16 сентября 2022
⏳ 2022.09.16 (пт)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 14я по Пятидесятнице (глас 4й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 16 сентября (3 сентября)
• св. Фи́вы Кенхрейской (Коринфской) (I)
• сщмчч. Анфи́ма Никомидийского, Фео́фила, мчч. Дорофе́я, Мардо́ния, Мигдо́ния, Петра, Инди́са, Горго́ния, Зино́на, Евфи́мия, мц. До́мны девы (302)
• мц. Василиссы Никомидийской (309)
• прп. Феокти́ста Палестинского (спостника Евфимия Великого) (467)
• сщмч. Аристио́на Александрийского (?)
• свт. Иоанни́кия II, Сербского (1354)
• блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580)
• сщмчч. Пи́мена (Белоликова) Верненского 📚, Сергия (Феноменова), Василия (Колмыкова), Филиппа (Шацкого), Владимира (Дмитриевского), прмч. Меле́тия (Голоколосова) (1918)
• сщмчч. Василия (Красивского), Парфе́ния (Красивского) (1919)
• сщмчч. Андрея (Дальникова), Феофана (Соколова) (1920)
• сщмчч. Владимира (Садовского), Михаила (Сушкова) (1921)
• сщмч. Николая (Сущевского) (1923)
• сщмч. Евфи́мия (Круговых) и с ним 4-ех мчч. (1924)
• сщмч. Романа (Марченко) (1929)
• сщмчч. Алексия (Зиновьева), Илии (Бажанова) (1937)
• Собор новомучеников и исповедников Тульской земли
• иконы Божией Матери Писидийская (VI)
☦️
Святая Фи́ва Кенхрейская (Коринфская), диакониса.
Св. Фива была диакониссой близ Коринфа в пристани Кенхрейской. О сей святой упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам. «Представляю вам Фиву, – пишет он, – сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской: примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помошницею многим и мне самому» (Рим.16:1-2). Св. Иоанн Златоуст, объясняя это место Послания говорит: «Почему не блаженна прославляемая таким свидетельством Павла, которая могла помочь тому, кто исправлял вселенную».
☦️
Священномученики Анфи́м, епископ, Фео́фил, диакон, мученики Дорофе́й, Мардо́ний, священномученик Мигдо́ний, диакон, мученики Петр, Инди́с, Горго́ний, Зино́н, мученица До́мна дева и мученик Евфи́мий.
Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (284–305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие – сожжены, засыпаны землей или утоплены в море. Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен. Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены. Епископ Анфим, управлявший Никомидийской церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? – спросил святитель. – Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего». Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать († 302).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/735
☦️
Мученица Васили́сса Никомидийская, отроковица.
Мученица Василисса Никомидийская пострадала за веру Христову при императоре Диоклитиане. Правитель Никомидии Александр приказал схватить девятилетнюю Василиссу и принуждал ее отречься от Христа. Однако юная отроковица проявила непоколебимую твердость в верности своему Господу и за это была подвергнута длительным изощренным мучениям. Но благодатью Божией святая мученица осталась живой и невредимой. Это явное для всех присутствующих проявление силы Божией так потрясло правителя Александра, что он тоже уверовал во Христа и исповедал себя христианином. Будучи крещен епископом Антонином и прожив недолго в истинном покаянии, мирно отошел ко Господу, а вслед за ним и святая Василисса. Кончина ее была христиански мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией († 309).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/736
☦️
Преподобный Феокти́ст Палестинский, игумен.
Преподобный Феокти́ст, сопостник преподобного Евфимия Великого. Вместе с ним подвизался в Фаранской обители, затем для больших подвигов святые удалились в Кутиллийскую пустыню, где в пещере проводили время в посте и молитве. Но вскоре их святая жизнь стала известна, и к ним стали стекаться любители монашеского жития.
Так образовалась киновия, где преподобный Евфимий духовным руководителем поставил преподобного Феоктиста. После многих трудов и подвигов преподобный Феоктист скончался 3 сентября 467 г.
☦️
Священномученик Аристио́н Александрийский, епископ.
Родился в городе Апамее и принял Крещение от святого Антония в возрасте 10 лет. За свою добродетельную жизнь был избран вторым епископом Александрии Малой (ныне Искандерун, Турция) в Киликии. Проповедовал о Христе и Его спасительных страданиях, смерти и Воскресении; поучал народ, говоря, что все на земле тленно и скоропреходяще, а вечны и нетленны только небесные блага. За это был приведен к правителю города и, исповедовав Христа истинным Богом, осужден на сожжение.
