15 сентября 2022
⏳ 2022.09.15 (чт)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 14я по Пятидесятнице (глас 4й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 15 сентября (2 сентября)
• мчч. Мама́нта (275), отца его Феодо́та и матери мц. Руфи́ны (III)
• мчч. 3628-ми в Никомидии (III–IV)
• свт. Иоанна Постника, Цареградского (595) 📚
• прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Киево-Печерских 📚
• обретение мощей прп. Феодосия (Тотемского) (1796)
• сщмчч. Варсоно́фия (Лебедева) Кирилловского, Иоанна (Иванова), прмц. Серафимы (Сулимовой), мчч. Анатолия (Барашкова), Николая (Бурлакова), Михаила (Трубникова), Филиппа (Марышева) (1918)
• сщмчч. Дамаски́на (Це́дрика) Стародубского, Евфимия (Горячева), Иоанна (Мельниченко), Иоанна (Смоличева), Владимира (Моринского), Виктора (Басова), Феодота (Шатохина), Петра (Новосельского), Стефа́на (Ярошевича) (1937)
• сщмчч. Германа (Ряшенцева) Вязниковского, Стефа́на (Ермолина), мч. Павла (Елькина) (1937)
• иконы Божией Матери Калужская (1771)
☦️
Мученики Мама́нт, отец его Феодо́т и матерь мученица Руфи́на.
Святой мученик Мамант родился в Пафлагонии от благочестивых и знатных родителей-христиан Феодота и Руфины. За открытое исповедание своей веры родители святого были схвачены язычниками и заключены в темницу в Кесарии Каппадокийской. Зная свои телесные немощи, Феодот молился, чтобы Господь взял его прежде мучений. Господь услышал молитву, и он умер в темнице. Вслед за ним умерла и святая Руфина, разрешившись преждевременно сыном, которого она молитвенно препоручила Богу, прося Его быть Хранителем и Заступником осиротевшего младенца. Бог услышал предсмертную молитву святой Руфины: богатая вдова христианка Аммия с честью погребла тела святых Феодота и Руфины, а мальчика взяла к себе и окружила его материнской заботой. Святой Мамант вырос убежденным христианином. Приемная мать заботилась о развитии его природных способностей и рано отдала его учиться грамоте. Мальчик учился легко и охотно. Он был не по летам рассудителен и отличался ранней зрелостью ума и сердца. Благоразумными речами и личным примером юный Мамант обратил в христианство многих своих сверстников. Об этом донесли правителю Демокриту, и юноша был схвачен и представлен на суд. Из уважения к его знатному происхождению Демокрит не решился подвергнуть его пыткам и отослал его к императору Аврелиану (270–275). Тот сначала лаской, а затем угрозами намеревался совратить святого Маманта в языческую веру, но все его старания были напрасны: святой безбоязненно исповедал себя христианином и обличил безумие язычников, поклоняющихся бездушным истуканам. Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям. Затем хотели утопить святого, но Ангел Господень спас Маманта и повелел жить на высокой горе в пустыне, находившейся недалеко от Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и стал проводить жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы.
Вскоре он получил удивительную власть над силами природы: к его жилищу собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия. Питался святой Мамант молоком диких коз и ланей.
Не забывал святой и о нуждах своих ближних: приготовляя из этого молока сыры, он безвозмездно раздавал их нищим. Вскоре слава о Богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл им свое имя, так как знал, что его ожидает мученическая смерть за Христа. Отдав себя в руки мучителей, святой Мамант был приведен на суд наместника Александра, который подверг его изощренным и длительным истязаниям. Однако они не сломили христианскую волю святого. Он был укреплен обращенными к нему свыше словами: «Крепись и мужайся, Мамант». Когда святого Маманта отдали на съедение зверям, те не тронули святого. Тогда один из языческих жрецов поразил его трезубцем. Смертельно раненный, святой Мамант вышел за пределы города. Там, в небольшой каменной пещере, он и предал дух свой Богу, Который во всеуслышание призвал святого мученика Маманта в горнии селения († 275). Верующими он был погребен на месте кончины.
Вскоре христиане стали получать от него благодатную помощь в своих недугах и скорбях. Святитель Василий Великий так говорит о святом мученике Маманте в проповеди к народу: «Поминайте святого мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил – все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/732
☦️
Мученики 3628 в Никомидии.
