10 апреля 2022
⏳ 2022.04.10 (вс)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 5я Великого поста (глас 1й)
• воскресенье
• прп. Мари́и Египетской (переходящ. в 5ю Неделю Великого поста)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 10 апреля (28 марта)
• мчч. Ионы, Варахи́сия и др. (ок. 330)
• прп. Илариона Нового (ок. 754)
• прп. Стефа́на Триглийского (ок. 815)
• мч. Боя́на (Енраво́та), кн. Болгарского (ок. 830)
• прмч. Евстра́тия Печерского (1097)
• прп. Илариона Псковоезерского (1476)
• сщисп. Николая (Постникова) (1931)
• сщмч. Василия (Малинина) (1938)
• мч. Иоанна (Чернова) (1939)
☦️
Преподобная Мари́я Египетская.
Преподобная Мария (день преставления 14 апреля), прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
…
Далее см. жития от 14 апреля:
https://tlots.ru/year/04-14/
☦️
Мученики Ио́на, Варахи́сий и другие с ними.
Братья Иона и Варахисий были христианами. Они жили в селении Ясы в Персии при царе Сапоре (310–331), жестоком гонителе христиан. Узнав, что в городе Варавохе истязают христиан, они направились туда, нашли в темнице мучеников Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илию, Марина, Авива, Сивефина и Савву и убеждали их твердо держаться христианской веры до конца. Святые братья были схвачены и приведены на суд к персидским князьям Масдрафу, Сирофу и Мармисию, которые стали принуждать их поклониться солнцу, огню и воде. Святые мученики твердо исповедали перед ними свою веру во Христа и отказались выполнить требование язычников, за что были подвергнуты жесточайшим истязаниям.
…
Тела святых мучеников Ионы, Варахисия и других замученных страстотерпцев были погребены благочестивым христианином по имени Авдисот.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/281
☦️
Преподобный Иларио́н Новый, Пеликитский, игумен.
Преподобный Иларион с юности посвятил себя служению Богу и много лет провел в затворе. За непорочность и святость жизни он сначала удостоился сана пресвитера, а затем был поставлен игуменом Пеликитского монастыря (близ пролива Дарданеллы). Преподобный Иларион сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворений. Благодатной силой молитвы он низводил дождь во время засухи, подобно пророку Елисею разделял воды реки, отгонял от полей вредных животных, наполнял рыбой сети рыбаков при неудачном лове и совершал много других чудес. Кроме того, он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. Преподобный пострадал в 754 году, когда в Великий четверг военачальник Лаханодракон, преследуя иконопочитателей, неожиданно напал на Пеликитский монастырь, дерзко ворвался в церковь во время Божественной литургии, прервал службу и поверг на землю Святые Дары. Сорок два инока были схвачены, закованы в цепи, отосланы в Ефесскую область и умерщвлены. Оставшимся инокам были нанесены тяжелые увечья, их били, опаляли бороды огнем, лица мазали смолой, некоторым исповедникам отрезали носы. Во время этого гонения мученически скончался за иконопочитание преподобный Иларион.
Преподобный Иларион оставил духовные произведения, в которых содержатся глубоконравственные наставления о духовном подвижничестве. С трудами преподобного Илариона был хорошо знаком преподобный Иосиф Волоцкий (память 9 сентября и 18 октября), в богословских произведениях которого также раскрывается значение монашеского подвига.
☦️
Преподобный Стефа́н Триглийский, игумен.
Преподобный Стефан пострадал при императоре-иконоборце Льве Армянине (813–820). С самой юности святой подвижник посвятил свою жизнь Богу и принял монашеский постриг, а потом стал настоятелем Триглийского монастыря, близ Константинополя. Когда началось гонение на святые иконы, святой игумен был вызван на допрос, где его принуждали подписать отречение от иконопочитания. Преподобный Стефан решительно отказался изменить Православию и смело обвинил императора в нечестии. Святого подвергли страшным мукам, после которых в 815 году сослали в заточение. Истощенный, больной и исстрадавшийся святой исповедник Стефан вскоре скончался в темнице.
☦️
Мученик Боя́н (Енраво́т) Болгарский.
Святой мученик Боян, князь Болгарский, пострадал за веру во Христа около 830 года. Когда на болгарский престол вступил его брат-язычник Маломир (Владимир), благоверный князь Боян обратился к нему с просьбой освободить из заточения христианина Киннамона (Кинама), который долгое время находился в заключении, потому что отказался участвовать в языческом жертвоприношении при князе Обритом (Крутогоне), предшественнике князя Маломира.
