от­цу Ми­ха­и­лу да­ли сви­да­ние со стар­шей до­че­рью Ан­ной, при­е­хав­шей в Ка­инск. Сви­да­ние бы­ло через ре­шет­ку. Свя­щен­ник по­про­сил:
— Ан­на, дай мне свою ко­су.
Она про­тя­ну­ла ему через ре­шет­ку ко­су, и вся ко­са у нее бы­ла по­том мок­рая от слез.
— Па­па, что ты пла­чешь? — спро­си­ла она.
— Мне очень тя­же­ло, по­то­му что вас так мно­го и вы оста­е­тесь од­ни.
В эту ночь Ан­на уви­де­ла во сне, как Бо­жия Ма­терь при­ча­ща­ет из зо­ло­то­го по­ти­ра от­ца Ми­ха­и­ла. Просну­лась она с мыс­лью, что отец бу­дет осво­бож­ден. Ра­дост­ная по­спе­ши­ла она в тюрь­му с пе­ре­да­чей.
— Пя­та­ев? — пе­ре­спро­сил над­зи­ра­тель. — Да он се­го­дня но­чью рас­стре­лян.
Свя­щен­ни­ки Ми­ха­ил Пя­та­ев и Иоанн Ку­ми­нов бы­ли рас­стре­ля­ны 28 фев­ра­ля 1930 го­да и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле в го­ро­де Ка­ин­ске.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-pjataev

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 15 мая 1889 го­да в се­ле Иль­го­щи Ка­шин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Мор­ко­ви­на. В 1913 го­ду он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей. В 1913 го­ду Ни­ко­лай Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Пет­ров­ском Кимр­ско­го уез­да, за­тем, уже по­сле ре­во­лю­ции, он был пе­ре­ве­ден ко хра­му в се­ле Ло­се­во Го­риц­ко­го рай­о­на. В 1929 го­ду свя­щен­ник с же­ной бы­ли аре­сто­ва­ны по об­ви­не­нию в от­ка­зе «от вы­пол­не­ния… об­ще­го­судар­ствен­ных за­да­ний» и в со­про­тив­ле­нии «пред­ста­ви­те­лям вла­сти при ис­пол­не­нии ими воз­ло­жен­ных на них за­ко­ном обя­зан­но­стей» и от­прав­ле­ны в ссыл­ку в Во­ло­год­скую об­ласть.
Отец Ни­ко­лай так опи­сал все про­ис­шед­шее в пись­ме к бра­ту-свя­щен­ни­ку: «Непре­рыв­ная и уси­лен­ная ра­бо­та ра­ди на­сущ­но­го хле­ба для се­бя и де­ток-си­рот силь­но по­шат­ну­ла мое бы­лое бо­га­тыр­ское здо­ро­вье. Но бла­го­да­рим Гос­по­да Бо­га, что на­ши стра­да­ния и ста­ра­ния под­дер­жать мно­го­чис­лен­ную се­мью бы­ли не на­прас­ны. На­ша за­щи­та от хо­ло­да и го­ло­да се­мьи име­ла бла­гие по­след­ствия, ка­ко­вые вы уви­ди­те из ни­же­сле­ду­ю­щих строк се­го пись­ма. Экс­трен­ная по­строй­ка сво­е­го неболь­шо­го до­ма 8 на 8 ар­шин с дво­ром, ом­ша­ни­ка и ба­ни, обу­че­ние двух стар­ших до­че­рей Юлии и Ни­ны в го­ро­де Ка­шине в шко­ле 2-й сту­пе­ни, уси­лен­ные на­ло­ги и недо­род хле­ба из-за недо­стат­ка удоб­ре­ния от од­ной толь­ко ло­ша­ди (един­ствен­ную ко­ро­ву при­шлось про­дать, и два го­да бы­ли при та­кой мно­го­чис­лен­ной се­мье без ко­ро­вы) при­ве­ли нас к несо­сто­я­тель­но­сти упла­тить боль­шие на­ло­ги, что и при­ве­ло к за­дол­жен­но­сти го­су­дар­ству. Яс­но, что за дом бы­ло взя­то и про­да­но все дви­жи­мое иму­ще­ство, вплоть до