Три тысячи шестьсот двадцать восемь (по другим три тысячи шестьсот восемь) святых мучеников пострадали в Никомидии во время гонения Максимиана (290 г. н.э.). Во время этого преследования, сожгли христианскую церковь и святые бежали в горы, чтобы выжить, но были арестованы и зверски убиты.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/734
☦️
Святитель Иоа́нн Постник, патриарх Константинопольский.
Иоанн Постник – 15 Константинопольский патриарх. Сын бедных родителей; предполагал заниматься каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, стал строгим аскетом-постником и был посвящён в диаконы. Избранный в патриархи, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Отличался особой любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей.
Известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или «канонарии») из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/733
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/
• Правила святого Иоанна Постника c толкованиями епископа Никодима (Милаша)
• Послание к деве, преданной Богу
☦️
Преподобный Анто́ний Печерский.
Преподобный Феодо́сий Печерский.
Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в Крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф.10,37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что пещера моя скромна и тесна?» – «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келлии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келлий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.
Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.
…
Подробнее житие прп. Антония:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/580
Подробнее житие прп. Феодосия:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-pecherskij
…
Творения прп. Феодосия:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Pecherskij/
• Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере
• Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской
• Поучение о казнях Божиих
• Поучение о тропарях и о пьянстве
• Поучения и молитва
☦️
Преподобный Феодо́сий Тотемский (Суморин), игумен.
Преподобный Феодо́сий родился в Вологде около 1530 г. и был воспитан в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей святой вступил в брак и имел дочь, но семейная жизнь не отвлекала святого от деятельной любви к Богу. Он усердно посещал церковь, много молился дома, особенно ночью. По смерти родителей и супруги, отдав все свое состояние родственникам на воспитание дочери, Феодосий удалился в Вологодский Спасо-Преображенский монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого и, приняв здесь постриг, смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, исполняя все с усердием.
Отправившись по поручению игумена обители в Тотьму смотреть за монастырскими солеварнями, он заботливо относился к рабочим и был к ним кроток и милостив. Управление его было таково, что никогда прежде солеварни не приносили столько дохода, как при нем. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, преподобный пожелал основать в этих местах монастырь. Население Тотьмы и окрестных деревень, знавшее и любившее преподобного Феодосия еще на варницах, услышав об этом, приходило к нему и приносило все необходимое для жизни. В 1554 г., получив царскую несудимую грамоту и в благословение от Прилуцкого монастыря икону Богоматери (известную теперь под именем Суморинской чудотворной), преподобный Феодосий приступил к устроению монастыря и в течение одного года при помощи соседних жителей поставил деревянную церковь, трапезу, келлии и другие необходимые постройки.
Сам получивший в юности хорошее образование, святой стремился к духовному просвещению братии и со временем собрал в обители обширную библиотеку. Старанием преподобного была восстановлена и запустевшая Ефремова пустынь в том же Тотемском округе. Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример братии. Провидя скорую кончину, святой оставил духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, и мирно почил 28 января 1568 г. Известно около 150 посмертных чудес преподобного.
2 сентября 1796 г. при перестройке храма были обретены нетленные мощи святого, которые ныне почивают в соборе Рождества Христова г. Тотьмы.
☦️
Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, Иоанн Иванов, пресвитер, преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, мученики Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников и Филипп Марышев.
…
Священномученик Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) родился в 1871 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика. В семье было восемь детей. Отец святителя, Павел Михайлович Лебедев, умер, когда Василию было всего семь лет, а старшему ребенку исполнилось четырнадцать. Мать сирот, Аграфена Ивановна, осталась без средств к существованию и уже на следующий день после смерти мужа не знала бы, чем накормить детей, если бы некий добрый человек не прислал голодной семье мешок ржаной муки.
Отроку Василию рано пришлось познакомиться с нуждой и горем и испытать лишения. Из-за крайней бедности семьи Василий был зачислен в Боровичское духовное училище на казенный счет. Мать не имела материальной возможности помогать сыну, казенное содержание не всегда было достаточным, и здесь будущему священноиноку поневоле пришлось сурово поститься по сравнению со своими более обеспеченными товарищами. Утром перед занятиями ему зачастую приходилось ограничиваться куском хлеба и чашкой холодной воды и после этой скромной трапезы садиться за уроки. Эти обстоятельства не пробудили в его сердце зависти, но приучили к воздержанию, закалили волю и воспитали в нем чувство милосердия и сострадательность к людям.