Желание благоверного князя Бояна было исполнено, и он, увидев до крайности истощенного Киннамона, спросил, за что он так страдал. В долгой беседе просвещенный христианин объяснил князю-язычнику заблуждения язычества и необходимость Христовой веры для спасения. В конце дружеской беседы он сказал князю: «Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? – Веруй в Господа Иисуса». Князь Боян с радостью принял Святое Крещение. Новообращенный благоверный князь, познакомившись с христианским благочестием, проникся искренней любовью к молитве, посту и Богомыслию. Маломир, узнав об обращении брата в христианство, потребовал от него отречения от Христовой веры и возвращения к язычеству. Однако святой князь Боян решительно ответил: «Я гнушаюсь языческими идолами и почитаю Христа, Истинного Бога, и никто не может меня отлучить от любви ко Христу». Маломир, услышав ответ брата, приговорил его к смертной казни. Перед мученической кончиной святой князь-исповедник пророчески произнес: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Напрасно надеются остановить ее моею смертью. Будут воздвигнуты храмы Истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и скверные жертвенники исчезнут». С последним пророческим словом он обратился к брату Маломиру: «От своей жестокости ты не получишь никакой пользы, и скоро тебя постигнет смерть».
Предсказание святого мученика, убитого мечом, прежде всего исполнилось над его братом. Вскоре Маломир умер и, поскольку он не имел наследника, престол наследовал его старший брат Пресиян (836–852). Сын князя Пресияна, святой равноапостольный князь Борис, в Святом Крещении Михаил (память 2 мая), крестил впоследствии болгарский народ. Исполнилось и это пророчество святого мученика князя Бояна.
☦️
Преподобномученик Евстра́тий Печерский.
Преподобномученик Евстратий Печерский родился в XI веке в Киеве в богатой семье. С возрастом он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, раздав свое имение нищим. Преподобный Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании.
Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивец стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь». Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников через несколько дней умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он уже в течение четырнадцати дней не прикасался к пище и воде. Нечестивый рабовладелец, видя, что из-за черноризца пропали его деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить святому иноку.
Приближалось Светлое Христово Воскресение, и рабовладелец во время празднования иудейской пасхи, собрав своих друзей, распял на кресте преподобного Евстратия. Собравшиеся вокруг распятого святого жестокие мучители поносили страстотерпца и предлагали вкусить их пасхи. На это преподобномученик отвечал: «Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за Имя Его на кресте по образу Его страданий…». Услышав это, разгневанный рабовладелец схватил копье и пронзил им пригвожденного ко кресту преподобномученика Евстратия. Святое тело страдальца, снятое с креста, было ввергнуто в море. Верующие христиане долго искали святые мощи мученика, но не смогли их найти. Промыслом Божиим нетленные мощи были обретены в пещере и источали множество чудес. Впоследствии они были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерского монастыря.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/280
☦️
Преподобный Иларио́н Псковоезерский, Гдовский.
Преподобный Иларион был учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря.
Преподобный Иларион Гдовский был одним из молитвенников-пустынножителей. В XV–XVI веках в разных уголках Псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухой пустыни, среди леса, болот и мхов. Не зря Псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные называют Палестиной.
Такое же место для молитвы выбрал преподобный: территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желча (сегодня Гдовский район). Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.
В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.
При своей жизни преподобный Иларион нес подвиг столпничества – молился в дупле дерева. До сих пор эта сосна сохраняется в часовне недалеко от самой Покровской церкви. Сохранилось предание, что он уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто с чем пришел и кто какой страстью одержим. Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанном труде, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.
Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Указом Екатерины II монастырь был упразднён, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал литургию в день празднования памяти преподобного священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Последняя служба в храме прошла в 1942 году.
В 1993 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил богослужения и восстановил храм. Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, находятся в Псковском музее-заповеднике, а на колокольне церкви сегодня находится пять новых колоколов, отлитых на Урале. Островная деревня Озера, где стоит церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного, является местом паломничества православных.
☦️
Исповедник Никола́й Постников, пресвитер.
Священноисповедник Николай родился в 1857 году в городе Касимове Рязанской губернии в семье священника Иакова Постникова. В 1878 году Николай Яковлевич окончил Духовную семинарию и до 1883 года был директором и преподавателем Закона Божия Курловского одноклассного образцового училища в Касимовском уезде.
В 1883 году он был рукоположен во священника к Воскресенскому храму в селе Любич Зарайского уезда Рязанской губернии, впоследствии этот уезд вошел в состав Московской епархии. С 1889-го по 1902 год отец Николай исполнял послушание окружного миссионера по борьбе с расколом, с 1893-го по 1906 год он был членом благочиннического совета. В 1901 году отец Николай был награжден наперсным крестом и впоследствии возведен в сан протоиерея.