по­ро­сен­ка, един­ствен­ной жи­вой ве­щи для пи­та­ния без ко­ро­вы. Об­ни­ща­ние за­ста­ви­ло взять из шко­лы 2-й сту­пе­ни сна­ча­ла стар­шую дочь Юлию, а за­тем вто­рую, Ни­ну, не до­учив по го­ду, то есть они про­шли во­семь групп. И вот в по­след­ний год мо­е­го жи­тель­ства на ро­дине я ре­шил по­се­ять по­боль­ше льня­но­го се­ме­ни и им за­пла­тить в недо­ста­ток хле­ба. Вот это-то се­мя и бы­ло ро­ко­вым для нас. Оно по­па­ло под опись и под­ле­жа­ло по за­ко­ну изъ­я­тию за недо­и­мок, че­го мы не пред­по­ла­га­ли. При этом по­па­ла под опись и моя зим­няя ват­ная ряс­ка, един­ствен­ная на­деж­да до­че­рей на паль­то. Вот эти-то ве­щи мы с же­ной и ре­ши­ли не от­да­вать ра­ди за­щи­ты де­тей.
Я-то опре­де­лен­но шел на это, ибо ме­ня за­ра­нее и дав­но при­го­во­ри­ли к аре­сту. Ма­ня же не пред­по­ла­га­ла, что с ней так по­сту­пят и ото­рвут ее от ше­сти де­тей.

По окон­ча­нии сро­ка ссыл­ки в ав­гу­сте 1933 го­да, отец Ни­ко­лай вер­нул­ся в Твер­скую об­ласть. Ар­хи­епи­скоп Твер­ской Фад­дей (Успен­ский) на­пра­вил его слу­жить в Воз­не­сен­ский храм в се­ло Воз­не­се­нье Ка­шин­ско­го рай­о­на, где отец Ни­ко­лай про­слу­жил до сво­е­го по­след­не­го аре­ста. Он был аре­сто­ван 16 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­шине.

19 фев­ра­ля сле­до­ва­тель, до­пра­ши­вая свя­щен­ни­ка, спро­сил:
— Вы об­ви­ня­е­тесь в си­сте­ма­ти­че­ском про­ве­де­нии ва­ми сре­ди кол­хоз­ни­ков контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, в со­зна­тель­ном про­ти­во­дей­ствии про­ра­бот­ке и изу­че­нию но­вой ста­лин­ской кон­сти­ту­ции СССР и по­ло­же­ния о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет СССР. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Предъ­яв­лен­ное мне об­ви­не­ние я от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя в нем не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­про­сы и са­мо след­ствие бы­ли за­кон­че­ны. 26 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Мор­ко­вин был рас­стре­лян 28 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-morkovin

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 24 июня 1879 го­да в де­ревне Зу­е­во Зуб­цов­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Фе­до­ра и Ма­рии Коз­ло­вых и в кре­ще­нии был на­ре­чен Пет­ром. Петр с дет­ства меч­тал стать мо­на­хом, и 15 ян­ва­ря 1906 го­да по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь. 14 де­каб­ря 1908 го­да он был пе­ре­ме­щен в Кре­ме­нец­кий Воз­не­сен­ский мо­на­стырь в ка­че­стве ке­лей­ни­ка игу­ме­на Апол­ли­на­рия и 18 ав­гу­ста 1910 го­да был за­чис­лен в чис­ло по­слуш­ни­ков это­го мо­на­сты­ря. 28 фев­ра­ля 1911 го­да по­слуш­ник Петр был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Па­вел и 30 ок­тяб­ря то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. 24 ок­тяб­ря 1913 го­да иеро­ди­а­кон Па­вел пе­ре­шел в Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь, а 31 де­каб­ря 1916 го­да он был за­чис­лен в чис­ло бра­тии Ни­ло-Сто­ло­бен­ской пу­сты­ни Твер­ской гу­бер­нии. 9 мая 1917 го­да иеро­ди­а­кон Па­вел был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