С детства мальчик был счастливо избавлен от мирских увлечений, и не было для него большего счастья, чем посещение вместе с матерью, в числе других паломников из простого русского народа, старцев. Они часто ходили в расположенную недалеко от родного села пустыньку, которую народ называл «Забудущие родители». Место это находилось в глухом сосновом бору, в котором от давних времен осталась часовня в честь святой великомученицы Параскевы, а около нее старое кладбище с могилами людей, чьи имена уже были забыты. Во второй половине ХIХ столетия в этом уединенном месте поселился пустынник по имени Петр, которого паломники ласково называли Петруша. Его строгая жизнь для многих служила примером. Народ любил приходить сюда, чтобы помолиться вместе с ним в часовне перед образом великомученицы Параскевы, попросить у подвижника совета, рассказать о своих бедах и нуждах. Эти путешествия, молитва среди густого бора, беседы с пустынником произвели на мальчика глубокое впечатление и нашли благодарный отклик впоследствии. Когда подвижник в начале ХХ века почил, люди стали ходить на его могилу, и всегда к этому месту была проложена тропка.
По окончании училища Василий поступил в Новгородскую Духовную семинарию. Привычка к труду и усердным занятиям, приобретенная в училище, много облегчила ему трудность обучения в семинарии. Он и здесь был огражден Богом от всех увлечений юности, нисколько не затрагивавших его душу. За кроткий и смиренный нрав, за характер, в котором совершенно отсутствовали грубость и задиристость, товарищи по семинарии полюбили юношу, ласково и уважительно называя его по имени и фамилии: Вася Лебедев.
Большое влияние на семинариста и на избрание им будущего миссионерского поприща оказал преподаватель по истории раскола, священник Димитрий Сперовский, который в то время, когда Василий учился в 5-м классе, принял монашеский постриг. Все свободные от занятий часы Василий Лебедев отдавал чтению старопечатной литературы и к концу 5-го класса значительно превосходил сверстников-семинаристов знаниями по предмету раскола. Оживлению интереса к этому предмету служило и то, что отец Димитрий приглашал к участию в классных собеседованиях бывших старообрядческих деятелей.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varsonofij-lebedev
☦️
Священномученик Дамаски́н (Це́дрик), Стародубский, епископ.
Священномученик Дамаскин, епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии (в миру Цедрик Дмитрий Дмитриевич) родился в 1877 году в городе Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье почтового чиновника. Димитрий окончил Духовную Семинарию, затем Владивостокский сельскохозяйственный институт со специальностью агронома, и Казанский институт восточных языков. Вскоре он принял монашеский постриг с именем Дамаскин и поступил служить миссионером при Пекинской Духовной Миссии. В 1914 году отец Дамаскин отправился на фронт и состоял в отряде Красного Креста на Кавказе.
В 1918 году в Орловской губернии его арестовали и приговорили к «высшей мере наказания», но расстрела ему удалось избежать. В это же время был расстрелян его брат священник Николай за бесстрашное обличение большевиков.
Некоторое время отец Дамаскин проживал в Киевском Михайловском монастыре, являясь епархиальным миссионером и слушателем Киевской Духовной Академии. В 1919 году он был возведён в сан иеромонаха архиепископом Симферопольским и Таврическим Димитрием (князь Абашидзе). В 1920 году отца Дамаскина назначают настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря в Крыму с возведением в сан архимандрита. Вскоре, в том же году он опять был арестован вместе с Владыкой Димитрием, но через несколько месяцев был освобождён и выслан из Крыма.
Отец Дамаскин успешно боролся с обновленчеством. 14 сентября 1923 года он был хиротонисан лично Патриархом Тихоном в епископа Стародубского, и с этого времени управлял также Черниговской епархией и Глуховским викариатством. После неоднократных арестов в эти годы Владыка был так измучен заточением и допросами, что на всенощной вынужден был помазать народ сидя. В алтаре с ним случались сердечные приступы, но на следующий день он снова служил, видя в богослужении свою единственную радость. В 1924 году Владыка высылается властями в Харьков, а с сентября 1925 года живёт в Даниловом монастыре в Москве без права выезда. Но уже в ноябре 1925 года Святитель был арестован вновь по делу священномученика митрополита Петра (Полянского, память 27 сентября). По постановлению Г.П.У. (от 8 мая 1926 года) Владыка был приговорён к трём годам ссылки в Туруханский край, но до августа 1926 года содержался в Бутырской тюрьме в столице, затем жил в Красноярске и посёлке Полой Красноярского края (за Северным Полярным кругом). Здесь ему пригодилась должность агронома, которую он получил в молодости — завёл огород, спасаясь выращенной им самим зеленью от цинги.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-damaskin-cedrik
☦️
Священномученик Евфи́мий Горячев, пресвитер.
