3 сентября 2022
⏳ 2022.09.03 (сб)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 12я по Пятидесятнице (глас 2й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 3 сентября (21 августа)
• ап. от 70-ти Фадде́я (ок. 44)
• мц. Ва́ссы, мчч. Фео́гния, Ага́пия, Писта (305–311)
• прп. Авраамия трудолюбивого, Печерского (XII–XIII)
• прп. Авраа́мия Смоленского (XIII)
• прп. Марфы Дивеевской (Милюковой) (1829)
• сщмч. Александра (Елоховского) (1918)
• сщмч. Павла (Ягодинского), Феодора (Каллистова) (1937)
• прмч. Рафаи́ла (Момчиловича) Шишатовацкого (1941)
• прмч. Игнатия (Даланова) (1942)
• иконы Божией Матери Светописанная (Светописанный образ) (1903)
☦️
Апостол от 70-ти Фадде́й Едесский, Бейрутский, епископ.
Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70–ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12–ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. – Память 19 июня). Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк.10,1). После Вознесения Спасителя на небо апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44 году. (Это место кончины указывается в славянской минеи; по другим источникам, он скончался в Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/689
☦️
Мученица Ва́сса и чада ее: мученики Фео́гний, Ага́пий и Пист.
Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в царствование императора Максимиана в городе Едессе Македонской в начале IV века. Император обнародовал закон, который повелевал всем подданным принести жертву языческим богам по случаю его дня рождения. Многие христиане, охваченные страхом, подчинились, но твердо утвержденные в вере оказали героическое сопротивление. Среди них находилась и святая Васса с сыновьями. Она происходила из сенаторского сословия и христианскую веру приняла от родителей, в ней же воспитывала и своих детей. Мужем ее был Валериан, один из знатных жителей города, который впоследствии стал языческим жрецом. Он первый принес жертвоприношение и возлияние идолам. Тогда Васса отвела в сторону сыновей и сказала, что им не подобает подражать отцу, рассказала, что устремившись к Христу, презрев недолговечное, они получат нетленные вечные блага от Господа.
Феогний, Агапий и Пист послушались слов матери, отказали принести жертву идолам. Тогда Валериан донес правителю на свою жену и детей. На глазах у матери стали истязать детей. Старшего, Феогния, подвесили и строгали железными когтями. Отроку Агапию содрали с головы до груди всю кожу, но мученик не проронил ни звука. Наконец, начали мучить и младшего сына Писта. Мать не переставала воодушевлять их к терпению страданий за Христа. Тогда отрокам отрубили головы.
Святую Вассу заключили в тюрьму, язычники принесли ей еду и убеждали подчиниться приказу императора. Она ничего не ответила им и отвергла всю предложенную пищу. Через семь дней Ангел подкрепил ее небесной пищей. При последующих мучениях она осталась невредимой от огня, воды и зверей. Благодать Божия защитила Вассу равным образом от горячей печи и ударов камнями. Когда ее привели в языческое капище, она разбила статую Зевса. Тогда мученицу бросили в морскую пучину. Но неожиданно для всех подплыл корабль, и святую подняли на него три светоносных мужа (преподобный Никодим Святогорец полагал, что это были ее дети, ранее замученные).
Спустя восемь дней святая Васса сама сошла с корабля к правителю острова Алон, недалеко от Кизика, в Препонтиде или Мраморном море. Вначале, искушая богатыми дарами и одеждами, правитель уговаривал, а после тщательных пыток принуждал христианку принести жертву богам, устрашая Вассу муками. В конце концов, он спросил ее, почему она не боится умереть. Васса отвечала: «Я тороплюсь избавиться от смерти и унаследовать жизнь вечную». После биения палками ей отсекли голову. Впоследствии в ее честь на возвышенном месте воздвигли церковь, которая отовсюда была видна морякам, считавшим ее своей покровительницей.
Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.
Молитва святой Вассе избавляет от уныния, помогает морякам в путешествиях, родителям в воспитании, исцелении и стоянии в вере, трудных жизненных обстоятельствах. Память святой мученицы Вассы и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта совершается 3 сентября по новому стилю.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/690
☦️
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Печерский, Трудолюбивый.