В се­ре­дине два­дца­тых го­дов вла­сти за­кры­ли Ни­ло-Сто­ло­бен­скую пу­стынь, и иеро­мо­нах Па­вел стал слу­жить в при­ход­ском хра­ме. В 1930 го­ду, вос­поль­зо­вав­шись тем, что он не смог во­вре­мя упла­тить на­ло­ги, вла­сти при­го­во­ри­ли его к пя­ти го­дам ссыл­ки, ко­то­рую отец Па­вел был от­прав­лен от­бы­вать в го­род Ени­сейск. На­учен­ный в мо­на­сты­ре вся­ко­му де­лу, он за­ра­ба­ты­вал на жизнь по­чин­кой са­пог, пил­кой и кол­кой дров. Чув­ствуя, что сла­бе­ет здо­ро­вьем, он по­дал вла­стям за­яв­ле­ние о со­кра­ще­нии сро­ка ссыл­ки по со­сто­я­нию здо­ро­вья и по про­ше­ствии че­ты­рех лет по­лу­чил раз­ре­ше­ние вер­нуть­ся на ро­ди­ну.
В 1935 го­ду ар­хи­епи­скоп Твер­ской Фад­дей (Успен­ский) на­пра­вил его слу­жить в храм се­ла Бор­ки Зуб­цов­ско­го рай­о­на; здесь отец Па­вел про­слу­жил до 19 фев­ра­ля 1938 го­да, ко­гда был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Зуб­цо­ва.
В день аре­ста сле­до­ва­тель до­про­сил иеро­мо­на­ха Пав­ла и сек­ре­та­ря сель­со­ве­та.
По­след­ний по­ка­зал, что свя­щен­ник рас­ска­зы­вал ему, ка­ко­вы бы­ли усло­вия за­клю­че­ния, что в ла­ге­ре про­цве­та­ет во­ров­ство и что кор­мят за­клю­чен­ных очист­ка­ми от кар­то­фе­ля. В 1937 го­ду при упла­те на­ло­гов за цер­ковь свя­щен­ник буд­то бы го­во­рил, что боль­ше­ви­ки бе­рут на­ло­ги и с кол­хоз­ни­ков, и с церк­ви, хо­тя го­во­рят, что Цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства. Го­во­рят од­но, а де­ла­ют дру­гое. Го­во­рил, что рань­ше кре­стьяне ра­бо­та­ли на ба­ри­на, а сей­час ху­же чем бар­щи­на: кол­хоз­ни­ку не да­ют от­дох­нуть, он ра­бо­та­ет це­лый день, а по­лу­чать ни­че­го не по­лу­ча­ет.
На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил иеро­мо­на­ха Пав­ла:
— След­ствию из­вест­но, что вы си­сте­ма­ти­че­ски за­ни­ма­лись контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей сре­ди на­се­ле­ния, на­прав­лен­ной на под­рыв эко­но­ми­че­ской мо­щи кол­хо­зов и со­вет­ской вла­сти. Го­во­ри­ли, что жить те­перь тя­же­ло, все боль­ше­ви­ки за­бра­ли, на­ло­га­ми за­да­ви­ли и так да­лее. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Я ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, так как ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся и дан­ных слов ни­ко­му не го­во­рил.
— След­ствию из­вест­но, что ле­том 1937 го­да вы го­во­ри­ли, что вот, при со­вет­ской вла­сти ни­че­го не ста­ло. Что вы мо­же­те на это ска­зать?