Евфимий Никитич Горячев родился в селе Никольское-Барнуки Городищенского уезда Пензенской губернии 19 января 1884 года в бедной крестьянской семье. Ему было четыре года, когда умер отец, а вскоре после этого умерла и мать. Он был единственным мальчиком в семье и остался на попечении сестер.
В этом же селе жил его дядя Алексей Горячев с женой Александрой, крестной матерью Евфимия. У них было своих четыре сына, но они с радостью приняли мальчика в дом. Семья была богобоязненная, а Александра даже и среди своих православных односельчан отличалась глубокой религиозностью и рассудительностью. И местный священник советовал, бывало, кому-нибудь из прихожан, когда у тех возникали трудности в семье или с родственниками, или с близкими людьми, когда для правильного решения требовались опытность и рассудительность, пойти поговорить с Александрой.
У священника своих детей не было, и когда Евфимию исполнилось семь лет, он позвал Александру и сказал:
– Александра, отдай мне своего приемыша-крестника. Тебе тяжело. У тебя у самой четыре сына, а я его воспитаю.
Александра за это время полюбила кроткого сироту, который нравом был тих и послушен, но сочла, что дальнейшее воспитание в доме священника будет для мальчика полезней, – и согласилась.
Священник отдал учиться Евфимия в сельскую школу, а затем определил в двухклассную школу, которая в тот год была преобразована в семинарию. Живя в семье священника, Евфимий ничем не отличался от крестьянских детей – одевался, как и они, и так же, как и они, ходил в лапотках. Кто знает, – думал священник, – в каких обстоятельствах придется жить мальчику, не имеющему поддержки от родителей. Он считал, что юноше полезно с раннего возраста обучаться навыкам самостоятельной жизни. Учась в семинарии весьма прилежно, Евфимий уже сам зарабатывал, давая уроки в семьях, где родители были побогаче, а дети поленивей. По окончании семинарии Евфимий поступил учителем в школу села Архангельского. Здесь он проработал семь лет и совсем обжился.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfimij-gorjachev
☦️
Священномученик Иоа́нн Мельниченко, пресвитер.
Священномученик Иоанн Мельниченко родился 26 сентября 1889 года в селе Устье Бершадского района Винницкой области. С 1917 по 1922 год он работал учителем в сельской школе, а в 1922 году его рукоположили в сан иерея и он начинает пастырское служение в одной из церквей Винницкой области.
5 сентября 1935 года отца Ивана арестовали и обвинили в «контрреволюционной агитации пораженческого характера». Последовал приговор: 7 лет исправительно-трудового лагеря. Сначала священника содержали в тюрьме города Винница, а затем переправили этапом в Бурминское отделение Карлага НКВД (поселок Бурма Карагандинской области, Казахстан). В лагере отца Иоанна ждал еще один арест: 14 августа 1937 года он был арестован как «активный сторонник группы Цедрика». Как и другим членам группы ему была инкриминированы «к/р деятельность в лагере» и «участие в нелегальных сборищах и богослужениях»».
Вот выписка из обвинительного заключения: «Был знаком с другими служителями культа, в своей канцелярии устраивал пение церковных песен со служителем религиозного культа Басовым. Кроме того, будучи недоволен советской властью, высказывал ряд антисоветских взглядов по отношению к революционным праздникам и порядкам». На допросе отец Василий заявил: «Признаю себя виновным только в том, что пел церковные песнопения, а остальные обвинения не признаю». 10 сентября 1937 года, вместе с другими священнослужителями, иерей Василий Мельниченко был приговорен к высшей мере наказания. 15 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение и батюшка Василий принял мученический венец через расстрел.
☦️
Священномученик Иоа́нн Смоличев, пресвитер.