Преподобный Аврамий (Авраамий) Печерский, Трудолюбивый, подвижник Киево-Печерской обители XIV века. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. На старинной иконе Печерских чудотворцев Антониевой пещеры прп. Авраамий назван «игуменом»; точно с тем же саном известен он в рукописных святцах. Если так, то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева князя Скиригайла – Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде. У Кальнофойского прп. Авраамий Трудолюбивый почивает в пещерной трапезе. Это дает право предположить, что прп. Авраамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название Трудолюбивого.
☦️
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Смоленский, архимандрит.
Преподобный Аврамий (Авраамий) Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.
Уже в самом юном возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр, рос в страхе Божием и имел склонность к посту и молитве. Авраамий с ранних лет был определен в училище, где обратил на себя внимание дарованием и необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время он любил ходить в церковь, где прекрасно пел и читал. Еще юношей он стремился к уединенной и благочестивой жизни. Родители предлагали ему, как единственному наследнику, вступить в брак, но он отклонил их предложение, ибо искал другой жизни.
По смерти своих родителей, вскоре затем последовавшей, он, следуя примеру святых, жития которых любил читать, раздал свое имущество церквам, монастырям и бедным, оделся в рубище и стал ходить по городу, как нищий и юродивый, прося Бога указать ему путь ко спасению. Вскоре, по внушению Божию, он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в шести верстах от Смоленска, на месте, называвшемся «Селище». С терпением и кротостью молодой инок ревностно исполнял все подвиги послушания, проводил время в посте и молитве, украшал себя иноческими добродетелями и прилежно занимался изучением Св. Писания, житий и поучений св. подвижников и святоотеческих творений. Изучая все это, преподобный Авраамий извлекал назидательные уроки не только для себя, но и для других, искавших у него назиданий. Окружив себя писцами, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которыми пользовался преподобный Авраамий.
Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Посвященный в сан пресвитера и избранный духовником, преподобный, украсив себя «иерейскою лепотою», ни одного дня не опускал без совершения литургии и проповедания слова Божия. Он явился столь искусным проповедником, что его наставления привлекали к нему многих слушателей. Целыми толпами шли к нему духовные и миряне, чтобы насладиться его богомудрыми беседами и уврачевать свои язвы душевные. Вместе с тем прп. Авраамий не оставлял обычного своего подвига иноческой жизни, как любитель нищеты и смирения. Видя совершенства подвижника, поднял на него крамолу враг человеческий, возбудив зависть собратий. Много клевет и гонений пришлось перенести ему от людей, завидовавших его влиянию на народ. Они вооружили против Авраамия самого игумена, и ему запрещено было вести беседы с народом. И через 5 лет преподобный вынужден был перейти в бедный Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Но народ и сюда стал стекаться толпами к преподобному за наставлениями. Помимо бесед народ привлекала сюда и строгая подвижническая жизнь Авраамия. На пожертвования богомольцев был украшен соборный храм монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный суд, а на другой – истязания на мытарствах. И опять сетовал враг человеческий, что Господь прославил раба Своего.
Сам преподобный Авраамий утруждал плоть свою чрезвычайным постом. Лицо его было бледно и необыкновенно сухо. Подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого, жизни которого подражал. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Строго наблюдал он во время божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе беседовать в церкви, ибо почитал сие за святотатство и с особенным благоговением совершал божественную службу.
Много испытал преподобный Авраамий искушений демонских, видимых и невидимых, во время своего подвига, ибо в страшных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить, но всегда был побеждаем молитвой преподобного. Тогда, будучи не в силах действовать лично на святого, диавол возбудил против него клевету в городе, что преподобный проповедует ересь, живет нечисто и наружной святостью прикрывает темные дела. Эти слухи дошли до епископа Игнатия, и весь город пришел в смущение. Городская знать и духовенство требовали у епископа предать преподобного суду. Они предлагали утопить или сжечь подвижника. В это время случилось быть у епископа князю и боярам. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. И вот в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Напрасно совершались молебствия – ничто не помогало. Тогда священник Лазарь явился к епископу Игнатию и просил разрешить служение преподобному Авраамию, иначе еще большие беды постигнут жителей. Епископ Игнатий разрешил св. Авраамия, просил у него прощения в неправильном осуждении его и молитв за город и жителей. Смиренный инок сам просил епископа помолиться. Возвратившись в келлию, преподобный Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в праведности преподобного и стали высоко уважать его.