Краткое греческое житие святого Аристиона содержится в Синаксаре Константинопольской церкви X века и Минологии Василия II. Память его 3 сентября указывается как в ряде западных мартирологов, так и в большинстве восточно-римских календарей: Типиконе Великой церкви IX–X веков, Петровом Синаксаре XI века, стишном синаксаре ГИМ. Син. греч. 354, 1295 года. В 1-й половине XII веке на Руси был осуществлен перевод краткого жития Аристиона, включенный в нестишной Пролог. В 1-й половине XIV века житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В Великих Минеях Четьих были помещены краткое житие и стих святому. Последование ему неизвестно; в печатных Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святому. Миниатюра с изображением мученичества святого Аристиона представлена в Минологии Василия II.
☦️
Святитель Иоанни́кий II, патриарх Сербский.
Святитель Иоанникий, патриарх Сербский, был родом из города Призрен. Известно, что вначале он был секретарем при короле Карле Сербском, затем, с 1339 года, управлял Церковью в сане архиепископа. В 1346 году Собор всех сербских архипастырей, на котором присутствовал и патриарх Болгарский, по желанию короля Душана, избрал архиепископа Иоанникия патриархом Сербской Православной Церкви. Преставился святитель Иоанникий 3 сентября 1349 года и погребен в Печской обители.
☦️
Блаженный Иоа́нн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый.
По краткому рукописному его житию не видно, кто он и откуда пришел в Ростов. Преосвященный Филарет предполагает, что Иоанн был знатного рода и человек образованный (знал латинский язык). Но по обстоятельствам времени царя Иоанна IV Грозного весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове блаженный Иоанн принял на себя подвиг юродства, терпя нужды и скорби. Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всесвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Он имел «власы на главе велики», почему и назывался Власатым. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13/26 января). Скончался блаженный Иоанн после долгих подвигов, перенеся много скорбей, в глубокой старости 3 сентября 1580 (1582) года и, согласно завещанию, был погребен за алтарем церкви св. Власия.
Погребение блаженного Иоанна ознаменовано было, по преданию, страшной бурей, молнией и громом, что произвело на всех удручающие впечатление. Благочестивые люди со времени погребения блаженного приходили на его могилу и брали землю; многие по вере получали исцеления и потому прозвали св. Иоанна Милостивым, отождествляя его со св. Иоанном Милостивым, Александрийским патриархом, память которого 12/25 ноября. В числе исцелившихся был Ростовский митрополит Кирилл, лишившийся в старости руки и ноги, а потому оставивший управление епархией. После усердной молитвы над гробницей блаженного Иоанна престарелый святитель, принесенный в церковь на руках, получил внезапное облегчение от своего недуга, так что уже мог сам идти в архиерейский дом, и впоследствии не только совершал богослужения, но и снова управлял епархией во время плена знаменитого своего преемника Филарета Никитича Романова (патриарха Всероссийского).
Над могилой блаженного Иоанна вместо прежней деревянной Власиевской церкви была построена каменная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом св. мч. Власия.
Память блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, празднуется в день его кончины – 3/16 сентября и вторично – 12/25 ноября в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, имя которого он носил.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/997
☦️
Священномученики Пи́мен (Белоликов), епископ, Се́ргий Феноменов, Васи́лий Колмыков, Фили́пп Шацкий, Влади́мир Дмитриевский, пресвитеры, преподобномученик Меле́тий (Голоколосов), иеромонах.
Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский (в миру Пётр Захарьевич Белоликов) родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные санкт-петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве с великим кронштадтским пастырем — святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Окружение святого батюшки, жившее яркой церковно-общественной жизнью, и сам он были той средой, в которой духовно формировался будущий священномученик. Митрополит Новгородский Арсений говорил о Петре как о воспитаннике Кронштадтского пастыря.
В 1900 году по окончании Новгородской Духовной семинарии, Пётр продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в числе лучших в 1904 году. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов.
Ещё студентом 7 августа 1903 года он принял монашеский постриг с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах.
Духовный отец — митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) — благословил его на миссионерские труды. 3 июня 1904 года иеродиакона Пимена рукополагают в иеромонаха с назначением в Урмийскую Православную Духовную миссию на Северо-Западе Персии (в городе Урмия). Перед отъездом в Урмию отец Пимен познакомился в Санкт-Петербурге с бывшим начальником миссии епископом Гдовским Кириллом (Смирновым, память 7 ноября), который пользовался особой любовью и уважением святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Миссионерскому служению было отдано в общей сложности девять лет из недолгой жизни епископа. Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, находя время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов, издавал миссийский журнал «Православная Урмия».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pimen-belolikov
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Belolikov/
• Слова и речи
• Житие блаженного мар Авгена начальника иноков в стране Ниcибинской на горе Изла
• Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Эдессы)
☦️
Священномученики Васи́лий Красивский, Парфе́ний Красивский, пресвитеры.