Священномученик Иоанн Смоличев родился 27 января 1889 года в селе Княжичье (Княжичи) Глуховского уезда Черниговской губернии в семье священника. Жизненный путь будущего священномученика был достаточно сложным. Он закончил Черниговскую Духовную семинарию в 1912 году, затем два года отучился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1915-1917 годы Иван служил в армии санитаром, а в 1918 году поступил в Томский университет, где прослушал там курс по отдельным предметам. С 1917 по 1920 год Иван Иванович проживал в городе Нежине Черниговской губернии и работал там писарем. В 1919 году он был мобилизован в армию Колчака, служил санитаром. С конца 1919 года был в течение 1 года лекпомом в Красной Армии. С 1920 по 1924 год Иван Иванович работал педагогом в городе Кролевец Черниговской губернии.
В мае 1924 года Иван Смоличев был рукоположен во иереи к церкви города Глухова епископом Дамаскиным (Цедриком), после этого шесть лет усердно служил в указанном месте. В 1930 году отца Иоанна арестовали с обвинением в «контрреволюционной деятельности».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-smolichev
☦️
Священномученик Влади́мир Моринский, пресвитер.
Священномученик Владимир Александрович Моринский родился 24 июня 1883 года в Санкт-Петербурге. Отец Владимира Моринского был певчим в церковных хорах. Мальчик рано осиротел, был отдан на воспитание в патронажный частный церковный хор. В 1903 году вместе с церковным хором Владимир переехал в Москву, пел в московских храмах. В 1912 году получил место учителя пения в городе Клину Московской губернии, одновременно в течение полугода был регентом соборного хора. Затем переехал в село Спас-Квашонки Калязинского уезда Тверской губернии. Там преподавал пение в местной школе, возглавлял церковный хор. В 1916 году Владимир Моринский был призван в армию, служил рядовым в 238-м запасном стрелковом пехотном полку в Орле. В 1917 году вернулся в Москву, преподавал пение в школах. С 1924 года работал в различных советских учреждениях, пел в церковном хоре и готовился к принятию священного сана. Владимир Александрович и его супруга не имели детей и взяли на воспитание мальчика-сироту.
27 июля 1934 года Владимир Моринский был рукоположен во диакона, в августе – во священника к храму мучеников Адриана и Наталии в городе Лосиноостровске под Москвой (ныне в черте Москвы).
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-morinskij
☦️
Священномученик Ви́ктор Басов, пресвитер.
Священномученик Виктор Петрович Басов родился 29 октября 1892 года в селе Городец Нижегородской губернии в семье диакона. По окончании Духовной семинарии несколько лет служил псаломщиком. В 1918 году рукоположен во диакона, в 1925 году – во иерея. Служил в одном из сел Арзамасского района Нижегородского края, с 1931 года – в храме в селе Ефимьеве Богородского района. 17 апреля 1935 года по доносу одного из жителей села отец Виктор был арестован и заключен в тюрьму в Горьком.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-viktor-basov
☦️
Священномученик Феодо́т Шатохин, пресвитер.
Священномученик Феодот Трофимович Шатохин родился в 1888 году в селе Зайцево Екатеринославской губернии (ныне Украина, Горловский район). Во время Первой мировой войны он был солдатом Окского пехотного полка.
В 1926 году будущего священномученика арестовали и посадили на год в тюрьму с обвинением: «Распространение религиозных убеждений среди крестьян». Второй раз его арестовывают 2 апреля 1935 года в Донецке.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodot-shatohin
…
Примечания:
Имя этого святого переводится с греческого как «Данный Богом», что соответствует славянскому имени Богдан. В православии нет святого с именем Богдан, поэтому для мужчин с этим именем следует обращаться к святому Феодоту.
☦️
Священномученик Петр Новосельский, пресвитер.
Священномученик Петр Иванович Новосельский родился в селе Смирново Нижегородской губернии в семье диакона в 1883 году. Он закончил Духовную семинарию в 1905 году, после чего принял священный сан. Отец Петр служил священником в одной из церквей Нижнего Новгорода.
В 1929 году иерея первый раз арестовали, обвинили в «контрреволюционной деятельности» и приговорили к 3 годам ссылки в Туруханский край. После того, как срок наказания закончился, отец Петр продолжил священническое служение в Нижнем Новгороде. 23 мая 1935 года состоялся второй арест.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-novoselskij
☦️
Священномученик Стефа́н Ярошевич, пресвитер.