В декабре 1929 года протоиерей Николай приехал по приглашению прихожан служить в храм святого апостола Иоанна Богослова в селе Тимошкино и прослужил здесь до 21 января 1930 года. Архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский), в чьем ведении тогда был Иоанно-Богословский храм, благословил его остаться здесь, но попросил, чтобы он испросил разрешение на переход у своего епископа.
Пока отец Николай служил в Тимошкино, против него в Любиче было начато дело; священника обвинили в том, что он «вел антисоветскую агитацию против совхоза, колхоза и прочих мероприятий советской власти на селе, распускал провокационные слухи о гонении на религию и призывал к защите церкви от варварской власти».
Сотрудники ОГПУ, не обнаружив священника дома в Любиче, объявили его в розыск, и 28 января, по возвращении домой, отец Николай сразу же был арестован, заключен в тюрьму в Коломне и допрошен. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал, что действительно бывали случаи, когда он в беседе с людьми говорил, что жить стало теперь тяжело, налоги стали большие, на религию гонение, но против совхоза и колхоза он ничего не говорил.
В тот же день следствие было закончено, и 28 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам ссылки в Северный край. В это время ему шел семьдесят третий год и условия ссылки оказались для него непосильны. Протоиерей Николай Постников скончался в ссылке в Соломбальской больнице города Архангельска 10 апреля 1931 года и был погребен в безвестной могиле.
☦️
Священномученик Васи́лий Малинин, пресвитер.
Священномученик Василий родился 30 декабря 1877 года в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ксенофонта Малинина. По окончании Владимирской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле. Со временем отец Василий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.
1 декабря 1936 года сотрудник местного НКВД, допросив в присутствии учителей школьников, записал: «В Корнильевскую церковь города Переславля ежедневно ходят дети-ученики, проживающие в поселке Новый Быт, в том числе ходят и пионеры, с которыми проводит беседы поп данной церкви Малинин и бывшие монашины (монахини).
На беседы в церковь Малинин учеников заманивает разными предлогами – дает им по три просфоры, их смачивает в красном вине, а когда передает, их благословляет. Рассказывает ученикам о религиозных праздниках – Рождестве и Пасхе, показывает икону “мучения грешников”, заманивает учеников ходить на большие праздники в церковь, в особенности в Рождество и Пасху. Малинин говорит, что в эти праздники в церкви бывает очень хорошо. Учеников расспрашивает, кого как зовут, и, узнавши имя, говорит им, когда приходить в церковь на свои именины.
Кроме того, Малинин расспрашивает учеников, чему учат в школе, на Рождество устраивают ли елки; вместе с этим Малинин ученикам наказывает: если будет елка, приходили бы к нему за свечками для елки. Поп Малинин учеников-ребят водит в алтарь, показывая им, что находится в алтаре.
Вместе с Малининым с учениками беседует одна монашина, которая также прислуживает в церкви Корнилия. Бывшая монашина ученикам рассказывает о благоразумном разбойнике и распятии его, учеников призывает ходить в церковь и молиться Богу, а после службы и моления в церкви подходить ко кресту и целовать его.
Организатором ребят, посещающих церковь, является ученик средней школы пионер Коля Ранеткин, который проживает в квартире рядом с церковью. Мать его – член ВКП(б), к которой ездят очень часто из воинской части на автомашине; в квартире устраивают пьянство, а ученика Колю в это время из квартиры выгоняют: он в это время собирает ребят и уходит в церковь.
Кроме того, церковь вместе с вышеуказанными ребятами посещают дошкольники, проживающие в поселке Новый Быт – от 10 до 15 человек.
30 ноября 1936 года вышеуказанная группа опять собиралась пойти в церковь, но церковь оказалась закрытой – не было Малинина, которого ученики ходили встречать, но не встретили.
Вышеуказанная группа учеников-пионеров в данный момент разложилась, пионерские галстуки после прихода домой из школы снимают и между собой договариваются, чтобы галстук не носить, а кто наденет, с того стаскивают. Этим больше всего отличаются пионеры Александров и Ранеткин: если на пионере увидят галстук, над пионером устраивают смех: “Зачем надел собачью радость?”».
18 октября 1937 года протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в Ярославле и в тот же день допрошен.
Выяснив, что отец Василий поддерживает отношения с благочинным и священниками, служащими в соседних приходах, и что некоторые из них приезжают к нему исповедоваться, следователь заявил:
– Вы обвиняетесь в том, что состояли членом церковно-монархической организации города Переславля. Признаете себя в этом виновным?
– Нет, не признаю, – ответил священник.
– Следствие располагает данными, что вы вовлекали в церковь детей рабочих, пионеров, и подвергали их там антисоветской обработке. Вы это подтверждаете?