— Я дан­ных слов не го­во­рил и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
— След­ствию из­вест­но, что в де­каб­ре 1937 го­да, во вре­мя вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет СССР, вы го­во­ри­ли: «А что нам вы­би­рать, мы их не зна­ем…»
— Дей­стви­тель­но, я был на пред­вы­бор­ном со­бра­нии и го­во­рил, что не знаю, за ко­го го­ло­со­вать, так как га­зет я не чи­тал, а боль­ше ни­че­го я не го­во­рил.
— След­ствию из­вест­но, что во вре­мя под­пис­ки на за­ем укреп­ле­ния обо­ро­ны стра­ны вы го­во­ри­ли, что, сколь­ко ни под­пи­сы­вай­ся, у боль­ше­ви­ков ни­че­го не бу­дет.
— Я та­ких слов не го­во­рил.
На этом до­прос был за­кон­чен, за­кон­че­но и са­мо след­ствие. 26 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Пав­ла к рас­стре­лу. Он был рас­стре­лян через день — 28 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Преподобномученица Софи́я Селивестрова, послушница. Ро­ди­лась 17 сен­тяб­ря 1871 го­да в се­ле Из­на­ир Сер­доб­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на. Ко­гда Со­фии ис­пол­ни­лось де­сять лет, умер­ла ее мать, и отец де­воч­ки от­дал ее в при­ют в се­ле Кра­юш­ки­но, ко­то­рый су­ще­ство­вал в то вре­мя при жен­ской об­щине, пре­об­ра­зо­ван­ной за­тем в мо­на­стырь. В при­юте она про­жи­ла до два­дца­ти лет, а за­тем уеха­ла в Санкт-Пе­тер­бург, по­сту­пи­ла в при­слу­ги и од­новре­мен­но обу­ча­лась на до­му ри­со­ва­нию. В этом ис­кус­стве она до­стиг­ла за­мет­ных успе­хов.
В 1898 го­ду встре­ти­лась со зна­ко­мой мо­на­хи­ней, ко­то­рая к то­му вре­ме­ни уже два­дцать два го­да под­ви­за­лась в Страст­ном мо­на­сты­ре в Москве, и та по­ре­ко­мен­до­ва­ла ее мо­на­сты­рю. Здесь её по­слу­ша­ни­ем ста­ло обу­че­ние мо­на­хинь ри­со­ва­нию.
В 1921 го­ду бы­ла ли­ше­на из­би­ра­тель­ных прав за то, что жи­ла в мо­на­сты­ре, хо­тя и не бы­ла мо­на­хи­ней. Впо­след­ствии, в 1933 го­ду, она об­ра­ти­лась с жа­ло­бой во ВЦИК и бы­ла в пра­вах вос­ста­нов­ле­на.
В 1926 го­ду Страст­ной мо­на­стырь был за­крыт, и Со­фия с тре­мя мо­на­хи­ня­ми от­ре­мон­ти­ро­ва­ли се­бе под жи­лье под­валь­ное по­ме­ще­ние в до­ме на Тих­вин­ской ули­це, где и про­жи­ли до но­яб­ря 1937 го­да, ко­гда со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли мо­на­хинь. Хо­те­ли аре­сто­вать и Со­фию, но ее в это вре­мя не ока­за­лось до­ма.
В фев­ра­ле 1938 го­да осве­до­ми­те­ли, жив­шие в этом же до­ме, на­пра­ви­ли в НКВД до­не­се­ние, буд­то Со­фия го­во­ри­ла:
«Чест­ных тру­же­ни­ков боль­ше­ви­ки ссы­ла­ют и всех пе­ре­са­жа­ли по тюрь­мам, а у ру­ко­вод­ства вла­сти по­ста­ви­ли мо­шен­ни­ков и ло­ды­рей. Но это всё нам Бог по­слал за гре­хи. За нас те­перь боль­ше всех при­хо­дит­ся стра­дать на­шим за­щит­ни­кам — свя­щен­ни­кам, на ко­то­рых сей­час идёт го­не­ние… Вы­пу­сти­ли кон­сти­ту­цию, в ко­то­рой го­во­рит­ся, что со­вер­ше­ние ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов до­пус­ка­ет­ся сво­бод­но, а на са­мом де­ле нам те­перь при­хо­дит­ся со­би­рать­ся в под­валь­ных по­ме­ще­ни­ях, чтобы ни­кто не знал».