Священномученик Василий Петрович Красивский родился в 1850 году в Томске. Брат священномученика Парфения Красивского. Из семьи диакона. В 1866 году семья переселилась в станицу Урджарскую Семиреченской области. В октябре 1869 года Василий Красивский был определен псаломщиком в станицу Лепсинскую Семиреченской области. 24 ноября 1876 года епископом Софонией (Сокольским) рукоположен во диакона к Троицкой церкви станицы Лепсинской, 18 апреля следующего года переведен в Кульджу в Ильинскую церковь. 22 сентября возвращен в Лепсинскую. 14 сентября 1903 года рукоположен во иерея, служил в городе Лепсинске, одновременно был законоучителем в лепсинской церковноприходской школе. С 1904 года служил в Покровской церкви в селе Чемолган Семиреченской области. В 1916 году направлен в тюремную церковь апостолов Петра и Павла в Верном. Василий Красивский мученически погиб осенью 1919 года от рук выпущенных из тюрьмы уголовников, которые привязали священника к хвосту лошади.
☦️
Священномученики Андре́й Дальников, Феофа́н Соколов, пресвитеры.
Священномученик Андрей Иосифович Дальников был одним из священников Семиреченской области. Из мест его служения известны город Тургень и станица Надеждинская (Верненский уезд, ныне город Иссык). В сентябре 1920 года отца Андрея арестовали и обвинили в «контрреволюционной деятельности, невыполнении хлебозаготовок, скрытии книг исповедающихся казаков от тройки Обл. ЧК». Священник был приговорен к заключению в концлагерь. Отбывать наказание ему пришлось в Пишпекском лагере, в котором он погиб в 1920 году. В следственном деле священномученика есть приписка от 13 апреля 1921 года: «Семью умершего в Пишпекском лагере священника Андрея Иосифовича Дальникова… выселить с конфискацией имущества».
☦️
Священномученики Влади́мир Садовский, Михаил Сушков, пресвитеры.
Священномученик иерей Владимир Садовский до 1912 года служил в церкви в селе Луговском Копальского уезда. В 1912 году он был переведен в станицу Зайцевскую (Чилик) Верненского уезда Семиреченской области. Священник был расстрелян в 1921 году по приговору, утвержденному областным революционным трибуналом. Приговор был основан на обвинении в «агитации против советской власти… хранении оружия… непредъявлении документов».
☦️
Священномученик Николай Сущевский, пресвитер.
Протоиерей Николай Сущевский служил в церкви села Георгиевка Пишпекского уезда Семиреченской области. В 1923 году он был расстрелян богоборческой властью недалеко от города Талды-Кургана.
☦️
Священномученик Евфи́мий Круговых, пресвитер.
Евфимий Георгиевич Круговых служил псаломщиком в Свято-Введенском соборе, а позднее был рукоположен во 2-го иерея к церкви Казанской иконы Божией Матери в городе Верный (ныне Алма-Ата). Он был стойким борцом с обновленчеством. Отец Евфимий был повешен в 1924 году у монастырской заимки близ поселка Заря Востока (ныне в черте Алма-Аты) вместе с 4 мучениками за то, что остался верным Патриарху св. Тихону (Белавину). Место захоронения замученных остается неизвестным.
☦️
Священномученик Роман Марченко, пресвитер
Иерей Роман Марченко был настоятелем Покровского храма станицы Надежденская Верненского уезда Семиреченской области (ныне город Иссык). Закрытие осенью 1929 г. Покровского храма вылилось в огромную трагедию. Казаки станицы активно сопротивлялись святотатственным действиям богоборческих властей, для их подавления в станицу была введена конная милиция. Несколько десятков прихожан было арестовано, а священник убит.
☦️
Священномученики Алекси́й Зиновьев, Илия́ Бажанов, пресвитеры.
Священномученик Алексий родился 1 марта 1879 года в семье священника Иоанна Зиновьева. С 1898 по 1904 год Алексей учился в Тульской Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен во священника ко храму села Воскресенского Чернского уезда Тульской губернии. В 1914 году он был переведен в храм в городе Ефремове.
С 1917 года отец Алексий служил в храме в селе Сторожа Московской губернии. За тринадцать лет, что прослужил здесь священник, православные полюбили доброго и ревностного пастыря. Когда в 1930 году, во время очередных гонений, он был арестован по обвинению в том, что будто бы создавал в селе антисоветские группы, прихожане дружно выступили в защиту священника – почти все жители села Сторожа пришли к сельсовету и потребовали освобождения ни в чем не повинного пастыря. Власти, однако, не освободили отца Алексия и препроводили его под конвоем в тюрьму в город Ефремов, где он находился под стражей около пяти недель, а затем все же был освобожден, вернулся в село и стал служить в храме по-прежнему.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-zinovev
☦️
Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
16 сентября совершается память святых новомучеников и исповедников земли Тульской.