– Нет, этого не было. Были случаи посещения церкви школьниками-пионерами в 1936 году, но делали они это самостоятельно.
19 октября 1937 года следствие было закончено, и 28 октября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 19 января 1938 года он прибыл в один из лагерей Бамлага, откуда его отправили в лагерь на Дальнем Востоке. Протоиерей Василий Малинин скончался
10 апреля 1938 года в одном из лагерей Дальнего Востока и был погребен в безвестной могиле.
☦️
Мученик Иоа́нн Чернов.
Мученик Иоанн родился в 1880 году в деревне Алексеевка Рождественской волости Боровского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Алексея Чернова. Окончив сельскую школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После прихода к власти безбожников и коллективизации крестьянских хозяйств Иван Алексеевич из деревни уехал и устроился работать на наро-фоминскую фабрику, но когда ее администрации стало известно, что он исполняет в Петропавловской церкви обязанности псаломщика, он тут же был с фабрики уволен и ему пришлось вернуться в деревню.
В 1938 году председатель сельсовета составил справку для НКВД на арест Ивана Алексеевича, поставив ему в вину, что дочь его была в монастыре и сам он был устранен от работы в колхозе как религиозный элемент.
Все жители деревни Алексеевка были прихожанами Введенской церкви в соседнем селе Котово, но к концу тридцатых годов священники, служившие здесь, были арестованы, и Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления богослужения. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В нем он писал, что жители деревни желают иметь своего священника, чтобы он мог исполнять требы, чтобы могла совершаться божественная служба, и просят, чтобы власти передали ключи от церкви группе верующих и избранному от них уполномоченному Ивану Алексеевичу Чернову.
В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района.
«Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович, – писал он. – Мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуй за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, Михаил Петрович, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов, что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть, а нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться и отпеть усопшего. Вот что нам дороже всего земного богатства, все на земле временно, а за гробом вечно.
Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость, нам нужны псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа – глас Божий. Дорогой друг народа, будь защитником партийных и непартийных, верующих в Бога и не верующих, будь ко всем ровным».
Письмо это сразу же попало в НКВД, для которого не представляло большого труда установить, кто его написал. Сотрудники НКВД приступили к допросам некоторых жителей деревни Алексеевка, и те показали, что Иван Алексеевич в марте 1938 года ходил по деревне, собирал подписи за открытие церкви в селе Котово и проводил религиозную пропаганду, говоря о необходимости веры в Бога и улучшения жизни через милость Божию, когда откроем церковь и будем молиться. Кроме того, он будто бы говорил колхозникам: «Вот видите, колхозники, сегодня год неурожая, в поле все пропало, нам нужно бы помолиться Богу, а то вот ничего не родится, мы и будем работать даром, с голоду умрем. Вот до чего мы дожили при советской власти, ни у кого ничего не стало; раньше мы были сами себе хозяева, а теперь, что ни задумай сделать, все у кого-то спросись да доложись… Вот какое пришло проклятое время, от своей церкви последней куда идти молиться Богу? Вот что наделала это проклятая советская власть, мучают всех антихристовы коммунисты, пишут и туманят головы своей конституцией, которая никому прав не дала, позакрывали все церкви, а в этом была только одна отрада для народа, но все‑таки придет и этому конец, и сгонят проклятых коммунистов, и тогда только заживем хорошо».
21 июня 1938 года сотрудник НКВД выписал справку на арест псаломщика, где в вину ему было поставлено, что он собирает подписи под ходатайством за открытие церкви. 28 июня Иван Алексеевич был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
– Скажите, вы писали в день выборов Верховного Совета 12 декабря 1937 года письмо на имя депутата Верховного Совета товарища Петрова, если писали, то куда вы его дели? – спросил псаломщика следователь, зная, что письмо находится в деле псаломщика.
– Да, в день выборов в Верховный Совет я писал письмо. Содержание письма религиозного характера. Письмо… я опустил при голосовании в урну в конверте вместе с бюллетенем, – ответил Иван Алексеевич.
Следователь спросил, признает ли себя Иван Алексеевич виновным в контрреволюционной деятельности, на что тот ответил, что не признает. Были вызваны на очные ставки с ним лжесвидетели, но Иван Алексеевич отверг все их показания.
13 августа следствие было закончено, и 19 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД приговорило псаломщика к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в один из Беломорско-Балтийских лагерей, прибыв туда 8 ноября. Иван Алексеевич Чернов скончался от голода в лазарете 14-го лагерного пункта Семеново Пудожского района Карелии 10 апреля 1939 года и был погребен на кладбище в километре от лагеря в безвестной могиле.