Вы­зван­ные на до­прос осве­до­ми­те­ли под­твер­ди­ли свои по­ка­за­ния и в ка­че­стве сви­де­те­лей.
22 фев­ра­ля по­слуш­ни­ца Со­фия бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на под стра­жу в 13-е от­де­ле­ние ми­ли­ции го­ро­да Моск­вы. На сле­ду­ю­щий день она бы­ла до­про­ше­на.
— На од­ном из сбо­рищ аре­сто­ван­ных мо­на­хинь вы го­во­ри­ли, что чест­ных тру­же­ни­ков боль­ше­ви­ки ссы­ла­ют и всех пе­ре­са­жа­ли по тюрь­мам, а у ру­ко­вод­ства вла­сти по­ста­ви­ли мо­шен­ни­ков и ло­ды­рей и что свя­щен­ни­кам при­хо­дит­ся стра­дать, на них сей­час го­не­ние. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ной? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Не при­знаю. Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не ве­ла.
— До аре­ста в 1937 го­ду мо­на­хи­ня Страст­но­го мо­на­сты­ря Пав­ло­ва, жив­шая вме­сте с ва­ми, про­во­ди­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, го­во­ря, что в кол­хо­зах уми­ра­ют с го­ло­да, и вы в этом раз­го­во­ре её под­дер­жа­ли. В мо­мент про­цес­са над бан­дой троц­ки­стов вы со­жа­ле­ли, что их рас­стре­ля­ли, и при этом вы­ска­зы­ва­ли ан­ти­со­вет­ские на­стро­е­ния, что невин­ные лю­ди по­ги­ба­ют. При­зна­е­те ли се­бя в этом ви­нов­ной?
— Та­ких раз­го­во­ров я не слы­ша­ла от Пав­ло­вой. Со­жа­ле­ния по по­во­ду рас­стре­ла бан­ды троц­ки­стов не вы­ска­зы­ва­ла и ви­нов­ной се­бя не при­знаю.
На этом до­прос был за­кон­чен.
25 фев­ра­ля го­да Трой­ка НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла её к рас­стре­лу за «контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию».
Рас­стре­ля­на 28 фев­ра­ля 1938 го­да, по­гре­бе­на в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Святой Анфимий (Анфим) Хиосский, в миру Аргирий Ваянос, родился 1 июля 1869 года в приходе святого Луки в городе Ливадия на острове Хиос. Он был младшим из троих детей бедных, но добродетельных родителей, Константина и Агерио. С детских лет Аргирий отличался святым дерзновением, благочестием, любовью к Христу и Церкви. Из-за тяжелого финансового положения своей семьи Аргирий смог окончить лишь начальную школу и вынужден был заниматься профессией сапожника, чтобы обеспечить себя самым необходимым.
23 августа 1889 года Аргирий посетил скит святых отцов Никиты, Иоанна и Иосифа на Овечьей горе (Проватео Орос), дабы подвизавшиеся там монахи-иконописцы отреставрировали семейную икону Богородицы-Помощницы, которую Аргирий унаследовал от матери. «Я увидел этих блаженных отцов, и сердце мое разгорелось стремлением к монашеству», – вспоминал святой, рассказывая о своем желании встать на путь монашества. Его наставником и духовником стал старец скита, монах Пахомий, направлявший также святого Нектария Эгинского. В 1898 году Аргирию было велено постоянно поселиться в скиту и постричься в малую схиму под именем Анфимий. Святостью своего жития он снискал всеобщее уважение и вскоре сделался настоятелем женского монастыря святого Константина, духовным наставником которого являлся старец Пахомий.