☦️
Икона Богородицы Писидийская.
Писидийская Мироточивая икона Божией Матери прославилась великими чудесами в городе Созополе Писидийском. Сведений о происхождении ее не имеется. Уже в посланиях об иконопочитании Германа, патриарха Константинопольского, читанных на седьмом Вселенском соборе, «икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной», называется «древней».
Чудотворения, которыми прославлена эта св. икона и сведения о которых дошли до нас, относятся к VI веку. В это время (между 565–577 гг.) в соседнем с Созополем городе Амасии жил сосланный сюда патриарх Константинопольский св. Евтихий (память его 6 апреля). Пресвитер Евстафий, современник патриарха Евтихия и составитель его жизнеописания, упоминает о многих чудотворениях патриарха, свидетелем которых был он сам. Вот первое чудо, о котором передает Евстафий. В Амасии была одна супружеская чета, у которой дети рождались мертвыми. Опечаленные родители, скорбя о своем несчастьи, обратились к патриарху с просьбой помолиться за них, чтобы Господь отвратил от них Свой гнев и даровал бы им дитя живое. Св. Евтихий, сотворив усердную молитву о них, помазал их обоих св. елеем, «частью от честнаго креста, частью же истекающим от святыя иконы Пречистыя Госпожи нашея Богородицы в Созополе», произнося при этом свои обычные слова: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа». Сотворив эту краткую молитву, св. Евтихий погрузился на некоторое время в молчание; затем, как бы озаренный божественной благодатью, сказал этим супругам: «Назовите дитя, которое родится, Петром, и оно будет жить». Находящийся при этом пресвитер Евстафий предложил св. Евтихию вопрос: «А если родится девочка, то как ее назвать»? Евтихий снова повторил: «Нет, пусть назовут Петром, и жив будет». Обрадованные супруги, твердо надеясь на милость Божию, возвратились домой. По наступлении определенного времени родился у них сын, как предсказал св. Евтихий, и при крещении они назвали его Петром. Кроме него, родился у них и еще сын, которого они, с благословения патриарха, нарекли Иоанном. Дети росли здоровыми и цветущими, и родители, а с ними и все жители города, знавшие об этом чуде милости Божией прославляли Бога.
Елевсипп, ученик великого подвижника преподобного Феодора Сикеота (память его 22 апреля), сопровождая всюду своего учителя, удостоился быть свидетелем самого чуда мироточения от Писидийской иконы Божией Матери, когда около 600 года св. Феодор, возвращаясь из Царьграда, заехал в Созополь нарочно с целью поклониться чудотворной Мироточивой иконе Богоматери. Войдя в храм Пресвятой Богородицы и простерши руки свои в молитве наподобие креста, св. Феодор устремил очи свои к чудотворной иконе, и елей чудесной силой исторгся из иконы Богоматери и оросил очи предстоящего здесь перед ней святого угодника Божия. Все бывшие там, увидев это знамение благодатной силы, воскликнули: «Воистину велик этот раб Божий».
Свидетельство о Мироточивой Писидийской иконе Богоматери содержится также в посланиях св. Германа, патриарха Константинопольского (память его празднуется 12 мая). В начале гонения на святые иконы, бывшего при императоре Льве Исаврянине (716–741 гг.), Герман в послании к Фоме, епископу Клавдиопольскому, оправдывая почитание св. икон практикой церкви и указывая в подтверждение этого на изображение Спасителя, устроенное кровоточивой женщиной, на Эдесский нерукотворенный образ Спасителя и на изображение Богоматери, писанное евангелистом Лукой, замечает, что «чрез различные иконы Бог совершал чудеса, о которых многие жаждут многое рассказать; так, например, Он подавал исцеление болящим, что мы и сами испытали. Замечательнее же всего то, что никакого возражения и сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие». Это сообщение патриарха Германа было утверждено в своей истинности седьмым Вселенским собором, на котором оно и читалось.
У нас в России есть древний список с Писидийской Мироточивой иконы, который с 1608 года находится в Московском Новоспасском монастыре под названием Писийской или Писидийской иконы. Эта икона была келейной у матери царя Михаила Феодоровича Романова (1613–1645 гг.) Ксении, принявшей в иночестве имя Марфы. Кроме Писидийской, существует еще другая Мироточивая икона Божией Матери, известная под именем Пименовской (сведения о ней см. под 6 июня)
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-pisidijskaja