Епископ Игнатий имел намерение построить каменную церковь в честь Ангела своего вне города, где полюбилось ему пустынное место, с тем, чтобы устроить около нее малый монастырь. Но впоследствии он изменил свою мысль и основал церковь на другом месте, уже не во имя своего Ангела, но на память Положения Ризы Богоматери во Влахерне, и собрал при ней несколько братий, которые питались милостыней епископской. И никто не хотел быть игуменом в столь убогой обители. Между тем вспомнил еп. Игнатий, что блаженный Авраамий скорбел иногда об удалении от города той обители, в которой пребывал, не ради себя, но ради приходивших к нему за советами духовными, и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. И сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Так вознаградил Господь долгие страдания угодника Своего, и некогда уничижаемый всеми внезапно от всех прославился. Уже не боялись приходить к нему чада его духовные, но отовсюду толпами стекались, даже и сами бывшие клеветники смиренно припадали к ногам его, прося себе прощения. Благолепно украсил преподобный дом Пресвятой Богородицы, как невесту, богатыми завесами, иконами и лампадами. И много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, отмечая истинное усердие приходивших, так что в его монастыре собралось только 17 братий.
В глубокой старости преставился епископ Игнатий, немного времени оставалось и блаженному Авраамию пребывать на земле. Более прежнего внушал он братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет.
В 1238 году скончался преподобный Ефрем – любимый ученик и усердный подражатель добродетели своего отца: кротости, смирения и любви к ближним. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнила людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного суда.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-avraamij-smolenskij
☦️
Преподобная Ма́рфа Дивеевская (Милюкова).
Преподобная мать наша Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась в 1810 году 10/23 февраля, в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово (ныне Малиновка). Семейство Милюковых, праведной и богоугодной жизни, было близко к старцу Серафиму Саровскому. Помимо Марии, в нем было еще двое старших детей – сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович.
Эта деревня вместе с прилегающими к ней были удельными – принадлежали не барину-помещику, а казне. Земля им была нарезана отдельно, но была неплодородной, так как черноземные участки захватили соседи-помещики. Крестьяне жили очень бедно, с детства приходилось много работать и в поле, и ухаживать за скотиной.
По благословению преподобного Серафима Прасковья Семеновна поступила в общину преподобной матушки Александры, первоначальницы Дивеевской обители, и была высокой духовной жизни.
Когда Марии исполнилось 13 лет, она вместе с сестрой Прасковьей в первый раз пришла к батюшке Серафиму. Это случилось 21 ноября 1823 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как рассказывала Прасковья Семеновна, Мария «увязалась за нею», и так обе они пришли в Саров. Великий старец, провидя, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в общине. Таким образом, 13-летняя Мария Семеновна поступила в число избранных Серафимовых сирот, в общину матушки Александры, начальницей которой в то время была старица Ксения Михайловна Кочеулова, которую батюшка Серафим называл «огненный столп от земли до неба» и «терпуг духовный» за ее праведную жизнь. Мария же, эта необыкновенная, невиданная доселе отроковица, ни с кем не сравнимая, ангелоподобная, дитя Божие, с ранних лет начала вести подвижническую жизнь, превосходя по суровости подвига даже сестер общины, отличавшихся строгостью жизни, начиная с самой начальницы Ксении Михайловны.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-marfa-diveevskaja-miljukova
☦️
Священномученик Алекса́ндр Елоховский, пресвитер.