В результате нечеловеческой аскезы слабое здоровье Анфимия пошатнулось: ему необходимо было покинуть скит. Так, по распоряжению старца, Анфимий построил скромную одинокую келью в своих семейных владениях в Ливадии. Здесь святого одолевали бесовские нападки, но он противостоял им с верой в Бога, великим терпением и упованием на милость Богородицы-Помощницы. 25 июля 1909 года святой был пострижен игуменом Андроником в великую ангельскую схиму в ските святых отцов.
Великая добродетель святого запечатлелась в сознании хиосского народа, видевшего в нем своего духовного отца. Однако тогдашний митрополит Иероним противился этому под предлогом неграмотности старца Анфимия. Но Божественная воля открылась, когда родственник и крестный отец Анфимия, Стефан Диоматарис, пригласил святого в Адрамитио, где он прошел ускоренный курс обучения. Так, 7 ноября 1910 года Анфимий был рукоположен в диакона митрополитом Ефесским Иоакимом, а на следующий день – в пресвитера епископом Мирини Александром, приняв также сан архимандрита и духовного отца. Хиротония была совершена в храме святой Анны в Смирне и сопровождалась чудесными знаками Божественного благоволения. Во время хиротонии этого святого иерея случилось землетрясение, сверкали молнии, гремел гром, лил дождь. Лампады иконостаса качались в едином ритме, и одна из них даже упала на глазах у изумленных прихожан.

Когда святой прибыл на остров, народ увидел в нем своего ангела-утешителя. К несчастью, это событие вызвало зависть его сослужителей, в результате чего в 1911 году Анфимий возвращается на Афон. Здесь он еще глубже познал духовную, монашескую и киновиальную жизнь и, обновленный, возвратился на остров, где в 1912 году митрополит Иероним назначил его служащим священником в лепрозорий. Здесь святой имел возможность всецело предаться аскезе вдали от городского шума. Он ежедневно служил, молился и читал, разделял пищу с прокаженными, наставлял их, обращаясь с ними с великой любовью и заботой. Многие из них встали на путь истинный и даже постриглись в монахи. Самый известный из них – монах Никифор.
После Божественного откровения святой обрел икону Богородицы-Послушницы. Помазание маслом от ее лампады и крестное знамение старца приносили исцеление сотням верующих. Когда в 1914 году жители Малой Азии были насильственно изгнаны турками, многие монахини этих святых мест нашли приют у старца Анфимия. Они стали первыми насельницами его будущего монастыря. Чудеса Богоматери-Помощницы подвигли его основать монастырь, сделав его пристанищем благодати Богородицы и домом для осиротевших монахинь. Богородица исцелила старца от неизлечимой болезни, а он, в знак благодарности, облачил Ее икону в серебро, как в белые одежды. Старец говорил, что Богородица была для него «прохладным, тенистым деревом», в тени которого он отдыхал.
Борьба старца за основание монастыря принесла свои плоды, когда по его молитвам было найдено подходящее земельное владение в округе Франкомахала, ранее принадлежавшем туркам. В мясопустную неделю 19 февраля 1928 года было совершено освящение и основание монастыря. Открытие нововоздвигнутого монастыря произошло 30 ноября 1930 года.

Старец Анфимий скончался в понедельник 15 февраля 1960 года в 6:35 утра. Обретение его честных мироточивых мощей было совершено 3 сентября 1965 года.
Чудеса, ежедневно творимые старцем, привели Церковь к необходимости его официальной канонизации, которая состоялась 14 августа 1992 года. 15 февраля 1993 года в монастыре была отслужена первая архиерейская Божественная литургия в его честь. А 16 августа 1993 состоялось торжественное открытие первого храма памяти святого Анфимия, воздвигнутого в его старой келье, располагавшейся на семейных угодьях неподалеку от церкви святого Луки в Ливадии на острове Хиос.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-anfim-hiosskij

Жития
Писание