Священномученик Стефан – Степан Александрович Ярошевич – родился в 1883 году в селе Осташково Проскуровского уезда Подольской губернии в семье псаломщика. Степан Александрович получил среднее образование и стал священником. Известно, что с 1930 по 1935 год он служил в селе Горячевка Винницкой области.
7 ноября 1935 года отца Стефана арестовали.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-jaroshevich
☦️
Священномученик Ге́рман (Ряшенцев), Вязниковский, епископ.
Священномученик Герман, епископ Вязниковский, в миру Николай Степанович Ряшенцев, родился 10 ноября 1883 года в городе Тамбове в семье купца второй гильдии Степана Григорьевича Ряшенцева. Через четыре дня, 14 ноября, в день памяти апостола Филиппа и святителя Григория Паламы, перед началом Рождественского поста, младенец был крещен в тамбовском Христорождественском соборе протоиереем Алексеем Петровским и наречен Николаем, в честь святителя Николая Чудотворца.
Уже в раннем детстве Николай ощутил призвание Божие, которое определило выбор его жизненного пути. В 1902 году, после окончания классической гимназии, он поступает в Казанскую Духовную академию.
На третьем курсе Академии, в Великую субботу 1905 года, в возрасте двадцати одного года, он принимает монашеский постриг с именем Герман, в честь святителя Германа Казанского.
В 1906 году отец Герман принимает священный сан и оканчивает академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Нравственные воззрения преподобного Симеона Нового Богослова».
17 августа того же года последовало назначение его в Псковскую семинарию преподавателем Священного Писания.
1 декабря 1907 года иеромонах Герман назначается на почетную, но и хлопотливую должность инспектора семинарии.
Отца Германа ждало новое поприще: он становится, с возведением в сан архимандрита, ректором Вифанской семинарии. Назначение произошло 28 июня 1912 года.
В 1919 году происходит важнейшее событие в жизни отца Германа. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Креста Господня, совершается его рукоположение во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. После рукоположения епископ Герман направляется к месту своего служения и там располагается в древнем Иосифо-Волоколамском монастыре. Управлять викариатством Владыке пришлось очень недолго.
…
В ночь под 19 февраля 1921 года Владыка был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-rjashencev
☦️
Священномученик Стефа́н Ермолин, пресвитер.
Священномученик Стефан Васильевич Ермолин родился 22 мая 1891 года в селе Часово, в крестьянской семье. С малых лет был занят в крестьянском хозяйстве. Окончил начальную школу.
По неподтвержденным данным известно, что Стефан участвовал в Первой мировой войне. В 1919-1922 годах служил в Красной армии, был командиром взвода, помощником командира роты. После демобилизации вернулся к крестьянскому труду.
Будучи человеком глубоко верующим, Стефан решает посвятить себя служению Господу. И в 1926 году принимает священный сан. В середине 30-х годов был священником Нижнеконской Крестовоздвиженской церкви в местечке Нижний Конец Сыктывкара, ранее приписной к Усть-Сысольскому Троицкому собору.
В 1936 году по анонимному доносу был привлечен к ответственности органами НКВД за «спекуляцию церковными ценностями»
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-ermolin
☦️
Мученик Павел Елькин.
Святой мученик Павел Николаевич Елькин родился 23 июня 1876 года в селе Шошка. Семья Елькиных была многочисленной, поэтому мальчика к себе на воспитание взял дед, проживавший в Усть-Сысольске.
Павел окончил приходскую школу, получил навыки кузнеца и слесаря. Некоторое время жил в Петербурге, вернувшись, работал на заводе.
С этого момента началась его политическая жизнь. С одушевлением встречает известие о революции и свержении царского режима, стал одним из активных участников установления Советской власти в Коми крае. С 1918 года член ВКП(б). Но уже в конце 20-х отошел от дел.
Жил Павел со своей семьей в местечке Кочпон, возле храма. В 30-е годы в Сыктывкар жизнь прибила многих незаурядных людей. Пристанищем был храм, где находили свой приют и молились архиереи, священнослужители. Знакомство с ними перевернула жизнь коммуниста Елькина.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-elkin
☦️
Икона Богородицы Калужская.
Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, недалеко от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на увещевания своей скромной подруги. Среди прочих вещей они случайно обнаружили большой сверток сурового холста. Развернув его, благочестивая девушка увидела изображение Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении. Дерзкая Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств.
Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. На следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела.
Помещик Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии икону с почестями перенесли в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список со святого образа.
Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kaluzhskaja