Священномученик Александр Петрович Елоховский родился в 1858 году в селе Рязанино Спасо-Ярыжецкой волости Ярославского уезда Ярославской губернии. Известно, что он был священником церкви своего родного села. 25 августа 1918 года иерея арестовали и обвинили в «антисоветской агитации». Возможно, он был репрессирован в связи с Ярославским восстанием в июле 1918 года. В списке заключенных Ярославской тюрьмы за 1918 год он значился под номером 60. 3 сентября 1918 года иерей Александр Елоховский был расстрелян. Вероятное место его захоронения – братская могила на Леонтьевском кладбище.
☦️
Священномученик Павел Ягодинский, пресвитер.
Священномученик Павел Ягодинский родился 8 декабря 1879 года в селе Сайгуши Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Республика Мордовия, Чамзинский район) и происходил из семьи псаломщика местной церкви. Образование он получил в Духовной семинарии, в 1900 году женился и принял диаконский сан. Служить отец Павел стал в селе Шугурово Ардатовского уезда Симбирской губернии. Через некоторое время он был рукоположен во иереи.
Согласно воспоминаниям, отец Павел был человеком трудолюбивым, добрым, предельно честным. Он не стремился скрывать свои мысли по поводу происходящего в послереволюционные годы и говорил о том, что его тревожило. Именно поэтому его имя попало в списки участников «контрреволюционного кулацкого восстания», вспыхнувшего в уезде в 1919г.
В 1929 году священник был арестован с обвинением в «неуплате государственных налогов» и приговорен к 8 месяцам исправительно-трудовых работ. После выхода на свободу он опять стал служить в церкви села Шугурово. Отец Павел старательно исполнял свой священнический долг: крестил новорожденных, венчал, отпевал. Многих он побуждал к активной деятельности, многих воодушевлял теплым одобрением, слабых – поддерживал, обиженных защищал. В 1930 году церковь села Шугурово была закрыта, а отец Павел арестован. После освобождения в 1933 году, он стал служить в церкви села Бузаево Большеберезниковского района Мордовской АССР. Жена у священника к этому времени умерла, и он жил поочередно у своих сыновей. Каждый из них уже определил свой путь и устроился в новой жизни.
Однажды у отца Павла состоялся разговор с председателем сельсовета, который советовал священнику «оставить свое ремесло, отказаться от сана и поступить куда-нибудь на определенную работу». Но будущий священномученик на это ответил: «Нет, я не отказывался и не думал отказываться от сана священника. Делать это мне не позволяют мои религиозные убеждения, умру в сане священника».
5 августа 1937 года состоялся третий и последний арест. В доме у отца Павла был произведен обыск, но ничего обнаружено не было. Было сформулировано обвинение: «принимал активное участие в организации контрреволюционного кулацкого восстания и призывал население к терактам над коммунистами». Виновным себя он не признал. На допросе арестованный священник подтвердил свои слова, что не намерен снимать с себя сан, и заявил, что «хотя я и убежденный верующий, но антисоветской агитации нигде не проводил». Тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила иерея Павла Ягодинского к высшей мере наказания. 3 сентября 1937 года он был расстрелян.
☦️
Священномученик Фео́дор Каллистов, пресвитер.
Протоиерей Федор Каллистов родился 17 апреля 1865 года в Пензенской губернии в селе Усть-Кера (Аршиновка) в семье диакона Стефана Каллистова.
В 1880 году он окончил духовное училище, а в 1886 году — Пензенскую духовную семинарию. Затем он был определен псаломщиком в село Усть-Кера (Аршиновка) Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии.
В 1887 году после женитьбы он был рукоположен во диакона, а затем и во священника. На протяжении 1887-1916 гг. священник Феодор совершал свое служение в различных селах Пензенской губернии, занимаясь также просветительской деятельностью в качестве законоучителя церковно-приходских и земских школ, а также училищ. В семье Каллистовых в это время родилось 14 детей. В 1916 году священника Феодора перевели в клир соборной церкви Троицы Живоначальной города Троицка Краснослободского уезда Пензенской губернии. В 1922 году, будучи уже настоятелем этого храма, он был возведен в сан протоиерея.
Последние годы земной жизни отца Феодора были наполнены скорбями и лишениями. В 1930-е годы власти делали все, чтобы закрыть церковь в Троицке. 28 февраля 1930 года протоиерея Феодора задержали сотрудники ОГПУ. Его обвиняли в антисоветсткой и антиколхозной агитации, но он вину не признал. Прихожане составили обращение, в котором просили отпустить протоиерея Феодора под их поручительство и подписку. Однако 3 октября 1930 года было вынесено обвинительное заключение и протоиерея Феодора приговорили к ссылке в Западную Сибирь сроком на три года. Троицкий храм был закрыт.
В 1933 году, после трех лет ссылки, протоиерей Феодор вернулся в Троицк, открыл церковь и возобновил богослужения. На протоиерея Феодора снова стали писать лживые доносы в милицию и НКВД. В 1935 году церковь опять закрыли под предлогом неуплаты налогов государству за здание. Протоиерею Феодору удалось вновь открыть церковь и возобновить службы. Чтобы предотвратить повторное закрытие церкви протоиерей Феодор собрал часть суммы денег для уплаты налога, требуемого государством, но на основании очередного доноса 14 августа 1937 года он был арестован. На следствии протоиерей Феодор держался мужественно, никого не обвинял, не называл никаких имен, не признал обвинений в агитации.
22-23 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД МАССР. Выписка из протокола тройки НКВД гласит: «Калистов Федор Степанович, 1865 г.р., служитель религиозного культа — протоиерей, судим за контрреволюционную деятельность. Обвиняется в активной антисоветской террористической агитации и призыве населения к борьбе против советской власти. ПОСТАНОВИЛИ: “Калистова Федора Степановича РАССТРЕЛЯТЬ”».
3 сентября 1937 года протоиерей Феодор Каллистов принял мученическую кончину.
☦️
Преподобномученик Рафаи́л (Момчилович), Шишатовацкий, игумен.
Монастырь Шишатовац, так же как и все монастыри Сремской епархии и Фрушской горы, с самого начала Второй мировой войны и после нее был свидетелем геноцида сербов и истребления православия. Пусть этот небольшой очерк об игумене-мученике, преподобномученике Рафаиле (Момчиловиче), станет фрагментом огромного шишатовацкого и сремского мартиролога.
Георгий Момчилович родился 23 апреля 1875 года в семье сербских крестьян Велимира и Персиды Момчилович в селе Дероне в Бачке. Он был третьим и последним ребенком в семье. Начальную школу Георгий закончил в родном селе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его в монастырь Ковиль, где он провел несколько лет в монастырской школе. Затем Георгий переехал в монастырь Боджане, где уже как послушник изучал иконопись.
В 1897 году игумен Ковильского монастыря Мирон (Джорджевич) вместе с двадцатидвухлетним Георгием перешел в братство монастыря Манассия, где он вскоре принял монашество с именем Рафаил в честь преподобного Рафаила Банатского, хиландарского монаха. Сразу после пострига он был рукоположен во диаконы, а на следующий год – во иеромонахи. Новый митрополит Сербский и Священный Синод послали его в Россию, где иеромонах Рафаил изучал иконопись и служил на Сербском подворье в Москве.
Три года спустя отец Рафаил возвратился в Сербию, холодный климат России ослабил его уже тогда пошатнувшееся здоровье. На год он уехал в Италию совершенствовать свое знание иконописи. Из Рима возвратился в Белград, некоторое время подвизался в монастыре Раковица, затем два года – в монастыре Буково и, вероятно, в 1908 году возвратился в монастырь Ковиль. В 1935 году он был принят в братство монастыря Шишатовац. Об этом периоде его жизни известно не много. О художественных иконописных произведениях отца Рафаила писали больше, чем о нем самом (его мастерство привлекало внимание специалистов-искусствоведов).
Отец Рафаил стал монахом Шишатовацкого монастыря за несколько лет до своей мученической кончины, приблизительно в 1935 году. Спустя три года его избрали настоятелем. В течение этих трех лет им написано большое количество икон, несколько иконостасов и замечательная галерея портретов выдающихся церковных деятелей. Среди этих портретов стоит упомянуть портрет патриарха Сербского Гавриила, мученически погибшего в аду Второй мировой войны. За спиной патриарха-мученика изображен будущий храм святого Саввы на Врачаре, о строительстве которого игумен особенно заботился, отдавая на это все доходы от продажи своих художественных работ, которые оценивал по-монашески скромно. Потому и удостоил его Господь быть соборно прославленным вместе со всеми новомучениками Сербскими под сводами именно этого соборного храма. Так Господь прославляет верных Своих, верных до смерти!
Священным Синодом в марте 1958 года по данным, имевшимся тогда в архиве, составлен список священников и епископов СПЦ, погибших на территории так называемой НДХ (Независимой Державы Хорватской) от рук усташей в период с апреля 1941-го до конца 1944 года. В мартирологе Сремской епархии (после войны отделенной от Белградской архиепископии) под номером 173 повествуется о мученической кончине игумена Рафаила (Момчиловича): «25 августа 1941 года в монастырь в сопровождении нескольких усташей ворвался пристав Никола Бунтак и арестовал игумена и еще трех монахов – Димитрия, Германа и Феофана. Отец Рафаил с монахами был увезен в Славонскую Пожегу. В поезде ему вырвали бороду, избивали, заставляя петь песни сербских четников. На вокзале в Славонской Пожеге арестованные до 9 часов вечера ждали поезда из Славонского Брода, на котором привезли еще 400 арестованных сербов из уездов Босанский Брод и Дервент. На вокзале усташи связали сербов по четверо, во главе колонны поставили отца Рафаила с тремя монахами и повели по городу. По дороге усташи избивали сербов так, что старики, и среди них игумен Рафаил, спотыкались и падали; это приводило усташей в еще большее ожесточение, их избивали, выкрикивая: «А ну, четники, спойте свою песню “Святый Боже”!» Затем узников привели в больничный двор, в котором был устроен лагерь, выстроили и избивали каждого по очереди. После побоев их, едва живых, заставили бегом бежать к баракам. Игумен Рафаил, измученный и истерзанный, потерял сознание и упал, и те, кто бежал вслед за ним, вынуждены были бежать по его телу. Игумен-мученик, избитый до неузнаваемости, был помещен в лагерную больницу, а спустя четыре дня его перевезли в Сербию, в одну из белградских больниц. В больнице было установлено, что у отца Рафаила сломано пять ребер, многочисленные внутренние кровоподтеки. 3 сентября 1941 года игумен Рафаил скончался от полученных травм».
Из этого текста, составленного в канцелярии Синода на основании имеющихся в архиве данных, очевидно, что преподобномученик Рафаил (Момчилович) умер в белградской больнице после мучений, перенесенных в Славонской Пожеге, и захоронен на одном из белградских кладбищ или в каком-то из массовых захоронений, местонахождение которого тогда не было установлено. Один Господь Всеведущий знает место земного упокоения новомученика, душа же его пребывает в вечном блаженстве у подножия престола Божия.
3 сентября – день исповеднической мученической кончины игумена Рафаила, положившего душу свою за Христа, православие и сербство,– этот день должен стать днем всенародного прославления его святого подвига.
Преподобномученик Рафаил Шишатовацкий во время своей земной жизни занимался иконописью и живописью, к своему художественному дару относился смиренно. Более всего он занимался живописанием иконы Божией, истинного христианского монашеского лика, в самом себе. И это главное делание своей жизни завершил он мученической смертью за Христа, за Крест честнЫй и веру православную. Потому мы прославляем его память вместе с многочисленными мучениками – свидетелями Апокалиптического Агнца, со всеми невинно пострадавшими, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога (Откр.7:14-15).
☦️
Преподобномученик Игна́тий (Даланов), иеромонах.
Преподобномученик Игнатий родился 12 сентября 1885 года в деревне Кожемякино Себежского уезда Юстиновской волости Витебской губернии в семье крестьянина Михаила Даланова и в крещении был наречен Иоанном. Образование он получил в сельской школе. 6 июня 1911 года Иван поступил в Оптину Пустынь. 11 сентября того же года его благословили на подрясник, с 1914 года он проходил послушание в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни.
В июле 1914 года часть братии – рясофорные монахи и послушники – были призваны на фронт в связи с начавшейся войной с Германией, и среди них послушник Иоанн, который был направлен служить в 5-й пехотный резервный Сибирский полк. В Великую Пятницу Четыредесятницы 1917 года он был пострижен рясофор.
После закрытия Оптиной пустыни с приходом к власти безбожников Иоанн был пострижен в монашество с наречением ему имени Игнатий; он стал служить сторожем в Тихвинском храме в селе Стрельна неподалеку от Козельска. В 1929 году он был рукоположен во иеромонаха и с 1934 года служил в Спасской церкви в селе Курыничи Перемышльского района, здесь он прослужил до массовых гонений 1937 года.
В ноябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей – секретаря сельсовета, колхозного бригадира и одного из колхозников, которые дали требуемые следователем показания, будто иеромонах Игнатий говорил, что перепись коммунисты проводят только для того, чтобы узнать, сколько народа при советской власти умерло, да сколько осталось верующих, чтобы определить, закрыть или вновь открыть церкви, что коммунисты, готовясь к выборам, начинают людей ни за что сажать в тюрьмы; они утверждают, что советская страна самая демократичная в мире – народ может выбирать кого хочет, а на самом деле все наоборот, намечают кандидатов, которые им нужны, а если будешь возражать – посадят в тюрьму и запишут контрреволюционером.
23 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Игнатия, и 27 ноября он был допрошен.
– Вы арестованы и привлекаетесь к ответственности за контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам дать по этому поводу показания! – потребовал следователь.
– Контрреволюционной деятельности с моей стороны не было, – ответил отец Игнатий.
– Вы даете неправильные показания. Следствие располагает достаточным материалом о вашей контрреволюционной деятельности.
– Я даю следствию искренние показания о том, что с моей стороны никакой контрреволюционной деятельности не велось.
– В ноябре 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию в связи с выборами в Верховный Совет. Дайте показания по этому вопросу.
– Контрреволюционную агитацию в связи с выборами я ни в ноябре, ни в другое время не вел.
– В апреле 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию и клеветали на советскую власть. Дайте показания по этому вопросу.
– Я еще раз заявляю, что как в апреле, так и в другое время с моей стороны контрреволюционная агитация против существующего строя не проводилась, считаю эти показания свидетелей неправильными.
– Откуда к вам прибыл монах Саратовского монастыря… и почему он у вас проживает?
– За контрреволюционную деятельность он отбывал наказание в Сибири и в Орле, после чего прибыл в Калугу, и архиерей направил его к нам. В церкви он не служил, а работал в саду…
– А кто у вас еще проживает в сторожке?
– В сторожке еще живут монахиня,.. сторожиха,.. жена церковного старосты… и ее сестра…
– Вы организовали там монастырь?
– В сторожке жили два монаха, монахиня и три церковницы, монастыря мы там не организовывали, а собрались, потому что негде было жить.
– Отрицая предъявленные обвинения, вы стали на путь обмана следствия, которое располагает достаточным материалом, уличающим вас в контрреволюционной деятельности, поэтому предлагается вам не обманывать следствие…
– В предъявляемых мне обвинениях я виновным себя не признаю, и еще раз заявляю, что с моей стороны никогда никакой контрреволюционной деятельности не велось.
27 ноября следствие было закончено, на следующий день следователь составил обвинительное заключение, направив его на рассмотрение тройки, и 2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила иеромонаха Игнатия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 25 июля 1940 года, после пребывания в различных тюрьмах, он оказался в Темниковском лагере в Мордовии. 24 августа 1942 года отец Игнатий тяжело заболел и был помещен в лагерный лазарет. Иеромонах Игнатий (Даланов) скончался 3 сентября 1942 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.
☦️
Икона Богородицы Светописанная (Светописанный образ).
Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре.
3 сентября 2013 года исполнилось 110 лет явления Божией Матери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 100-летнюю годовщину этого чудесного события.
27 июля 2013 года на заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение (журнал № 97) включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-svetopisannaja-svetopisannyj-obraz